Роберт Криппен
Роберт Криппен | |
---|---|
Рожденный | Роберт Лорел Криппен 11 сентября 1937 г. Бомонт, Техас , США |
Образование | Техасский университет, Остин ( бакалавр ) |
Награды | Заслуженный летный крест Почетная космическая медаль Конгресса Медаль НАСА за выдающиеся заслуги |
Космическая карьера | |
Астронавт НАСА | |
Классифицировать | Капитан , ВМС США |
Время в космосе | 23д 13ч 46м |
Выбор | Группа 2 ВВС США (1966) Группа НАСА 7 (1969) |
Миссии | СТС-1 СТС-7 СТС-41-С СТС-41-Г |
Знаки отличия миссии | |
Выход на пенсию | 31 декабря 1991 г. |
Роберт Лорел Криппен (родился 11 сентября 1937 года) — американский морской офицер и летчик в отставке , летчик-испытатель , аэрокосмический инженер и астронавт в отставке . Он летал в космос четыре раза: в качестве пилота STS-1 в апреле 1981 года, первого полета космического корабля "Шаттл" ; и в качестве командира STS-7 в июне 1983 года, STS-41-C в апреле 1984 года и STS-41-G в октябре 1984 года. Он также был частью пилотируемой орбитальной лаборатории (MOL) медицинского эксперимента Skylab по высотным испытаниям ( SMEAT), ASTP член экипажа поддержки , а также испытания подхода и посадки (ALT) для космического корабля "Шаттл" .
В 1986 году Криппен участвовал в операциях по восстановлению останков членов экипажа после космического корабля « Челленджер» катастрофы . Он также входил в состав комиссии по установлению причины аварии.
Выйдя на пенсию в качестве астронавта, Криппен прошел путь через управление в НАСА , а именно в должности директора космического корабля «Шаттл» в штаб-квартире НАСА , затем директора Космического центра Кеннеди . Он также работал в Lockheed Martin и Thiokol Propulsion, прежде чем уйти на пенсию и заняться частной жизнью во Флориде .
Криппен получил несколько наград и наград, в том числе Почетную космическую медаль Конгресса в 2006 году, а также начальную школу, названную в его честь в Портере, штат Техас . Он также является членом нескольких организаций, в том числе Американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA) и Общества летчиков-экспериментаторов (SETP).
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Роберт Криппен родился в Бомонте, штат Техас , 11 сентября 1937 года. [1] После окончания средней школы Нью-Кейни в Нью-Кейни, штат Техас , в 1955 году Криппен поступил в Техасский университет в Остине на специальность в области аэрокосмической техники . В 1960 году он получил степень бакалавра наук . [1] [2] [3] Он был выбран членом техасского отделения Альфа Тау Бета Пи и Сигма Гамма Тау . [4]
Криппен заинтересовался полетами и компьютерами в очень раннем возрасте. Он посетил первый класс компьютерного программирования, проходивший в Техасском университете. На протяжении всей своей карьеры в армии и в НАСА он работал над компьютерным программированием, включая такие программы, как «Пилотируемая орбитальная лаборатория», «Скайлэб» и «Спейс шаттл». [5]
Военная карьера
[ редактировать ]Криппен был введен в эксплуатацию в рамках США ВМС программы подготовки кандидатов в авиационные офицеры (AOCS) на военно-морской авиабазе Пенсакола , Флорида . [1] Он также провел время на военно-морской авиабазе Уайтинг-Филд во Флориде и военно-морской авиабазе Чейз-Филд в Бивилле, штат Техас . Именно там он заработал свои крылья. В качестве военно-морского авиатора с лета 1962 года до конца 1964 года он дважды командировался на борту военного корабля США «Индепенденс» , управляя самолетом А-4 «Скайхок» в составе 72-й штурмовой эскадрильи ( VA-72 ). Позже он отправился на базу ВВС Эдвардс в Калифорнии, чтобы поступить в ВВС США Школу пилотов аэрокосмических исследований . После окончания учебы Криппен работал инструктором на базе ВВС Эдвардс до октября 1966 года, когда его выбрали для участия в США ВВС программе пилотируемой орбитальной лаборатории (MOL). [1] Он провел в воздухе более 6500 часов в качестве пилота или космонавта. [2]
Пилотируемая орбитальная лаборатория
[ редактировать ]Программа Пилотируемой орбитальной лаборатории (MOL) была продолжением программы X-20 Dyna-Soar . совместная программа ВВС США и Национального разведывательного управления (NRO), позволит отправить людей в космос. Программа MOL, [6]
Публично программа MOL была разработана для определения полезности человека в космосе. Экипажи будут находиться на орбите около месяца и смогут свободно перемещаться по лаборатории. [7] Секретной и основной задачей было выполнение разведывательных операций на территории Советского Союза и Китая . Пилотам не сообщили об этой настоящей миссии, хотя позже они были проинформированы. [8]
Когда Криппен был выбран для обучения астронавтов в октябре 1966 года, ему пришлось выбирать между военными и НАСА, и он решил остаться в армии, чтобы работать над программой MOL. Он чувствовал, что потеряется в НАСА из-за большого количества астронавтов, уже участвующих в программах агентства. 3 ноября 1966 года состоялся беспилотный полет. Пилотируемых полетов не было. [5]
Программа MOL была отменена в июне 1969 года. [6] после чего Криппен перешел в НАСА, чтобы продолжить карьеру. [5] Отмена произошла из-за различий в приоритетах военной и космической программ, когда правительство решило снизить акцент на военное участие в космической программе. Однако такие разработки, как скафандр, система управления отходами и камера высокого разрешения, позже использовались в различных космических программах. [9]
Карьера в НАСА
[ редактировать ]Мы летели на крылатом аппарате, который возвращался в атмосферу иначе, чем когда-либо раньше. Так что все это были первые. Летчики-испытатели искренне любят быть первыми.
— Опыт Криппена на шаттле [10]
После отмены программы MOL Криппен стал частью 7-й группы астронавтов НАСА . в сентябре 1969 года [1] Он служил поддержкой для Скайлэб-2 , Скайлэб-3 и Скайлэб-4 , а также для испытательного проекта «Аполлон-Союз». [1]
Высотное испытание медицинского эксперимента Skylab (SMEAT)
[ редактировать ]Высотное испытание медицинского эксперимента Skylab (SMEAT) представляло собой 56-дневную миссию (с 26 июля по 19 сентября 1972 года), в ходе которой астронавты Криппен, Карол Дж. Бобко и Уильям Э. Торнтон были размещены в вакуумной камере для проведения медицинских экспериментов. Цель заключалась в том, чтобы гарантировать, что экипажи в космосе смогут справиться с незначительными неотложными медицинскими ситуациями, включая стоматологию. [5] SMEAT также смог обнаружить и исправить конструктивные недостатки системы обработки мочи для Skylab. [11] Криппен и его команда работали над расширением первоначальной конструкции системы сбора, которая была слишком маленькой и в какой-то момент система сбора лопнула. [5]
Испытательный проект «Аполлон-Союз»
[ редактировать ]Испытательный проект «Аполлон-Союз» (ASTP) представлял собой совместную работу Соединенных Штатов и Советского Союза, призванную проверить возможности сближения и стыковки в случае возникновения чрезвычайной ситуации в космосе. [12] Криппен был капсульным коммуникатором (CAPCOM) для испытательного проекта «Аполлон-Союз» (а также «Скайлэб»), за это время он установил тесную связь с отделом управления полетами и управления полетом. [5] 15 июля 1975 года США запустили в космос ракету-носитель «Сатурн IB» в конфигурации «Аполлон». Через два дня он состыковался с космическим кораблем «Союз» . [12]
Тесты захода на посадку и посадки (ALT)
[ редактировать ]Испытания на подход и посадку космического корабля «Шаттл» имели решающее значение для всей программы, в ходе которой экипаж проверял маневренность и возможности приземления космического корабля. , запущенный с самолета 747, Прототип космического корабля "Энтерпрайз" был впервые испытан 12 августа 1977 года. Астронавты Фред В. Хейз-младший и К. Гордон Фуллертон пилотировали " Энтерпрайз" с высоты примерно 7300 м (24 000 футов) до земли и приземлились в Эдвардсе. База ВВС. Вторая команда астронавтов Джо Х. Энгла и Ричарда Х. Трули чередовалась с Хейзом и Фуллертоном, чтобы проверить возможности «Энтерпрайза». [13] Сначала Криппену поручили оказывать поддержку семье во время испытаний, а затем он стал пилотом-преследователем на Т-38. [5] Программа ALT длилась около года, проверяя все аспекты захода на посадку и приземления, от аэродинамики до маневренности, характеристик планирования и приземления. [14]
СТС-1
[ редактировать ]Криппен был пилотом космического корабля "Колумбия" на STS-1, первом испытательном полете космического корабля "Шаттл" на орбите. [15] Его работа заключалась в работе с компьютерами, электрическими системами и вспомогательными силовыми установками «Шаттла». Он также отвечал за управление дверями отсека полезной нагрузки. [5] У STS-1 было несколько новинок: корабль с экипажем, который должен был быть выведен на околоземную орбиту без каких-либо предварительных орбитальных испытаний без экипажа; пилотируемый крылатый аппарат для запуска с твердотопливными ракетными ускорителями; [15] возвращаемый аппарат для посадки на обычную взлетно-посадочную полосу. Он стартовал 12 апреля 1981 года и приземлился 14 апреля 1981 года. [16]
СТС-7
[ редактировать ]Криппен служил командиром STS-7, второго запуска космического корабля «Челленджер» , и возглавлял экипаж из пяти человек. В ходе полета команда развернула канадский спутник Anik-C2 , а также спутник Palapa-B1 из Индонезии . Они также использовали канадскую систему дистанционного манипулятора ( Canadarm ) для развертывания и возврата спутника-шаттла (SPAS-01). Они провели групповой полет с помощью открепленного спутника (SPAS-02), провели совместный американо-германский эксперимент с материалами (OSTA-2) и запустили семь экспериментов по спасению бегства (GAS). Наконец, они работали с системой электрофореза в непрерывном потоке (CFES) и монодисперсным латексным реактором (MLR). Он стартовал 18 июня 1983 года и приземлился 24 июня 1983 года.
СТС-41-С
[ редактировать ]Криппен был командиром космического корабля " Челленджер" на STS-41-C, семидневной миссии, во время которой экипаж развернул установку длительного воздействия (LDEF). Экипаж также извлек, отремонтировал и передислоцировал спутник Solar Maximum Mission (SMM) с помощью Canadarm. В ходе полета также были проверены пилотируемые маневренные подразделения (MMU) посредством двух выходов в открытый космос (EVA). Команда также управляла системами камер Cinema 360 и IMAX . Наконец, команда провела студенческий эксперимент на медоносных пчелах . Он стартовал 6 апреля 1984 года и приземлился 13 апреля 1984 года.
СТС-41-Г
[ редактировать ]Во время своего последнего космического полета Криппен был командиром STS-41-G. В ходе восьмидневного полета экипаж космического корабля « Челленджер» вывел на орбиту спутник ERBS. Они также провели научные наблюдения за Землей с помощью широкоформатной камеры и продемонстрировали потенциальную дозаправку спутников с помощью орбитальной системы дозаправки (ORS). Наконец, Управление космических и наземных применений-3 (OSTA-3) также провело эксперименты для экипажа. Он был запущен 5 октября 1984 года и приземлился 13 октября 1984 года в Космическом центре Кеннеди, Флорида. [17]
Карьера после космического полета
[ редактировать ]После STS-41-G Криппен стал заместителем директора по работе летного состава (1984–1986). [18] а также был назначен командиром миссии STS-62-A , которая должна была стартовать с нового объекта SLC-6 на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии. Эта миссия была отменена после космического корабля " Челленджер" катастрофы в 1986 году, а SLC-6 был законсервирован в 1989 году. [19]
Криппен лично участвовал в ликвидации последствий катастрофы «Челленджера» , не допуская вмешательства в возвращение всех семи тел экипажа «Челленджера» для их семей. [20] Криппен также входил в состав временной комиссии по рассмотрению происшествий STS-51-L для изучения причин аварии «Челленджера» . Совет стал подгруппой отчета Комиссии Роджерса , группы, созданной президентом Рональдом Рейганом для расследования аварии.
Криппен находился в Космическом центре Кеннеди (KSC) с июля 1987 по декабрь 1989 года, где он был заместителем директора по эксплуатации шаттлов под руководством Арни Олдрича, директора космического шаттла. Он отвечал за миссии шаттла и возвращение корабля в KSC после приземления в Эдвардсе.
С января 1990 по январь 1992 года Криппен занимал пост директора программы «Спейс шаттл» в штаб-квартире НАСА . Таким образом, он отвечал за все аспекты программы «Шаттл», включая планирование, бюджет и общее управление программой. После этого он перешел в KSC и стал директором центра. Это продолжалось с января 1992 года по январь 1995 года. [18]
Карьера после НАСА
[ редактировать ]После ухода из НАСА с апреля 1995 года по ноябрь 1996 года Криппен был вице-президентом Lockheed Martin Information Systems. Его основным направлением деятельности была работа по моделированию поддержки вооруженных сил. [5]
Криппен стал президентом компании Thiokol Propulsion с декабря 1996 года по апрель 2001 года. Они отвечали за производство многоразовых твердотопливных ракетных двигателей для космических кораблей . [21] Криппену нравилось продолжать участие в программе «Спейс Шаттл». В частности, он высоко оценил свою роль в работе над усовершенствованием конструкции твердотопливных ускорителей для предотвращения очередной «Челленджера» . катастрофы [5]
Организации
[ редактировать ]Криппен — научный сотрудник Американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA), Общества летчиков-экспериментаторов (SETP) и Американского астронавтического общества (AAS). [2] В 1999 году он занимал пост президента Американского института аэронавтики и астронавтики. [22] В 2009 году он был выбран членом организации «Золотые орлы военно-морских авиаторов». В 2012 году он был избран членом Национальной инженерной академии за лидерство в пилотируемых космических полетах и разработке твердотопливных ракет. [23]
Награды и почести
[ редактировать ]За свою карьеру Криппен получил несколько наград, в том числе премию SETP Ивена К. Кинчело (1981). [24] и медаль НАСА за выдающиеся заслуги (1972 г.). В 1981 году, после первого полета космического корабля «Шаттл», он получил награду Министерства обороны за выдающиеся заслуги, награду Американского астронавтического общества за летные достижения, Национального географического общества и медаль Гардинера Грина Хаббарда медаль Американского легиона за выдающиеся заслуги. . Он был награжден премией Федерального авиационного управления (ФАУ) за выдающиеся заслуги (1982), Мемориальным трофеем доктора Роберта Х. Годдарда и Трофеем Хармона . Он получил Крест за выдающиеся летные заслуги ВМФ (1984 г.) и медаль за заслуги перед обороной (1984 г.). [25] Наконец, Криппен получил премию «Золотая тарелка» Американской академии достижений (1986). [26]
Он также получил медаль НАСА за выдающееся лидерство , четыре медали НАСА за космические полеты и три медали НАСА за выдающиеся заслуги . В 1996 году Криппен стал десятым человеком, получившим Национальную космическую премию Ротари за достижения в области космоса . Он был введен в Международный зал космической славы в 1991 году и в Зал славы астронавтов США в 2001 году. [10] [27] 6 апреля 2006 года он получил Почетную космическую медаль Конгресса — высшую награду за достижения в космических полетах. [28]
18 ноября 2015 года на съезде Национальной ассоциации деловой авиации в Лас-Вегасе Криппен был объявлен призывником 2016 года в Зал славы национальной авиации . [29]
15 декабря 2023 года Криппен получил Мемориальный трофей братьев Райт от Национальной ассоциации аэронавтики в Вашингтоне, округ Колумбия, за его преданность государственной службе и развитию американской аэрокосмической отрасли; его достижения как летчика, космонавта и лидера; и его самоотверженная преданность будущему человечества. [30]
Личная жизнь
[ редактировать ]Криппен впервые женился на Вирджинии Хилл 8 сентября 1959 года. У них было три дочери: Эллен Мари (род. июнь 1962 г.), Сьюзен Линн (род. декабрь 1964 г.) и Линда Рут (род. май 1967 г.). [1] 7 ноября 1987 года он женился на Пандоре Пакетт. [31] Первая женщина-ведущий инженер проекта орбитального корабля НАСА на космических кораблях «Атлантис» и «Челленджер» в Космическом центре Кеннеди. [32]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Роберт Л. Криппен» . Нью-Йорк Таймс . 13 апреля 1981 года . Проверено 21 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Биография Роберта Л. Криппена НАСА» (PDF) . НАСА. Июль 2001 года . Проверено 16 января 2021 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Профиль выпускника Роберт Л. Криппен, BS ASE 1960 - веб-сайт Техасского университета в Остине
- ^ «Астронавты и летчики» . Тау Бета Пи . Проверено 13 февраля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Проект устной истории Космического центра имени Джонсона НАСА: Роберт Л. Криппен» . НАСА. 26 мая 2006 года . Проверено 30 декабря 2019 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Перейти обратно: а б «Рассекреченные фотографии пилотируемой орбитальной лаборатории» . Space.com. 4 марта 2017 г. Проверено 21 декабря 2020 г.
- ^ «Обнародованные файлы ДОРИАН: сборник документов пилотируемой орбитальной лаборатории NRO» (PDF) . Национальное разведывательное управление. 1 августа 2015 года . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ «Биография Альберта Х. Крюса» (PDF) . Кеннет Р. Криппен. 4 января 2020 г. . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ «Космическая программа ВВС МОЛ» . Apoll011Космос. 1 августа 2020 г. Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Пилотировал первый космический корабль» . Музей истории космоса Нью-Мексико . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ «SMEAT-Космические Патчи» . Эмблема АБ. 21 декабря 2020 г. . Проверено 21 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Обзор испытательного проекта «Аполлон-Союз»» . НАСА. 3 августа 2017 г. Проверено 21 декабря 2020 г.
- ^ «Предприятие: Испытательный шаттл» . Space.com. 9 октября 2012 года . Проверено 21 декабря 2020 г.
- ^ «Испытания захода на посадку и посадку космического корабля (ALT)» . НАСА. 7 февраля 2013 года . Проверено 21 декабря 2020 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Перейти обратно: а б «Летающая машина» . Звездная газета . 15 апреля 1982 г. с. 9 – через Newspapers.com.
- ^ «Обзор СТС-1» . НАСА. 29 июня 2001 года. Архивировано из оригинала 23 августа 2010 года . Проверено 5 февраля 2022 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «41-Г(13)» . НАСА. Архивировано из оригинала 31 декабря 2016 года . Проверено 13 февраля 2018 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Перейти обратно: а б «БИОГРАФИЧЕСКИЙ ЛИСТ БИОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПРОЕКТА КОСМИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ДЖОНСОНА НАСА» (PDF) . Проверено 2 февраля 2022 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Космический стартовый комплекс-6» . Удобства . Музей космонавтики и ракет ВВС. Архивировано из оригинала 30 марта 2022 года . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Барбри, Джей (25 января 2004 г.). «Глава 6: Поднятие героев из моря» . Проверено 17 июля 2021 г.
- ^ «КРИППЕН ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ К ТИОКОЛУ В КАЧЕСТВЕ СВОЕГО ПРЕЗИДЕНТА» . Новости Дезерета. 22 октября 1996 года . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ «Лидерство АИАА» . АИАА . Проверено 13 февраля 2018 г.
- ^ «Выпускник Боб Криппен был избран членом Национальной инженерной академии» . 27 февраля 2012 года . Проверено 13 февраля 2018 г.
- ^ «Получатели Ивена К. Кинчелое» . Общество летчиков-экспериментаторов . Проверено 22 января 2018 г.
- ^ «Роберт Л. Криппен, капитан USN (в отставке)» (PDF) . Золотые орлы . Проверено 13 февраля 2018 г.
- ^ «Обладатели Золотой пластины Американской академии достижений» . сайт достижений . Американская академия достижений.
- ^ «Роберт Л. Криппен» . Фонд стипендий астронавтов . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ «Пилот первого шаттла Криппен получает Почетную космическую медаль Конгресса» . НАСА. 27 апреля 2006 года . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ «Роберт Л. Криппен» . Национальный зал авиационной славы. Архивировано из оригинала 1 января 2018 года . Проверено 31 декабря 2017 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Роберт Л. Криппен выбран для получения Мемориального трофея братьев Райт» (PDF) . Национальная аэронавтическая ассоциация . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Техасский биографический словарь (Третье изд.). Распространитель книг коренных американцев. 2001. с. 152. ИСБН 9780403099924 .
Криппен женился на Вирджинии Э. Хилл 8 сентября 1959 года. У них три дочери. 7 ноября 1987 года он женился на Пандоре Ли Пакетт.
- ^ «Пандора Пакетт Криппен» . Рабочие . Зал почета космических работников США. Архивировано из оригинала 30 марта 2022 года . Проверено 30 марта 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1937 рождений
- Живые люди
- 1981 год в космическом полете
- 1983 год в космическом полете
- 1984 год в космическом полете
- Астронавты ВМС США
- Американские аэрокосмические инженеры
- Призывники Зала славы астронавтов США
- Директора Космического центра Кеннеди
- Люди из Бомонта, Техас
- Жители округа Монтгомери, штат Техас
- Военные из Техаса
- Выпускники инженерной школы Кокрелла
- Выпускники Школы летчиков-испытателей ВВС США.
- Офицеры ВМС США
- Авиаторы ВМС США
- Американские летчики-испытатели
- Авиаторы из Техаса
- Обладатели Почетной космической медали Конгресса США.
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетом (США)
- Обладатели медали НАСА «За выдающиеся заслуги»
- Обладатели медали НАСА за выдающиеся заслуги
- Американские бизнесмены
- Люди Локхид Мартин
- Обладатели Хармон Трофи
- Члены Национальной инженерной академии США
- люди НАСА
- Астронавты программы "Спейс шаттл"