Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева
Эту статью необходимо обновить . ( февраль 2014 г. ) |
Тип компании | Федеральное государственное унитарное предприятие |
---|---|
Промышленность | Аэрокосмическая промышленность |
Основан | 1916 |
Штаб-квартира | , Россия |
Продукты | Ракеты, Баллистические ракеты, Ракеты-носители, Космические корабли |
Доход | 586 миллионов долларов [ 1 ] (2017) |
−432 миллиона долларов [ 2 ] (2017) | |
−397 миллионов долларов [ 1 ] (2017) | |
Всего активов | 2,61 миллиарда долларов [ 1 ] (2017) |
Общий капитал | 147 миллионов долларов [ 1 ] (2017) |
Родитель | Роскосмос [ 3 ] |
Веб-сайт | www |
Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева [ 4 ] ( Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени М. В. Хру́ничева in Russian ) is a Moscow -based manufacturer of spacecraft and space-launch systems, including the Proton and Rokot rockets, and the Russian modules of Mir and the International Space Station .
История компании берет начало в 1916 году, когда в Филях , западном пригороде Москвы , был основан автомобильный завод . Вскоре завод переключился на производство самолетов, а во время Второй мировой войны производил бомбардировщики Ил-4 и Ту-2 . В 1951 году к предприятию было добавлено конструкторское бюро ОКБ-23. В 1959 году предприятие приступило к разработке межконтинентальных баллистических ракет , а позже космических кораблей и ракет-носителей . Компания спроектировала и произвела все советские космические станции, включая «Мир» .
ОКБ-23, переименованное в КБ «Салют» , в 1988 году стало самостоятельным предприятием. В 1993 году Завод имени Хруничева и КБ «Салют» вновь были объединены в Государственный научно-производственный космический центр имени Хруничева . В 1990-х годах компания вошла в совместное предприятие International Launch Services , чтобы продавать запуски своей ракеты «Протон» . Впоследствии Хруничев стал успешным поставщиком пусковых услуг на международном рынке космических запусков.
Примерно в 2010 году компания занимала более 30% мирового рынка космических запусков, а ее доход от коммерческих космических запусков в 2009 году составил 584 миллиона долларов. [ 5 ] Он назван в честь Михаила Хруничева советского министра .
Текущее количество сотрудников составляет около 43 500 человек.
История
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]История Хруничева началась в апреле 1916 года, когда автомобильный завод « Второй автомобильный завод «Руссо-Балт» , был основан в Филях , западном пригороде Москвы . Первые автомобили марки «Руссо-Балт» были выпущены здесь в 1922 году. В следующем году завод перешёл на выпуск самолётов Ю-20 и Ю-21 для немецкой компании Юнкерс . Он был переименован в Государственный авиазавод № 7 . развитие российской Вскоре началось авиапромышленности. В 1926 году это стал Завод 22 самолеты Андрея Туполева , где разрабатывались . Во время Великой Отечественной войны завод выпускал Ил-4 и Ту-2 дальние бомбардировщики российской разработки. Этот завод впоследствии стал Машиностроительным заводом имени Хруничева . [ 6 ] [ 7 ]
советская эпоха
[ редактировать ]В 1951 году было создано и присоединено к Хруничёву Опытно-конструкторское бюро № 23 ( ОКБ-23 ) во главе с В. Мясищевым. В 1950-х годах здесь проектировались самолеты Мясищев М-4 , Мясищев М-50 , Мясищев М-52 и другие. Завод Хруничева занимался изготовлением конструкций ОКБ-23. [ 6 ] [ 7 ]
В 1959 году в соответствии с решением правительства основное внимание компании переключилось с авиации на ракетную технику. В 1960-е годы Хруничева и ОКБ-23 подчиняли Владимира Челомея ( ОКБ-52 позже переименованное в ЦКБМ, сегодня НПО Машиностроения ).
Под руководством ОКБ-52 ОКБ-23 приступило к проектированию межконтинентальных баллистических ракет . Его первыми разработками были УР-200 , которые так и не полетели, а затем успешное УР-100 семейство ракет проектирование УР-500 сверхтяжёлой межконтинентальной баллистической ракеты . В 1962 году началось . Позже в 1964 году она превратилась в космическую ракету-носитель «Протон» . Первая ракета «Протон» была запущена 16 июля 1965 года. [ 7 ] [ 8 ]
В 1966 году ОКБ-52 было переименовано в Центральное конструкторское бюро машиностроения (ЦКБМ), а ОКБ-23 стало называться Филевским филиалом ЦКБМ . В конце 1970-х годов оно было выделено из ЦКБМ и переименовано в ОКБ «Салют» , или КБ «Салют» сокращенно . В 1981–1988 годах КБ «Салют» входило в состав крупной компании НПО «Энергия» , а в 1988 году стало самостоятельным конструкторским бюро. Все это время продолжалось сотрудничество с Машиностроительным заводом имени Хруничева. [ 7 ]
КБ «Салют» и Хруничева отвечали за проектирование и производство всех советских космических станций, включая «Салют» , «Алмаз» и «Мир» , а также каждого тяжеловесного модуля, используемого для этих станций. [ 9 ]
Корректировки после 1991 года
[ редактировать ]Распад Советского Союза привел к большим трудностям для российской космической отрасли. За 1989–1999 годы космический бюджет страны сократился на 88%. [ 10 ] сложившиеся цепочки производственной кооперации распались. И Хруничев, и ОКБ «Салют», которые теперь были отдельными предприятиями, пытались исправить ситуацию, ища возможности заработка за рубежом. «Салюту» удалось выиграть контракт на производство ракеты-носителя 12КРБ для индийской ракеты GSLV и заключить соглашение с Daimler Benz Aerospace на разработку возвращаемой капсулы, используемой для экспериментов в рамках проекта «Немецко-японский экспресс». [ 11 ]
На этот раз ракета-носитель «Протон» оказалась наиболее прибыльным продуктом для обеих компаний. Завод имени Хруничева заключил контракт стоимостью 156 миллионов долларов на запуск 21 спутника «Иридиум» на трех ракетах «Протон-К» в 1997–1998 годах. «Салюту» удалось подписать лишь один контракт на запуск спутника «Инмарсат-3 Ф» с «Протоном-К» по невысокой цене в 36 миллионов долларов. Обе компании пытались установить партнерские отношения с иностранными компаниями для продвижения запусков «Протонов». [ 11 ]
Проблемной оказалась ситуация, когда две компании — конструкторское бюро и завод — конкурировали друг с другом за продажу одной и той же продукции. Для решения этой проблемы 7 июня 1993 года президент России Борис Ельцин издал указ об объединении «Хруничева» и «Салюта», образовав предприятие «Государственный научно-производственный космический центр имени Хруничева» . Статус новой компании был уникален тем, что она не подчинялась никаким министерствам или Российскому космическому агентству . Владимир Кириллов, пишущий для журнала "Экспорт вооружений" , предполагает, что это произошло потому, что дочь Ельцина Татьяна Дьяченко , работавшая в "Салюте" и продолжавшая работать у Хруничева до 1994 года, хотела обеспечить высокий статус своему работодателю. [ 11 ]
Успех на международном рынке запуска
[ редактировать ]15 апреля 1993 года Хруничев создал совместное предприятие «Локхид-Хруничев-Энергия» с американской компанией Lockheed , а в 1995 году в результате слияния компаний Lockheed и Martin Marietta оно было преобразовано в International Launch Services (ILS). Совместное предприятие реализовало запуски как ракет «Протон», так и американских ракет «Атлас» . США . дали разрешение на появление «Протона» на международном пусковом рынке, но ввели квоту, чтобы защитить пусковой рынок от «российского демпинга» Несмотря на это, «Протон», построенный Хруничевым, оказался успешным и к концу 2000 года получил контракты на запуск на сумму более 1,5 миллиарда долларов. [ 11 ]
Доходы от контрактов на коммерческие запуски и инвестиции Lockheed позволили Хруничеву провести серьезную модернизацию своих мощностей. Сюда входила модернизация стартовых комплексов компании на Байконуре , на которую было инвестировано несколько сотен миллионов долларов. Коммерческие доходы также позволили компании самостоятельно разрабатывать новые ракеты-носители, ракеты-носители и космические корабли, без государственной поддержки. [ 11 ] С момента своего создания компания International Launch Services подписала контракты на более чем 100 запусков на сумму более 8 миллиардов долларов. [ 12 ]
В 1998 году Хруничева перевели в подчинение Российского космического агентства, тогда называвшегося Росавиакосмос. Хруничев долгое время сопротивлялся этому шагу и сумел помешать агентству установить в компании собственное руководство. [ 11 ]
Минусом для Хруничева было то, что разгонный блок «Блок ДМ» , используемый на «Протоне», был изготовлен компанией РКК «Энергия» , и за ее использование Хруничеву пришлось заплатить 40% выручки от запуска. Благодаря этому в 1996–1998 годах Хруничев приступил к разработке собственного разгонного блока, получившего название « Бриз-КМ» . Частично из-за трудностей с финансированием процесс разработки шел медленно. [ 11 ] и «Бриз-КМ» в первые дни своего существования пережили несколько неудач. После того, как из-за неисправности «Бриз-М» спутник АМС-14 не смог выйти на заданную орбиту, в этот разгонный блок было внесено несколько модификаций. [ 13 ] [ 14 ]
Программа интеграции
[ редактировать ]В 2000-е годы Хруничев приступил к программе вертикальной интеграции, призванной объединить основных поставщиков под единое управление. Для этой цели Хруничев поглотил следующие компании: [ 5 ]
- ПО «Полет» — ракетостроительное предприятие, расположенное в Омске.
- «Протон-ПМ» — производитель двигателей, Пермь.
- Воронежский механический завод , производящий двигатели для II и III ступени «Протон», III ступени «Союза» и разгонного блока «Зенит».
- КБХМ - производитель двигательных установок для разгонного блока "Бриз" в Королеве.
- КБХА , подрядчик по производству и проектированию, находится в Воронеже.
По состоянию на 2010 год в результате интеграции доля собственного производства «Протона» и разгонного блока «Бриз» выросла с 30% до 65% стоимости продукта. [ 5 ]
Структура
[ редактировать ]Предприятия Космического центра имени Хруничева: [ 15 ]
- Salyut Design Bureau
- Ракетно-космический завод
- Завод эксплуатации космической техники (ЗЕРКТ)
- Конструкторское бюро Арматуры
- Хруничев Телеком
- Институт исследований и разработок космических систем
- Отдел медицинского оборудования и товаров народного потребления
- Воронежский механический завод
- Производственная корпорация «Полет»
- Конструкторское бюро химического машиностроения Исаева
- Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С.М. Кирова (УКВЗ)
Производство
[ редактировать ]Основной продукцией Хруничева является ракета «Протон» , которая с момента ее создания в 1968 году запускалась более 350 раз. Последней версией почтенной ракеты, претерпевшей несколько поэтапных модернизаций, является «Протон-М Enhanced»; его грузоподъемность составляет 6150 кг на геостационарную переходную орбиту . Для использования в качестве верхней ступени «Протона» Хруничев производит «Бриз-М» , который впервые поднялся в воздух в 2000 году. «Рокот» , переоборудованная баллистическая ракета, предлагается для запуска меньшей полезной нагрузки. Для международного маркетинга запусков Rockot Хруничев создал совместное предприятие Eurockot GmbH. Другая версия разгонного блока «Бриз-М», «Бриз-КМ» , используется в качестве третьей ступени «Рокота».
В 2009 году предприятие изготовило 25 ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов, в 2005 году - 11. В 2010 году Хруничев намерен довести эту цифру до 30. [ 5 ]
В 2009 году компания запустила рекордные 15 ракет. В 2008 году компания подняла каждый третий килограмм совокупной полезной нагрузки спутников в мире. [ 5 ]
Доход
[ редактировать ]Доход Хруничева от коммерческих запусков (не считая запусков для Минобороны) в 2009 году составил $584 млн, что значительно превышает показатель в $198 млн в 2004 году. С 1994 года "Протон" заработал для российской космической отрасли в целом и в целом $4,3 млрд. В 2011 году эта цифра, как ожидается, увеличится до $6 млрд. [ 5 ]
В 2006–2009 годах инвестиции в модернизацию и техническое перевооружение составили руб 2,6 млрд .
Семейство ракет «Ангара»
[ редактировать ]С 1995 года Хруничев занимается разработкой семейства ракет «Ангара» . Основная цель «Ангары» — обеспечить независимый доступ России в космос, поскольку ракеты можно будет запускать с космодрома Плесецк на севере России, а также с будущего космодрома Восточный , вместо того, чтобы полагаться на космодром Байконур , который расположен на территории Казахстана. «Ангара» также не использует то токсичное топливо, которое используется «Протоном». Реализация программы «Ангара» несколько раз задерживалась. Государственное финансирование начало выходить на соответствующий уровень только в 2005 году. По оценкам, в 2009 году уровень завершения проекта «Ангара» составил 95–97% по всем основным показателям программы. Главный камень преткновения — строительство новой стартовой площадки в Плесецке. Из-за нереальных показателей дефлятора, установленных Минобороны, Хруничев не получил достаточно денег для заказа всего необходимого оборудования для достройки площадки, что отодвинуло ожидаемый первый полет "Ангары" на 2013 год. По завершении ракеты "Ангара" призваны заменить несколько существующих пусковых установок. включая Протон. [ 5 ]
Список ракет и ракет
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Космический корабль на базе ТКС
- Объединенная ракетно-космическая корпорация
- Национальный космический центр (Москва)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д http://www.khrunichev.ru/download/godovaa_buhgalterskaa_otcetnost__za_2017_god..pdf .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ баланс http://www.khrunichev.ru/download/godovaa_buhgalterskaa_otcetnost__za_2017_god..pdf .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ "О мерах по созданию Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" " . Официальный интернет-портал правовой информации . Retrieved 15 April 2017 .
- ^ Это англоязычное имя, указанное на "Контактная информация" . Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева. Архивировано из оригинала 17 августа 2021 года . Проверено 2 мая 2018 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Statement by Vladimir Ye.Nesterov, Khrunichev Director-General, at Press Conference on 15 July 2010 Archived 14 January 2018 at the Wayback Machine Khruhichev 29 July 2010.
- ^ Jump up to: а б 1916 – 1960 Начало. Авиастроение. Архивировано 20 октября 2018 года в Wayback Machine Хруничева.
- ^ Jump up to: а б с д Россия: Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева. Архивировано 20 октября 2006 г. в Wayback Machine Nuclear Threat Initiative.
- ^ 1960–1993 гг. Разработка ракетной техники. Архивировано 20 октября 2018 года в Wayback Machine Хруничева.
- ^ [1960–1993 гг. Разработка космических кораблей и космических станций 1960–1993 гг. Разработка космических аппаратов и космических станций] Хруничев
- ^ Харви, Брайан (2007). «Конструкторские бюро». Возрождение российской космической программы (1-е изд.). Германия: Шпрингер. ISBN 978-0-387-71354-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кириллов, Владимир (2002). «Центр Хруничева – лидер российской космической отрасли» . Экспорт вооружений (3). Центр анализа стратегий и технологий . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года.
- ^ «ILS вкратце» . ИЛС. Архивировано из оригинала 30 декабря 2007 года.
- ^ Ракета «Протон» потерпела неудачу при запуске арабского спутника
- ^ Запуск GOCE отложен до 2009 года.
- ^ "Структура предприятия" . ГКНПЦ имени М.В.Хруничева . Archived from the original on 22 August 2021 . Retrieved 25 April 2017 .