Армстронг Сиддели Сапфир
Сапфир | |
---|---|
Сохранившийся сапфир Армстронга Сиддели в Музее авиации Мидленда | |
Тип | Турбореактивный двигатель |
Производитель | Армстронг Сиддели |
Первый запуск | 1 октября 1948 г. |
Основные приложения | Глостер Джавелин Хэндли Пейдж Виктор Хоукер Хантер |
Варианты | Райт J65 |
Armstrong Siddeley Sapphire — британский турбореактивный двигатель, производившийся компанией Armstrong Siddeley в 1950-х годах. Это было окончательное развитие работы, которая началась с Metrovick F.2 в 1940 году и превратилась в усовершенствованную конструкцию с осевым потоком и кольцевой камерой сгорания, развивающую более 11 000 фунтов силы (49 кН). Он приводил в действие ранние версии Hawker Hunter и Handley Page Victor , а также все Gloster Javelin . Производство по лицензии было также начато в США компанией Wright Aeronautical под названием J65 , на котором базировался ряд проектов в США. Основным конкурентом Sapphire был Rolls-Royce Avon .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Эволюция конструкции Sapphire началась в Metropolitan-Vickers (Метровик) в 1943 году как ответвление проекта F.2. Когда F.2 достиг летных качеств около 1600 фунтов силы (7100 Н), Метровик обратился к производству более крупных моделей, как увеличенного F.2, известного как Beryl , так и гораздо большего F.9 Sapphire . (Названия были выбраны после решения использовать драгоценные камни для названий будущих двигателей). В конечном итоге Beryl развил тягу 4000 фунтов силы (18 кН), но единственный проект, в котором он был выбран, Saunders-Roe SR.A/1 , был отменен. Министерство снабжения (MoS) обозначило F.9 как MVSa.1 .
В 1948 году [ 1 ] Метровик ушел из индустрии реактивных двигателей. [ 2 ] [ 3 ] Армстронг Сиддели, у которого уже была собственная разработка турбины ASX , взял на себя управление MVSa.1, теперь переименованной в ASSa.1 .
После редизайна он стал называться ASSa.2 . В декабре 1949 года ASSa.2 завершил приемочные испытания при нагрузке 7380 фунтов силы (32800 Н). Его конкурент, Avon RA.3, в то время имел расчетную тягу 6500 фунтов силы (29 000 Н). [ 4 ] Ряд компаний проявили интерес к Sapphire, и он рассматривался как основная, так и резервная силовая установка для большинства британских разработок конца 40-х — начала 50-х годов.
ASSa.5 , с тягой 7500 фунтов силы (33000 Н) использовался только на English Electric P.1A прототипе Lightning. Был установлен простой повторный нагрев с фиксированным соплом, чтобы расширить границы производительности для испытаний на устойчивость и управляемость с примерно 1,1 Маха до скорости выше 1,5 Маха. [ 5 ] Будущие версии Lightning были оснащены двигателем Avon.
ASSa.6 и , 8300 фунтов силы (37 000 Н), использовался на Gloster Javelin FAW Mk.1 , Hawker Hunter F.Mk.2 F.Mk.5, а также на прототипе Sud Ouest SO 4050 Vautour . с большей тягой ASSa.7 при 11 000 фунтов силы (49 кН) был первым британским двигателем с номинальной нагрузкой более 10 000 фунтов силы (44 кН) и использовался на Gloster Javelin FAW Mk.7 , Handley Page Victor B.Mk.1 и прототипе. Швейцарский истребитель-бомбардировщик FFA P-16 .
Компрессор Sapphire работал хорошо, без помпажей. [ 6 ] во всем диапазоне оборотов без необходимости использования регулируемых впускных направляющих лопаток (VIGV) или прокачки воздуха. Однако ранние ступени компрессора страдали от усталости из-за вращающегося срыва на низких оборотах, и были включены различные исправления, такие как шнуровка проволоки. регулируемый наклон Компания Curtiss-Wright представила на Wright J65 на входе в компрессор. [ 7 ] для предотвращения остановки и возбуждения полотна. Компания Armstrong-Siddeley протестировала аналогичное решение на Sapphire, но вместо этого внесла изменения в лопасти, чтобы уменьшить реакцию лопасти на остановку. [ 8 ]
Кейгилл [ 9 ] заявляет, что одна из самых серьезных проблем, возникших на протяжении всего срока службы Gloster Javelin, была вызвана «закрытием центральной линии» двигателя Sapphire. Полет сквозь густые облака может привести к сжатию корпуса компрессора и потере лопастей, что приведет к катастрофическому отказу двигателя и гибели самолета. «Замыкание центральной линии» также привело к выходу из строя Sapphire на Victor B.1. [ 10 ]
с форсажная камера Для ASSa.7 Javelin требовалась ограниченным наддувом, что сделало его ASSa.7LR . На больших высотах требовалось усиление на 12%, чтобы восстановить характеристики перехвата бомбардировщиков, которые были утрачены с новыми ракетами de Havilland Firestreak . [ 9 ] Форсажные камеры с низкой потребностью в наддуве иногда называли «маленькими нагревателями». [ 9 ] Другие повторные прогревы с низким наддувом включали «увеличение выхлопной трубы» (TPA) на F-86H (J73) с + 10% при взлете. [ 11 ] и «Bristol Simplified Reheat» (BSR) с наддувом около 16% при взлете, испытано на Derwent V, Orenda, Olympus. [ 12 ] и двигатели Орфей. [ 13 ]
Варианты
[ редактировать ]- МВСа.1
- Обозначение Министерства снабжения оригинального Metropolitan-Vickers F.9 Sapphire , производное от Metropolitan-Vickers F.2/4 Beryl . Проектные работы над этим гораздо более крупным двигателем начались в 1943 году.
- АССа.3
- В ноябре 1951 года завершил 150-часовое типовое испытание при номинальном усилии на уровне моря 7500 фунтов-силы (33,36 кН) и SFC 0,91.
- АССа.4
- [ 14 ]
- АССа.5
- Ранний Armstrong Siddeley разработал двигатели Sapphire. [ 14 ]
- АССа.5Р
- Двигатели с подогревом, установленные на English Electric P.1A .
- АССа.6
- Более поздние двигатели, разработанные для Gloster Javelin FAW Mk.1 , Hawker Hunter F.Mk.2 , F.Mk.5 и прототипа Sud Ouest SO 4050 Vautour.
- АССа.7
- Номинальная нагрузка 11 000 фунтов силы (49 кН), установленная на Gloster Javelin FAW Mk.7 , Handley Page Victor B.Mk.1 и прототипе FFA P-16 .
- АССа.7LR
- Двигатели с системой подогрева с усилением 12% для использования на высоте более 20 000 футов (6 100 м) на Gloster Javelin FAW Mk.8 .
- Райт J65
- Лицензионное производство в США компанией Wright Aeronautical.
- АССа.8
- АССа.9
- [ 14 ]
- АССа.12
- Сапфир 101
- (АССа.6)
- Сапфир 104
- (АССа.12)
- Сапфир 202
- (АССа.7)
Использование
[ редактировать ]- Прототипы English Electric Lightning P.1A, поскольку двигатели Avon не были готовы
- ФФА П-16
- Gloster Javelin — Sa.6 и Sa.7
- Хэндли Пейдж Виктор Б.1, вариант Б.2 имел Р.Р. Конвея
- Хоукер Хантер F.2 и F.5
- SNCASO SO.4050 Vulture (3-й прототип)
Двигатели на выставке
[ редактировать ]Armstrong Siddeley Sapphire выставлен на статической выставке в Музее авиации Мидленд , аэропорт Ковентри , Уорикшир .
Существует очень мало двигателей Armstrong Siddeley Sapphire, другие известные образцы сохранились в Музее реактивного века в Глостере, Англия, и Мальтийском музее авиации в Та'Кали .
Технические характеристики (ASSa.7)
[ редактировать ]Данные Джейн. [ 15 ]
Общие характеристики
- Тип: Турбореактивный
- Длина: 125,2 дюйма (3180 мм)
- Диаметр: 37,55 дюйма (954 мм)
- Сухой вес: 3050 фунтов (1383 кг)
Компоненты
- Компрессор: 13-ступенчатый осевой поток
- Камеры сгорания : кольцевые с 24 испарителями типа хоккейной клюшки.
- Турбина : Двухступенчатая
- Тип топлива: Авиационный керосин.
- Масляная система: заливная подача, минимальное давление масла 12 фунтов на квадратный дюйм (83 кПа), емкость бака 18 имп. на бар (10 л).
Производительность
- Максимальная тяга : 11 000 фунтов силы (49 кН) на уровне моря при 8 000 об/мин.
- Удельный расход топлива : 0,885 фунта/час/фунт (90,214 кг/кН/час) на взлетном режиме.
- Тяговооруженность : 3,607
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Армстронг Сиддели | Копье Глостер | 1956 | 0017 | Архив полетов» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 19 ноября 2011 года.
- ^ В зависимости от источников, Метровик либо оставил моторный бизнес самостоятельно, чтобы сконцентрироваться на паровых турбинах, либо был вынужден уйти с рынка Министерством снабжения, чтобы сократить количество компаний, с которыми им приходилось иметь дело.
- ^ Ганстон 1989, стр.102. Примечание: «...в 1947 году под давлением министерства фирма решила выйти из авиации».
- ^ «Электрическая компания | English Electric | 1955 | 1780 | Архив полетов» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 25 апреля 2016 года.
- ^ «Годы испытаний» Роланд Бимонт, Ian Allan Ltd. Лондондон, ISBN 0 7110 1072 2 , стр. 93
- ^ «Армстронг Сиддели | 1956 | 0018 | Архив полетов» . Архивировано из оригинала 22 мая 2013 года.
- ^ «Армстронг Сиддели | 1956 | 0022 | Архив полетов» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2015 года.
- ^ «1956 | 1599 | Архив полетов» . Архивировано из оригинала 26 апреля 2016 года.
- ^ Jump up to: а б с «Джавелин из кабины», Питер Кейгилл, Pen & Sword Books Ltd., ISBN 978-1-84884-656-2
- ^ Хэндли Пейдж Виктор, Том 1, Роджер Р. Брукс, Pen & Sword Aviation, 2007, ISBN 978 1 84415 411 1 , стр.195
- ^ «семь десятилетий прогресса» General Electric, Aero Publishers Inc., 1979, Фоллбрук, ISBN 0-8168-8355-6 , с. 83
- ^ «Олимп-первые сорок лет» Алан Бакстер, Rolls-Royce Heritage Trust, 1990, ISBN 9780951171097 , стр.26
- ^ «1959 | 2122 | Архив полетов» . Архивировано из оригинала 19 ноября 2011 года.
- ^ Jump up to: а б с Тейлор, Джон WR FRHistS. АРАеС (1955). Джейн «Все самолеты мира», 1955–56 гг . Лондон: Sampson, Low, Marston & Co Ltd.
- ^ Тейлор, Джон WR FRHistS. АРАеС (1962). Jane's All the World's Aircraft 1962-63 . Лондон: Sampson, Low, Marston & Co Ltd.
Библиография
[ редактировать ]- Ганстон, Билл. Всемирная энциклопедия авиационных двигателей . Кембридж, Англия. Патрик Стивенс Лимитед, 1989 год. ISBN 1-85260-163-9
- Кей, Энтони Л. (2007). История и развитие турбореактивных двигателей 1930-1960 гг . Том. 1 (1-е изд.). Рамсбери: Crowood Press. ISBN 978-1-86126-912-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Музей Королевских ВВС - Армстронг Сиддели Сапфир
- Реклама Sapphire/J 65 1952 года.
- "Армстронг Сиддели Сапфир" 1956 года. - летная статья о Сапфире
- "Сапфир 7" 1956 года. - статья о полете Sapphire 7