Программа рулонов
Примеры и перспективы в этой статье касаются главным образом Соединенных Штатов и не отражают мировую точку зрения на этот вопрос . ( Август 2020 г. ) |
Программа крена или маневр наклона — это аэродинамический маневр , который изменяет положение вертикально запускаемой космической ракеты-носителя . Маневр используется для вывода космического корабля на правильный курс к намеченной орбите . Он часто состоит из частичного вращения вокруг вертикальной оси транспортного средства («крен») с последующим наклоном транспортного средства («тангаж»), чтобы следовать правильному гравитационному повороту и / или улучшить аэродинамику.
Программа крена завершается вскоре после того, как машина покинула вышку . В случае полета с экипажем член экипажа (обычно командир) сообщает о броске в центр управления полетом , который затем подтверждается капсульным коммуникатором . [ 1 ]
Saturn V
[ редактировать ]Программа разворота Сатурна V была начата вскоре после запуска и завершилась на первом этапе. Это был разомкнутый контур: команды были заранее запрограммированы на выполнение в определенное время после взлета, и управление по замкнутому контуру не использовалось. Это упростило разработку программы за счет невозможности внесения поправок на непредвиденные условия, такие как сильный ветер. Ракета просто запускала программу крена в нужное время после запуска и катилась до тех пор, пока не прошло достаточно времени, чтобы гарантировать достижение желаемого угла крена. [ 2 ]
Крен Saturn V инициировался путем одновременного наклона двигателей с помощью сервомеханизмов крена и тангажа , которые служили для создания крутящего момента на машине. [ 3 ]
Космический шаттл
[ редактировать ]Во время запуска космического корабля «Шаттл » программа крена одновременно сопровождалась маневром по тангажу и рысканью. [ 4 ]
Программа крена произошла во время запуска Шаттла по следующим причинам:
- Чтобы поместить волан в положение головой вниз
- Увеличение массы, которую можно вывести на орбиту (собственно это и было изначальной причиной - увеличение полезной нагрузки на 20% за счет более эффективной аэродинамики и балансировки момента между ускорителями и маршевыми двигателями) [ 5 ]
- орбиты Увеличение высоты
- Упрощение траектории возможного маневра прерывания возвращения на стартовую площадку
- Улучшение распространения радиосигналов в прямой видимости
- Ориентирование шаттла более параллельно земле, носом на восток.
Компьютерная программа RAGMOP (Northrop) в 1971–72 годах обнаружила увеличение полезной нагрузки примерно на 20% за счет переворота. Он перешел от ~ 40 000 фунтов до ~ 48 000 фунтов и достиг экваториальной орбиты 150 морских миль без нарушения каких-либо ограничений (максимальное Q, ограничение 3 G и т. Д.). Таким образом, первоначально стимулом к крену было увеличение полезной нагрузки за счет минимизации потерь на сопротивление и потерь балансировки момента за счет сохранения векторов тяги главных двигателей более параллельными SRB. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ НАСА - STS-117 Взлет! АТЛАНТИДА : «Хьюстон, Атлантида. Программа переворота». Голос 1: «Роджер ролл, Атлантида».
- ^ Гандерсон, Роберт; Харди, Гордон (1966). Пилотируемое наведение и управление ракетой-носителем «Сатурн-5» . Мирное использование автоматизации в космическом пространстве. Спрингер. стр. 33–50.
- ^ Хёрссурманн, Вальтер (1970). Описание и характеристики системы навигации, наведения и управления ракеты-носителя «Сатурн» . 3-я Международная конференция МФБ по автоматическому управлению в космосе, Тулуза. Тулуза: Эльзевир. стр. 275–312.
- ^ Дженкс, Кен. «Почему шаттл катится сразу после старта?» .
- ^ Jump up to: а б НАСА-CR-129000, TR-243-1078 (1972 г.)