Soyuz 7K-ST No.16L
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2023 г. ) |
Имена | Soyuz T-10a, Soyuz T-10-1 |
---|---|
Тип миссии | Salyut 7 crew transport |
Оператор | ООН 1 |
Продолжительность миссии | 5 минут и 13 секунд |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Soyuz 7K-ST No.16L |
Тип космического корабля | Soyuz 7K-ST |
Производитель | ООН 1 |
Стартовая масса | 6850 кг |
Посадочная масса | 2800 кг |
Экипаж | |
Размер экипажа | 2 |
Члены | Vladimir Titov Gennadi Strekalov |
Позывной | Okean (OceanОкеан |
Начало миссии | |
Дата запуска | 26 сентября 1983 г., 19:37:49 UTC |
Ракета | Soyuz-U s/n Yu15000-363 |
Запуск сайта | Байконур , участок 1/5 |
Конец миссии | |
Дата посадки | 26 сентября 1983 г., 19:43:02 UTC |
Посадочная площадка | Байконур (4 км от космодрома) |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрическая орбита (планируется) |
Режим | Низкая околоземная орбита |
«Союз 7К-СТ №16Л» , иногда известный как «Союз Т-10а» или «Союз Т-10-1» , — неудачный полет корабля «Союз» , предназначенный для посещения «Салют-7» космической станции , на которой находился экипаж корабля «Союз Т-9» . Однако обратный отсчет запуска так и не завершился; Ракета-носитель была уничтожена пожаром на стартовой площадке 26 сентября 1983 года. Система аварийного спасения космического корабля «Союз» сработала за шесть секунд до взрыва ракеты-носителя, спасая экипаж. По состоянию на 2022 год это единственный случай, когда перед запуском с экипажем на борту сработала система эвакуации. [1] [2]
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Космонавт | |
---|---|---|
Командир | Vladimir Titov Это был бы второй космический полет | |
Бортинженер | Gennadi Strekalov Это был бы третий космический полет |
Основные моменты миссии
[ редактировать ]Экипаж сидел на площадке в ожидании завершения заправки ракеты- носителя «Союз-У» перед стартом. Примерно за 90 секунд до намеченного запуска из-за неисправного клапана азот под давлением попал в турбонасос РП-1 навесного блока «Блок Б». Насос начал раскручиваться, но без топлива в нем скорость вращения быстро превысила расчетные пределы, что привело к его разрыву, позволившему РП-1 вытечь и вызвать пожар, который быстро охватил основание ракеты-носителя. Титов и Стрекалов не могли видеть, что происходит снаружи, но почувствовали необычные вибрации и поняли, что что-то не так. [3] Команда управления запуском активировала систему эвакуации, но тросы управления уже перегорели, и экипаж «Союза» не смог самостоятельно активировать или управлять системой эвакуации. Для резервной радиокоманды на запуск LES требовалось, чтобы два независимых оператора получили отдельные команды и каждый действовал в течение 5 секунд, что заняло несколько секунд. Затем были выпущены разрывные болты , отделяющие спускаемый модуль от служебного модуля и верхний кожух стартовой полезной нагрузки от нижнего, сработал двигатель системы спасения, вытаскивая орбитальный модуль и спускаемый модуль с ускорением , заключенные в верхний кожух, в свободное от ракеты-носителя положение. от 14 до 17 г (от 137 до 167 м/с²) в течение пяти секунд. По словам Титова, «мы чувствовали, как ракета-носитель раскачивается из стороны в сторону. Затем возникла внезапная вибрация и ощущение рывков при активации LES». [4]
Сразу после того, как спасательная вышка утащила спускаемый модуль, ракета-носитель взорвалась. Его останки горели на площадке почти 20 часов. Четыре решетчатых ребра на внешней стороне кожуха открылись, и спускаемый модуль отделился от орбитального модуля на высоте 650 метров (2130 футов), выпав из кожуха. Спускаемый модуль сбросил теплозащитный экран , обнажив твердотопливные посадочные ракеты , и раскрыл быстрораскрывающийся аварийный парашют. Приземление произошло примерно в четырех километрах (2,5 мили) от стартовой площадки. Два члена экипажа получили серьезные синяки после резкого ускорения, но в остальном были здоровы и не нуждались в медицинской помощи. [1] Когда их встретили спасательные бригады, они сразу же попросили сигарет, чтобы успокоить нервы. Затем космонавтам дали стакан водки , чтобы они расслабились. [4]
Спутники -разведчики Х-11 несколько раз передавали фотографии поврежденной Зоны 1 в конце 1983 — начале 1984 года. Спускаемый модуль был отремонтирован и позже использовался для корабля «Союз Т-15» .
Непосредственным результатом аварии стала невозможность заменить устаревшую возвращаемую капсулу «Союз Т-9», прикрепленную к космической станции «Салют-7». Это привело к появлению в западных СМИ ужасающих сообщений о том, что космонавты, оставшиеся на борту «Салюта-7» (прибывшего за несколько месяцев до этого на корабле «Союз Т-9»), «застряли» в космосе и не имеют возможности вернуться. В официальных сообщениях советского информационного агентства ТАСС мало подробностей, говорится лишь о том, что произошла авария на стартовой площадке и космонавты были спасены с помощью LES. Лишь несколько лет спустя, во время гласности , полная история аварии стала известна внешнему миру. США», Спустя годы в интервью каналу «История посвященном полету, Титов заявил, что первым действием экипажа после запуска спасательной ракеты было выключение диктофона в кабине космического корабля , потому что, по его словам, «мы ругались». [4]
См. также
[ редактировать ]- Список аварий и происшествий, связанных с космическими полетами
- Союз 7К-Т №39 - Неудачный пилотируемый запуск программы «Союз».
- Союз МС-10 - Прерванный российский пилотируемый космический полет в 2018 году
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Краткая история космических катастроф» . Janes.com . 3 февраля 2003 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2003 г. Проверено 20 октября 2007 г.
- ^ «Астронавты спасаются от неисправной ракеты» . Новости Би-би-си. 11 октября 2018 года . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ Санчес, Мерри Дж. (март 2000 г.). «Оценка человеческого фактора методологии приемлемости герметичного модуля экипажа для входа космического корабля в невесомости» (PDF) . Хьюстон, Техас: Космический центр Линдона Б. Джонсона. п. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 5 октября 2006 года . Проверено 20 октября 2007 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б с Эванс, Бен (28 сентября 2013 г.). « Мы ругались!» Тридцать лет со дня, когда Россия столкнулась с катастрофой» . Проверено 24 января 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «История спасательной системы «Союз»» , сайт Russian Spaceweb.