Jump to content

Многоразовый космический корабль

Орбитальный корабль космического корабля "Шаттл" приземлился с орбиты на STS-126.

Многоразовый космический корабль — это класс космических кораблей , которые были спроектированы с учетом многократного запуска, орбиты, схода с орбиты и входа в атмосферу. Это контрастирует с обычными космическими кораблями, которые предназначены для использования (выбрасываются, сгорают при входе в атмосферу) после использования. Примерами космических кораблей многоразового использования являются космические самолеты (такие как орбитальные аппараты Space Shuttle и Dream Chaser ) и космические капсулы, такие как SpaceX Dragon . Таким космическим кораблям необходимы механизмы, предотвращающие распад космического корабля и его пассажиров/груза во время входа в атмосферу.

Вход в атмосферу

[ редактировать ]

Многоразовые космические корабли включают в себя механизмы для схода с орбиты и возвращения в атмосферу контролируемого . Для этой цели в состав космического корабля «Шаттл» были включены блоки OMS , а в состав SpaceX Dragon — собственные двигатели, используемые для спуска с орбиты. Сход с орбиты замедляет космический корабль, опуская его перигей внутрь атмосферы, где корабль спускается на Землю. [1] [2]

Грубо говоря, около 15% приземлённого веса спускаемого аппарата в атмосфере приходится на тепловую защиту . [3]

Системы термозащиты (СПТ) могут быть изготовлены из различных материалов, в том числе из армированных углерод-углеродных и абляционных материалов . [4] Исторически эти материалы были впервые разработаны для МБР РГЧ . Однако требования к многоразовым космическим системам отличаются от требований к одноразовым спускаемым аппаратам, особенно в отношении требований к тепловой защите . В частности, необходимость в прочных покрытиях с высоким коэффициентом излучения , способных выдерживать несколько термических циклов, является ключевым требованием при разработке новых космических кораблей многоразового использования. Современные материалы для таких покрытий с высокой излучательной способностью включают дисилициды переходных металлов. [5]

Абляционные тепловые экраны надежны, но их можно использовать только один раз, и они тяжелые. Армированные углеродно-углеродные тепловые плитки, подобные тем, которые используются на космическом корабле "Шаттл", хрупкие, и это было доказано во время катастрофы космического корабля "Колумбия". Изготовление прочной, но легкой и эффективной теплоизоляционной плитки представляет собой сложную задачу. Материал ЛИ-900 использовался на космическом корабле "Шаттл".

Посадка и ремонт

[ редактировать ]

Космическому кораблю, который приземляется горизонтально на взлетно-посадочную полосу, требуются крылья и шасси. Обычно они занимают около 9-12% массы космического корабля. [ нужна ссылка ] что либо уменьшает полезную нагрузку, либо увеличивает размеры космического корабля. Такие концепции, как несущие кузова, предлагают некоторое снижение массы крыла. [ нужна ссылка ] как и треугольное крыло орбитального корабля "Спейс Шаттл" .

Вертикальное приземление может осуществляться либо с помощью парашютов, либо с помощью двигательной установки. SpaceX Dragon был примером космической капсулы с многоразовым парашютом. Его производная версия Dragon 2 изначально предназначалась для приземления на сушу. Однако в 2017 году такая концепция многоразового использования была отменена, и теперь «Дракон 2» использует парашюты для приземления в океане.

После приземления космического корабля его, возможно, придется отремонтировать, чтобы подготовить к следующему полету. Этот процесс может быть длительным и дорогостоящим, занимая до года. И космический корабль, возможно, не сможет быть повторно сертифицирован как пригодный для использования человеком после ремонта. В конечном итоге существует ограничение на то, сколько раз космический корабль можно ремонтировать, прежде чем его придется вывести из эксплуатации, но частота повторного использования космического корабля существенно различается в зависимости от конструкции космического корабля. [6] [7]

Список многоразовых космических кораблей

[ редактировать ]

США и ЕКА

[ редактировать ]

Активный

[ редактировать ]

В разработке

[ редактировать ]
Сравнение Союзов, Старлайнеров, Crew Dragon, Ориона и Сьюзи.

Ушедший на пенсию

[ редактировать ]

Отменено

[ редактировать ]

Русский/Советский

[ редактировать ]

В разработке

[ редактировать ]

Отменено

[ редактировать ]

В разработке

[ редактировать ]

Отменено

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Дракон – космические корабли и спутники» . Проверено 31 мая 2020 г.
  2. ^ «Впереди: Crew Dragon Deorbit Burn - Программа коммерческих экипажей» . blogs.nasa.gov . Проверено 31 мая 2020 г.
  3. ^ Чунг, Винчелл Д. младший (30 мая 2011 г.). «Базовый дизайн» . Атомные ракеты . Projectrho.com . Проверено 4 июля 2011 г.
  4. ^ Джонсон, Сильвия (сентябрь 2012 г.). «Материалы для термозащиты: разработка, характеристика и оценка» (PDF) . Исследовательский центр Эймса НАСА.
  5. ^ Высокоэмиссионные покрытия на волокнистой керамике для многоразовых космических систем Corrosion Science 2019
  6. ^ Томпсон, Лорен. «SpaceX отказывается от плана сделать космический корабль астронавтов многоразовым; Boeing придерживается плана повторного использования» . Форбс . Проверено 31 мая 2020 г.
  7. ^ «SpaceX запускает Dragon, готовясь к следующему контракту на поставку грузов» . SpaceNews.com . 25 июля 2019 г. Проверено 31 мая 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c7064f0819d82914b89c099110203f8__1716928860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/f8/9c7064f0819d82914b89c099110203f8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Reusable spacecraft - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)