Jump to content

Атака в аэропорту Бандаранаике

Координаты : 7 ° 10'52 "с.ш. 79 ° 53'2" в.д.  /  7,18111 ° с.ш. 79,88389 ° в.д.  / 7,18111; 79,88389
Атака в аэропорту Бандаранаике
Часть гражданской войны в Шри-Ланке.
Дата 24 июля 2001 г.
Расположение
Результат Успешный рейд коммандос-смертника ТОТИ
Воюющие стороны
ВВС Шри-Ланки ТОТИ «Черные тигры»
Командиры и лидеры
Чандрика Кумаратунга
Главный маршал авиации Джаялат Вираккоди
Коммодор авиации Р.А. Ананда
Командир звена Бхуванака Абейсурия
Велупилаи Прабхакаран
Потту Амман
Полковник Чарльз
Сила
1 гарнизон ВВС 14 коммандос-смертников
Жертвы и потери
7 солдат убиты, 12 солдат ранены
Самолет уничтожен:
1 ударный вертолет Ми-17,
1 ударный вертолет Ми-24,
3 реактивных учебно-тренировочных самолета К-8,
2 истребителя Кфир,
1 истребитель МиГ-27,
2 аэробуса А330,
1 Аэробус А320,
1 Аэробус А340
Самолет поврежден:
5 реактивных учебно-тренировочных самолетов К-8,
5 истребителей Кфир,
1 истребитель МиГ-27,
1 Аэробус А340,
1 Аэробус А320
еще 1 военный самолет
14 черных тигров убиты

представляло Нападение на международный аэропорт Бандаранаике собой рейд террористов-смертников «Черных тигров Тигров освобождения Тамил Илама» (ТОТИ) 24 июля 2001 года на ВВС Шри-Ланки базу ВВС Катунаяке и прилегающий к ней международный аэропорт Бандаранаике в Катунаяке , Шри-Ланка . Эта атака была одной из самых смелых, предпринятых ТОТИ во время войны с правительством Шри-Ланки страны , и оказала глубокое влияние на военную промышленность , экономику и авиационную отрасль .

В 2001 году международный аэропорт Бандаранаике (BIA) был единственным аэропортом на острове, который выполнял международные рейсы и служил портом приписки национального перевозчика SriLankan Airlines, парк самолетов которого обслуживался и управлялся с его территории. Он служил основным аэропортом для коммерческих грузовых авиарейсов на остров. ВВС Катунаяке - крупнейшая авиабаза ВВС Шри-Ланки с двумя жилыми летными эскадрильями, в то время базировались 10-я «истребительная» эскадрилья и 4-я вертолетная эскадрилья, состоящая из истребителей, штурмовиков, учебно-тренировочных реактивных самолетов и вертолеты. В 1986 году бомба, заложенная в рейс 512 авиакомпании Air Lanka, взорвалась, когда самолет находился на взлетной полосе, в результате чего погиб 21 мирный житель в BIA, что привело к усилению безопасности и классификации как зона строгого режима, в то время как ВВС Катунаяке подверглись нападению JVP на 7 июня 1987 года. Два ангара, в которых размещались эскадрильи, имели ключевые авиационные средства и были классифицированы как V-зоны на авиабазе. По мере эскалации В результате гражданской войны в Шри-Ланке ТОТИ начали планировать и организовывать нападения террористов-смертников на ключевые экономические объекты, направленные на дестабилизацию экономики Шри-Ланки , к ним относятся нападение на гавань Коломбо в 1996 году и взрыв Центрального банка Коломбо . ВСВС было поручено обеспечить безопасность BIA. В 1999 году ТОТИ начали кампанию по возвращению полуострова Джафна , который они потеряли в 1996 году. Главный поворотный момент наступил в апреле 2000 года, когда они захватили Слоновий перевал , после чего ТОТИ удвоили свои усилия по возвращению Джафны и разгромить три изолированные дивизии шри-ланкийской армии на полуострове Джафна. Правительство Шри-Ланки ответило беспрецедентным импортом военной техники, чтобы усилить огневую мощь дивизий в Джафне и начать контрнаступление с целью вернуть утраченные позиции. В рамках срочной программы закупок ВВС получили несколько самолетов IAI «Кфир» к имеющемуся на вооружению и представили МиГ-27 для целевого наземного нападения, а также К-8 «Каракорумы» для предварительной подготовки пилотов. Кфиры и Миги были прикреплены к 10-й эскадрилье, что увеличило количество бомбардировочных вылетов ВВС Катунаяке по целям ТОТИ. Все это время Норвежские инициативы под руководством Эрика Сольхейма по заключению перемирия. Шри-Ланкийские и иностранные спецслужбы с тех пор подтвердили, что ТОТИ планировали нападение на ВВС Катунаяке в качестве прямого возмездия за воздушные налеты. [ 1 ] [ 2 ]

Атаковать

[ редактировать ]
Взлетно-посадочная полоса с международным аэропортом Бандаранаике и ВВС Катунаяке по обе стороны.

Около 21:00 23 июля 2001 года группа из 14 ТОТИ «Черные тигры» прибыла на игровую площадку майора Раджа Фернандо в Куране, недалеко от западного периметра ВВС Катунаяке, на автомобиле Mitsubishi Fuso Rosa . Позже возникло подозрение, что «Черный тигр» достиг города Негомбо по морю и был встречен кардерами разведывательного крыла ТОТИ, которые организовали логистику, чтобы доставить его в Курану. На детской площадке майора Раджа Фернандо они оделись и приготовились к атаке и около 21:30 направились к периметру авиабазы. Эту группу заметили местные жители, которые сообщили об этом патрулю по периметру, состоящему из двух летчиков полка ВСВС , которые пришли на игровую площадку и нашли предметы, оставленные «Черными тиграми», но не смогли поднять тревогу. [ 2 ]

Площадь авиабазы ​​составляла более 700 акров, а по периметру располагались большие кокосовые поля. В зонах строгого режима, охватывающих ангары для самолетов двух летных эскадрилий, находились на южном конце с видом на взлетно-посадочную полосу, общую для международного аэропорта. Два сетчатых забора защищали ангары с трех сторон, перрон стоянки был закреплен охранными постами, а между перроном стоянки и взлетно-посадочной полосой находился ливневой канал. Около 1:15 утра дежурный сержант ВВС заметил группу, переходившую дорогу за внешним ограждением, и сообщил об этом дежурному капралу на посту охраны. Капрал не доложил об этом дежурному офицеру. Через полчаса дежуривший на посту охраны в ангаре № 10-й эскадрильи сержант заметил группу и сообщил об этом в оперативный штаб, спросив, есть ли какие-либо детализированные группы засад, и получил подтверждение. Поэтому тревога не была поднята. [ 2 ]

«Черный Тигр» проделал дыру в сетчатом заборе между двумя ангарами летающих эскадрилий и проник внутрь. В это время произошло кратковременное отключение света. Затем атакующие силы разделились на две группы: одна двигалась перед 10-й эскадрильей, а другая - перед 4-й вертолетной эскадрильей. Часть самолетов обеих эскадрилий была припаркована на перроне, остальные остались в ангарах. «Черный тигр» наблюдал за авиабазой и аэропортом, ожидая, чтобы убедиться, что все самолеты иностранных авиакомпаний вылетели. В 3:50 утра две группы подошли к краю взлетно-посадочной полосы и начали атаку, обстреляв из легких противотанковых средств (LAW), реактивных гранат (РПГ) и 40-мм гранатометов самолеты, припаркованные на перроне, . Через несколько секунд самолеты на перронах загорелись; восемь военных самолетов: три учебно-тренировочных самолета К-8 «Каракорум» , один вертолет Ми-17 , один вертолет Ми-24 , два IAI «Кфир» истребителя и МиГ-27 Было уничтожено . Затем они попытались прорваться в ангары, в которых размещались остальные самолеты эскадрилий, но этому воспрепятствовал дежурный личный состав полка ВСВС, и началась интенсивная перестрелка. Не сумев добраться до ангаров, «Черный Тигр» направил пулеметный огонь по ангарам, в результате чего были повреждены пять самолетов К-8 и один МиГ-27, припаркованные внутри, а также несколько вертолетов. Всего в результате атаки было повреждено или уничтожено 26 самолетов. [ 3 ] [ 2 ]

Когда начался бой, командир базы командир авиации Р.А. Ананда был разбужен в своем шале и позвонил командующему ВВС Шри-Ланки маршалу авиации Джаялату Вираккоди и сообщил ему, что база подверглась атаке. Командующий армией генерал-лейтенант Лионель Балагалле был разбужен дежурным офицером штаба армии, сообщив о нападении, получив сообщение от подразделения коммандос по борьбе с угонами самолетов, дислоцированного в BIA. Коммандос и бронетанковые подразделения были немедленно отправлены из Коломбо в Катунаяке, а военно-морские патрули были отправлены из командования западного района ВМС Шри-Ланки . Начальник штаба обороны генерал Рохан Далуватте вместе с заместителем министра обороны генералом Ануруддхой Ратватте, генерал-лейтенантом Балагалле и командующим ВМС вице-адмиралом Дайей Сандагири встречаются в штабе объединенных операций . Маршал авиации Вираккоди поспешил на авиабазу по дороге, поскольку он не смог найти вертолет, поскольку в то время полеты в ВВС Катунаяке были невозможны. Пока подкрепления были в пути, личный состав полка ВСВС сопротивлялся попыткам «Черных тигров» войти в ангары, при этом «Тигры» атаковали летчиков из пулеметов и штурмовых винтовок в течение 45 минут, в течение которых были убиты восемь «Тигров» и три летчика. [ 2 ]

Затем оставшиеся шесть «Черных тигров» продолжили обстреливать из пулеметов ангары и двинулись в международный аэропорт, точку входа со взлетно-посадочной полосы которого охраняли всего шесть летчиков. Пересекая взлетно-посадочную полосу, они обстреляли припаркованный Шри-Ланканских авиалиний самолет Airbus A330 , который был заправлен топливом для вылетающего утром рейса в Рим. В результате обстрела топливные баки протекли, а 40-мм граната, выпущенная «Тиграми», вызвала взрыв, в результате которого А330 загорелся. Группа полка ВСВС под командованием лейтенанта Сулочаны Манапперумы смогла убить одного из «Черных тигров», а вскоре после этого были убиты еще двое. Когда атака переместилась на BIA, здание терминала было эвакуировано, а персонал и пассажиры бежали на Канадскую дорогу дружбы. Персонал попытался отбуксировать еще один А330 Шри-Ланканских авиалиний в безопасное место, но «Черный тигр» смог заложить взрывной заряд в самолет, уничтожив его. Все четверо переехали в пустующее здание терминала и вскоре заняли его. Двое остались в здании, а еще двое забрались на крышу здания аэровокзала. С рассветом на место происшествия начали прибывать армейские коммандос и подкрепление и начали сражаться с оставшимися нападавшими, спрятавшимися в здании терминала. Один из нападавших взорвал привязанную к нему взрывчатку, когда его загнали в угол коммандос, а еще одна бомба замедленного действия была обезврежена. Боевые действия продолжались: один коммандос был убит дружественным огнем, трое летчиков убиты, а один нападавший покончил жизнь самоубийством. Один из нападавших на крыше выстрелил из гранатомета в самолет Sri Lankan Airlines. Airbus A340 , приземлившийся в Сингапуре перед атакой, загорелся. Вскоре после этого двое нападавших на крыше были убиты. Были повреждены три самолета Sri Lankan Airlines: два А320-200 и один А340-300. Когда к 8:30 бой завершился, капитан Пуджита Джаякоди вырулил на Airbus A340 от горящего самолета. [ 4 ] [ 5 ] [ 3 ] Все 14 «Черных тигров» были убиты, а также шесть военнослужащих ВВС Шри-Ланки и один солдат убиты дружественным огнем. Двенадцать солдат получили ранения, а также трое мирных жителей Шри-Ланки и российский инженер. [ 3 ]

Три уничтоженных Airbus составили три из 12 самолетов авиакомпании Sri Lankan Airlines. Два других поврежденных самолета означали, что почти половина парка авиакомпании вышла из строя.

Последствия

[ редактировать ]

Аэропорт Бандаранаике был закрыт на 14 часов во время и после нападения. Во время штурма рейсы были перенаправлены в Индию из-за угрозы нападения. В округе Коломбо был введен комендантский час, поскольку военные и полиция проводили поисковые операции. [ 1 ]

К полудню четкий сигнал достиг штаба объединенных операций, и генерал Ратватте и старшие офицеры вылетели на авиабазу и оценили ущерб, нанесенный в результате атаки. Они приказали немедленно очистить взлетно-посадочную полосу, и к вечеру она была завершена. После расчистки взлетно-посадочной полосы «Кфиры» и МиГ-27 10-й эскадрильи начали бомбардировочные вылеты по целям ТОТИ в северных и восточных провинциях. [ 2 ]

Вскоре после нападения командующий ВВС маршал авиации Вираккоди был отстранен от должности, а суд назначил 11 военнослужащих ВВС США, в том числе трех офицеров: коммодора авиации Р. А. Ананду, командира базы ВВС Катунаяке; Командир звена Нихал Ратнаяке, офицер наземной обороны ВВС Катунаяке и командир звена Бхуванака Абейсурия, начальник службы безопасности международного аэропорта Бандаранаике . [ 6 ]

Маршал авиации Вираккоди согласился назначить следственный суд под председательством вице-маршала авиации Виджита Теннекуна, бывшего проректора-маршала по делу об инциденте, а президент Кумаратугна приказал полиции Шри-Ланки начать собственное уголовное расследование с участием более 60 детективов. Командир звена Ратнаяке подчинялся коммодору авиации Ананде, который стажер подчинялся командующему ВВС, а командир звена Абейсурия подчинялся директору по операциям ВВС. Командир базы ВСВС не осуществлял контроль над безопасностью международного аэропорта Бандаранаике, а его план обеспечения безопасности был представлен Оперативному управлению ВСВС в ноябре прошлого года и не был одобрен. [ 1 ]

Общая ориентировочная стоимость уничтоженных самолетов составляет около 450 миллионов долларов, из которых одни только аэробусы стоят более 300 миллионов долларов. [ 7 ] Нападение оказало серьезное воздействие на экономику Шри-Ланки, помимо причиненного физического ущерба. Страховые премии для портов и аэропортов Шри-Ланки резко возросли, поскольку они были классифицированы как опасные для терроризма, в результате чего корабли и самолеты избегали Шри-Ланки, что привело к увеличению затрат на импорт и сокращению экспорта. Закрытие единственного международного аэропорта на острове привело к резкому спаду туризма , который к концу года упал на 15,5%. В 2001 году рост ВВП составил отрицательные 1,4%, что стало первым спадом с момента обретения независимости в 1948 году, когда ведущая президента Чандрики Кумаратунги партия «Объединенный народный альянс свободы» проиграла парламентские выборы в декабре 2001 года . [ 1 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д «Атаки Катунаяке: беспорядки продолжают обостряться» . Санди Таймс . Проверено 20 ноября 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж «Трижды удачный террор ТОТИ в Катунаяке» . Санди Таймс . Проверено 20 ноября 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б с «Ошибки разведки, выявленные в результате нападения на аэропорт Тамил Тайгер» . Обзор разведки Джейн. 2001. Архивировано из оригинала 25 февраля 2008 года . Проверено 3 июня 2006 г.
  4. ^ «Атака ТОТИ парализовала международный аэропорт Шри-Ланки» . Институт борьбы с терроризмом. 2001. Архивировано из оригинала 4 декабря 2001 года . Проверено 3 июня 2006 г.
  5. ^ «Авиакатастрофа ASN Airbus A330-243 4R-ALE в международном аэропорту Коломбо-Бандаранайке (CMB)» .
  6. ^ «Атака в аэропорту: 11 человек предстанут перед трибуналом» . Таймс оф Индия . Проверено 20 ноября 2023 г.
  7. ^ «Террор и Катунаяке» .

7 ° 10'52 "с.ш. 79 ° 53'2" в.д.  /  7,18111 ° с.ш. 79,88389 ° в.д.  / 7,18111; 79,88389

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8e05690281e7c50bb577fc8185e7059b__1718800440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/9b/8e05690281e7c50bb577fc8185e7059b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bandaranaike Airport attack - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)