Ариан Далее
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |
Функция | Частично многоразовая ракета-носитель на низкую околоземную орбиту |
---|---|
Производитель | АрианГрупп |
Страна происхождения | Европейская многонациональная |
Размер | |
Этапы | 2 |
Связанные ракеты | |
Семья | Ариана |
Сопоставимый | Сокол 9 |
История запуска | |
Статус | В разработке |
Запуск сайтов | Гвианский космический центр |
Первый этап | |
Питаться от | От 7 до 9 × Прометей [1] |
Порох | ЛОКС / СН 4 |
Второй этап | |
Питаться от | 1 × Прометей [1] |
Порох | ЛОКС / СН 4 |
Ариан Далее [2] - также известный как SALTO (технологии и операции многоразовых стратегических космических ракет-носителей) [3] — будущая ракета Европейского космического агентства, разрабатываемая в 2020-х годах компанией ArianeGroup . Планируется, что эта частично многоразовая пусковая установка заменит Ariane 6 и поступит на вооружение в 2030-х годах. Целью новой ракеты-носителя является сокращение вдвое затрат на запуск по сравнению с Ariane 6. Предпочтительной архитектурой является архитектура ракеты Falcon 9 (многоразовая первая ступень, приземляющаяся вертикально с общей моделью двигателя для двух ступеней) с использованием двигателя, сжигающего смесь жидкого метана и жидкого кислорода . Первые технологические демонстраторы находятся в стадии разработки.
История
[ редактировать ]Европейского космического агентства Ракета-носитель Ariane 6 должна постепенно прийти на смену ракете Ariane 5 после 2023 года. [4] [5] Исследования следующего поколения финансируемой европейским правительством ракеты-носителя, которая последует за Ariane 6, начались еще до 2019 года. [2] [ когда? ] Заявленная приоритетная цель новой ракеты — вдвое снизить стоимость запуска по сравнению с Ariane 6 с упрощенной и более гибкой системой запуска. [ нужны разъяснения ] методы запуска. [ нужна ссылка ]
ArianeGroup была выбрана ЕКА в 2021 году для руководства двумя проектами: один по разработке новой многоразовой ракеты-носителя , а другой — по разработке нового жидкостного ракетного двигателя для этой ракеты. Более конкретно, две программы были названы «SALTO (многоразовые стратегические космические пусковые технологии и операции) и ENLIGHTEN (Европейская инициатива по низкозатратным, инновационным и экологически чистым двигателям большой тяги)» соответственно. [3]
ArianeGroup получила финансирование для начала разработки новой многоразовой ракеты-носителя в мае 2022 года. [3] Финансирование проекта будет предоставлено « Европейской комиссией в рамках программы Horizon Europe, призванной поощрять и ускорять инновации » в Европе. [3]
В мае 2022 года «министр экономики Франции Брюно Ле Мэр заявил, что SALTO и ENLIGHTEN заработают к 2026 году», а ArianeGroup заявила, что намеченная дата достижима. [3] [ нужно обновить ] По состоянию на май 2022 г. [update]Проект SALTO намеревался провести первоначальные летные испытания одной ступени ракеты к середине 2024 года с использованием Themis прототипа первой ступени для проверки фазы приземления конструкции. [3] Первые испытания горячей пожарной машины прошли в 2023 году. [6]
Описание
[ редактировать ]Архитектура, предложенная для Ariane Next, использует конструкцию, основанную на от SpaceX Falcon 9 : многоразовую первую ступень, которая после отделения от второй ступени возвращается для вертикальной посадки на Землю . На первой ступени будут использоваться несколько жидкостных ракетных двигателей: предшественником для них является ракетный двигатель «Прометей» разрабатываемый ЕС , сжигающий смесь метана и жидкого кислорода . Метан несколько менее эффективен, чем водород, используемый в двигателе Vulcain на Ariane 6, но его можно хранить при более высоких температурах: -160 ° C (113 K; -256 ° F) по сравнению с -253 ° C (20 K; -423). °F) для водорода , что позволяет облегчить и упростить резервуары и схемы подачи. Плотность жидкого метана выше, чем у водорода, что позволяет уменьшить массу конструкции резервуара. Планируется, что на ракете-носителе будет использоваться семь или девять таких двигателей для первой ступени и один двигатель для второй ступени. [1] Цель состоит в том, чтобы вдвое сократить затраты на запуск по сравнению с Ariane 6. [ нужна ссылка ]
Предварительные шаги
[ редактировать ]Чтобы иметь возможность производить новую пусковую установку, разрабатываются различные демонстраторы технологий, каждый из которых также финансируется фондами развития технологий Европейского Союза:
- FROG — небольшой демонстратор для отработки вертикальной посадки ступени ракеты. В 2019 году совершил несколько рейсов. [7]
- Callisto , находящаяся в стадии разработки, направлена на улучшение методов, необходимых для производства многоразовой ракеты-носителя (возвращение на Землю и восстановление), а также на оценку эксплуатационных затрат такой ракеты-носителя. Первый полет был запланирован на 2022 год. [ нужна ссылка ]
- Затем Фемида будет развиваться. Он будет иметь многоразовую первую ступень с одним-тремя ракетными двигателями «Прометей» и, как ожидается, полетит примерно в 2022–2025 годах. [ нужна ссылка ]
Конфигурации
[ редактировать ]Оцениваются различные конфигурации пусковой установки. На рассмотрении находятся три версии для разных миссий: [2]
- Двухэтапная версия
- Версия с двумя небольшими жидкостными ускорителями.
- Версия с тремя соединенными вместе первыми ступенями, аналогичная Falcon Heavy.
Вернуться на Землю
[ редактировать ]Изучаются различные системы для управления входом в атмосферу первой ступени : [ нужна ссылка ]
- Решетчатые плавники , как на первой ступени Falcon 9.
- Стабилизирующие ребра
- Воздушное торможение
Система посадки
[ редактировать ]Рассматриваются разные системы, начиная от всего на земле ( все наземные системы ) и заканчивая всем, что на пусковой установке ( все бортовые системы ). В настоящее время разработка сосредоточена на бортовой системе ног, аналогичной системе Falcon 9 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Жан-Марк АСТОРГ (7 мая 2019 г.). «Дорожная карта будущего запуска CNES» (PDF) . КНЕС .
- ^ Jump up to: а б с Патюро де Миран, Антуан (июль 2019 г.). Ariane Next, концепция экономичной европейской ракеты многоразового использования (PDF) . 8-я Европейская конференция по аэронавтике и космическим наукам. doi : 10.13009/EUCASS2019-949 . Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Жоли, Жозефина (7 мая 2022 г.). «Подвиньтесь, SpaceX: ArianeGroup создаст первые в Европе многоразовые и «экологичные» ракеты» . Евроньюс . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ Фауст, Джефф (19 октября 2022 г.). «Первый запуск Tariane 6 переносится на конец 2023 года» . Космические новости . Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ Бергер, Эрик (21 июня 2021 г.). «Дебют Ariane 6 снова откладывается, поскольку Европа надеется на запуск в конце 2022 года» . Арс Техника . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ Симпсон, Клайв. «Первое огневое испытание европейского ракетного двигателя многоразового использования, работающего на метане, «Прометей» - «Космический полет сейчас» . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ «FROG: небольшой GNC-демонстратор многоразовой пусковой установки» (на французском языке). 18 октября 2019 г.