Восход 2
Тип миссии | Миссия с экипажем |
---|---|
Оператор | ООН 1 |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 1965-022А |
САТКАТ нет. | 1274 |
Продолжительность миссии | 1 день, 2 часа, 2 минуты, 17 секунд |
Орбиты завершены | 17 |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Voskhod-3KD No.4 |
Производитель | Опытно-конструкторское бюро ОКБ-1 |
Стартовая масса | 5682 кг (12527 фунтов) |
Экипаж | |
Размер экипажа | 2 |
Члены | Pavel Belyayev Alexei Leonov |
Позывной | Алмаз ( Almaz – "Diamond") [1] |
выходы в открытый космос | 1 |
выхода в открытый космос Продолжительность | 12 минут 9 секунд |
Начало миссии | |
Дата запуска | 18 марта 1965 г., 07:00:00 UTC |
Ракета | Восход 11А57 |
Запуск сайта | Байконур 1/5 [2] |
Конец миссии | |
Дата посадки | 19 марта 1965 г., 09:02:17 UTC |
Посадочная площадка | 59 ° 34' с.ш. 55 ° 28' в.д. / 59,567 ° с.ш. 55,467 ° в.д. |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрический |
Режим | Низкая Земля |
Высота перигея | 167 километров (104 миль) |
Высота апогея | 475 километров (295 миль) |
Наклон | 64.8° |
Период | 90,9 минут |
Эпоха | 18 марта 1965 г. |
«Восход-2» ( русский : «Восход-2» , букв. « Восход-2 ») — советский пилотируемый космический корабль в марте 1965 года. «Восток» базирования Космический корабль «Восход 3КД» с двумя членами экипажа на борту, Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым , был оборудован надувной шлюзовой шлюз. Еще одной вехой в освоении космоса стало то, что Алексей Леонов стал первым человеком, покинувшим космический корабль в специализированном скафандре и совершившим 12-минутный выход в открытый космос . [3] [4]
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Космонавт | |
---|---|---|
Командир | Pavel Belyayev Только космический полет | |
Пилот | Alexei Leonov Первый космический полет |
Резервный экипаж
[ редактировать ]Позиция | Космонавт | |
---|---|---|
Командир | Дмитрий Заикин | |
Пилот | Евгений Хрунов |
Резервный экипаж
[ редактировать ]Позиция | Космонавт | |
---|---|---|
Командир | Виктор Горбатко | |
Пилот | Pyotr Kolodin |
Параметры миссии
[ редактировать ]- Масса : 5682 кг (12527 фунтов)
- Апогей : 475 км (295 миль)
- Перигей : 167 км (104 миль)
- Наклон : 64,8°
- Период : 90,9 мин.
Космическая прогулка
[ редактировать ]- Leonov – EVA – 18 March 1965
- 08:28:13 GMT: Леонов разгерметизировал шлюзовую камеру «Восхода-2».
- 08:32:54 GMT: Леонов открывает шлюзовой люк корабля «Восход-2».
- 08:34:51 GMT: Старт выхода в открытый космос – Леонов покидает шлюзовую камеру.
- 08:47:00 GMT: завершение выхода в открытый космос – Леонов возвращается в шлюзовую камеру.
- 08:48:40 GMT: Люк шлюзовой камеры закрыт и закреплен Леоновым.
- 08:51:54 GMT: Леонов начинает восстанавливать давление в шлюзовой камере.
- Продолжительность: 12 минут 9 секунд
Основные моменты миссии
[ редактировать ]Старт состоялся в 07:00 по Гринвичу 18 марта 1965 года. Как и в случае с «Восходом-1», прерывание запуска было невозможно в течение первых нескольких минут, пока кожух полезной нагрузки не был сброшен за борт. 2 + 1 ⁄ 2 -минутная отметка.
Корабль «Восход-3КД» имел выдвинутый на орбиту надувной шлюзовой шлюз . [5] Космонавт Алексей Леонов надел скафандр «Беркут» и покинул космический корабль, а другой космонавт двухместного экипажа Павел Беляев остался внутри. Леонов начал свой выход в открытый космос через 90 минут после начала полета в конце первой орбиты. Выход космонавта Леонова в открытый космос длился 12 минут и 9 секунд (08:34:51–08:47:00 по Гринвичу), начинаясь над северной частью Центральной Африки (северный Судан/южный Египет) и заканчивая над восточной Сибирью.
Космический корабль «Восход-2» представлял собой космический корабль «Восток» с резервной твердотопливной ретро-ракетой , прикрепленной к спускаемому модулю. Катапультное кресло было удалено и добавлено два сиденья (под углом 90° относительно положения сиденья экипажа «Востока»). В спускаемом модуле напротив входного люка был также установлен надувной внешний шлюзовой шлюз. После использования шлюзовая камера была сброшена. Не предусматривалось эвакуация экипажа в случае аварийного запуска или приземления. К парашютным стропам также была добавлена твердотопливная тормозная ракета , обеспечивающая более мягкое приземление при приземлении. Это было необходимо, поскольку, в отличие от «Востока», экипаж приземлился со спускаемым модулем «Восхода». [5]
Хотя Леонову удалось успешно завершить выход в открытый космос, как эта задача, так и вся миссия столкнулись с проблемами. Единственной задачей Леонова было прикрепить камеру к концу шлюзовой камеры, чтобы записать выход в открытый космос и сфотографировать космический корабль. Камеру ему удалось прикрепить без проблем. Однако, когда он попытался использовать неподвижную камеру на груди, костюм раздулся, и он не смог дотянуться до переключателя затвора на ноге. [6] После 12 минут и 9 секунд пребывания вне «Восхода» Леонов обнаружил, что его скафандр затвердел из-за раздувания до такой степени, что он не смог снова войти в шлюзовую камеру. Ему пришлось сбросить часть давления в скафандре, чтобы иметь возможность сгибать суставы, что в конечном итоге превысило пределы безопасности. [7] : 456 Леонов не сообщил о своих действиях по радио, чтобы не тревожить других, но советское государственное радио и телевидение ранее прекратили прямые трансляции с космического корабля, когда миссия столкнулась с трудностями. Впоследствии у двух членов экипажа возникли трудности с должным закрытием люка из-за тепловых искажений, вызванных длительными проблемами Леонова с возвращением на корабль, за которыми последовал трудный повторный вход в атмосферу , при котором неисправность системы автоматической посадки вынудила использовать ее резервное ручное управление. [8] В космическом корабле было настолько тесно, что два космонавта, оба в скафандрах, не могли вернуться на свои места для восстановления центра масс корабля в течение 46 секунд после ориентации корабля на вход в атмосферу. [7] : 457–459 и посадка в Пермском крае . Орбитальный модуль не отсоединился от посадочного модуля должным образом, как и «Восток-1» , в результате чего сферический возвращаемый корабль начал сильно вращаться, пока модули не отключились на высоте 100 км. [8]
Задержка в 46 секунд привела к тому, что космический корабль приземлился в 386 км (240 миль) от намеченной зоны приземления, в неприветливых лесах Верхнекамской возвышенности , где-то к западу от Соликамска . Хотя диспетчеры полета понятия не имели, где приземлился космический корабль и выжили ли Леонов и Беляев, семьям космонавтов сказали, что они отдыхают после выздоровления. Оба мужчины были знакомы с суровым климатом и знали, что живут медведи и волки, ставшие агрессивными из-за брачного сезона в тайге ; На борту космического корабля был пистолет и «много боеприпасов», но позже этот инцидент послужил толчком к разработке специального пистолета для выживания «Космонавт» ТП-82 . Хотя самолеты быстро обнаружили космонавтов, местность была настолько густо засажена деревьями, что вертолеты не могли приземлиться. Когда наступила ночь, температура упала до -5 ° C (23 ° F), и люк космического корабля был взорван взрывными болтами . Теплая одежда и припасы были сброшены, и космонавты провели морозную ночь в капсуле или Шарик по-русски. Хуже того, электрическая система полностью вышла из строя, так что обогреватель не работал, но вентиляторы работали на полную мощность. На следующий день на лыжах прибыл спасательный отряд, поскольку было слишком рискованно пытаться доставить его с места по воздуху. [9] [10] Передовой отряд нарубил дров, построил небольшую бревенчатую хижину и развел огромный костер. После более комфортной второй ночи в лесу космонавты доехали до ожидавшего их вертолета в нескольких километрах и вылетели сначала в Пермь, а затем на Байконур для подведения итогов миссии. [7] : 457–459 [8]
Позднее в дневнике генерала Николая Каманина было указано место приземления «Восхода-2», примерно в 75 километрах (47 милях) от Перми, в Уральских горах, в густом лесу. 59 ° 34' с.ш. 55 ° 28' в.д. / 59,567 ° с.ш. 55,467 ° в.д. 19 марта 1965 г., 09:02 по Гринвичу. Поначалу возникла некоторая путаница и считалось, что «Восход-2» приземлился недалеко от Щучина (примерно в 30 километрах или 19 милях к юго-западу от Березникова, к северу от Перми), но никаких указаний от корабля не поступило. [11] Судя по всему, командир одного из поисковых вертолетов сообщил о находке «Восхода-2»: «На лесной дороге между деревнями Сороковая и Щучино, примерно в 30 километрах к юго-западу от города Березники , я вижу красный парашют и двух космонавтов. Там глубоко кругом снег..." [9]
В настоящее время капсула экспонируется в музее РКК "Энергия" в подмосковном Королеве .
Выход в открытый космос
[ редактировать ]Достигнув орбиты «Восхода-2», Леонов и Беляев прикрепили рюкзак для выхода в открытый космос к скафандру Леонова «Беркут» («Беркут») , модифицированному внутрикорабельному скафандру «Восток Сокол-1» (IV). Рюкзак из белого металла из ЭВА обеспечивал 45 минут подачи кислорода для дыхания и охлаждения. Кислород выходил через предохранительный клапан в космос, унося тепло, влагу и выдыхаемый углекислый газ. Давление в скафандре можно было установить на уровне 40,6 кПа (5,89 фунтов на квадратный дюйм) или 27,40 кПа (3,974 фунтов на квадратный дюйм). [12]
Затем Беляев развернул и создал давление в надувном шлюзе «Волга». капсулы Воздушный шлюз был необходим по двум причинам: во-первых, в авионике использовались вакуумные трубки , которым требовалась постоянная атмосфера для воздушного охлаждения. Кроме того, запасы азота и кислорода, достаточные для пополнения атмосферы после выхода в открытый космос, не могли быть перенесены из-за ограничения веса космического корабля. Напротив, в американской капсуле Gemini использовалась твердотельная авионика и только атмосфера кислорода под давлением 69 кПа (10,0 фунтов на квадратный дюйм), которую можно было легко пополнить после выхода в открытый космос. [13] Шлюз «Волга» был спроектирован, построен и испытан за девять месяцев в середине 1964 года. При запуске «Волга» помещалась над люком «Восхода-2», выступая на 74 см (29 дюймов) за пределы корпуса космического корабля. Шлюзовой шлюз представлял собой металлическое кольцо шириной 1,2 м (3,9 фута), установленное над открывающимся внутрь люком корабля «Восход-2», тканевую шлюзовую трубу с двойными стенками длиной в раскрытом состоянии 2,5 м (8,2 фута) и шлюзовую камеру длиной 1,2 м (3,9 фута). ) широкое металлическое верхнее кольцо вокруг открывающегося внутрь люка шлюзовой камеры шириной 65 см (26 дюймов). Развернутый внутренний объем «Волги» составлял 2,50 м3. 3 (88 куб. футов).
Тканевая шлюзовая труба укреплялась примерно 40 аэродинамическими балками, сгруппированными в три независимые группы. Для развертывания хватило двух групп. Аэробикам потребовалось семь минут, чтобы полностью надуться. Четыре сферических резервуара содержали достаточно кислорода, чтобы надуть воздушные штанги и создать давление в шлюзовой камере. Два источника освещения освещали внутреннюю часть шлюзовой камеры, а три 16-миллиметровые камеры — две в шлюзовой камере и одна снаружи на стреле, установленной на верхнем кольце — зафиксировали исторический первый выход в открытый космос. [14]
Беляев контролировал шлюзовую камеру изнутри «Восхода-2», но комплект резервных средств управления для Леонова был подвешен на эластичных шнурах внутри шлюзовой камеры. Леонов вошел в Волгу, затем Беляев запер за собой «Восход-2» и разгерметизировал шлюзовую камеру. Леонов открыл внешний люк «Волги» и выдвинул наружу свой пупок длиной 5,35 м (17,6 футов). Позже он сказал, что пупок давал ему жесткий контроль над своими движениями — наблюдение, которое якобы было опровергнуто последующим американским опытом выхода в открытый космос. Леонов сообщил, что смотрел вниз и видел от Гибралтарского пролива до Каспийского моря .
После того как Леонов вернулся на свой диван, Беляев выпустил пиротехнические болты, чтобы выбросить «Волгу». Сергей Королев , главный конструктор ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия »), после выхода в открытый космос заявил, что Леонов мог оставаться снаружи гораздо дольше, чем он, а Мстислав Келдыш , «главный теоретик» советской космической программы и президент Академия наук СССР заявила, что выход в открытый космос показал, что будущим космонавтам будет легко работать в космосе.
Правительственное агентство ТАСС сообщило, что «вне корабля и после возвращения Леонов чувствует себя хорошо»; однако российские документы после холодной войны раскрывают другую историю: скафандр Леонова «Беркут» раздулся, что затруднило изгибание. Из-за этого Леонов не смог дотянуться до выключателя затвора нагрудной камеры на бедре. Он не смог сфотографировать «Восход-2», но смог вернуть камеру, установленную на «Волге», которая записала его выход в открытый космос для потомков, но только после того, как она застряла, и ему пришлось приложить значительные усилия, чтобы опустить ее перед собой. [15] Через 12 минут пребывания в космосе Леонов снова вошел в Волгу.
В более поздних отчетах сообщается, что космонавт Леонов нарушил процедуру, войдя в шлюзовую камеру головой вперед, а затем застрял боком, когда повернулся, чтобы закрыть внешний люк, что вынудило его заигрывать с декомпрессионной болезнью («изгибы»), снизив давление в скафандре, чтобы он мог согнуться. освободиться. Леонов сказал, что ему пришлось бы проглотить таблетку самоубийства, если бы он не смог вернуться на «Восход-2», и Беляев был вынужден покинуть его на орбите. [12]
Врачи сообщили, что Леонов чуть не получил тепловой удар — температура его тела выросла на 1,8 °C (3,2 °F) за 20 минут; Леонов сказал, что он был по колено в поту, который капал на костюм. В интервью, опубликованном в " Советском военном обозрении" в 1980 году, Леонов преуменьшил свои трудности, заявив, что "строительство пилотируемых орбитальных станций и исследование Вселенной неразрывно связаны с деятельностью человека в открытом космосе. Работам в этой области нет конца".
Восстановление экипажа
[ редактировать ]Капсула приземлилась в Пермском крае России. [16] Он промахнулся от намеченного места приземления примерно на 386 километров (240 миль). [5] Это произошло из-за сбоя в навигационной системе, из-за которого вышла из строя автоматизированная тормозная система. Чтобы максимально исправить эту проблему, экипаж вручную управлял тормозной системой для схода с орбиты и посадки капсулы. Как только капсула приземлилась и экипаж смог вернуться на землю, восстановление экипажа только началось. [17]
Учитывая, что капсула приземлилась в сельской местности с системой слежения, имевшей точность 50-70 километров, место приземления было известно не сразу. даже признал Генерал Николай Каманин , что чиновники не знали об успешной посадке в течение нескольких часов после приземления. Примерно через 4 часа после приземления капсулы вертолет заметил капсулу и экипаж. [18] Место, где приземлилась капсула, было слишком плотным, чтобы вертолет мог приземлиться и подобрать экипаж. Леонова и Беляева, вероятно, можно было спасти на вертолете с использованием веревки, лестницы или спасательной корзины, но советский лидер Леонид Брежнев строго запретил космонавтам спасаться этими методами. [ почему? ] В результате Леонов и Беляев провели в лесу в общей сложности 3 дня и две ночи, прежде чем наконец выздоровели. Космонавты были частично экипированы для этой ситуации, взяв с собой комплект выживания, в который входили нож и пистолет. [19] Кроме того, у двух космонавтов был опыт, который помог бы им в этой ситуации: Беляев вырос в Челищево с мечтой стать охотником, а Леонов проводил время в дикой природе в одиночестве в качестве творческой отдушины. Ночью температура падала до -30 ° C (-22 ° F). [19] За это время вертолеты доставили космонавтам припасы, включая теплую одежду, обувь, емкости с водой и многое другое. Вертолеты также высадили врачей и технических специалистов недалеко от места приземления, чтобы они могли добраться до места приземления и поддержать космонавтов. Остальные также были сброшены с вертолетов, чтобы начать расчищать посадочную площадку, находящуюся ближе к капсуле. Благодаря большему количеству ресурсов и припасов после первой ночи место приземления стало более устойчивым. Это включало в себя костер, импровизированный бревенчатый домик, а на ужин им даже принесли сыр, колбасу и хлеб. [20] Наконец, проведя две холодные ночи в густом лесу, Леонов и Беляев с помощью спасателей смогли проехать на лыжах 9 километров (5,6 миль) и добраться до места посадки вертолетов. Затем космонавтов доставили в Пермь, а затем на Байконур, где им предстояло провести первый отчет о миссии. [17]
В настоящее время место приземления «Восхода-2» отмечено мемориальной доской с 400-метровой деревянной дорожкой к месту назначения. На прохождение пути волонтерами ушло около двух недель. [16]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В 2015 году миссия была изображена в эпизоде «Космос» сериала « » Comedy Central Пьяная история , созданного Дереком Уотерсом . Блейк Андерсон и Адам ДеВайн сыграли Леонова и Беляева.
- Миссия изображена в российском фильме 2017 года , первых « Время » также в « Выход известном как открытый космос» , с Евгением Мироновым в роли Алексея Леонова и Константином Хабенским в роли Павла Беляева .
- В пилотном эпизоде сериала « альтернативного исторического Для всего человечества » «Восход-2» — это название первой высадки на Луну с экипажем, когда Леонов ступил на Луну за несколько недель до прибытия Аполлона-11 .
- Этой миссии посвящена песня «EVA» из альбома The Race for Space британской альтернативной группы Public Service Broadcasting 2015 года .
- Надувной шлюз вдохновил аналогичный надувной шлюз в игре-симуляторе космоса Kerbal Space Program .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йенн, Билл (1988). Иллюстрированная история мировых космических полетов . Эксетер. п. 37. ИСБН 0-7917-0188-3 .
- ^ «Байконур LC1» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 года . Проверено 4 марта 2009 г.
- ^ Берджесс, Колин; Холл, Рекс (2009). Первая советская группа космонавтов: их жизнь, наследие и историческое влияние (под ред. Online-Ausg.). Берлин: Шпрингер. п. 252. ИСБН 978-0387848242 . Архивировано из оригинала 18 марта 2023 года . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Грайзек, доктор Эдвин Дж. «Восход-2» . nssdc.gsfc.nasa.gov . Национальный центр данных космических исследований. Архивировано из оригинала 14 мая 2021 года . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Отчет о космическом полете: Восход-2» . www.spacefacts.de . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 27 ноября 2015 г.
- ^ Холл, Рекс; Шейлер, Дэвид Дж. (2001). Ракетчики: Восток и Восход, первые советские пилотируемые космические полеты . Лондон [ua]: Springer [ua] с. 246. ИСБН 978-1852333911 . Архивировано из оригинала 18 марта 2023 года . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Сиддики, Асиф А. Вызов Аполлону: Советский Союз и космическая гонка, 1945–1974 гг . НАСА . Архивировано из оригинала 8 октября 2006 года . Проверено 12 июля 2017 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с Леонов, Алексей (1 января 2005 г.). «Кошмар Восхода-2» . Воздух и космос . п. 5. Архивировано из оригинала 28 ноября 2012 года . Проверено 15 апреля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Холл, Рекс; Шейлер, Дэвид Дж. (2001). Ракетчики: Восток и Восход, первые советские пилотируемые космические полеты . Лондон [ua]: Springer [ua] с. 250. ИСБН 978-1852333911 . Архивировано из оригинала 18 марта 2023 года . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Гран, Свен. «Возвращение к миссии «Восход-2»» . SvenGrahn.pp.se . Свен Гран. Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ Уэйд, Марк. «Дневники Каманина — 1965 год, 19 марта — Посадка «Восхода-2» . Astronautix.com . Марк Уэйд Astronautix.com. Архивировано из оригинала 17 августа 2013 года . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Портри, Дэвид С.Ф.; Роберт К. Тревиньо (октябрь 1997 г.). «Путешествие на Олимп: хронология выхода в открытый космос» (PDF) . Монографии по истории аэрокосмической отрасли, серия №7 . Бюро истории НАСА. стр. 15–16. Архивировано (PDF) из оригинала 25 декабря 2017 года . Проверено 5 января 2008 г.
- ^ Холл, Рекс; Шейлер, Дэвид Дж. (2001). Ракетчики: Восток и Восход, первые советские пилотируемые космические полеты . Лондон [ua]: Springer [ua] с. 236. ИСБН 978-1852333911 . Архивировано из оригинала 18 марта 2023 года . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Холл, Рекс; Шейлер, Дэвид Дж. (2001). Ракетчики: Восток и Восход, первые советские пилотируемые космические полеты . Лондон [ua]: Springer [ua] с. 240. ИСБН 978-1852333911 . Архивировано из оригинала 18 марта 2023 года . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Холл, Рекс; Шейлер, Дэвид Дж. (2001). Ракетчики: Восток и Восход, первые советские пилотируемые космические полеты . Лондон [ua]: Springer [ua] с. 247. ИСБН 978-1852333911 . Архивировано из оригинала 18 марта 2023 года . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Херст, Люк (1 сентября 2020 г.). "Волонтеры прокладывают дорогу к месту приземления космонавта в русском лесу" . Евроньюс . Архивировано из оригинала 2 мая 2021 года . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Восход-2 приземляется на воле» . www.russianspaceweb.com . Архивировано из оригинала 14 мая 2021 года . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ «Лесная посадочная площадка «Восхода-2» теперь доступна для посетителей» . Винтажные новости . 22 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 2 мая 2021 года . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Летный костюм Феоктистова» . airandspace.si.edu . Архивировано из оригинала 2 мая 2021 года . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ ДНьюс. «Космонавты столкнулись с холодом и снегом после рискованного приземления» . Искатель . Архивировано из оригинала 2 мая 2021 года . Проверено 2 мая 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео миссии «Воскода-2» (на русском языке)
- Возвращение к миссии «Восход-2»