ТКС (космический корабль)
Приложения | Пилотируемый космический корабль для снабжения военной «Алмаз» орбитальной станции |
---|---|
Технические характеристики | |
Вместимость экипажа | 3 |
Объем | 45,00 м 3 (1589 куб. футов) |
Режим | низкая околоземная орбита |
Дизайн жизни | 7 дней |
Размеры | |
Длина | 13,2 м (43 фута) |
Диаметр | 4,15 м (13,6 футов) |
Максимальная тяга | 7840 Н (1760 фунтов силы ) |
Порох | N 2 O 4 /НДМГ |
Конфигурация | |
В разрезе автомобиль ТКС. Подробности предположительны. Широкая черная линия очерчивает герметичные отсеки автомобиля. Туннель (пунктирный) соединяет космические корабли ФГБ и ВА. |
The TKS spacecraft ( Russian : Транспортный корабль снабжения , Transportnyi Korabl’ Snabzheniia , Transport Supply Spacecraft , [1] Индекс ГРАУ 11Ф72 ) — советский космический корабль, задуманный в конце 1960-х годов для полетов снабжения на военную космическую станцию «Алмаз» .
Космический корабль был спроектирован как для пилотируемых, так и для автономных беспилотных полетов по доставке грузов, но никогда не использовался в эксплуатации по назначению - было выполнено всего четыре испытательных полета (в том числе три, которые состыковались с космическими станциями «Салют за время программы »). Функционально -грузовой блок (ФГБ) космического корабля ТКС позже лег в основу нескольких модулей орбитальной станции, в том числе модуля ФГБ «Заря» на Международной космической станции .
Космический корабль ТКС состоял из двух состыкованных вместе космических кораблей, оба из которых могли работать независимо:
- Космический корабль ВА (ошибочно известный на Западе как космический корабль «Меркур» ), в котором должны были разместиться космонавты во время запуска и входа в атмосферу космического корабля ТКС во время путешествия на космическую станцию «Алмаз» и обратно.
- И функциональный грузовой блок (ФГБ), который для пополнения запасов космической станции «Алмаз» нес стыковочное оборудование, баки и большой герметичный грузовой отсек. Кроме того, ФГБ несла на орбите маневренные двигатели для ТКС.
В то время как VA имел оборудование для входа в атмосферу и лишь минимальные системы жизнеобеспечения и маневрирования, FGB должен был использоваться в качестве основной системы орбитального маневрирования и хранения груза для космического корабля TKS.
FGB также можно было использовать отдельно в качестве беспилотного грузового модуля без космического корабля VA, что позволило впоследствии перепрофилировать конструкцию FGB в модули космической станции FGB. С другой стороны, космический корабль ВА также планировалось запускать как «Алмаз АПОС» в сочетании с ядром космической станции «Алмаз -ОПС» в качестве основной орбитальной системы маневрирования вместо ФГБ.
В 2010-е годы «Эскалибур Алмаз» планировал использовать старые капсулы ВА в качестве недорогих грузовых возвратных машин. [2] Однако в конечном итоге компания продала большую часть своего оборудования и объявила, что оставшееся станет образовательной выставкой. [3]
Дизайн
[ редактировать ]Космический корабль ТКС разработали Владимир Челомей (капсула ВА) и В.Н. Бугайский (блок ФГБ). [4] как пилотируемый космический корабль , запускаемый с помощью ракеты «Протон», альтернативный космическому кораблю «Союз», для использования с космическими станциями «Алмаз» . Разработка началась в 1965 году; К моменту полета первого космического корабля ТКС в 1977 году от программы «Алмаз» отказались.Космический корабль « Возвращаемый аппарат» совершил отдельно четыре испытательных полета по два корабля на запуск для проверки конструкции, а также один комплексный испытательный полет и три полета по пополнению запасов. [5]
Дальнейшее развитие проекта получила космическая станция «Модульный» ( «Модульная» ) на основе эскизного проекта ТКС, переработанная для стыковки с космическими станциями «Салют-7» , «Мир» и МКС . Эта разработка получила обозначение FGB , или Functional Cargo Block . [6]
Космический корабль ТКС состоял из аппарата 11Ф74 «Возвращаемый аппарат» (или возвращаемого аппарата, обычно называемого ВА ), прикрепленного к 11Ф77 «Транспортный корабль снабжения» ( функционально-грузовой блочный модуль или ФГБ ).
ТКС ВА
[ редактировать ]Космический корабль ТКС ВА сам по себе был очень компактным и эффективным космическим кораблем. Обычно он возвращается в атмосферу в течение двух витков, но может летать автономно до 31 часа. Герметичная капсула спуска экипажа была оснащена собственной системой экологического контроля, дополнена системой управления реакцией, двигателем торможения схода с орбиты, парашютной системой и двигателями мягкой посадки. Несмотря на обширные летные испытания, он никогда не летал с экипажем на борту.
Конструкция ВА была заимствована из запланированной капсулы для пилотируемого окололунного космического корабля Челомея ЛК-1 1960-х годов. Челомея ЛК-700 Он также послужил основой для капсулы экипажа лунного корабля . ВА был чем-то похож на капсулу Аполлона , но был на 30% меньше своего аналога НАСА.
ТКС ФГБ
[ редактировать ]с Вход в ФГБ осуществлялся корабля ВА через короткий туннель. В кормовой части пилотская станция была оборудована органами управления и окнами для ручной стыковки с орбитальной станцией «Алмаз» . Здесь же располагался стыковочный порт. Действующий космический корабль ТКС должен был доставить KSI капсулы для возврата пленки на станции «Алмаз» . Они должны были храниться вокруг стыковочного порта для передачи в шлюзовую камеру с пленочной капсулой для загрузки.
Подробности
[ редактировать ]Размер экипажа: | 3 |
---|---|
Проектная жизнь: | 7 дней |
Орбитальное хранилище: | 200 дней |
Типичная орбита: | 223 км × 266 км при наклоне 52°. |
Длина: | 13,2 м (43,31 фута) |
Максимальный диаметр: | 4,15 м (13,61 фута) |
Охватывать: | 17,00 м (55,00 футов) |
Обитаемый объем: | 45,00 м 3 |
Масса: | 17 510 кг (38 600 фунтов) |
Полезная нагрузка: | 12 600 кг (27 700 фунтов) |
Тяга маршевого двигателя: | 7,840 кН (1763 фунта-силы) |
Топливо маршевого двигателя: | N 2 O 4 /НДМГ 3822 кг (8426 фунтов) |
Главный двигатель I сп : | 291 с |
Космический корабль Δ v : | 700 м/с (2290 футов/с) |
Электрическая система: | Солнечные панели (пролет 17 м, 40 м 2 ) |
Электрическая система: | 2,40 кВт в среднем |
Сопутствующая ракета-носитель: | Протон 8К82К |
Миссии
[ редактировать ]Испытательные полеты космического корабля ВА
[ редактировать ]Для ускорения разработки корабля ТКС были проведены четыре полета с восемью кораблями ВА без модуля ФГБ: [5]
- Орбитальные испытания пары из двух космических кораблей ВА «Космос-881» и «Космос-882» в 15 декабря 1976 г., которые стартовали совместно и вернулись в один и тот же день.
- ВА № 009L/P и VA № 009P/P: спущены на воду 4 августа 1977 г. Отказ ракеты-носителя на сороковой секунде полета при суборбитальном испытании двух космических кораблей VA. VA #009L/P уничтожен в результате взрыва ракеты-носителя, VA #009P/P спасен системой прерывания Proton SAS и благополучно восстановлен.
- 30 марта 1978 г. пара из двух космических кораблей ВА «Космос 997» и «Космос 998» стартовала совместно и вошла в атмосферу по отдельности.
- 23 мая 1979 г. пара из двух космических кораблей ВА «Космос 1100» и «Космос 1101» , стартовавших совместно и вошедших в атмосферу по отдельности.
ТКС-1 (Космос 929)
[ редактировать ]«Космос-929» стал первым полетом «полноценного» космического корабля ТКС (КА ВА с ФГБ), запущенного 17 июля 1977 года. [5] – это был «одиночный» испытательный полет и не предназначался для орбитальной станции «Салют». [7] Капсула ВА вернулась на Землю 16 августа 1977 года. Оставшаяся часть космического корабля - ФГБ - сошла с орбиты 2 февраля 1978 года. [8]
ТКС-2 (Космос 1267)
[ редактировать ]25 апреля 1981 года ТКС-2 был запущен без экипажа как «Космос 1267» , первый ФГБ, состыковавшийся с космической станцией. [5] После отделения и подъема капсулы ВА 24 мая 1981 года ФГБ 19 июня состыковался с «Салютом-6» , после 57 дней автономного полета. Он оставался прикрепленным к станции до тех пор, пока оба не были спущены с орбиты и не были уничтожены 29 июля 1982 года.
ТКС-3 (Космос 1443)
[ редактировать ]2 марта 1983 года ТКС-3 был запущен в беспилотном состоянии под позывным «Космос 1443». [5] На этот раз ВА остался пристыкованным, и первый «комплектный» ТКС пристыковался к «Салюту-7» через два дня после запуска. ТКС-3 отделился от станции 14 августа. После расстыковки космические корабли ФГБ и ВА разделились, и космический корабль ВА продолжал находиться в космосе еще четыре дня, демонстрируя автономный полет, прежде чем капсула ВА успешно вошла в атмосферу 23 августа 1983 года, приземлившись в 100 км к юго-востоку от Аральска и вернув 350 кг. материала со станции. ФГБ сошел с орбиты 19 сентября 1983 года.
ТКС-4 (Космос 1686)
[ редактировать ]ТКС-4 был запущен без экипажа как «Космос-1686» 27 сентября 1985 года. С корабля «ВА» сняли системы посадки, САУ, кресла и органы управления экипажем, а вместо них установили другую полезную нагрузку: фотоаппарат высокого разрешения, инфракрасный телескоп и озоновый спектрометр . ТКС успешно состыковался с «Салютом-7» .
«Военный» долговременный экипаж «Салюта-7 ЭО-4» в составе Виктора Савиных , Александра Волкова и командира Владимира Васютина в том же месяце находился в составе экипажа «Салюта-7» для проведения экспериментов с ТКС-4. Командир Васютин заболел вскоре после прибытия на станцию.Первоначально планировалось провести шестимесячное пребывание на борту «Салюта-7», но болезнь Васютина вынудила экипаж экстренно вернуться на Землю 21 ноября 1985 года, не позволив экипажу завершить эксперименты ТКС.Экипаж корабля «Союз Т-15» вернулся на «Салют-7» в мае 1986 года, чтобы завершить некоторые эксперименты и переправить оборудование на тогда еще новую космическую станцию «Мир». [5] [10]
После этого полета «Салют-7» был переведен на более высокую орбиту в ожидании следующего экипажа «ТКС» - планировалось даже вернуться на шаттле «Буран» . Такие полеты так и не состоялись до того, как «Салют-7» и «Космос-1686» сошли с орбиты 7 февраля 1991 года и вместе сгорели над Аргентиной.
Дальнейшее использование
[ редактировать ]Конструкция TKS, на которой никогда не летал экипаж, послужила базовой структурой для нескольких более поздних компонентов космической станции, таких как:
- Квант-1 Рожденный [5]
- «Квант-2 Мир» Модуль [5]
- Кристалл Мир Модули [5]
- Spektr Mir module [5]
- Priroda Mir module [5]
- Космический корабль «Полюс» (ФГБ) [5]
- Zarya (FGB-1) ISS module [5]
- Российский исследовательский модуль (ФГБ-2) Модуль МКС (отменен)
- Nauka (FGB-2) ISS module
Две капсулы ТКС/Алмаз ВА были куплены для коммерческого использования частной космической компанией «Эскалибур Алмаз» . По состоянию на 2014 год один из них был продан на аукционе за 1 миллион евро . [11] а другой, как сообщается, был отправлен из штаб-квартиры компании на острове Мэн в неизвестном направлении. [12]
Существующее оборудование [13]
[ редактировать ]Некоторые капсулы ВА выставлены в музеях или на хранении.
Известные статьи включают:
- №103/1 – Мемориальный музей космонавтики
- # 103/2 – Не принимает Экскалибур
- № 103/4 – Смитсоновский музей
- #009A/2 – Не принимает Экскалибур
- #009/2 – NPO Mashinostroyeniya
- #009/3 – Не принимает Экскалибур
- #? – Международный космический университет , Страсбург
- #? – Евпатория
- #? – НПО Энергомаш
- #? – Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева
- #? – Школа Владимира Челомея, Казахстан
Галерея
[ редактировать ]Космические корабли и модули на базе ТКС и его потомков.
- Советский грузовой корабль доставки экипажа ТКС
- В разрезе автомобиль ТКС. Подробности предположительны
- Космос 1686 . Обратите внимание на капсулу VA (слева), сильно модифицированную для размещения научных инструментов.
- Kosmos 1686 and Salyut 7
- Polyus cutaway
- «Квант-1» с прикрепленным к нему орбитальным буксиром
- Вид на Квант-2 в разрезе
- Вид на "Кристалл" в разрезе
- Вид на "Спектр" в разрезе
- Вид на Природу в разрезе
- Вид на модуль «Заря» из СТС-88.
- МЛМ пристыковался к МКС
См. также
[ редактировать ]- Big Gemini - предлагаемый американский эквивалент космического корабля TKS.
- Пилотируемая орбитальная лаборатория - эквивалент космической станции Алмаз ВВС США.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Космическая гонка – ШПИОНЫ В КОСМОСЕ» . Смитсоновский институт – Национальный музей авиации и космонавтики. Архивировано из оригинала 10 декабря 2012 года . Проверено 1 сентября 2012 года .
- ^ «Перековка мечей на орала с советским Алмазом» . Космический полет сейчас. 18 августа 2009 года . Проверено 30 марта 2010 г.
- ^ «Стрельба на Луну: Время зовется на космической гонке на острове Мэн» . Independent.co.uk . 11 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 г.
- ^ Сиддики, Асиф А. (ноябрь – декабрь 2001 г.). «Комплекс космической станции Алмаз: История, 1964–1992, часть первая» (PDF) . Журнал Британского межпланетного общества . 54 (12 ноября 2001 г.): 399. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. . Проверено 8 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Свен Гран. «Паром ТКС для орбитальной станции Алмаз» . Заметки по истории космоса.
- ^ «ТКС» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 25 августа 2012 года . Проверено 31 августа 2012 г.
- ^ «Космос 929 – Идентификатор NSSDC: 1977-066А» . НАСА NSSDC.
- ^ «Крупнейшие объекты для повторного входа» . Аэрокосмическая корпорация. Архивировано из оригинала 29 сентября 2008 года.
- ^ «ТКС» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 25 августа 2012 года . Проверено 31 августа 2012 г.
- ^ DSF Портри. «Мирское аппаратное наследие» (PDF) . НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 7 сентября 2009 года.
- ^ Дуг Мессье (19 мая 2014 г.). «Космическая капсула Экскалибур Алмаз, купленная на аукционе» . parabolicarc.com.
- ^ Дуг Мессье (11 марта 2015 г.). «Конец пути Экскалибура Алмаза?» . parabolicarc.com.
- ^ «Космонавтика – Николя Пийе» .