Глобальная программа боевой авиации
Глобальная программа боевой авиации (GCAP) | |
---|---|
![]() Впечатление художника о самолете до 2024 года. | |
Общая информация | |
Проект для | Многоцелевой истребитель |
Национальное происхождение | Великобритания Япония Италия |
Производитель | BAE Systems Военная авиация и информация Мицубиси Хэви Индастриз Леонардо СпА |
Дизайнер | Международная правительственная организация GCAP (GIGO) |
Выдан | Королевские ВВС Силы воздушной самообороны Японии Итальянские ВВС |
Прототипы | Mitsubishi X-2, полеты с апреля 2016 г. по март 2018 г. Летно-испытательный самолет «Экскалибур» ожидается в 2026 году Летный демонстратор ожидается в 2027 году |
История | |
Инициировано | декабрь 2022 г. |
Ожидал | 2035 |
Разработано на основе | BAE Systems Tempest , Mitsubishi FX |
Предшественники | Еврофайтер Тайфун , Мицубиси F-2 |
Глобальная программа боевой авиации ( GCAP ) — это многонациональная инициатива, возглавляемая Великобританией , Японией и Италией, направленная на совместную разработку шестого поколения истребителя-невидимки . Программа направлена на замену Eurofighter Typhoon, состоящего на вооружении как Королевских ВВС (RAF), так и ВВС Италии , а также Mitsubishi F-2, состоящего на вооружении Сил воздушной самообороны Японии .
9 декабря 2022 года правительства Японии, Великобритании и Италии совместно объявили, что они разработают и развернут общий истребитель, объединив свои ранее отдельные проекты шестого поколения: BAE Systems Tempest под руководством Великобритании , разработанный совместно с Италией, и японский Mitsubishi FX . [ 1 ] [ 2 ] Это было закреплено договором, подписанным в декабре 2023 года в Японии. [ 3 ]
Над программой работают около 9000 человек по всему миру, а также 1000 и более поставщиков из трех стран-партнеров. 600 таких поставщиков базируются в Великобритании, а 400 — в Италии и Японии. [ 4 ] Только в системах BAE над GCAP работают 1000 учеников и выпускников. [ 5 ]
Согласно текущим срокам, формальная фаза разработки программы начнется с 2025 года, при этом демонстрационный самолет начнет летать в 2027 году, а серийные самолеты начнут поступать на вооружение с 2035 года. [ 6 ]
Фон
[ редактировать ]Великобритания и Италия (Tempest)
[ редактировать ]16 июля 2018 года во время авиашоу в Фарнборо тогдашний министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон публично представил макет «Tempest» — программы истребителей шестого поколения, возглавляемой BAE Systems , и более широкой боевой воздушной системы будущего (FCAS), которая будет разработана для замены Eurofighter Typhoons британских ВВС в середине-конце 2030-х годов. [ 7 ] [ 8 ] Его будет разрабатывать промышленный консорциум, известный как Team Tempest, в состав которого войдут BAE, Rolls Royce , Leonardo и MBDA, работающий совместно с Министерством обороны и Управлением быстрых возможностей Королевских ВВС. [ 9 ]
19 июля 2019 года Швеция подписала Меморандум о взаимопонимании (МоВ) с Великобританией о совместной работе над разработкой более широкой системы FCAS, необходимой для будущего воздушных операций. [ 10 ] 11 сентября во время выставки DSEI 2019 Италия официально присоединилась к программе Tempest. [ 11 ] [ 12 ] В 2020 году Швеция и Великобритания «подтвердили» свой Меморандум о взаимопонимании по FCAS и увидели, что шведская SAAB создала центр передового опыта в Великобритании в рамках инвестиций в размере 50 миллионов фунтов стерлингов. Однако было подчеркнуто, что это не является признаком того, что Швеция или SAAB подписался на основную работу по Tempest. [ 13 ] 21 декабря 2021 года Великобритания, Италия и Швеция подписали трехсторонний меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве по FCAS. [ 14 ]

Для Tempest изучается ряд новых технологий, в том числе: [ 15 ] [ 16 ]
- Оружие направленной энергии
- Кабина дополненной реальности - схема управления, в которой практически отсутствуют физические элементы управления, вместо этого функции отображаются практически на проекционном дисплее через шлем пилота. Это уменьшит вес самолета, улучшит возможность модернизации за счет программного подхода и обеспечит дополнительное пространство для отображения информации за пределами типичного плоского экрана. Сюда также входят экзамены по интерактивности, такой как управление движением и отслеживание глаз .
- Биометрический и психоаналитический мониторинг - изучение мониторинга здоровья пилотов во время боя и тренировок для выявления таких проблем, как стресс, спутанность сознания, когнитивная нагрузка, а также гипоксия или G-LOC .
- Объединение пилотируемых и беспилотных самолетов - самолеты с экипажем, такие как Tempest, работают совместно с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), известными как «Адъюнкты» (также известными как «Верные ведомые» или «Дистанционные носители оружия» в других авиационных программах).
- Искусственный интеллект (ИИ) — известный как интеллектуальный виртуальный помощник (IVA), который может помочь в управлении воздушным судном или обработке данных в определенных операциях или ситуациях.
Большая часть технологий, предусмотренных для использования на Tempest, первоначально будет внедрена на Excalibur, Боинге 757-200, модифицированном британской фирмой 2Excel совместно с Leonardo UK для использования в качестве испытательного самолета. Целью этого является снижение рисков и проверка технологий, проверяемых для истребителя, включая тестирование аэродинамики носовой части истребителя и тестирование его будущего набора датчиков. [ 17 ] [ 18 ] Эта разработка также будет продолжена с анонсированным в 2022 году демонстрационным самолетом, который, как ожидается, поднимется в воздух примерно в 2027 году. [ 19 ]
Предполагалось, что в рамках программы будут согласованы механизмы финансирования и производства к 2025 году, а ожидаемая дата ввода самолета в эксплуатацию - 2035 год. [ 15 ]
Япония (FX)
[ редактировать ]
![]() | Этот раздел нуждается в расширении : Требуется более подробное описание FX и, в меньшей степени, программа X-2, чтобы обеспечить более четкую информацию перед GCAP. Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2023 г. ) |
После решения США не разрешить экспорт F-22 Raptor Япония начала искать внутреннее решение для размещения нового истребителя. С середины 2000-х годов Япония начала финансировать различные исследовательские программы, связанные с проектированием истребителей, кульминацией которых стал экспериментальный самолет Mitsubishi X-2 Shinshin, который поднялся в воздух 22 апреля 2016 года. Эти исследования и данные, собранные в рамках программы X-2, послужат основой для разработки Основная японская истребительная программа — программа Mitsubishi FX.
Разработка
[ редактировать ]Программа инициализации
[ редактировать ]Обсуждения возможности обеих сторон объединить свои усилия по разработке истребителей в качестве средства снижения общих затрат на разработку начались еще в 2017 году. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] В декабре 2021 года появились первые результаты этого начинания, когда Великобритания и Япония объявили, что будут совместно сотрудничать в создании демонстратора нового истребительного двигателя, а также подписали меморандум о сотрудничестве для совместного изучения будущих технологий воздушного боя. [ 23 ] 15 февраля 2022 года между обеими странами было достигнуто еще одно соглашение о совместной разработке сенсорных возможностей для своих истребителей, известных как «Универсальная усовершенствованная радиочастотная (радиочастотная) система Японии и Великобритании» или «JAGUAR». [ 24 ]
В июле 2022 года агентство Reuters сообщило из анонимных источников в обеих программах, что обе стороны близки к сделке, которая объединит Tempest и FX в единую совместную программу. [ 25 ] 9 декабря 2022 года это подтвердилось, когда премьер-министр Великобритании Риши Сунак официально объявил , что программы Tempest и FX объединятся в единую программу по закупке общего многоцелевого истребителя, которая теперь называется «Глобальной программой боевой авиации» (Global Combat Air Programme). ГКАП). [ 26 ] [ 27 ] [ 2 ] Ожидается, что полученный самолет будет доступен для экспорта, что позволит еще больше снизить затраты на единицу продукции. [ 28 ]
Программа задумана как равноправное партнерство между странами-участницами. В Великобритании BAE Systems будет выступать в качестве генерального подрядчика и отвечать за планер, Rolls-Royce - за двигатели, британское подразделение Leonardo - за электронику, а MBDA UK - за вооружение. В Японии Mitsubishi Heavy Industries будет выступать в качестве генерального подрядчика, IHI Corporation будет заниматься двигателями, а Mitsubishi Electric - электроникой. В Италии Leonardo SpA будет генеральным подрядчиком, Avio Aero будет работать над двигателями, а MBDA IT также будет заниматься разработкой ракет. [ 29 ] Примерно к 2024 году будут уточнены детали разработки и распределение затрат для каждой компании, а производство начнется примерно в 2030 году, а первый самолет будет развернут в 2035 году. [ 29 ]
Возможное членство Швеции, Саудовской Аравии и Германии.
[ редактировать ]В конце декабря 2022 года, через две недели после объявления GCAP, Япония и Швеция подписали «Соглашение о передаче оборонного оборудования и технологий», которое будет способствовать углублению двусторонних связей между обеими странами. [ 30 ] Это также положило начало предположениям о том, что Швеция потенциально может стать членом GCAP в качестве средства замены своего Saab JAS 39 Gripen, учитывая, что Швеция ранее сотрудничала с Великобританией и Италией в отношении FCAS, в создании которого Tempest мог бы внести свой вклад. [ 14 ] [ 30 ] Однако в марте 2023 года несколько промышленных деятелей, участвовавших в GCAP, поставили под сомнение присоединение Швеции к GCAP, при этом некоторые заявили, что шведские концепции FCAS не совпадают с взглядами Великобритании или Италии. [ 31 ]
11 августа 2023 года газета Financial Times сообщила, что Саудовская Аравия настаивает на присоединении к программе. [ 32 ] В то время как Великобритания и Италия, как сообщается, были открыты для этой концепции, Япония была категорически против, рассматривая членство Саудовской Аравии как осложнение как для дальнейших внутренних усилий по разрешению японского оборонного экспорта в зарубежные страны, так и для общего графика программы по успешному созданию системы вооружений. служебной авиации к 2035 году. [ 32 ] [ 33 ] Источники в обороне также выразили обеспокоенность тем, что безопасность чувствительных технологий может быть осложнена членством Саудовской Аравии, а также сомнительным техническим вкладом, который Королевство могло бы реально внести в программу. [ 32 ]
15 сентября генеральный директор Leonardo заявил, что Саудовская Аравия не станет основным партнером в GCAP, а агентство Reuters сообщило, что в ответ на вопрос о членстве Саудовской Аравии они сказали: «Программа предназначена (для) Великобритании, Японии, Италии, вот и все. Больше ничего на данный момент нет». [ 34 ] [ 35 ]
1 ноября 2023 года The Times сообщила о просочившихся слухах о том, что Германия рассматривает возможность отказа от будущей боевой авиационной системы стоимостью 100 миллиардов евро ; также известный под своим французским обозначением SCAF (параллельная европейская попытка представить конструкцию истребителя шестого поколения наряду с другими системами) вместе с другими основными членами Францией и Испанией, и вместо этого будет стремиться присоединиться к GCAP. [ 36 ] Во многом это было связано с продолжающимися проблемами как в программе СКАФ, касающимися интеллектуальной собственности и промышленного участия, так и с напряженностью, вытекающей из других европейских программ, таких как вопросы противовоздушной обороны и закупки Германией F -35A . Однако многие эксперты поспешили отметить, что сложность обсуждений такого типа программ должна заставить наблюдателей скептически относиться к подобным слухам. Джеймс Блэк из Rand Europe и Изабелла Антиноцци из RUSI объяснили Shepard News, что эта утечка потенциально может быть немецкой переговорной тактикой с целью оказать давление на Францию и Испанию, чтобы они согласились на большее количество требований Германии по программе или рисковали их расхождением. Также существовал скептицизм относительно того, сможет ли Германия вообще присоединиться к GCAP, по крайней мере, на том же уровне членства, который она имела в SCAF, особенно с учетом предыдущих заявлений руководителей отрасли GCAP. [ 37 ] [ 34 ] [ 35 ]
В декабре 2023 года шведский официальный представитель во время Международной конференции истребителей объявил, что Швеция не будет принимать решение о будущем истребителе, который заменит Gripen до 2031 года, после нескольких национальных исследований и связанных с ними усилий по планированию. [ 38 ] [ 39 ] Также упоминалось, что Швеция отказалась от двусторонних и трехсторонних переговоров с Великобританией и Италией годом ранее, но не уточнили причины этого решения. Хотя такое решение не исключает будущего участия Швеции в GCAP, отсрочка членства в программе может привести к потере промышленного влияния на требования к проектированию. [ 31 ]
в Саудовской Аравии в феврале 2024 года Во время Всемирной оборонной выставки Ахмад Аль-Охали, губернатор Главного управления военной промышленности Саудовской Аравии (GAMI), рассказал Breaking Defense, что королевство по-прежнему «очень заинтересовано» в участии в GCAP, но подчеркнул, что это может произойдет только в том случае, если «локализация» может произойти и что промышленность Саудовской Аравии будет значимо вовлечена в программу. Это рассматривается как часть более масштабных национальных усилий по обеспечению реинвестирования как минимум 50% всех расходов на оборону внутри страны к 2030 году. [ 40 ]
В конце июля 2024 года исполнительный директор Leonardo Роберто Синголани заявил, что он «лично очень открыт» для присоединения Саудовской Аравии, если Великобритания решит сократить свои обязательства, «особенно если произойдет некоторое перераспределение ресурсов» после того, как новое лейбористское правительство Великобритании завершит свою защиту. обзор расходов. [ 41 ]
Подписание договора и формирование GIGO
[ редактировать ]12 сентября 2023 года между всеми тремя сторонами было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве в поддержку долгосрочных рабочих механизмов и требований к возможностям программы. [ 42 ] Три месяца спустя, 14 декабря 2023 года, и через двенадцать месяцев после первоначального соглашения о реализации GCAP, трехсторонние усилия были закреплены подписанием международного договора о разработке самолета в Токио . Согласно этому договору, совместная правительственная штаб-квартира и промышленный центр будут располагаться в Великобритании, что подтверждает более ранние сообщения. [ 34 ] Япония предоставила первого генерального директора, а Италия - первого руководителя предприятия. Кульминацией этого станет создание международной правительственной организации GCAP (GIGO), которая будет отвечать за управление разработкой истребителя после того, как соответствующие политические органы страны дадут свое одобрение. [ 3 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]
6 марта 2024 года премьер-министр Японии Фумио Кисида сообщил бюджетному комитету Палаты советников , что потребуются дополнительные экспортные реформы, связанные с обороной, чтобы снизить производственные затраты, связанные с GCAP, поддержать национальную безопасность Японии и обеспечить видимость Японии на международном уровне. как надежный оборонительный партнер. Кроме того, сообщалось, что премьер-министр также подчеркнул, что Италия и Великобритания «рассматривают возможность содействия передаче готовой продукции в третьи страны для снижения закупочных цен в качестве важного элемента своего вклада, и [они] попросили Японию принять аналогичный ответ». ». [ 46 ] Японии 15 марта 2024 года правящая Либерально-демократическая партия и ее младший партнер по коалиции Комэйто договорились о пересмотре строгих правил экспорта оборонной продукции, которые позволят экспортировать оборонное оборудование, в том числе совместно разработанный истребитель, в другие страны, с которыми Япония подписала оборонные соглашения. Речь идет о передаче оборудования и технологий, но при этом отсутствует постоянный конфликт. [ 47 ] [ 48 ] Однако Комэйто из правящей коалиции выразил сомнения по поводу этого решения, которое соответствует пацифистской платформе партии. [ 47 ]
Японии В мае 2024 года Палата представителей , а затем Палата советников 5 июня 2024 года одобрили подписание Токийского договора, официально учреждающего GIGO. Создание GIGO также предоставило возможность для обсуждения вопросов распределения рабочей силы и финансовых инвестиций со стороны трех стран-партнеров и их отечественных отраслей. Первоначально сообщалось о двух первоначальных предложениях по финансированию: в одном Великобритания и Япония будут финансировать по 40%, в то время как Италия будет финансировать оставшиеся 20% программы, в то время как другое будет иметь равное распределение (по 33,3%). [ 49 ] [ 50 ]
Этап концепции
[ редактировать ]Демонстраторы технологий
[ редактировать ]В июне 2023 года промышленные партнеры Великобритании поделились прогрессом в разработке технологического демонстратора 2027 года, уже заключённого в рамках программы Tempest. Первоначальные летные испытания, проведенные на тренажерах на предприятии BAE в Уортоне , к этому времени составили 150 часов смоделированного полета, при этом BAE также утверждает, что благодаря использованию автоматического кодирования критически важное системное программное обеспечение, используемое и протестированное на симуляторе, было создано в вопрос дней, а не недель. Тем временем компания Rolls Royce объявила, что использовала двигатель EJ200 для испытаний нового S-образного стелс-впускного канала, разработанного BAE. Наконец, Мартин Бейкер и BAE провели первоначальные испытания катапультируемого кресла на макете кабины. [ 51 ] [ 52 ]
В июле 2023 года управляющий директор Future Combat Air System компании BAE Systems Герман Клаесен провел мероприятие для СМИ, на котором сообщил, что в общей сложности реализуется 60 демонстрационных проектов технологий. Что касается реального самолета-демонстратора, Класен подчеркнул необходимость доказать характеристики малозаметности и работу боевого отсека, но также подчеркнул, что BAE по-прежнему открыта для конструкции с двумя или одним двигателем. Клаесен также выразил уверенность в том, что помимо продаж в Италию, Японию и Великобританию, может быть еще несколько сотен экспортных продаж. [ 53 ]
14 июля 2023 года ВВС Великобритании заключили с Leonardo UK и 2Excel контракт на сумму 115 миллионов фунтов стерлингов, чтобы дать возможность летно-испытательному самолету Excalibur перейти ко второму этапу разработки. Это будет означать покупку второго Boeing 757, который будет модифицирован в Excalibur на основе анализа, проведенного при разборке планера первого 757 в период с 2021 по 2022 год. Ожидается, что Excalibur начнет испытания в 2026 году. [ 54 ]
Сообщается, что 24 июля 2024 года, после прохождения критического анализа конструкции, BAE Systems уже приступила к производству и сборке летающего демонстратора технологий. Большая часть деталей самолета будет производиться в Великобритании с участием более 100 поставщиков. В производственном процессе использовался горячий изостатический пресс для сокращения отходов материала и времени выполнения заказов, связанных с поковками, а также аддитивным производством . Ожидается, что демонстратор будет иметь интегрированный оружейный отсек, первый для самолетов британского производства со времен Blackburn Buccaneer , при этом MBDA UK поможет с интеграцией вооружения. Между тем, Rolls-Royce предоставит для демонстратора два двигателя EJ200, подаренные Министерством обороны. Этот самолет также станет первым самолетом, использующим архитектуру авионики Pyramid. Pyramid, впервые представленная Министерством обороны в октябре 2021 года, представляет собой многоразовую архитектуру открытой системы, призванную упростить, удешевить и ускорить модернизацию авионики самолетов за счет использования программного подхода со встроенной совместимостью с другими платформами, на которых работает Pyramid. Эталонная архитектура. [ 55 ] [ 56 ] Кроме того, как сообщается, время имитации испытательного полета демонстратора составило 215 часов. Хотя разработка этого демонстратора технологий является суверенной инициативой Великобритании, извлеченные уроки будут учтены в GCAP, как и в случае с японским Mitsubishi X-2 годами ранее. Размеры демонстратора технологий не разглашаются, но, учитывая размер каналов двигателя, публично продемонстрированный BAE Systems, предполагается, что самолет, вероятно, на треть больше, чем Eurofighter Typhoon. [ 57 ] [ 58 ]
2024 года Во время авиашоу в Фарнборо компания Rolls-Royce заявила, что работает над созданием полномасштабного наземного демонстратора двигателя для истребителя. Демонстратор, разработанный совместно с итальянской компанией Avio Aero и японской корпорацией IHI, предназначен для первоначальной проверки технологий, разработанных тремя компаниями, на совместимость, а также общих инструментов проектирования, процессов проектирования и процессов аудита производственного двигателя. Ожидается, что в будущем демонстратор послужит испытательным стендом для модернизации производственной силовой и двигательной установки истребителя. [ 59 ]
Обновленная концепция планера
[ редактировать ]Первоначальный концепт-арт самолета, показанный после объявления GCAP в 2022 году, представлял собой большой двухмоторный малозаметный самолет с уникальной модифицированной конфигурацией треугольного крыла с коленчатым сечением . Однако 22 июля 2024 года на авиашоу в Фарнборо вместе с первой моделью самолета в масштабе 1:1 был представлен обновленный дизайн. Новая модель продемонстрировала измененную форму крыла до истинного треугольного крыла и увеличение размера крыла, что свидетельствует об акценте на увеличенный запас топлива (дальность), мощность вооружения и скорость. [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] Хотя официальные габаритные характеристики истребителя еще не опубликованы, Гарет Дженнингс из компании Janes, присутствовавший на презентации масштабной модели, сравнил его с 19-метровым размахом крыльев F-111 Aardvark . [ 63 ]
Система систем
[ редактировать ]По состоянию на 2024 год GCAP сосредоточен исключительно на разработке истребителя шестого поколения, при этом страны-партнеры публично не заявляли о своем намерении сотрудничать в более широких разработках в области воздушного боя в рамках системного подхода, принятого в аналогичных программах, таких как европейская FCAS. Таким образом, разработка более широких активов, а именно беспилотных систем, до сих пор была суверенным усилием каждой страны (например, британская программа LANCA ).
В середине марта 2024 года во время брифинга для прессы генеральный директор Leonardo Роберто Чинголани раскритиковал Великобританию за отсутствие прозрачности в отношении деталей закупки более широкой системы систем для GCAP, в которой будет участвовать компонент истребителей с экипажем, и за то, что все еще существует неопределенность. относительно ответственности за производство и разработку различных компаний-партнеров. [ 64 ]
Сообщается , что в июле 2024 года во время авиашоу в Фарнборо компания Airbus предложила разработать свой беспилотный адъюнкт Wingman (WUA) для GCAP с помощью промышленных партнеров программы. Airbus также подчеркнул, что это не будет противоречить их существующим усилиям в качестве ведущего промышленного партнера FCAS, поскольку WUA является совершенно отдельным и самофинансируемым предприятием. [ 65 ]
Похожие программы
[ редактировать ]- Next Generation Air Dominance (NGAD) — США . программа истребителей шестого поколения ВВС
- F/A-XX — ВМС США . программа истребителей шестого поколения
- Future Combat Air System (FCAS/SCAF) — европейская (французская/немецкая/испанская/бельгийская) программа истребителей шестого поколения.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Косуке, Такахаши (9 декабря 2022 г.). «Почему Япония выбрала Великобританию и Италию для своей программы истребителей FX» . Дипломат . Архивировано из оригинала 7 ноября 2023 года.
- ^ Jump up to: а б Чутер, Эндрю (9 декабря 2022 г.). «Подвинься, Темпест: пакт Японии делает истребительный план Великобритании и Италии «глобальным» » . Новости обороны . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 года . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Нойманн, Норберт (14 декабря 2023 г.). «Альянс GCAP подписывает договор по истребителю шестого поколения и назначает Великобританию штаб-квартирой программы» . Шепард Медиа . Архивировано из оригинала 1 января 2024 года . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ www.baesystems.com https://www.baesystems.com/en/product/global-combat-air-programme . Проверено 6 июня 2024 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Архивная копия» . www.baesystems.com . Архивировано из оригинала 6 июня 2024 года . Проверено 6 июня 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Хемлер, Джон (14 июня 2023 г.). «КОРОТКО: Глобальная программа боевой авиации (GCAP)» . Монитор оборонной безопасности . Архивировано из оригинала 19 декабря 2023 года . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ «Великобритания представляет новую модель истребителя Tempest» . Новости Би-би-си . 16 июля 2018 года. Архивировано из оригинала 14 октября 2023 года . Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ Стивенсон, Бет (16 июля 2018 г.). «Британия раскрывает боевую воздушную стратегию вместе с новым проектом истребителя Tempest» . Новости обороны . Архивировано из оригинала 8 января 2024 года . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ «Команда Буря» . Королевские ВВС . 2024 . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ «Великобритания и Швеция сотрудничают в будущем боевой авиации» . GOV.UK. 19 июля 2019 года. Архивировано из оригинала 13 мая 2023 года . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Дженнингс, Гарет (11 сентября 2019 г.). «DSEI 2019: Италия присоединяется к Tempest» . Джейнс . Архивировано из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ «Британская и итальянская промышленность будут сотрудничать в Tempest» . БАЕ Системс . 11 сентября 2019 года. Архивировано из оригинала 14 декабря 2019 года . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Дженнингс, Гарет (20 июля 2020 г.). «Швеция укрепляет партнерство FCAS с Великобританией, но не поддерживает Tempest» . Джейнс . Архивировано из оригинала 13 мая 2023 года . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Перуцци, Лука (5 января 2021 г.). «Италия, Великобритания и Швеция подписывают Меморандум о взаимопонимании по разработке Tempest» . Джейнс . Архивировано из оригинала 8 июня 2023 года . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Tempest: все, что мы знаем о британском истребителе NEXT-GENERATION ✈️ | Forces TV , 5 октября 2020 г., заархивировано из оригинала 15 декабря 2023 г. , получено 15 декабря 2023 г.
- ^ Демпси, Майкл (25 июля 2022 г.). «Читающий мысли боевой самолет будущего» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 7 сентября 2023 года . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Эллисон, Джордж (16 сентября 2021 г.). «Испытательный стенд Tempest «Экскалибур» движется вперед» . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ «2Летный испытательный стенд Excel «Эскалибур»» . www.2excelaviation.com . 21 сентября 2021 г. Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ «Великобритания набирает обороты в программе боевой авиации, демонстратор которой должен полететь в течение пяти лет» . GOV.UK. 18 июля 2022 г. Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ Гади, Франц-Стефан (28 марта 2017 г.). «Япония и Великобритания будут сотрудничать в создании усовершенствованного истребителя-невидимки» . Дипломат . Архивировано из оригинала 1 октября 2023 года . Проверено 27 декабря 2021 г.
- ^ Осборн, Тони (10 июля 2020 г.). «Экспортно-ориентированная компания Tempest имеет глобальные амбиции в отношении партнеров» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 25 октября 2023 года . Проверено 27 декабря 2021 г.
- ^ Дэвис, Роб (16 июля 2018 г.). «Великобритания представляет новый истребитель Tempest, который заменит Typhoon» . Хранитель . Архивировано из оригинала 13 мая 2023 года . Проверено 16 июля 2018 г.
- ^ «Великобритания и Япония будут вместе работать над будущим демонстратором реактивного истребителя» . uk.leonardo.com . 22 декабря 2021 года. Архивировано из оригинала 7 ноября 2023 года . Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ Косукэ, Такахаси (18 февраля 2022 г.). «Япония и Великобритания будут сотрудничать в разработке датчиков для будущих истребителей» . Дипломат . Архивировано из оригинала 7 ноября 2023 года . Проверено 7 ноября 2023 г.
- ^ Келли, Тим; Кубо, Нобухиро; Сэндл, Пол; Хефер, Тим (14 июля 2022 г.). «ЭКСКЛЮЗИВ Великобритания и Япония стремятся объединить программы-источники истребителей Tempest и FX» . Рейтер . Архивировано из оригинала 7 ноября 2023 года . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Япония и Великобритания разработают общий планер для истребителей следующего поколения» . Новости Японии . Ёмиури Симбун . 14 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 4 октября 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ Бил, Джонатан (9 декабря 2022 г.). «Великобритания, Италия и Япония объединяются для создания нового истребителя» . Би-би-си . Архивировано из оригинала 3 января 2024 года . Проверено 9 декабря 2022 г.
- ^ Бартлетт-Имадегава, Рианнон; Обе, Мицуру (29 декабря 2022 г.). «Япония рассматривает возможность создания совместного предприятия и совместной сборки истребителей с Великобританией и Италией» . Никкей Азия . Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года.
- ^ Jump up to: а б Япония, Великобритания и Италия договорились о совместной разработке истребителя следующего поколения, развертывание которого начнется в 2035 году. . Рейтер (на японском языке). 9 декабря 2022 года. Архивировано из оригинала 9 декабря 2022 года . Проверено 9 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Греватт, Джон (26 января 2023 г.). «Япония и Швеция подписывают соглашение о возможном сотрудничестве GCAP» . Джейнс . Архивировано из оригинала 13 мая 2023 года.
- ^ Jump up to: а б Уайт, Эндрю (22 марта 2023 г.). «Присоединение Швеции к истребительному проекту Великобритании, Японии и Италии рассматривается партнерами по отрасли как маловероятное» . Прорыв защиты . Архивировано из оригинала 13 мая 2023 года . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Льюис, Лео; Инагаки, Кана; Пфайфер, Сильвия; Англия, Эндрю; Рикоцци, Джулиана (11 августа 2023 г.). «Саудовская Аравия стремится присоединиться к проекту истребителя с Великобританией, Италией и Японией» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 11 августа 2023 года . Проверено 19 августа 2023 г.
- ^ Эбути, Томохиро; Бартлетт-Имадегава, Рианнон (24 сентября 2023 г.). «Великобритания «исследует» участие Саудовской Аравии в проекте истребителя с Италией и Японией» . Никкей Азия . Архивировано из оригинала 24 сентября 2023 года . Проверено 27 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Нойманн, Норберт (22 сентября 2023 г.). «Великобритания собирается разместить у себя штаб-квартиру проекта истребителя шестого поколения GCAP», — говорится в сообщениях . www.shephardmedia.com . Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Ваньони, Гизельда; Армеллини, Альвизе (15 сентября 2023 г.). Маччиони, Федерико (ред.). «Генеральный директор Leonardo об участии Саудовской Аравии в GCAP: программа предназначена для Великобритании, Японии и Италии» . Рейтер . Архивировано из оригинала 8 января 2024 года . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ Муди, Оливер (20 декабря 2023 г.). «Германия может отказаться от совместного с Францией проекта истребителя стоимостью 100 миллиардов евро» . Таймс . ISSN 0140-0460 . Архивировано из оригинала 5 января 2024 года . Проверено 20 декабря 2023 г.
- ^ Нойманн, Норберт (3 ноября 2023 г.). «Потенциальный выход Германии из SCAF в GCAP раскрыт | Шепард» . Шепард Медиа . Архивировано из оригинала 20 декабря 2023 года . Проверено 20 декабря 2023 г.
- ^ Мартин, Тим (7 ноября 2023 г.). «Швеция обязуется принять решение о будущих закупках истребителей в 2031 году: официально» . Прорыв защиты . Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Вольф, Фабрис (9 ноября 2023 г.). «Может ли Швеция вернуться в программу FCAS после выхода из UK GCAP?» . Meta-defense.fr . Архивировано из оригинала 18 декабря 2023 года . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ Хелу, Агнес (8 февраля 2024 г.). «Саудовская Аравия «хочет» присоединиться к истребительной программе GCAP, но локализация обязательна: губернатор ГАМИ» . Прорыв защиты . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ Пфайфер, Сильвия (26 июля 2024 г.). «Руководитель Leonardo «открыт» для участия Саудовской Аравии в проекте истребителя, если Великобритания сократит поддержку» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 26 июля 2024 года . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ Нойманн, Норберт (12 сентября 2023 г.). «DSEI 2023: истребитель шестого поколения GCAP совершает промышленный и технологический прогресс | Шепард» . Шепард Медиа . Архивировано из оригинала 1 января 2024 года . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Пфайфер, Сильвия; Инагаки, Кана (14 декабря 2023 г.). «Великобритания выбрана штаб-квартирой для проекта истребителя с Японией и Италией» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 14 декабря 2023 года . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ «Совместное трехстороннее заявление министров обороны GCAP» . GOV.UK. 14 декабря 2023 г. Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ «Конвенция о создании «Глобальной программы боевой авиации – Международной правительственной организации GCAP» » (PDF) . Правительство Великобритании . 14 декабря 2023 г. Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ «Япония рассматривает возможность дополнительных реформ оборонного экспорта для поддержки GCAP» . Джейнс.com . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Джонсон, Джесси; Домингес, Габриэль; Ниниваджи, Габриэле (15 марта 2024 г.). «Правящая коалиция Японии одобряет экспорт будущего совместного истребителя» . Джапан Таймс . Архивировано из оригинала 17 марта 2024 года . Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ «Япония будет продавать истребители, что является последним отходом от послевоенных пацифистских идеалов» . Новости Би-би-си . 26 марта 2024 г. Проверено 26 марта 2024 г.
- ^ «Япония одобряет международный договор об истребителе нового поколения» . Джейнс . 6 июня 2024 г. Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Каваками, Шимпей (6 июня 2024 г.). «Япония одобряет договор о разработке истребителей следующего поколения с Великобританией и Италией» . Никкей Азия . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ «Промышленность Великобритании демонстрирует передовые технологии для летающего боевого воздушного демонстратора следующего поколения» . Роллс Ройс . 14 июня 2023 г. Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ Туса, Фрэнсис (26 сентября 2023 г.). «Британская демонстрационная программа летающих технологий Tempest: скрытность по форме и исполнению» . Оборонная авиация . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ Уайт, Эндрю (6 июля 2023 г.). «Разработка истребителя GCAP будет запущена в эксплуатацию в течение 5 лет, поскольку BAE рассматривает потенциальный экспортный рынок» . Прорыв защиты . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ Уайт, Эндрю (17 июля 2023 г.). «Испытательный стенд «Эскалибур» в Великобритании переходит на вторую фазу, план полета намечен на 2026 год» . Прорыв защиты . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ «Великобритания раскрывает программу Pyramid для быстрой реконфигурации программного обеспечения для нескольких типов самолетов» . Джейнс . 4 октября 2021 г. Проверено 5 августа 2024 г.
- ^ «Программа ПИРАМИДА» . GOV.UK. 15 мая 2024 г. Проверено 5 августа 2024 г.
- ^ Осборн, Тони (24 июля 2024 г.). «BAE Systems приступает к сборке демонстратора сверхзвукового истребителя» . Авиационная неделя . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ «Великобритания начинает производство нового прототипа истребителя» . Британский оборонный журнал . 24 июля 2024 г. Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ «Демонстратор двигателя GCAP прогрессирует в разработке» . Джейнс . 30 июля 2024 г. Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ «Фарнборо 2024: партнеры GCAP представляют новый концептуальный дизайн» . Джейнс . 22 июля 2024 г. Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ «Авиашоу в Фарнборо 2024 – День нулевой» . Королевское аэронавтическое общество . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Дженнингс, Гарет [@GarethJennings3] (21 июля 2024 г.). «Сообщение @GarethJennings3» ( твит ) . Проверено 22 июля 2024 г. - через Twitter .
- ^ Дженнингс, Гарет [@GarethJennings3] (22 июля 2024 г.). «Сообщение @GarethJennings3» ( твит ) . Проверено 22 июля 2024 г. - через Twitter .
- ^ Мартин, Тим (21 марта 2024 г.). «Генеральный директор Leonardo критикует Великобританию за отсутствие прозрачности в промышленных планах GCAP» . Прорыв защиты . Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ «Фарнборо 2024: Airbus демонстрирует видение будущего совместных боевых самолетов» . По умолчанию . 25 июля 2024 г. Проверено 29 июля 2024 г.
