Фастрак (ракетный двигатель)
![]() Двигатель Fastrac во время испытаний на испытательном стенде 116 Центра космических полетов Маршалла | |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
---|---|
Производитель | НАСА |
Приложение | Недорогая ускорительная технология X-34 |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | ЛОК / РП-1 (ракетный керосин) |
Цикл | газогенератор |
Производительность | |
Тяга, вакуум | 60 000 фунтов силы (270 кН) [ 1 ] |
Удельный импульс , вакуум | 314 с (3,0 км/с) [ 2 ] |
Размеры | |
Длина | 2,13 м (7 футов 0 дюймов) [ 3 ] |
Диаметр | 1,22 м (4 фута 0 дюймов) [ 3 ] |
Сухая масса | менее 910 кг (2010 фунтов) |
Fastrac представлял собой с турбонаддувом и насосным питанием жидкостный ракетный двигатель . Двигатель был разработан НАСА как часть недорогой X-34 . многоразовой ракеты-носителя (RLV) [ 4 ] и в рамках проекта Low Cost Booster Technology (LCBT, также известного как Bantam). [ 5 ] Этот двигатель позже был известен как двигатель МС-1, когда он был включен в проект Х-34 .
Дизайн
[ редактировать ]Турбонасосный двигатель был разработан для использования в одноразовом ускорителе проекта LCBT. В результате это привело к использованию композиционных материалов из-за их значительно более низкой стоимости и скорости производства; это также уменьшило сложность двигателя, поскольку топливо не использовалось для охлаждения форсунок. Основываясь на знаниях и опыте космического корабля «Шаттл » использования многоразового твердотопливного ракетного двигателя (RSRM) и Программы обеспечения целостности твердотопливных двигателей (SPIP), [ 6 ] прокладки был выбран кремнезем /фенольный материал со структурным перекрытием углерод Для абляционной /эпоксидная смола.
В двигателе использовался жидкий кислород в качестве окислителя и керосин ( РП-1 ) в качестве топлива. Это топливо используется в ракетном двигателе F-1 на Сатурне-5 . Керосин не имеет такого же энерговыделения, как водород, используемый в космических кораблях , но с ним дешевле и проще обращаться и хранить. Топливо подавалось через одновальный турбонасос LOX/RP-1 с двумя рабочими колесами . [ 7 ]
двигатель запускался с помощью TEA / TEB . гиперголического воспламенителя Для сохранения простоты конструкции [ 8 ] Впрыскивали керосин, и двигатель работал. Затем топливо подавалось в газогенератор для смешивания и в тяговую камеру для сжигания.
Двигатель использует цикл газогенератора для приведения в движение турбины турбонасоса, которая затем выбрасывает это небольшое количество отработанного топлива. Это тот же цикл, который используется в ракетах Сатурн, но гораздо менее сложный, чем система двигателей космического корабля «Шаттл».
В двигателе использовалось недорогое одноразовое с абляционным охлаждением материала из углеродного волокна сопло из композитного и развивалась тяга 60 000 фунтов силы (285 кН). После использования почти все детали двигателя пригодны для повторного использования. [ 9 ]
На этапе исследований в 1999 году каждый двигатель Fastrac стоил примерно 1,2 миллиона долларов. [ 10 ] Ожидалось, что производственные затраты снизятся до 350 000 долларов на двигатель.
История
[ редактировать ]Испытания уровня систем двигателя начались в 1999 году в Космическом центре Стенниса . [ 11 ] Ранее испытания отдельных компонентов проводились в Центре космических полетов имени Маршалла . НАСА начало испытания полного двигателя горячим огнем в марте 1999 года с 20-секундного испытания для демонстрации всей системы двигателя. [ 12 ] Двигатель был испытан на полной мощности в течение 155 секунд 1 июля 1999 года. [ 13 ] Всего на оставшуюся часть 1999 года было запланировано 85 испытаний. По состоянию на 2000 год было проведено 48 испытаний трех двигателей с использованием трех испытательных стендов. [ 8 ]
Первый двигатель был установлен на транспортном средстве X-34 A1, представленном в Центре летных исследований Драйдена НАСА 30 апреля 1999 года. [ 7 ]
Программа Fastrac была отменена в 2001 году. [ 4 ] После FASTRAC НАСА попыталось сохранить эту конструкцию для использования в других ракетах, таких как Rotary Rocket проект Roton компании Orbital компании и проект X-34 . Обозначение ракетного двигателя было изменено с Fastrac 60K на Marshall Center-1 (MC-1). Проект МС-1 был закрыт к июлю 2009 года, после Х-34 в марте 2009 года. закрытия проекта [ 14 ]
Компоненты
[ редактировать ]НАСА сотрудничало с отраслевыми партнерами для достижения основной цели — использования коммерческих готовых компонентов. В число отраслевых партнеров входили Summa Technology Inc., Allied Signal Inc., Marotta Scientific Controls Inc., Barber-Nichols Inc. и Thiokol Propulsion .
Наследие
[ редактировать ]Аналогичный набор технических решений, позволяющих снизить стоимость двигателя, был реализован в компании SpaceX двигателе Merlin 1A , в котором использовался турбонасос от того же субподрядчика. [ 15 ] Merlin-1A был несколько больше: тяга 77 000 фунтов силы (340 кН) против 60 000 фунтов силы (270 кН) у Fastrac. Та же базовая конструкция после модернизации турбонасоса обеспечивала гораздо более высокие уровни тяги. Варианты Merlin-1D достигают тяги 190 000 фунтов силы (850 кН) по состоянию на май 2018 года. [ 16 ] хотя камера сгорания теперь имеет регенеративное охлаждение . [ 17 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]- Вакуумная тяга: 60 000 фунтов силы (270 кН)
- Удельный импульс в вакууме: 314 с (3,0 кН·с/кг)
- Давление в камере: 633 фунтов на квадратный дюйм (4,36 МПа; 43,6 бар) [ 18 ]
- Общий массовый расход: 91,90 кг/с.
- Давление газогенератора: 39,64 бар (3,964 МПа; 574,9 фунтов на квадратный дюйм)
- Температура газогенератора: 888,89 К.
- Диаметр горла: 0,22 м
- Топливо: РП-1 (ракетный керосин).
- Окислитель: Жидкий кислород
См. также
[ редактировать ]- Мерлин (ракетный двигатель) Разгонный двигатель SpaceX
- Kestrel (ракетный двигатель) Небольшой разгонный двигатель SpaceX для Falcon-1
- РС-88 - еще один двигатель, разработанный для проекта Bantam.
- Исполнитель (ракетный двигатель)
Ссылки
[ редактировать ] Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .
- ^ «Турбонасосы ракетных двигателей» (PDF) . Парикмахер Николс . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ Системный анализ недорогого ракетного двигателя с большой тягой (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. , получено 31 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Фастрак» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
- ^ Jump up to: а б 40K Fastrac II Bantam Test , заархивировано из оригинала 21 июля 2015 г. , получено 11 января 2015 г.
- ^ «Изготовление композитной камеры сгорания/сопло для двигателя Fastrac» (PDF) . Январь 2000 года . Проверено 6 сентября 2019 г.
- ^ Батлер, Барри Л. (февраль 1993 г.). Программа обеспечения целостности твердотопливных двигателей для поддающейся проверке повышенной надежности твердотопливных ракетных двигателей (отчет). НАСА . Получено 6 сентября 2019 г. - из Интернет-архива.
- ^ Jump up to: а б «Турбонасосы для ракетных двигателей» . Барбер-Николс . Проверено 6 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Баллард, Ричард О.; Олив, Тим; Тернер, Джеймс Э. (январь 2000 г.). Статус разработки двигателя NASA MC-1 (Fastrac) . 36-я совместная конференция по двигательной активности. дои : 10.2514/6.2000-3898 . hdl : 2060/20000097369 . AIAA 2000-3898 – через сервер технических отчетов НАСА (NTRS).
- ^ «Двигатель Fastrac — стимул для недорогого космического запуска» . НАСА.gov . Архивировано из оригинала 2 марта 2010 года.
- ^ Уэйд, Марк. «Фастрак» . astronautix.com . Проверено 6 сентября 2019 г.
- ^ Деннис, Генри Дж.; Сандерс, Т. (январь 2000 г.). Программа и результаты испытаний компонентов газогенератора двигателя Fastrac НАСА . 36-я совместная конференция по двигательной активности. дои : 10.2514/6.2000-3401 . hdl : 2060/20000064017 . AIAA 2000-3401 – через сервер технических отчетов НАСА (NTRS).
- ^ «Полномоторный двигатель Fastrac прошел успешное испытание горячим огнем» . ScienceDaily . Проверено 8 июля 2024 г.
- ^ «Испытан двигатель X-34 Fastrac» . СпейсДейли . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ «Программа испытаний Центра Маршалла-1 (МС-1)» . Архивировано из оригинала 13 августа 2020 года . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ «Турбонасосы для ракетных двигателей | Барбер Николс» . www.barber-nichols.com .
- ^ Бергер, Эрик [@SciGuySpace] (10 мая 2018 г.). «Маск: Тяга ракетного двигателя Merlin увеличилась на 8 процентов, до 190 000 фунтов силы» ( Твит ) – через Twitter .
- ^ Пресс-кит миссии SpaceX CASSIOPE (сентябрь 2013 г.) стр. 10 (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 12 апреля 2017 г. , получено 11 января 2015 г.
- ^ Браун, Кендалл К.; Спаркс, Дэйв; Вудкок, Гордон. Камера тяги с регенеративным охлаждением для двигателя FASTRAC . 36-я совместная конференция по двигательной активности. дои : 10.2514/6.2000-3286 . hdl : 2060/20000091017 . AIAA 2000-3286 – через сервер технических отчетов НАСА (NTRS).
- Примечание
- Баллард, РОД; Олив, Т.: Статус разработки двигателя НАСА MC-1 (Fastrac); Совместная конференция и выставка AIAA/ASME/SAE/ASEE по двигательной технике, 2000 г., Хантсвилл, Алабама, AIAA 2000-3898