Vladimir Komarov
Vladimir Komarov | |
---|---|
Владимир Комаров | |
![]() Komarov in 1964 | |
Рожденный | |
Умер | 24 апреля 1967 г. Оренбургская область , РСФСР, СССР. | ( 40 лет
Место отдыха | Некрополь у Кремлевской стены |
Национальность | советский |
Занятие | Инженер |
Награды | Герой Советского Союза (дважды). |
Космическая карьера | |
Космонавт | |
Классифицировать | Polkovnik (equiv. Colonel), Soviet Air Force |
Время в космосе | 2д 03ч 16ч |
Выбор | Группа ВВС 1 |
Миссии | Voskhod 1 , Soyuz 1 |
Подпись | |
![]() |
Vladimir Mikhaylovich Komarov ( Russian : Владимир Михайлович Комаров , IPA: [vlɐˈdʲimʲɪr mʲɪˈxajləvʲɪtɕ kəmɐˈrof] ; 16 марта 1927 — 24 апреля 1967) — советский лётчик-испытатель , аэрокосмический инженер и космонавт . В октябре 1964 года он командовал «Восходом-1» , первым космическим полетом с участием более одного члена экипажа. Он стал первым советским космонавтом, дважды побывавшим в космосе, когда его выбрали в качестве одиночного пилота корабля «Союз-1» , его первого испытательного полета с экипажем. Из-за отказа парашюта капсула его корабля «Союз» врезалась в землю после входа в атмосферу 24 апреля 1967 года, что сделало его первым человеком, погибшим во время космического полета. [1]
За время участия в программе его дважды признавали непригодным по состоянию здоровья к тренировкам или космическим полетам, но он продолжал играть активную роль. Во время работы в Центре подготовки космонавтов он участвовал в проектировании космических аппаратов, подготовке космонавтов, их оценке и связях с общественностью.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Комаров родился 16 марта 1927 года в Москве и вырос вместе со сводной сестрой Матильдой (1915 года рождения). Его отец был чернорабочим, который работал на различных низкооплачиваемых работах, чтобы прокормить семью. В 1935 году Комаров начал свое формальное образование в местной начальной школе . Здесь он проявил природную склонность к математике . [2] В 1941 году Комаров бросил школу из-за Второй мировой войны и вторжения Германии в Советский Союз и стал чернорабочим в колхозе . Он проявлял интерес к воздухоплаванию с раннего возраста, собирал журналы и фотографии об авиации , а также делал модели самолетов и собственный пропеллер . [3] В 1942 году в возрасте пятнадцати лет Комаров поступил в «1-е Московское особое воздушное училище», чтобы осуществить свою мечту стать авиатором . Вскоре после этого его семья узнала, что отец Комарова погиб в «неизвестных военных действиях». [3] По необходимости из-за немецкого вторжения летное училище было перенесено в Тюменскую область Сибири вскоре на время войны . Студенты там изучали широкий спектр предметов, помимо авиации, включая зоологию и иностранные языки. В 1945 году Комаров с отличием окончил летное училище. Боевые действия Второй мировой войны закончились до того, как Комаров был призван в бой.
В 1946 году Комаров завершил первый год обучения в Высшем воздушном училище имени Чкалова в Воронежской Борисоглебске области . Затем он завершил обучение в Военном авиационном училище имени А. К. Серова в Батайске. Мать Комарова умерла в 1948 году, за семь месяцев до его окончания в 1949 году, когда он получил звание пилота и звание лейтенанта советских ВВС .
Карьера в советских ВВС
[ редактировать ]
В декабре 1949 года Комаров служил пилотом истребителя в составе 383-го полка 42-й Северо- Кавказской истребительной авиадивизии, базировавшейся в Грозном .
Комаров женился на Валентине Яковлевне Киселевой в октябре 1950 года. В 1952 году ему было присвоено звание старшего лейтенанта, а позже он был назначен шеф-пилотом 486-го истребительного авиационного полка 279-й истребительной авиадивизии в Прикарпатье. [3] Комаров продолжал летать в этой должности до 1954 года, а затем поступил на инженерные курсы в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского . В 1959 году Комарову было присвоено звание старшего инженера-лейтенанта. Позже в том же году он достиг своей цели и стал летчиком-испытателем Центрального научно-исследовательского института в Чкаловском.
Отбор космонавтов
[ редактировать ]Первая группа ВВС
[ редактировать ]В сентябре 1959 года Комарову было присвоено звание инженер-капитан и приглашено участвовать в отборе кандидатов в космонавты вместе с примерно 3000 другими летчиками. [4] Он был одним из двадцати кандидатов, выбранных в «Первую группу ВВС»; он и другие явились в недавно сформированный ЦПК ( Центр подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина ) под Москвой для выполнения задания 13 марта 1960 года.
Несмотря на высокую квалификацию, Комаров не попал в шестерку лучших кандидатов, поскольку не соответствовал ограничениям по возрасту, росту и весу, установленным главным конструктором российской космической программы Сергеем Королевым . "Если бы критерии были другими, - отметил в интервью тренер космонавтов Марк Галлай, - конечно, в группе был бы Комаров, который был очень умным человеком. У него был опыт полетов в Академии ВВС. Он очень сильно повлиял на конструкцию корабля. «Восток» и «Восход». [5] В свои 32 года Комаров был вторым по возрасту из выбранных пилотов; Королев указал максимальный возраст — 27 лет. Только двое членов первой группы, Павел Беляев ( «Восход-2» ) и сам Комаров, также были выпускниками советской Военно-воздушной академии . Кроме того, только Комаров имел опыт работы инженером по летным испытаниям новых самолетов. [6]
Обучение
[ редактировать ]Вскоре после начала тренировок Комаров в мае 1960 года был госпитализирован из-за небольшой операции, в результате которой он по состоянию здоровья был непригоден для занятий физической культурой примерно на шесть месяцев. В то время в критериях отбора большое внимание уделялось физическому состоянию космонавтов, и любое несовершенство приводило к мгновенной дисквалификации. Поскольку Комаров уже имел инженерную квалификацию, ему разрешили остаться в программе, заверив администрацию, что он сможет наверстать упущенное. Во время выздоровления он продолжал необходимые академические исследования. [7] Он вернулся к тренировкам в октябре, поскольку его выздоровление прошло быстрее, чем ожидал медицинский персонал. В это время он помогал своим младшим сверстникам в учебе; за это он получил случайное прозвище «Профессор», которое он разделил с Беляевым, который был на два года старше его. В 1961 году начались первые космические полеты. К 1962 году Комаров был третьим самым высокооплачиваемым космонавтом по своей квалификации, званию и опыту. Он зарабатывал 528 рублей в месяц, причем только космонавты 1 и 2, Юрий Гагарин и Герман Титов . выше платили [8]
Когда Георгий Шонин продемонстрировал неприемлемый уровень чувствительности к перегрузке в центрифуге, Комаров заменил его в мае 1962 года для запланированных двойных миссий на Восток. [9] Комаров был выбран дублером Павла Поповича ( «Восток 4 »), но последующее плановое ЭКГ- тестирование Комарова выявило нарушения сердечного ритма, и его исключили из программы и заменили Борисом Волыновым . [10] Такое же нарушение сердечного ритма лишило свободы американского астронавта Дика Слейтона . После того, как Комаров настойчиво лоббировал медицинский и военный персонал для повторного приема на программу, ему разрешили вернуться к тренировкам.
В 1963 году подготовка космонавтов велась в шести группах, причем Комаров был отобран во вторую группу вместе с Валерием Быковским и Волыновым. [11] Эта группа должна была подготовиться к полетам продолжительностью до пяти дней, запланированным на вторую половину 1963 года. В мае 1963 года Алексеев предложил генералу Каманину назначить Комарова дублером на Восток-5, а не Хрунова, поскольку его костюм был готов. [12] Позже Комаров был включен в еще одну группу для запланированных миссий в 1964 году вместе с Беляевым, Шониным, Хруновым, Заикиным , Горбатко , Волыновым и Леоновым . Учебные группы были сформированы для более поздних миссий «Восток» (Восток 7–13), но реальных экипажей не было, и миссии не проводились под эгидой первоначальной программы «Восток». [13] В декабре 1963 года Комаров был включен в шорт-лист полета Каманиным вместе с Волыновым и Леоновым, пройдя два года обучения.
В апреле 1964 года Комаров был объявлен готовым к космическому полету вместе с Быковским, Поповичем, Титовым, Волыновым, Леоновым, Хруновым, Беляевым и Львом Деминым . [14] Из этой группы будет выбран командир запланированной миссии «Восход», запланированной на конец 1964 года. В мае группа сократилась до Волынова, Комарова, Леонова и Хрунова. [15]
Во время обучения Комаров жил в ЦПК с женой Валентиной и двумя детьми Евгением и Ириной. Там он наслаждался охотой, катанием на беговых лыжах, хоккеем и другими общественными мероприятиями со своими товарищами-стажерами в свободное время. Комарова очень любили сверстники, которые называли его Володей (уменьшительное от имени). Павел Попович отметил, что Комарова уважали за его скромность и опыт: «Он уже был инженером, когда пришел к нам, но никогда не смотрел свысока на других. Он был сердечным, целеустремленным и трудолюбивым. Авторитет Володи был настолько высок, что люди пришел к нему, чтобы обсудить все вопросы: как личные, так и вопросы нашей работы». [16] Товарищ-космонавт Алексей Леонов охарактеризовал его как «очень серьезного. Он был первоклассным летчиком-испытателем». [17]
Космические полеты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2017 г. ) |
Восход 1
[ редактировать ]К июлю 1964 года в состав экипажа «Восхода» оставалось только семь космонавтов, некоторые из которых были дисквалифицированы по медицинским показаниям. 6 июля Комаров был назначен командиром дублирующего экипажа корабля «Восход-1». После нескольких месяцев ожесточенных дебатов между Николаем Каманиным и Сергеем Королевым по поводу подбора экипажа Комаров был назначен Государственным комитетом основным командиром экипажа. Комиссии 4 октября 1964 года, всего за восемь дней до запланированного запуска. [18] Каманин в тот вечер играл в теннис с экипажем «Восхода» и отметил, что Комаров сыграл плохо по сравнению со своей командой: Борисом Егоровым и Константином Феоктистовым .
9 октября Комаров и экипаж осмотрели «Восход» вместе с Королевым и другими членами администрации. Позже в тот же день они дали интервью государственной прессе и сыграли в теннис для фотографов.
Утром 11 октября Комарову передали различные коммунистические реликвии, которые он мог взять с собой в космос на следующий день. Днем экипаж еще раз осмотрел капсулу и получил от Королева последние инструкции. Комаров был единственным членом экипажа, прошедшим обширную подготовку, и единственным членом экипажа, имевшим какой-либо опыт полетов; двое других членов экипажа были гражданскими лицами. Его позывной был «Рубин».
Во время миссии Комаров вместе с другими членами экипажа выполнял различные задачи, включая медицинские и навигационные испытания и наблюдение за северным сиянием . Комаров один проводил испытания ионных двигателей , прикрепленных к «Восходу». [19] Он также сделал ряд радиопередач, в том числе поздравление с Олимпийскими играми в Токио , которые открылись 10 октября. Миссия длилась чуть более двадцати четырех часов. После того как экипаж благополучно приземлился, его доставили обратно на космодром Тюратам (также известный как Байконур, чтобы скрыть его истинное местоположение). Каманин отметил в своем дневнике, что, хотя его экипаж был в хорошем настроении, Комаров был утомлен. [20] 19 октября Комаров и его команда выступили с репортажами на Красной площади и присутствовали на аудиенции в Кремле. [21] После успеха этой короткой, но важной с научной точки зрения миссии ему было присвоено звание полковника. [22] За успех миссии Комаров был награжден орденом Ленина и Героем Советского Союза .
В декабре 1964 года РВСН ( Ракетные войска стратегического назначения ) потребовали перевода Комарова из ВВС ( Советских ВВС ) в РВСН, что, возможно, было мотивировано плохой репутацией РВСН в производстве успешных ракет по сравнению с ВВС. Против этой просьбы выступил Каманин. [23]
В 1965 году Комаров вместе с Юрием Гагариным руководил подготовкой к полету корабля «Восход-2» , осуществившего первую попытку выхода в открытый космос . Эта подготовка включала примерку скафандров на космонавтов и инструктаж перед космическим полетом. В апреле того же года Комаров гастролировал по Ленинграду с Каманиным, Гагариным, Германом Титовым , Беляевым и Леоновым. Комаров также посетил Петропавловскую крепость с Валентином Глушко , где Глушко проводил первые ракетные эксперименты в начале 1930-х годов. [24] В сентябре того же года Комаров гастролировал по Западной Германии.
Soyuz 1
[ редактировать ]Комаров был направлен в советскую программу «Союз» вместе с Юрием Гагариным и Алексеем Леоновым . В июле 1966 года Каманин сделал Комарову выговор за несанкционированное раскрытие информации, находясь в Японии, о том, что «Советский Союз в назначенное время облетит автоматический космический корабль вокруг Луны и вернет его на Землю, после чего последует полет собаки, затем пилотируемый полет вокруг Луны». [25] В следующем месяце Комаров столкнулся с другими инженерами из-за продолжающихся проблем с конструкцией, в ходе которых испытания в невесомости показали, что люк модуля «Союз» слишком мал, чтобы обеспечить безопасный выход полностью экипированного космонавта. [26] Тем временем группы и задания Комарова и его коллег-космонавтов постоянно пересматривались, и они все больше беспокоились об отсутствии реакции на их опасения по поводу проектирования и изготовления космического корабля, которые Юрий Гагарин высказал в письме от их имени Леониду. Брежнев .
Комаров был выбран командиром корабля «Союз-1» в 1967 году, а Юрий Гагарин был его дублирующим космонавтом. Во время подготовки к космическому полету оба космонавта работали по двенадцати-четырнадцатичасовому дню. При выводе на орбиту солнечные панели модуля «Союз» не смогли полностью развернуться, что не позволило кораблю получить полную мощность и скрыло часть навигационного оборудования. Комаров докладывал: "Условия плохие. Параметры кабины в норме, но левая солнечная панель не сработала. Электрическая шина всего 13-14 ампер . ВЧ связь не работает. Не могу сориентироваться. Я попробовал сориентировать космический корабль вручную с помощью двигателей ориентации ДО-1, но оставшееся на ДО-1 давление упало до 180". [27] Комаров в течение пяти часов безуспешно пытался сориентировать модуль «Союз». Корабль передавал ненадежную информацию о состоянии и потерял связь на орбитах с 13 по 15 из-за отказа высокочастотного передатчика, который должен был поддерживать радиосвязь, пока корабль находился вне зоны действия наземных приемников сверхвысокой частоты (УВЧ). [27]
Из-за проблем с кораблем Советы не запустили второй модуль «Союз», из которого космонавты должны были совершить выход в открытый космос (EVA) к «Союзу-1», и прервали миссию.
Комарову было приказано переориентировать корабль с помощью датчиков потока ионов на орбитах с 15 по 17. Датчики ионов вышли из строя. У Комарова не было достаточно времени для попытки входа в атмосферу вручную до 19-й орбиты. Ручная ориентация предполагала использование оборудованного перископического устройства «Взор», но для этого Комаров должен был иметь возможность видеть Солнце . Чтобы достичь назначенного места посадки в Орске, ретро-обстрел должен был произойти на ночной стороне Земли . Комаров вручную сориентировал космический корабль на дневной стороне, а затем использовал гироплатформу в качестве ориентира, чтобы сориентировать корабль для ретро-обстрела на ночной стороне. [28] Он успешно повторно вошел в атмосферу Земли на своем 19-м витке, но тормозной парашют модуля и основной тормозной парашют не смогли правильно раскрыться. Модуль врезался в землю, в результате чего Комаров погиб в 6.24 утра.
Response to Komarov's death
[ редактировать ]
В своем дневнике Николай Каманин записал, что капсула «Союз-1» врезалась в землю со скоростью 30–40 метров в секунду (98–131 фут/с) и что останки тела Комарова представляли собой комок неправильной формы диаметром 30 сантиметров (12 дюймов). и 80 сантиметров (31 дюйм) в длину. Через три часа после крушения капсулы место посетили Келдыш , Тюлин , Руденко и другие члены Госкомиссии. В 21:45 Каманин сопровождал останки Комарова на аэродром Орск , где их погрузили на Ил-18 . За десять минут до вылета Ан-12 приземлился с Кузнецовым и несколькими космонавтами. Самолет Каманина прибыл в Москву рано утром следующего дня. Самолету пришлось направиться в Шереметьево, поскольку все остальные аэродромы под Москвой были закрыты для взлетов и посадок из-за погодных условий. Константин Вершинин приказал сфотографировать останки Комарова, а затем немедленно кремировать их для государственного захоронения в Кремлевской стене. [29] Утром останки подверглись быстрому вскрытию, а затем были кремированы. [30]
был опубликован ответ на смерть Комарова его коллег-космонавтов 25 апреля в «Правде» :"Предвестникам всегда труднее. Они идут неизведанными путями, и эти пути не прямые, в них есть крутые повороты, неожиданности и опасности. Но тот, кто выходит на путь на орбиту, никогда не хочет с него сойти. И какие бы трудности ни были или препятствия есть, но они никогда не бывают достаточно сильными, чтобы сбить такого человека с избранного им пути. Пока его сердце бьется в груди, космонавт всегда будет продолжать бросать вызов Вселенной. Владимир Комаров был одним из первых на этом коварном пути. " [31]
В интервью 17 мая газете «Комсомольская правда» Юрий Гагарин упомянул о неспособности администрации прислушаться к опасениям по поводу модуля «Союз», выявленных отрядом космонавтов, и заявил, что смерть Комарова должна научить истеблишмент быть более строгими в его тестирование и оценка «всех механизмов космического корабля, еще более внимательное ко всем этапам проверки и испытаний, еще более бдительное в нашей встрече с неизведанным. Он показал нам, насколько опасен путь в космос. Его полет и его смерть научит нас мужеству». [31] В мае 1967 года Гагарин и Леонов раскритиковали руководителя программы Василия Мишина за «плохое знание космического корабля «Союз» и деталей его эксплуатации, отсутствие сотрудничества с космонавтами в полетной и тренировочной деятельности» и попросили Каманина процитировать его. в официальном отчете о катастрофе. [32]
Почести и награды
[ редактировать ]
- Дважды Золотая Звезда Героя Советского Союза (19 октября 1964, 1967 (посмертно))
- Орден Ленина (19 октября 1964, 1967 (посмертно))
- Орден Красной Звезды (1961).
- Медаль «За боевые заслуги» (1956 г.).
- Медаль «За освоение целины» (1964 г.).
- Летчик-космонавт СССР.
- Герой Социалистического Труда (Северный Вьетнам, 1964 г.).
Посмертные награды
[ редактировать ]26 апреля 1967 года Комарова устроили государственные похороны в Москве , а его прах был захоронен в Некрополе у Кремлёвской стены на Красной площади . Американские астронавты обратились к советскому правительству с просьбой разрешить присутствие своего представителя, но получили отказ. [33]
Комаров был посмертно награжден вторым орденом Ленина, а также Героем Советского Союза. [ нужна ссылка ] [34]
состоялась панихида по Комарову. 25 апреля 1968 года на месте крушения под Орском 51 ° 21'41,67 "N 59 ° 33'44,75" E / 51,3615750 ° N 59,5624306 ° E . Каманин отметил в своем дневнике, что на этой службе присутствовало более 10 тысяч человек, «некоторые проехали на это мероприятие сотни километров». [35]
Комаров был изображен на памятных конвертах Первого дня и марках за его вклад в космическую программу - из нескольких разных стран. [ нужна ссылка ]
Память Комарова наряду с другими выдающимися деятелями ранней российской космической программы увековечена бюстом на Аллее Космонавтов в Москве, а также ему установлен памятник на месте крушения под Орском . [36]

Прежде чем покинуть Луну на Аполлона-11 , лунном модуле последней задачей Нила Армстронга было разместить небольшой пакет памятных предметов в честь советских космонавтов Комарова, Юрия Гагарина и астронавтов Аполлона-1 Гаса Гриссома , Эда Уайта и Роджера Чаффи. . [37] Имя Комарова также появляется на мемориальной доске, оставленной в Хэдли-Рилле на Луне командиром Аполлона-15 в память о 14 погибших астронавтах НАСА и космонавтах СССР , Дэвидом Скоттом а также на небольшой скульптуре под названием « Падший астронавт » 1 августа 1971 года. мемориальная доска и скульптура представляют тех астронавтов и космонавтов, которые погибли в стремлении достичь космического пространства и Луны. [38]
и на кратер В честь Комарова был назван астероид 1836 Комаров, открытый в 1971 году, как Луне . [39] Этот астероид и космонавт вдохновили композитора Бретта Дина на написание произведения симфонической музыки по заказу дирижера Саймона Рэттла в 2006 году. Композиция называется «Падение Комарова» , и ее можно найти в альбоме EMI Classics альбома Саймона Рэттла «Планеты» .
назван авиационной федерации Международной Диплом В. М. Комарова в честь Комарова.
раньше существовал советский корабль спутникового В честь Комарова слежения « Космонавт Владимир Комаров» .
В популярной культуре
[ редактировать ]Владимир Комаров — персонаж французского научно-фантастического сериала « Миссии» . Экипаж миссии на Марс находит Комарова спустя десятилетия после того, как считалось, что он умер. [40]
См. также
[ редактировать ]- Аполлон 1
- Несчастные случаи при повторном входе в атмосферу
- Soyuz 11
- космического корабля "Колумбия" Катастрофа
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лоуренс В. Бейкер, изд. (2005). «Альманах, Том 1». Справочная библиотека по исследованию космоса .
- ^ Берджесс и Холл, с. 52
- ^ Jump up to: а б с Берджесс и Холл, с. 53
- ^ Берджесс и Холл, с. 54
- ^ Харфорд, Джеймс (1997). Королев . Джон Уайли и сыновья. п. 165. ИСБН 0-471-32721-2 .
- ^ Холл и Шейлер, с. 109
- ^ Холл и Шейлер, с. 125
- ↑ Дневник Каманина, 16 марта 1962 г.
- ^ Холл и Шейлер, с. 181
- ^ Холл и Шейлер, стр. 182–83.
- ↑ Дневник Каманина, 1 февраля 1963 г.
- ↑ Дневник Каманина, 9 мая 1963 г.
- ^ Холл и Шейлер, с. 215
- ↑ Дневник Каманина, 24 апреля 1964 г.
- ↑ Дневник Каманина, 24 мая 1964 г.
- ^ Берджесс, Колин; Дулан, Кейт; Вис, Берт (2003). Падшие космонавты . Издательство Университета Небраски. стр. 169 . ISBN 0-8032-6212-4 .
- ^ Скотт, Дэвид; Леонов, Алексей (2004). Две стороны Луны . Макмиллан. п. 195 . ISBN 0-312-30865-5 .
- ↑ Дневник Каманина, 4 октября 1964 г.
- ^ Сиддики, Асиф А. (2000). Вызов Аполлону: Советский Союз и космическая гонка, 1945–1974 гг. (PDF) . НАСА. п. 423.
- ↑ Дневник Каманина, 13 октября 1964 г.
- ↑ Дневник Каманина, 19 октября 1964 г.
- ^ Холл, Рекс; Шейлер, Дэвид (2001). Ракетчики: Восток и Восход, первые советские пилотируемые космические полеты . Спрингер. п. 355. ИСБН 1-85233-391-Х .
- ↑ Дневник Каманина, 30 декабря 1964 г.
- ↑ Дневник Каманина, 28 апреля 1965 г.
- ↑ Дневник Каманина, 20 июля 1966 г.
- ↑ Дневник Каманина, 5 августа 1966 г.
- ^ Jump up to: а б Дневник Каманина, 23 апреля 1967 г.
- ↑ Дневник Каманина, 24 апреля 1967 г.
- ^ Сиддики, Асиф (2020). Союз-1. Смерть Владимира Комарова. Давление, политика и парашюты . SpaceHistory101.com Пресса. стр. 45–46. ISBN 9781887022958 .
- ↑ Дневники Каманина на сайте www.astronautix.com , по состоянию на 11 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Цымбал, Николай , изд. (1984), Первый человек в космосе , Москва: Издательство «Прогресс» Москва, с. 105
- ↑ Дневник Каманина, 5 мая 1967 г.
- ^ «Останки космонавта Владимира Комарова, человека, упавшего из космоса, 1967 год — редкие исторические фотографии» . 18 августа 2014 г.
- ^ Редин, Майана (2020). «Труп Комарова и проблема катастрофической артефактности» . Институт Космоса . Проверено 24 марта 2024 г.
- ↑ Дневник Каманина, 25 апреля 1968 г.
- ^ Кудрявцева (1969), Три подвига Владимир Комарова , Moscow: Издательство полической литературы, p. 64
- ^ Джонс, Эрик М.; Гловер, Кен (1995). «Развертывание и закрытие EASEP» . Журнал лунной поверхности Аполлона-11 . НАСА. 111:36:38. Архивировано из оригинала 25 февраля 2014 года . Проверено 28 марта 2014 г.
- ^ «Молот и перо» . www.hq.nasa.gov (Журнал лунной поверхности Аполлона-15). НАСА. 167:41:30 . Проверено 28 июня 2016 г.
Скотт – «Мы сделали мемориальную доску всем погибшим астронавтам и космонавтам. И маленькую фигурку Падшего космонавта, и поставили ее прямо возле марсохода. Вы можете видеть это на картинке (AS15-88-11893) ...Это был всего лишь небольшой мемориал, в алфавитном порядке. В относительном плане мы оба многое потеряли, и, что интересно, после этого мы больше не проигрывали, пока Челленджер не сказал, что убираюсь. позади «Ровера» (167:43:36). Джим знал, что я делаю. Мы просто подумали, что узнаем ребят, которые внесли наибольший вклад».
- ^ Шмадель, Лутц Д. (2003). Словарь названий малых планет, Том 1 . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 147. ИСБН 3-540-00238-3 .
- ^ Миссии (сериал, 2017–) — IMDb , дата обращения 29 мая 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Берджесс, Колин ; Дулан, Кейт; Вис, Берт (2003). Падшие космонавты . Издательство Университета Небраски. стр. 272 . ISBN 0-8032-6212-4 .
- Берджесс, Колин (2007). В тени луны: непростое путешествие к спокойствию, 1965–1969 . Издательство Университета Небраски. стр. 448 . ISBN 978-0-8032-1128-5 .
- Берджесс, Колин; Холл, Рекс (2008). Первый советский отряд космонавтов: их жизнь, наследие и историческое влияние . Практика. ISBN 978-0-387-84823-5 .
- Холл, Рекс; Шейлер, Дэвид (2001). Ракетчики: Восток и Восход, первые советские пилотируемые космические полеты . Спрингер. ISBN 1-85233-391-Х .
- Личные дневники Николая Каманина с 1960 по 1971 год. Краткое изложение и английский перевод Марка Уэйда доступны в Интернете на сайте « Дневники Каманина » в Энциклопедии Astronautica .
- Бизони, Пирс; Доран, Джейми (1998). Звездный человек: правда о легенде о Юрии Гагарине . Блумсбери Паблишинг ПЛС. ISBN 0-7475-3688-0 .
- А.И. Осташев , Сергей Павлович Королев – Гений ХХ века – 2010 г. Магистр ГОУ ВПО МГУЛ ISBN 978-5-8135-0510-2 .
- «С.П. Королев. Энциклопедия жизни и творчества» – под редакцией В.А. Лопоты, РКК «Энергия». Королев ИП , 2014 г. ISBN 978-5-906674-04-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Анализ миссии «Восход» и записи голоса Комарова в полете, составленные Свеном Граном.
- Анализ миссии «Союз-1» и записи голоса Комарова в полете, составленные Свеном Граном.
- ARK Vladimir M. Komarov
- Комаров - подробная биография в Энциклопедии Астронавтики.
- BBC «В этот день» 1967: Русский космонавт погиб в космической катастрофе
- Заря - сайт, посвященный первым советским миссиям, включая «Восход». Архивировано 24 февраля 2016 года в Wayback Machine.
- Официальный сайт администрации города Байконур – Почетные граждане Байконура
- «Смерть космонавта» , драма BBC Radio 4 . 19.04.2017
- «Космонавт врезался в Землю, 'плачя в ярости'» - статья NPR о катастрофе (2011 г.)
- 1927 рождений
- 1967 смертей
- 1964 год в космическом полете
- 1967 год в космическом полете
- Случайные смерти в Советском Союзе
- Герои Советского Союза
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Красной Звезды.
- Захоронения в некрополе у Кремлевской стены.
- Космонавты из Москвы.
- Советские космонавты
- Советские инженеры
- Погибшие в космической программе
- Советские летчики-испытатели
- Voskhod program cosmonauts