Система ориентации и маневрирования на орбите
Система ориентации и маневрирования на орбите ( OAMS ) — система управления реакцией, используемая на околоземной орбите проекта «Джемини» космическим кораблем . Он обеспечивал как автоматическое, так и ручное вращение и перемещение с помощью 16 нониусных двигателей, использующих гиперголическое топливо.
Операции
[ редактировать ]фиксированной тяги OAMS имела 16 небольших стационарных ракетных двигателей , которые сжигали гиперголическое топливо ( монометилгидразиновое топливо с использованием тетраоксида азота в качестве окислителя ), подаваемое под давлением из пары баков, расположенных в кормовом модуле оборудования. Помимо управления ориентацией , OAMS обеспечивала линейное перемещение космического корабля вверх, вниз, в стороны, вперед или назад. Это дало космическому кораблю возможность изменить свою орбиту, необходимую для космического сближения и стыковки с другим космическим кораблем, Agena Target Vehicle .Система также использовалась для отталкивания космического корабля от отработавшей второй ступени ракеты-носителя Титан II при первом выходе на орбиту.
- космического корабля Восемь двигателей управления вращением были установлены в центре масс вокруг кормовой части модуля оборудования и направлены под углом 90 градусов вверх, вниз, влево и вправо. Они имели тягу в 25 фунтов силы (110 Н) и стреляли парами, заставляя их отклоняться от курса, наклонять или крениться, чтобы контролировать положение.
- Шесть двигателей поступательного управления были установлены сбоку от ретроракетного модуля, недалеко от центра масс космического корабля. Четыре из них были рассчитаны на тягу в 100 фунтов силы (440 Н), каждый из которых был направлен вверх, вниз, влево или вправо. Два других были направлены вперед, на позиции «три часа» и «девять часов», чтобы обеспечить тягу назад. Их номинальная нагрузка составляла 85 фунтов-сил (380 Н) (снижена по сравнению с первоначальной спецификацией в 100 фунтов-силы (440 Н) в июле 1962 года).
- Два двигателя управления поступательным движением с тягой в 100 фунтов силы (440 Н) были установлены на внутренней стороне кормовой части адаптера оборудования, в положениях на двенадцать и шесть часов.
Астронавты проекта «Меркурий» могли только регулировать рыскание, тангаж или крен, но члены экипажа «Джемини» имели полный ручной контроль над траекторией полета. Уолтер Ширра сказал, что на «Джемини-6 » «я был поражен своей способностью маневрировать. Я провел облет «Джемини-7» , буквально облетая его кольцами, и мог с полной уверенностью приблизиться к нему на расстояние нескольких дюймов». Потому что в космосе нет турбулентности. «Это было похоже на Голубых ангелов на скорости 18 000 миль в час, только было легче». [1]
События
[ редактировать ]Во время полета «Джемини-8» , 16 марта 1966 года, двигатель OAMS номер 8 застрял, что привело к неконтролируемому вращению космического корабля. Всю систему OAMS пришлось остановить, а миссия была прекращена преждевременно. Это привело к внесению изменений в OAMS, позволяющих изолировать двигатель.
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .
- На плечах титанов: история проекта «Близнецы», заархивировано 7 декабря 2003 г. в Wayback Machine.
- ^ Эгл, округ Колумбия (сентябрь 1998 г.). «Полет на Гусмобиле» . Воздух и космос .