Джеймс МакДивитт
Джеймс МакДивитт | |
---|---|
Рожденный | Джеймс Элтон МакДивитт мл. 10 июня 1929 г. |
Умер | 13 октября 2022 г. Тусон, Аризона , США | (93 года)
Образование | Джексон Колледж Мичиганский университет ( BS ) |
Награды | |
Космическая карьера | |
Астронавт НАСА | |
Классифицировать | Бригадный генерал , ВВС США |
Время в космосе | 14д 2ч 56м |
Выбор | Группа 2 НАСА (1962) |
Миссии | Близнецы 4 Аполлон-9 |
Знаки отличия миссии | |
Выход на пенсию | июнь 1972 г. |
Джеймс Элтон МакДивитт-младший (10 июня 1929 — 13 октября 2022) — американский летчик-испытатель , пилот ВВС США (USAF), авиационный инженер и астронавт НАСА в «Близнецы» и программах «Аполлон» . Он присоединился к ВВС США в 1951 году и совершил 145 боевых вылетов во время Корейской войны . В 1959 году, после окончания со степенью бакалавра наук в области авиационной техники по Мичиганского университета США программе Технологического института ВВС (AFIT), он получил квалификацию летчика-испытателя в экспериментальной летной лаборатории ВВС. Школа (класс 59C) и Школа пилотов аэрокосмических исследований (класс I) и присоединился к Отделению эксплуатации пилотируемых космических кораблей. К сентябрю 1962 года Макдивитт налетал более 2500 часов, из которых более 2000 часов приходилось на реактивные самолеты . Это включало в себя полет в качестве пилота-преследователя во время полета Роберта М. Уайта на североамериканском X-15 17 июля 1962 года, в ходе которого Уайт достиг высоты 59,5 миль (95,8 км) и стал первым пилотом X-15, получившим награду. Крылья космонавта .
В 1962 году Макдивитт был выбран НАСА в качестве астронавта в составе Группы астронавтов 2 . Он командовал миссией «Джемини-4» , во время которой Эд Уайт совершил первый выход США в открытый космос , а затем полет «Аполлона-9» , который стал первым пилотируемым летным испытанием лунного модуля «Аполлон» и полного комплекта летного оборудования «Аполлона». Позже он стал руководителем операций по высадке на Луну и был менеджером программы космических кораблей «Аполлон» с 1969 по 1972 год. В июне 1972 года он покинул НАСА и ушел из ВВС США в звании бригадного генерала .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джеймс Элтон МакДивитт-младший родился 10 июня 1929 года в Чикаго, штат Иллинойс , в семье Маргарет Мэри ( урожденной Максвелл; 1903–1994) и Джеймса Элтона МакДивитта-старшего (1901–1982). [1] [2] Он был бойскаутом и получил звание « Нежного скаута» , которое теперь является вторым званием в скаутинге (хотя в то время это было первое звание). [3] [4] Он вырос в Каламазу, штат Мичиган , и окончил Центральную среднюю школу Каламазу в 1947 году. [5] Затем он работал в течение года, чтобы заработать достаточно денег для поступления в колледж . [6] Он закончил два года в Джексон-колледже (ныне известном как Джексон-колледж ) в Джексоне, штат Мичиган , с 1948 по 1950 год. [7]
Военная служба
[ редактировать ]В январе 1951 года Макдивитт присоединился к ВВС США (USAF). [7] призыва истекла Началась Корейская война, и его отсрочка от , когда он окончил колледж Джексона. Вместо того, чтобы ждать и быть призванным в армию, он решил записаться в ВВС США рядовым и подал заявку на обучение пилотов по программе подготовки авиационных кадетов . Он хорошо показал себя на тренировках и первым в своем классе совершил самостоятельный полет . [6] Он получил свое пилотское крыло и регулярную комиссию в качестве младшего лейтенанта ВВС США в мае 1952 года на базе ВВС Уильямс в Аризоне и завершил подготовку боевого экипажа в ноябре 1952 года. [7] Он совершил 145 боевых вылетов в Корее на самолетах F-80 Shooting Stars и F-86 Sabre в составе 35-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи . [7] и получил два креста за выдающиеся летные заслуги . [8] Его последний полет был совершен через два часа после Соглашения о перемирии в Корее . подписания [6]
Макдивитт вернулся в Соединенные Штаты в сентябре 1953 года и служил пилотом и помощником оперативного офицера в 19-й эскадрилье истребителей-перехватчиков на ВВС Доу базе в штате Мэн . В ноябре 1954 года он поступил в высшую летную школу на базе ВВС Тиндалл во Флориде, а в июле 1955 года отправился на базу ВВС МакГуайр , в Нью-Джерси где служил пилотом, офицером оперативного управления, а затем командиром звена истребителя-перехватчика 332d. Эскадрилья . [7] [9] В июне 1957 года он поступил в Мичиганский университет по программе Технологического института ВВС США (AFIT) и получил степень бакалавра наук в области авиационной техники в Мичиганском университете , который окончил первым в своем классе в 1959 году. [1] [6]
После окончания учебы в июне 1959 года он отправился на базу ВВС Эдвардс в Калифорнии в качестве студента-летчика-испытателя. Он остался там в Летно-испытательном центре ВВС в качестве экспериментального летного летчика-испытателя , окончил Школу экспериментальных летных летчиков-испытателей ВВС (класс 59C) и Школу пилотов аэрокосмических исследований (класс I) и в июле 1962 года поступил на работу в Отделение пилотируемых космических кораблей. [7] К сентябрю Макдивитт налетал более 2500 часов, из которых более 2000 часов пришлось на реактивные самолеты . [10] Это включало в себя полет в качестве пилота-преследователя во время полета Роберта М. Уайта на североамериканском X-15 17 июля 1962 года, в ходе которого Уайт достиг высоты 59,5 миль (95,8 км) и стал первым пилотом X-15, получившим награду. Astronaut Wings основан на определении ВВС США расстояния от космоса до 50 миль (80 км). [11] [а] МакДивитт должен был пилотировать X-15, когда Уайт ушел, и возглавить проектный офис по испытаниям McDonnell F-4 Phantom II , но он слышал, что НАСА ищет вторую группу астронавтов для дополнения Mercury Seven . и, после некоторых раздумий, решил подать заявку. [6]
Карьера в НАСА
[ редактировать ]Проект Близнецы
[ редактировать ]Макдивитт был выбран НАСА в качестве астронавта в сентябре 1962 года в составе Группы астронавтов 2 . [13] 29 июля 1964 года было объявлено, что он был выбран командиром корабля « Джемини-4» . [14] став первым американским астронавтом, который командовал экипажем в своем первом космическом полете. Только двое других астронавтов «Джемини» из этой группы командовали своими первыми полетами: Фрэнк Борман ( «Джемини-7» ) и Нил Армстронг ( «Джемини-8» ). [6] [б] Начальник Управления астронавтов , астронавт Mercury Seven Дик Слейтон , выбрал Эда Уайта своим пилотом, потому что эти двое мужчин хорошо знали друг друга, вместе посещая Мичиганский университет и школу летчиков-испытателей. [17]
Поначалу цели миссии были плохо определены, но рассматривались возможности выхода в открытый космос (EVA), сближения в космосе и удержания орбитальной станции . [17] Зная, что выход в открытый космос (иногда называемый «выходом в открытый космос») возможен, Макдивитт настаивал на его включении в миссию. В результате руководство НАСА согласилось обеспечить «Джемини» для выхода в открытый космос возможность использования скафандра миссии . Кеннет С. Кляйнкнехт сообщил на пресс-конференции в июле 1964 года, на которой было объявлено о миссии, что один из членов экипажа мог открыть люк и высунуть голову наружу, но это не привлекло особого внимания. 18 марта 1965 года космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, совершившим выход в открытый космос во время миссии «Восход-2» , но только 25 мая администратор НАСА Джеймс Э. Уэбб одобрил выход в открытый космос для «Джемини-4» . [18]
Джемини-4 был запущен 3 июня 1965 года. [19] Миссия длилась 97 часов 56 минут и совершила 62 витка. [20] Первой целью была попытка первого космического сближения с отработанной верхней ступенью ракеты Титан II -носителя . Это не увенчалось успехом; МакДивитт не смог подойти ближе, чем, по его оценкам, на 200 футов (61 м). Против него сработало несколько факторов. Были проблемы с восприятием глубины (визуальные оценки расстояния у него и Уайта различались, в разное время они были длиннее или короче друг друга). Орбитальная механика сближения еще не была хорошо понята инженерами и астронавтами НАСА; чтобы догнать что-то, нужно замедлиться. Кроме того, из ступени выбрасывалось оставшееся топливо, которое продолжало расталкивать ее в разных направлениях относительно космического корабля. [21]
Макдивитт, наконец, прервал попытку встречи, чтобы сэкономить топливо и сохранить вторую цель, которая заключалась в том, чтобы Уайт совершил первый выход Соединенных Штатов в открытый космос. Макдивитт контролировал положение капсулы и фотографировал Уайта во время «прогулки». Люк на «Джемини-4», через который Уайт вышел, чтобы совершить прогулку, был подвержен проблемам с выходом из зацепления шестерен механизма защелки, что затрудняло открытие и повторное запирание люка. МакДивитт провел некоторое время перед полетом с инженером МакДоннелла , импровизируя технику принудительного зацепления шестерен путем вставки пальцев внутрь механизма. Люк было трудно открыть, а также снова зафиксировать во время полета, но МакДивитту удалось заставить его работать оба раза, держа руки в перчатках герметичного скафандра. Если бы ему не удалось запереть люк после выхода в открытый космос, оба мужчины, скорее всего, не пережили бы вход в атмосферу. [22]
На второй день над Гавайями, пока Уайт спал, МакДивитт случайно увидел неопознанный летающий объект (НЛО), который, по его описанию, выглядел «похож на банку из-под пива или банку из-под газировки, и с какой-то мелочью, например, с карандашом». или что-то торчащее из него». [6] Он сделал несколько фотографий, но не успел правильно выставить экспозицию и правильно сфокусироваться. Он считает, что, поскольку он был виден ему, он, должно быть, находился на орбите, близкой к орбите его космического корабля, вероятно, это был кусок льда или многослойная изоляция отколовшаяся . Слухи о «фотографиях НЛО» достигли прессы к тому времени, когда самолет приводнился, и один нетерпеливый репортер дождался обработки фотографий «Джемини-4». Он нашел одно с группой из трех или четырех изображений, похожих на дискообразные объекты с хвостами, которое стало известно как фотография «головастика». Макдивитт определил это как отражение задвижек в многостворчатых окнах. [6] Астронавт «Меркурия-7» Гордон Купер написал в своих мемуарах, что это единственное официально зарегистрированное сообщение об НЛО в любой из миссий «Меркурий», «Джемини» или «Аполлон». [23]
На заключительном этапе миссии возникли проблемы из-за сбоя компьютера. Отклонившись от плана полета, диспетчер полета Крис Крафт приказал МакДивитту выполнить вход в атмосферу с перекатом , как это использовали астронавты Меркурия, а не вход в угол подъемного крена, в достижении которого компьютер должен был помочь им. На пути вниз Макдивитт боролся с заклинившим двигателем, но в конце концов замедлился и в конечном итоге остановил скорость крена. Космический корабль пролетел мимо точки приземления на 80 километров (50 миль), но вскоре к астронавтам добрался спасательный корабль USS Wasp . [6] [24] Астронавты обнаружили, что теперь они знаменитости. Президент Линдон Б. Джонсон приехал в Хьюстон, чтобы поздравить их. [24] и он произвел их в звания подполковников . [25] Позже на той же неделе они отправились в Белый дом , где Джонсон вручил им медаль НАСА за выдающиеся заслуги . [26] Им подарили телеграфную ленту на параде в Чикаго, и они отправились на Парижский авиасалон 1965 года , где встретились с космонавтом Юрием Гагариным . [27]
Проект Аполлон
[ редактировать ]21 марта 1966 года НАСА объявило, что МакДивитт будет командиром (CDR) дублирующего экипажа первой пилотируемой миссии проекта «Аполлон» , известной как AS-204. Другими членами его экипажа были 3 астронавты группы астронавтов Дэвид Скотт и Расти Швейкарт . Основным экипажем командовал астронавт «Меркурий-7» Гас Гриссом , Эд Уайт и новичок астронавт группы 3 Роджер Чаффи . Их миссией было испытание командно-служебного модуля (CSM) «Аполлона» на околоземной орбите. К декабрю 1966 года надежды на то, что космический корабль «Аполлон» будет готов к полету в 1966 году, быстро угасали, и 22 декабря НАСА объявило, что в качестве резервных копий для AS-204 их заменили Уолли Ширра , Донн Эйзель и Уолт Каннингем , экипаж космического корабля «Аполлон». первоначальная вторая миссия, которая была отменена. Экипаж МакДивитта стал основным экипажем новой второй миссии, управляющей как CSM, так и Лунным модулем (LM). Ожидалось, что ракета Saturn V не будет доступна, поэтому миссия будет выполняться с двумя ракетами Saturn IB : одной для CSM и одной для LM. Эта миссия получила название AS-205/208. Согласно пересмотренному графику, AS-204 должен был совершить полет в феврале 1967 года, а затем AS-205/208 в августе. Была надежда, что Сатурн-5 будет доступен к концу года и будет запущен в качестве третьей миссии с Борманом в качестве CDR и астронавтов Группы 3. Майкл Коллинз и Билл Андерс . [28] [29]
МакДивитт и его команда готовились к этой миссии, когда 27 января 1967 года произошла катастрофа: в результате пожара в кабине погиб экипаж Гриссома. [30] Все назначения экипажа были отменены. [31] Во время последовавших слушаний в Конгрессе Макдивитт выразил уверенность в мерах управления и безопасности НАСА. [32] После пожара на Аполлоне-1 возобновились планы экипажа МакДивитта выполнить миссию Лунного модуля в качестве второго полета с экипажем. Официально об этом было объявлено 20 ноября 1967 года. К лету 1968 года ожидалось, что миссия теперь будет выполняться под названием «Аполлон-8» в декабре на «Сатурне-5», который теперь должен был быть доступен, но становилось все более ясно, что лунный модуль к тому времени не будет готов. [33] [34] Макдивитта вызвали в офис Слейтона. По словам МакДивитта:
К этому времени я уже полтора года работал над Лунным модулем с Дэйвом и Расти. Я знал, что что-то не так, когда Дик позвал меня, потому что, во-первых, я знал, что лунный модуль вряд ли будет готов до января 1969 года. Дик объяснил ситуацию и сказал, что хочет, чтобы я продолжал выполнять свою первоначальную миссию — который теперь станет Аполлоном-9 . Но он не собирался меня заставлять. Это был не просто случай, когда НАСА не хотело отказываться от нашего обучения, поскольку в этой миссии C-Prime не было лунного модуля. Фрэнк Борман и Билл Андерс тоже тренировались на лунном модуле. Думаю, дело в том, что мы с Расти знали об этом конкретном лунном модуле больше, чем кто-либо другой. Так что была определенная логика в том, чтобы держать нас там, где мы были. С годами эта история дошла до того, что люди думают, что мне предлагали полет вокруг Луны, но я отказался. Не совсем. Я считаю, что если бы я бросился на пол и умолял полететь на миссию Си-Прайм, Дик позволил бы нам это получить. Но на самом деле это никогда не предлагалось. [35]
«Аполлон-9», десятидневная испытательная миссия МакДивитта по орбите Луны, стартовала 3 марта 1969 года. Поскольку космических кораблей было два, требовалось два названия. Экипаж МакДивитта назвал свой лунный модуль «Паук», а командный модуль «Мармелад». [36] Первой крупной орбитальной задачей экипажа было отделение CSM от разгонного блока S-IVB , разворот и стыковка с LM, находившимся на конце S-IVB, после чего объединенный космический корабль отделился от ракеты. Скотт состыковал CSM с LM, и стыковочный узел зонда и тормоза заработал правильно. После того, как МакДивитт и Швейкарт осмотрели туннель, соединяющий CSM и LM, собранный космический корабль отделился от S-IVB. Следующей задачей было продемонстрировать, что два пристыкованных космических корабля могут маневрировать с помощью одного двигателя — служебной двигательной установки (SPS). Это также было успешно выполнено. Затем S-IVB снова запустили, чтобы отправить его на солнечную орбиту. [37]
На следующий день Макдивитт и Швейкарт надели скафандры и вошли в LM. Это был первый случай, когда астронавты перебрались с одного космического корабля на другой. Затем они протестировали двигательные установки LM. На четвертый день Швейкарт надел Первичную систему жизнеобеспечения , рюкзак, который астронавты позже будут носить при выходах в открытый космос на поверхность Луны, и вышел из LM. В то же время Скотт открыл дверь ЦСМ, и два астронавта сфотографировали друг друга. На следующий день Скотт отстыковался, и Макдивитт управлял LM, проверяя спускаемый двигатель космического корабля. Как и в случае с CSM, экипаж быстро обрел уверенность в надежности и производительности своего космического корабля. Наконец, он использовал подъемный двигатель LM, чтобы снова состыковаться с CSM. Через 10 дней, в течение которых он совершил 151 виток, «Аполлон-9» благополучно приводнился в Атлантике, где его подобрал авианосец « Гуадалканал » . [37]
После Аполлона-9 Макдивитт стал менеджером операций по высадке на Луну в мае 1969 года. [38] и возглавил команду, которая планировала программу исследования Луны и модернизировала космический корабль для выполнения этой задачи. [39] В августе 1969 года он стал менеджером программы космических кораблей «Аполлон». [9] [40] Таким образом, он был менеджером программ миссий «Аполлон-12» , «13» , «14» , «15» и «16» . ему было присвоено звание бригадного генерала . 17 февраля 1972 года [39] [41] Когда было объявлено о выборе Джина Сернана для командования миссией «Аполлон-17» , Макдивитт выступил против Крафта из-за того, что с ним не проконсультировались по этому поводу, и пригрозил уйти в отставку, если Сернан не будет отстранен. Крафт проконсультировался со Слейтоном, который дал далеко не откровенный отчет об аварии вертолета в январе 1971 года, в которой был замешан Сернан, не указав, что Сернан признался, что сбил вертолет в воду. Затем Крафт сообщил МакДивитту, что выбор Сернана остался в силе, и МакДивитт подал в отставку, хотя и оставался там до конца миссии «Аполлон-16». [42]
Карьера после НАСА
[ редактировать ]Макдивитт ушел из ВВС США и покинул НАСА в июне 1972 года, чтобы занять должность исполнительного вице-президента по корпоративным вопросам компании Consumers Power Company . В марте 1975 года он присоединился к Pullman, Inc. в качестве исполнительного вице-президента и директора . В октябре 1975 года он стал президентом подразделения Pullman Standard. [1]
В январе 1981 года он присоединился к Rockwell International, где на момент выхода на пенсию был старшим вице-президентом по государственным операциям и международным отношениям, Вашингтон, округ Колумбия. Он вышел на пенсию в 1995 году. [1]
Организации
[ редактировать ]Макдивитт был членом Общества летчиков-испытателей , Американского института аэронавтики и астронавтики , Тау Бета Пи , Фи Каппа Фи , Атлантического совета по внешней дипломатии и Консультативного совета Мичиганского университета. [1] Он также был рыцарем Колумба и представлял Орден на Третьем Всемирном конгрессе апостольства мирян в Ватикане в 1967 году. [43]
Награды и почести
[ редактировать ]- Значок астронавта ВВС США [44]
- Две медали НАСА за выдающиеся заслуги [44]
- Медаль НАСА за выдающиеся заслуги [26]
- Две медали за выдающиеся заслуги в ВВС [8]
- Четыре выдающихся летающих креста [44]
- Пять воздушных медалей [44]
- Орден «За боевые заслуги» Кордон Чунгму , Южная Корея [44]
- Премия Primus Командования систем ВВС США в области аэрокосмической промышленности [44]
- Arnold Air Society Трофей Джона Ф. Кеннеди от [44]
- Меч Лойолы [44]
- Премия Michigan Wolverine Frontiersman [44]
- Премия "Золотая тарелка" Американской академии достижений в 1965 году. [45]
- Премия SETP . Ивена К. Кинчело в 1969 году [46]
- Введен в Аллею почета аэрокосмической отрасли в 2009 году. [47]
- Введен в Международный зал славы авиации и космонавтики в 2012 году. [44]
- Внесен в Национальный зал авиационной славы в 2014 году. [48] [49]
Макдивитт получил почетную докторскую степень в области астронавтики Мичиганского университета в 1965 году. [50] и степень почетного доктора наук Университета Сетон Холл в 1969 году, почетного доктора наук Университета Майами (Огайо) в 1970 году и степень почетного доктора права Университета Восточного Мичигана в 1975 году. [51] Макдивитт был одним из десяти астронавтов «Близнецов», занесенных в Международный зал космической славы в 1982 году. [44] [52] Макдивитт вместе с другими 12 астронавтами Близнецов был введен во второй класс Зала славы астронавтов США в 1993 году. [53] [54]
В СМИ
[ редактировать ]В HBO мини-сериале 1998 года «С Земли на Луну» МакДивитта сыграл Конор О’Фаррелл . [55] [56]
МакДивитт появился в роли самого себя в сериале «Брэйди Банч» в эпизоде пятого сезона 1974 года об НЛО «Из этого мира» в качестве гостя ток-шоу, чтобы рассказать о своем опыте с НЛО. В конце ток-шоу МакДивитт раздал автографы персонажам Питеру Брэйди и Бобби Брэйди . [57] [58]
Дань уважения
[ редактировать ]- У МакДивитта есть школа, названная в его честь в Олд-Бридж, штат Нью-Джерси , Начальная школа Джеймса А. МакДивитта. [59]
- У него также есть здание Джеймс МакДивитт-Холл, названное в его честь, на территории кампуса Джексон-колледжа в Джексоне, штат Мичиган , где когда-то размещался ныне закрытый Мичиганский космический центр. [60]
- McDivitt-White Plaza расположен возле Вест-холла Мичиганского университета. [61]
Личная жизнь
[ редактировать ]Макдивитт женился на Патриции Энн Хаас в 1956 году. [10] [62] Вместе у них было четверо детей: Майкл, Энн Линн, Патрик и Кэтлин. [62] Позже они развелись. Впоследствии он женился на Джудит Энн Оделл в 1985 году. У него появилось двое приемных детей от предыдущего брака Оделла. Его развлекательные интересы включали охоту, рыбалку, гольф, водные виды спорта , теннис и все виды активного отдыха . [1]
Макдивитт умер во сне 13 октября 2022 года в Тусоне, штат Аризона . Ему было 93 года. [63] [64]
Пояснительные сноски
[ редактировать ]- ^ FAI в устанавливает предел космоса 100 километров (62 мили). [12]
- ↑ Эллиот Си должен был командовать миссией «Джемини-9» , но погиб в результате крушения реактивного самолета Т-38 за три месяца до полета. [15] После «Джемини» единственным «новичком», командовавшим своим первым полетом, был Джеральд Карр ( «Скайлэб-4 »). [16]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Биографические данные» (PDF) . НАСА. Декабрь 1994 года . Проверено 14 апреля 2021 г.
- ^ "James Alton McDivitt—Джеймс Олтон Макдивитт" . astronaut.ru . Retrieved December 25, 2022 .
- ^ «Астронавты и БСА» (PDF) . Бойскауты Америки . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июня 2011 года . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ «Краткая история БСА» . Отряд 97 БСА . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ «Центральная история Каламазу» . Центральная средняя школа Каламазу . Проверено 25 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я МакДивитт, Джеймс (29 июня 1999 г.). «Устная история Джеймса А. МакДивитта» (интервью). Проект устной истории Космического центра имени Джонсона НАСА. Беседовал Дуг Уорд. Элк-Лейк, Мичиган: НАСА . Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Берджесс 2013 , с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б «Джеймс МакДивитт – Получатель» . Военные времена . Проверено 6 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Бригаданый генерал Джеймс А. Макдивитт» . ВВС США . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «MSC называет девять новых пилотов-стажеров» (PDF) . Сводка новостей НАСА . Том. 1, нет. 24. 19 сентября 1962. стр. 1, 4–5 . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ Эванс 2013 , стр. 94–95.
- ^ «Заявление о линии Кармана» . Всемирная федерация воздушного спорта. 30 ноября 2018 г. . Проверено 26 августа 2021 г.
- ^ «Вот следующие девять астронавтов, которые присоединятся к американской гонке на Луну» . Тампа Трибьюн . Тампа, Флорида. УПИ. 18 сентября 1962 г. с. 4 – через Newspapers.com.
- ^ Хакер и Гримвуд 2010 , стр. 223, 239.
- ^ Слейтон и Кассатт 1994 , стр. 166–167.
- ^ Карр, Джеральд П. (25 октября 2000 г.). «Отредактированная стенограмма устной истории - Джеральд П. Карр» (интервью). Проект устной истории Космического центра имени Джонсона НАСА. Беседовал Кевин М. Руснак. Хантсвилл, Арканзас: НАСА . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Слейтон и Кассатт 1994 , стр. 137–138.
- ^ Хакер и Гримвуд 2010 , стр. 240–242.
- ^ Хакер и Гримвуд 2010 , с. 24.
- ^ Хакер и Гримвуд 2010 , стр. 524–525.
- ^ Хакер и Гримвуд 2010 , стр. 246–248.
- ^ Хакер и Гримвуд 2010 , стр. 248–250.
- ^ Купер и Хендерсон 2000 , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б Хакер и Гримвуд 2010 , стр. 252–253.
- ^ «Выступление в Хьюстоне в Центре пилотируемых космических кораблей НАСА» . Проект американского президентства. 11 июня 1965 года . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Джонсон чествует космических близнецов в Вашингтоне» . Журнал новостей Лонгвью . УПИ. 17 июня 1965 г. с. 1 – через Newspapers.com.
- ^ Хакер и Гримвуд 2010 , стр. 253–254.
- ^ Брукс, Гримвуд и Свенсон 1979 , стр. 211–212, 261.
- ^ Брукс, Гримвуд и Свенсон 1979 , стр. 373–374.
- ^ Брукс, Гримвуд и Свенсон 1979 , стр. 214–217.
- ^ Брукс, Гримвуд и Свенсон 1979 , с. 261.
- ^ Брукс, Гримвуд и Свенсон 1979 , с. 224.
- ^ Брукс, Гримвуд и Свенсон 1979 , с. 262.
- ^ Слейтон и Кассатт 1994 , с. 214.
- ^ Слейтон и Кассатт 1994 , с. 215.
- ^ Брукс, Гримвуд и Свенсон 1979 , с. 292.
- ^ Перейти обратно: а б Брукс, Гримвуд и Свенсон, 1979 , стр. 293–295.
- ^ «Макдивитт назначен менеджером по высадке на Луну в ASPO» (PDF) (пресс-релиз). НАСА. 25 июня 1969 г. Пресс-релиз MSC 69-52. Архивировано из оригинала (PDF) 2 февраля 2017 г. Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Берджесс 2013 , с. 153.
- ^ «Джеймс МакДивитт назначен главой ASPO» (PDF) . НАСА. 25 сентября 1969 г. Пресс-релиз MSC 69-66. Архивировано из оригинала (PDF) 2 февраля 2017 г. Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ «Макдивитт среди астронавтов, номинированный на звание генерала» . Нью-Йорк Таймс . 13 декабря 1970 года . Проверено 28 августа 2021 г.
- ^ Власть 2001 , стр. 346–347.
- ^ United Press International (11 октября 1967 г.). «Кроткие дни закончились, мирянская тема». Бостон Глобус .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Командовал Аполлоном-9, третьей пилотируемой миссией Аполлона» . Музей истории космоса Нью-Мексико. Архивировано из оригинала 12 декабря 2017 года . Проверено 11 декабря 2017 г.
- ^ «Обладатели Золотой пластины Американской академии достижений» . Американская академия достижений.
- ^ «Пионеры авиации получают награды летчиков-испытателей» . Государственный журнал Висконсина . Мэдисон, Висконсин. 29 сентября 1969 г. с. 4 – через Newspapers.com.
- ^ «Аллея почета» . Город Ланкастер . Проверено 11 декабря 2017 г.
- ^ Грейди, Мэри (18 декабря 2013 г.). «Зал авиационной славы вручает шесть наград» . AVweb . Проверено 23 декабря 2013 г.
- ^ «Хранитель Джеймс МакДивитт» . Nationalaviation.org . Национальный зал авиационной славы . Проверено 13 февраля 2023 г.
- ^ «Четыре дня, чтобы получить докторскую степень» . Новости-Палладиум . Бентон-Харбор, Мичиган. Ассошиэйтед Пресс. 16 июня 1965 г. с. 13 – через Newspapers.com.
- ^ «Бригадирный генерал Джеймс А. Макдивитт» . ВВС США . Проверено 11 декабря 2017 г.
- ^ Шэй, Эрин (3 октября 1982 г.). «Астронавты хвалят Близнецов как предшественника шаттла» . Журнал Альбукерке . Альбукерке, Нью-Мексико. п. 3 – через Newspapers.com.
- ^ Кларк, Эми (14 марта 1993 г.). «Мероприятия в честь астронавтов-Близнецов» . Флорида сегодня . Какао, Флорида. п. 41 – через Newspapers.com.
- ^ «Джим МакДивитт» . Фонд стипендий астронавтов . Проверено 25 июня 2016 г.
- ^ «С Земли на Луну: Сможем ли мы это сделать? {Часть 1 из 12} (ТВ)» . Центр СМИ Пейли . Проверено 6 сентября 2021 г.
- ^ «Паук {Часть 5 из 12} (ТВ)» . Центр СМИ Пейли . Проверено 6 сентября 2021 г.
- ^ «Смотрите онлайн-трансляцию «Семейства Брейди»» . Хулу . Проверено 6 сентября 2021 г.
- ^ «Запретная планета» . Попизмы . Проверено 6 сентября 2021 г.
- ^ «Домашняя страница» . Начальная школа Джеймса МакДивитта. Архивировано из оригинала 12 декабря 2017 года . Проверено 11 декабря 2017 г.
- ^ «Джеймс МакДивитт Холл» . Джексон Колледж . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ Вьельметти, Эдвард (25 мая 2010 г.). «Наши районы: Южный университет, вид со стороны McDivitt-White Plaza» . Новости Анн-Арбора . Проверено 27 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «МакДивитт-младший, Джеймс Элтон» . Национальный зал авиационной славы. Архивировано из оригинала 29 сентября 2021 года . Проверено 25 августа 2021 г.
- ^ Ким, Джулиана (17 октября 2022 г.). «Бывший астронавт НАСА Джим МакДивитт, руководивший миссиями «Джемини» и «Аполлон», умирает в возрасте 93 лет» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 17 октября 2022 г.
- ^ «Поправка: астронавт Аполлона Джеймс МакДивитт умирает в возрасте 93 лет» . НАСА . 17 октября 2022 г. . Проверено 17 октября 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Брукс, Кортни Г.; Гримвуд, Джеймс М.; Свенсон, Лойд С. младший (1979). Колесницы для Аполлона: история пилотируемого лунного космического корабля . Серия историй НАСА. Вашингтон, округ Колумбия: НАСА. ISBN 978-0-486-46756-6 . OCLC 4664449 . НАСА SP-4205. Архивировано из оригинала 20 октября 2015 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
- Берджесс, Колин (2013). Moon Bound: выбор и подготовка лунных астронавтов НАСА . Книги Springer-Praxis по освоению космоса. Нью-Йорк; Лондон: Спрингер. ISBN 978-1-4614-3854-0 . OCLC 905162781 .
- Купер, Гордон ; Хендерсон, Брюс (2000). Прыжок веры: путешествие астронавта в неизведанное . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-019416-1 . OCLC 59538671 .
- Эванс, Мишель (2013). Ракетный самолет X-15: полет первых крыльев в космос . Линкольн, Небраска Пресс: Университет Небраски. ISBN 978-0-8032-2840-5 . OCLC 815824846 .
- Хакер, Бартон С.; Гримвуд, Джеймс М. (2010) [1977]. На плечах титанов: история проекта «Близнецы» (PDF) . Серия историй НАСА. Вашингтон, округ Колумбия: Отдел истории НАСА, Управление политики и планов. ISBN 978-0-16-067157-9 . OCLC 945144787 . НАСА SP-4203 . Проверено 8 апреля 2018 г.
- Крафт, Кристофер (2001). Полет: Моя жизнь в Центре управления полетами . Нью-Йорк: Даттон. ISBN 978-0-525-94571-0 . OCLC 44493448 .
- Слейтон, Дональд К .; Кассатт, Майкл (1994). Дик! Пилотируемый космос США: от Меркурия до шаттла (1-е изд.). Нью-Йорк: Фордж (St. Martin's Press). ISBN 978-0-312-85503-1 . OCLC 29845663 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография Макдивитта NAHF. Архивировано 20 марта 2016 года в Wayback Machine.
- Джеймс МакДивитт на IMDb
- Джеймса МакДивитта Дискография на Discogs
- Джеймс МакДивитт
- 1929 рождений
- 1965 год в космическом полете
- 1969 год в космическом полете
- 2022 смертей
- Американские бизнесмены 20-го века
- Американские аэрокосмические инженеры
- Американские бизнесмены
- Американские пилоты Корейской войны
- Американцы ирландского происхождения
- Американские летчики-испытатели
- Аполлон-9
- Астронавты программы Аполлон
- Авиаторы из Иллинойса
- Католики из Иллинойса
- Католики из Мичигана
- Инженеры из Иллинойса
- Военные из Чикаго
- Военные из Мичигана
- Группа астронавтов НАСА 2
- Призывники Национального Зала авиационной славы
- Жители Каламазу, штат Мичиган.
- Астронавты проекта «Близнецы»
- Обладатели медали ВВС «За выдающиеся заслуги»
- Обладатели Воздушной медали
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетом (США)
- Обладатели медали НАСА «За выдающиеся заслуги»
- Обладатели медали НАСА за выдающиеся заслуги
- Выпускники Школы летчиков-испытателей ВВС США.
- Астронавты ВВС США
- Офицеры ВВС США
- Призывники Зала славы астронавтов США
- Выпускники инженерного колледжа Мичиганского университета
- Выпускники Центральной средней школы Каламазу
- Члены Пхи Каппа Пхи