Транспозиция, стыковка и извлечение
Транспозиция, стыковка и извлечение (часто сокращенно транспозиция и стыковка ) — маневр, выполняемый во время миссий Аполлона по высадке на Луну с 1969 по 1972 год с целью извлечения лунного модуля Аполлона (LM) из корпуса адаптера , который прикреплял его к Сатурн-5 ракете-носителю . разгонный блок и защитил его от аэродинамических напряжений при запуске. В ходе маневра пилот командного модуля отделял командно-служебный модуль (CSM) Аполлона от адаптера, разворачивал CSM и стыковал его нос с лунным модулем, а затем отводил объединенный космический корабль от верхней ступени. Это было выполнено вскоре после транслунного отправился маневра, в результате которого космический корабль «Аполлон» на трехдневную траекторию к Луне . В результате стыковки образовался непрерывный туннель под давлением, который позволил астронавтам перемещаться между CSM и LM.
Тот же маневр был выполнен в рамках испытательного проекта «Аполлон-Союз» (ASTP) 1975 года по извлечению специального стыковочного модуля, используемого для соединения командного модуля «Аполлон» с космическим кораблем «Союз» .
Процедура
[ редактировать ]Транспонирование и стыковка выполнялись пилотом командного модуля (CMP) (хотя, в качестве резерва, командир и пилот лунного модуля (или пилот стыковочного модуля ASTP) также были обучены выполнению маневра) и включали следующие шаги:
- На панели управления была нажата кнопка «CSM / LV Sep», которая зажгла детонирующий шнур и отделила CSM от адаптера космического корабля-лунного модуля (SLA), а также четырех панелей адаптера друг от друга и верхней ступени S-IVB . Это разоблачило LM .
- CSM Двигатели перемещения использовались, чтобы отодвинуть его на безопасное расстояние. вращающиеся Затем были использованы подруливающие устройства, чтобы развернуть CSM на 180° и развернуть его на правильный угол выравнивания для стыковки . Затем были использованы двигатели перемещения, чтобы переместить его обратно в LM. Т-образная стыковочная мишень в верхней части LM оптически совмещена с прицельной сеткой на левом стыковочном окне CMP, чтобы обеспечить правильное выравнивание космического корабля.
- Мягкая стыковка была достигнута, когда зонд в верхней части CSM был вставлен в отверстие в центре конусообразного тормоза в верхней части LM и закрылись три небольших защелки. Жесткая стыковка была достигнута путем активации механизма, который втягивал зонд и заставлял еще двенадцать защелок закрываться вокруг стыковочного фланца командного модуля.
- Клапан выравнивания давления в переднем люке CM был открыт, чтобы кислород мог заполнить LM через аналогичный клапан в его люке, который оставался открытым при запуске. Когда давление выровнялось, пилот снял люк CM, снял зонд и тормоз, осмотрел защелки захвата и подключил два шлангокабеля , которые электрически соединили CM и LM. Затем заменил люк CM.
- Удерживающие приспособления LM и шлангокабельное соединение с приборным блоком S-IVB были освобождены, а поступательные двигатели CSM использовались для отвода стека CSM/LM на безопасное расстояние от S-IVB , которым затем можно было бы управлять с земли. управление либо на гелиоцентрическую орбиту , либо на преднамеренную аварийную посадку на Луну.
Астронавты не спешили совершать этот маневр, который номинально занял около часа. [1] Если бы возникли проблемы, это заняло бы больше времени; например, у Стюарта Русы возникли проблемы с защелкиванием защелок для стыковки с «Аполлоном-14» , и эта процедура заняла два часа восемнадцать минут. [2]
Миссии
[ редактировать ]
Транспозиция и стыковка выполнялись во всех миссиях Аполлона, в которых использовались как CSM, так и LM, начиная с Аполлона-9 . Транспозиция и макет стыковки LM были впервые смоделированы во время полета на околоземной орбите Аполлона-7 (который нес стыковочную цель в SLA, но не LM). SLA «Блок I», использовавшаяся на ранних ракетах-носителях Saturn IB, имела панели, которые открывались под углом 45 °, но не отделялись от S-IVB. Одна из панелей не открылась на полный угол, что не позволило экипажу приблизиться к S‑IVB из опасения, что они могут удариться об эту панель. Это было исправлено с помощью конструкции SLA «Block II», используемой на всех пилотируемых полетах Saturn V Apollo (начиная с Apollo 8 ), которая отделяла панели и отталкивала их от S-IVB с помощью пружин.
Последней миссией, в которой использовался этот маневр, была миссия испытательного проекта «Аполлон-Союз» , в ходе которой Аполлон CSM пристыковался к специально разработанному переходному модулю, на котором было установлено стыковочное оборудование, совместимое с космическим кораблем «Союз-19» .
См. также
[ редактировать ]- Пилотируемый облет Венеры - для этой миссии потребовались бы маневр перестановки и стыковки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Орлофф, Ричард В. (сентябрь 2004 г.). Хронология Аполлона-11 . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел истории НАСА . Проверено 9 июня 2016 г.
- ^ Орлофф, Ричард В. (сентябрь 2004 г.). Краткое содержание Аполлона-14 . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел истории НАСА . Проверено 9 июня 2016 г.