Андрей Туполев
Андрей Туполев | |
---|---|
Андрей Туполев | |
![]() Туполев в 1944 году. | |
Рожденный | Andrei Nikolayevich Tupolev 10 ноября [ OS 29 октября] 1888 г. |
Умер | 23 декабря 1972 г. | (84 года)
Место отдыха | Новодевичье кладбище , Москва. |
Национальность | Русская, Советская |
Занятие | Инженер |
Инженерная карьера | |
Дисциплина | Авиационная техника |
Работодатель(и) | ОКБ Туполева |
Значительный дизайн | Ту-95 , Ту-104 |
Награды | Герой Социалистического Труда Орден Ленина Орден Трудового Красного Знамени |
Подпись | |
![]() |
Андрей Николаевич Туполев ( русский : Андрей Николаевич Туполев ; 10 ноября [ OS 29 октября] 1888 - 23 декабря 1972) был российским, а затем советским авиационным инженером , известным своими новаторскими проектами самолетов в качестве директора ОКБ Туполева .
Туполев был пионером воздухоплавания в России и был протеже Николая Жуковского . Туполев спроектировал или руководил проектированием более 100 типов гражданских и военных самолетов в Советском Союзе за 50 лет, некоторые из которых установили 78 мировых рекордов . Туполев произвел много известных проектов, таких как Ту-2 , Ту-16 , Ту-95 и Ту-104 , а также реверс-инжиниринг Ту-4 .
Туполев пользовался большим уважением в Советском Союзе, удостоился различных званий и наград, в том числе Героя Социалистического Труда трижды , восьми раз ордена Ленина , ордена Трудового Красного Знамени дважды удостоен звания академика Российской академии наук. , в 1953 году и генерал-полковник ВВС СССР в 1968 году. [1] Туполев также был удостоен звания почетного члена Британского королевского авиационного общества и Американского института аэронавтики и астронавтики за пределами Советского Союза в знак признания его работы. [2] [3] В 2018 году международный аэропорт Внуково в его честь был официально переименован в Международный аэропорт имени Андрея Туполева Внуково.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Внешний образ | |
---|---|
![]() |
Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября [ OS 29 октября] 1888 года в Пустомазово ( русский язык : Пустомазово ), деревне недалеко от города Кимры в Тверской губернии , Российская империя , шестым из семи детей, родившихся у его русских родителей. [4] Отец Туполева, Николай Иванович Туполев (1842—1911), был уроженцем Сургута , работал нотариусом губернии . Николай изучал право в Санкт-Петербургском университете , но был отчислен после убийства Александра II за связи с революционерами, несмотря на то, что не участвовал в их действиях. Мать Туполева, Анна Васильевна ( урожденная Лисицына) (1850—1928) родилась в Торжке в семье судебного следователя, окончила Мариинскую гимназию в Твери . Родители Анны приобрели небольшое имение в Пустомазово, где родился Туполев. Получив первое домашнее образование, Туполев учился в гимназии Тверской . Затем Туполев подал документы на курсы в два российских университета: Императорское Московское техническое училище ( ИМТУ ) и окончил ее в 1908 году и Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II. . Туполев был принят в оба, но в конечном итоге решил поступить в IMTU.
В 1909 году Туполев начал изучать аэродинамику у пионера русской авиации Николая Жуковского и поступил добровольцем в Аэронавигационную мастерскую ( «Кружок» ), возглавляемую Жуковским. В 1910 году вместе с друзьями по цеху Туполев построил и испытал свой первый планер . Во время работы в мастерской Туполев также построил аэродинамическую трубу , что привело к созданию аэродинамической лаборатории в ИМТУ. В 1911 году Туполев был обвинен в участии в революционной деятельности, в том числе в демонстрациях и распространении подрывной литературы, и арестован. Позже Туполева отпустили при условии, что он вернется в родной дом в Пустомазово. Туполеву разрешили вернуться в ИМТУ только в 1914 году, где он учился во время Первой мировой войны и Русской революции . Туполев завершил учебу в 1918 году и получил степень инженера-механика, когда защитил диссертацию по созданию гидросамолетов . К 1920 году ИМТУ был переименован в Московское высшее техническое училище (МВТУ), и Туполев читал там курс основ аэродинамических расчетов. [5]
Проектирование самолетов
[ редактировать ]
Центральный аэрогидродинамический институт
[ редактировать ]Туполев был ведущим деятелем Московского Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ; русский язык : Центральный аэрогидродинамический институт; ЦАГИ ) с 1929 года до своей смерти в 1972 году. На базе Центрального конструкторского бюро или ЦКБ ( русский язык : Центральное конструкторское бюро; ЦКБ ) там производились бомбардировщики для советских ВВС и некоторые авиалайнеры , которые в годы перед Второй мировой войной и особенно в его проектах 1930-х годов частично основывались на концепциях конструкции цельнометаллических самолетов, впервые разработанных Хьюго Юнкерсом . В 1925 году Туполев спроектировал двухмоторный бомбардировщик ТБ-1 , считавшийся одной из самых совершенных конструкций того времени. К 1934 году Туполев возглавил конструкторское бюро, которое спроектировало самый большой летающий самолет в мире того времени — восьмимоторный « Максим Горький» с размахом крыльев 63 метра , снова построенный по концепции планера Юнкерса с металлической конструкцией. В 1937 году улучшенная версия более раннего ТБ-1, четырёхмоторный ТБ-3 , совершила посадку на Северном полюсе . По мере того как число квалифицированных авиаконструкторов увеличивалось, Туполев открыл собственное бюро, выпустив ряд проектов, получивших приставку АНТ ( Русский : АНТ ) по его инициалам.
Шарашка
[ редактировать ]Однако 21 октября 1937 года Туполев был арестован вместе с Владимиром Петляковым и всем управлением ЦАГИ и ОКБ во время Большой чистки по сфабрикованным обвинениям в диверсиях , шпионаже и пособничестве Русской фашистской партии . Многих его коллег казнили, а самого Туполева посадили в тюрьму. В 1939 году Туполева перевели из тюрьмы в НКВД шарашку для авиаконструкторов в подмосковном Болшево , куда уже были отправлены на работы многие оставшиеся в живых бывшие ЦАГИ. Вскоре шарашка . переехала в Москву и получила название «Туполевка» в честь Туполева, самого известного ее обитателя В 1940 году Туполева судили и приговорили к десяти годам лишения свободы, и за это время он разработал Ту-2 , который стал одним из самых важных самолетов Второй мировой войны. [6] Туполев был освобожден в июле 1941 года, примерно во время немецкого вторжения в Советский Союз, для «ведения важной оборонной работы», но не был полностью реабилитирован советским государством до 1955 года, через два года после смерти Иосифа Сталина .
Послевоенный
[ редактировать ]Туполев возглавил проект B-4, как он первоначально назывался, по реконструированию американского стратегического бомбардировщика Boeing B-29 Superfortress , который был первым самолетом, доставившим ядерное оружие . Советский Союз неоднократно запрашивал B-29 в рамках программы ленд-лиза во время Второй мировой войны , но все эти запросы были отклонены США. Туполеву удалось решить сложную задачу по переработке конструкции с использованием российских двигателей, вооружения, оборудования и секций аэродинамического профиля, используя при этом доступный метрический листовой металл, что потребовало почти полной переработки конструкции, поскольку оригинал был построен по имперским размерам, а новые сплавы также пришлось использовать. быть запущено в производство. В качестве образца они использовали четыре B-29, которые упали на территории, контролируемой Советским Союзом, после того, как получили легкие повреждения во время бомбардировки Японии в 1945 году. Собственный проект Туполева на эту роль был проигнорирован в интересах принятия на вооружение нового дальнего бомбардировщика в качестве образца. как можно быстрее реагировать на многочисленные незаконные пролеты американских самолетов, в основном Martin PBM-5 Mariners , которая уже началась, и явная угроза ядерного нападения. У Туполева было несколько экземпляров Ту-4, летавших к первомайскому параду 1947 года.
К моменту реабилитации 9 апреля 1955 года Туполев спроектировал и собирался приступить к испытаниям своего уникального турбовинтового стратегического бомбардировщика Ту-95 . В последующие годы Туполев преодолел конкуренцию со стороны Владимира Мясищева и его серии реактивных стратегических бомбардировщиков М-4, чтобы принять на вооружение конструкцию Ту-16 . Частично это произошло благодаря тесным отношениям Туполева с Никитой Хрущевым , новым лидером Советского Союза, который осудил сталинский террор, жертвой которого стал Туполев. Примерно в то же время Туполев принял на вооружение Ту-104 — второй в мире серийный реактивный авиалайнер .
Спустя годы и смерть
[ редактировать ]После отстранения Хрущева от должности в конце 1964 года и прихода к власти Леонида Брежнева стареющий Туполев постепенно уступил позиции в центрах советской власти конкурентам в авиационной промышленности. Престижная программа Ту-144 пользовалась поддержкой на высшем уровне до 1973 года, как и важный авиалайнер Ту-154 , но привилегированное положение ОКБ Туполева, которое оно занимало благодаря личным политическим связям Туполева, в значительной степени затмило Ильюшина авиастроительную и конструкторскую компанию . Современникам Туполев был известен как остроумный, но грубый мастер нецензурной лексики, который неизменно и энергично настаивал на быстрых и адекватных технических решениях в ущерб схоластическим идеальным решениям. Отличительной чертой Туполева было очень быстрое введение самолета в эксплуатацию, а затем начался часто бесконечный процесс улучшения недостатков «быстрого и грязного» первоначального проекта. Его конкурентам среди советского авиаконструкторского сообщества он был известен прежде всего как политически проницательный человек; проницательный и беспощадный соперник. [ нужна ссылка ]
Туполев умер 23 декабря 1972 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Мемориалы
[ редактировать ]В честь Туполева были названы различные улицы в городах Восточного блока , а также одна улица в Западной Европе — Туполевлаан возле амстердамского аэропорта Схипхол .

В 1973 году Казанскому авиационному институту ему был установлен памятник было присвоено имя Туполева, а в Казани на сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королева . В 1979 году на площади в Кимрах, недалеко от места его рождения Пустомазово, ныне несуществующего, был установлен бюст Туполева. Еще один памятник Туполеву установлен в предполагаемом месте Пустомазово в современном Устиново, к северу от Кимр Кимрского района области Тверской . Именем Туполева была переименована местная средняя школа в Устиново и установлена мемориальная доска. В 1988 году Советский Союз выпустил почтовую марку, посвященную Туполеву. Биографический фильм « Поэма о крыльях » 1979 года режиссера Даниила Храбровицкого рассказывает о жизни и творчестве Туполева и авиации Игоря Сикорского пионера российско-американской . проспект Туполева — главный проспект Авиационного микрорайона Домодедово , расположенный рядом с аэропортом Домодедово Именем Туполева назван мемориальная роспись . На фасаде дома, 20 по проспекту Туполева была нарисована Туполева. В 2018 году Международный аэропорт Внуково в Москве был официально переименован в Международный аэропорт Внуково имени Андрея Туполева.
1 декабря 2022 года в честь 100-летия авиаконструктора Андрея Туполева в Москве открыли его первый памятник . Он появился рядом со зданием КБ на набережной Академика Туполева в одноименном сквере. Скульптура выполнена из бронзы и представляет собой фигуру авиаконструктора и очертания Ту-144 . взлетающего [ нужна ссылка ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Туполев был женат на Юлии Николаевне Туполевой (урожденной Желтяковой) до ее смерти в 1962 году. Дочь Туполева Юлия (1920–2011) была врачом , удостоена звания Заслуженного врача РФ. Сын Туполева Алексей (1925–2001) был успешным авиаконструктором-новатором, спроектировавшим сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 , а также принимавшим участие в разработке космического корабля «Буран» и Ту-2000 дальнего тяжелого бомбардировщика .
Туполев никогда не был членом Коммунистической партии Советского Союза, несмотря на свой статус и избрание на несколько депутатских должностей.
Награды и почести
[ редактировать ]- Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Трижды
- Восемь орденов Ленина (1933, 1945, 1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968).
- Орден Октябрьской Революции (1971 г.)
- Дважды орден Трудового Красного Знамени (1927, 1933).
- Орден Красной Звезды (1933 г.).
- Орден «Знак Почета» (1936 г.).
- Орден Суворова 2-й степени (1944 г.).
- Орден Отечественной войны I степени (1943 г.).
- Ленинская премия (1957).
- Сталинская премия (1943, 1948, 1949, 1952).
- Государственная премия СССР (1972).
- Орден Георгия Димитрова (Народная Республика Болгария, 1964 г.)
- Лауреат премии Академии наук СССР имени Жуковского (1958).
- Золотая медаль ФАИ авиации (1958 г.).
- Премия Леонардо да Винчи (1971).
- Золотая медаль Общества основателей Air France (1971).
- Почетный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970). [2] и Американский институт аэронавтики и астронавтики (1971 г.) [3]
- Почетный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковского Московской области (1968).
- Введен в Международный зал славы авиации и космонавтики в Музее авиации и космонавтики Сан-Диего в 1988 году. [7]
Самолет конструкции Андрея Туполева.
[ редактировать ]Список (частичный) списанных или действующих самолетов, спроектированных или изготовленных авиационным конструктором/инженером Андреем Туполевым; вкл. как военные, так и гражданские самолеты, реактивные самолеты и другие летательные аппараты:
- Tupolev Tu-2
- Tupolev Tu-16
- Tupolev Tu-22
- Tupolev Tu-95 / Tupolev Tu-116
- Tupolev Tu-104
- Tupolev Tu-114
- Tupolev Tu-124
- Tupolev Tu-126
- Tupolev Tu-134
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Центральный музей Военно-воздушных сил Российской Федерации . Монино.ру. Проверено 9 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Почести, медали и награды 2013 г.» (PDF) . Королевское аэронавтическое общество . п. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июля 2017 г. Проверено 29 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Список научных сотрудников и почетных сотрудников 2014 г.» (PDF) . Американский институт аэронавтики и астронавтики . п. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 20 марта 2014 г. Проверено 29 сентября 2014 г. В титрах: Андрей Н. Тупелов.
- ↑ Веб-сайт компании «Туполев». Архивировано 3 апреля 2008 г., в Wayback Machine . Туполев.ру. Проверено 9 августа 2012 г.
- ^ Туполев: Человек и его самолет, П. Даффи и А.И. Кандалов, 1996, стр. 9.
- ^ Джордж К. Ларсон (апрель 1973 г.). «Отчетные пункты». Летающий журнал . 92 (4): 37.
- ^ Шпрекельмейер, Линда, редактор. Их мы чтим: Международный зал аэрокосмической славы . Издательство Donning Co., 2006. ISBN 978-1-57864-397-4 .
Литература
[ редактировать ]- "С.П. Королев. Энциклопедия жизни и творчества" - под редакцией В.А. Лопоты, РКК "Энергия". Королев ИП, 2014 г. ISBN 978-5-906674-04-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1888 рождений
- 1972 смертей
- Жители Кимрского района
- People from Korchevskoy Uyezd
- Члены Совета Национальностей третьего созыва
- Члены Совета Национальностей четвертого созыва
- Члены Совета Национальностей пятого созыва
- Депутаты Совета Национальностей шестого созыва.
- Депутаты Совета Национальностей седьмого созыва.
- Члены Совета Национальностей восьмого созыва
- Русские инженеры 20 века
- Конструкторы самолетов
- советские авиакосмические инженеры
- Российские аэрокосмические инженеры
- российские изобретатели
- Туполев
- Выпускники МГТУ им. Баумана
- Действительные члены Академии наук СССР.
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Суворова 2 степени.
- Лауреаты Ленинской премии
- Лауреаты Сталинской премии
- Лауреаты Государственной премии СССР.
- Заключенные Шарашки
- Советские реабилитации
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- Сотрудники Центрального аэрогидродинамического института
- Российские учёные