Mikoyan MiG-27
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2011 г. ) |
МиГ-27 | |
---|---|
![]() | |
МиГ-27 ВВС Индии. | |
Роль | Штурмовик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Mikoyan |
Первый полет | 20 августа 1970 г. |
Введение | 1975 |
Ушедший на пенсию | 1993 (Россия) 2019 (Индия) 2023 (Казахстан) |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Советские ВВС (исторический) ВВС России (исторический) Индийские ВВС (исторический) ВВС Казахстана (исторический) |
Произведено | 1972–1995 |
Количество построенных | 1075 (включая лицензионное производство) [ 1 ] |
Разработано на основе | Mikoyan-Gurevich MiG-23 |
Микоян МиГ-27 ( русский : Микоян МиГ-27 ; кодовое название НАТО : Flogger-D/J ) — изменяемой стреловидности штурмовик , первоначально построенный конструкторским бюро Микояна-Гуревича в Советском Союзе , а затем лицензированный Произведенный в Индии компанией Hindustan Aeronautics как Bahadur («Доблестный»). Он создан на базе МиГ-23 истребителя , но оптимизирован для атак класса «воздух-земля». В отличие от МиГ-23, МиГ-27 не получил широкого распространения за пределами России, поскольку большинство стран предпочли МиГ-23БН и Су-22 . По состоянию на конец 2023 года все российские, индийские, шри-ланкийские, украинские и казахстанские МиГ-27 были выведены из эксплуатации, в результате чего срок службы этого типа был прекращен.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
МиГ-27 имеет базовый планер МиГ-23, но с измененной носовой частью, получившей на российской службе прозвище « Утконос » (« Утконос ») или « Крокодил Гена », впервые представленной на МиГ-23Б. Неудовлетворенность МиГ-23БН привела к дальнейшей доработке базового планера с целью установки более прочной ходовой части, более простых воздухозаборников и более короткого выхлопного сопла. [ 2 ] без радара в пользу нисходящего профиля для улучшения обзора пилота, [ 3 ] и лазерный дальномер ГСН с обозначенной целью. [ 4 ] Среди летчиков-испытателей его еще называли « Балкон » («Балкон») из-за увеличенного фронтального обзора из кабины. Была установлена дополнительная броня кабины, а также совершенно новая система навигации и нападения .
Поскольку МиГ-27 предназначался для выполнения большинства полетов на малой высоте, от регулируемых впускных рамп и выхлопных сопел МиГ-23 отказались в пользу более простой фиксированной конфигурации, что позволило снизить вес и требования к техническому обслуживанию. Самолет также имеет более крупное и прочное шасси , что облегчает эксплуатацию с аэродромов более низкого качества. В соответствии с требованиями МиГ-27 по ударам и атакам на малых высотах предусматривалась установка ракет и высокоточных боеприпасов , а также сохранение ядерного потенциала на уровне других советских боевых самолетов за счет внедрения специализированных навигационных систем. [ 4 ]
Усовершенствованные версии МиГ-27М/Д были представлены в 1980-х годах, за ними последовала версия -К, которая могла нести гораздо больший спектр вооружений, включая тактические ядерные бомбы.
Самолеты, переброшенные в Афганистан, были модернизированы с установкой факельных разбрасывателей БВП-50-60 и аварийного комплекта выживания НАЗ-7Б, а также доработкой двигателей для жарких и высоких условий. [ 5 ]
Операционная история
[ редактировать ]МиГ-27 находился на вооружении советских ВВС в Афганистане . Хотя некоторые западные наблюдатели считали МиГ-27 широко экспортируемым, путая его с МиГ-23БН, самолет этого типа экспортировался только в Индию и Шри-Ланку, которые также использовали МиГ-27 в региональных конфликтах. [ 4 ]
Советский Союз
[ редактировать ]МиГ-27 поступил на вооружение тактической авиации ВВС СССР в 1975 году в составе 722-го полка. Он заменил более ранние МиГ-23Б/БН и устаревшие штурмовики Су-7 и оснастил 22 из 40 советских истребительно-бомбардировочных полков, дислоцированных на территории Советского Союза и других стран Варшавского договора. [ 6 ] До 1990-х годов советские МиГ-27 постоянно находились в пяти зарубежных странах: Восточной Германии, Венгрии, Польше, Чехословакии и Монголии. [ 7 ]
Советские войска использовали МиГ-27 на поздних этапах конфликта в Афганистане в 1987–89 годах, и это был единственный раз, когда Советы использовали этот самолет в бою. [ 5 ] На начальных этапах войны МиГ-27 не использовались для поддержки наземных войск в бою, поскольку Су-17 Туркестанского Среднеазиатского и . военных округов вместе с ДРААФ Су-7 считались достаточными для поддержки действий 40-й армии против афганских моджахедов . Однако в 1988 году было решено использовать МиГ-27 для поддержки существующих сил на ТВД. 134-й АПИБ, сформированный из трех эскадрилий учебно-тренировочных МиГ-27Д/М и МиГ-23УБ, был переброшен на авиабазу Шинданд в октябре после обширной подготовки в Казахстане. Самый современный вариант МиГ-27К не был принят на вооружение из-за отсутствия бронирования пилота. МиГ-27, как и все другие советские штурмовики, участвовавшие в конфликте, были ограничены в эффективности минимальной высотой в 5000 метров (16 400 футов), установленной из-за угрозы со стороны ПЗРК . Таким образом, они могли использовать неуправляемые бомбы и ракеты только против афганских целей. Задачи включали бомбардировку колонн снабжения, ночные бомбардировки скоплений войск, разбрасывание мин с кассетными боеприпасами, а также маркировку или подсветку целей для артиллерии осветительными ракетами САБ-100. 134-й полк оставался в Афганистане до вывода советских войск, принимая участие в осаде Кандагара. Они были выведены 4 февраля 1989 года и перелетели на авиабазу Калай-Мор в Туркменская ССР , где они ждали в резерве до марта того же года, а затем вернулись на свою базу в Казахстане. [ 8 ]
Примерно в то же время МиГ-27 начали постепенно заменять более совершенными самолетами Су-24 и Су-25 , выполняющими роль штурмовиков внутри страны. Другие части МиГ-27, например 642-я ГвАИП, перевооружились на истребители МиГ-29 .
Кроме того, в период с 1990 по 1994 год единственный полк МиГ-27 ( 88-й отдельный истребительно-бомбардировочный полк ) служил в составе советской военно-морской авиации , чтобы спасти это подразделение от расформирования в соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе . [ 9 ]
К моменту распада Советского Союза некоторое количество МиГ-27 осталось на вооружении. Затем они будут унаследованы ВВС различных бывших советских республик.
Российская Федерация
[ редактировать ]ВВС РФ унаследовали большую часть советских МиГ-27. Однако 1 июля 1993 года ВВС постановили прекратить производство одномоторных штурмовиков, таких как МиГ-27. [ 10 ] Большинство самолетов было списано или оставлено на хранении ветхим.
Шри-Ланка
[ редактировать ]
Самолеты МиГ-27 поступили на вооружение ВВС Шри-Ланки в 2000 году, после чего в мае 2000 года у Укринмаша были закуплены четыре модернизированных МиГ-27 по цене 1,75 миллиона долларов США каждый. За этим последовал еще один заказ на еще два самолета в октябре 2000 года по цене 1,6 миллиона долларов США и учебно-тренировочный самолет МиГ-23УБ за 900 000 долларов США. Первоначально пилотировался украинскими пилотами до тех пор, пока пилоты ВВС США не прошли обучение, и был прикреплен к 5-й «реактивной» эскадрилье ВВС США . Во время III фазы Иламской войны гражданской войны в Шри-Ланке они видели значительные бомбардировки целей и оказывали непосредственную поддержку с воздуха. В августе 2000 года МиГ-27 разбился недалеко от международного аэропорта Коломбо , в результате чего погиб украинский пилот. В июле 2001 года второй МиГ-27 был уничтожен, а еще один поврежден на земле во время штурма той же базы ВВС « Тиграми освобождения Тамил Илама» . МиГ-27 упал в море недалеко от аэропорта в июне 2004 года. С возобновлением боевых действий в 2006 году, когда мирные переговоры были прерваны и началась IV фаза Иламской войны, МиГ-27 снова совершали боевые вылеты. В 2007 году в рамках программы продления срока службы прошли капитальный ремонт три МиГ-27 и учебно-тренировочный МиГ-23УБ. Четыре МиГ-27 были приобретены за 10 миллионов долларов США. Это привело к Скандал с МиГом . МиГ-27 и МиГ-23УБ были переформированы в вновь сформированную 12-ю эскадрилью . Еще один истребитель МиГ-27 разбился во время планового тренировочного полета 13 февраля 2012 года недалеко от района Думмаласурия около 13.35. Пилоту удалось катапультироваться из самолета, не получив травм. [ 11 ]
Индия
[ редактировать ]27 мая 1999 года, во время Каргильской войны загорелся двигатель , у одного индийского МиГ-27Л при стрельбе 80-мм ракетой , возможно, из-за попадания ПЗРК . [ 12 ] Его пилот Камбампати Начикета катапультировался и был захвачен пакистанскими войсками. [ 13 ]
В середине февраля 2010 года Индия приостановила работу всего своего парка из более чем 150 самолетов после того, как МиГ-27 разбился 16 февраля 2010 года в Силигури, Западная Бенгалия. Причиной катастрофы стали дефекты двигателей R-29 самолета, предположительно возникшие во время капитального ремонта самолета компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Еще один МиГ-27 разбился в районе Бармера 27 января 2015 года. [ 14 ] [ 15 ]
Индия вывела последнюю эскадрилью МиГ-27МЛ 27 декабря 2019 года. [ 16 ] когда две последние эскадрильи МиГ-27 были выведены из эксплуатации с торжественной церемонией на авиабазе Джодхпур. [ 17 ]
Казахстан
[ редактировать ]12 МиГ-27 оставались на вооружении ВВС Казахстана примерно до 2023 года. В октябре 2023 года самолеты были списаны и выставлены на аукцион. [ 18 ] [ 19 ] В апреле 2024 года издание «Kyiv Post» сообщило, что США закупили 81 самолет для передачи Украине. Казахский государственный импортер и экспортер оружия «Казспецэкспорт» опроверг подобные утверждения, заявив, что иностранные компании не допускаются к участию в торгах. [ 20 ] [ 21 ]
Варианты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2010 г. ) |

- МиГ-23Б
Первый вариант атаки Flogger был оснащен АЛ-21Ф. Из-за нехватки двигателей было выпущено всего 24 экземпляра (АЛ-21Ф предназначался для Су-17/22 и Су-24 Фехтовальщик). Вооружен пушкой ГШ-23Л боекомплектом 200 снарядов.
- МиГ-23БН
Создан на базе МиГ-23Б, но оснащен двигателем Р29Б-300. Это дало преимущество сделать этот вариант экспортным (АЛ-21Ф в то время был двигателем с ограниченным доступом, в отличие от Р29Б-300). Р29Б-300 также имел унификацию с вариантами истребителей МиГ-23МС и МиГ-23МФ, уже проданными остальному миру. Вооружен пушкой ГШ-23Л боекомплектом 200 снарядов.
- МиГ-27 (МиГ-23БМ)
Это был первый в семействе МиГ-27 фонарь без центральной рамы, что позволяет предположить, что катапультное кресло было спроектировано так, чтобы напрямую пробивать прозрачность. Диэлектрическая головка над пилоном на МиГ-23 использовалась на МиГ-27 для размещения электрооптического и радиочастотного оборудования. Это также был первый вариант, вооруженный пушкой Грязева-Шипунова ГШ-6-30 М Гатлинг . Его отчетное название НАТО было Flogger-D .
- МиГ-27К

Отчетное название НАТО : Flogger-J2 . МиГ-27К был самым совершенным советским вариантом, имевшим лазерный целеуказатель и совместимость с электрооптическим вооружением с телевизионным наведением. Он нес пушку ГШ-6-30. Всего было построено около 200.
- МиГ-27М
Отчетное имя НАТО : Flogger-J . Эта модель была более дешевым вариантом, чем МиГ-27К, но значительно лучше МиГ-23Б, МиГ-23БН и МиГ-27 (МиГ-23БМ), с удаленными электрооптической и радиочастотной головками над перчаточными пилонами. . Сначала он был вооружен пушкой ГШ-6-23М Гатлинга, но позже ее заменили новой 30-мм ГШ-6-30 шестиствольной пушкой с боекомплектом 260 снарядов в фюзеляжной гондоле. Он также получил значительно улучшенные системы электронного противодействия (РЭП) и новую систему навигации и нападения ПрНК-23К, обеспечивающую автоматическое управление полетом, стрельбу и выпуск оружия. Однако эта модификация не имела большого успеха из-за сильной отдачи новой пушки, а очереди продолжительностью более двух-трех секунд часто приводили к необратимым повреждениям планера. Летчик-испытатель В. Н. Кондауров так описал первые стрельбы из ГШ-6-30А: [ нужна цитата для проверки ] "Когда я наложил центральную отметку на воздушную мишень и нажал на спусковой крючок для выстрела, то услышал такой шум, что непроизвольно отдернул руку. Весь самолет начал вибрировать от стрельбы и почти остановился от сильной отдачи пушки. Беспилотная мишень, только что совершавшая вираж передо мной, буквально разваливалась на куски. Я едва опомнился от неожиданности и восхищения: Вот такой зверь! Если во что-нибудь попадешь — будет! достаточно [чтобы стереть это с лица земли]». Всего с 1978 по 1983 год было построено 200 МиГ-27М, плюс 160 для Индии. Шри-Ланка использовала бывшие в употреблении МиГ-27М советской постройки.
- МиГ-27Д

Все МиГ-27Д представляют собой МиГ-27 (МиГ-23БМ), модернизированные до стандарта МиГ-27М. Его очень сложно отличить от МиГ-27М. 305 были модернизированы.
- МиГ-27МЛ

Это был экспортный вариант МиГ-27М, поставленный в 1986 году в Индию в разборных комплектах для лицензионной сборки. Он был таким же, как МиГ-27М, за исключением того, что подносовой обтекатель инфракрасного датчика поиска и сопровождения (IRST) имел одно окно, а не несколько, как на оригинальном МиГ-27М. Всего Индией было собрано 150 штук. Индия называет эту модель МиГ-27М «Бахадур» , а МиГ-27Л — экспортное обозначение Микояна. [ 2 ]
- МиГ-27Н [ нужны разъяснения ]
Это была индийская модернизация лицензионного МиГ-27Л, произведенная в 1988 году, с французской авионикой , которая обеспечивает тот же уровень характеристик, но при значительно уменьшенных размерах и весе. Возможности самолета расширяются за счет внедрения современных систем авионики, состоящих в основном из двух многофункциональных дисплеев (MFD), процессора задач и отображения (MDP), секстантных кольцевых лазерных гироскопов (RLG INSI), комбинированной навигации GPS / ГЛОНАСС, HUD с UFCP, генератором цифровых карт (DMG), защищенной связью с защитой от помех, резервной УВЧ-связью, каналом передачи данных и комплексным пакетом средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Также будут установлены средства планирования и поиска миссий, видеомагнитофон и камера HUD. На самолете имеются резервные (обычные) приборы, включая авиагоризонт, высотомер и указатель воздушной скорости, для устранения неисправности HUD и MFD. МиГ-27 также оснащаются французской РЛС «Агава» или российской «Комар» . Установка радара придаст МиГ-27 противокорабельные и некоторые возможности воздушного боя. Ожидается, что не менее 140 из 180 самолетов будут переоборудованы из МиГ-27МЛ.
Операторы
[ редактировать ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Советские ВВС передали свои самолеты государствам-преемникам.
- ВВС Беларуси унаследовали небольшое количество самолетов от 911-го истребительно-бомбардировочного полка, базировавшегося в Лиде. Они были списаны или использовались в качестве учебных планеров в Минском государственном авиационном колледже.
- ВВС России вывели свои самолеты из боевого применения.
- В 2011 году ВВС Шри-Ланки имели 4 МиГ-27М, на которых пилотировали украинские пилоты. [ 22 ]
- ВВС Украины сняли свои самолеты. [ 23 ] [ нужна проверка ]
- ВВС Индии сняли с вооружения свои самолеты (165 МиГ-27М, построенных по лицензии HAL). Первая партия МиГ-27МЛ была выведена из эксплуатации в декабре 2017 года, а последняя партия была выведена из эксплуатации 27 декабря 2019 года. [ 24 ]
- ВВС Афганистана получили МиГ-27 в качестве военной помощи от Советского Союза после вывода советских войск из Афганистана . [ 25 ]
- По состоянию на декабрь 2022 года в ВВС Казахстана находилось 12 МиГ-27М. [ 26 ] Они были выведены из эксплуатации в 2023 году, выставлены на аукцион и проданы в апреле 2024 года.
Технические характеристики (МиГ-27К)
[ редактировать ]
Данные с сайта airforce-technology.com, [ 27 ] deagel.com [ 28 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 17,08 м (56 футов 0 дюймов)
- Размах крыльев: 13,97 м (45 футов 10 дюймов) в размахе крыльев.
- Крылья стреловидности 7,78 м (26 футов)
- Высота: 5 м (16 футов 5 дюймов)
- Площадь крыла: 37,35 м 2 (402,0 кв. фута) раздвинутые крылья
- 34,16 м 2 (368 кв. футов), крылья стреловидные
- Профиль профиля : коренной: ЦАГИ СР-12С (6,5%); совет: ЦАГИ СР-12С (5,5%) [ 29 ]
- Вес пустого: 11 908 кг (26 253 фунта)
- Полная масса: 20 300 кг (44 754 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 20 670 кг (45 570 фунтов)
- Силовая установка: 1 Туманский Р-29-Б-300 с форсажной камерой турбореактивный двигатель , тяга 78,5 кН (17 600 фунтов силы) насухая, 112,8 кН (25 400 фунтов силы) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 1885 км/ч (1171 миль в час, 1018 узлов) / M1,7 на высоте 8000 м (26000 футов)
- 1350 км / ч (840 миль в час; 730 узлов) / M1,09 на уровне моря
- Боевая дальность: 780 км (480 миль, 420 миль)
- 540 км (340 миль; 290 морских миль) с двумя ракетами Х-29 и тремя сбрасываемыми баками.
- 225 км (140 миль; 121 морская миля) с двумя ракетами Х-29 и без внешнего топлива.
- Перегоночная дальность: 2500 км (1600 миль, 1300 морских миль)
- Практический потолок: 14 000 м (46 000 футов)
- Скорость набора высоты: 200 м/с (39 000 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 605 кг/м 2 (124 фунта/кв. футов)
- Тяга/вес : 0,62
Вооружение
- Оружие:
- 1 × 30-мм Грязева-Шипунова ГШ-6-30 поворотная пушка , боезапас 300 патронов или может быть модифицирована в мастерской для:
- 1 × 23-мм Грязева-Шипунова ГШ-23 автоматическая пушка , боезапас 200 патронов.
- В качестве альтернативы вместо артиллерийской установки можно носить базовый комплект для технического обслуживания.
- Узлы подвески: 1 центральная линия, 4 фюзеляжа и 2 перчаточных пилона крыла грузоподъемностью 4000 кг (8800 фунтов). [ 2 ] , с условиями для перевозки комбинаций:
- Ракеты:
- Ракеты:
- Бомбы:
- Тупые бомбы
- Осколочно-фугасные бомбы
- Зажигательные бомбы
- Сигнальные бомбы
- Бомбы с ТВ-наведением
- Бомбы с лазерным наведением
- Топливно-воздушные бомбы
- Ракеты:
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ "МиГ-27 Флоггер/Q-6." Глобальная безопасность . Проверено 18 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Фроули и Торн 1996 , с. 115
- ^ «Истребитель-бомбардировщик МиГ-27, Флоггер, Россия, Советский Союз» . Архивировано из оригинала 22 сентября 2014 года . Проверено 14 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Винчестер 2006, с. 169.
- ^ Jump up to: а б Гордон, Э. (2019). Микоян МиГ-23 и МиГ-27 . Дмитрий Комиссаров. Манчестер. п. 362. ИСБН 978-1-910809-31-0 . OCLC 1108690733 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гордон, Э. (2019). Микоян МиГ-23 и МиГ-27 . Дмитрий Комиссаров. Манчестер. п. 342. ИСБН 978-1-910809-31-0 . OCLC 1108690733 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гордон, Э. (2019). Микоян МиГ-23 и МиГ-27 . Дмитрий Комиссаров. Манчестер. стр. 350–360. ISBN 978-1-910809-31-0 . OCLC 1108690733 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гордон, Э. (2019). Микоян МиГ-23 и МиГ-27 . Дмитрий Комиссаров. Манчестер. ISBN 978-1-910809-31-0 . OCLC 1108690733 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гордон, Э. (2019). Микоян МиГ-23 и МиГ-27 . Дмитрий Комиссаров. Манчестер. стр. 360–362. ISBN 978-1-910809-31-0 . OCLC 1108690733 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гордон, Э. (2019). Микоян МиГ-23 и МиГ-27 . Дмитрий Комиссаров. Манчестер. стр. 369–370. ISBN 978-1-910809-31-0 . OCLC 1108690733 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Блог новостей Киев-Украина» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года.
- ^ «Каргильский конфликт 1999 года» .
- ^ «Это то, что Пакистан сделал в прошлый раз, когда один из наших пилотов находился под стражей» . 27 февраля 2019 г.
- ^ «МиГ-27 разбился в Бармере, пилот благополучно катапультируется | Новости Индии – Times of India» . Таймс оф Индия . 27 января 2015 г.
- ^ «После фатальной катастрофы ВВС Индии приземлили 100 МиГ-27 - 1 - 2010: Специальный выпуск по обороне и внутренней безопасности на MSN India» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2010 года.
- ^ «ВВС Индии прощаются с МиГ-27 МЛ Бахадур, поскольку Индия снимает с вооружения ударный самолет» . Бизнес-стандарт Индии . Пресс Траст Индии. 29 декабря 2017 г.
- ^ «МиГ-27 ВВС сегодня в последний раз поднимется в небо» . Таймс оф Индия . Проверено 27 декабря 2019 г.
- ^ «117 МиГ-31, МиГ-29 и других истребителей российского производства выставлены на аукцион Казахстаном; вот почему» . 28 октября 2023 г. Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «Казахстан продает более 100 военных самолетов» . 27 октября 2023 г. Проверено 29 апреля 2024 г.
- ^ «США купили старые самолеты у Казахстана?» . Цензор.НЕТ . 24 апреля 2024 года. Архивировано из оригинала 8 мая 2024 года . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ Спирле, Тибо; Роммен, Ребекка (30 апреля 2024 г.). «Утверждения о том, что США купили 81 боевой самолет советской эпохи у близкого российского союзника, скорее всего, являются ложными, говорят эксперты» . Бизнес-инсайдер . Архивировано из оригинала 30 апреля 2024 года . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ Рэгг 2011 , стр. 265–266.
- ^ "Министерство" . Министерство обороны Украины . Retrieved 14 ноября 2014 .
- ^ Рэй, Калян (26 декабря 2019 г.). «ВВС прощаются со своей последней эскадрильей МиГ-27 с поворотным крылом» . Декан Вестник . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ «Уроки вывода советских войск из Афганистана | Совет по ближневосточной политике» . mepc.org . 9 марта 2011 года . Проверено 14 марта 2023 г.
- ^ ВВС мира 2023 г. (Отчет). FlightGlobal. п. 22.
- ^ «МиГ-27К (МиГ 23) Истребитель-бомбардировщик Флоггер» .
- ^ «Анчиле» .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Иден, Пол, изд. «Микоян МиГ-27». Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Янтарные книги, 2004. .
- Фроули, Джерард; Торн, Джим (1996). Международный справочник военных самолетов 1996/97 . Aerospace Publications Pty Ltd. Уэстон-Крик, Австралия: ISBN 1-875671-20-Х . .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Великая книга бойцов . Сент-Пол, Миннесота, США: Motorbooks International Publishing, 2001. ISBN 978-1-910809-31-0 .
- Гордон Ефим и Комиссаров Дмитрий, «Микоян МиГ-23 и МиГ-27», Crecy Publishing, Манчестер, 2019 г. ISBN 0-7603-1194-3 .
- Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: Aerospace Publications, 2000. ISBN 1-875671-50-1 .
- Винчестер, Джим, изд. «Микоян МиГ-27 'Флоггер д/Дж'». Военные самолеты холодной войны (Факты об авиации). Лондон: Grange Books plc, 2006. ISBN 1-84013-929-3
- Рэгг, Дэвид (23 февраля 2011 г.). Руководство по мировой авиации . Издательство «Каземат». ISBN 978-1-84468-784-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]