Jump to content

Турбонасос

(Перенаправлено с Турбо-насоса )
Часть осевого турбонасоса, спроектированного и изготовленного для ракетного двигателя М-1.

Турбонасос это топливный насос с двумя основными компонентами: ротодинамическим насосом и приводной газовой турбиной , обычно оба установлены на одном валу или иногда соединены вместе. Первоначально они были разработаны в Германии в начале 1940-х годов. Целью турбонасоса является производство жидкости под высоким давлением для подачи в камеру сгорания или для других целей. Хотя существуют и другие варианты использования, чаще всего они встречаются в жидкостных ракетных двигателях.

В турбонасосах используются два распространенных типа насосов: центробежный насос , в котором перекачка осуществляется путем выбрасывания жидкости наружу с высокой скоростью, или насос с осевым потоком , в котором чередующиеся вращающиеся и статические лопасти постепенно повышают давление жидкости.

Насосы с осевым потоком имеют малые диаметры, но обеспечивают относительно небольшое повышение давления. Хотя необходимы несколько ступеней сжатия, осевые насосы хорошо работают с жидкостями низкой плотности. Центробежные насосы гораздо более мощны для жидкостей с высокой плотностью, но требуют больших диаметров для жидкостей с низкой плотностью.

В ракете Фау-2 для создания давления топлива использовался круглый турбонасос.

Раннее развитие

[ редактировать ]

Насосы высокого давления для более крупных ракет обсуждались пионерами ракетостроения, такими как Герман Оберт . [ 1 ] В середине 1935 года Вернер фон Браун инициировал проект топливного насоса в юго-западной немецкой фирме Klein, Schanzlin & Becker , которая имела опыт производства больших пожарных насосов. [ 2 ] : 80  В конструкции ракеты Фау-2 для питания неуправляемого турбонасоса использовалась перекись водорода, разлагаемая парогенератором Вальтера. [ 2 ] : 81  производился на заводе Heinkel в Йенбахе , [ 3 ] поэтому турбонасосы V-2 и камера сгорания были проверены и согласованы, чтобы предотвратить создание избыточного давления в камере. [ 2 ] : 172  Первый двигатель успешно заработал в сентябре, а 16 августа 1942 года пробная ракета остановилась в воздухе и разбилась из-за отказа турбонасоса. [ 2 ] [ нужна проверка ] Первый успешный запуск Фау-2 состоялся 3 октября 1942 года. [ 4 ]

Разработка с 1947 по 1949 год.

[ редактировать ]

Главным инженером по разработке турбонасосов в Aerojet был Джордж Боско . Во второй половине 1947 года Боско и его группа узнали о работах других насосов и провели предварительные проектные исследования. Представители Aerojet посетили Университет штата Огайо , где Флоран работал над водородными насосами, и проконсультировались с Дитрихом Зингельманном , немецким экспертом по насосам из Wright Field. Впоследствии Боско использовал данные Зингельмана при разработке первого водородного насоса Aerojet. [ 5 ]

К середине 1948 года Aerojet выбрала центробежные насосы как для жидкого водорода , так и для жидкого кислорода . Они получили от ВМФ несколько немецких радиально-лопастных насосов и испытали их во второй половине года. [ 5 ]

К концу 1948 года компания Aerojet спроектировала, изготовила и испытала насос для жидкого водорода (диаметром 15 см). Первоначально использовались шарикоподшипники , которые работали чистыми и сухими, поскольку низкая температура делала обычную смазку непрактичной. Сначала насос работал на низких скоростях, чтобы его детали остыли до рабочей температуры . Когда датчики температуры показали, что жидкий водород достиг насоса, была предпринята попытка разогнаться с 5000 до 35 000 оборотов в минуту. Насос вышел из строя, и осмотр деталей показал, что вышел из строя подшипник, а также крыльчатка . После некоторых испытаний были использованы сверхточные подшипники, смазываемые маслом, распыляемым и направляемым потоком газообразного азота. При следующем запуске подшипники работали удовлетворительно, но напряжения оказались слишком велики для припаянной крыльчатки, и она разлетелась на части. Новый был изготовлен методом фрезерования из цельного куска алюминия . Следующие два запуска с новым насосом оказались большим разочарованием; Приборы не показали значительного повышения расхода или давления. Проблема была отслежена до выхода диффузор насоса, который был слишком мал и недостаточно охлаждался во время цикла охлаждения, поэтому ограничивал поток. Это было исправлено добавлением вентиляционных отверстий в корпусе насоса; вентиляционные отверстия открывались во время охлаждения и закрывались, когда насос был холодным. Благодаря этому исправлению в марте 1949 года было выполнено два дополнительных запуска, и оба оказались успешными. Было обнаружено, что скорость потока и давление примерно соответствуют теоретическим предсказаниям. Максимальное давление составляло 26 атмосфер (26 атм (2,6 МПа; 380 фунтов на квадратный дюйм)) и расход 0,25 килограмма в секунду. [ 5 ]

После 1949 года

[ редактировать ]

Турбонасосы главного двигателя космического челнока вращались со скоростью более 30 000 об/мин, подавая в двигатель 150 фунтов (68 кг) жидкого водорода и 896 фунтов (406 кг) жидкого кислорода в секунду. [ 6 ] компании Electron Rocket В 2018 году двигатель Rutherford стал первым двигателем, которого использовался насос с электроприводом . в полете [ 7 ]

Центробежные турбонасосы

[ редактировать ]
В центробежных турбонасосах вращающийся диск отбрасывает жидкость к ободу.

Большинство турбонасосов являются центробежными – жидкость поступает в насос вблизи оси, а ротор разгоняет жидкость до высокой скорости. Затем жидкость проходит через улитку или диффузор, который представляет собой кольцо с множеством расходящихся каналов. Это вызывает увеличение динамического давления по мере потери скорости жидкости. Спиральная камера или диффузор преобразует высокую кинетическую энергию в высокое давление (сотни бар – не редкость), и если противодавление на выходе не слишком велико, можно достичь высоких скоростей потока.

Осевые турбонасосы

[ редактировать ]
Осевые компрессоры

Существуют также осевые турбонасосы. В этом случае ось по существу имеет гребные винты, прикрепленные к валу, и жидкость вытесняется ими параллельно главной оси насоса. Как правило, осевые насосы имеют тенденцию создавать гораздо более низкое давление, чем центробежные насосы, и давление в несколько бар не является редкостью. Их преимуществом является гораздо более высокий объемный расход. По этой причине они обычно используются для перекачки жидкого водорода в ракетных двигателях из-за его гораздо более низкой плотности, чем у других видов топлива, в которых обычно используются конструкции центробежных насосов. Осевые насосы также обычно используются в качестве «индукторов» для центробежных насосов, которые повышают давление на входе центробежного насоса настолько, чтобы предотвратить чрезмерной кавитации возникновение в нем .

Сложности центробежных турбонасосов

[ редактировать ]

Турбонасосы имеют репутацию устройств, которые чрезвычайно сложно спроектировать для достижения оптимальной производительности. Хотя хорошо спроектированный и отлаженный насос может обеспечить КПД 70–90%, цифры менее половины не являются редкостью. Низкая эффективность может быть приемлемой в некоторых приложениях, но в ракетной технике это серьезная проблема. Турбонасосы в ракетах важны и настолько проблематичны, что использующие их ракеты-носители язвительно описываются как «турбонасос с прикрепленной к ним ракетой» - на эту область относят до 55% общей стоимости. [ 8 ]

Общие проблемы включают в себя:

  1. избыточный поток из обода высокого давления обратно во впуск низкого давления по зазору между корпусом насоса и ротором,
  2. чрезмерная рециркуляция жидкости на входе,
  3. чрезмерное завихрение жидкости при выходе из корпуса насоса,
  4. разрушающая кавитация поверхностей лопаток рабочего колеса в зонах низкого давления.

Кроме того, решающее значение имеет точная форма самого ротора.

Привод турбонасосов

[ редактировать ]

Турбонасосы с приводом от паровой турбины применяются при наличии источника пара, например, котлах пароходов в . Газовые турбины обычно используются, когда электричество или пар недоступны, а ограничения по месту или весу позволяют использовать более эффективные источники механической энергии.

Одним из таких случаев являются ракетные двигатели , которым необходимо закачивать топливо и окислитель в камеру сгорания . Это необходимо для больших жидкостных ракет , поскольку заставить течь жидкости или газы путем простого повышения давления в баках часто невозможно; высокое давление, необходимое для требуемой скорости потока, потребует прочных и, следовательно, тяжелых резервуаров.

ПВРД также обычно оснащаются турбонасосами, при этом турбина приводится в движение либо непосредственно внешним набегающим потоком воздуха, либо внутренним потоком воздуха, отводимым от входа в камеру сгорания. В обоих случаях поток выхлопных газов турбины сбрасывается за борт.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ракета в планетарные пространства; 1923 год
  2. ^ Jump up to: а б с д Нойфельд, Майкл Дж. (1995). Ракета и Рейх . Смитсоновский институт . стр. 80–1, 156, 172. ISBN.  0-674-77650-Х .
  3. ^ Ордуэй, Фредерик I III ; Шарп, Митчелл Р. (1979). Ракетная команда . Космическая серия Apogee Books 36. Нью-Йорк: Томас Ю. Кроуэлл. п. 140. ИСБН  1-894959-00-0 . Архивировано из оригинала 4 марта 2012 г.
  4. ^ Дорнбергер, Вальтер (1954) [1952]. Выстрел в космос / Фау-2 . Американский перевод с немецкого. Эсслинган; Нью-Йорк: Бехтле Верлаг (немецкий); Викинг Пресс (английский). п. 17 .
  5. ^ Jump up to: а б с «Жидкий водород как двигательное топливо, 1945-1959» . НАСА . Архивировано из оригинала 25 декабря 2017 г. Проверено 12 июля 2017 г.
  6. ^ Хилл, П. и Петерсон, К. (1992) Механика и термодинамика движения. Нью-Йорк: Аддисон-Уэсли ISBN   0-201-14659-2
  7. ^ Брюгге, Норберт. «Электронное движение» . B14643.de. Архивировано из оригинала 26 января 2018 года . Проверено 20 сентября 2016 г.
  8. ^ Ву, Юлин и др. Вибрация гидравлических машин. Берлин: Спрингер, 2013.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 257fd33dc377f6c9f5e674ca78a61e39__1724565300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/39/257fd33dc377f6c9f5e674ca78a61e39.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Turbopump - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)