Jump to content

Программа совместных ударных истребителей

Объединенный ударный истребитель (JSF)
Демонстраторы JSF Boeing X-32 (слева) и Lockheed Martin X-35 (справа).
Общая информация
Проект для Ударный истребитель
Выдан Несколько услуг
Прототипы Боинг Х-32
Локхид Мартин Х-35
История
Исход X-35 выбран для производства как F-35 Lightning II.
Предшественники Обычный доступный легкий истребитель (CALF)
Совместная передовая технология удара

Joint Strike Fighter ( JSF ) — это программа разработки и приобретения, предназначенная для замены широкого спектра существующих истребителей , ударных и штурмовиков для США, Великобритании, Италии, Канады, Австралии, Нидерландов, Дании, Норвегии, и бывшая Турция. [1] После конкуренции между Boeing X-32 и Lockheed Martin X-35 последний самолет был выбран для заключения контракта и преобразован в F-35 Lightning II , который заменит различные тактические самолеты, включая американский F-16 . A-10 , F/A-18A-D , AV-8B , EA-6B и британские Harrier GR7, GR9s и Tornado GR4 . Прогнозируемая среднегодовая стоимость программы составляет 12,5 миллиардов долларов США, а стоимость жизненного цикла программы оценивается в 1,1 триллиона долларов США. [2]

Формирование проекта

[ редактировать ]

Программа JSF стала результатом слияния проектов Common Affordable Lightweight Fighter (CALF) и Joint Advanced Strike Technology (JAST). [3] [4] Объединенный проект продолжался под названием JAST до этапа проектирования, производства и разработки (EMD), на котором проект стал Joint Strike Fighter. [5]

CALF представлял собой программу DARPA по разработке STOVL ударного истребителя (SSF) для Корпуса морской пехоты США и замены F-16 Fighting Falcon . В конце 1980-х годов ВВС США отказались от F-16 Agile Falcon , по сути, увеличенного F-16, и продолжили обдумывать другие проекты. В 1992 году Корпус морской пехоты и ВВС договорились о совместной разработке общего доступного легкого истребителя, также известного как усовершенствованный истребитель с коротким взлетом и вертикальной посадкой (ASTOVL). Проект CALF был выбран после того, как Пол Бевилаква убедил ВВС, что концепция его команды (если лишить ее подъемной системы ) имеет потенциал в качестве дополнения к F-22 Raptor . [6] [7]

Программа Joint Advanced Strike Technology (JAST) была создана в 1993 году во исполнение одной из рекомендаций Министерства обороны США (DoD) «Обзор снизу вверх по включению ВМС США в программу Common Strike Fighter». [8] Обзор также побудил Пентагон продолжить программы F-22 Raptor и F/A-18E/F Super Hornet , отменить программы многоцелевого истребителя (MRF) и A/FX, а также сократить F-16 и F/A. -18C/D закупки. Офис программы JAST был создан 27 января 1994 года для разработки самолетов , вооружения и сенсорных технологий с целью замены нескольких разрозненных самолетов США и Великобритании одним семейством самолетов; большинство из них заменят F-16. Меррилл Макпик , бывший начальник штаба ВВС США, пожаловался, что решение министра обороны Леса Аспина заставить все три службы использовать один планер значительно увеличило стоимость и сложность проекта. [9]

В ноябре 1995 года Великобритания подписала меморандум о взаимопонимании , чтобы стать официальным партнером, и согласилась выплатить 200 миллионов долларов, или 10% от этапа демонстрации концепции. [5]

В 1997 году Министерство национальной обороны Канады приступило к этапу демонстрации концепции с инвестициями в размере 10 миллионов долларов США. Эти инвестиции позволили Канаде принять участие в обширном и строгом конкурсном процессе, в ходе которого Boeing и Lockheed Martin разрабатывали и соревновались в своих прототипах самолетов. [10]

конкурс JSF

[ редактировать ]
X-32B в военно-морском музее авиации Патаксент-Ривер
X-35C выполняет летные испытания на базе ВВС Эдвардс

Исследования в поддержку JAST/JSF начались в 1993 году и привели к представлению STOVL в Министерство обороны со стороны McDonnell Douglas , Northrop , Lockheed и Boeing : [11]

  1. Макдоннелл Дуглас предложил самолет с турбовентиляторным двигателем с подогревом и удаленным газовым вентилятором для увеличения подъемной силы в режиме STOVL. Позже General Electric провела наземную демонстрацию этой конфигурации двигателя.
  2. Самолет Northrop имел вспомогательный подъемный двигатель, увеличивающий сухую тягу от турбовентиляторного двигателя с подогревом, оснащенного парой сопел вектора тяги.
  3. В концепции самолета Lockheed использовался турбовентиляторный двигатель с подогревом и увеличением тяги от подъемного вентилятора с дистанционным приводом от вала. Эта конфигурация двигателя в конечном итоге привела к созданию F135 -PW-600, который устанавливается на серийный самолет F-35B JSF.
  4. Боинг отказался от увеличения тяги. Они предложили самолет с турбовентиляторным двигателем с подогревом, который можно было переконфигурировать (в режиме STOVL) в прямоходный двигатель с парой сопел вектора тяги, расположенных вблизи центра тяжести самолета. Это привело к созданию F119 -PW-614S, который использовался на демонстраторе X-32 B JSF.

Два контракта на разработку прототипов были заключены 16 ноября 1996 года, по одному с компаниями Lockheed Martin и Boeing . [12] Каждая фирма будет производить по два самолета для демонстрации обычного взлета и посадки (CTOL), взлета и посадки авианосца (версия CV), а также короткого взлета и вертикальной посадки ( STOVL ). McDonnell Douglas было Предложение отклонено частично из-за сложности его конструкции. [13] Lockheed Martin и Boeing получили по 750 миллионов долларов на разработку демонстрационных образцов концепции и определение концепции предпочтительной системы вооружения (PWSC). Целью этого ограничения финансирования было предотвратить банкротство одного или обоих подрядчиков в попытке выиграть такой важный контракт. [4]

Также в 1996 году Министерство обороны Великобритании запустило проект Future Carrier Borne Aircraft . Эта программа искала замену Sea Harrier (а позже и Harrier GR7 ); Joint Strike Fighter был выбран в январе 2001 года.

Во время определения концепции летные испытания прошли два самолета Lockheed Martin: X-35A (который позже был преобразован в X-35B) и X-35C с более крупным крылом. [14] Вероятно, самой убедительной демонстрацией возможностей X-35 стали финальные квалификационные летные испытания Joint Strike Fighter, в ходе которых самолет X-35B STOVL взлетел менее чем на 500 футов (150 м), достиг сверхзвуковой скорости и приземлился вертикально – подвиг. чего компания Boeing не смогла достичь. [15]

Контракт на разработку и демонстрацию системы (SDD) был заключен 26 октября 2001 года с компанией Lockheed Martin. [16] чей Х-35 победил Боинг Х-32 . Одной из основных причин этого выбора, по-видимому, был метод достижения полета с короткой дистанцией полета, при этом Министерство обороны сочло, что более производительная система подъемного вентилятора стоила дополнительного риска. Находясь вблизи земли, у Boeing X-32 возникла проблема с циркуляцией горячего воздуха из выхлопных газов обратно в главный двигатель, что приводило к ослаблению тяги и перегреву двигателя. [15]

и Представители Министерства обороны США Уильям Бах , министр оборонных закупок Великобритании, заявили, что X-35 неизменно превосходит X-32, хотя оба они соответствуют требованиям или превосходят их. [15] Разработка JSF совместно финансировалась США , Великобританией , Италией , Нидерландами , Канадой , Турцией , Австралией , Норвегией и Данией . В июле 2019 года США исключили Турцию из программы Joint Strike Fighter после приобретения ею российского ракетного комплекса С-400 . Турция планировала купить 100 самолетов F-35 Lightning II . [17]

Lockheed Martin компании X-35 станет основой F-35 Lightning II , который в настоящее время находится в производстве. 6 апреля 2009 года министр обороны США Роберт Гейтс объявил, что США купят в общей сложности 2443 JSF. [18]

Проблемы программы

[ редактировать ]

Предполагаемый китайский шпионаж

[ редактировать ]

В апреле 2009 года газета Wall Street Journal сообщила, что компьютерные шпионы, предположительно китайские, но, как выяснилось, из неопределенных источников, проникли в базу данных и получили терабайты секретной информации об истребителе, что, возможно, поставило под угрозу его будущую эффективность. [19] [20]

Государственная корпорация авиационной промышленности Китая (AVIC) якобы использовала эти данные в китайских истребителях Chengdu J-20 и Shenyang FC-31 . [21] [22] [23]

Перерасход средств

[ редактировать ]

1 февраля 2010 года министр обороны Роберт М. Гейтс объявил, что из-за задержек и других проблем с программой развития JSF он отстраняет генерал-майора Дэвида Р. Хайнца от командования программой и удерживает 614 миллионов долларов в виде бонусов от Локхид Мартин. [24] 16 февраля 2010 г. заместитель министра обороны Билл Линн объявил, что реализация программы будет отложена на один год. [25] По некоторым оценкам, перерасход средств может увеличить общие затраты программы до 388 миллиардов долларов, что на 50% больше первоначальной цены. [26] Многие финансовые и технические сложности программы возникают из-за морской версии JSF, способной осуществлять вертикальный взлет и посадку. [26]

11 марта 2010 года комитет Сената США по вооруженным силам исследовал ход реализации программы JSF на встрече с представителями Пентагона , подчеркнув затраты, связанные с риском процесса Нанна-Маккарди . [27] По данным Счетной палаты правительства , стоимость F-35A выросла с 50 миллионов долларов в 2002 году, с 69 миллионов долларов в 2007 году до 74 миллионов долларов в 2010 году, все в долларах 2002 года. [27]

Канада пересмотрела свои обязательства по проекту в декабре 2012 года из-за перерасхода средств. Решение было принято после отчета аудиторской фирмы KPMG , который показал, что покупка Канады обойдется Канаде в 45 миллиардов канадских долларов в течение 42 лет. Рона Эмброуз , министр общественных работ Канады, заявила: «Мы нажали кнопку перезагрузки и уделяем время полной оценке всех имеющихся самолетов». [28] Министр обороны Питер Маккей объявил о планах Канады купить F-35 в 2010 году, заявив, что цена покупки составила 9 миллиардов долларов, но не предоставил смету эксплуатационных расходов. Во время избирательной кампании 2011 года консерваторы заявили, что общие затраты за 20 лет составят 16 миллиардов долларов. [29] 19 октября 2015 года Либеральная партия Канады под руководством Джастина Трюдо получила большинство , частично благодаря предвыборному обещанию не покупать F-35, а вместо этого «один из многих более дешевых вариантов, которые лучше соответствуют потребностям обороны Канады». [30] [31]

Проблемы с производительностью

[ редактировать ]

Обеспокоенность по поводу характеристик F-35 частично вызвана сообщениями о моделировании, проведенном корпорацией RAND , в котором три полка китайских истребителей Су-27 побеждают шесть F-22, отказывая в дозаправке танкеров. [32]

В результате этих сообщений СМИ тогдашний министр обороны Австралии Джоэл Фитцгиббон официальный брифинг ​​запросил у Министерства обороны Австралии по симуляции. На брифинге говорилось, что отчеты о моделировании были неточными и что характеристики F-35 не сравнивались с характеристиками других самолетов. [33] [34]

Эндрю Хен, директор проекта RAND Air Force, сделал следующее заявление: «Недавно в австралийской прессе появились статьи с утверждениями относительно военной игры, в которой участвовали аналитики корпорации RAND. Эти сообщения не точны. не было представлено какого-либо анализа боевых действий, касающегося действий совместного ударного истребителя F-35, и в игре не было попытки подробного рассмотрения боя воздух-воздух. Ни игра, ни оценки RAND в поддержку игры не предпринимали никаких действий. сравнение боевых качеств конкретных истребителей». [35]

Более того, майор Ричард Кох, начальник передового отдела господства в воздухе ВВС США, как сообщается, сказал: «Я просыпаюсь в холодном поту при мысли о том, что F-35 идет в атаку только с двумя орудиями господства в воздухе». статья Aviation Week , в которой крайне скептически оценивается источник (ВВС США) о том, что F-35 будет «на 400% более эффективным», чем предполагаемые противники. [36]

Опыт программы JSF привел к созданию более консервативной и открытой программы «Будущий вертикальный подъем» . [37]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Мехта, Аарон (17 июля 2019 г.). «Турция официально вышла из программы F-35, стоимость которой составляет полмиллиарда долларов США» . Новости обороны . Проверено 6 июня 2021 г.
  2. ^ «Объединенный ударный истребитель - действия Министерства обороны, необходимые для дальнейшего улучшения реструктуризации и устранения рисков доступности» (PDF) . Счетная палата правительства США . Проверено 1 августа 2012 г.
  3. История программы Joint Strike Fighter. Архивировано 30 декабря 2010 г. в Wayback Machine , Мартин-Бейкер. Проверено в апреле 2011 г.
  4. ^ Jump up to: а б Николлс, Марк (август 2000 г.). «JSF: Главный приз». Ежемесячник ВВС . Ключевые публикации: 32–38.
  5. ^ Jump up to: а б «США и Великобритания подписывают соглашение JAST» . Аэрокосмическая газета . МакГроу-Хилл. 25 ноября 1995 г. с. 451.
  6. Уилсон, Джордж К. « Двигатель, который мог бы ». Архивировано 19 октября 2013 г. в Wayback Machine « GovExec , 22 января 2002 г. Проверено в декабре 2009 г. Архивировано 19 октября 2013 г.
  7. ^ «Силовая установка для самолетов с вертикальным и коротким взлетом и посадкой». Архивировано 25 февраля 2012 г. в Wayback Machine , патент США 5209428.
  8. ^ Болкком, Кристофер. «История, статус и проблемы» JSF: страница CRS-2, dtic.mil , 16 июня 2003 г. Дата обращения: 18 сентября 2010 г.
  9. ^ «Цены растут, энтузиазм в отношении F-35 Lightning падает».
  10. ^ [1] Архивировано 11 февраля 2011 г. в Wayback Machine . "Правительство Канады" 16 июля 2010 г. Дата обращения: 26 июля 2010 г.
  11. ^ «1995 | 0834 | Архив полетов» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года.
  12. ^ Болкком, Кристофер (17 февраля 2009 г.). «Программа объединенного ударного истребителя F-35 Lightning II (JSF): предыстория, состояние и проблемы» . apps.dtic.mil . Центр оборонной технической информации . Архивировано из оригинала 1 июня 2022 года . Проверено 3 февраля 2019 г.
  13. ^ Фулгам, Дэвид; Марокко, Джон (25 ноября 1996 г.). «Финальный конкурс JSF не дает надежных ставок» . Неделя авиации и космических технологий . МакГроу-Хилл. п. 20.
  14. ^ «Официальный сайт Joint Strike Fighter – Страница истории» . Архивировано из оригинала 15 июля 2019 года . Проверено 21 августа 2007 г.
  15. ^ Jump up to: а б с PBS: стенограмма Nova "X-planes"
  16. ^ Болкком, Кристофер. «История, статус и проблемы» JSF: страница CRS-4, dtic.mil , 16 июня 2003 г. Дата обращения: 18 сентября 2010 г.
  17. ^ «США исключили Турцию из программы истребителей F-35» . Новости Би-би-си . 17 июля 2019 г.
  18. Гейтс, Доминик, «Аэрокосмический гигант пострадал сильнее, чем его коллеги», Seattle Times , 7 апреля 2009 г., стр. 1.
  19. ^ Горман, Сиобан; Коул, август; Дризен, Йочи (21 апреля 2009 г.). «Проект компьютерных шпионов по прорыву истребителя» . Уолл Стрит Джорнал . Эван Перес участвовал в написании этой статьи. Доу Джонс и компания . Архивировано из оригинала 15 января 2015 года.
  20. ^ Маунт, Майк (21 апреля 2009 г.). «Хакеры украли данные о новейшем истребителе Пентагона» . CNN . Эрик Марраподи внес свой вклад в подготовку этого отчета. Архивировано из оригинала 24 апреля 2009 г. – на сайте cnn.com.
  21. ^ «Секреты украденных F-35 теперь обнаруживаются в китайском истребителе-невидимке» . Фокс Ньюс . 20 декабря 2015 г. [Впервые опубликовано 13 марта 2014 г.].
  22. ^ «Новые документы Сноудена показывают, что за взломом F-35 стоят китайцы» . Дипломат . 27 января 2015 г.
  23. ^ «Америка заявляет, что китайский истребитель пятого поколения J-31 украден у ее F-35» . Экономические времена . 13 ноября 2015 г.
  24. Уитлок, Крейг, «Ворота генерал-майору: вы уволены», Washington Post , 2 февраля 2010 г., стр. 4.
  25. ^ Рид, Джон, «Официальный представитель Пентагона подтверждает годовую отсрочку для JSF», DefenseNews.com , 16 февраля 2010 г.
  26. ^ Jump up to: а б Шахтман, Ной. «Военно-воздушные силы нуждаются в серьезной модернизации». Архивировано 8 октября 2010 г. в Wayback Machine , Брукингский институт , 15 июля 2010 г.
  27. ^ Jump up to: а б JSF предстанет перед Сенатом США , australianaviation.com.au, 12 марта 2010 г.
  28. ^ «Канада замораживает JSF» . Файнэншл Таймс. 13 декабря 2012 года . Проверено 18 августа 2013 г.
  29. ^ «Канада рассматривает планы закупки истребителей F-35» . Нью-Йорк Таймс . 12 декабря 2012 года . Проверено 18 августа 2013 г.
  30. ^ «Джастин Трюдо обещает «настоящие перемены», поскольку либералы стремятся к правительству большинства» . cbc.ca. ​20 октября 2015 г. Проверено 20 октября 2015 г.
  31. ^ Либеральная партия Канады (5 октября 2015 г.). «Новый план для сильного среднего класса» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 октября 2015 года . Проверено 5 октября 2015 г.
  32. ^ Тримбл, Стивен. «Оборонная политика США – и F-35 – под атакой». Flight International , Reed Business Information, 15 октября 2008 г.
  33. ^ «Критика бойцов «несправедлива» и «искажена»». ABC News , 25 сентября 2008 г. Дата обращения: 30 октября 2008 г.
  34. ^ Вольф, Джим. «Глава ВВС связал истребитель F-35 с Китаем». reuters.com , 19 сентября 2007 г. Дата обращения: 3 июля 2010 г.
  35. ^ Хен, Эндрю. «Заявление относительно освещения в СМИ совместного ударного истребителя F-35». РЭНД , 12 октября 2010 г. Проверено 17 мая 2012 г.
  36. ^ Свитман, Билл. «Лидеры JSF снова в бою». Aviationweek.com , 22 сентября 2008 г. Дата обращения: 3 июля 2010 г.
  37. ^ Сидней Дж. Фридберг-младший « Будущий вертикальный подъем: одна программа или много? » Breaking Defense , 5 июня 2014 г. Доступ: 22 июня 2014 г. Архивировано 6 июня 2014 г.
  • Кейспер, Джеральд. Объединенный ударный истребитель Lockheed F-35 . Авиация «Перо и меч», 2007. ISBN   978-1-84415-631-3 .
  • Спик, Майк, изд. Большая книга современных боевых самолетов . МБИ, 2000. ISBN   0-7603-0893-4 .
[ редактировать ]
Внешние изображения
Официальные видеоролики программы JSF
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fbedf59ec02d8acec1edeaf225dd1a53__1716982860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/53/fbedf59ec02d8acec1edeaf225dd1a53.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Joint Strike Fighter program - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)