дядя Хэл
Усовершенствованный средний боевой самолет | |
---|---|
Полет AMCA (впечатление художника) | |
Роль | невидимка Многоцелевой боевой самолет- |
Национальное происхождение | Индия |
Производитель | Хиндустан Аэронаутикс Лимитед |
Дизайнерская группа | Агентство авиационного развития Центр авиационных исследований и проектирования ( HAL ) [1] Организация оборонных исследований и разработок |
Статус | Разработка прототипа [2] |
Основные пользователи | Индийские ВВС (предполагаемые) ВМС Индии (предполагается) |
Advanced Medium Combat Aircraft ( AMCA ) — индийский одноместный, двухмоторный , всепогодный боевой самолет пятого поколения малозаметный , многоцелевой , разрабатываемый для ВВС и ВМС Индии . Вариант самолета «Марк-1» будет истребителем пятого поколения, а вариант «Марк-2» будет оснащен технологиями шестого поколения . [3] Самолет разработан Агентством авиационного развития (ADA) — авиастроительным агентством при Минобороны . и частной компании . Для разработки и производства AMCA формируется компания специального назначения (SPV), состоящая из ADA, Hindustan Aeronautics Limited (HAL) [4] В марте 2024 года проект получил одобрение Комитета по безопасности Кабинета министров Индии на разработку прототипа. [5] [6]
AMCA спроектирован как одноместный двухмоторный боевой самолет. AMCA Mark 1 будет оснащен технологиями 5-го поколения, а Mark 2 будет иметь поэтапные обновления технологий 6-го поколения. [7] [8] [9] AMCA предназначен для выполнения множества задач, включая задачи по обеспечению господства в воздухе , наземного удара , подавления противовоздушной обороны противника (SEAD) и радиоэлектронной борьбы (EW). Он призван заменить истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-30МКИ , составляющий основу истребительного парка ВВС Израиля. [7] [10]
Конструкция AMCA оптимизирована для малой радиолокационной эффективности и сверхкрейсерских возможностей. [11] [12] Технико-экономическое обоснование AMCA и стадия предварительного проектирования завершены, а в феврале 2019 года проект вступил в стадию детального проектирования. [13] AMCA в настоящее время является единственным истребителем пятого поколения, разрабатываемым в Индии. [14]
Разработка
[ редактировать ]Программа АМКА
[ редактировать ]Программа AMCA, ранее известная как программа Medium Combat Aircraft (MCA) , представляет собой индийскую программу по разработке боевого самолета пятого поколения. Она началась как параллельная программа Индо-России Сухого/HAL FGFA . [15] Программа AMCA была запущена в 2010 году. [16] Хотя ранее он задумывался как истребитель 20-тонного класса, [15] теперь AMCA — истребитель класса 25 тонн. [17] В октябре 2010 года было начато технико-экономическое обоснование. [18] за которым последовал этап определения проекта и предварительного проектирования в 2013 году. [19] исследовано 9 конструктивных конфигураций АМКА, начиная с 3Б-01 по 3Б-09. С ноября 2013 по декабрь 2014 года с помощью САПР , малоскоростных и высокоскоростных аэродинамических испытаний и радиолокационных испытаний (ЭПР) К концу 2014 года была выбрана конфигурация 3Б-09. [20] В 2015 году была доработана базовая проектная конфигурация АМКА. [21] и был принят IAF в 2016 году. [22] Проектные работы были завершены в 2023 году, а одобрение фунтов стерлингов (1,8 миллиарда долларов США) было получено в марте 2024 года. 15 000 крор проекта разработки прототипа стоимостью [23] DRDO рассчитывает выпустить первый прототип через три года, а первый полет — через полтора года после этого». [17] [24] Всего планируется построить 5 прототипов. [5] [6] Первый полет ожидается в конце 2028 года. Первые три прототипа пройдут опытно-конструкторские летные испытания, а следующие два будут сосредоточены на испытаниях оружия. Прототип будет выпускаться с интервалом в 8-9 месяцев. [25]
ВВС планируют закупить не менее 125 самолетов AMCA в конфигурациях Mark-1 и Mark-2. [26] Ожидается, что Mark 2 от AMCA будет иметь более мощный двигатель. [17] функции и технологии шестого поколения, которые останутся актуальными в ближайшие десятилетия. [27]
Технологии шестого поколения
[ редактировать ]В интервью, данном в 2020 году, тогдашний главнокомандующий ВВС РКС Бхадаурия заявил, что «уже идет процесс планирования боевых систем, таких как опционально пилотируемые технологии шестого поколения, концепция умного ведомого , роевые дроны, долговременные HALE (High-Altitude Long Endurance)». платформы и гиперзвуковое оружие , среди прочего. [28] Он также добавил, что крайне важно внедрять такие передовые технологии, чтобы сохранить актуальность AMCA. [29] Это также подтвердил нынешний руководитель IAF Вивек Рам Чаудхари . [30]
Дизайн
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]AMCA — это двухмоторный сверхзвуковой многоцелевой истребитель-невидимка, разработанный для ВВС США. [7] В настоящее время AMCA планируется как истребитель пятого поколения, но со временем он будет интегрировать новые, лучшие в своем классе технологии шестого поколения. [29] AMCA станет первым истребителем пятого поколения, поступившим на вооружение ВВС Индии. [31] [32]
AMCA спроектирован с установленными на плечах трапециевидными крыльями ромбовидной формы , профилем с значительной площадью поперечного сечения для уменьшения лобового сопротивления на околозвуковых скоростях, а также стабилизатором V-образного хвостового оперения с большим хвостовым крылом , установленным на фюзеляже . [33] Поверхности управления полетом включают передние и задние закрылки, элероны , рули направления на наклоненных вертикальных стабилизаторах и цельноповоротное хвостовое оперение ; эти поверхности также служат воздушными тормозами . Кабина . имеет конфигурацию с одним сиденьем, которое расположено высоко, рядом с воздухозаборниками и крыльями самолета, чтобы обеспечить пилоту хороший обзор с помощью одинарного купольного фонаря [33] Передний корневой выступ (LERX), представляющий собой небольшой галтель , расположен на передней части воздухозаборника и крыльев самолета. Обычно он имеет примерно прямоугольную форму, идущую вперед от передней кромки корневой части крыла к точке вдоль фюзеляжа. [33] Самолет имеет трехстоечное шасси . Отсек вооружения размещен в нижней части фюзеляжа между носовой частью и основными стойками шасси. AMCA спроектирован так, чтобы обеспечить очень маленькое радиолокационное сечение, для этого он оснащен S-образными воздухозаборниками для уменьшения радиолокационного воздействия на лопасти вентилятора, что повышает скрытность, использует внутренний оружейный отсек и использует композиты. и другие материалы. [33] Поверхности управления полетом контролируются центральной компьютерной системой управления. AMCA будет иметь некоторые характеристики шестого поколения, такие как опциональное вооружение с экипажем, направленное энергетическое оружие, способное управлять БПЛА и роевыми дронами . [34] [29]
Скрытность и радиолокационная заметность
[ редактировать ]Конструкция AMCA обладает присущей радиолокационной малозаметностью, достигаемой за счет двухкилевой компоновки. [16] выравнивание края платформы и зубцы, конформная антенна корпуса и радар низкого перехвата, сверхзвуковой воздухозаборник без дивертора (DSI) с змеевидными каналами, скрывающими лопасти вентилятора двигателя, внутренний отсек вооружения и широкое использование композитов в планере. [16] По данным Janes Information Services со ссылкой на ADA, планер AMCA будет состоять из 38–40% композита. По состоянию на октябрь 2022 года конструкторы все еще находятся в процессе совершенствования возможностей AMCA по отклонению радаров. [35] Там, где это необходимо, он также будет использовать радиопоглощающие материалы . [36]
Датчики и авионика
[ редактировать ]Ожидается, что AMCA будет иметь распределенные пассивные датчики с искусственным интеллектом (ИИ), помогающим объединять данные нескольких датчиков для повышения ситуационной осведомленности и работать в тандеме с передовым комплексом радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на борту AMCA. [37] [38] AMCA имеет распределенную систему обработки данных, в которой используются быстрые процессоры и интеллектуальные подсистемы. [39] AMCA также будет иметь интегрированную систему мониторинга состояния транспортных средств, которая работает на основе объединения датчиков. [40]
AMCA будет оснащен более крупным и мощным вариантом радара Uttam AESA , в котором будет использоваться технология нитрида галлия (GaN). [41] Он будет установлен на механически управляемой опоре. [33] бортовую систему мониторинга состояния . В состав AMCA также планируется включить [42] Платформа будет оснащена четырехкратной цифровой оптической системой управления с использованием оптоволоконных кабелей для снижения веса, увеличения скорости передачи данных и снижения электромагнитных помех. [36]
Кокпит
[ редактировать ]AMCA будет иметь стеклянную кабину, оснащенную широким панорамным сенсорным дисплеем для улучшения взаимодействия человека и машины , многофункциональным дисплеем (MFD), расположенным в портретной ориентации, и широкоугольным голографическим проекционным дисплеем (HUD). AMCA будет иметь систему управления дроссельной заслонкой и ручкой управления (HOTAS), при которой правая рука будет держать ручку управления, а левая — управлять дроссельной заслонкой, чтобы облегчить рабочую нагрузку пилота. [43] [38]
Движение
[ редактировать ]AMCA будет оснащен двумя турбовентиляторными двигателями с форсажной камерой. Планируется оснастить General Electric F414 с дожиганием на AMCA Mark-1, ТРДД [44] а для AMCA Mark-2 планируется установить более мощный двигатель совместного предприятия (СП). [40] [45]
Согласно заявлению правительства в Раджья Сабхе во время зимней сессии 2021 года, существует предложение о совместной разработке двигателя для AMCA с помощью иностранного партнера, используя ноу-хау программы разработки двигателей Кавери. [46]
15 июля 2023 года Индия и Франция договорились о сотрудничестве в совместной разработке двигателя боевого самолета, который будет использоваться в варианте AMCA Mark-2 в рамках документа Horizon 2047 о стратегическом партнерстве между Индией и Францией. Дорожная карта этого проекта будет подготовлена французской фирмой Safran и Индийской организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) до конца 2023 года. [47] [48]
18 ноября 2023 года д-р Самир В. Камат из DRDO объявил, что Соединенные Штаты предоставили необходимые разрешения, открыв возможность для GE Aerospace и HAL совместно производить двигатель General Electric F414 в Индии для HAL Tejas Mark 2 и для первые две эскадрильи AMCA. [49] [50]
Вооружение
[ редактировать ]AMCA имеет внутренний отсек для вооружения для перевозки ракет и высокоточных боеприпасов в скрытной конфигурации, а также имеет возможность установки внешних узлов подвески для внешней транспортировки боеприпасов для нескрытных миссий. [51] [52] оружие направленной энергии . На AMCA также планируется оснастить [53]
Операторы
[ редактировать ]ВВС Индии - 7 эскадрилий (планируется) [54]
Технические характеристики (планируемые)
[ редактировать ]Технические характеристики могут варьироваться, поскольку самолет все еще находится в разработке. Вся информация основана на доступных неофициальных источниках – приблизительных и предварительных.
Данные Jane's All the World's Aircraft [55]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 17,6 м (57 футов 9 дюймов)
- Размах крыльев: 11,13 м (36 футов 6 дюймов)
- Высота: 4,5 м (14 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 55 м 2 (590 кв. футов)
- Вес пустого: 12 000 кг (26 455 фунтов) (оценка)
- Полная масса: 18 000 кг (39 683 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 25 000 кг (55 116 фунтов) (расчетный)
- Запас топлива: 6500 кг (14300 фунтов)
- Полезная нагрузка : 6500 кг (14 300 фунтов) — 1500 кг (3300 фунтов) внутренний и 5000 кг (11 000 фунтов) внешний магазин. [56]
- Силовая установка: 2 модифицированных GE F414 (первоначальное производство) [57] дожига ТРДД
Производительность
- Максимальная скорость: 2600 км/ч (1600 миль в час, 1400 узлов)
- Максимальная скорость: 2,15 Маха.
- Дальность: 3240 км (2010 миль, 1750 миль)
- Боевая дальность: 1620 км (1010 миль, 870 миль)
- Перегоночная дальность: 5324 км (3308 миль, 2875 морских миль)
- Практический потолок: 20 000 м (65 000 футов)
Вооружение
- Орудия: 23-мм ГШ-23. пушка
- Узлы подвески: 14 (в нестелс-версии) грузоподъемностью около 6,5 тонн (ожидается), с возможностью перевозки комбинаций:
Авионика
- Увеличенный вариант радара LRDE Uttam AESA.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- KAI KF-21 Boramae (Первый полет: 2022 г.)
- Lockheed Martin F-22 Raptor (первый полет: 1997 г.)
- Lockheed Martin F-35 Lightning II (первый полет: 2006 г.)
- Lockheed YF-22 (первый полет: 1990 г., преобразован в F-22)
- Микоян ЛМФС (отменен)
- Mitsubishi X-2 Shinshin (Первый полет: 2016 г.)
- Northrop YF-23 (первый полет: 1990 г., отменен)
- Шэньян FC-31 (Первый полет: 2012 г.)
- Сухой Су-75 Checkmate (Первый полет: ожидается в 2025 г.)
- TAI TF-X Каан (Первый полет: 2024 г.)
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ М, Ананта Кришнан (6 августа 2020 г.). «Модернизированный истребитель Tejas, рекламируемый как «настоящий переломный момент в игре», полетит в воздух в 2022–2023 годах» . Неделя. Архивировано из оригинала 7 августа 2021 года . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ Дубей, Аджит (7 марта 2024 г.). «Индия одобрила проект по разработке истребителя-невидимки пятого поколения AMCA» . aninews.in . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Кумар, К.П. Санджив (24 октября 2020 г.). «Когда ВВС Индии смогут развернуть первый истребитель 5-го поколения «Дези»?» . Квинт . Архивировано из оригинала 10 февраля 2021 года . Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ Пабби, Ману (8 марта 2024 г.). «Большая выгода для IAF: правительство одобрило прототипы истребителей следующего поколения и их разработку» . Экономические времена . ISSN 0013-0389 . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дубей, Аджит (7 марта 2024 г.). «Индия одобрила проект по разработке истребителя-невидимки пятого поколения AMCA» . aninews.in . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Проект AMCA по созданию истребителя пятого поколения получил одобрение CCS» . Индийский экспресс . 8 марта 2024 г. Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «ADA-Advanced Medium Fighter Aircraft» . Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 года . Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ Пабби, Ману. «Индия, скорее всего, будет производить истребители следующего поколения на совместном предприятии под руководством частного сектора» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 2 октября 2020 года . Проверено 2 октября 2020 г. .
- ^ Рао, Ч. Сушил (5 августа 2021 г.). «Мидхани поставляет титановый сплав для планера средних боевых самолетов» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 29 августа 2021 года . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ Мэтьюз, Нилам (12 сентября 2018 г.). «Индия надеется на борцов из числа коренных народов» . AINonline. Архивировано из оригинала 13 сентября 2018 года . Проверено 12 сентября 2018 г.
- ^ «Перед учеными стоит непростая задача по разработке первого индийского истребителя пятого поколения» . Бангалорское зеркало . 12 февраля 2015 года. Архивировано из оригинала 13 ноября 2017 года . Проверено 12 ноября 2017 г.
- ^ Джа, Маниш Кумар (17 ноября 2021 г.). «С уверенностью можно сказать, что самолет LCA MK 2 планируется запустить в производство к 2027 году, а AMCA — к 2035 году — HAL CMD Р. Мадхаван» . BW Деловой мир . Архивировано из оригинала 26 ноября 2021 года . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Кумар, Четан (23 февраля 2019 г.). «Aero India 2019: разработанный HAL усовершенствованный средний самолет [ так в оригинале ] станет первым вариантом истребителя пятого поколения, предложенным IAF» . Времена Индии . Архивировано из оригинала 17 июля 2023 года . Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ Пандит, Раджат (22 ноября 2021 г.). «AMCA Fighter Jet: Сделанный в Индии проект истребителя-невидимки, запуск которого запланирован на 2022 год» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 22 ноября 2021 года . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рао, Радхакришна (6 октября 2008 г.). «Индия раскрывает план разработки собственного среднего истребителя» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 10 февраля 2009 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Чандра, Атул (9 февраля 2021 г.). «Нью-Дели продвигается вперед с новым военно-морским истребителем AMCA» . Полет Глобал. Архивировано из оригинала 4 июня 2021 года . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Пери, Динакар (28 октября 2022 г.). «Истребитель пятого поколения AMCA может быть развернут через три года после одобрения проекта: ученые» . Индус . ISSN 0971-751X . Архивировано из оригинала 28 октября 2022 года . Проверено 29 января 2023 г.
- ^ Ю. Малликарджун (21 ноября 2010 г.). «Планы создания перспективных средних боевых самолетов» . Индус . Архивировано из оригинала 24 ноября 2010 года.
- ^ Джа, Саурав (27 декабря 2014 г.). «Заметка об индийском проекте перспективного среднего боевого самолета (AMCA)» . Новости 18 . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ 30-й аудиторский отчет ADA (PDF) (Отчет).
- ^ Пери, Динакар (20 февраля 2015 г.). «Развитие местной AMCA идет по плану» . Индус . Архивировано из оригинала 20 февраля 2015 года . Проверено 20 февраля 2015 г.
- ^ 31-й аудиторский отчет ADA (PDF) (Отчет).
- ^ Пери, Динакар (7 марта 2024 г.). «Проект истребителя пятого поколения получил одобрение Кабминского комитета по безопасности» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ Кадидал, Ахил (19 октября 2022 г.). «Defexpo 2022: AMCA готова к запуску через три года в случае одобрения» . Джейнс.com . Архивировано из оригинала 19 октября 2022 года . Проверено 29 января 2023 г.
- ^ «HAL планирует развертывание прототипа в течение 8–9 месяцев для ускорения разработки AMCA» . Защита.в . 27 июля 2024 г. Проверено 28 июля 2024 г.
- ^ «ВВС планируют иметь 125 современных боевых самолетов» . ТРИБУНА . 8 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 20 ноября 2021 года . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Сингх, Рахул (17 марта 2021 г.). «Правительство скоро даст добро на создание местных истребителей-невидимок» . Индостан Таймс. Архивировано из оригинала 31 мая 2021 года . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Кришнан М., Ананта (8 октября 2020 г.). «Интервью главного маршала авиации Р.КС. Бхадаурии: «Коренная культура необходима для стратегического развития» » . www.onmanorama.com . Архивировано из оригинала 5 ноября 2020 года . Проверено 29 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Индийский истребитель 5-го поколения AMCA будет оснащен технологией 6-го поколения - ВВС Индии» . Евразийские Таймс . 6 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 8 июня 2021 года . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Сиддики, Хума (22 октября 2021 г.). «Эксклюзив — главный маршал авиации В.Р. Чаудхари в интервью FE Online: Готовы к войне на два фронта; ВВС стремятся к самостоятельности во всех сферах» . Финансовый экспресс . Архивировано из оригинала 22 октября 2021 года . Проверено 29 января 2023 г.
- ^ Гади, Франц-Стефан (13 апреля 2018 г.). «Индия выходит из совместного с Россией проекта истребителя-невидимки» . Дипломат. Архивировано из оригинала 26 апреля 2018 года . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Сингх, Маянк (5 февраля 2021 г.). «Индия планирует выпустить истребители пятого поколения к 2024 году» . Новый Индийский экспресс. Архивировано из оригинала 4 июня 2021 года . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Айер-Митра, Абхиджит; Дас, Пушан. «Усовершенствованный средний боевой самолет: технический анализ» (PDF) . Фонд исследований наблюдателей . Архивировано (PDF) из оригинала 19 января 2021 года . Проверено 15 января 2016 г.
- ^ Кришнан М., Ананта (5 февраля 2020 г.). «AMCA может летать незамеченным во время опасных миссий» . Онманорама . Архивировано из оригинала 6 февраля 2020 года . Проверено 6 февраля 2020 г. .
- ^ Кадидал, Ахил (19 октября 2022 г.). «Defexpo 2022: AMCA готова к запуску через три года, если будет одобрено» . Джейнс . Архивировано из оригинала 19 октября 2022 года . Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Синха, Амартья (16 мая 2023 г.). «Местные боевые самолеты и турбовентиляторный двигатель Кавери: все о новом аэрокосмическом плане IAF» . Индия сегодня . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Айер-Митра, Абхиджит (11 октября 2019 г.). «Сосредоточение внимания начальника авиации Бхадаурии на отечественной AMCA показывает, что IAF ничему не научилась из неудачи Tejas» . Печать. Архивировано из оригинала 4 июня 2021 года . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дар, Юнис (12 апреля 2021 г.). «HAL AMCA: Почему Индии нужен собственный Lockheed-Martin для разработки истребителей-невидимок 5-го поколения?» . Евразийские Таймс. Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Карнозов, Владимир (13 июня 2013 г.). «Индийская AMCA, выращенная в домашних условиях, альтернатива FGFA» . АЙН онлайн . Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 года . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кришнан М., Ананта (20 февраля 2019 г.). «Aero India: местный истребитель-невидимка, первоначально использующий американские двигатели» . Неделя. Архивировано из оригинала 20 февраля 2019 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ «Радар следующего поколения для AMCA» . Альфа Оборона . 25 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2021 года . Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ С. Анандан (19 мая 2016 г.). «ДРДО разрабатывает систему мониторинга бортового оборудования подводных лодок» . Индус . Архивировано из оригинала 5 июля 2014 года . Проверено 17 ноября 2017 г.
- ^ Каппан, Рашид (5 февраля 2021 г.). «Aero India 2021: Футуристический симулятор кабины пилотов стал большим розыгрышем на авиашоу» . Декан Вестник. Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Пери, Динакар (12 сентября 2021 г.). «LCA-Mk2 выйдет в продажу в следующем году, первый полет – в 2023 году, – говорит ученый» . Индус . ISSN 0971-751X . Архивировано из оригинала 17 сентября 2021 года . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Кошик, Кришн (5 февраля 2021 г.). «Техас закончил, сосредоточьтесь на трех других истребителях: два для ВВС и один для ВМФ» . Индийский экспресс. Архивировано из оригинала 5 февраля 2021 года . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ Пундж, Вивек (29 ноября 2021 г.). «HAL выпустит первые четыре легких многоцелевых вертолета к 2022–2023 годам: Центр» . Мята . Архивировано из оригинала 30 марта 2023 года . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Филип, Снехеш Алекс (15 июля 2023 г.). «Индия и Франция совместно разработают двигатель для истребителя AMCA» . ПЕЧАТЬ .
- ^ «ПОДТВЕРЖДЕНО: Индия и Франция будут совместно разрабатывать новый реактивный двигатель большой тяги для индийского самолета-невидимки 5-го поколения AMCA Mk2» . Растущая военная мощь Индии . 15 июля 2023 г. Проверено 17 июля 2023 г.
- ^ «Все разрешения США получены: HAL, GE на производство реактивных двигателей для истребителей LCA Mark2, AMCA в Индии» . Экономические времена . 18 ноября 2023 г. ISSN 0013-0389 . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «Двигатель General Electric F414 будет произведен в Индии со 100% передачей технологии, но без IPR; будет использоваться для Tejas Mk2 и AMCA Mk1» . Растущая военная мощь Индии . 21 октября 2022 г. Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ Перретт, Брэдли; Менон, Джей (23 февраля 2017 г.). «Индийский истребитель AMCA планирует совершить первый полет в середине 2020-х» . Отчет об аэрокосмической отрасли и обороне . Авиационная неделя. Архивировано из оригинала 16 ноября 2017 года . Проверено 16 ноября 2017 г. ( требуется регистрация )
- ^ «Средний боевой самолет» . Раздаточные материалы MCA на AI-09 . Агентство авиационного развития. 13 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 23 октября 2009 г. Проверено 30 сентября 2009 г.
- ^ Пабби, Ману. «Индия ожидает сжатые сроки для разработки истребителей следующего поколения» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 6 октября 2020 года . Проверено 6 октября 2020 г.
- ^ «IAF планирует ввести AMCA, LCA вместе со 114 многоцелевыми истребителями под руководством «Сделано в Индии: руководитель IAF» . Новости АНИ . 17 июля 2022 года. Архивировано из оригинала 5 октября 2022 года . Проверено 17 июля 2022 г.
- ^ Джексон, Пол; Пикок, Линдси; Бушелл, Сьюзен; Уиллис, Дэвид; Винчестер, Джим, ред. (2016–2017). "Индия". IHS Jane's All the World's Aircraft: разработка и производство . Моулсон. п. 297. ИСБН 978-0710631770 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Пери, Динакар (12 сентября 2021 г.). «LCA-Mk2 выйдет в продажу в следующем году, первый полет – в 2023 году, – говорит ученый» . Индус . Архивировано из оригинала 17 сентября 2021 года . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Aero India: местный истребитель-невидимка, первоначально использующий американские двигатели» . Неделя. 20 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 20 февраля 2019 года . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ М, Тушар (19 августа 2021 г.). «Bharat Dynamics, ракеты MBDA заключают сделку на помощь местным программам в Индии» . Глобальные данные. Архивировано из оригинала 25 августа 2021 года . Проверено 25 августа 2021 г.
- ^ Кришнан М., Ананта (19 февраля 2015 г.). «Эксклюзив OneIndia: гиперзвуковые ракеты нового поколения в списке желаний БраМоса: Мишра» . Одна Индия . Архивировано из оригинала 4 декабря 2022 года . Проверено 12 ноября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео и фото полета