Спутниковое страхование
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2008 г. ) |
Спутниковое страхование — специализированная отрасль авиационного страхования , в которой по состоянию на 2000 год непосредственно участвуют около 20 страховщиков по всему миру. [1] Другие участвуют посредством договоров перестрахования с прямыми поставщиками. [1] Он охватывает три риска: перезапуск спутника в случае неудачи запуска; замена спутника в случае его уничтожения, вывода на неправильную орбиту или выхода из строя на орбите; и ответственность за ущерб третьим лицам, причиненный спутником или ракетой-носителем. [2]
была заключена первая спутниковая страховка В 1965 году в лондонской компании Lloyd's для покрытия физического ущерба перед запуском спутника Intelsat I «Ранняя пташка» . В 1968 году было организовано покрытие рисков перед запуском и запуском спутника Intelsat III. Спутники — это очень сложные машины, которые производятся и используются правительствами и несколькими крупными компаниями. Бюджет типичного спутникового проекта может превышать миллиарды долларов и рассчитан на 5–10 лет, включая планирование, производство, испытания и запуск.
Виды покрытия
[ редактировать ]Страхование, доступное для спутников, разделено на две части: спутниковое покрытие и покрытие наземных рисков.
Спутниковый риск
[ редактировать ]Покрытие спутниковых рисков — это страхование от повреждения самого спутника. В этом разделе доступны четыре основных типа покрытия.
- Страхование перед запуском обеспечивает покрытие потерь или повреждений спутника или его компонентов с момента, когда они покинут территорию производителя, во время транспортировки к стартовой площадке, испытаний, заправки и интеграции с ракетой-носителем до момента запуска ракеты-носителя. двигатели зажигаются с целью фактического запуска.
- Страхование запуска обеспечивает покрытие на период от преднамеренного зажигания двигателей до отделения спутника от конечной ступени ракеты-носителя или может продолжаться до завершения этапа испытаний на орбите. Обычно срок покрытия составляет двенадцать месяцев, но ограничивается 45–60 днями в отношении этапа испытаний на орбите. Неудача при запуске представляет собой наибольшую вероятность потери спутника, и примерно 7% спутников вышли из строя при запуске. [1]
- Страхование на орбите предусматривает физическую утрату, повреждение или даже выход из строя застрахованного спутника во время нахождения на орбите или во время вывода на орбиту. Элементами риска, связанными со спутниками на орбите, являются повреждения, вызванные объектами во враждебной космической среде, экстремальными температурами и радиацией. Поскольку обычно невозможно отремонтировать спутник после того, как он физически выведен на орбиту, покрытие в основном предоставляется в качестве гарантии на продукт.
- Ответственность перед третьими лицами является заключительным разделом политики и является законодательным требованием правительства страны, где будет проходить запуск, независимо от гражданства владельца спутника. Прежде чем запуск может состояться, необходимо предоставить регулирующим органам специальную лицензию. Покрытие обычно действует до 90 дней после фактического запуска. Страхование потери дохода также доступно, но приобретается не часто.
Наземный риск
[ редактировать ]Поскольку многие наземные станции находятся в ведении крупных государственных организаций, таких как НАСА, отказы со стороны застрахованных случаются редко. В случаях, когда сбой происходит из-за событий, находящихся вне контроля застрахованного (например, землетрясения), страховое покрытие предусматривает расходы на аренду помещения, замену компьютерных систем, резервное копирование программного обеспечения и другие предметы, необходимые для возобновления деятельности.
Рекомендации по андеррайтингу
[ редактировать ]При рассмотрении структуры рейтинга спутникового страхования на первых порах многие страховщики основывали свой рейтинг в зависимости от ракеты-носителя. Например, если бы уровень отказов используемой ракеты-носителя составлял один из десяти, страховая премия составила бы десять процентов от валовой стоимости. Сегодня страховщики используют статистику и компьютерное моделирование для расчета ставок премий, хотя данные для расчетов ограничены. Еще одним аспектом спутникового страхования является процедура спасения. Хотя невозможно получить денежную стоимость обломков в случае фактической полной потери или конструктивной полной потери , многие страховщики полагаются на разделение любого дохода, который может быть получен от вышедшего из строя спутника, со страхователями.
Регулирование
[ редактировать ]Правила технологии запуска спутников регулируются Международным регламентом торговли оружием (ITAR) в США. В этом постановлении говорится, что детали любой технологии, предоставляемой страховым андеррайтерам, подчиняются строгим правилам и предоставляются только избранным страховщикам. Это важный момент, поскольку структура и технология, используемые в ракетах-носителях, аналогичны ракетным технологиям для вооружения. Несоблюдение правил ITAR может привести к крупным штрафам и тюремному заключению. В случаях, когда организуется перестраховочное покрытие, перестраховщикам, предоставляющим такое покрытие, приходится полагаться на очень ограниченную информацию.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гулд, Аллен Дж.; Линден, Орин М. (2000). «Оценка обязательств по спутниковому страхованию» (PDF) . Актуарное общество по несчастным случаям.
- ^ Мотт, Уильям Х.; Шелдон, Роберт Б. (2000). Лазерная спутниковая связь: третье поколение . Прегер. п. 142. ИСБН 1-56720-329-9 .
- Учебное пособие CII: Авиационное страхование