Истоки гражданской войны в Шри-Ланке
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Истоки гражданской войны в Шри-Ланке лежат в продолжающейся политической вражде между большинством сингальцев и меньшинством тамилов Шри-Ланки . Социальный антрополог Джонатан Спенсер описал войну как результат того, как современные этнические идентичности создавались и переделывались со времен колониального периода, при этом политическая борьба между тамилским меньшинством и правительством, в котором доминируют сингальцы, сопровождалась риторическими войнами за археологические памятники. и этимологии географических названий , а также политическое использование национального прошлого. [1] [2]
Колониальный период
[ редактировать ]Корни конфликта можно проследить еще в колониальную эпоху Шри-Ланки. Во время британского колониального правления стратегия «разделяй и властвуй» была реализована для обострения различий между сингальским большинством и тамильским меньшинством. [3] [4] Школы английского языка были открыты в Джафне Американской Цейлонской миссией , которая обеспечивала навыки английского языка тамильскому населению в Джафне. [5] [6] Высшие касты тамилов в Джафне получили выгоду от этой системы образования, что позволило им получить непропорционально больше возможностей для государственной службы по сравнению с сингальцами. [4] [7] Поскольку английское образование имело первостепенное значение для получения работы на государственной службе, колониальная политика британцев привела к исключению из правительства только сингальского большинства (а также тамилов, не говорящих по-английски). [8] [3] Британцы отбирали своих кандидатов на государственную службу на основе заслуг посредством открытого экзамена на государственную службу без этнической квоты. [9] [10] SWRD Бандаранаике , четвертый премьер-министр Доминиона Цейлон, заявил, что тамилы завоевали «доминирующее положение на государственной службе» благодаря своему упорному труду и заслугам в сдаче квалификационных экзаменов. [11] Точно так же историк EFC Людовик утверждает, что «на службе государству находилось большее количество тамилов пропорционально их численности» из-за «их большей трудолюбивости и бережливости». [12] Сингальские массы, не владевшие английским языком, чувствовали себя дискриминированными и были разочарованы образовательным и экономическим неравенством, с которым они столкнулись при колониальном правлении. [13] Более того, британцы настаивали на доминировании христианства и устранении привилегированного буддизма в правительстве штата, основной религии, которой следуют сингальцы. Политика, выдвинутая британцами для предоставления привилегий англоговорящему населению страны, усугубила недовольство неанглоязычного населения (большинство из которых были сингальцами), поскольку они столкнулись с трудностями в доступе к экономическим возможностям и предоставленным государством льготам. После окончания британского колониального правления в Шри-Ланке возросла этническая напряженность между сингальцами и тамилами Шри-Ланки. [14] [8] [15]
Привести к вооруженной борьбе
[ редактировать ]Основным фактором развития политического сознания среди тамилов во время европейского колониального правления было появление протестантских массовое миссионеров с 1814 года. Миссионерская деятельность миссионеров Американского совета комиссаров по иностранным миссиям , методистов и англиканских церквей привела к возрождение среди тамилов-индуистов, которые строили свои собственные школы, храмы, общества и издавали литературу, чтобы противостоять миссионерской деятельности. Успех этих усилий заставил тамилов уверенно думать о себе как о сообществе и подготовил путь к самосознанию как культурной, религиозной и языковой общности в середине XIX века. [16] [17]
Великобритания , которая получила контроль над всем островом в 1815 году, учредила в 1833 году законодательный совет из трех европейцев и по одному для сингальцев , шри-ланкийских тамилов и бюргеров . Основным требованием этого совета было выполнение консультативной роли перед губернатором . Эти должности в конечном итоге стали выборными. С момента создания консультативного совета в Комиссии Донохмора в 1931 году до Комиссии Соулбери в 1947 году главный спор между сингальской и тамильской элитами велся по вопросу представительства, а не по структуре правительства. Вопрос разделения власти был использован националистами обеих общин для создания обостряющегося межэтнического соперничества, которое с тех пор постоянно набирает обороты. [18]
Первоначально между двумя крупнейшими этническими группами Шри-Ланки, сингальцами и тамилами, не было особой напряженности, когда тамил Поннамбалам Аруначалам был назначен представителем сингальцев, а также тамилов в национальном законодательном совете. Однако британский губернатор Уильям Мэннинг активно поощрял концепцию «общинного представительства» и создал место в Коломбо , в котором попеременно проживали тамилы и сингальцы. [19]
Впоследствии Комиссия Донахмора решительно отвергла представительство общин и ввела всеобщее избирательное право . Это решение встретило решительный протест со стороны политического руководства тамилов, которое осознало, что они окажутся в меньшинстве в парламенте в зависимости от доли населения, которое они составляют. Г.Г. Поннамбалам , лидер тамильской общины, предложил Комиссии Соулбери обеспечить представительство 50–50 (50% для сингальцев, 50% для всех других этнических групп, включая тамилов) на предлагаемом независимом Цейлоне – предложение, которое был отклонен. [20] В 1936 году был создан Пан-сингальский совет министров , в который были исключены члены не-сингальского происхождения, что еще больше разделило сингальскую и тамильскую элиты. [21] Вторая мировая война послужила периодом междуцарствия, когда ловкая политика Д.С. Сенанаяке успешно уравновешивала поляризующие тенденции сингальских и тамильских националистов. [ нужна ссылка ] После обретения независимости в 1948 году Г.Г. Поннамбалам и основанная им партия Всецейлонский тамильский конгресс (Тамильский конгресс) присоединились к умеренному , [ нужна ссылка ] Ориентированное на Запад Объединенной национальной партии правительство . Это правительство приняло Закон о цейлонском гражданстве 1948 года, который лишил гражданства Шри-Ланки индийского происхождения и привел к тому, что Шри-Ланка стала мажоритарным государством . Правительство Шри-Ланки представляло только большинство общины, сингальскую общину . [ нужна ссылка ] и маргинализировали меньшинства, вызвав «тяжелую степень отчуждения» среди общин меньшинств. [22] Когда этот закон был принят, Тамильский Конгресс подвергся резкой критике со стороны оппозиционных марксистских групп и недавно сформированной тамильской националистической Федеральной партии Шри-Ланки (FP). SJV Челванаякам , лидер этой новой партии, оспорил закон о гражданстве в Верховном суде Шри-Ланки , а затем в совете Англии Тайном на основании дискриминации меньшинств, но ему не удалось его отменить. ФП получила два места на выборах 1952 года против четырех мест в Тамильском Конгрессе , но на выборах 1956 года она стала доминирующей партией в тамильских округах и оставалась таковой в течение двух десятилетий. ФП стала известна своей бескомпромиссной позицией в отношении прав тамилов. [23] В ответ на парламентский акт, сделавший сингальский единственным официальным языком в 1956 году, федеральные депутаты устроили ненасильственную сидячую забастовку ( сатьяграха ), но она была разогнана толпой националистов. Полиция и другие государственные органы, присутствовавшие на месте происшествия, не предприняли никаких действий, чтобы остановить насилие. ФП была названа козлами отпущения и была ненадолго запрещена после беспорядков 1958 года , в которых многие были убиты и тысячи тамилов были вынуждены покинуть свои дома.
Еще одним предметом конфликта между общинами были спонсируемые государством схемы колонизации , которые привели к изменению демографического баланса в восточной провинции в пользу сингальского большинства, которую тамильские националисты считали своей традиционной родиной. Это, пожалуй, самая непосредственная причина межобщинного насилия . [24]
В 1970-х годах ввоз фильмов, книг, журналов, журналов и т. д. на тамильском языке из культурного центра штата Тамил Наду в Индии был запрещен. Шри-Ланка также запретила местные группы, связанные с такими группами, как « Дравида Муннетра Кажагам» (DMK) и Тамильская молодежная лига . Обмен иностранной валюты в связи с давно установившейся практикой выезда тамильских студентов в Индию для получения университетского образования был прекращен. Аналогичным образом были отменены экзамены на получение внешних степеней Лондонского университета . Это привело к культурному разрыву связей между тамилами Шри-Ланки и тамилами из Индии. Тогдашнее правительство настаивало на том, что эти меры были частью общей программы экономической самодостаточности в рамках его социалистической программы и не были направлены против тамильского меньшинства. [ нужна ссылка ]
Политика стандартизации — политика, реализованная правительством Шри-Ланки в 1971 году. [25] сократить количество тамильских студентов, отобранных на определенные факультеты университетов. [26] [27] [28]
В 1973 году Федеральная партия решила потребовать создания отдельного штата . Для продвижения своих националистических целей они объединились с другими тамильскими политическими партиями и в 1975 году образовали Объединенный тамильский фронт освобождения (TULF). В 1976 году, после первого национального съезда Объединенного тамильского фронта освобождения, цейлонские тамилы перешли к видоизмененному национализму, который означало, что теперь они не хотели жить в пределах одного изолированного островного образования. [29] Челванаякам и Федеральная партия всегда выступали за единую страну и считали, что раздел страны будет «самоубийственным» вплоть до 1973 года. Однако политика различных правительств, которую тамильское руководство считало дискриминационной, [24] изменил позицию в пользу независимости Тамилов.
Рост воинственности
[ редактировать ]
С 1948 года, когда Шри-Ланка стала независимой, сменявшие друг друга правительства проводили политику, которая имела эффект чистого предпочтения сингальскому большинству за счет меньшинства шри-ланкийских тамилов . [30] Правительства приняли эту политику, чтобы помочь сингальскому сообществу в таких областях, как образование и занятость в государственном секторе. Но эта политика серьезно ограничила тамильскую молодежь среднего класса, которой в 1970-х и 1980-х годах было труднее поступить в университет или найти работу. Эти люди, принадлежащие к этому молодому поколению, которых другие тамилы часто называют «мальчиками» ( Подиян на тамильском языке ), сформировали множество воинствующих организаций. [30] Наиболее важным фактором, способствующим усилению группировок боевиков, стал погром «Черный июль» , который был воспринят как организованное мероприятие, в ходе которого было убито более 1000 мирных жителей Шри-Ланки, тамилов, что побудило многих молодых людей предпочесть вооруженный путь сопротивления. [30] [31]
К концу 1987 года они воевали не только с силами безопасности Шри-Ланки, но и с Индийскими силами по поддержанию мира . Они также сражались друг с другом, с одинаковой, если не с большей жестокостью. Основная группа: повстанческая группа «Тигры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ), уничтожила большую часть остальных. Они отражали напряженность между поколениями, а также кастовые и идеологические различия. За исключением ТОТИ, многие из оставшихся организаций превратились в второстепенные политические партии в рамках Тамильского национального альянса или в отдельные политические партии. Некоторые из них также действуют как военизированные группы в вооруженных силах Шри-Ланки. [30]
Отказ в гражданстве индийским тамилам
[ редактировать ]В Центральной провинции проживает значительная часть тамилов, рабочих на плантациях, привезенных из Индии британскими колониальными властями в XIX и XX веках. Эти индийские тамилы (или тамилы-сословия), как их называют, до сих пор работают в основном на чайных плантациях Шри-Ланки. На протяжении поколений они жили в нищете и продолжают жить в плохих условиях. [32] Хотя они говорят на диалектах одного и того же языка, их обычно считают отдельной общиной от тамилов Шри-Ланки на Севере и Востоке.
В 1949 году правительство Д.С. Сенанаяке приняло закон, лишавший сословных тамилов гражданства, оставляя их без гражданства .
В результате политический баланс острова был смещен в сторону от тамилов. В 1948 году, после обретения независимости, тамилы имели 33% голосов в парламенте. [ нужна ссылка ] . Однако после лишения сословных тамилов избирательных прав эта доля упала до 20%. Сингальцы могли получить и действительно получили большинство в парламенте более чем в 2/3, что лишило тамилов возможности эффективно противостоять политике сингальцев, затрагивающей их. Основная причина дисбаланса заключалась в том, что несколько многомандатных округов избрали члена парламента-тамила из большинства сингальского электората. Идея создания многомандатных округов заключалась в том, чтобы предотвратить доминирование меньшинств со стороны будущего националистического правительства.
Не удовлетворившись лишением гражданства, сменявшие друг друга правительства пытались полностью удалить сословие тамилов из страны. В 1964 году премьер-министр Сиримаво Бандаранаике подписал соглашение с премьер-министром Индии Л. Б. Шастри . Второе соглашение было подписано три года спустя с Индирой Ганди . Они предусматривали, что 600 000 тамилов из сословия будут изгнаны и отправлены в Индию в течение 15 лет, а 375 000 человек будут восстановлены в гражданстве Шри-Ланки. Не все представители первой группы фактически вернулись в Индию и остались в Шри-Ланке, не имея возможности голосовать, выезжать за границу или полноценно участвовать в жизни Шри-Ланки. Лишь в 2003 году полные гражданские права были восстановлены оставшимся тамилам в горной стране.
Языковая политика
[ редактировать ]Подробные отчеты крестьянской комиссии Канди (1947 г.), буддийской комиссии (1956 г.), а также статистика преобладающего приема в университет студентов, говорящих на тамильском языке, послужили основой для этих сингальских активистов, которые гарантировали, что SWRD Бандаранаике одержал убедительную победу в 1956 году. , проводя кампанию на сильной сингальской националистической платформе.
Этнический конфликт усугубил Закон об официальном сингальском языке 1956 года. Существовало общее мнение, что английский следует заменить в качестве официального языка страны. В законе правительство Шри-Ланки заменило английский язык на сингальский, что лишило тамилов права вести дела с государственными учреждениями на своем языке, а также ограничило их возможность поступить на государственную службу. К 1956 году примерно 75% населения свободно владело сингальским языком, примерно 15% владели тамильским, а остальные этнические группы говорили в основном по-английски, включая бюргеров и мусульман. Многоязычие не было широко распространено, хотя многие жители Шри-Ланки владели как минимум двумя из трех основных языков.
Правительство Партии свободы Шри-Ланки (SLFP) во главе с Соломоном Бандаранаике было приведено к присяге на платформе помощи растущему числу безработной молодежи, лишенной избирательных прав в результате политики официального языка сингальского языка. Большинство государственных служащих под колониальным правлением были тамилами, чьи должности были обеспечены бесплатными миссионерскими школами с преподаванием на английском языке на севере и востоке острова. Тамильская федеральная партия возглавила группу тамильских добровольцев и устроила сидячую сатьяграху (мирный протест).
Политика официального языка сингальского языка постепенно ослаблялась всеми последующими правительствами, и в 1987 году тамильский язык стал официальным языком Шри-Ланки. [33] рядом с сингальским. Английский остался де-факто языком управления; деятельность правительства по-прежнему осуществляется на английском языке, включая разработку законопроектов.
беспорядки 1958 года
[ редактировать ]В ходе беспорядков 1958 года 150–200 человек были убиты, в основном тамилы, еще тысячи подверглись нападениям, а имущество тамилов было разграблено. Более 25 000 тамильских беженцев были переселены на север. Точно так же большое количество сингальцев было убито или изгнано с севера и востока страны и переселено на юг.
1970 – Запрет на ввоз тамильских СМИ и литературы.
[ редактировать ]Импорт фильмов, книг, журналов, журналов и т. д. на тамильском языке из культурного центра Тамил Наду в Индии восприняли это принадлежащие к меньшинству, был запрещен в 1970 году. Некоторые тамильские политики Шри-Ланки, как направленное против их культурного выживания. Шри-Ланка также запретила такие группы, как « Дравида Муннетра Кажагам» и «Лига тамильской молодежи». В культурном отношении тамилы Шри-Ланки были отрезаны от Тамил Наду. Но некоторые утверждают, что это привело к местной тамильской литературы и средств массовой информации Шри-Ланки процветанию без конкуренции со стороны Индии.
Обмен иностранной валюты в связи с давно установившейся практикой выезда тамильских студентов в Индию для получения университетского образования был прекращен. Аналогичным образом были отменены экзамены на получение внешних степеней Лондонского университета . Правительство настаивало на том, что это часть общей программы экономической самодостаточности, часть его социалистической программы, однако большая часть тамильского населения не приняла и не поверила этому.
1971 г. – Закон об университетах.
[ редактировать ]В 1970-е годы прием в университеты был стандартизирован. Политика стандартизации — политика, реализованная правительством Шри-Ланки в 1971 году. [25] сократить количество тамильских студентов, отобранных на определенные факультеты университетов. [34] [35] [36]
При британцах английский был государственным языком и, следовательно, приносил большую пользу носителям английского языка. Однако большая часть населения Шри-Ланки проживала за пределами городских районов и не принадлежала к социальной элите и, следовательно, не пользовалась преимуществами англоязычного образования. Проблема усугублялась тем фактом, что в районе Джафны , где проживало преимущественно тамильское население, студенты имели доступ к англоязычному образованию через миссионерские школы. Это создало ситуацию, когда значительная часть студентов университетов, обучающихся на профессиональных курсах, таких как медицина и инженерное дело, были англоговорящими тамилами.
Рост сепаратизма
[ редактировать ]Сначала тамильские политики настаивали на федеральной системе через Федеральную партию . Это было встречено подозрением и сопротивлением со стороны многих сингальцев. В 1960-х годах правительство Сиримаво Бандаранаике приступило к национализации большинства миссионерских школ в стране, секуляризации их и изменению языка обучения только с английского на сингальский. После этого сингальские и тамильские дети стали редко посещать школу вместе. Не имея возможности говорить по-сингальски, тамильской молодежи становилось все труднее получить доступ к работе на государственной службе или поступить в университеты, а безработица выросла.
Название страны было изменено с Цейлона на Шри-Ланку в 1970 году. Это название санскритского происхождения разозлило и оттолкнуло многих тамилов.
Резолюция Ваддукоддай
[ редактировать ]Концепция отдельной нации, Тамил Илама , была предложена Объединенным фронтом освобождения тамилов (TULF) в резолюции Ваддукоддай в 1976 году. TULF представляла собой коалицию партий, которые продолжили кампанию на выборах 1977 года за создание независимого государства для тамилов в Шри-Ланка. Они получили большинство мест тамилов, но позже правительство запретило им участвовать в парламенте за защиту независимого государства. Тамильские сепаратисты во главе с ТОТИ взяли на себя руководство тамилами в ходе гражданской войны в Шри-Ланке . [37]
1981 – Разрушение публичной библиотеки Джафны.
[ редактировать ]В ночь с 31 мая на 2 июня сингальская толпа неистовствовала, поджигая рыночную площадь Джафны, офис тамильской газеты , дом члена парламента Джафны, публичную библиотеку Джафны и убив четырех человек. [38] Разрушение Публичной библиотеки Джафны стало инцидентом, который, по всей видимости, причинил наибольшее беспокойство жителям Джафны. 95 000 томов Публичной библиотеки, уничтоженных пожаром, включали множество культурно важных и незаменимых рукописей. Очевидцы сообщили о присутствии среди толпы полицейских в форме. [39] и их причастность к гибели четырех человек.
Начало войны
[ редактировать ]Антитамильские погромы в Шри-Ланке |
---|
Гал Оя (1956) |
погром 1958 года |
погром 1977 года |
погром 1981 года |
Черный июль (1983) |
Черный ( тамильский : யூலை , латинизированный Yūlai ; сингальский : කළු ) : ජූලිය июль Kaṟuppu கறுப்பு [40] Это произошло в Шри-Ланке в июле 1983 года. [41] [42] Погром был заранее спланирован. [43] [44] [45] [46] [примечание 1] и, наконец, был вызван смертельной засадой 23 июля 1983 года, в результате которой погибли 13 солдат армии Шри-Ланки , устроенной тамильской боевой группировкой « Тигры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ). [48] Хотя первоначально был организован членами правящей ОНП , вскоре он перерос в массовое насилие при значительном участии общественности. погром [49]
В ночь на 24 июля 1983 года антитамильские беспорядки начались в столице Коломбо , а затем распространились на другие части страны. В течение семи дней банды в основном сингальцы нападали, жгли, грабили и убивали тамильских мирных жителей. Грабежи, поджоги и убийства позже распространились на всех индийцев , при этом было совершено нападение на Высшую комиссию Индии и Индийский зарубежный банк . полностью разрушен [50] По оценкам, число погибших колеблется от 400 до 3000 человек. [51] и 150 000 человек стали бездомными. [52] [53] По данным Тамильского центра по правам человека (TCHR), общее число тамилов, убитых в ходе погрома «Черный июль», составило 5638 человек. [54]
Было разрушено около 18 000 домов и 5 000 магазинов. [55] Экономический ущерб от беспорядков оценивается в 300 миллионов долларов. [52] Погром был организован с целью разрушить экономическую базу тамилов: все магазины и заведения, принадлежащие тамилам, были разграблены и подожжены. [50] НПО Международная комиссия юристов охарактеризовала жестокость погрома как «акт геноцида » в отчете, опубликованном в декабре 1983 года. [56]
Погром побудил тысячи тамильской молодежи спонтанно присоединиться к группировкам боевиков, которые до погрома насчитывали всего 20-30 членов. [51] [57] Черный июль обычно рассматривается как начало гражданской войны в Шри-Ланке между тамильскими боевиками и правительством Шри-Ланки . [53] [58] В последующие годы тамилы Шри-Ланки бежали в другие страны, а июль стал периодом памяти для диаспоры всего мира. [59] На сегодняшний день никто не привлечен к ответственности ни за одно из преступлений, совершенных во время погрома. [60]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Джордж Иммервар, государственный служащий ООН и гражданин США, рассказал следующее о беспорядках:«Самое шокирующее сообщение пришло от моего [сингальского] друга, который был государственным служащим; он сказал мне, что сам помогал планировать беспорядки по приказу своего начальства. Когда я услышал, как он это сказал, я был так потрясен, что сказал ему, что просто не могу ему поверить, но он настаивал, что говорит правду, и фактически оправдывал решение правительства устроить беспорядки. Когда я услышал это, я позвонил чиновнику в нашем Госдепартаменте, и хотя он отказался обсуждать этот вопрос, у меня сложилось впечатление, что он уже знал из нашего посольства в Коломбо, что я ему говорю». [47]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Спенсер, Дж. История Шри-Ланки и корни конфликта , с. 23
- ^ «Краткое содержание Шри-Ланки» . Джонатан Спенсер . Архивировано из оригинала 11 июня 2008 г. Проверено 8 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Имтияз, Армия; Бинты, Асока (2009). «Сепаратистский конфликт в Шри-Ланке: понимание конфликта за пределами железного закона терроризма» . Азиатская политика (8): 168–173. ISSN 1559-0968 . JSTOR 24904958 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «BBC News | ЮЖНАЯ АЗИЯ | Шри-Ланка: этнический раскол» . news.bbc.co.uk.
- ^ «Добро пожаловать в UTHRJ» .
- ^ Мендис, GC, Причины межобщинного конфликта на Цейлоне (1943) http://dlib.pdn.ac.lk/handle/123456789/1109
- ^ Мендис, GC, Причины межобщинного конфликта на Цейлоне (1943) http://dlib.pdn.ac.lk/handle/123456789/1109
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Гражданская война в Шри-Ланке и ее история, пересмотренная в 2020 году» . Гарвардское международное обозрение . 31 августа 2020 г.
- ^ Конституция Цейлона 1945 г., https://ia600703.us.archive.org/24/items/CeylonConstitution-1945/CeylonConstitution.pdf, стр.48-50.
- ^ Виджератне Мудиянселаге Дон Даянанда Андради, 1967, цейлонец, получивший английское образование в официальной жизни Цейлона с 1865 по 1883 год, докторская диссертация, Лондонский университет https://eprints.soas.ac.uk/34090/1/11015906.pdf с. 240
- ^ SWRD Бандаранаике, премьер-министр (4 июня 1958 г.). Парламентские дебаты (Хансард) . Доминион Цейлон: Палата представителей. стр.930
- ^ EFC Людовик, 1966, Современная история Цейлона, стр.246
- ^ Кирни, Роберт Н. (1964). «Сингальский национализм и социальный конфликт на Цейлоне» . Тихоокеанские дела . 37 (2): 125–136. дои : 10.2307/2753947 . ISSN 0030-851X . JSTOR 2753947 .
- ^ Де Сильва, МЮ (2004). «Подавление буддизма при британцах и сопротивление буддистов» . Журнал Королевского азиатского общества Шри-Ланки . 49 : 15–52. ISSN 1391-720X . JSTOR 23732425 .
- ^ Сильва, К.М. Де; М, К. (2005). История Шри-Ланки . Книги Пингвинов Индия. ISBN 9789558095928 .
- ^ Гунасингам, Тамильский национализм Шри-Ланки , с. 108
- ^ Гунасингам, Тамильский национализм Шри-Ланки , с. 201
- ^ Гунасингам, Тамильский национализм Шри-Ланки , с. 76
- ^ К.М. де Сила, История Шри-Ланки, Penguin, 1995 г.
- ^ Ноябрь 1948 г. Архивировано 19 января 2009 г. в Wayback Machine , Хронология мира и конфликтов.
- ^ Сурен Рагхаван, Защита буддизма путем борьбы с федерализмомЭтнорелигиозный национализм сингальской сангхи и миротворчество в Шри-Ланке: 1995-2010 гг., Кандидатская диссертация, 2013 г., стр.20
- ^ Р. Черан (апрель 2009 г.) Корни конфликта в Шри-Ланке в The Real News
- ^ «Тамильская политика» . Рассел Р. Росс . Проверено 8 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Тамильское отчуждение» . Рассел Р. Росс . Проверено 8 мая 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коренные причины этнического конфликта в Шри-Ланке
- ^ Челвадурай Маногаран, Этнический конфликт и примирение в Шри-Ланке, Гавайский университет, 1987, стр. 116.
- ^ А. Джеяратнам Уилсон, Распад Шри-ЛанкиСингальско-тамильский конфликт, Hurst Publishers, 1988, стр. 131.
- ^ Ч. Р. Да Силва, Влияние национализма на образование: захват школы в 1961 году и кризис приема в университеты 1970-1975 годов, Коллективные идентичности, национализм и протесты в современной Шри-Ланке, стр. 486
- ^ Уилсон, А. Дж. Тамильский национализм Шри-Ланки: его истоки и развитие в девятнадцатом и двадцатом веках , стр. 101–110.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Тамильские воинствующие группы» . Рассел Р. Росс . Проверено 8 мая 2008 г.
- ^ Маршалл, Вольфганг (2003). «Социальные изменения среди тамильских беженцев из Шри-Ланки в Швейцарии» . Архивировано из оригинала 5 декабря 2007 г. Проверено 22 декабря 2007 г.
- ^ «BBCSinhala.com» . www.bbc.co.uk. Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ «Исследование официального языка Фонда USENGLISH - Шри-Ланка: языковые проблемы» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2008 г. Проверено 2 ноября 2007 г.
- ^ Челвадурай Маногаран, Этнический конфликт и примирение в Шри-Ланке, Гавайский университет, 1987, стр. 116.
- ^ А. Джеяратнам Уилсон, Распад Шри-ЛанкиСингальско-тамильский конфликт, Hurst Publishers, 1988, стр. 131.
- ^ Ч. Р. Да Силва, Влияние национализма на образование: захват школы в 1961 году и кризис приема в университеты 1970-1975 годов, Коллективные идентичности, национализм и протесты в современной Шри-Ланке, стр. 486
- ^ Эй Джей Уилсон (1 января 2000 г.). Тамильский национализм Шри-Ланки: его истоки и развитие в девятнадцатом и двадцатом веках . ЮБК Пресс. стр. 114–. ISBN 978-0-7748-0759-3 . Проверено 14 марта 2013 г.
- ^ «Ежеквартальный бюллетень ЮНЕСКО, том 14, выпуск 1» . ЮНЕСКО . Июнь – сентябрь 2004 г. Архивировано из оригинала 23 декабря 2004 г. Проверено 7 августа 2006 г.
- ^ «Два десятилетия после сожжения библиотеки Джафны в Шри-Ланке» . Мировой социалистический веб-сайт. 30 мая 2001 года . Проверено 7 августа 2006 г.
- ^ Сообщество, гендер и насилие, под редакцией Парты Чаттерджи, Прадипа Джеганатана.
- ^ Раджан Хул, Черный июль: дополнительные доказательства предварительного планирования https://www.colombotelegraph.com/index.php/black-july-further-evidence-of-advance-planning/
- ^ Раджан Хул, Черный июль Шри-Ланки: Борелла, 24-й вечер https://www.colombotelegraph.com/index.php/sri-lankas-black-july-borella-24th-evening/
- ^ Т. Сабаратнам, Пирапахаран, Том 2, Глава 2 - Резня в Джафне (2003)
- ^ Т. Сабаратнам, Пирапахаран, Том 2, Глава 3 - Окончательное решение (2003)
- ^ Т. Сабаратнам, Пирапахаран, Том 2, Глава 4 - Резня заключенных (2003)
- ^ Т. Сабаратнам, Пирапахаран, Том 2, Глава 5 - Вторая резня (2003)
- ^ А. Джеяратнам Уилсон, Распад Шри-Ланки: сингальско-тамильский конфликт. Гонолулу: Гавайский университет Press, 1988. стр. 173.
- ^ Нидхиш, депутат Кнессета (2 сентября 2016 г.). «Рецензия на книгу: Убийство Раджива Ганди Ниной Гопал» . Живая мята . Проверено 1 ноября 2018 г.
- ^ Э.М. Торнтон и Нитианантан, Р. - Шри-Ланка, Остров террора - Обвинительное заключение, ( ISBN 0 9510073 0 0 ), 1984 г., Приложение А.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пратап, Анита (август 1983 г.). «Капля крови в Индийском океане». Воскресенье, Том. 11, № 4 . Индия. стр.34-39
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Харрисон, Фрэнсис (23 июля 2003 г.). «Двадцать лет спустя – беспорядки, приведшие к войне» . Новости Би-би-си .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аспиналл, Джеффри и Риган, 2013 , с. 104.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бюрк, Роланд (23 июля 2008 г.). «Семьи Шри-Ланки подсчитывают цену войны» . Новости Би-би-си .
- ^ «Зарегистрированные цифры арестов, убийств, исчезновений» .
- ^ «Хронология мира и конфликтов: 24 июля 1983 года» . Центр анализа бедности. Архивировано из оригинала 29 июля 2013 года . Проверено 22 июля 2013 г.
- ^ «Обзор Международного суда № 31 (декабрь 1983 г.)» (PDF) . п. 24. Архивировано (PDF) из оригинала 28 марта 2014 г.
- ^ Сивакумар, Читра (2001). Трансформация тамильского воинствующего дискурса Шри-Ланки . Мадрас: Мадрасский университет. стр.323
- ^ Тамбия, Стэнли Джеяраджа (1986). Шри-Ланка: этническое братоубийство и демонтаж демократии . Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-78952-7 .
- ^ «Черный июль 83-го» . Blackjuly83.com . Проверено 30 мая 2022 г.
- ^ «Призраки Черного июля все еще преследуют Шри-Ланку» . Ежедневное ФТ . Коломбо. 26 июля 2022 г. Проверено 15 мая 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аспиналл, Эдвард; Джеффри, Робин ; Риган, Энтони, ред. (2013). Уменьшение конфликтов в Азиатско-Тихоокеанском регионе . Рутледж . ISBN 978-1136251139 .