Mikoyan Project 1.44
Проект 1.44 | |
---|---|
![]() | |
МиГ проекта 1.44 на МАКС-2015 авиасалоне | |
Роль | Демонстратор технологий |
Национальное происхождение | Советский Союз / Россия |
Производитель | Mikoyan |
Первый полет | 29 февраля 2000 г. |
Статус | Отменено |
Количество построенных | 1 [ нужна ссылка ] + 4 планера 1.42 в разной степени готовности. [1] |
Проект Микояна 1.44/1.42 [Н 1] (Russian: Микоян МиГ-1.44 ; NATO reporting name : Flatpack ) [2] — многоцелевой истребитель- демонстратор техники, разработанный Микояна ОКБ . Он был разработан для советского проекта MFI ( « Многофункциональный фронтовой истребитель ») для программы И-90 («Истребитель 1990-х годов»), ответ на американский усовершенствованный тактический истребитель (ATF). MFI должен был включать в себя многие особенности реактивного истребителя пятого поколения, такие как сверхманевренность , суперкрейсерский режим и усовершенствованную авионику , а также некоторую степень снижения радиолокационной заметности .
Разработка проекта была длительной и характеризовалась неоднократными и длительными отсрочками из-за хронической нехватки средств после распада Советского Союза ; МиГ-1.44 совершил свой первый полет в феврале 2000 года, на девять лет позже графика, и был отменен позже в том же году. На смену проекту MFI пришла более современная и доступная программа ПАК ФА, результатом которой стал Су-57 .
Разработка
[ редактировать ]Предварительный проект
[ редактировать ]
МиГ 1.44 зародился в начале 1980-х годов, когда ВВС США начали разработку преемника F-15 Eagle в рамках проекта Advanced Tactical Fighter (ATF), что в конечном итоге привело к созданию сверхманевренного и малозаметного , хотя и дорогостоящего, F. -22 Raptor , который впервые поднялся в воздух в 1997 году. Следовательно, советское правительство поручило своим конструкторским бюро истребителей разработать истребитель, который мог бы противостоять предполагаемой американской угрозе и заменить Су-27 . проект был официально одобрен как 90 . 1983 году - И В В то время характеристики истребителей следующего поколения еще не были однозначно определены; США стремились создать специализированный истребитель для завоевания превосходства в воздухе, в котором ATF делал упор на малозаметность и кинематические характеристики, тогда как советское направление вместо этого сосредоточилось на «многофункциональности» или многоцелевом истребителе с исключительными возможностями класса «воздух-земля», одновременно уделяя особое внимание кинематическим характеристикам, таким как сверхманевренность на расстоянии. большие углы атаки и повышенная сверхзвуковая выносливость. [3] [4] [5] [6] Микоян занимался двумя одновременными проектами, один из которых был посвящен тяжелому многоцелевому проекту, получившему обозначение MFI , другой - легкому тактическому истребителю LFI ( Легкий фронтовой истребитель). Чтобы минимизировать затраты, обе конструкции должны были использовать как можно больше общих компонентов . [7]
Однако по мере продвижения фазы исследований и разработок по этим двум проектам затраты возрастали из-за сложности, обычно связанной с проектами перспективных самолетов. В результате советское правительство в 1983 году создало Объединенную программу задач с целью максимизации эффективности и разработки технологий, которые будут использоваться для всех классов самолетов. [7] Микоян стал основным подрядчиком программы, важность которой была продемонстрирована ее включением в советский пятилетний экономический план . Вскоре конструкторское бюро сформулировало первоначальные характеристики новых истребителей. [7]
Микоян приступил к предварительному проектированию как МФО, так и ЛФИ при участии многочисленных учреждений, которые помогли в постепенном определении проектов. ЦАГИ ( Центральный аэрогидродинамический институт) отвечал за сбор результатов испытаний в аэродинамической трубе, которые, наряду с теоретическими исследованиями, имели жизненно важное значение на этом этапе разработки. Учреждение рекомендовало Микояну включить в MFI переднее оперение , поскольку оно обеспечивает большую маневренность и подъемную силу, что важно, поскольку MFI имел статически нестабильную конструкцию. [7] Треугольные крылья тогда имели стреловидность передней кромки 40–45°. [7] MFI В течение этого периода инженеры провели испытания в аэродинамической трубе, чтобы уточнить аэродинамику и проверить его радиолокационное сечение (RCS). [7]
MFI будет иметь регулируемую рампу впуска двигателя , расположенную под передней частью фюзеляжа, напоминающую Eurofighter Typhoon ; это было особенно важно с учетом особенностей самолета, поскольку обеспечивает постоянный приток воздуха в двигатель во время резких маневров. [7] Что касается самого двигателя, то были проведены исследования по изменению вектора тяги , позволяющие заметно улучшить маневренность и короткие взлетно-посадочные характеристики. [8] Помимо механических и аэродинамических аспектов конструкции, инженеры исследовали сотни проблем, чтобы усовершенствовать компоновку и технические характеристики. [8] В 1987 году Микоян и связанные с ним учреждения представили на рассмотрение предложения MFI и LFI. [8]
Серийная версия MFI 1.42 должна была иметь отсек вооружения для уменьшения поперечного сечения радара, однако демонстратор технологий 1.44 им не был оснащен. [9]
Полномасштабная разработка
[ редактировать ]
Хотя проекты MFI и LFI прошли критическую проверку, из-за бюджетных ограничений Микоян отложил последний, чтобы высвободить средства для разработки MFI, который к тому времени был переименован в «Изделие» (продукт) 1.42 . [8] Под руководством и координацией главного инженера проекта Седова Георгия Алексеевича Микоян приступил к масштабной проектной работе. Поскольку LFI был отложен, 1.42 к тому времени принял многоцелевой подход, а это означало, что он должен был выполнять задачи как воздух-воздух , так и воздух-земля . [10] ЦАГИ все еще участвовал в разработке, испытывая радиоуправляемые модели для исследования характеристик устойчивости и управляемости , особенно на больших углах атаки . Позже было подтверждено, что 1,42 по-прежнему управляем при углах атаки до 60°. [10]
К настоящему времени спецификации были утверждены. Инженеры из различных учреждений остановились на определенной конструкции, доработали программное обеспечение управления полетом, проверили все результаты испытаний в аэродинамической трубе и проверили важные системы с использованием испытательных стендов и модифицированных самолетов. [11] В 1988 году Микояну было выдано конкретное эксплуатационное задание на 1,42. Три года спустя конструкция прошла советских ВВС критическую проверку . Это открыло путь к созданию летающего демонстратора технологий, и поэтому Микоян выдал спецификации специализированным заводам, которым была поручена такая роль. [12]
Демонстратор технологий, получивший обозначение 1.44 , будет использоваться для проверки аэродинамической компоновки и системы управления полетом конструкции. Строительство было на полпути, когда распад Советского Союза остановил дальнейшее финансирование. Запланированный первый полет почти готового самолета неизбежно отложился на неопределенный срок. [12] Однако для статических испытаний были построены полномасштабные макеты и секции 1.44, в то время как заводы готовились к созданию прототипов. [12] Микоян лоббировал в правительстве рассекречивание проекта, чтобы можно было демонстрировать самолет на различных авиасалонах. В июне 1995 года заместитель генерального конструктора МиГа Анатолий Белосвет объявил, что прототип может быть представлен на авиасалоне МАКС в том же году ; в конце концов правительство отказалось. [13] Компания предприняла попытку в 1997 году, но безуспешно. [14]
Тестирование и отмена
[ редактировать ]В начале 1994 года некомплектный самолет перевезли на аэродром Жуковский , где он проведет летные испытания. Наземные испытания начались позже в том же году, кульминацией которых стали первые высокоскоростные заезды под управлением главного летчика-испытателя Микояна Романа Таскаева. [12] По мере увеличения темпов программы испытаний программа была отложена, поскольку у КБ не было достаточных средств для закупки остальных компонентов, отсутствующих на демонстраторе. [12] Это станет основным фактором бессрочной отсрочки программы на следующие несколько лет. В 1997 году правительство России прекратило производство этой конструкции из-за ее неприемлемо высокой стоимости единицы. [15] Микоян был финансово небезопасен, что привело к смене руководства в годы, предшествовавшие 2000 году; это открыло другие источники средств. [16]
Смена руководства компании также принесла много изменений. Правительство России сообщило о существовании этого проекта в конце 1998 года. 24 декабря 1998 года « Независимая газета» опубликовала краткую статью об истребителе, сопровождаемую несколькими фотографиями. [17] В 1999 году была проведена последняя подготовка к первому полету. Самолет наконец был готов. Он прошел наземные испытания, в том числе скоростное руление, в ходе которых самолет вращался. [18] [19] 12 января 1999 года версия 1.44 была официально представлена в присутствии высокопоставленных российских военных и государственных служащих, международных журналистов и других высокопоставленных лиц. [20] [21] До этого статус версии 1.44 был во многом секретом; Однако накануне Aviation Week & Space Technology опубликовало фотографию, сделанную с крыши ангара, в котором был припаркован демонстратор. [22]
29 февраля 2000 года самолет совершил свой первый полет под руководством Владимира Горбунова. За 18-минутный полет 1.44 достиг максимальной высоты 1000 м (3300 футов) и скорости 600 км/ч (370 миль в час). Самолет приземлился в 11:43 по московскому времени в условиях усиленных мер безопасности. Позже Горбунов охарактеризовал самолет как послушный. [6] [19] [23] После 22-минутного второго полета 27 апреля инженеры, вероятно, обнаружили некоторые проблемы, поскольку после этого о полетах не сообщалось. [19] С тех пор программа была отменена, единственный известный прототип находился в Летно-исследовательском институте имени Громова, позже он был восстановлен / модернизирован и представлен на МАКС-2015.
Дизайн
[ редактировать ]- Примечание. Поскольку МиГ 1.44 не проводил обширной программы летных испытаний, не все прогнозируемые аспекты характеристик были проверены. Таким образом, в этом разделе речь идет о конструкции МиГ МФИ.
МиГ-МФИ представлял собой двухкилый истребитель пятого поколения с треугольным крылом, предназначенный для завоевания превосходства в воздухе/ударного истребителя, в котором были использованы передовые технологии, которые теоретически придавали самолету превосходную скрытность и боевые качества. Он отличался моноблочной компоновкой «утка» , которая при работе с соплами двигателей с изменяемым вектором тяги придавала самолету замечательную маневренность. Самолет имел трехопорную систему шасси с одинарным двухколесным шасси спереди и двумя одинарными колесами сзади. MFI имел ослабленную устойчивость и управлялся электродистанционной системой управления полетом . [24] Микоян применил в конструкции самолета облегченные материалы: алюминиево-литиевые сплавы составляют 35% пустого веса, стальные и титановые сплавы (30%), композиты (30%) и другие (5%). [25]
МиГ МФИ имел нетрадиционную компоновку с целью повышения эффективности полета и характеристик малозаметности. Были предприняты усилия по минимизации площади поверхности, возможно, для уменьшения сопротивления. Крылья имели треугольную форму в плане, стреловидность по передней кромке 52°. На законцовках находились диэлектрические обтекатели, в которых размещались средства электронного противодействия/электронной поддержки. Крылья имели полноразмахные передние закрылки. Между тем, утки имели стреловидность передней кромки 58° и выступающий клык, который улучшал обдув крыльев потоком воздуха при высоких углах атаки. [26] Российские авиационные эксперты утверждают, что нестандартная конструкция, использование радиопоглощающих материалов (РАМ) и встроенное вооружение обеспечили ЭПР менее 0,3 м. 2 (3,2 кв. фута), что сопоставимо с таковым у F-22 Raptor. ЭПР падает до 0,001 м. 2 (0,011 кв. футов) с применением плазменного щита. [27]
Два «Люлька Сатурн» АЛ-41Ф с форсажным режимом турбовентиляторных двигателя развивали тягу 177 кН (40 000 фунтов силы), обеспечивая MFI максимальную скорость 2,35 Маха . Двигатели регулируемого цикла, что увеличило сверхзвуковую сухую тягу и позволило самолету развивать сверхкрейсерскую скорость 1,5 Маха. Осесимметричные двигатели могли быть направлены как в плоскости тангажа, так и в плоскости рыскания. Внутренние лепестки сопла были облицованы керамической плиткой для уменьшения инфракрасной заметности . Питание двигателей через змеевидные каналы , покрытые RAM, осуществлялось через двойной впускной патрубок с разделительной пластиной под передней частью фюзеляжа. [28] [6] [29] вооружение и топливные баки . Под крыльями также можно было разместить [6]
Истребитель оснащен стеклянной кабиной и оснащен импульсно-доплеровской РЛС . Радар N014 с дальностью действия 420 км (260 миль) и дальностью обнаружения целей от 250 км (160 миль) до одного метра (3,3 фута) был способен отслеживать до 40 целей и стрелять по 20. Радиолокационная система имеет пассивная антенная решетка с электронным сканированием, связанная с системой управления огнем . Считается, что истребитель 1,42/1,44 развился в Микояна LMFS . проект легкого истребителя пятого поколения [ нужна ссылка ]
Некоторые российские военные аналитики полагают, что китайский Chengdu J-20 пятого поколения во многом был вдохновлен МиГ 1.44 или был по своей сути основан на нем, ссылаясь на сходство его оперения, хвостовой части и аэродинамической конструкции, напоминающей «утку». [30]
Варианты
[ редактировать ]- МиГ 1.42 : основная серийная версия; производительность должна была быть лучше, чем у 1.44. НАТО присвоило ему кодовое название «Фоксглав».
- МиГ 1.44 : прототип-демонстратор без неудачной модернизации; 1 был построен. НАТО присвоило ему кодовое название «Flatpack».
- МиГ 1.42Р : предлагаемый разведывательный вариант с разведывательным оборудованием в отсеке вооружения. [31]
- МиГ 1.42К : предлагаемый военно-морской вариант со складными крыльями, тормозным гаком, усиленным шасси и усиленной защитой от коррозии. [32]
- Учебно-тренировочный МиГ 1.42 : предлагаемый двухместный учебно-тренировочный вариант. [33]
Технические характеристики (Проект 1.42/44)
[ редактировать ]

Примечание. Поскольку версии 1.44 и 1.42 никогда не выходили за рамки предсерийного производства, большинство характеристик являются приблизительными.
Данные Key Aero [34]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 21,7 м (71 фут 2 дюйма)
- Размах крыльев: 17 м (55 футов 9 дюймов)
- Высота: 4,5 м (14 футов 9 дюймов)
- Вес пустого: 18 000 кг (39 683 фунта)
- Полная масса: 28 600 кг (63 052 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 37 000 кг (81 571 фунт)
- Запас топлива: 13 000 кг (29 000 фунтов)
- Силовая установка: 2 ТРДД Люлька АЛ-41Ф с форсажной камерой , 177 кН (40 000 фунтов силы)
Производительность
- Максимальная скорость: 2480 км/ч (1540 миль в час, 1340 узлов)
- Максимальная скорость: 2,35 Маха.
- Суперкрейсерский режим: 1,5 Маха (1580 км/ч, 990 миль в час) суперкрейсерский режим на высоте.
- Дальность: 4000 км (2500 миль, 2200 миль)
- Практический потолок: 17 000 м (56 000 футов)
- Тяга/вес : 1,09
Вооружение
- Орудия: 1 × 30-мм Грязева-Шипунова ГШ-30-1 автоматическая пушка с боезапасом 250 снарядов.
- Ракеты:
- Ракеты Р-77 «воздух-воздух »
- Р-73 ЗРК
- Р-37 ЗРК
Авионика
Радар N014 PESA с дальностью действия 420 км против 5 м 2 РКС; сопровождение 40 целей; 20 целей заблокированы
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Также «Объект/Статья 1.44/1.42». 1,42 относится к конструкции, а 1,44 — к обозначению демонстратора технологии. Самолет также известен как «МиГ-МФИ». Хотя МФИ когда-то неофициально назывался « МиГ-35 », сейчас МиГ использует это обозначение для усовершенствованной версии МиГ-29 .
- Цитаты
- ^ Гордон, Ефим и Комиссаров. Су-57: знаменитый российский самолет. Crécy Publishing Ltd, 2021, стр. 42. ISBN 1-9108-0993-4 .
- ^ Крамник, Илья (9 апреля 2009 г.). «Россия и Бразилия будут сотрудничать по программе истребителей пятого поколения» . РИА Новости . Проверено 13 октября 2013 г.
- ^ Гордон 2021, с. 7
- ^ Гордон 2001, стр. 6, 12.
- ^ Барри 1996, с. 24.
- ^ Jump up to: а б с д Спик, Майк, изд. (2000). «Микоян 1.42». Большая книга современных боевых самолетов . Оцеола, Висконсин: Издательство MBI. ISBN 978-0-7603-0893-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гордон 2001, с. 12.
- ^ Jump up to: а б с д Гордон 2001, с. 13.
- ^ Gordon, Yefim and Komissarov. Sukhoi Su-57: Famous Russian Aircraft. Crécy Publishing Ltd, 2021. ISBN 1-9108-0993-4 .
- ^ Jump up to: а б Гордон 2001, стр. 13–14.
- ^ Гордон 2001, стр. 15–22.
- ^ Jump up to: а б с д и Гордон 2001, с. 22.
- ^ Барри 1995, с. 4.
- ^ Гордон 2001, с. 23.
- ^ «МиГ 1.42 отменен». Неделя авиации и космических технологий . 146 (10): 32. 10 марта 1997 г.
- ^ Гордон 2001, с. 27.
- ^ Гордон 2001, с. 29.
- ^ Велович 2000, с. 32.
- ^ Jump up to: а б с Гордон 2001, с. 37.
- ^ Flight International 1999, с. 9.
- ^ Гордон 2001, стр. 29–30.
- ^ Гордон 2001, с. 30.
- ^ Flight International 2000, с. 20.
- ^ Гордон 2001, стр. 39, 42.
- ^ Гордон 2001, с. 39.
- ^ Гордон 2001, стр. 41–42.
- ^ Гордон 2001, с. 34.
- ^ Гордон 2021, с. 17
- ^ Гордон 2001, стр. 33, 41–42.
- ^ «Мы узнали, что Россия думает о китайском истребителе-невидимке J-20» . Национальный интерес . 16 июня 2019 года . Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ Гордон, Ефим и Комиссаров. Су-57: знаменитый российский самолет. Crécy Publishing Ltd, 2021, стр. 124. ISBN 1-9108-0993-4 .
- ^ Гордон, Ефим и Комиссаров. Су-57: знаменитый российский самолет. Crécy Publishing Ltd, 2021, стр. 24. ISBN 1-9108-0993-4 .
- ^ Гордон, Ефим и Комиссаров. Су-57: знаменитый российский самолет. Crécy Publishing Ltd, 2021, стр. 25. ISBN 1-9108-0993-4 .
- ^ Бутовски (2021), стр. 10.
- Библиография
- "Российский 1.44 скоро полетит, несмотря на нехватку денег, - сообщает МАПО" . Рейс Интернешнл . 155 (4660): 9. 20–26 января 1999 г. ISSN 0015-3710 . Проверено 5 августа 2011 г.
- «РСКМиГ 1.44 совершил первый полет» . Рейс Интернешнл . 157 (4727): 20. 2–8 мая 2000 г. ISSN 0015-3710 . Проверено 9 сентября 2011 г.
- Барри, Дуглас (21–27 июня 1995 г.). «Микоян ставит 1,42 для дебюта Мосаэро» . Рейс Интернешнл . 147 (4477): 4. ISSN 0015-3710 . Проверено 5 сентября 2011 г.
- Барри, Дуглас (24–30 июля 1996 г.). «Последний из больших МиГов?» . Рейс Интернешнл . 150 (4533): 24–26. ISSN 0015-3710 . Проверено 5 августа 2011 г.
- Гордон, Ефим (2002). Сухой С-37 и МФИ Микояна: демонстраторы российских истребительных технологий пятого поколения . Боевые Птицы Тех. Том. 1. Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 978-1-85780-120-0 .
- Gordon, Yefim; Komissarov, Dmitry (2021). Famous Russian Aircraft: Sukhoi Su-57 . Cheshire, United Kingdom: Crecy Publishing. ISBN 978-1-910809-93-8 .
- Бутовский, Петр (2021). Су-57 Фелон . Стэмфорд, Великобритания: Ключевые книги. ISBN 978-1-913870-44-7 .
- Велович, Александр (29 февраля – 6 марта 2000 г.). «МиГ-1.44 совершает высокоскоростные пробеги во время подготовки М АПО к первому полету» . Рейс Интернешнл . 157 (47417): 32. ISSN 0015-3710 . Проверено 5 августа 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- МиГ-35/1.42 Многоцелевой фронтовой истребитель (МФИ) на FAS.org
- Проект Микояна 1.44 / МиГ 1.42 МФИ на Fighter-Planes.com
- Микояна Проект 1.44 в ЛИИ имени Громова, Жуковский
- Mikoyan aircraft
- Российский истребитель 2000-х годов.
- Самолет «Утка»
- Самолет-невидимка
- Заброшенные проекты военных самолетов Советского Союза
- Заброшенные проекты военных самолетов России
- Российский самолет 2000-х годов
- Твинджеты
- Самолет с дельта-крылом
- Самолет совершил первый полет в 2000 году.
- Индивидуальное оружие
- Реактивный истребитель четвертого поколения