Jump to content

Soyuz 7K-ST No.16L

(Перенаправлено с корабля Союз 7К-СТ №16Л )

Soyuz 7K-ST No.16L
Explosion of Soyuz 7K-ST No.16L
Имена Soyuz T-10a, Soyuz T-10-1
Тип миссии Salyut 7 crew transport
Оператор ООН 1
Продолжительность миссии 5 минут и 13 секунд
Свойства космического корабля
Космический корабль Soyuz 7K-ST No.16L
Тип космического корабля Soyuz 7K-ST
Производитель ООН 1
Стартовая масса 6850 кг
Посадочная масса 2800 кг
Экипаж
Размер экипажа 2
Члены Vladimir Titov
Gennadi Strekalov
Позывной Okean (OceanОкеан
Начало миссии
Дата запуска 26 сентября 1983 г., 19:37:49 UTC
Ракета Soyuz-U s/n Yu15000-363
Запуск сайта Байконур , участок 1/5
Конец миссии
Дата посадки 26 сентября 1983 г., 19:43:02 UTC
Посадочная площадка Байконур (4 км от космодрома)
Орбитальные параметры
Справочная система Геоцентрическая орбита (планируется)
Режим Низкая околоземная орбита

«Союз 7К-СТ №16Л» , иногда известный как «Союз Т-10а» или «Союз Т-10-1» , — неудачный полет корабля «Союз» , предназначенный для посещения «Салют-7» космической станции , на которой находился экипаж корабля «Союз Т-9» . Однако обратный отсчет запуска так и не завершился; Ракета-носитель была уничтожена пожаром на стартовой площадке 26 сентября 1983 года. Система аварийного спасения космического корабля «Союз» сработала за шесть секунд до взрыва ракеты-носителя, спасая экипаж. По состоянию на 2022 год это единственный случай, когда перед запуском с экипажем на борту сработала система эвакуации. [1] [2]

Позиция Космонавт
Командир Советский Союз Vladimir Titov
Это был бы второй космический полет
Бортинженер Советский Союз Gennadi Strekalov
Это был бы третий космический полет

Основные моменты миссии

[ редактировать ]
Космический корабль «Союз» чудом избежал катастрофы.

Экипаж сидел на площадке в ожидании завершения заправки ракеты- носителя «Союз-У» перед стартом. Примерно за 90 секунд до намеченного запуска из-за неисправного клапана азот под давлением попал в турбонасос РП-1 навесного блока «Блок Б». Насос начал раскручиваться, но без топлива в нем скорость вращения быстро превысила расчетные пределы, что привело к его разрыву, позволившему РП-1 вытечь и вызвать пожар, который быстро охватил основание ракеты-носителя. Титов и Стрекалов не могли видеть, что происходит снаружи, но почувствовали необычные вибрации и поняли, что что-то не так. [3] Команда управления запуском активировала систему эвакуации, но тросы управления уже перегорели, и экипаж «Союза» не смог самостоятельно активировать или управлять системой эвакуации. Для резервной радиокоманды на запуск LES требовалось, чтобы два независимых оператора получили отдельные команды и каждый действовал в течение 5 секунд, что заняло несколько секунд. Затем были выпущены разрывные болты , отделяющие спускаемый модуль от служебного модуля и верхний кожух стартовой полезной нагрузки от нижнего, сработал двигатель системы спасения, вытаскивая орбитальный модуль и спускаемый модуль с ускорением , заключенные в верхний кожух, в свободное от ракеты-носителя положение. от 14 до 17 г (от 137 до 167 м/с²) в течение пяти секунд. По словам Титова, «мы чувствовали, как ракета-носитель раскачивается из стороны в сторону. Затем возникла внезапная вибрация и ощущение рывков при активации LES». [4]

Сразу после того, как спасательная вышка утащила спускаемый модуль, ракета-носитель взорвалась. Его останки горели на площадке почти 20 часов. Четыре решетчатых ребра на внешней стороне кожуха открылись, и спускаемый модуль отделился от орбитального модуля на высоте 650 метров (2130 футов), выпав из кожуха. Спускаемый модуль сбросил теплозащитный экран , обнажив твердотопливные посадочные ракеты , и раскрыл быстрораскрывающийся аварийный парашют. Приземление произошло примерно в четырех километрах (2,5 мили) от стартовой площадки. Два члена экипажа получили серьезные синяки после резкого ускорения, но в остальном были здоровы и не нуждались в медицинской помощи. [1] Когда их встретили спасательные бригады, они сразу же попросили сигарет, чтобы успокоить нервы. Затем космонавтам дали стакан водки , чтобы они расслабились. [4]

Спутники -разведчики Х-11 несколько раз передавали фотографии поврежденной Зоны 1 в конце 1983 — начале 1984 года. Спускаемый модуль был отремонтирован и позже использовался для корабля «Союз Т-15» .

Непосредственным результатом аварии стала невозможность заменить устаревшую возвращаемую капсулу «Союз Т-9», прикрепленную к космической станции «Салют-7». Это привело к появлению в западных СМИ ужасающих сообщений о том, что космонавты, оставшиеся на борту «Салюта-7» (прибывшего за несколько месяцев до этого на корабле «Союз Т-9»), «застряли» в космосе и не имеют возможности вернуться. В официальных сообщениях советского информационного агентства ТАСС мало подробностей, говорится лишь о том, что произошла авария на стартовой площадке и космонавты были спасены с помощью LES. Лишь несколько лет спустя, во время гласности , полная история аварии стала известна внешнему миру. США», Спустя годы в интервью каналу «История посвященном полету, Титов заявил, что первым действием экипажа после запуска спасательной ракеты было выключение диктофона в кабине космического корабля , потому что, по его словам, «мы ругались». [4]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Краткая история космических катастроф» . Janes.com . 3 февраля 2003 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2003 г. Проверено 20 октября 2007 г.
  2. ^ «Астронавты спасаются от неисправной ракеты» . Новости Би-би-си. 11 октября 2018 года . Проверено 11 октября 2018 г.
  3. ^ Санчес, Мерри Дж. (март 2000 г.). «Оценка человеческого фактора методологии приемлемости герметичного модуля экипажа для входа космического корабля в невесомости» (PDF) . Хьюстон, Техас: Космический центр Линдона Б. Джонсона. п. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 5 октября 2006 года . Проверено 20 октября 2007 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  4. ^ Jump up to: а б с Эванс, Бен (28 сентября 2013 г.). « Мы ругались!» Тридцать лет со дня, когда Россия столкнулась с катастрофой» . Проверено 24 января 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc295cf4a3562f14cd523153727e8080__1697231220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/80/fc295cf4a3562f14cd523153727e8080.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soyuz 7K-ST No.16L - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)