Пратт и Уитни F135
Ф135 | |
---|---|
![]() | |
Двигатель F135 на этапе разработки и демонстрации системы JSF (SDD) | |
Тип | ТРДД |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Пратт и Уитни |
Основные приложения | Локхид Мартин F-35 Лайтнинг II |
Разработано на основе | Пратт и Уитни F119 |
Pratt & Whitney F135 — с форсажным двигателем, турбовентиляторный двигатель разработанный для Lockheed Martin F-35 Lightning II , одномоторного ударного истребителя. У него есть два варианта; вариант обычного взлета и посадки ( CTOL ), используемый в F-35A и F-35C, и двухтактный вариант с коротким взлетом и вертикальной посадкой ( STOVL ), используемый в F-35B. [ 1 ] включая вентилятор переднего подъема . Первые серийные двигатели были поставлены в 2009 году. [ 2 ]
Разработанный на основе двигателя Pratt & Whitney F119 , используемого на F-22 Raptor , двигатель F135 развивает тягу около 28 000 фунтов силы (125 кН) и 43 000 фунтов силы (191 кН) на форсажной камере. [ 3 ] [ 4 ] F135 конкурировал с General Electric/Rolls-Royce F136 за право оснащать F-35.
Разработка
[ редактировать ]F135 был разработан Lockheed Corporation Skunk Works с целью разработки малозаметного ударного истребителя STOVL для Корпуса морской пехоты США в рамках программы DARPA 1986 года . Сотрудник Lockheed Пол Бевилаква разработал и запатентовал [ 5 ] концепт самолета и двигательной установки, а затем обратился к Pratt & Whitney (P&W) с просьбой построить демонстрационный двигатель. [ 6 ] Демонстратор наземных испытаний использовал в качестве подъемного вентилятора вентилятор первой ступени двигателя F119. Вентилятор и сердечник двигателя от F100-220 использовались в качестве активной части двигателя-демонстратора, а более крупная турбина низкого давления от F100-229 использовалась в качестве турбины низкого давления двигателя-демонстратора. Турбина большего размера использовалась для обеспечения дополнительной мощности, необходимой для работы подъемного вентилятора. было добавлено сопло с регулируемой тягой Наконец, для завершения демонстрационного двигателя F100-229- Plus . Этот двигатель подтвердил концепцию подъемного вентилятора и привел к разработке нынешнего двигателя F135. [ 7 ]
В команду F135 входят Pratt & Whitney , Rolls-Royce и Hamilton Sundstrand . Pratt & Whitney является генеральным подрядчиком основного двигателя и системной интеграции. Компания Rolls-Royce отвечает за систему вертикального подъема самолета STOVL. Гамильтон Сандстранд отвечает за электронную систему управления двигателем, систему привода, PMAG, коробку передач и системы мониторинга работоспособности. Компания Woodward, Inc. отвечает за топливную систему.
P&W разработала F135 на основе своего турбовентиляторного двигателя F119 , который установлен на F-22 Raptor , как «F119-JSF». F135 объединяет ядро F119 с новыми компонентами, оптимизированными для JSF. [ 8 ] F135 собирается на заводе в Мидлтауне, штат Коннектикут . Некоторые детали двигателя производятся в Лонгёй , Квебек, Канада. [ 9 ] и в Польше. [ 10 ]

Первую серийную двигательную установку для эксплуатационной эксплуатации планировалось поставить в 2007 году с целью обслуживания клиентов из США, Великобритании и других международных стран. Первые F-35 были запущены в производство с двигателями F135, но команда GE / Rolls-Royce планировала разработать замену двигателю F136 в июле 2009 года. В 2010 году Пентагон планировал выставить на конкурс две силовые установки. Однако с 2006 года Министерство обороны не запрашивало финансирование программы создания альтернативного двигателя F136, но Конгресс сохранил финансирование программы. [ 11 ]

По состоянию на 2009 год компания P&W разработала более долговечную версию двигателя F135 для увеличения срока службы ключевых деталей. Срок службы деталей сократился, поскольку горячие секции двигателя (в частности, камера сгорания и лопатки турбины высокого давления) нагревались сильнее, чем ожидалось. Тестовый двигатель получил обозначение XTE68/LF1 , и ожидается, что испытания начнутся в 2010 году. [ 12 ] Этот редизайн вызвал «существенный рост затрат». [ 13 ]
P&W рассчитывала поставить F135 по цене ниже, чем F119, хотя у него был более мощный двигатель. [ 14 ] Однако в феврале 2013 года во время плановой проверки была обнаружена треснувшая лопатка турбины. Трещина возникла из-за работы турбины при высоких температурах в течение более длительного времени, чем обычно. [ 15 ] вентилятор первой ступени В декабре 2013 года во время наземных испытаний полый вышел из строя на 77% ожидаемого срока службы. Его следовало заменить цельной деталью, добавившей вес 6 фунтов (2,7 кг). [ 16 ] В 2013 году бывший сотрудник P&W был пойман при попытке переправить в Иран «многочисленные коробки» с конфиденциальной информацией о F135. [ 17 ]
Несмотря на неприятности, в 2013 году был поставлен сотый двигатель. [ 18 ] LRIP-6 был согласован в 2013 году за 1,1 миллиарда долларов на 38 двигателей различных типов, что позволило снизить себестоимость единицы продукции. [ 19 ]
Генерал-лейтенант ВВС Кристофер К. Богдан, исполнительный директор программы F-35, обвинил P&W в недостаточном качестве производства двигателей и медленных поставках. [ 20 ] Его заместитель контр-адмирал Рэнди Мар заявил, что P&W прекратила усилия по сокращению расходов после того, как «получила монополию». [ 21 ] В 2013 году цена F135 выросла на 4,3 миллиарда долларов. [ 22 ]
В мае 2014 года компания Pratt & Whitney обнаружила противоречивую документацию о происхождении титанового материала, используемого в некоторых ее двигателях, включая F135. Компания оценила, что неопределенность не представляет риска для безопасности полета, но в результате приостановила поставки двигателей. Богдан поддержал действия P&W и заявил, что теперь проблема связана с поставщиком A&P Alloys. В июне 2014 года Агентство по управлению оборонными контрактами США написало, что «продолжающееся плохое управление поставщиками со стороны Pratt & Whitney является основной причиной увеличения количества уведомлений о потенциальных проблемах». Компания A&P Alloys заявила, что они поддерживают свою продукцию, хотя им не был предоставлен доступ к деталям для проведения собственных испытаний. Трейси Майнер, адвокат бостонской Demeo LLP, представляющая A&P Alloys, заявила: «Это вопиюще несправедливо разрушать бизнес A&P, не предоставляя A&P доступ к рассматриваемым материалам». [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
В июле 2014 года при подготовке самолета к взлету произошел неконтролируемый отказ ротора вентилятора. Детали прошли через топливный бак и вызвали пожар, в результате чего парк F-35 остановился. [ 26 ] Во время маневрирования с высокой перегрузкой за три недели до полета изгиб двигателя вызвал чрезмерное трение уплотнения между блиском вентилятора и статором вентилятора, что привело к надвигающемуся отказу. Трение вызвало повышение температуры более 1000 °C (1900 °F), что значительно превышает предел материала в 540 °C (1000 °F). По словам руководителя программы Кристофера Богдана, на лопастях вентилятора третьей ступени появились микротрещины, в результате чего лопасти оторвались от диска. Вышедшие из строя лопасти пробили топливный бак, а смесь горячего воздуха с топливом вызвала пожар. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] В качестве краткосрочного решения каждый самолет летает по определенному профилю полета, чтобы уплотнение несущего винта изнашивалось в ответной канавке статора и предотвращало чрезмерное трение. [ 30 ]
Pratt & Whitney удалось достичь своих производственных целей на 2015 год, но «повторяющиеся проблемы с качеством производства» лопаток турбин и электронных систем управления потребовали вывода двигателей из парка. [ 31 ]
Дизайн
[ редактировать ]Созданный на основе двигателя F119 , F135 представляет собой турбовентиляторный двигатель с дожиганием смешанного потока с новым вентилятором и турбиной низкого давления. [ 32 ]
Существует два варианта F135: версии -100 и -600. [ 1 ] Упоминается версия -400, аналогичная -100, основное отличие которой заключается в использовании материалов, устойчивых к солевой коррозии. [ 33 ] [ 34 ] Ниже описывается модель -600 с пояснением изменений конфигурации двигателя, происходящих при висении. Двигатель и система Rolls-Royce LiftSystem образуют силовую установку с интегрированным подъемным вентилятором (ILFPS). [ 35 ]
Вертикальная тяга для версии STOVL получается от двухступенчатого подъемного вентилятора (около 46% [ 36 ] ) перед двигателем векторизирующее сопло выхлопа (около 46% [ 36 ] ), а форсунка в каждом крыле использует вентиляторный воздух из перепускного канала (около 8% [ 36 ] ). Этот вклад в общую подъемную силу основан на значениях тяги 18 680 фунтов силы (83,1 кН), 18 680 фунтов силы (83,1 кН) и 3 290 фунтов силы (14,6 кН) соответственно. [ 36 ] Другой источник дает значения тяги 20 000 фунтов силы (89 кН), 18 000 фунтов силы (80 кН) и 3900 фунтов силы (17 кН) соответственно. [ 37 ]
В этой конфигурации большая часть байпасного потока направляется к соплам крыла, известным как стойки крена. Некоторые из них используются для охлаждения заднего выхлопного сопла, известного как поворотное сопло с тремя подшипниками (3BSD). [ 38 ] В то же время в верхней части самолета открывается вспомогательный воздухозаборник для подачи дополнительного воздуха в двигатель с минимальными искажениями во время висения. [ 32 ]
Турбина низкого давления (НД) приводит в движение подъемный вентилятор через удлинение вала на передней части ротора НД и муфту. Двигатель работает как раздельный ТРДД с более высокой степенью двухконтурности. [ 39 ] Мощность привода вентилятора — около 30 000 л.с. (22 000 кВт). [ 39 ] – получается от турбины НД за счет увеличения площади горячего сопла. [ 39 ]
Более высокая степень двухконтурности увеличивает тягу при той же мощности двигателя, что является фундаментальным следствием передачи мощности от реактивной струи малого диаметра к реактивной струе большего диаметра. [ 40 ] Когда F135 обеспечивает вертикальную подъемную силу с использованием увеличенной степени двухконтурности подъемного вентилятора, увеличение тяги составляет 50%. [ 36 ] без увеличения расхода топлива. Увеличение тяги составляет 52%. [ 36 ] в обычном полете при использовании форсажа, но с большим увеличением расхода топлива.
Передача примерно 1 ⁄ 3 [ 41 ] Мощность, доступная для тяги горячего сопла к подъемному вентилятору, снижает температуру и скорость задней подъемной струи, падающей на землю. [ 41 ] F-35 может достичь ограниченного крейсерского режима на 100% дроссельной заслонки без форсажных камер со скоростью 1,2 Маха на расстояние 150 миль (240 км; 130 морских миль). [ 42 ]
Как и F119, F135 имеет малозаметный усилитель, в котором традиционные распылители и пламедержатели заменены толстыми изогнутыми лопатками, покрытыми керамическими радиопоглощающими материалами (RAM). В эти лопатки встроены топливные форсунки форсажной камеры, которые блокируют прямую видимость турбин, способствуя скрытности кормового сектора. Осесимметричное сопло состоит из пятнадцати частично перекрывающихся створок, образующих пилообразный рисунок на задней кромке. Это создает вихри и уменьшает инфракрасную сигнатуру выхлопного шлейфа. Сообщается, что эффективность сопоставима с эффективностью клиновых насадок F119, но при этом они значительно более экономичны и требуют меньшего обслуживания. [ 43 ]
В двигателе используются термоэлектрические датчики для контроля состояния подшипников турбины . [ 44 ]
Повышение надежности двигателя и простоты обслуживания является основной целью F135. Двигатель имеет меньшее количество деталей, чем аналогичные двигатели, что повышает надежность. Все сменные компоненты (LRC) можно снять и заменить набором из шести обычных ручных инструментов. [ 45 ] Система управления состоянием F135 предназначена для предоставления данных в режиме реального времени специалистам по обслуживанию на местах. Это позволяет им устранять неполадки и готовить запасные части до того, как самолет вернется на базу. По мнению Pratt & Whitney, эти данные могут помочь значительно сократить время устранения неполадок и замены — на 94 % по сравнению с устаревшими двигателями. [ 46 ]
Планируемые улучшения
[ редактировать ]Хотя ни одна служба не выдвинула требования по модернизированному двигателю, Пратт и Уитни сотрудничают с ВМС США над двухблочным планом усовершенствования двигателя F135. Цели Блока 1 — увеличение тяги на 7–10% и снижение расхода топлива на 5–7%. В планы входит улучшение технологии охлаждения лопаток турбин; это увеличит срок службы двигателя и существенно снизит затраты на техническое обслуживание. ВВС США Целью Блока 2 является работа с Программой перехода к адаптивным двигателям с намерением внедрить технологию для двигателя с тягой 45 000 фунтов, который будет использоваться в истребителе шестого поколения. [ 47 ]
Варианты роста
[ редактировать ]GO1
[ редактировать ]В конце мая 2017 года Пратт и Уитни объявили, что F135 Growth Option 1 завершил испытания и доступен для производства. Модернизация требует замены силового модуля на старых двигателях и может быть легко внедрена в будущие серийные двигатели с минимальным увеличением удельной стоимости и без влияния на график поставок. Вариант роста 1 предлагает улучшение тяги на 6–10% по всему диапазону полета F-35, а также сокращение расхода топлива на 5–6%. [ 48 ]
GO2
[ редактировать ]В июне 2018 года United Technologies , материнская компания P&W, объявила о варианте роста 2.0, который поможет обеспечить увеличенную мощность системы управления электропитанием и температурным режимом (PTMS), предоставив операторам варианты, например, если они желают перейти на более тяжелое вооружение. [ 49 ]
Варианты
[ редактировать ]- F135-PW-100/400 : используется в вариантах F-35A с обычным взлетом и посадкой (CTOL) и военно-морском (CV) F-35C; В военно-морском варианте использованы материалы, устойчивые к солевой коррозии. [ 50 ]
- F135-PW-600 : используется в варианте F-35B с коротким взлетом и вертикальной посадкой (STOVL). [ 50 ]
Приложения
[ редактировать ]Технические характеристики (F135)
[ редактировать ]Ф135-ПВ-100/400
[ редактировать ]Данные Pratt & Whitney, [ 4 ] Технический приказ ТО-00-85-20, [ 51 ] Американское общество инженеров-механиков [ 52 ]
Общие характеристики
- Тип: двухзолотниковый, с осевым потоком, турбовентиляторный с турбонаддувом.
- Длина: 220 дюймов (5590 мм)
- Диаметр: макс. 46 дюймов (1170 мм), 43 дюйма (1090 мм) на входе вентилятора.
- Сухой вес: 6422 фунта (2910 кг)
Компоненты
- Компрессор: высокого давления. 3-ступенчатый вентилятор, 6-ступенчатый компрессор
- Камеры сгорания : кольцевая камера сгорания
- Турбина : высокого давления 1-ступенчатая турбина , 2-ступенчатая турбина низкого давления.
- Коэффициент байпаса : 0,57:1
Производительность
- Максимальная тяга :
- Военная тяга 28 000 фунтов силы (125 кН),
- 43000 фунтов силы (191 кН) с форсажной камерой
- Общий коэффициент давления : 28:1
- Температура на входе в турбину: 3600 ° F (1980 ° C; 2260 К)
- Тяговооруженность : тяга боевая 4,36:1, усиленная 6,70:1.
F135-PW-600
[ редактировать ]Данные Pratt & Whitney, [ 4 ] ТО-00-85-20, [ 51 ] Американское общество инженеров-механиков [ 52 ]
Общие характеристики
- Тип: двухзолотниковый турбовентилятор с осевым потоком и турбовентилятором с выносным подъемным вентилятором с приводом от вала.
- Длина: 369 дюймов (9370 мм)
- Диаметр: максимум 46 дюймов (1170 мм), входное отверстие вентилятора 43 дюйма (1090 мм), подъемное входное отверстие вентилятора 53 дюйма (1350 мм).
- Сухой вес: 7260 фунтов (3290 кг)
Компоненты
- Компрессор: высокого давления 3-ступенчатый вентилятор, 6-ступенчатый компрессор , 2-ступенчатый подъемный вентилятор противоположного вращения с приводом от вала.
- Камеры сгорания : кольцевая камера сгорания
- Турбина : Одноступенчатая турбина высокого давления , 2-ступенчатая турбина низкого давления.
- Коэффициент байпаса : 0,56:1 обычный, 0,51:1 с электроприводом.
Производительность
- Максимальная тяга :
- Военная тяга 27000 фунтов силы (120 кН)
- 41000 фунтов силы (182 кН) с форсажной камерой
- 40 650 фунтов силы (181 кН) в режиме зависания
- Общий коэффициент давления : 28:1 (обычный), 29:1 (механический подъемник),
- Температура на входе в турбину: 3600 ° F (1980 ° C; 2260 К)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Ф135» . prattwhitney.com .
- ^ «Двигатель F135 отработал более 12 000 часов испытаний двигателя, поскольку Pratt & Whitney готовится поставить первые серийные двигатели» (2009). Пресс-релиз Pratt & Whitney. 28 июля 2009 г. Ссылка на PR Newswire [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Совместный ударный истребитель Lockheed Martin F-35 совершил первую вертикальную посадку» . lockheedmartin.com, пресс-релиз, 18 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «Двигатель F135» (PDF) . f135engine.com . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года . Проверено 29 мая 2016 г. .
- ^ «Силовая установка для самолетов с вертикальным и коротким взлетом и посадкой». Архивировано 25 февраля 2012 г. в Wayback Machine , патент США 5209428. Оригинальный PDF-файл: http://www.freepatentsonline.com/5209428.pdf.
- ^ «Приводная система подъемного вентилятора с приводом от вала для совместного ударного истребителя» Пол М. Бевилаква, 53-й ежегодный форум Американского вертолетного общества, Вирджиния-Бич, 29 апреля – 1 мая 1997 г. Рис. 6. Карта производительности турбины.
- ^ Бевилаква, Пол М. (сентябрь 2005 г.). «Двухцикловая силовая установка объединенного ударного истребителя» . Журнал движения и мощности . 21 (5): 778–783. дои : 10.2514/1.15228 .
- ^ Коннорс, с. 171.
- ^ Отделение коммуникаций и маркетинга. «Дом — Промышленность Канады» . ic.gc.ca. Проверено 1 февраля 2015 г.
- ^ «Победа F-35 компании Pratt & Whitney обеспечила 4250 рабочих мест в Коннектикуте» . Хартфорд Курант . Проверено 1 февраля 2015 г.
- ^ Тримбл, Стивен. «Сенат США рассматривает альтернативный двигатель F-35» . Flightglobal.com, 23 июля 2009 г.
- ^ Харрингтон, Кейтлин. (2009) «Pratt & Whitney начинает разработку нового испытательного двигателя F-35». Еженедельник Jane's Defense Weekly, 27 марта 2009 г.
- ^ «Донли: альтернатив JSF не существует» . Aviationweek.com . Проверено 21 июля 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Грэм Уорвик, Эми Батлер «Пентагон усиливает давление на цену F-35». Неделя авиации , 3 декабря 2010 г.
- ^ Служба новостей (март 2013 г.). «F-35 Lightning II возобновляет полет – «трещина лопасти вызвана стрессовыми испытаниями» » . Defense-update.com . Проверено 1 февраля 2015 г.
- ^ «Следователи наблюдают за турбиной третьей ступени, поскольку F-35 остается на земле» . Aviationweek.com . Проверено 1 февраля 2015 г.
- ^ Даулинг, Брайан (13 января 2014 г.). «Бывший сотрудник Pratt арестован при попытке переправить документы F-35 в Иран» . www.courant.com . Хартфорд Курант . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ «Пресс-релизы» . utc.com . Проверено 1 февраля 2015 г.
- ^ Мехта, Аарон (23 октября 2013 г.). «Pratt & Whitney и Пентагон заключили сделку на сумму 1,1 миллиарда долларов по двигателям F-35» . www.defensenews.com . Правительственная медиакорпорация Gannett. Архивировано из оригинала 24 октября 2013 года . Проверено 23 октября 2013 г.
- ^ Даулинг, Брайан (26 марта 2014 г.). «Пентагон критикует Pratt & Whitney за «системные» проблемы с производством F-35» . www.stripes.com . Хартфорд (Коннектикут) Курант . Проверено 26 марта 2014 г.
- ^ Шалал, Андреа (7 апреля 2014 г.). «Пентагон должен прилагать больше усилий, чтобы сократить стоимость двигателей F-35» . www.reuters.com . Рейтер . Проверено 8 апреля 2014 г.
- ^ Шалал, Андреа (17 апреля 2014 г.). «Стоимость покупки F-35 выросла на 2 процента, эксплуатации снизилась на 9 процентов: Пентагон» . www.reuters.com . Томсон Рейтер . Проверено 18 апреля 2014 г.
- ^ Краускопф, Льюис (29 августа 2014 г.). «В мае компания Pratt остановила поставки двигателей F-35 из-за титана» . news.yahoo.com . Рейтер . Проверено 29 августа 2014 г.
- ^ Мехта, Аарон (3 сентября 2014 г.). «Глава F-35: возможны задержки, если испытательные самолеты будут заземлены до сентября» . www.defensenews.com . Ганнетт. Архивировано из оригинала 4 сентября 2014 года . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ^ Капаччо, Тони (29 августа 2014 г.). «Pratt & Whitney остановила поставку двигателей F-35 из-за титана» . Блумберг . Проверено 5 сентября 2014 г.
- ^ Маджумдар, Дэйв (7 июля 2014 г.). «Источники: в июньском пожаре F-35 виноват двигатель» . news.usni.org . Военно-морской институт США . Проверено 7 июля 2014 г.
- ^ Свитман, Билл, Батлер Эми и Гай Норрис, Вот в чем проблема, Aviation Week & Space Technology, 8 сентября 2014 г., стр. 22-23
- ^ Батлер, Эми (13 июля 2014 г.). «Лезвие трется о корень возгоревшегося двигателя F-35A» . Aviationweek.com . Пентон . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ МакГарри, Брендан (15 сентября 2014 г.). «Богдан: Ремонт двигателя F-35 может быть готов к концу года» . Проверено 17 сентября 2014 г.
- ^ Осборн, Крис (31 октября 2014 г.). «Пентагон исправляет двигатель F-35» . dodbuzz.com . Монстр. Архивировано из оригинала 26 августа 2019 года . Проверено 31 октября 2014 г.
- ^ Капаччо, Энтони (31 марта 2016 г.). «В двигателях F-35 компании United Technologies обнаружены повторяющиеся недостатки» . www.bloomberg.com . Блумберг ЛП . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «От X до F: F-35 Lightning II и его предшественники X-35» . codeonemagazine.com . Проверено 29 мая 2016 г. .
- ^ «Турбовентиляторный двигатель Pratt & Whitney F135 | PowerWeb» . www.fi-powerweb.com .
- ^ "Пратт и Уитни F135" . Авиационные двигатели Джейн . Jane's Information Group, 2009 г. (подписная версия от 10 июля 2009 г.) [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Национальная ассоциация аэронавтики (25 февраля 2002 г.). «Встроенный подъемный вентилятор получил награду Collier Trophy» (PDF) . Проверено 29 мая 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Пратт и Уитни . «Мощность F-35B с коротким взлетом и вертикальной посадкой (STOVL)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года . Проверено 29 мая 2016 г. .
- ^ Роллс-Ройс ПЛС (2016 г.). «Технология» . Проверено 29 мая 2016 г. .
- ^ «Трёхопорное поворотное сопло F-35B Lightning II» . codeonemagazine.com . Проверено 29 мая 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б с «Происхождение совместного ударного истребителя F-35» Пол М. Бевилаква, лекция братьев Райт, 2009 г., Journal of Aircraft, Vol. 46, № 6, ноябрь – декабрь 2009 г.
- ^ "V/STOL от Vertifan" Уильям Т. Имменшу, Flight International, 1 октября 1964 г.
- ^ Jump up to: а б «Приводная система подъемного вентилятора с приводом от вала для совместного ударного истребителя» Пол М. Бевилаква, 53-й ежегодный форум Американского вертолетного общества, Вирджиния-Бич, 29 апреля - 1 мая 1997 г.
- ^ Тирпак, Джон (ноябрь 2012 г.). «Гонка F-35 со временем» . Ассоциация ВВС . Архивировано из оригинала 8 ноября 2012 года . Проверено 4 ноября 2012 г.
технически не являясь «суперкрейсерским» самолетом, он может поддерживать скорость 1,2 Маха на дистанции 150 миль без использования форсажных камер, потребляющих топливо.
- ^ Кац, Дэн (7 июля 2017 г.). «Физика и техника инфракрасной скрытности» . Неделя авиации и космических технологий . Пентон Медиа . Проверено 12 апреля 2019 г.
- ^ Сведберг, Клэр. «Датчики сбора энергии для контроля состояния реактивных двигателей» . RFID Journal , 31 мая 2011 г.
- ^ «Пресс-релиз Pratt & Whitney F135» . Архивировано из оригинала 11 мая 2019 г. Проверено 17 октября 2008 г.
- ^ Раджагопалан, Р., Вуд, Б., Шривер, М. (2003). Эволюция средств управления движением и мониторинга состояния здоровья в Pratt and Whitney . Международный авиационно-космический симпозиум и выставка AIAA/ICAS: следующие 100 лет. 14–17 июля 2003 г., Дейтон, Огайо. АИАА 2003-2645.
- ^ Норрис, Гай, План электропитания, Aviation Week & Space Technology, 13–26 апреля 2015 г., стр.26
- ^ «Pratt & Whitney подтверждает возможность расширения двигателя F135» . www.prnewswire.com . Проверено 21 июля 2017 г.
- ^ Pratt & Whitney запускает модернизацию Growth Option 2.0 для двигателя F135 , Air Force Technology, 14 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Штатный корреспондент DP (5 октября 2019 г.). «Pratt & Whitney получила контракт на производство F135 на сумму 5,7 миллиарда долларов» . ДефПост . Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б ТО-00-85-20 (Инструкция по транспортировке двигателя, 1 февраля 2018 г.) . ВВС США (Технический отчет). 1 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Лэнгдон, Ли С. (1 апреля 2007 г.). 3600 градусов по Фаренгейту . Том. 129. Американское общество инженеров-механиков (ASME). стр. 34–37. doi : 10.1115/1.2007-3 апреля .
- Библиография
- Коннорс, Джек (2010). Двигатели Пратта и Уитни: техническая история . Рестон. Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики . ISBN 978-1-60086-711-8 .
- Информационная группа Джейн. Пратт и Уитни F135 . Авиационные двигатели Джейн. Изменено 10 июля 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Pratt & Whitney F135 на сайте Pratt & Whittney
- www.jsf.mil: галерея F135
- Как создается самый мощный в мире истребительный реактивный двигатель - Сэм Экхольм (Видео о F135 и его производственной площадке)