Jump to content

Роберт Криппен

Роберт Криппен
Криппен в 1979 году
Рожденный
Роберт Лорел Криппен

( 1937-09-11 ) 11 сентября 1937 г. (86 лет)
Образование Техасский университет, Остин ( бакалавр )
Награды Заслуженный летный крест
Почетная космическая медаль Конгресса
Медаль НАСА за выдающиеся заслуги
Космическая карьера
Астронавт НАСА
Классифицировать Капитан , ВМС США
Время в космосе
23д 13ч 46м
Выбор Группа 2 ВВС США (1966)
Группа НАСА 7 (1969)
Миссии СТС-1
СТС-7
СТС-41-С
СТС-41-Г
Знаки отличия миссии
Выход на пенсию 31 декабря 1991 г.

Роберт Лорел Криппен (родился 11 сентября 1937 года) — американский морской офицер и летчик в отставке , летчик-испытатель , аэрокосмический инженер и астронавт в отставке . Он летал в космос четыре раза: в качестве пилота STS-1 в апреле 1981 года, первого полета космического корабля "Шаттл" ; и в качестве командира STS-7 в июне 1983 года, STS-41-C в апреле 1984 года и STS-41-G в октябре 1984 года. Он также был частью пилотируемой орбитальной лаборатории (MOL) медицинского эксперимента Skylab по высотным испытаниям ( SMEAT), ASTP член экипажа поддержки , а также испытания подхода и посадки (ALT) для космического корабля "Шаттл" .

В 1986 году Криппен участвовал в операциях по восстановлению останков членов экипажа после космического корабля « Челленджер» катастрофы . Он также входил в состав комиссии по установлению причины аварии.

Выйдя на пенсию в качестве астронавта, Криппен прошел путь через управление в НАСА , а именно в должности директора космического корабля «Шаттл» в штаб-квартире НАСА , затем директора Космического центра Кеннеди . Он также работал в Lockheed Martin и Thiokol Propulsion, прежде чем уйти на пенсию и заняться частной жизнью во Флориде .

Криппен получил несколько наград и наград, в том числе Почетную космическую медаль Конгресса в 2006 году, а также начальную школу, названную в его честь в Портере, штат Техас . Он также является членом нескольких организаций, в том числе Американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA) и Общества летчиков-экспериментаторов (SETP).

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Роберт Криппен родился в Бомонте, штат Техас , 11 сентября 1937 года. [1] После окончания средней школы Нью-Кейни в Нью-Кейни, штат Техас , в 1955 году Криппен поступил в Техасский университет в Остине на специальность в области аэрокосмической техники . В 1960 году он получил степень бакалавра наук . [1] [2] [3] Он был выбран членом техасского отделения Альфа Тау Бета Пи и Сигма Гамма Тау . [4]

Криппен заинтересовался полетами и компьютерами в очень раннем возрасте. Он посетил первый класс компьютерного программирования, проходивший в Техасском университете. На протяжении всей своей карьеры в армии и в НАСА он работал над компьютерным программированием, включая такие программы, как «Пилотируемая орбитальная лаборатория», «Скайлэб» и «Спейс шаттл». [5]

Военная карьера

[ редактировать ]

Криппен был введен в эксплуатацию в рамках США ВМС программы подготовки кандидатов в авиационные офицеры (AOCS) на военно-морской авиабазе Пенсакола , Флорида . [1] Он также провел время на военно-морской авиабазе Уайтинг-Филд во Флориде и военно-морской авиабазе Чейз-Филд в Бивилле, штат Техас . Именно там он заработал свои крылья. В качестве военно-морского авиатора с лета 1962 года до конца 1964 года он дважды командировался на борту военного корабля США «Индепенденс» , управляя самолетом А-4 «Скайхок» в составе 72-й штурмовой эскадрильи ( VA-72 ). Позже он отправился на базу ВВС Эдвардс в Калифорнии, чтобы поступить в ВВС США Школу пилотов аэрокосмических исследований . После окончания учебы Криппен работал инструктором на базе ВВС Эдвардс до октября 1966 года, когда его выбрали для участия в США ВВС программе пилотируемой орбитальной лаборатории (MOL). [1] Он провел в воздухе более 6500 часов в качестве пилота или космонавта. [2]

Пилотируемая орбитальная лаборатория

[ редактировать ]
Криппен в скафандре MOL

Программа Пилотируемой орбитальной лаборатории (MOL) была продолжением программы X-20 Dyna-Soar . совместная программа ВВС США и Национального разведывательного управления (NRO), позволит отправить людей в космос. Программа MOL, [6]

Публично программа MOL была разработана для определения полезности человека в космосе. Экипажи будут находиться на орбите около месяца и смогут свободно перемещаться по лаборатории. [7] Секретной и основной задачей было выполнение разведывательных операций на территории Советского Союза и Китая . Пилотам не сообщили об этой настоящей миссии, хотя позже они были проинформированы. [8]

Когда Криппен был выбран для обучения астронавтов в октябре 1966 года, ему пришлось выбирать между военными и НАСА, и он решил остаться в армии, чтобы работать над программой MOL. Он чувствовал, что потеряется в НАСА из-за большого количества астронавтов, уже участвующих в программах агентства. 3 ноября 1966 года состоялся беспилотный полет. Пилотируемых полетов не было. [5]

Программа MOL была отменена в июне 1969 года. [6] после чего Криппен перешел в НАСА, чтобы продолжить карьеру. [5] Отмена произошла из-за различий в приоритетах военной и космической программ, когда правительство решило снизить акцент на военное участие в космической программе. Однако такие разработки, как скафандр, система управления отходами и камера высокого разрешения, позже использовались в различных космических программах. [9]

Карьера в НАСА

[ редактировать ]

Мы летели на крылатом аппарате, который возвращался в атмосферу иначе, чем когда-либо раньше. Так что все это были первые. Летчики-испытатели искренне любят быть первыми.

— Опыт Криппена на шаттле [10]

После отмены программы MOL Криппен стал частью 7-й группы астронавтов НАСА . в сентябре 1969 года [1] Он служил поддержкой для Скайлэб-2 , Скайлэб-3 и Скайлэб-4 , а также для испытательного проекта «Аполлон-Союз». [1]

Высотное испытание медицинского эксперимента Skylab (SMEAT)

[ редактировать ]

Высотное испытание медицинского эксперимента Skylab (SMEAT) представляло собой 56-дневную миссию (с 26 июля по 19 сентября 1972 года), в ходе которой астронавты Криппен, Карол Дж. Бобко и Уильям Э. Торнтон были размещены в вакуумной камере для проведения медицинских экспериментов. Цель заключалась в том, чтобы гарантировать, что экипажи в космосе смогут справиться с незначительными неотложными медицинскими ситуациями, включая стоматологию. [5] SMEAT также смог обнаружить и исправить конструктивные недостатки системы обработки мочи для Skylab. [11] Криппен и его команда работали над расширением первоначальной конструкции системы сбора, которая была слишком маленькой и в какой-то момент система сбора лопнула. [5]

Испытательный проект «Аполлон-Союз»

[ редактировать ]

Испытательный проект «Аполлон-Союз» (ASTP) представлял собой совместную работу Соединенных Штатов и Советского Союза, призванную проверить возможности сближения и стыковки в случае возникновения чрезвычайной ситуации в космосе. [12] Криппен был капсульным коммуникатором (CAPCOM) для испытательного проекта «Аполлон-Союз» (а также «Скайлэб»), за это время он установил тесную связь с отделом управления полетами и управления полетом. [5] 15 июля 1975 года США запустили в космос ракету-носитель «Сатурн IB» в конфигурации «Аполлон». Через два дня он состыковался с космическим кораблем «Союз» . [12]

Тесты захода на посадку и посадки (ALT)

[ редактировать ]

Испытания на подход и посадку космического корабля «Шаттл» имели решающее значение для всей программы, в ходе которой экипаж проверял маневренность и возможности приземления космического корабля. , запущенный с самолета 747, Прототип космического корабля "Энтерпрайз" был впервые испытан 12 августа 1977 года. Астронавты Фред В. Хейз-младший и К. Гордон Фуллертон пилотировали " Энтерпрайз" с высоты примерно 7300 м (24 000 футов) до земли и приземлились в Эдвардсе. База ВВС. Вторая команда астронавтов Джо Х. Энгла и Ричарда Х. Трули чередовалась с Хейзом и Фуллертоном, чтобы проверить возможности «Энтерпрайза». [13] Сначала Криппену поручили оказывать поддержку семье во время испытаний, а затем он стал пилотом-преследователем на Т-38. [5] Программа ALT длилась около года, проверяя все аспекты захода на посадку и приземления, от аэродинамики до маневренности, характеристик планирования и приземления. [14]

Джон Янг и Криппен готовятся к миссии STS-1.

Криппен был пилотом космического корабля "Колумбия" на STS-1, первом испытательном полете космического корабля "Шаттл" на орбите. [15] Его работа заключалась в работе с компьютерами, электрическими системами и вспомогательными силовыми установками «Шаттла». Он также отвечал за управление дверями отсека полезной нагрузки. [5] У STS-1 было несколько новинок: корабль с экипажем, который должен был быть выведен на околоземную орбиту без каких-либо предварительных орбитальных испытаний без экипажа; пилотируемый крылатый аппарат для запуска с твердотопливными ракетными ускорителями; [15] возвращаемый аппарат для посадки на обычную взлетно-посадочную полосу. Он стартовал 12 апреля 1981 года и приземлился 14 апреля 1981 года. [16]

Криппен служил командиром STS-7, второго запуска космического корабля «Челленджер» , и возглавлял экипаж из пяти человек. В ходе полета команда развернула канадский спутник Anik-C2 , а также спутник Palapa-B1 из Индонезии . Они также использовали канадскую систему дистанционного манипулятора ( Canadarm ) для развертывания и возврата спутника-шаттла (SPAS-01). Они провели групповой полет с помощью открепленного спутника (SPAS-02), провели совместный американо-германский эксперимент с материалами (OSTA-2) и запустили семь экспериментов по спасению бегства (GAS). Наконец, они работали с системой электрофореза в непрерывном потоке (CFES) и монодисперсным латексным реактором (MLR). Он стартовал 18 июня 1983 года и приземлился 24 июня 1983 года.

Криппен был командиром космического корабля " Челленджер" на STS-41-C, семидневной миссии, во время которой экипаж развернул установку длительного воздействия (LDEF). Экипаж также извлек, отремонтировал и передислоцировал спутник Solar Maximum Mission (SMM) с помощью Canadarm. В ходе полета также были проверены пилотируемые маневренные подразделения (MMU) посредством двух выходов в открытый космос (EVA). Команда также управляла системами камер Cinema 360 и IMAX . Наконец, команда провела студенческий эксперимент на медоносных пчелах . Он стартовал 6 апреля 1984 года и приземлился 13 апреля 1984 года.

Во время своего последнего космического полета Криппен был командиром STS-41-G. В ходе восьмидневного полета экипаж космического корабля « Челленджер» вывел на орбиту спутник ERBS. Они также провели научные наблюдения за Землей с помощью широкоформатной камеры и продемонстрировали потенциальную дозаправку спутников с помощью орбитальной системы дозаправки (ORS). Наконец, Управление космических и наземных применений-3 (OSTA-3) также провело эксперименты для экипажа. Он был запущен 5 октября 1984 года и приземлился 13 октября 1984 года в Космическом центре Кеннеди, Флорида. [17]

Карьера после космического полета

[ редактировать ]

После STS-41-G Криппен стал заместителем директора по работе летного состава (1984–1986). [18] а также был назначен командиром миссии STS-62-A , которая должна была стартовать с нового объекта SLC-6 на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии. Эта миссия была отменена после космического корабля " Челленджер" катастрофы в 1986 году, а SLC-6 был законсервирован в 1989 году. [19]

Криппен лично участвовал в ликвидации последствий катастрофы «Челленджера» , не допуская вмешательства в возвращение всех семи тел экипажа «Челленджера» для их семей. [20] Криппен также входил в состав временной комиссии по рассмотрению происшествий STS-51-L для изучения причин аварии «Челленджера» . Совет стал подгруппой отчета Комиссии Роджерса , группы, созданной президентом Рональдом Рейганом для расследования аварии.

Криппен находился в Космическом центре Кеннеди (KSC) с июля 1987 по декабрь 1989 года, где он был заместителем директора по эксплуатации шаттлов под руководством Арни Олдрича, директора космического шаттла. Он отвечал за миссии шаттла и возвращение корабля в KSC после приземления в Эдвардсе.

С января 1990 по январь 1992 года Криппен занимал пост директора программы «Спейс шаттл» в штаб-квартире НАСА . Таким образом, он отвечал за все аспекты программы «Шаттл», включая планирование, бюджет и общее управление программой. После этого он перешел в KSC и стал директором центра. Это продолжалось с января 1992 года по январь 1995 года. [18]

Карьера после НАСА

[ редактировать ]

После ухода из НАСА с апреля 1995 года по ноябрь 1996 года Криппен был вице-президентом Lockheed Martin Information Systems. Его основным направлением деятельности была работа по моделированию поддержки вооруженных сил. [5]

Криппен стал президентом компании Thiokol Propulsion с декабря 1996 года по апрель 2001 года. Они отвечали за производство многоразовых твердотопливных ракетных двигателей для космических кораблей . [21] Криппену нравилось продолжать участие в программе «Спейс Шаттл». В частности, он высоко оценил свою роль в работе над усовершенствованием конструкции твердотопливных ускорителей для предотвращения очередной «Челленджера» . катастрофы [5]

Организации

[ редактировать ]

Криппен — научный сотрудник Американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA), Общества летчиков-экспериментаторов (SETP) и Американского астронавтического общества (AAS). [2] В 1999 году он занимал пост президента Американского института аэронавтики и астронавтики. [22] В 2009 году он был выбран членом организации «Золотые орлы военно-морских авиаторов». В 2012 году он был избран членом Национальной инженерной академии за лидерство в пилотируемых космических полетах и ​​разработке твердотопливных ракет. [23]

Награды и почести

[ редактировать ]
Вывеска начальной школы Криппена в Портере, штат Техас , названной в честь Роберта Криппена

За свою карьеру Криппен получил несколько наград, в том числе премию SETP Ивена К. Кинчело (1981). [24] и медаль НАСА за выдающиеся заслуги (1972 г.). В 1981 году, после первого полета космического корабля «Шаттл», он получил награду Министерства обороны за выдающиеся заслуги, награду Американского астронавтического общества за летные достижения, Национального географического общества и медаль Гардинера Грина Хаббарда медаль Американского легиона за выдающиеся заслуги. . Он был награжден премией Федерального авиационного управления (ФАУ) за выдающиеся заслуги (1982), Мемориальным трофеем доктора Роберта Х. Годдарда и Трофеем Хармона . Он получил Крест за выдающиеся летные заслуги ВМФ (1984 г.) и медаль за заслуги перед обороной (1984 г.). [25] Наконец, Криппен получил премию «Золотая тарелка» Американской академии достижений (1986). [26]

Он также получил медаль НАСА за выдающееся лидерство , четыре медали НАСА за космические полеты и три медали НАСА за выдающиеся заслуги . В 1996 году Криппен стал десятым человеком, получившим Национальную космическую премию Ротари за достижения в области космоса . Он был введен в Международный зал космической славы в 1991 году и в Зал славы астронавтов США в 2001 году. [10] [27] 6 апреля 2006 года он получил Почетную космическую медаль Конгресса — высшую награду за достижения в космических полетах. [28]

18 ноября 2015 года на съезде Национальной ассоциации деловой авиации в Лас-Вегасе Криппен был объявлен призывником 2016 года в Зал славы национальной авиации . [29]

15 декабря 2023 года Криппен получил Мемориальный трофей братьев Райт от Национальной ассоциации аэронавтики в Вашингтоне, округ Колумбия, за его преданность государственной службе и развитию американской аэрокосмической отрасли; его достижения как летчика, космонавта и лидера; и его самоотверженная преданность будущему человечества. [30]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Криппен впервые женился на Вирджинии Хилл 8 сентября 1959 года. У них было три дочери: Эллен Мари (род. июнь 1962 г.), Сьюзен Линн (род. декабрь 1964 г.) и Линда Рут (род. май 1967 г.). [1] 7 ноября 1987 года он женился на Пандоре Пакетт. [31] Первая женщина-ведущий инженер проекта орбитального корабля НАСА на космических кораблях «Атлантис» и «Челленджер» в Космическом центре Кеннеди. [32]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Роберт Л. Криппен» . Нью-Йорк Таймс . 13 апреля 1981 года . Проверено 21 января 2018 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Биография Роберта Л. Криппена НАСА» (PDF) . НАСА. Июль 2001 года . Проверено 16 января 2021 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  3. ^ Профиль выпускника Роберт Л. Криппен, BS ASE 1960 - веб-сайт Техасского университета в Остине
  4. ^ «Астронавты и летчики» . Тау Бета Пи . Проверено 13 февраля 2018 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Проект устной истории Космического центра имени Джонсона НАСА: Роберт Л. Криппен» . НАСА. 26 мая 2006 года . Проверено 30 декабря 2019 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  6. ^ Перейти обратно: а б «Рассекреченные фотографии пилотируемой орбитальной лаборатории» . Space.com. 4 марта 2017 г. Проверено 21 декабря 2020 г.
  7. ^ «Обнародованные файлы ДОРИАН: сборник документов пилотируемой орбитальной лаборатории NRO» (PDF) . Национальное разведывательное управление. 1 августа 2015 года . Проверено 20 декабря 2020 г.
  8. ^ «Биография Альберта Х. Крюса» (PDF) . Кеннет Р. Криппен. 4 января 2020 г. . Проверено 20 декабря 2020 г.
  9. ^ «Космическая программа ВВС МОЛ» . Apoll011Космос. 1 августа 2020 г. Проверено 24 декабря 2020 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б «Пилотировал первый космический корабль» . Музей истории космоса Нью-Мексико . Проверено 31 декабря 2017 г.
  11. ^ «SMEAT-Космические Патчи» . Эмблема АБ. 21 декабря 2020 г. . Проверено 21 декабря 2020 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б «Обзор испытательного проекта «Аполлон-Союз»» . НАСА. 3 августа 2017 г. Проверено 21 декабря 2020 г.
  13. ^ «Предприятие: Испытательный шаттл» . Space.com. 9 октября 2012 года . Проверено 21 декабря 2020 г.
  14. ^ «Испытания захода на посадку и посадку космического корабля (ALT)» . НАСА. 7 февраля 2013 года . Проверено 21 декабря 2020 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  15. ^ Перейти обратно: а б «Летающая машина» . Звездная газета . 15 апреля 1982 г. с. 9 – через Newspapers.com.
  16. ^ «Обзор СТС-1» . НАСА. 29 июня 2001 года. Архивировано из оригинала 23 августа 2010 года . Проверено 5 февраля 2022 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  17. ^ «41-Г(13)» . НАСА. Архивировано из оригинала 31 декабря 2016 года . Проверено 13 февраля 2018 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  18. ^ Перейти обратно: а б «БИОГРАФИЧЕСКИЙ ЛИСТ БИОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПРОЕКТА КОСМИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ДЖОНСОНА НАСА» (PDF) . Проверено 2 февраля 2022 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  19. ^ «Космический стартовый комплекс-6» . Удобства . Музей космонавтики и ракет ВВС. Архивировано из оригинала 30 марта 2022 года . Проверено 30 марта 2022 г.
  20. ^ Барбри, Джей (25 января 2004 г.). «Глава 6: Поднятие героев из моря» . Проверено 17 июля 2021 г.
  21. ^ «КРИППЕН ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ К ТИОКОЛУ В КАЧЕСТВЕ СВОЕГО ПРЕЗИДЕНТА» . Новости Дезерета. 22 октября 1996 года . Проверено 31 декабря 2017 г.
  22. ^ «Лидерство АИАА» . АИАА . Проверено 13 февраля 2018 г.
  23. ^ «Выпускник Боб Криппен был избран членом Национальной инженерной академии» . 27 февраля 2012 года . Проверено 13 февраля 2018 г.
  24. ^ «Получатели Ивена К. Кинчелое» . Общество летчиков-экспериментаторов . Проверено 22 января 2018 г.
  25. ^ «Роберт Л. Криппен, капитан USN (в отставке)» (PDF) . Золотые орлы . Проверено 13 февраля 2018 г.
  26. ^ «Обладатели Золотой пластины Американской академии достижений» . сайт достижений . Американская академия достижений.
  27. ^ «Роберт Л. Криппен» . Фонд стипендий астронавтов . Проверено 31 декабря 2017 г.
  28. ^ «Пилот первого шаттла Криппен получает Почетную космическую медаль Конгресса» . НАСА. 27 апреля 2006 года . Проверено 31 декабря 2017 г.
  29. ^ «Роберт Л. Криппен» . Национальный зал авиационной славы. Архивировано из оригинала 1 января 2018 года . Проверено 31 декабря 2017 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  30. ^ «Роберт Л. Криппен выбран для получения Мемориального трофея братьев Райт» (PDF) . Национальная аэронавтическая ассоциация . Проверено 27 января 2024 г.
  31. ^ Техасский биографический словарь (Третье изд.). Распространитель книг коренных американцев. 2001. с. 152. ИСБН  9780403099924 . Криппен женился на Вирджинии Э. Хилл 8 сентября 1959 года. У них три дочери. 7 ноября 1987 года он женился на Пандоре Ли Пакетт.
  32. ^ «Пандора Пакетт Криппен» . Рабочие . Зал почета космических работников США. Архивировано из оригинала 30 марта 2022 года . Проверено 30 марта 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b7fdc1a5e7e2631864fd63916fed2081__1710886200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/81/b7fdc1a5e7e2631864fd63916fed2081.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Robert Crippen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)