ТР-106
![]() | |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
---|---|
Производитель | ТРВ |
Приложение | недорогой дроссельный бустерный двигатель |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | Жидкий кислород /LH2 ( жидкий водород ) |
Производительность | |
Тяга, на уровне моря | 2892 кН (650 000 фунтов силы) |
Размеры | |
Сухая масса | 00 кг (0 фунтов) |
TR -106 или недорогой игольчатый двигатель ( LCPE ) — экспериментальный ракетный двигатель, разработанный TRW в рамках Инициативы по космическому запуску с целью снижения стоимости услуг по запуску и космических полетов. Работая на схеме LOX / LH2, двигатель имел тягу 2892 кН, или 650 000 фунтов, что делало его одним из самых мощных двигателей, когда-либо созданных. [ 1 ]
Обзор
[ редактировать ]Целью разработки было создание большого, недорогого и простого в изготовлении бустерного двигателя. В конструкции использовался одноэлементный коаксиальный игольчатый инжектор , надежный тип инжектора. Здесь также использовалось абляционное охлаждение камеры сгорания и сопла вместо более дорогостоящего в производстве регенеративного охлаждения. [ 1 ]
Использование игольчатого инжектора позволяет широко дросселировать тягу двигателя , как это было в случае спускаемого двигателя лунного модуля . [ 1 ]
Статус
[ редактировать ]Том Мюллер был ведущим инженером по разработке LCPE. [ 2 ] [ 3 ] двигатель LOX/LH2 с тягой 650 000 фунтов силы. Летом 2000 года этот LCPE успешно прошел огневые испытания при 100 процентах номинальной тяги, а также при 65-процентном дросселе в Космическом центре НАСА имени Джона К. Стенниса в Миссисипи. [ 4 ] TRW трижды меняла конфигурацию игольчатых форсунок во время испытаний, чтобы изучить диапазон производительности двигателя; инженеры также однажды заменили абляционную камеру, пока двигатель находился на испытательном стенде, что продемонстрировало простоту эксплуатации LCPE. Результаты испытаний показали, что двигатель работал стабильно при широком диапазоне уровней тяги и соотношений топливной смеси. [ 1 ]
Разработка двигателя была временно прекращена с отменой инициативы по космическому запуску. [ 1 ] В 2002 году компания TRW была приобретена компанией Northrop Grumman продолжалась разработка двигателя LOX/RP-1 ( TR-107 , и по контракту с НАСА ) для потенциального использования на ракетах-носителях и космических транспортных средствах следующего поколения. [ 5 ]
Наследие
[ редактировать ]Том Мюллер стал вице-президентом TRW по силовым установкам. В 2002 году Илон Маск попросил Мюллера присоединиться к нему в качестве одного из основателей SpaceX.
Технологические уроки проекта Low Cost Pintle Engine были использованы при разработке двигателя SpaceX Merlin . [ 6 ] [ 7 ] Мюллер присоединился к SpaceX в 2002 году, став руководителем двигательной службы вместе с другими сотрудниками TRW. [ 8 ] Тем временем контракт на изготовление турбонасоса был заключен с компанией Barber-Nichols, Inc., которая создала свой насос на основе работы над турбонасосом FASTRAC . [ 9 ] После того как SpaceX обвинила Northrop Grumman, материнскую компанию TRW, в том, что она позволила инженерам, контролирующим SpaceX по контракту с Пентагоном, использовать эту информацию о собственных ракетных технологиях Northrop, Northrop Grumman подала в суд за кражу коммерческой тайны. [ 10 ] [ 11 ] Дуэльные иски были урегулированы в начале 2005 года. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и «ТР-106» . Astronautix.com. 26 сентября 2000 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ "Компания" . SpaceX. 08.12.2010. Архивировано из оригинала 12 января 2013 г. Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Мюллер, Том; Дресслер, Гордон. Результаты испытаний недорогого игольчатого двигателя TRW 40 кгс LOX/RP-1. 35-я совместная конференция и выставка AIAA/ASME/SAE/ASEE по двигательным установкам, Хантсвилл, Алабама, 24 июля 2000 г.
- ^ «Космический центр Стенниса» . Spinoff.nasa.gov. 01.05.2011. Архивировано из оригинала 1 марта 2013 г. Проверено 17 февраля 2014 г.
- ^ «Бустерные двигатели транспортных средств» . Архивировано из оригинала 23 мая 2010 года.
- ^ Сидхаус, Эрик. SpaceX: Делая коммерческие космические полеты реальностью, Springer Science & Business, 15 июня 2013 г., стр. 36
- ^ Журнал Air & Space, декабрь 2011 г./январь 2012 г., стр. 25
- ^ Рейнгольд, Дженнифер. Хонды в космосе, Fast Company, февраль 2005 г.
- ^ «Турбонасосы для ракетных двигателей» . Барбер Николс. 30 апреля 1999 г. Проверено 17 февраля 2014 г.
- ^ Карп, Джонатан; Пастор, Энди. Могут ли оборонные подрядчики контролировать своих конкурентов без конфликтов? Wall Street Journal , 28 декабря 2004 г.
- ^ «Брайан Ледал, партнер — Расс Август и Кабат, поверенный Лос-Анджелеса по интеллектуальной собственности» . Raklaw.com. Архивировано из оригинала 6 февраля 2014 г. Проверено 17 февраля 2014 г.
- ^ Журнал, Джонатан Карп, штатный репортер Уолл-стрит (11 февраля 2005 г.). «Northrop урегулирует ракетный спор с SpaceX» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 4 июня 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с TR-106, на Викискладе?
- TRW Engine Development, 2000 г., AIAA. Архивировано 9 августа 2017 г. в Wayback Machine.