Операции Аполлона-15 на поверхности Луны
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2022 г. ) |
Часть серии о |
Аполлон-15 |
---|
|
Операции на поверхности Луны «Аполлон-15» проводились с 30 июля по 2 августа 1971 года «Аполлона-15 командиром » Дэвидом Скоттом и лунного модуля «Аполлон» пилотом Джеймсом Ирвином , которые использовали первый лунный вездеход , чтобы совершить три исследовательских полета от места посадки на базе. Апеннинских гор , недалеко от Хэдли Рилл .
Они собрали в общей сложности 77 кг (170 фунтов) материала с поверхности Луны за 18,5 часов за пределами лунного модуля «Сокол» .
Посадка
[ редактировать ]В 104 часа 30 минут и 12 секунд GET загорелся спускаемый двигатель « Сокола» . Горение примерно на 10% в течение первых 26 секунд, чтобы компьютер наведения мог стабилизировать двигатель, чтобы направить тягу через центр тяжести LM, а затем тяга увеличилась до 100%. Ирвин подтвердил, что система наведения при прерывании полета (AGS) согласовывалась с основной системой наведения и навигации (PGNS) по высоте и скорости снижения.
Через три минуты компьютер перевернул космический корабль так, что они теперь лежали на спине, иллюминаторы были обращены в сторону от лунной поверхности . Это было сделано для того, чтобы посадочный радар мог обнаружить поверхность. Затем Скотт объявил индикаторы высоты и скорости, указывая на то, что компьютер получает приемлемые данные от радара. Через шесть минут после возгорания они находились на высоте 30 000 футов (9 000 м) над поверхностью.
В Центре управления полетами руководитель полета узнал, что данные слежения показали, что они собирались приземлиться в 3000 футах (900 м) к югу от намеченного места приземления. Хотя сначала он решил не говорить об этом команде, Эд Митчелл , CapCom, убедил его в обратном. В это время Скотт пытался увидеть землю через окно. Он думал, что они приземлятся, пока он сможет видеть дельту горы Хэдли . Он не смог увидеть Рилле, что было возможно в симуляторах.
Через девять минут и десять секунд после начала горения Программа 64 запустилась на компьютере, LM накренился вперед, и экипаж смог увидеть землю. Используя разметку на окне и углы, зачитанные ему Ирвином, Скотт нашел, где компьютер предсказал место приземления, а затем использовал ручной контроллер для перемещения в предсказанное место. Во время приземления он сделал это 18 раз, переместив цель на 338 метров (1110 футов) вверх и на 409 метров (1341 фут) к северу.
Основная проблема Скотта заключалась в том, что на поверхности было очень мало деталей. Лучшие изображения с сайта имели разрешение всего 66 футов (20 м), а фотоанализаторы слишком улучшили изображения. Основная проблема заключалась в переоценке глубины кратеров, чтобы при более высоких углах солнца от них появлялись тени. К счастью, он смог увидеть четыре кратера: Мэтью, Марка, Люка и Индекс (причина, по которой он назывался Индекс, а не Джон, была связана с Мадалин Мюррей О'Хэйр , откровенной атеисткой, которая подала в суд на НАСА из-за чтения Книги Бытия во время Аполлона-8). Хотя она и проиграла дело, НАСА по-прежнему брезгливо относилось к откровенно религиозным заявлениям во время последующих полетов).
Ирвин начал считать высоту, скорость снижения и предполагаемое место приземления. На высоте 400 футов (120 м) компьютер переключился на программу 66, предназначенную для этапа приземления. С этого момента Скотт летал вручную. Ирвин перестал зачитывать предполагаемое место приземления. Пройдя 120 футов (37 м), Скотт сказал, что поднял немного пыли. К тому времени, когда они поднимутся на высоту от 60 до 50 футов (от 18 до 15 м), вид снаружи будет полностью закрыт пылью.
Затем Ирвин объявил, что загорелся контактный свет, указывая на то, что один из посадочных зондов на ногах LM коснулся земли. Скотт немедленно заглушил двигатель. Из-за выдвинутого колокола двигателя существовали опасения, что он может коснуться земли и заставить выхлопные газы вернуться обратно в двигатель. Подсчитано, что в момент столкновения они двигались со скоростью 6,8 футов/с (2 м/с), что в два раза быстрее, чем в предыдущих миссиях. Несколько секунд спустя Скотт сообщил на землю: «Хорошо, Хьюстон. « Сокол» находится на равнине в Хэдли». «Фалькон» был наклонен почти на 10 градусов назад влево, всего на 5 градусов ниже максимально допустимого угла. Он приземлился на край кратера так, что у него был поврежден колокол двигателя, а одна из опор оказалась в кратере. Они находились примерно в 600 метрах к северу и примерно в 175 метрах к западу от намеченного места приземления. Однако это не вызывало особого беспокойства благодаря возможностям марсохода.
Стоячая Ева
[ редактировать ]Прежде чем они впервые вышли на улицу, Скотт и Ирвин уснули. Оба поняли, что для того, чтобы быть в лучшей форме во время семичасовой работы в внекорабельном режиме, им необходимо отдохнуть. Но Скотт также понял, что перед выходом на улицу необходимо получить обзор нового участка исследования. Таким образом, он убедил планировщиков миссии позволить им провести выход в открытый космос стоя перед первым периодом сна. Это также дало им стабильную платформу для использования телеобъектива с фокусным расстоянием 500 мм , который впервые использовался в этой миссии. Объективу пришлось нелегко попасть на борт космического корабля, где экономия веса измерялась фунтами.
Через два часа после приземления с LM разгерметизировали и сняли верхний люк и стыковочный механизм. Затем Скотт встал на крышку подъемного двигателя и высунул голову наружу. Оглядевшись, Скотт был знаком с этой территорией, поскольку месяцами изучал карты местности. Он легко мог узнать Монс-Хедли , Дельту Монс-Хедли , Лебединый хребет, Серебряный отрог, холм Беннета , холм 305 и Северный комплекс .
Первой задачей Скотта было сделать стереопанораму местности из 22 изображений помощью с объектива 60 мм. Затем он сфотографировал интересующие объекты телеобъективом, а затем цветную панораму местности объективом 60 мм.
Он смог развеять любые дальнейшие опасения по поводу использования Ровера. Радиолокационные наблюдения с Земли создали впечатление, что эта территория покрыта большими валунами, по которым невозможно пройти марсоходом. Скотт увидел, что рядом с ними не было ничего размером больше 6–8 дюймов (15–20 см). Затем он описал особенности, которые мог видеть вокруг себя. По сути, это было сделано для того, чтобы дать общее представление о местности и убедиться, что не будет больших сюрпризов. Через тридцать минут после открытия люка Скотт снова вошел, люк закрылся, а «Фалькон» снова поднял давление.
ЕВА-1
[ редактировать ]На протяжении всего периода сна астронавтов Центр управления полетами с некоторым беспокойством наблюдал, как давление в кислородных баках ступени спуска LM медленно падало. Чтобы сэкономить электроэнергию в ночное время, LM работал на потоке телеметрии с низкой скоростью передачи данных , поэтому Центр управления полетами не мог определить точную причину. Не желая будить команду, они решили подождать, пока те проснутся.
В конце концов руководитель полета Питер Франк решил разбудить членов экипажа на час раньше и заставить их снова включить телеметрию с высокой скоростью передачи данных. При этом они увидели, что клапан устройства для перекачивания мочи был открыт, хотя емкость была закрыта крышкой. В общей сложности было потеряно около 8 из 95 фунтов (3,6 из 43 кг) кислорода. Около половины общей суммы составляло резерв. Скотт и Ирвин заявили в техническом отчете после полета, что Центр управления полетами должен был разбудить их, как только была обнаружена утечка.
Как только они проснулись, было решено начать подготовку к первому выходу в открытый космос их миссии. Как и все в «Аполлоне», это была сложная процедура. Им нужно было не только подготовить «Сокол» , но и надеть скафандры . Аполлон-15 был первым экипажем, который спал в длинных джинсах, а не в скафандрах. Лишь через четыре часа после пробуждения Центр управления полетами дал команду на разгерметизацию LM.
Став седьмым человеком, ступившим на поверхность Луны, Скотт сказал:
Находясь среди чудес неизведанного в Хэдли, я как бы осознаю, что в нашей природе есть фундаментальная истина. Человек должен исследовать. И это исследование в лучшем виде.
Осмотрев LM, Скотт начал распаковывать модульный узел хранения оборудования (MESA), который был прикреплен к боковой части LM и содержал телекамеру Apollo , пакеты для проб, батареи, CO 2 скрубберы для скафандров и другое оборудование. необходимо, пока астронавты находились вне космического корабля. Примерно через семь минут после того, как Скотт вышел наружу, Ирвин оказался на поверхности.
Первой задачей Ирвина было собрать запасной образец лунной породы. Их собирали на случай чрезвычайной ситуации, то есть внезапной необходимости покинуть лунную поверхность в течение первых нескольких минут. В таком случае наличие резервного образца означало, что экипаж не вернется на Землю с пустыми руками. Однако выборка на случай непредвиденных обстоятельств не имела большой ценности, поскольку земля вокруг места приземления была нарушена спускаемым двигателем LM.
После того, как Скотт установил телекамеру на штатив, чтобы Центр управления полетами мог видеть развертывание лунного вездехода, он и Ирвин начали процесс, натянув два шнура. Они освободили марсоход и позволили ему опуститься на петлях. Когда это произошло, оно начало разворачиваться. Поначалу у них возникли некоторые проблемы из-за угла, под которым находился LM, но через несколько минут он уже был на земле почти готов к полету.
Скотту выпала честь участвовать в первом тест-драйве, проехав по трассе LM. У Ровера было как переднее, так и заднее рулевое управление, но Скотт обнаружил, что работало только рулевое управление задними колесами (загадочным образом переднее рулевое управление работало в начале второго выхода в открытый космос). Другие трудности возникли из-за того, что их скафандры не сильно прогибались, когда они садились. Во время тренировки на Земле вес их тела заставил скафандры опуститься, но на Луне им пришлось откинуться на сиденьях. Также их подпрыгивание на сиденьях во время траверсов (из-за пересеченной местности) привело к тому, что на Аполлосах 16 и 17 были добавлены ремни безопасности для LRV. Кроме рулевого управления других проблем не было, и экипаж установил о загрузке марсохода для первого геологического путешествия. Во время операций на поверхности Луны командир Скотт всегда управлял марсоходом, а пилот лунного модуля Ирвин был пассажиром, помогавшим с навигацией. Такое разделение обязанностей между двумя должностями экипажа последовательно использовалось во всех миссиях Аполлона J. [1] [2] [3]
Астронавты не могли путешествовать дальше, чем расстояние, которое они могли пройти с оставшимся кислородом в их портативных системах жизнеобеспечения (PLSS). Таким образом, чем раньше они отправятся в путь, тем дальше смогут пройти. Они добирались до самой дальней точки маршрута, а затем возвращались обратно. На выходе в открытый космос-1 они отправятся на базу Дельты Хэдли через Рилль. Их первой целью (Станция 1) был кратер, получивший название Кратер Локоть , названный так потому, что он находился на излучине реки Риль. Первый выход в открытый космос также послужил важной задаче — определить, где именно они приземлились. Ровер имел навигационную систему, которая могла рассчитать расстояние и направление до известной отправной точки. Путешествуя к известной точке, это можно было откалибровать.
Скотт стартовал со скоростью 9 км/ч (6 миль в час), медленно по земным меркам, но из-за низкого шасси марсохода и неровной поверхности астронавты сказали бы, что это было довольно быстро. На протяжении всего путешествия астронавтам было трудно определить, где они находятся. Из-за незнания точного места приземления и чрезмерно расширенных карт мало что было знакомо. Но маршрут, выбранный для этой первой поездки, был выбран с учетом этого. Проезжая вдоль реки, было бы трудно не попасть в цель.
После прибытия в Элбоу первой задачей Ирвина было сделать панораму этого места. В то же время Скотт совместил антенну S-диапазона марсохода с Землей. Это позволило Центру управления полетами управлять телекамерой. Эд Фенделл отвечал за управление камерой и взял с собой собственную кастрюлю, чтобы геологи в задней комнате могли видеть это место. В подсобке отслеживалось все, что делали космонавты по геологии. Когда образец был собран, они записывали его номер, местоположение и описание на карточке.
Скотт и Ирвин взяли радиальный образец кратера, отбирая образцы на возрастающих расстояниях по прямой линии от края кратера. После размещения фотокалибровочного гномона к западу от каждого образца его фотографировали, а затем собирали и помещали в пронумерованный пакет. За десять минут они собрали четыре образца породы, и пришло время переходить на станцию 2 — Сент-Джордж.
В пятистах метрах к югу от Элбоу находился кратер Святого Георгия шириной 3 км . Этот кратер был основной целью выхода в открытый космос-1, поэтому там планировалось провести 45 минут. План полета предусматривал, что они будут использовать кратер как способ исследования внутренней части дельты Хэдли путем сбора ее выбросов. Но когда они приблизились, они обнаружили, что выброса не было, поэтому было решено не посещать край Святого Георгия. Вместо этого они отправились к валуну, стоящему под открытым небом возле 6-метрового кратера.
Камень, у которого они остановились, был около 5 футов (1,5 м) в поперечнике. Чем больше камень, тем больше вероятность того, что он образовался в этом районе, а не был отброшен туда в результате удара. Сначала они взяли образец почвы у подножия скалы, затем еще один из небольшой впадины немного ниже по склону. Скотт объявил, что после этого они перевернут камень и возьмут пробу почвы из-под него. После пары тщетных попыток им удалось отколоть от него несколько кусочков. В книге «Человек на Луне » Эндрю Чайкин пишет, что Дейл Джексон из Геологической службы США в тот вечер ужинал с несколькими астронавтами в Хьюстоне и радостно заявил, что «они делали все, кроме траха этого камня». Другие образцы в этом районе были взяты с помощью специально сконструированных граблей с зубьями , расположенными на расстоянии 1 см друг от друга, для сбора мелких камешков из реголита . Последней задачей на Станции 2 был отбор керна. Это делалось с помощью трубы, вбитой в землю молотком.
Центр управления полетами объявил, что решил отменить запланированную остановку у кратера под названием «Флоу» из-за нехватки времени. Таким образом, астронавты сели на борт марсохода и проехали мимо Локоть обратно к LM. Примерно в 125 метрах от кратера Райслинг большой кусок пузырькового базальта Скотт заметил одинокий . Не желая оставлять это так, он остановил Ровер. Остановка была незапланированной, поэтому он просто сообщил Центру управления полетами, что у него ослаб ремень безопасности, но быстро вышел из марсохода, подбежал к камню, используя свои щипцы для калибровки на фотографиях, взял образец и вернулся к марсоходу. В это время Ирвин отвлек Центр управления полетами, описывая окружающие кратеры. Остановка была обнаружена только после того, как ящики с образцами вернулись на Землю. Везикулярный базальт пробы 15016 , его иногда называют ременным базальтом .
Вернувшись в «Сокол» , Скотт и Ирвин приступили к развертыванию пакета экспериментов на лунной поверхности «Аполлона» (ALSEP). Скотт просверлит отверстия для эксперимента с тепловым потоком и вставит зонды, а Ирвин установит остальное оборудование. ALSEP состоял из пассивного сейсмического эксперимента, магнитометра лунной поверхности , спектрометра солнечного ветра , детектора супратепловых ионов , эксперимента с датчиком холодного катода , детектора лунной пыли и эксперимента с тепловым потоком. Не включенные в ALSEP, но также развернутые Ирвином, были эксперимент по лунной лазерной локации (LRRR) и эксперимент по составу солнечного ветра . Оборудование АЛСЭП было подключено кабелями к Центральной станции с питанием от радиоизотопного термоэлектрического генератора .
У Скотта были серьезные проблемы с бурением. Первые 40 см дались легко, но дальше становилось все труднее. После 1,6 м, половины запланированного, он не смог продвинуться дальше, и Центр управления полетами сказал ему просто установить зонды и начать работу над следующей лункой. Чрезвычайный крутящий момент заблокировал патрон , и его пришлось освободить с помощью гаечного ключа, что еще больше задержало его. Он смог проникнуть в землю только на 1 метр во второй яме, прежде чем Центр управления полетами прекратил работу и приказал им вернуться в LM.
Они пробыли на улице шесть с половиной часов. Возвращение на LM дало экипажу столь необходимый отдых. Ирвин был обезвожен, так как его мешок с водой не работал, и он провел без жидкости более семи часов.
ЕВА-2
[ редактировать ]Целью второго выхода в открытый космос снова была дельта горы Хэдли , но экипаж направился более прямым маршрутом к месту к востоку от того места, где они путешествовали накануне. Двигаясь со скоростью 5,5 миль в час (9 км/ч), они хорошо преодолели равнину. Первая остановка дня, Станция 4, была отменена, чтобы дать им больше времени для завершения сверления отверстий для эксперимента по тепловому потоку . Это было в кратере Дюны , на западном краю Южного скопления. Однако астронавты ненадолго посетят Дюну на обратном пути к LM.
Сделав навигационную остановку, они начали путь длиной 1,9 мили (3 км) вдоль основания Дельты в сторону Одуванчика и Мороза кратеров ; Местом расположения Станции 5 должен был стать Фрост. Скотт обнаружил, что в окрестностях мало различий, и решил, что Фрост не будет мало чем отличаться, поэтому было решено остановиться на участке примерно в 1,9 милях (3 км) от Сент-Джорджа и 320 футов (100 м) до Дельты. Работа была интересная, уклон около 10 градусов. Не достигнув Фроста, они отменили Станцию 5, поместив их на Станцию 6. [4]
Сначала они взяли пробу свежевыглядящего кратера диаметром 1 метр, который был частью края более старого кратера диаметром 3 метра. Дополнительные образцы были взяты над местом, где они припарковали марсоход. Большинство из них представляли собой брекчии, но был найден один порфировый базальт .
Скотт решил спуститься к кратеру высотой 40 футов (12 м), который был самым большим из близлежащих. Он спустился внутрь, чтобы взять образцы, но обнаружил, что большинство камней слишком велики. Центр управления полетами позвонил и сказал, что они хотели бы, чтобы команда вырыла траншею, чтобы изучить механику грунта и взять образец керна. Ирвин выкопал траншею, которую Скотт сфотографировал. Затем изнутри кратера был взят образец керна (15009).
Вернувшись к марсоходу, они проехали 650 футов (200 м) до большого валуна (Станция 6А). Даже прогулка на короткие расстояния по склону отнимала много времени, поэтому было проще попросить команду добраться туда на вездеходе. Валун был 10 футов (3 м) в поперечнике. Одному члену экипажа пришлось оставаться рядом с марсоходом, удерживая его, чтобы убедиться, что он не скатился с холма, уклон которого теперь имел 15-градусный уклон. Поскольку время на остановке истекло, Скотт смог подтвердить то, что Ирвин видел ранее: камень имел зеленоватый оттенок. Было обнаружено, что цвет обусловлен оксидом магния .
Вернувшись на марсоход, они направились дальше к кратеру Спер (Станция 7), который имел ширину 320 футов (100 м) и глубину 66 футов (20 м). Достигнув края кратера, они обнаружили небольшие фрагменты, в том числе один с белой прожилкой. Сначала Ирвин подумал, что он поднял немного зеленой почвы, но Скотт обнаружил, что это произошло из-за козырьков шлемов, покрытых золотом.
Именно тогда они увидели то, что станет самым известным лунным образцом, собранным за всю программу «Аполлон», — образец 15415 или, как его окрестили СМИ, « Скала Бытия ». Сначала он выглядел как частично кристаллическая порода, но чем ближе они пригляделись, тем поняли, что это почти чистый плагиоклаз , то есть анортозит . Первоначально считалось, что они нашли кусок первичной коры Луны, но более поздний анализ показал, что возраст породы составлял всего 4,1 ± 0,1 миллиарда лет, что моложе самой Луны, и образовался после затвердевания лунной коры. Но это был еще чрезвычайно старый образец, родом из доимбрийской эпохи.
Скотт быстро подошел к большому валуну на северо-западном краю кратера и сфотографировал его с разных ракурсов. Он собрал рядом с ним образец ( 15445 ), который, как он предполагал, откололся от него. Было установлено, что валун представляет собой крупную ударную расплавленную брекчию. Затем он присоединился к Ирвину, который готовился собрать образец граблей ближе к марсоходу.
Поскольку время истекало и приближалось ограничение обратного пути, в отделе геологии решили, что они хотят, чтобы астронавты собрали как можно больше мелких фрагментов из этой области. Ирвин хотел попробовать большую брекчию , но, проведя так много времени на № 15415, времени на этом месте осталось мало. Они также взяли несколько образцов граблей и выделили 78 фрагментов реголита . Всего за три минуты до того, как им пришлось двигаться дальше, Ирвин ударился своим ковшом о большой камень, сломав его по одной из линий разлома . Собранный ими чип станет вторым по величине камнем, собранным во время миссии.
Они вернулись на Сокол практически тем же путем, что и пришли. Проезжая Южный кластер и Дюну , Скотт решил остановиться и собрать несколько образцов. Джо Аллен , руководитель CapCom, предупредил их, что у них есть всего десять минут, чтобы провести здесь. Камера Ирвина заклинила после того, как он сделал панораму местности, и Скотту пришлось сделать все оставшиеся фотографии для документации. Работая быстро, они собрали образцы, в том числе несколько из большого базальтового валуна на краю Дюны.
Вернувшись в LM, Скотт предпринял еще одну попытку просверлить отверстия для эксперимента с тепловым потоком. Ирвин вручную взял несколько проб керна со всего объекта ALSEP. И снова, как и в предыдущий день, бур продолжал застревать, отказываясь идти дальше. Скотту удалось продвинуться на несколько сантиметров, потянув сверло вверх, чтобы очистить канавки сверла , а затем позволив сверлу продвигаться вперед только за счет собственного веса. Однако этот процесс привел бы к разрыву секций бурового долота, а это означает, что Скотт на самом деле создавал новое препятствие под поверхностью, даже не осознавая этого. Когда он попытался установить зонды, они прошли всего 3 фута (1 м). Послеполетный анализ показал, что конструкция сверла была ошибочной: канавки располагались слишком близко друг к другу в месте соединения секций форштевня.
Был проведен эксперимент по механике грунта: вырыли траншею и с помощью пенетрометра измерили прочность реголита. Скотт начал бурить еще одну скважину, на этот раз для образца глубокого керна. На глубине 2,4 метра Скотт решил, что этого достаточно, поскольку они находились значительно ниже глубины зондов теплового потока, основной причины отбора образца керна . Не желая терять время, на следующий день вернувшись за сердечником, он начал его вытаскивать. Ему удалось поднять его на 20 см, но затем он отказался двигаться дальше.
Последней задачей дня было установить флаг Соединенных Штатов . Они находились за пределами «Фалькона» 7 часов 12 минут.
ЕВА-3
[ редактировать ]Ночью Центр управления полетами решил отменить поход к Северному комплексу . Время, сэкономленное на отсутствии поездки туда, будет потрачено на извлечение образца глубокого керна. Хотя Скотт был раздражен этим, он понимал, что, хотя он и командовал миссией, он был частью команды, и ученые миссии решили, что образец керна более важен, чем отбор проб Северного комплекса.
Прежде чем отправиться на площадку ALSEP, съемочная группа сделала несколько обычных рекламных снимков себя и флага.
Вернувшись к буру для образцов керна, Скотт и Ирвин схватили бур и попытались его вытащить. Медленно, но верно им удалось вытащить его из земли, встав под бур. Еще несколько попыток, и он уже полностью вырвался из земли. Когда они пришли разобрать шток, они обнаружили, что тиски, встроенные в вездеход для этой цели, были установлены задом наперед. Скотта к этому времени все больше и больше раздражало количество времени, затрачиваемое на этот образец, и он спросил: «Сколько часов ты хочешь потратить на это упражнение, Джо?»
Анализ образцов керна показал, что концентрация и плотность гальки сильно различаются. На длине образца 7,9 футов (2,4 м) было более 50 отдельных слоев толщиной от 0,2 до 8,2 дюйма (от 0,5 до 21 см). Особый интерес вызывало то, что самые глубокие части образцов керна были слишком глубоки для проникновения космических лучей , а это означает, что они не пострадали от недавней активности космических лучей.
У камеры Rover TV были проблемы. Любая попытка наклонить вверх или вниз приведет к тому, что он упадет, в результате чего он будет бесполезно направлен на землю, и астронавту потребуется повторно направить его.
Сняв для инженеров на Земле 16-миллиметровый фильм о движении марсохода, они отправились к главной цели своего последнего выхода в открытый космос - Хэдли Рилле. По пути они остановились, чтобы сфотографировать камень, который, как они подозревали, образовал кратер неподалеку. Времени остановиться и попробовать не было.
Они прибыли к кратеру высотой 50 футов (15 м) рядом с кратером их первоначальной цели, Скарпом. Скотт решил остановиться на этом, поскольку первоначальная цель Скарпа заключалась в сборе мусора возле реки. Сделав панораму этого места, Скотт взял несколько образцов и обнаружил, что они чрезвычайно мягкие. Считается, что территория вокруг них была самой молодой, по которой когда-либо ступал астронавт.
Двигаясь дальше, они дошли до рилля. Одной из целей «Аполлона-15» был отбор проб обнаженной горной породы в месте ее зарождения. Во время предыдущих миссий собранный базальт был выброшен туда в результате ударов. Пока Ирвин снимал панораму места, Скотт использовал телеобъектив с фокусным расстоянием 500 мм, чтобы сфотографировать дальнюю сторону реки Риль, ширина которой составляла около 0,6 мили (1 км). Они искали слои в стене Рилле, которые могли бы помочь геологам определить, пришли ли потоки лавы, заполнившие Палус Путрединис , одномоментно или со временем.
Ирвин приступил к радиальной выборке. Он нашел прямоугольный камень, который был слишком велик, чтобы вернуться на Землю. Из-за наклона окружающей местности он смог увидеть коренную породу под краем Риль, которая, казалось, находилась над ними дальше. Они подошли к кратеру диаметром 10 футов (3 м) и взяли образцы камней метрового размера, которые он выбросил.
Предполагалось, что настало время снова двигаться дальше, но в отделе геологии решили, что потеря еще одной станции отбора проб компенсируется шансом получить образцы настоящей коренной породы, поэтому им дали больше времени. Спустившись к самому краю ручья, они взяли пробу камня высотой 7 футов (2 м). Вернувшись на «Ровер», они взяли еще один образец граблей и образец керна. Затем Скотт решил попробовать кавернистый , крупнозернистый базальт. Он решил взять весь камень в форме футбольного мяча. Образец весом 21 фунт (9,6 кг), получивший название « Великий Скотт », будет самым большим, возвращенным на Аполлоне-15 ( образец 15555 ). Они двинулись к последней станции миссии, Станции 10. Поскольку времени оставалось мало, все, что они могли сделать, это сфотографировать это место в кратере высотой 200 футов (60 м).
Скотту нужно было сделать еще одно дело, когда он вернется в лунный модуль:
Ну, в левой руке у меня перо; в моей правой руке молоток. И я думаю, что одной из причин, по которой мы сегодня пришли сюда, было то, что некий джентльмен по имени Галилей давным-давно сделал довольно важное открытие о падении объектов в гравитационных полях. И мы подумали, где будет лучшее место для подтверждения его выводов, чем на Луне? И поэтому мы решили попробовать это здесь для вас. Перо, соответственно, является соколиным пером нашего Сокола. И я брошу их двоих сюда, и, надеюсь, они упадут на землю одновременно.
И они это сделали. Более поздние исследования показали, что перо могло быть извлечено из крыла самки кречета . Затем Скотт в последний раз отогнал Ровер к точке в 300 футах (90 м) от LM, чтобы он мог наблюдать за взлетом. Он положил небольшую Библию на ручной контроллер, а затем прошел около 20 футов (6 м) к небольшой впадине, где установил мемориальную доску с именами четырнадцати известных погибших астронавтов и космонавтов (смерти двух космонавтов не были обнародованы). в то время — Валентин Бондаренко и Григорий Нелюбов ). Рядом с ним он разместил статуэтку Падшего космонавта .
Они находились за пределами LM 4 часа 50 минут.
Планиметрические карты геологических станций
[ редактировать ]Это карты из предварительного научного отчета Аполлона-15 . [5] немного отредактировал. На всех рисунках X обозначает места отбора проб, пятизначные числа — LRL номера проб , прямоугольник — луноход (точка обозначает телекамеру), черные пятна — большие камни, пунктирные линии — края кратеров или другие топографические объекты, треугольники — панорамные станции. .
- Станция 1 ( Локоть )
- Станция 2 (возле Святого Георгия )
- Станция 3 (возле Райслинга )
- Станция 4 ( Дюна )
- Станция 6 (около отрога)
- Станция 6А (около отрога)
- Станция 7 ( Отрог )
- LM Falcon Посадочная площадка / ALSEP /Станция 8
- Станция 9 (Хедли Рилл)
- Станция 9А (Хэдли Рилл)
- Станция 10 (Хедли Рилл)
СМИ
[ редактировать ]- Посадка на Луну в Хэдли, вид с точки зрения пилота лунного модуля. Начинается примерно на высоте 5000 футов.
- 16-мм фильм о вождении лунного вездехода
- Скотт демонстрирует, что Галилей был прав
- Взлет с Луны, как видно телекамерой марсохода
- Взлет с Луны, вид из лунного модуля.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонс, Эрик (6 ноября 2012 г.). «Краткое содержание миссии Аполлона-15: Лунные горы» . Журнал лунной поверхности Аполлона .
- ^ Райли, Кристофер; Вудс, Дэвид; Доллинг, Филип (декабрь 2012 г.). Лунный вездеход: Руководство по ремонту . Хейнс . п. 165. ИСБН 9780857332677 .
- ^ Год, Челси (22 марта 2019 г.). «Риск Аполлона: астронавты обмениваются душераздирающими историями с лунными снимками НАСА» . space.com .
- ^ Харланд, Дэвид М. (16 апреля 2008 г.). «Чудеса неизведанного в Хэдли-Апеннинах» . Исследование Луны . Спрингер Нью-Йорк . п. 134. ИСБН 9780387746418 .
- ^ Предварительный научный отчет Аполлона-15 , 1972, НАСА SP-289, Управление научной и технической информации, НАЦИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АЭРОНАВТИКИ И КОСМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ, Вашингтон, округ Колумбия
- Чайкин, Андрей (1994). Человек на Луне: Путешествия астронавтов Аполлона . Викинг. ISBN 0-670-81446-6 .
- Харланд, Дэвид М. (1999). Исследование Луны: экспедиции Аполлона . Спрингер/Издательство Praxis. ISBN 1-85233-099-6 .
- Центр пилотируемых космических кораблей НАСА (1972 г.). Предварительный научный отчет Аполлона-15 . Научно-техническое бюро НАСА.
- Журнал лунной поверхности Аполлона-15. Архивировано 17 января 2012 года в Wayback Machine . Проверено 17 июня 2005 г.