GTRE GTX-35VS Кавери
GTX-35VS Кавери | |
---|---|
![]() | |
Двигатель GTRE GTX-35VS на выставке | |
Тип | дожига ТРДД |
Национальное происхождение | Индия |
Производитель | Научно-исследовательский институт газовых турбин Годрей и Бойс |
Первый запуск | 1996 |
Основные приложения | Хэл Теджас , DRDO Гатак |
Количество построенных | 9 [ 1 ] |
GTRE GTX-35VS Kaveri — это с форсажным двигателем, проект турбовентиляторного двигателя разработанный Научно-исследовательским институтом газовых турбин (GTRE), лабораторией Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) в Бангалоре , Индия . Индийский дизайн Kaveri изначально предназначался для использования в серийных моделях легкого боевого самолета HAL Tejas Light Combat Aircraft (LCA), разработанного Hindustan Aeronautics Limited . Однако программа Кавери не смогла удовлетворить необходимые технические требования или уложиться в предусмотренные сроки и была официально отделена от программы Теджас в сентябре 2008 года.
После почти десятилетнего перерыва в разработке находится сухой вариант двигателя Kaveri для привода в действие DRDO Ghatak . [ 2 ]
История
[ редактировать ]Программа
[ редактировать ](DRDO) Министерства обороны Индии В 1986 году Организация оборонных исследований и разработок получила разрешение начать программу разработки собственной силовой установки для легких боевых самолетов. В начале программы LCA уже было решено оснастить прототип самолета турбовентиляторным двигателем General Electric F404 -GE-F2J3 с форсажным двигателем, но в случае успеха этой параллельной программы предполагалось оснастить серийный самолет этим отечественным двигателем.
DRDO возложило ответственность за ведущую разработку на свое Научно-исследовательское учреждение по газовым турбинам (GTRE), которое имело некоторый опыт разработки реактивных двигателей. Компания разработала турбореактивный двигатель с дожиганием топлива GTX37-14U , который впервые был запущен в 1977 году и стал первым реактивным двигателем, полностью разработанным в Индии. [ 3 ] За ним последовала турбовентиляторная версия GTX37-14UB. GTRE вернулся к турбореактивной технологии с сильно переработанным, но неудовлетворительным GTX-35.
Для программы LCA GTRE снова использовала турбовентиляторную конструкцию, получившую обозначение GTX-35VS « Кавери » (названный в честь реки Кавери ). Полномасштабное развитие было разрешено в апреле 1989 года в рамках 93-месячной программы, стоимость которой оценивалась в фунтов стерлингов 3,82 миллиарда (45,8 миллиона долларов США). По словам руководителей двигателестроительной отрасли, разработка нового двигателя обычно обходится в 2 миллиарда долларов. [ 4 ]
Разработка
[ редактировать ]Первоначальные планы предусматривали создание 17 прототипов испытательных двигателей. Первый испытательный двигатель состоял только из основного модуля (названного « Кабини », главного притока и часто упоминаемой начальной точкой реки Кавери), в то время как третий двигатель был первым примером, оснащенным регулируемыми лопатками статора на первых трех ступенях компрессора. Основной двигатель Kabini впервые был запущен в марте 1995 года. Испытательные испытания первого полного прототипа Kaveri начались в 1996 году, и к 1998 году все пять образцов для наземных испытаний находились в стадии испытаний; Первые летные испытания были запланированы на конец 1999 года, а первый испытательный полет на прототипе LCA должен был состояться в следующем году. Однако прогресс в программе развития Кавери был замедлен как политическими, так и техническими трудностями. [ 5 ] [ 6 ]
В 2002 году публично было опубликовано мало информации о характере проблем Kaveri технических , но было известно, что Kaveri имел тенденцию выходить из строя лопаток турбины, что требовало закупки лопаток у SNECMA (а также цифровых систем управления двигателем). . [ 7 ]
Продолжающиеся проблемы с разработкой Kaveri привели к решению в 2003 году закупить модернизированный двигатель F404-GE-IN20 для восьми предсерийных самолетов ограниченного серийного производства (LSP) и двух военно-морских прототипов. В феврале 2004 года ADA заключила с General Electric контракт на сумму 105 миллионов долларов США на разработку и производство 17 двигателей F404-IN20, поставка которых должна начаться в 2006 году.
В середине 2004 года Kaveri провалил высотные испытания в России, положив конец последним надеждам представить его первым серийным самолетом Tejas . [ 8 ] Это неудачное развитие событий привело к тому, что Министерство обороны Индии (МО) заказало в 2005 году еще 40 двигателей IN20 для первых 20 серийных самолетов и открыто обратилось к международному участию в завершении разработки Kaveri . контракт В феврале 2006 года ADA заключила с SNECMA на техническую помощь в решении проблем Кавери . [ 9 ]
В декабре 2004 года выяснилось, что GTRE потратило более фунтов стерлингов 13 миллиардов (155,8 миллиона долларов США) на разработку Kaveri . Кроме того, Комитет Кабинета министров по безопасности постановил, что Kaveri не будет установлен на LCA до 2012 года, и пересмотрел свою оценку прогнозируемой общей стоимости разработки до фунтов стерлингов 28,39 миллиардов (340 миллионов долларов США). [ 10 ]
М. Натараджан, научный советник министра обороны В апреле 2005 года «есть хороший прогресс» в разработке двигателя Кавери, сообщил The Hindu . «Мы планируем интегрировать прототип двигателя Kaveri в один из прототипов LCA где-то в 2007 году, чтобы понять нюансы такой сложной силовой установки», — рассказал он далее The Hindu. [ 11 ]
В феврале 2006 года американские эксперты сообщили PTI, что «Кавери действительно является двигателем мирового класса». «Мы готовы присоединиться к партнерству с Организацией оборонных исследований и разработок, чтобы заставить Кавери работать», - заявил PTI генерал Уильям Дж. Бегерт из Pratt and Whitney. Но секретарь DRDO Натраян сказал PTI: «Но Кавери есть и останется индийским проектом». [ 12 ]
5 февраля 2007 года научный советник министра обороны М. Натараджан заявил, что почти от 90 до 93 процентов ожидаемых показателей были реализованы, и правительство недавно выразило заинтересованность в поиске партнеров для дальнейшего продвижения программы. [ 13 ] До 11 февраля 2008 года «Кавери» прошел 1700 часов испытаний и дважды отправлялся в Россию для прохождения высотных испытаний, для которых у Индии нет возможностей. Двигатель также проходит испытания для использования в беспилотных летательных аппаратах следующего поколения . [ 14 ]
В июле 2007 года GTRE разделила программу Кавери на две отдельные программы. Это программа К9+ и программа К10. Программа K9+ — это программа, призванная доказать концепцию комплексной конструкции и получить практический опыт интеграции авиационных двигателей и летных испытаний для покрытия определенного усеченного диапазона полета до запуска серийной версии стандартного двигателя K10. Программа К10 представляет собой совместное предприятие (СП) с иностранным производителем двигателей. Двигатель программы K10 станет окончательным стандартным двигателем Kaveri и будет иметь меньший вес и большую тягу с прогревом, а также некоторые другие изменения, соответствующие первоначальному проектному замыслу. [ 15 ]
В сентябре 2008 года было объявлено, что Kaveri не будет готов к Tejas и что придется выбирать серийную силовую установку. [ 16 ] Разработка Kaveri компанией GTRE будет продолжена для других будущих приложений. В ноябре 2008 года было объявлено, что двигатель Kaveri будет установлен на LCA к декабрю 2009 года. [ 17 ] видимо только для тестов. [ нужна ссылка ]
В феврале 2009 года в журнале Flightglobal было опубликовано, что GTRE потратил фунтов стерлингов 20 миллиардов (239,6 миллиона долларов США) на разработку двигателя Kaveri с 1989 года, но силовая установка все еще имеет избыточный вес и не имеет тяги в 21 000–22 500 фунтов силы (93 –100 кН) тяги, которую требует заказчик. Натараджан сообщил Flightglobal, что программа не будет отменена. «Команда инженеров ВВС работает с GTRE и ADA над решением этих проблем. В качестве текущего проекта ВВС будут участвовать в интеграции модернизированной версии двигателя с самолетом», — сказал он Flightglobal. «Дискуссии со Snecma продолжаются уже два года», — добавляет он. «Разработка и летные испытания нового двигателя займут не менее пяти-шести лет». [ 18 ]
В декабре 2009 года СП Kaveri-Snecma пыталось пройти через черный ход в LCA. Газета People's Post сообщила, что GTRE согласилась отделить Кавери от LCA, но внесла предложение, согласно которому, когда первые 40 двигателей GE-404 в первых двух эскадрильях LCA для ВВС будут выведены из эксплуатации, их следует заменить на двигатель Kaveri-Snecma в будущем. [ 19 ]
3 мая 2010 года было завершено около 1880 часов испытаний двигателей различных прототипов Kaveri Engine. Всего было изготовлено, собрано и испытано восемь двигателей Kaveri и четыре основных двигателя. Высотные испытания основного двигателя завершились успешно. [ 20 ]
В июне 2010 года двигатель Kaveri на основе нового ядра Snecma, модернизированной модификации двигателя M88-2, установленного на французском истребителе Rafale и обеспечивающего максимальную тягу 19 000–19 000 фунтов- силу (83–85 кН), рассматривается как вариант. ДРДО . [ 21 ]
В пресс-релизе от августа 2010 года говорилось, что GTRE с помощью Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) России пытается выполнить задачу по доводке характеристик двигателя Kaveri. До августа 2010 года была успешно завершена одна важная веха - высотные испытания, моделирование работы двигателя Kaveri на разной высоте и достижение скорости 1 Маха. Один из прототипов Кавери (К9) прошел успешные летные испытания в Летно-исследовательском институте имени Громова в Москве 4 ноября 2010 года.
Испытания проводились на летном испытательном стенде в Громове с работающим двигателем от взлета до посадки и полетом в течение более одного часа на высоту 6000 м (20 000 футов). По данным Организации оборонных исследований и разработок (DRDO), двигатель помог испытательному стенду самолета Ил-76 летать со скоростью 0,6 Маха в первом полете.
«Управление двигателем, его производительность и работоспособность во время полета были признаны превосходными. Этими испытаниями двигатель Kaveri завершил важную веху программы развития», — добавили в компании. После завершения этих этапов двигатель Kaveri готов к полету. [ 22 ] [ 23 ] Двигатель Кавери впервые был испытан на летающем стенде, и испытания прошли успешно. [ 24 ]
К апрелю 2011 года первый этап испытаний двигателя Kaveri FTB был успешно завершен, а дальнейшие испытания продолжатся с мая 2011 года. На данный момент успешно проведены летные испытания с максимальной высотой до 12 км (39 000 футов) и максимальной скоростью движения 0,7 Маха . [ 25 ]
В своем годовом отчете за 2010–2011 годы Контролер и генеральный аудитор Индии отметил, что фунтов стерлингов на развитие было потрачено 18,92 миллиарда (226,7 миллиона долларов США), при этом были достигнуты только два из шести установленных этапов. Среди недостатков CAG называет вес двигателя, превышающий проектные характеристики и составляющий 1235 кг (2723 фунта) против 1100 кг (2400 фунтов), а также отсутствие прогресса в разработке систем управления компрессором, турбиной и двигателем. [ 26 ] В 2021 году DRDO добилась важного прорыва, такого как технология околоизотермической ковки, которая позволяет производить все пять ступеней дисков компрессоров высокого давления (HPC), а также монокристаллического технология литья лопаток турбин , которая поможет в разработке авиационных двигателей. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
Проблемы
[ редактировать ]Программа Кавери вызвала много критики из-за ее амбициозной цели, которая считалась конкурентоспособной по сравнению с западными технологиями, длительного времени разработки, перерасхода средств, не поддерживаемого правительством, а повышение DRDO в отношении ясности и открытости в анализе проблем было хорошим развитием. но его неправильно оценивают по сравнению с розничным бизнесом. Большая часть критики со стороны конкурирующих фирм из других стран за продажу им программ не была сбалансирована. Программа LCA была направлена на программы Kaveri и Multi-Mode Radar, которые находятся в местном направлении. Общественности не хватало понимания степени реализма в графиках планирования DRDO для различных элементов программы LCA, особенно для усилий по развитию Кавери . Французской компании SNECMA , имеющей более чем полувековой успешный опыт разработки реактивных двигателей, потребовалось почти 13 лет, чтобы довести Rafale для истребителя двигатель M88 до мелкосерийного производства после начала стендовых испытаний, на которые были потрачены огромные средства на исследования, итеративные программы разработки с перерасходом средств. (но перерасход средств рассматривался как неотъемлемая часть НИОКР) и ресурсы для выполнения своей амбициозной программы; аналогичный промежуток времени для менее опытных в GTRE начнется Производство Kaveri не ранее 2009 года, ЕСЛИ правительство Бхараты своевременно предоставит надлежащие средства для преодоления перерасхода средств (что является неотъемлемой частью НИОКР, а не дискредитации) и дорогостоящих требований, таких как программа местных летающих испытательных стендов и т. Д. GTRE. После успешных наземных испытаний двигатель впервые был испытан на летающем испытательном стенде над зарубежной территорией, поскольку на больших высотах были выявлены некоторые проблемы, которые требуют дальнейшей доработки. но он был нетехнически дискредитирован, поскольку неудача собственной страны была самым большим тормозом в развитии. на самом деле GTRE должен иметь собственный летающий испытательный стенд не для одного испытания, а для многочисленных испытаний, что обогащает разработки и модификации, которые могут достичь его целевых целей, что было бы идеальной программой НИОКР. Только для истребителей TEJAS требуется более 100 единиц двигателей, которые в качестве альтернативы выбирают американские двигатели GE, каждый из которых стоит около 800 крор, что в общей сложности составит 80 000 крор. но общие средства на программу двигателей Kaveri составили около 2100 кр, что равно стоимости аналогичной конфигурации ТРЕХ АМЕРИКАНСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ. хотя уже добились значительного прогресса в выполнении 2/5 поставленных целей. с дополнительным бюджетом в 7000 крор на расширение проекта двигателя Кавери может принести ценный двигатель через 3–4 года со сравнительным снижением затрат на 400 крор на каждый двигатель, что может сэкономить 30 000 крор по сегодняшней минимальной оценке только программы TEJAS FIGHTER AIRCRAFT. и гораздо больше сокращений затрат и ускорения развития в различных программах аэрокосмического сектора BHARATH. [ 30 ] Другая критика заключалась в нежелании DRDO признать проблемы в двигателе и его нежелании привлекать иностранных производителей двигателей до тех пор, пока проблемы не стали слишком серьезными, чтобы их можно было решить.
В августе 2010 года в пресс-релизе Министерства обороны о причинах задержки сообщалось: [ 22 ]
- «Первоначальное развитие современных газотурбинных технологий.
- Технические/технологические сложности.
- Отсутствие критически важного оборудования и материалов и отказ от технологий со стороны технологически развитых стран.
- Отсутствие испытательных центров в стране приводит к необходимости тестирования за рубежом.
- Отсутствие квалифицированной/технически специализированной рабочей силы».
Текущий статус [ нужны разъяснения ]
[ редактировать ]В настоящее время DRDO надеется подготовить двигатель Kaveri для использования на Tejas во второй половине десятилетия 2010-х годов. [ 31 ] и, согласно последним новостям, исследования по этому вопросу все еще продолжаются, и время их завершения продлено до 2011-2012 годов. [ 20 ]
«В последнее время двигатель способен развивать тягу 16 000–17 000 фунтов -силы (70–75 кН), но IAF и другие заинтересованные стороны желают мощности в пределах 20 000–21 000 фунтов- силы (90–95 кН)» , сообщили высокопоставленные чиновники The Hindu . [ 31 ] «Что касается использования Kaveri для LCA, они сказали, что двигатель будет установлен на первых 40 LCA, которые будут поставлены IAF, когда они прибудут для модернизации DRDO во второй половине десятилетия». Далее в статье добавляется, что в 2011 году будет проведено 50-60 испытательных полетов для доработки двигателя с точки зрения надежности, безопасности и летной годности. [ 31 ]
GTRE стремится интегрировать силовую установку Kaveri с истребителем HAL Tejas . испытательный самолет, принадлежащий Агентству авиационного развития По словам источника в отрасли, знакомого с программой, для интеграции будет использоваться (ADA). Если интеграция пройдет успешно, GTRE надеется увидеть полет Tejas с силовой установкой Kaveri к концу 2013 года. [ 32 ]
В Лок Сабхе 10 декабря 2012 года министр обороны А. К. Энтони представил обновленную информацию о ходе реализации проекта разработки двигателя Кавери следующим образом:
- На данный момент разработано 9 прототипов Kaveri Engine и 4 прототипа Kabani (Core) Engine.
- Проведено 2200 часов испытаний (наземные и высотные условия).
- Были достигнуты следующие две основные вехи:
- Успешное прохождение официальных высотных испытаний (OAT); и
- Демонстрация первого блока полета двигателя Kaveri на летающем испытательном стенде (FTB).
Двигатель Kaveri был интегрирован с Ил-76 самолетом в Летно-исследовательском институте имени Громова (ГФНИИ), Россия , и летные испытания были успешно проведены на максимальной высоте до 12 км (39 000 футов) и максимальной скорости движения 0,7 Маха . Выполнено 27 полетов продолжительностью 57 часов. [ 1 ]
DRDO продемонстрировала свои технологические возможности в области авиационных двигателей. Это стало большим достижением в аэрокосмическом сообществе страны, когда первый в истории отечественный истребительный двигатель был подвергнут летным испытаниям. Неявные знания, полученные учеными DRDO в ходе этого проекта, также будут применяться для дальнейших аэрокосмических технологий. Дополнительный двигатель Kaveri может использоваться в качестве силовой установки для индийского беспилотного ударного летательного аппарата (USAV). [ 33 ]
В январе 2013 года директор GTRE заявил, что они отказываются от плана совместного развития со Snecma, но им по-прежнему нужен зарубежный партнер, который будет выбран на конкурсных торгах. [ 34 ]
В ноябре 2014 года Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) решила отказаться от программы двигателя Kaveri (GTX-35VS) из-за его недостатков. [ 35 ]
Согласно заявлению правительства в Раджья Сабхе во время зимней сессии 2021 года, вариант HAL Tejas FOC требует более высокой тяги, которую нынешняя архитектура двигателя Kaveri не может обеспечить, поэтому не будет использоваться. Двигатель действительно достиг более высокого уровня технологической готовности (TRL) в критических технологических областях. Есть предложение совместно разработать новый двигатель для HAL AMCA с помощью иностранного партнера, используя ноу-хау программы двигателей Kaveri. [ 36 ]
Перед высотными испытаниями в 2022 году были оценены характеристики первого прототипа сухого двигателя Kaveri. Первый этап включал в себя эксплуатационные характеристики и работоспособность на высотном испытательном полигоне. На втором прототипе были проведены эксплуатационные испытания, включавшие новый модуль вентилятора, короткую водометную трубку и систему управления подачей топлива в двигатель. [ 37 ] GTRE стремится интегрировать Кавери в DRDO Ghatak к 2026 году. [ 27 ]
Иностранная помощь
[ редактировать ]4 июля 2016 года, по сообщению индийских СМИ, Франция предложила инвестировать 1 миллиард евро в возрождение индийского проекта боевого реактивного двигателя, предложив совместный план развития, согласно которому к 2020 году заглохшая газовая турбина Кавери будет использоваться на местных истребителях Теджас. [ 38 ]
20 ноября 2016 года DRDO генеральный директор кластера аэронавтики CP Ramanarayanan подтвердил, что DRDO и французская Snecma объединились, чтобы возродить Kaveri Engine в рамках компенсационной сделки по 36 самолетам Rafale . Ожидается, что двигатель будет интегрирован и испытан в LCA Tejas к 2018 году. [ 39 ] В 2018 году La Tribune сообщила, что французская Snecma поможет в производстве Kaveri, поделившись технологией M88. [ 40 ]
Дизайн
[ редактировать ]с низкой степенью двухконтурности (BPR) с дожиганием воздуха, ТРДД оснащенный шестиступенчатым компрессором высокого давления (ВД) с регулируемыми впускными направляющими аппаратами (IGV), трехступенчатым компрессором низкого давления (НД) с трансзвуковыми лопатками, кольцевая камера сгорания и охлаждаемые одноступенчатые турбины ВД и НД. Разрабатываемая модель оснащена усовершенствованным сужающимся-расширяющимся с регулируемым вектором тяги соплом с многоосным управлением вектором тяги , но GTRE надеется оснастить серийные самолеты Tejas осесимметричным соплом , чтобы еще больше повысить маневренность LCA. Основным турбореактивным двигателем Kaveri является Kabini .
Общая компоновка Kaveri очень похожа на другие современные боевые двигатели, такие как Eurojet EJ200 , General Electric F414 и Snecma M88 . Он имеет очень низкий коэффициент двухконтурности (0,16:1). Аналогичный небольшой объем байпаса на более ранних двигателях требовался только для охлаждения форсажной камеры и сопла. [ 41 ] ввел термин «дырявый» турбореактивный двигатель.
Двигатель Kaveri был специально разработан для условий эксплуатации в Индии, от жаркой пустыни до самой высокой горной цепи в мире. Конструкция GTRE предусматривает достижение степени сжатия вентилятора 4:1 и общей степени сжатия 27:1, что, по мнению компании, позволит Tejas двигаться в « суперкрейсерском режиме » (летать на сверхзвуке без использования форсажной камеры).
С 2019 года для деривативов Kaveri действует двухэтапный план. Он состоит из турбовентиляторного двигателя с высокой степенью двухконтурности на основе активной зоны Кабини и версии без дожигания, предназначенной для использования в качестве усовершенствованного учебно-тренировочного самолета. Текущий двигатель Kaveri модифицируется и тестируется на этапе 1, этапе демонстрации технологии, чтобы гарантировать его соответствие проектным спецификациям. Кроме того, GTRE предоставила деньги в рамках Фазы 2 для производства пяти новых прототипов двигателей для производных Kaveri. компания Godrej Aerospace из Godrej & Boyce Производством двигателей будет . К началу 2024 года компания планирует завершить первый этап разработки и изготовить восемь модулей, состоящих из шести сухих двигателей мощностью 48 кН без форсажной камеры. Остальные модули будут предоставляться в течение 27–30 месяцев. GTRE заменила три двигателя Kaveri на производную модель, два из них проходят демонстрационные испытания. На испытательном полигоне GTRE в Бангалоре двигатели прошли 70 часов наземных испытаний, а на Баранова в России, они прошли 75 часов высотных испытаний, имитируя высоту 13 000 м (42 650 футов). [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] По словам бывшего директора Ю. Дилипа, в настоящее время ведется разработка двигателя мощностью 73 кН с форсажной камерой, который готов к работе, и команда прилагает усилия, чтобы запустить его на HAL Tejas . [ 45 ]
Другая рассматриваемая концепция - это увеличенная версия Tejas , которая называется Tejas MK2 , с двумя двигателями, оснащенными полностью управляемыми соплами, что может сделать вертикальное оперение ненужным (у Tejas нет горизонтального оперения). [ 3 ]
отечественный блок полного цифрового управления двигателем (FADEC), получивший название Kaveri Digital Engine Control Unit был разработан Научно- исследовательским институтом оборонной авионики (DARE) в Бангалоре ( (KADECU). Научно-исследовательский центр боевых машин CVRDE) в Авади отвечал за проектирование и разработку бортовой коробки передач агрегатов Tejas (AMAGB) и вала отбора мощности (ВОМ).
Приложения
[ редактировать ]- GTX-35VS Кавери :
- HAL Tejas Mk1 (Тестирование)
- HAL Tejas Mk1A (планируется)
- HAL TEJAS MK2 (планируется)
- ДЯДЯ ХЭЛ (запланировано)
- HAL TEDBF (планируется)
- Производные:
- Kaveri Marine Gas Turbine (KMGT), недавно разработанная модификация судового двигателя GTX-35VS Kaveri — мощность 12 МВт. [ 46 ] [ 47 ]
- Ghatak — модификация Kaveri, которая будет разработана для использования в индийском беспилотном боевом летательном аппарате DRDO Ghatak . [ 48 ]
Спецификация (GTX-35VS Кавери )
[ редактировать ]Общие характеристики
- Тип: с дожиганием Турбовентиляторный двигатель
- Длина: 349,0 см (137,4 дюйма)
- Диаметр: 90,9 см (35,8 дюйма)
- Сухой вес: 1180 кг (2601 фунт)
Компоненты
- Компрессор: Двухзолотниковый, с осевыми компрессорами низкого давления (НД) и высокого давления (ВД) :
- Компрессор низкого давления с 3 ступенями вентилятора и трансзвуковыми лопатками
- Компрессор высокого давления с 6 ступенями, включая регулируемые впускные направляющие лопатки и первые два статора
- Камеры сгорания : кольцевые, с отводным диффузором и форсунками топлива.
- Турбина : 1 ступень низкого давления и 1 ступень высокого давления.
Производительность
- Максимальная тяга :
- Военные : 52 кН (11700 фунтов силы ) [ 49 ]
- Форсажная камера : 81 кН (18 100 фунтов силы ) [ 50 ]
- Удельный расход топлива :
- Военный : 0,78 фунта/(фунт-сила·ч) (79,52 кг/(кН·ч))
- Форсажная камера : 2,03 фунта/(фунт-сила·ч) (207,00 кг/(кН·ч))
- Тяговооруженность : 6,9
Цикл двигателя
[ редактировать ]- Воздушный поток: 78 кг (172 фунта) в секунду
- Коэффициент байпасса: 0,16:1
- Общий коэффициент давления: 21,5:1
- Степень давления компрессора низкого давления: 3,4:1
- Степень давления компрессора ВД: 6,4:1
- Температура на входе в турбину: 2600 ° F (1427 ° C; 1700 К)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Английские релизы Бюро пресс-информации» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2015 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ «Стелс-ударный БПЛА DRDO снова в центре внимания, когда появляются кадры с демонстратором» . Неделя . Архивировано из оригинала 3 июля 2022 года . Проверено 27 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Ганстон, Билл (ред.) (15 июня 2006 г.). «GTRE Kaveri» в журнале Jane's Aero-Engines , выпуск 14. Колсдон, Суррей, Великобритания: Jane's Information Group Limited. ISBN 0-7106-1405-5 .
- ^ «Rolls-Royce проводит дорогостоящую модернизацию двигателя A350 – источники» . Рейтер . 6 июня 2011 года. Архивировано из оригинала 18 апреля 2017 года . Проверено 5 июля 2021 г.
- ^ Было много критики в отношении графиков планирования DRDO для различных элементов программы LCA, особенно для усилий по развитию Кавери . Французской компании Snecma , имеющей более чем полувековой успешный опыт разработки реактивных двигателей, потребовалось почти 13 лет, чтобы довести двигатель M88 для истребителя Rafale до мелкосерийного производства после начала стендовых испытаний; в аналогичный период времени для менее опытного GTRE производство Kaveri начнется не ранее 2009 г. (см. Reddy, C. Manmohan (16 сентября 2002 г.). Экономика LCA [узурпировал] . Индуистский
- ^ Мама, Ормуз (ноябрь 1998 г.). Обновление LCA. Архивировано 8 мая 2001 года в Wayback Machine . Международный рейс через Bharat-Rakshak.com.
- ^ Анон. (30 мая 2002 г.). Snecma Aerospace India: новый этап трансграничного сотрудничества. Архивировано 21 мая 2006 г. в Wayback Machine . Веб-сайт группы SAFRAN Le Webmag . Получено из раздела «Военная авиация и оборона» 14 сентября 2006 г.
- ↑ Поскольку у Индии нет подходящих самолетов, высотные испытания «Кавери » поручаются России , которая использует Ту-16 бомбардировщик для этой цели . Еще один двигатель Kaveri был доставлен в Россию для дальнейших летных испытаний с июня по сентябрь 2006 года, но на испытательном стенде Ил-76 вместо Ту-16.
- ^ Джексон, Пол; Мансон, Кеннет; И Пикок, Линдси (ред.) (2005). «ADA Tejas» в журнале Jane's All The World's Aircraft 2005–06 . Колсдон, Суррей, Великобритания: Jane's Information Group Limited. п. 195. ISBN 0-7106-2684-3 .
- ↑ Пандит, Раджат (16 июля 2006 г.). IAF, возможно, не сможет летать с LCA до 2010 года. Архивировано 20 июля 2006 года в Wayback Machine . Таймс оф Индия .
- ^ «Хороший прогресс по двигателю Kaveri, — говорит руководитель DRDO» . Индус . Ченнаи, Индия. 26 апреля 2005 г. Архивировано из оригинала 27 апреля 2005 г.
- ^ «Индия-дефенс.ком» . Архивировано из оригинала 3 июня 2009 года . Проверено 4 августа 2010 г.
- ^ Анон. (5 февраля 2007 г.). Rediff.com. Архивировано 7 сентября 2007 года на новостном веб-сайте Wayback Machine Rediff. Получено с Rediff.com 15 мая 2007 г.
- ^ Uutlookindia.com | проводной
- ^ «Двигатель Кавери набирает обороты» . Пограничная Индия . Архивировано из оригинала 18 декабря 2015 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ Шарма, Рави (27 сентября 2008 г.). «Программа двигателей Kaveri отделена от Tejas» . Индус . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 30 сентября 2008 года . Проверено 28 сентября 2008 г.
- ^ «Кавери в ДМС к 2009 году» . Архивировано из оригинала 23 января 2009 года . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ «Flightglobal.com» . Архивировано из оригинала 4 декабря 2010 года . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ «Блогспот.com» . Архивировано из оригинала 8 июля 2012 года . Проверено 4 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Английские релизы Бюро пресс-информации» . Архивировано из оригинала 18 декабря 2015 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ «Bharat-Rakshak.com — Заголовки военных новостей Индии» . Архивировано из оригинала 10 октября 2012 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Английские релизы Бюро пресс-информации» . Архивировано из оригинала 18 декабря 2015 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ «Индийский реактивный двигатель успешно прошел летные испытания» . Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ «Английские релизы Бюро пресс-информации» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ "Двигатель Кавери завершает испытания в России. Новости" . Архивировано из оригинала 6 мая 2011 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ «Новый отчет Deccan Chronicle» . Архивировано из оригинала 11 октября 2012 года . Проверено 7 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «DRDO готова разработать различные классы двигателей для БПЛА и морских силовых установок, — говорит председатель С. Камат» . Финансовый экспресс . 24 января 2023 г. Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «DRDO разрабатывает технологию околоизотермической штамповки деталей авиационных двигателей» . Бизнес-стандарт . 28 мая 2021 г. Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ «DRDO разрабатывает критическую технологию кристаллических лопаток для авиационных двигателей» . Индус . 26 апреля 2021 г. ISSN 0971-751X . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ↑ Редди, К. Манмохан (16 сентября 2002 г.). Экономика LCA [узурпировал] . Индус .
- ^ Jump up to: а б с «Двигатель Кавери для истребителей пятого поколения» . Индус . Ченнаи, Индия. 26 января 2011 года. Архивировано из оригинала 29 января 2011 года . Проверено 26 января 2011 г.
- ^ Грег Уолдрон (4 ноября 2012 г.). «Индия могла бы испытать двигатель Kaveri на Tejas к концу 2013 года» . Полет Глобал . Бангалор, Индия. Архивировано из оригинала 6 декабря 2012 года . Проверено 4 декабря 2012 г.
- ^ Суман Шарма (10 декабря 2012 г.). «Кавери успешно завершил официальные высотные испытания и продемонстрировал первый блок полета на летающем испытательном стенде (FTB): министр обороны Индии в парламенте» . чхиндиты . Жуховский, Россия. Архивировано из оригинала 2 мая 2013 года . Проверено 13 декабря 2012 г.
- ^ Аджай Шукла (4 января 2013 г.). «DefenceMin выходит на глобальный уровень в поисках партнера Kaveri» . Бангалор, Индия.
- ^ «Единая Индия» . 18 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2021 г. Проверено 19 ноября 2014 г.
- ^ Пундж, Вивек (29 ноября 2021 г.). «HAL выпустит первые четыре легких многоцелевых вертолета к 2022–2023 годам: Центр» . Мята . Архивировано из оригинала 30 марта 2023 года . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ «Годовой отчет за 2022–2023 годы» (PDF) . Министерство обороны . Правительство Индии . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ «Франция предлагает 1 миллиард евро на возрождение индийского проекта боевого реактивного двигателя» . Экономические времена . 4 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 6 июля 2016 года . Проверено 4 июля 2016 г.
- ^ Кришнан, Альнур Пирмохамед и Рагху (20 ноября 2016 г.). «DRDO сотрудничает с Snecma, чтобы возродить газотурбинный двигатель для Tejas» . Бизнес-стандарт Индии . Архивировано из оригинала 21 ноября 2016 года . Проверено 20 ноября 2016 г. .
- ^ «Индийский истребитель Tejas вскоре будет оснащен двигателем M88 от Rafale?» . Ла Трибюн (на французском языке). 26 февраля 2018 года. Архивировано из оригинала 15 мая 2019 года . Проверено 15 мая 2019 г.
- ^ Дизайн для воздушного боя, Рэй Уитфорд, 1987, Jane's Publishing Company Limited, ISBN 0 7106 0426 2 , стр. 140
- ^ Нараянан, Прасобх; Дипак, Джейсон (17 февраля 2023 г.). «Aero India 2023: GTRE завершает высотные испытания производного двигателя Kaveri» . Джейнс.com . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Раутела, Иша (11 февраля 2023 г.). «Godrej Aerospace будет производить турбодвигатели совместно с исследовательским центром DRDO» . БизнесЛайн . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Багаде, Ритик Киран (17 февраля 2023 г.). «Godrej Aerospace планирует построить объект стоимостью 500 крор рупий для оборонного бизнеса» . Новый Индийский экспресс . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Гупта, Патикрит Сен; Шарма, Анкур (14 февраля 2023 г.). «Эксклюзив | Местный двигатель Теджаса на подходе: директор ADE в DRDO, который работал над LCA в течение 25 лет» . Новости18 . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ «Английские релизы Бюро пресс-информации» . Архивировано из оригинала 18 декабря 2015 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ «Прорыв для ученых GTRE – разработка морской версии двигателя Кавери» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ^ Пабби, Ману. «Правительство намерено согласовать план стоимостью 3000 крор рупий на разработку двигателя для первого индийского БПЛА» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 28 октября 2019 года . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Джексон ФРАес, Пол (27 апреля 2017 г.). Jane's All the World's Aircraft: разработка и производство 2017–2018 (2017–2018) (105-е изд.). Информационная группа Джейн. п. 244. ИСБН 978-0710632500 .
- ^ Джексон ФРАес, Пол (27 апреля 2017 г.). Jane's All the World's Aircraft: разработка и производство 2017–2018 (2017–2018) (105-е изд.). Информационная группа Джейн. п. 244. ИСБН 978-0710632500 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]