Атака в аэропорту Бандаранаике
Атака в аэропорту Бандаранаике | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть гражданской войны в Шри-Ланке. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
ВВС Шри-Ланки | ТОТИ «Черные тигры» | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Чандрика Кумаратунга Главный маршал авиации Джаялат Вираккоди Коммодор авиации Р.А. Ананда Командир звена Бхуванака Абейсурия |
Велупилаи Прабхакаран Потту Амман Полковник Чарльз | ||||||
Сила | |||||||
1 гарнизон ВВС | 14 коммандос-смертников | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
7 солдат убиты, 12 солдат ранены Самолет уничтожен: 1 ударный вертолет Ми-17, 1 ударный вертолет Ми-24, 3 реактивных учебно-тренировочных самолета К-8, 2 истребителя Кфир, 1 истребитель МиГ-27, 2 аэробуса А330, 1 Аэробус А320, 1 Аэробус А340 Самолет поврежден: 5 реактивных учебно-тренировочных самолетов К-8, 5 истребителей Кфир, 1 истребитель МиГ-27, 1 Аэробус А340, 1 Аэробус А320 еще 1 военный самолет | 14 черных тигров убиты |
представляло Нападение на международный аэропорт Бандаранаике собой рейд террористов-смертников «Черных тигров Тигров освобождения Тамил Илама» (ТОТИ) 24 июля 2001 года на ВВС Шри-Ланки базу ВВС Катунаяке и прилегающий к ней международный аэропорт Бандаранаике в Катунаяке , Шри-Ланка . Эта атака была одной из самых смелых, предпринятых ТОТИ во время войны с правительством Шри-Ланки страны , и оказала глубокое влияние на военную промышленность , экономику и авиационную отрасль .
Фон
[ редактировать ]В 2001 году международный аэропорт Бандаранаике (BIA) был единственным аэропортом на острове, который выполнял международные рейсы и служил портом приписки национального перевозчика SriLankan Airlines, парк самолетов которого обслуживался и управлялся с его территории. Он служил основным аэропортом для коммерческих грузовых авиарейсов на остров. ВВС Катунаяке - крупнейшая авиабаза ВВС Шри-Ланки с двумя жилыми летными эскадрильями, в то время базировались 10-я «истребительная» эскадрилья и 4-я вертолетная эскадрилья, состоящая из истребителей, штурмовиков, учебно-тренировочных реактивных самолетов и вертолеты. В 1986 году бомба, заложенная в рейс 512 авиакомпании Air Lanka, взорвалась, когда самолет находился на взлетной полосе, в результате чего погиб 21 мирный житель в BIA, что привело к усилению безопасности и классификации как зона строгого режима, в то время как ВВС Катунаяке подверглись нападению JVP на 7 июня 1987 года. Два ангара, в которых размещались эскадрильи, имели ключевые авиационные средства и были классифицированы как V-зоны на авиабазе. По мере эскалации В результате гражданской войны в Шри-Ланке ТОТИ начали планировать и организовывать нападения террористов-смертников на ключевые экономические объекты, направленные на дестабилизацию экономики Шри-Ланки , к ним относятся нападение на гавань Коломбо в 1996 году и взрыв Центрального банка Коломбо . ВСВС было поручено обеспечить безопасность BIA. В 1999 году ТОТИ начали кампанию по возвращению полуострова Джафна , который они потеряли в 1996 году. Главный поворотный момент наступил в апреле 2000 года, когда они захватили Слоновий перевал , после чего ТОТИ удвоили свои усилия по возвращению Джафны и разгромить три изолированные дивизии шри-ланкийской армии на полуострове Джафна. Правительство Шри-Ланки ответило беспрецедентным импортом военной техники, чтобы усилить огневую мощь дивизий в Джафне и начать контрнаступление с целью вернуть утраченные позиции. В рамках срочной программы закупок ВВС получили несколько самолетов IAI «Кфир» к имеющемуся на вооружению и представили МиГ-27 для целевого наземного нападения, а также К-8 «Каракорумы» для предварительной подготовки пилотов. Кфиры и Миги были прикреплены к 10-й эскадрилье, что увеличило количество бомбардировочных вылетов ВВС Катунаяке по целям ТОТИ. Все это время Норвежские инициативы под руководством Эрика Сольхейма по заключению перемирия. Шри-Ланкийские и иностранные спецслужбы с тех пор подтвердили, что ТОТИ планировали нападение на ВВС Катунаяке в качестве прямого возмездия за воздушные налеты. [ 1 ] [ 2 ]
Атаковать
[ редактировать ]
Около 21:00 23 июля 2001 года группа из 14 ТОТИ «Черные тигры» прибыла на игровую площадку майора Раджа Фернандо в Куране, недалеко от западного периметра ВВС Катунаяке, на автомобиле Mitsubishi Fuso Rosa . Позже возникло подозрение, что «Черный тигр» достиг города Негомбо по морю и был встречен кардерами разведывательного крыла ТОТИ, которые организовали логистику, чтобы доставить его в Курану. На детской площадке майора Раджа Фернандо они оделись и приготовились к атаке и около 21:30 направились к периметру авиабазы. Эту группу заметили местные жители, которые сообщили об этом патрулю по периметру, состоящему из двух летчиков полка ВСВС , которые пришли на игровую площадку и нашли предметы, оставленные «Черными тиграми», но не смогли поднять тревогу. [ 2 ]
Площадь авиабазы составляла более 700 акров, а по периметру располагались большие кокосовые поля. В зонах строгого режима, охватывающих ангары для самолетов двух летных эскадрилий, находились на южном конце с видом на взлетно-посадочную полосу, общую для международного аэропорта. Два сетчатых забора защищали ангары с трех сторон, перрон стоянки был закреплен охранными постами, а между перроном стоянки и взлетно-посадочной полосой находился ливневой канал. Около 1:15 утра дежурный сержант ВВС заметил группу, переходившую дорогу за внешним ограждением, и сообщил об этом дежурному капралу на посту охраны. Капрал не доложил об этом дежурному офицеру. Через полчаса дежуривший на посту охраны в ангаре № 10-й эскадрильи сержант заметил группу и сообщил об этом в оперативный штаб, спросив, есть ли какие-либо детализированные группы засад, и получил подтверждение. Поэтому тревога не была поднята. [ 2 ]
«Черный Тигр» проделал дыру в сетчатом заборе между двумя ангарами летающих эскадрилий и проник внутрь. В это время произошло кратковременное отключение света. Затем атакующие силы разделились на две группы: одна двигалась перед 10-й эскадрильей, а другая - перед 4-й вертолетной эскадрильей. Часть самолетов обеих эскадрилий была припаркована на перроне, остальные остались в ангарах. «Черный тигр» наблюдал за авиабазой и аэропортом, ожидая, чтобы убедиться, что все самолеты иностранных авиакомпаний вылетели. В 3:50 утра две группы подошли к краю взлетно-посадочной полосы и начали атаку, обстреляв из легких противотанковых средств (LAW), реактивных гранат (РПГ) и 40-мм гранатометов самолеты, припаркованные на перроне, . Через несколько секунд самолеты на перронах загорелись; восемь военных самолетов: три учебно-тренировочных самолета К-8 «Каракорум» , один вертолет Ми-17 , один вертолет Ми-24 , два IAI «Кфир» истребителя и МиГ-27 Было уничтожено . Затем они попытались прорваться в ангары, в которых размещались остальные самолеты эскадрилий, но этому воспрепятствовал дежурный личный состав полка ВСВС, и началась интенсивная перестрелка. Не сумев добраться до ангаров, «Черный Тигр» направил пулеметный огонь по ангарам, в результате чего были повреждены пять самолетов К-8 и один МиГ-27, припаркованные внутри, а также несколько вертолетов. Всего в результате атаки было повреждено или уничтожено 26 самолетов. [ 3 ] [ 2 ]
Когда начался бой, командир базы командир авиации Р.А. Ананда был разбужен в своем шале и позвонил командующему ВВС Шри-Ланки маршалу авиации Джаялату Вираккоди и сообщил ему, что база подверглась атаке. Командующий армией генерал-лейтенант Лионель Балагалле был разбужен дежурным офицером штаба армии, сообщив о нападении, получив сообщение от подразделения коммандос по борьбе с угонами самолетов, дислоцированного в BIA. Коммандос и бронетанковые подразделения были немедленно отправлены из Коломбо в Катунаяке, а военно-морские патрули были отправлены из командования западного района ВМС Шри-Ланки . Начальник штаба обороны генерал Рохан Далуватте вместе с заместителем министра обороны генералом Ануруддхой Ратватте, генерал-лейтенантом Балагалле и командующим ВМС вице-адмиралом Дайей Сандагири встречаются в штабе объединенных операций . Маршал авиации Вираккоди поспешил на авиабазу по дороге, поскольку он не смог найти вертолет, поскольку в то время полеты в ВВС Катунаяке были невозможны. Пока подкрепления были в пути, личный состав полка ВСВС сопротивлялся попыткам «Черных тигров» войти в ангары, при этом «Тигры» атаковали летчиков из пулеметов и штурмовых винтовок в течение 45 минут, в течение которых были убиты восемь «Тигров» и три летчика. [ 2 ]
Затем оставшиеся шесть «Черных тигров» продолжили обстреливать из пулеметов ангары и двинулись в международный аэропорт, точку входа со взлетно-посадочной полосы которого охраняли всего шесть летчиков. Пересекая взлетно-посадочную полосу, они обстреляли припаркованный Шри-Ланканских авиалиний самолет Airbus A330 , который был заправлен топливом для вылетающего утром рейса в Рим. В результате обстрела топливные баки протекли, а 40-мм граната, выпущенная «Тиграми», вызвала взрыв, в результате которого А330 загорелся. Группа полка ВСВС под командованием лейтенанта Сулочаны Манапперумы смогла убить одного из «Черных тигров», а вскоре после этого были убиты еще двое. Когда атака переместилась на BIA, здание терминала было эвакуировано, а персонал и пассажиры бежали на Канадскую дорогу дружбы. Персонал попытался отбуксировать еще один А330 Шри-Ланканских авиалиний в безопасное место, но «Черный тигр» смог заложить взрывной заряд в самолет, уничтожив его. Все четверо переехали в пустующее здание терминала и вскоре заняли его. Двое остались в здании, а еще двое забрались на крышу здания аэровокзала. С рассветом на место происшествия начали прибывать армейские коммандос и подкрепление и начали сражаться с оставшимися нападавшими, спрятавшимися в здании терминала. Один из нападавших взорвал привязанную к нему взрывчатку, когда его загнали в угол коммандос, а еще одна бомба замедленного действия была обезврежена. Боевые действия продолжались: один коммандос был убит дружественным огнем, трое летчиков убиты, а один нападавший покончил жизнь самоубийством. Один из нападавших на крыше выстрелил из гранатомета в самолет Sri Lankan Airlines. Airbus A340 , приземлившийся в Сингапуре перед атакой, загорелся. Вскоре после этого двое нападавших на крыше были убиты. Были повреждены три самолета Sri Lankan Airlines: два А320-200 и один А340-300. Когда к 8:30 бой завершился, капитан Пуджита Джаякоди вырулил на Airbus A340 от горящего самолета. [ 4 ] [ 5 ] [ 3 ] Все 14 «Черных тигров» были убиты, а также шесть военнослужащих ВВС Шри-Ланки и один солдат убиты дружественным огнем. Двенадцать солдат получили ранения, а также трое мирных жителей Шри-Ланки и российский инженер. [ 3 ]
Три уничтоженных Airbus составили три из 12 самолетов авиакомпании Sri Lankan Airlines. Два других поврежденных самолета означали, что почти половина парка авиакомпании вышла из строя.
Последствия
[ редактировать ]Аэропорт Бандаранаике был закрыт на 14 часов во время и после нападения. Во время штурма рейсы были перенаправлены в Индию из-за угрозы нападения. В округе Коломбо был введен комендантский час, поскольку военные и полиция проводили поисковые операции. [ 1 ]
К полудню четкий сигнал достиг штаба объединенных операций, и генерал Ратватте и старшие офицеры вылетели на авиабазу и оценили ущерб, нанесенный в результате атаки. Они приказали немедленно очистить взлетно-посадочную полосу, и к вечеру она была завершена. После расчистки взлетно-посадочной полосы «Кфиры» и МиГ-27 10-й эскадрильи начали бомбардировочные вылеты по целям ТОТИ в северных и восточных провинциях. [ 2 ]
Вскоре после нападения командующий ВВС маршал авиации Вираккоди был отстранен от должности, а суд назначил 11 военнослужащих ВВС США, в том числе трех офицеров: коммодора авиации Р. А. Ананду, командира базы ВВС Катунаяке; Командир звена Нихал Ратнаяке, офицер наземной обороны ВВС Катунаяке и командир звена Бхуванака Абейсурия, начальник службы безопасности международного аэропорта Бандаранаике . [ 6 ]
Маршал авиации Вираккоди согласился назначить следственный суд под председательством вице-маршала авиации Виджита Теннекуна, бывшего проректора-маршала по делу об инциденте, а президент Кумаратугна приказал полиции Шри-Ланки начать собственное уголовное расследование с участием более 60 детективов. Командир звена Ратнаяке подчинялся коммодору авиации Ананде, который стажер подчинялся командующему ВВС, а командир звена Абейсурия подчинялся директору по операциям ВВС. Командир базы ВСВС не осуществлял контроль над безопасностью международного аэропорта Бандаранаике, а его план обеспечения безопасности был представлен Оперативному управлению ВСВС в ноябре прошлого года и не был одобрен. [ 1 ]
Эффекты
[ редактировать ]Общая ориентировочная стоимость уничтоженных самолетов составляет около 450 миллионов долларов, из которых одни только аэробусы стоят более 300 миллионов долларов. [ 7 ] Нападение оказало серьезное воздействие на экономику Шри-Ланки, помимо причиненного физического ущерба. Страховые премии для портов и аэропортов Шри-Ланки резко возросли, поскольку они были классифицированы как опасные для терроризма, в результате чего корабли и самолеты избегали Шри-Ланки, что привело к увеличению затрат на импорт и сокращению экспорта. Закрытие единственного международного аэропорта на острове привело к резкому спаду туризма , который к концу года упал на 15,5%. В 2001 году рост ВВП составил отрицательные 1,4%, что стало первым спадом с момента обретения независимости в 1948 году, когда ведущая президента Чандрики Кумаратунги партия «Объединенный народный альянс свободы» проиграла парламентские выборы в декабре 2001 года . [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Атаки Катунаяке: беспорядки продолжают обостряться» . Санди Таймс . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Трижды удачный террор ТОТИ в Катунаяке» . Санди Таймс . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Ошибки разведки, выявленные в результате нападения на аэропорт Тамил Тайгер» . Обзор разведки Джейн. 2001. Архивировано из оригинала 25 февраля 2008 года . Проверено 3 июня 2006 г.
- ^ «Атака ТОТИ парализовала международный аэропорт Шри-Ланки» . Институт борьбы с терроризмом. 2001. Архивировано из оригинала 4 декабря 2001 года . Проверено 3 июня 2006 г.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Airbus A330-243 4R-ALE в международном аэропорту Коломбо-Бандаранайке (CMB)» .
- ^ «Атака в аэропорту: 11 человек предстанут перед трибуналом» . Таймс оф Индия . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ «Террор и Катунаяке» .
7 ° 10'52 "с.ш. 79 ° 53'2" в.д. / 7,18111 ° с.ш. 79,88389 ° в.д.
- Нападения на военные объекты в 2000-е годы
- События июля 2001 г. в Азии
- Тигры освобождения Тамил Илама атакуют во время Третьей Иламской войны
- Массовое убийство в 2001 году.
- Террористические атаки на аэропорты Азии
- Террористические инциденты в Шри-Ланке в 2001 году
- Авиационные происшествия и происшествия в 2001 г.
- Авиационные происшествия и происшествия на Шри-Ланке
- Авиакатастрофы и инциденты SriLankan Airlines