Норд Герфаут
Герфаут | |
---|---|
![]() | |
Nord 1402B Gerfaut IB взлетает во время Парижского авиасалона , июнь 1956 года. | |
Роль | Исследовательский самолет с дельта-крылом |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Норд Авиация |
Дизайнер | Жан Галтье |
Первый полет | 15 января 1954 г. |
Ушедший на пенсию | 1959 |
Количество построенных | 2 |
Nord Gerfaut ( Gyrfalcon ) — французский с треугольным крылом экспериментальный исследовательский самолет . Это был первый европейский самолет, превысивший скорость 1 Маха в горизонтальном полете без использования форсажной камеры . Пара самолетов была построена с основной целью исследования околозвукового режима. Gerfaut I совершил свой первый полет в 1954 году; два года спустя за ним последовал улучшенный Gerfaut II. Оба самолета несколько лет летали в экспериментальных целях и со временем были значительно модернизированы. В ходе этих испытательных полетов второй прототип установил несколько мировых рекордов по времени набора высоты. В конце 1950-х годов этот тип использовался для летных испытаний различных авиационных ракет. Оба самолета выполнили свои последние полеты в 1959 году; впоследствии они использовались в качестве мишеней на военном испытательном полигоне в Казо .
Разработка и описание
[ редактировать ]Nord 1402 Gerfaut возник в результате серии финансируемых государством исследований треугольного и стреловидного крыльев . [ 1 ] Чтобы предоставить данные для этих исследований Arsenal de l'Aéronautique ( SNCAN национализированный предшественник SFECMAS, который позже был объединен с и образовал Nord Aviation ) [ 2 ] построил деревянный планер Arsenal 1301 , который мог быть оснащен как треугольным, так и стреловидным крылом, а также с утком и без него . [ 3 ] Отбуксированный к месту выброса транспортными самолетами SNCAC Martinet , Douglas DC-3 или SNCASE Languedoc , планер предоставил ценные данные для проектирования Gerfaut. [ 4 ]
На основе этих данных главный конструктор SFECMAS Жан Гальтье инициировал проекты перехватчиков 1400, 1500 и 1910 с треугольным крылом и различными типами двигательных установок. Модель 1400 превратилась в серию Gerfaut, модель 1500 стала Nord Griffon , а модель 1910, амбициозно оснащенная двумя большими прямоточными воздушно-реактивными двигателями, так и не была реализована. [ 5 ]
Были изучены различные версии Arsenal/SFECMAS 1400:
- Арсенал 1401 с комбинированной прямоточно- турбореактивной силовой установкой и высокорасположенным крылом. [ 4 ]
- Арсенал 1402 с прямоточным воздушно-реактивным двигателем со вспомогательным турбореактивным двигателем Turbomeca и средним расположением крыльев. [ 4 ]
- Арсенал 1403 с комбинированной прямоточно-турбореактивной силовой установкой и среднерасположенным крылом. [ 4 ]
- Арсенал 1404 с комбинированной прямоточно-турбореактивной силовой установкой и низкорасположенным крылом. [ 4 ]
- Арсенал 1405 с турбореактивной силовой установкой ATAR 101 и низкорасположенным крылом. [ 4 ]
Проект Ars 1402 был единственным, продолженным SFECMAS, хотя он был сильно переработан, а от ПВРД отказались, чтобы использовать его в качестве исследовательского самолета. Галтье решил минимизировать риск разработки, сделав C мощностью 24 килоньютона (5400 фунтов силы ) установку турбореактивного двигателя SNECMA Atar 101 настолько простой, насколько это возможно. Он выбрал прямой воздуховод, чтобы воздух, поступающий в двигатель, был максимально спокойным, и расположил одноместную кабину над воздуховодом, придав самолету характерный горбатый вид. Воздухозаборник занимал всю носовую часть -монокока фюзеляжа , на котором было установлено трехопорное шасси . Самолет имел тонкие треугольные крылья и стреловидное вертикальное оперение с небольшим цельноповоротным крестообразным дельтовидным оперением . [ 6 ]
В конце 1954 года самолет был модифицирован с увеличенным крылом и 28 килоньютон (6300 фунтов силы турбореактивным двигателем Atar 101D мощностью ). В этой конфигурации он был известен как 1402B Gerfaut IB. Более ранняя конфигурация ретроспективно получила обозначение 1402A Gerfaut IA. [ 7 ]
Операционная история
[ редактировать ]Gerfaut I впервые поднялся в воздух 15 января 1954 года и стал первым самолетом в Европе, превысившим скорость 1 Маха в горизонтальном полете без использования форсажа 3 августа. После этого полета он был переоборудован в конфигурацию 1402B Gerfaut 1B и совершил свой первый полет 17 декабря. В начале следующего года он достиг скорости 1,2 Маха на высоте 15 240 м (50 000 футов). 26 октября скорость 1,3 Маха была достигнута при крутом пикировании с высоты 15 240 метров. В мае 1956 года он использовался для испытаний Nord AA.20 ракеты класса «воздух-воздух» . После этого Gerfaut 1B был переведен в качестве самолета-преследователя Nord 1500 Griffon , совершив свой последний полет 2 июля 1959 года. [ 8 ]
Второй самолет, 1405 Gerfaut II, был немного удлинен, что улучшило его запас топлива и околозвуковую аэродинамику. Он также получил укороченное треугольное крыло той же площади, что и Gerfaut 1B, и мощностью 38 килоньютон (8500 фунтов силы двигатель Atar 101F ). Он совершил свой первый полет 17 апреля 1956 года и достиг максимальной скорости в горизонтальном полете 1,13 Маха. Он имел отличную скороподъемность и установил несколько мировых рекордов по времени набора высоты со старта с места. [ 8 ]
- 16 февраля 1957 года: 6000 м (20 000 футов) за 1 минуту 17 секунд.
- 16 февраля 1957 г.: 9000 м (30 000 футов) за 1 минуту 33,7 секунды.
- 16 февраля 1957 г.: 12 000 м (39 000 футов) за 2 минуты 17,4 секунды.
- 16 февраля 1957 г.: 15 000 м (49 000 футов) за 3 минуты 46 секунд.
- 28 февраля 1957 г.: 3000 м (9800 футов) за 51 секунду.
В июне Gerfaut II провел две демонстрации на Парижском авиасалоне, а затем начал проводить летные испытания АА.20. В их число входили сверхзвуковые запуски на скорости до 1,35 Маха. Примерно в это же время на самолете был установлен более мощный турбореактивный двигатель Atar 101G. В следующем году самолет начал испытания различных радаров класса «воздух-воздух», в мае 1958 года в обтекателе над носом была установлена система «Аладин», а за ней последовала система «Аида». Свой последний полет он совершил 7 августа 1959 года, и оба прототипа были отправлены на военный испытательный полигон в Казо для использования в качестве мишеней. [ 9 ]
Варианты
[ редактировать ]- 1402А Герфаут
- Исследовательский самолет Delta с турбореактивным двигателем ATAR 101C, построен один. [ 10 ]
- 1402B Герфаут 1Б
- Первый прототип с крылом большего размера и турбореактивным двигателем ATAR 101D. [ 8 ]
- 1405 г. Герфо II
- Удлиненный самолет с подрезанными крыльями и турбореактивным двигателем ATAR 101F, построен один. [ 8 ]
Оператор
[ редактировать ]Технические характеристики (1405 Герфо II)
[ редактировать ]Данные X-Planes of Europe: секретные исследовательские самолеты Золотого века 1946–1974 гг. [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 11,39 м (37 футов 4 дюйма)
- Размах крыльев: 7,5 м (24 фута 7 дюймов)
- Площадь крыла: 26 м 2 (280 кв. футов)
- Максимальный взлетный вес: 5380 кг (11861 фунт)
- Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель ATAR 101G с форсажной камерой, тяга всухую 31 кН (7000 фунтов силы), 44 кН (9900 фунтов силы) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 1,13 Маха на высоте 10 800 м (35 400 футов).
- Практический потолок: 15 400 м (50 500 футов)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Баттлер и Делезенн, с. 161.
- ^ Хартманн, с. 9.
- ^ Баттлер и Делезен, стр. 161–163; Карбонель, с. 57
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хартман, с. 12.
- ^ Хартман, с. 13.
- ^ Баттлер и Делезен, стр. 161, 163; Карбонель, с. 90.
- ^ Баттлер и Делезен, с. 165; Карбонель, стр. 90, 92.
- ^ Jump up to: а б с д Баттлер и Делезенн, с. 165.
- ^ Баттлер и Делезен, стр. 165–167.
- ^ Карбонель, с. 90.
Библиография
[ редактировать ]- Баттлер, Тони и Делезен, Жан-Луи (2010). X-Planes Европы: секретные исследовательские самолеты золотого века 1946-1974 гг . Манчестер, Великобритания: Hikoki Publications. ISBN 978-1-902-10921-3 .
- Карбонель, Жан-Кристоф (2016). Секретные проекты Франции . Том. 1: Послевоенные истребители. Манчестер, Великобритания: Crecy Publishing. ISBN 978-1-91080-900-6 .
- Хартманн, Жерар (18 августа 2007 г.). «Арсенал аэронавтики» (PDF) . Жерар Хартман . Проверено 31 января 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Семья Галтье Дельта» . Полет . 6 (2464): 413–416. 13 апреля 1956 года.