Спасение Скайлэба
![]() Схема модуля спасательной команды Skylab | |
Тип миссии | Спасение экипажа |
---|---|
Оператор | НАСА |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Аполлон CSM-119 |
Производитель | Североамериканская авиация |
Экипаж | |
Размер экипажа | 2 при запуске 5 при приземлении |
Члены | Вэнс Д. Брэнд Дон Л. Линд |
Начало миссии | |
Дата запуска | В режиме ожидания Август 1973 г. - февраль 1974 г. (Не запущено) |
Ракета | Сатурн ИБ АС-208/209 |
Запуск сайта | Кеннеди LC-39B |
Стыковка со Скайлэбом | |
Док-порт | Вперед |
![]() Портрет спасательной команды Скайлэба (слева направо; Вэнс Брэнд и Дон Линд ) |
( Спасательная миссия Скайлэба также SL-R ) [1] : iii Это несостоявшаяся спасательная миссия, запланированная на случай , если астронавты окажутся на борту американской космической станции «Скайлэб» . [2] [3] В случае полета он использовал бы модифицированный командный модуль «Аполлон» , который можно было бы запустить с экипажем из двух человек и вернуть экипаж из пяти человек. [1] : 1–1 [4]
Астронавты Вэнс Брэнд и Дон Линд были назначены спасательной командой на случай необходимости миссии. Спасательная миссия рассматривалась, когда Skylab 3 у командно-сервисного модуля (CSM) возникли проблемы с двигателями системы управления реакцией (RCS) во время стыковки со станцией. На земле космические аппараты собирались для выполнения спасательных операций в поддержку Skylab 3 и Skylab 4 . Однако ни одна спасательная операция так и не оказалась необходимой. Все астронавты, посетившие Скайлэб, благополучно вернулись на Землю в своих первоначальных командных модулях.
История
[ редактировать ]Планы по оснащению командно-сервисного модуля «Аполлон» (CSM) в качестве космического спасательного аппарата относятся к ноябрю 1965 года, когда технические специалисты North American Rockwell задумали возможность проведения спасательной миссии для астронавтов, оказавшихся на лунной орбите . [5] [6] После того, как спасательная миссия на околоземной орбите была показана в фильме 1969 года «Оставленные» , компания возродила эту концепцию в ноябре 1970 года. [2] Центр космических полетов Маршалла 17 мая 1972 года выпустил официальный документ о требованиях к миссии с последующими изменениями. [1] : iii
Skylab 3 Астронавты Алан Бин и Джек Лусма управляли бы CSM для своей миссии по спасению Skylab 2 . помогли разработать «комплект для полевой модификации», позволяющий использовать стандартный CSM для спасения, и при необходимости [7] Стандартный командный модуль Skylab вмещал экипаж из трех человек со шкафчиками для хранения на кормовой переборке для пополнения запасов экспериментальной пленки и другого оборудования, а также для возврата экспонированной пленки, лент с данными и экспериментальных образцов. Чтобы превратить стандартный CSM в спасательную машину, шкафчики для хранения вещей были сняты и заменены двумя диванами для экипажа, на которых в общей сложности могли разместиться пять членов экипажа. [4] Самый большой риск при спасении заключался в том, что три верхних сиденья «ударились» или рухнули на два нижних сиденья при резком приземлении, но в предыдущих миссиях ударов не произошло. [7]
АС 208
[ редактировать ]Вскоре после запуска Skylab 3 в CSM экипажа возникла проблема с Quad B, одним из четырех двигателей системы управления реакцией. 2 августа 1973 года, шесть дней спустя, во время завтрака экипаж напугал эффект метели возле станции. «Настоящей метелью» оказалась утечка топлива из квадрокоптера D, противоположного квадрокоптеру B. [7] В результате неисправностей осталось два доступных квадроцикла, и хотя космический корабль мог работать только с одним, утечки представляли возможный риск для других систем. [8] : 208 Топливо для всех квадроциклов и двигатель главной двигательной установки (ГДУ) были из одной партии; если бы топливо SPS было загрязнено, CSM, возможно, не смог бы сойти с орбиты . [7]
НАСА рассматривало возможность немедленного возвращения экипажа домой. [3] но поскольку астронавты были в безопасности на станции с достаточным количеством припасов и существовали планы спасательного полета, [8] : 209 миссия продолжалась, пока ракета Saturn IB AS 208 с CSM 119 [4] был собран в корпусе сборки аппаратов пускового комплекса №39 для возможного использования. В какой-то момент его перенесли на LC-39B.
4 августа НАСА объявило, что члены резервного экипажа «Скайлэб-3» и «Скайлэб-4» Вэнс Брэнд и Дон Линд будут участвовать в любой спасательной операции; они немедленно начали подготовку к полету после того, как 2 августа вышел из строя второй квадрокоптер. После того, как инженеры обнаружили, что утечки не выведут из строя космический корабль, двое мужчин использовали симуляторы для проверки входа в атмосферу с использованием двух квадрокоптеров. Если бы наземный персонал работал 24 часа в сутки и пропустил некоторые испытания, миссия могла бы стартовать 10 сентября. [3] [9] : 299 и продлится не более пяти дней. [1] : 2–6 [8] : 208–209 Астронавты попытались подготовить Скайлэб к дальнейшему использованию, но важнее было вернуть экспериментальные данные и диагностировать причину проблемы. [1] : 2–1 а Линд выбирает, что вернуть. [8] : 211 [10] образцы человеческой мочи и фекалий, а также монтировка телескопа Аполлон и другая пленка. Приоритетными были [7] Хотя у «Скайлэба» было два стыковочных порта, по возможности использовался бы основной, а при необходимости отключался CSM экипажа «Скайлэба». [1] : 2–2, 3, 8
Хотя многие в НАСА считали, что спасательная миссия состоится, через несколько часов после отказа второго квадроцикла агентство отменило спасательную миссию. Помимо вывода НАСА о том, что вышедшие из строя квадроциклы не выведут из строя Skylab 3 CSM, а топливо SPS не было загрязнено, Брэнд и Линд уже показали во время своего обучения в качестве резервных членов экипажа Skylab, что вход в атмосферу с вышедшими из строя квадроциклами безопасен. Они также разработали метод схода с орбиты с помощью системы ориентации командного модуля. Позже, пошутив, что они были «очень эффективными, но совершенно глупыми, потому что мы буквально отработали эту миссию», Бранд и Линд продолжили подготовку к спасательной миссии, а также к своим резервным функциям. [8] : 209–211 [10] [7] но экипаж Skylab 3 смог завершить свою полную 59-дневную миссию на станции и благополучно вернуться на Землю, используя две функциональные счетверенные двигатели RCS. [11] : 103–4 использование механизма SPS один раз вместо двух в качестве меры предосторожности. [7]
АС 209
[ редактировать ]
После запуска Skylab 4 был собран еще один спасательный рейс на случай непредвиденных обстоятельств. Ракета Saturn IB AS 209 была собрана в корпусе сборки аппаратов стартового комплекса 39 для возможного использования. Он также использовал командный модуль CSM 119, который должен был быть запущен вместе с Брэндом и Линдом.
Были также планы короткого 20-дневного полета Skylab 5 с использованием этого резервного CSM. Экипаж, вероятно, состоящий из Брэнда, Линда и резервного научного пилота Скайлэба Уильяма Б. Ленуара , должен был провести некоторые научные исследования и закрыть станцию до тех пор, пока космический шаттл не заработает. Однако продление Скайлэб-4 с пятидесяти шести до восьмидесяти четырех дней устранило необходимость в дополнительной миссии.
AS 209 и CSM 119 позже использовались в качестве резервной копии миссии ASTP . Оба сейчас выставлены в Комплексе для посетителей Космического центра Кеннеди . CSM 119 расположен в центре Аполлона/Сатурна V. Ракета-носитель Saturn IB для AS 209 в настоящее время находится в Ракетном саду комплекса для посетителей. Он отображается горизонтально вместе с Apollo FVV (автомобиль для проверки объектов), который ранее выставлялся в комплексе для посетителей VAB примерно в октябре 1968 года.
В 2007 году, пролежав нетронутым более 30 лет, инженеры НАСА использовали командный модуль для исследования узла адаптера жизнеобеспечения космического корабля. [12] - выступающий аэродинамический обтекатель, обеспечивающий подачу кислорода, воды и электричества из служебного модуля в командный модуль. Это было сделано в поддержку проектирования и строительства аналогичной системы на новом космическом корабле «Орион» , которая напоминает конфигурацию Skylab Rescue.
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Астронавт | |
---|---|---|
Командир | Вэнс Д. Брэнд | |
Пилот командного модуля | Дон Л. Линд |
Бранд и Линд были назначены в состав команды спасательной операции, если бы это оказалось необходимым. Хотя спасательные полеты не проводились, оба астронавта позже совершили космические полеты. Бранд летал в 1975 году в качестве пилота командного модуля испытательного проекта «Аполлон-Союз» , а затем возглавил три миссии космических кораблей «Шаттл » : STS-5 в 1982 году, STS-41-B в 1984 году и STS-35 в 1990 году. Линду пришлось подождать еще десять лет, прежде чем он летал в качестве специалиста полета на STS-51-B в 1985 году.
- CSM 119 на выставке в Центре Аполлона/Сатурна V
- AS 209 на выставке в комплексе для посетителей Космического центра Кеннеди
См. также
[ редактировать ]- СТС-3хх
- «Союз-32» , «Союз-33» и «Союз-34» . Экипаж корабля «Союз-32» поднялся на борт советской космической станции «Салют-6» и поселился. Планировалось, что экипаж, стартовавший на корабле «Союз-32», вернется на Землю на космическом корабле «Союз-33», а экипаж, стартовавший на «Союзе-33», ненадолго посетит Землю и вернется на более старом космическом корабле «Союз-32», срок службы которого приближается к концу . Однако «Союз-33» не смог состыковаться, что поставило под угрозу космонавтов на борту станции. В качестве экстренной меры космический корабль «Союз-34» был запущен на станцию без экипажа на борту. Экипаж, состыковавшийся с «Салютом-6» на корабле «Союз-32», благополучно вернулся на Землю на корабле «Союз-34».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж « Требования миссии, спасательная миссия Скайлэб, SL-R » НАСА, 24 августа 1973 года.
- ^ Перейти обратно: а б Уэйд, Марк. « Спасение Скайлэба. Архивировано 6 сентября 2005 г. в Wayback Machine ». Энциклопедия астронавтики . Проверено 10 апреля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с « Новый кризис Скайлэба: спасательная миссия? » TIME , 13 августа 1973 г. Проверено 10 апреля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уэйд, Марк. « CSM Apollo Rescue. Архивировано 17 марта 2009 г. в Wayback Machine ». Энциклопедия астронавтики . Проверено 10 апреля 2009 г.
- ^ « Миссия по спасению Аполлона из 4 человек » Сервер технических отчетов НАСА . Проверено 18 апреля 2011 г.
- ^ Портри, Дэвид С.Ф. (6 октября 2012 г.). «За пределами Аполлона: Спасение Аполлона на лунной орбите (1965)» . Проверено 12 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эванс, Бен (12 августа 2012 г.). «Запуск минус девять дней: космическое спасение, которого никогда не было» . АмерикаКосмос . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шейлер, Дэвид Дж. (2001). Скайлэб: Американская космическая станция . Берлин: Шпрингер. ISBN 1-85233-407-Х .
- ^ Бенсон, Чарльз Данлэп и Уильям Дэвид Комптон. Жизнь и работа в космосе: история Скайлэба . Публикация НАСА SP-4208.
- ^ Перейти обратно: а б Стенограмма устной истории Дона Л. Линда , Проект устной истории Космического центра имени Джонсона НАСА, 27 мая 2005 г.
- ^ Белью, Леланд. Ф. (редактор) Скайлэб, Наша первая космическая станция, публикация НАСА SP-400.
- ^ « Используя историю для проектирования будущего » НАСА, получено 9 марта 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Обратный отсчет спасательного космического корабля Skylab
- Испытание готовности к полету спасательного космического корабля Skylab
- Спасательный космический аппарат Skylab OAT no. 1 штекер в тесте
- План испытаний и проверок ракеты-носителя - Том 2: Схема и списки ракеты-носителя Сатурн 1B Skylab R (спасательная) и AS-208
- Оценка оборудования Skylab Спасение CSM
- Структурный анализ космического корабля Skylab. Приложение A: Спасательная машина