Стинсон Л-5 Сентинел
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2012 г. ) |
Л-5 Страж | |
---|---|
Роль | Самолет связи |
Производитель | Стинсон Эйркрафт Компани |
Первый полет | 28 июня 1941 г. |
Основные пользователи | Военно-воздушные силы США , Сухопутные войска армии США Корпус морской пехоты США Королевские ВВС |
Произведено | 1942–1945 |
Количество построенных | 3,590 |
Разработано на основе | Стинсон Модель 75Б |
Stinson L-5 Sentinel — Второй мировой войны, времен самолет связи использовавшийся ВВС США (USAAF), Сухопутными войсками США , Корпусом морской пехоты США и британскими Королевскими ВВС . Его производило подразделение Stinson авиакомпании Vultee Aircraft Company (с середины 1943 года Consolidated-Vultee). Наряду со Stinson L-1 Vigilant , L-5 был единственным самолетом связи USAAF, который был построен исключительно для военного использования и не имел гражданского аналога.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( июль 2024 г. ) |
Истоки L-5 можно проследить до довоенного гражданского Stinson HW-75 . Этот гражданский высокоплан мощностью 75 лошадиных сил был построен компанией Stinson Aircraft Company в Уэйне, штат Мичиган, и впервые поднялся в воздух в 1939 году. Он продавался как Модель 105 и впервые был представлен публике на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Трехместный HW-75 имел два расположенных рядом сиденья и третье «откидное сиденье» сзади, на котором маленький пассажир мог сидеть лицом боком. Экономичный, устойчивый к вращению и легкий в управлении, самолет пользовался популярностью среди владельцев самолетов и летных школ, и к концу 1939 года Стинсон строил по три самолета в день. В 1940 году модель 105 была модернизирована до двигателя Continental мощностью 80 л.с. (60 кВт), и с другими небольшими улучшениями она продавалась как Модель 10 . [ 1 ]
В августе 1940 года Stinson стал дочерней компанией Vultee Aircraft Corporation. Под руководством Vultee улучшенная версия была оснащена четырехцилиндровым двигателем Франклина мощностью 90 л.с. (67 кВт) для модели 1941 года, и этот тип стал известен как Модель 10A Voyager. . В послевоенное время фюзеляж модели 10А был удлинен для размещения четырех пассажиров, а четырехцилиндровая силовая установка была заменена шестицилиндровым двигателем Франклина мощностью 150 л.с. В результате этой модификации стал Stinson Model 108 Voyager , единственный самолет, серийно производившийся Stinson после Второй мировой войны.
Летом 1940 года Стинсон построил экспериментальную версию HW-75 с тандемными сиденьями, оснастив ее двигателем Lycoming мощностью 100 л.с. (75 кВт). Это было известно как Модель 75B . Под руководством Vultee он был переименован в V-75B . Вскоре для повышения производительности мощность была увеличена до 125 лошадиных сил, и это стала модель V-75C , которая была продемонстрирована военным в августе и сентябре 1940 года.
V -75C не соответствовал военным требованиям, поэтому инженеры Stinson вернулись к чертежной доске и разработали конструкцию с чистого листа, которая по своей концепции была похожа на V-75C, но была гораздо более мощной, мощной и совершенно новой. Самолет с тандемными сиденьями, отвечающий строгим инженерным стандартам армии и флота при проектировании военных самолетов. Он получил название Модель 76 и был принят на вооружение как L-5 . [ а ]
Экспериментальная модель 76 мощностью 175 л.с. , прозванная заводским персоналом «Летающий джип», впервые совершила полет на заводском аэропорту Стинсон 23 июня 1941 года шеф-пилотом Элом Шраммом. Принятый военными после завершения ускоренных эксплуатационных испытаний в сентябре, первый контракт на 275 самолетов был выдан в январе 1942 года. Первоначально обозначенный O-62 («O» для наблюдения), он был изменен на L-5 Sentinel («L»). для связи) в апреле 1942 года, за семь месяцев до поставки первых серийных самолетов. С небольшими изменениями шестицилиндровый двигатель Lycoming O-435 был увеличен до 185 лошадиных сил, став O-435-1, который устанавливался на все серийные модели Sentinel, начиная с L-5E-1. [ 1 ]
Принятый на вооружение ВВС США в качестве стандартного самолета связи, заменивший более крупный и дорогостоящий L-1 Vigilant, основным назначением L-5 был транспорт офицеров ближнего действия, курьерская работа и корректировка артиллерийских орудий. В январе 1944 года фюзеляж был переконфигурирован, и модифицированный самолет, получивший обозначение L-5B , мог использоваться в качестве санитарной авиации или для перевозки легких грузов. Благодаря более широкой и глубокой задней части фюзеляжа и большой задней двери, которая складывалась вниз, можно было быстро загрузить носилки или 250 фунтов груза. Более поздними итерациями грузовой/санитарной версии были L-5C с приспособлениями для установки аэрофотоаппарата К-20, L-5E с опущенными элеронами для лучшего управления на малых скоростях, L-5E-1 с шинами большего размера и тяжелым двигателем. рабочие тормоза для улучшения характеристик на коротких дистанциях и в мягком поле, а также последний L-5G с 24-вольтовой электрической системой и версией двигателя Lycoming мощностью 190 л.с. [ 1 ]
В дополнение к ранее перечисленному использованию, L-5 использовались во многих различных целях, таких как разведка, поиск и спасение, аэрофотосъемка, передовой воздушный контроль над истребителями-бомбардировщиками, прокладка кабелей связи, распыление пестицидов, сбрасывание парагрузов, сбрасывание листовок. и воздушное вещание с помощью громкоговорителей. Он также служил испытательным стендом для радиолокационного слежения, стрельбы воздушными ракетами и бортового дистанционного телевидения. В редких случаях экипажи L-5 сбрасывали гранаты и стреляли из крыльевых базук по вражеским целям. [ 1 ]
Серия L-5 производилась в период с ноября 1942 года по сентябрь 1945 года, за это время на военную службу было доставлено 3590 невооруженных двухместных самолетов, что сделало его вторым по распространенности легким самолетом связи во время войны после Piper L-4. Куб. [ 1 ]
Строительство
[ редактировать ]Фюзеляж был построен с использованием сваренных дуговой сваркой труб из хромомолибденовой стали, покрытых легированной хлопчатобумажной тканью, а крылья и хвостовое оперение были изготовлены из коробчатых лонжеронов из фанеры ели и красного дерева, а также фанерных нервюр и обшивок, также покрытых тканью. Использование алюминия, которого катастрофически не хватало и который более остро требовался для других самолетов, ограничивалось капотом двигателя, хвостовым обтекателем, каркасом элеронов, рулем направления и рулем высоты, а также обтекателями шасси. Модели от L-5 до L-5E оснащались шестицилиндровым двигателем Lycoming O-435-1 мощностью 185 лошадиных сил (138 кВт). На L-5G использовался двигатель Lycoming O-435-11 мощностью 190 л.с.
Операционная история
[ редактировать ]Способный действовать с коротких неулучшенных взлетно-посадочных полос , L-5 Sentinel доставлял на линию фронта личный состав, разведданные и припасы. На обратном пути раненых солдат часто эвакуировали в тыловые полевые госпитали для лечения. На L-5 в основном летали эскадрильи связи ВВС США, состоящие из 32 самолетов каждая. Одна из этих эскадрилий была прикреплена к штабам полевых армий, дислоцированных за рубежом, а дополнительная эскадрилья была приписана к штабам каждой группы армий. Они видели действия в Западной Европе, Италии, на Филиппинах, в Новой Гвинее и на театре военных действий Китай-Бирма-Индия. В руках артиллерийских наблюдательных эскадрилий Корпуса морской пехоты США они широко использовались во время кампаний на островах Тихого океана в 1944 и 1945 годах. L-5 использовался генералами и другими высокопоставленными офицерами для транспортировки на короткие расстояния.
Необычным использованием Sentinel был запуск и подъем с наземной воздушной кабельной системы, разработанной лейтенантом Джеймсом Броди, которую можно было быстро установить на большой поляне, которая в противном случае была непригодна для взлетно-посадочной полосы. Трос был натянут между двумя высокими мачтами, а тормозящая карета зацепилась за стопорный крюк, прикрепленный к верхней части самолета. После успешных испытаний «взлетно-посадочной полосы на веревке» в Оклахоме она была продемонстрирована британцам в Индии, которые отказались принять ее на вооружение. неортодоксальная система посадки Броди была установлена Однако на борту авианосца « Сити оф Далхарт» «Руб Голдберг» . Штаб-сержант Р.А. Грегори совершил десять удачных пусков и подъемов на самолете Stinson L-5 . [ 2 ] Во время битвы за Окинаву L-5 действовали с LST, оснащенного «Системой Броди». [ 3 ]
Версии от L-5 до L-5E для ВМФ и морской пехоты имели обозначение OY-1 , и все эти самолеты имели 12-вольтовые электрические системы. 24-вольтовый L-5G стал OY-2 . Ни L-5G, ни OY-2 не участвовали в боевых действиях во время Второй мировой войны, поскольку производство началось только в июле 1945 года, всего за несколько недель до окончания войны, но они широко использовались во время Корейской войны. Еще около двух дюжин OY-1 были переоборудованы в OY-2 в 1948 и 1949 годах. Британские королевские военно-воздушные силы (RAF) закупили 40 L-5 и 60 L-5B в 1944 году и обозначили их как Sentinel Is и Sentinel II соответственно. Эти самолеты использовались исключительно на Индийско-Бирманском ТВД подразделениями связи и медицинской эвакуации SEAC.
После Второй мировой войны L-5 использовался Гражданским воздушным патрулем в континентальной части США, на Гавайях и на Аляске для поисково-спасательных работ. Они также работали в правоохранительных органах штата, департаментах лесного хозяйства и охраны рыбы и дикой природы. Многие другие страны также получили L-5 после войны. Наибольшие объемы были проданы в Италию, Республику Филиппины и Индию. Некоторые из них отправились в Пакистан после раздела Индии в 1948 году, а небольшое количество использовалось Силами обороны Японии. Другие также были проданы в Корею, Китай, Таиланд, Мексику, Венесуэлу и Бразилию.
Варианты
[ редактировать ]- О-62
- Первоначальное обозначение первого контракта на 275 самолетов. Изменен на L-5 до того, как были поставлены какие-либо самолеты.
- Л-5
- Модель наблюдения, используемая для корректировки артиллерийского огня и работы по связи; 1538 доставлено, 82 переданы морской пехоте США как OY-1.
- Л-5А
- Отмененный вариант Л-5 с электросистемой 24 В. [ б ]
- Л-5Б
- 729 доставлено. Версии для машин скорой помощи с большим люком для загрузки носилок или груза; возможность двойного поплавка; 60 передан RAF как Sentinel Mk II. 42 доставлены в морскую пехоту США как OY-1.
- Л-5С
- 200 доставлено. То же, что Л-5Б, но оснащено вертикальным креплением за задним сиденьем для камеры воздушной разведки К-20. 39 доставлены в морскую пехоту США как OY-1.
- Л-5Д
- Не принят. Прототип не построен.
- Л-5Э
- 500 доставлено. То же, что L-5C, но оснащено опускаемыми вручную элеронами для лучшей управляемости на малых скоростях; 45 передан морской пехоте США как OY-1.
- Л-5Э-1
- 250 доставлено. В комплект входят колеса и шины большего размера, а также усиленные тормоза для лучшей производительности за пределами поля. 82 передан морской пехоте США как OY-1.
- Л-5Г
- Аналогичен L-5E-1, но с электросистемой на 24 В и радиоблоком SCR-622. Оснащен двигателем Lycoming 0-435-11 мощностью 190 л.с. (142 кВт) с улучшенными цилиндрами и карбюратором. К концу войны было построено 115 самолетов, а контракт на еще 785 был расторгнут. 18 доставлены в морскую пехоту США как OY-2.
- XL-5Ф
- Один модифицированный L-5B (44-17103), использованный для разработки 24-вольтовой системы, используемой на L-5G. Позже, с доработанной оранжереей, прототипом послужил непостроенный L-5H.
- У-19А
- L-5 все еще находятся на вооружении и переименованы в U-19A ВВС США в 1962 году.
- У-19Б
- Одноместный L-5G переименован в U-19B в 1962 году. Использовался в качестве планерного буксира в Академии ВВС США и был оснащен звездообразным двигателем Lycoming R-680.
- ОЙ-1
- 288 L-5 через L-5E-1 переданы Корпусу морской пехоты США и ВМС США .
- ОЙ-2
- 18 передач L-5G в USN/USMC; 30 преобразований OY-1 в электрическую систему 24 В.
- Страж Мк I
- 40 L-5 поставлены ВВС Великобритании по ленд-лизу .
- Страж Мк II
- 60 L-5B поставлены ВВС Великобритании по ленд-лизу.
- Л-5/235
- Гражданский вариант, разработанный в Италии для буксировки планеров, с двигателем Lycoming O-540-B мощностью 235 л.с. (175 кВт).
- Клевенджер
- Примерно 20 L-5 переоборудованы в посевные машины компанией Clevenger Aerial Applicators из Салинаса, Калифорния. Оснащен радиальными двигателями Continental мощностью 220 л.с., более крупными основными и хвостовыми колесами, а также нижними крыльями и межплоскостными стойками для создания биплана. Эксплуатируется с полной массой до 3800 фунтов (1700 кг) в категории «Ограничение».
Операторы
[ редактировать ]- Королевские ВВС Австралии - с 1944 по 1946 год эксплуатировали один L-5 Sentinel, предоставленный в аренду ВВС США.
- Правительство Индонезии - приобрело Sentinel во время индонезийской национальной революции. [ 5 ]
- Итальянские ВВС - с 1946 по 1961 год эксплуатировали 119 Stinson L-5 Sentinel. [ 6 ]
- Авиационный корпус филиппинской армии с 1945 по 1947 год.
- Филиппинские ВВС [ 7 ]
- Польские ВВС . Фюзеляж единственного L-5, использовавшегося в Польше после 1945 года, выставлен в Музее польской авиации .
- Гражданский воздушный патруль
- Военно-воздушные силы армии США
- ВВС США
- Корпус морской пехоты США
- ВМС США
Выживший самолет
[ редактировать ]Сегодня во всем мире осталось около 300 известных экземпляров, и менее половины из них находятся в летном состоянии. [ 9 ] Группа под названием Ассоциация владельцев и пилотов Sentinel занимается сохранением и использованием этого типа самолетов. [ 10 ]
Австралия
[ редактировать ]- Годен к полетам
- ОЙ-1
- 03995 – Роберт Уильям Кеммис в Кулангатте, Квинсленд , Австралия. Этот экземпляр был построен для ВВС США, но вместо этого был доставлен непосредственно ВМС США и прослужил до 1949 года. [ 11 ] [ 12 ] [ 9 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Годен к полетам
- ОЙ-1
- 42-15060 — Мемориальное крыло ВВС ФлориБама в Пенсаколе, Флорида . [ 13 ] [ 14 ]
- 42-98752 – Мемориальное капитальное крыло ВВС на станции Брэнди, Вирджиния . [ 15 ] [ 16 ]
- ОЙ-2
- 44-18143 — Мемориальная эскадрилья ВВС «Лейк Супериор» в Супериоре, штат Висконсин . [ 17 ] [ 18 ]
- Л-5
- c/n 76-272 – Мемориальное крыло ВВС Далласа в Форт-Уэрте в Ланкастере, штат Техас . [ 19 ] [ 20 ]
- 42-98285 - Мемориальная эскадрилья ВВС США по линии росы в Амарилло, штат Техас . [ 17 ] [ 21 ]
- 42-98667 - Мемориальное крыло ВВС Миннесоты в Южном Сент-Поле, Миннесота . [ 22 ] [ 23 ]
- 42-99103 — экспонируется в Музее авиации армии США в Форт-Новоселе, штат Алабама .
- 44-17543 – частная собственность в Уайт-Холле, штат Мэриленд . [ 24 ] [ 25 ]
- 44-17588 – Музей военной авиации в Пунго, Вирджиния . [ 26 ] [ 27 ]
- 44-17590 — Мемориальная эскадрилья ВВС Центральной Калифорнии в Модесто, Калифорния . [ 28 ] [ 29 ]
- 44-17944 – Джордж Дж. Марретт из Атаскадеро, Калифорния . Предоставлено во временное пользование музею Estrella Warbird в Пасо-Роблесе, Калифорния . [ 30 ] [ 31 ]
- На дисплее
- ОЙ-1
- 03917 — Центр наследия базы ВВС Трэвис в Фэрфилде, Калифорния . Окрашен как L-5. [ 32 ] [ 9 ]
- Л-5
- 42-98184 – Музей авиации в Уорнер Робинсе, Джорджия . [ 33 ]
- 42-14798 – Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики в Шантильи, Вирджиния . Этот планер является первым серийным L-5 и был передан в дар музею 5 июня 1960 года. [ 34 ]
- 42-14918 – Музей авиации «Летающий Лезернек» в Сан-Диего, Калифорния . [ 35 ] [ 9 ]
- 42-15046 – Музей авиации Марч-Филд в Риверсайде, Калифорния . [ 36 ] [ 9 ]
- 42-98144 или 42-98453 – Национальный музей военно-морской авиации в Пенсаколе, Флорида . [ 37 ] [ 38 ] [ 9 ]
- 42-98225 – Национальный музей ВВС США в Дейтоне, штат Огайо . [ 39 ] [ 9 ]
- 44-17925 – Музей старинных летательных аппаратов в Форт-Уэрте, штат Техас . [ 40 ] [ 41 ]
- 44-18010 – Музей EAA AirVenture в Ошкоше, Висконсин . [ 42 ] [ 9 ]
- 45-35046 – Музей авиации и космонавтики Южной Дакоты в Бокс-Элдер, Южная Дакота . [ 43 ]
- На реставрации или на хранении
- 42-14934 — до летной годности первой авиагруппы Памятных ВВС в Эль-Кахоне, Калифорния . [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]
Нидерланды
[ редактировать ]- Годен к полетам
- Л-5
- 44-17113 – Голландская ассоциация Дакоты в Харлеммермере, Северная Голландия . [ 47 ]
Технические характеристики (Л-5)
[ редактировать ]Данные Stinson L-5 Sentinel [ 48 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2 человека (пилот и наблюдатель)
- Длина: 24 фута 1 дюйм (7,34 м)
- Размах крыльев: 34 фута 0 дюймов (10,36 м)
- Высота: 7 футов 11 дюймов (2,41 м)
- Площадь крыла: 155 кв. футов (14,4 м 2 )
- Профиль крыла : NACA 4412. [ 49 ]
- Вес пустого: примерно 1550 фунтов (703 кг)
- Полная масса: гражданский предел 2250 фунтов (1021 кг).
- Максимальный взлетный вес: гражданский предел 2250 фунтов (1021 кг).
- Запас топлива: 36 галлонов США (140 л; 30 имп галлонов)
- Силовая установка: 1 × Lycoming O-435 6-цилиндровый горизонтально-оппозитный двигатель воздушного охлаждения, мощностью 185 л.с. (138 кВт) (О-435-1) 190 (О-435-11)
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 130 миль в час (210 км/ч, 110 узлов) в горизонтальном полете.
- Крейсерская скорость: от 100 миль в час (160 км/ч, 87 узлов) до 110 миль в час.
- Скорость сваливания: 42 мили в час (68 км/ч, 36 узлов) при выключенном питании, 38 миль в час при включенном питании.
- Никогда не превышайте скорость : военный предел 200 миль в час (320 км/ч, 170 узлов), гражданский предел 163 мили в час.
- Дальность: 375 миль (604 км, 326 миль), без резерва
- Выносливость: 3,5 часа
- Практический потолок: 15 800 футов (4800 м)
- Скорость набора высоты: 900 футов/мин (4,6 м/с) на уровне моря.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Грей, Джеймс Х. (2021). «Почтенный «Летающий джип» Стинсона » . Клуб Стинсон Л-5 . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ «Сиденье Бакса: Тусовка с Броуди» . Летающий журнал . 112 (12). Лос-Анджелес: Журналы CBS: 96. Декабрь 1985 г. Проверено 2 сентября 2019 г.
- ^ "L-5 используется в Тихом океане с системой Броди , YouTube
- ^ Бриджмен 1951, с. 11а.
- ^ «Индонезийская авиация 1945-1950 гг.». Архивировано 14 декабря 2005 г. на сайте Wayback Machine adf-serials.com. Проверено: 20 марта 2021 г.
- ^ авиарейс
- ^ Бриджмен 1951, с. 16а.
- ^ Бриджмен 1951, с. 20а.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Грей, Джеймс (лето 2014 г.). «Информационный бюллетень L-5» (PDF) . Ассоциация владельцев и пилотов Sentinel . Архивировано из оригинала (PDF) 21 мая 2016 года . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ «[Главная страница]» . Ассоциация владельцев и пилотов Sentinel . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ Журнал Flypast, июль 2007 г., Key Publishing Ltd.
- ^ «Реестр воздушных судов [ВХ-НОЙ]» . Управление безопасности гражданской авиации правительства Австралии . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ "OY-1 Стинсон/42-15060." Памятник ВВС. Проверено: 11 февраля 2020 г.
- ^ «Реестр FAA: N9315H». faa.gov Дата обращения: 11 февраля 2020 г.
- ^ «Наш Стинсон Л-5 Сентинел» . Столичное крыло Мемориальных ВВС . Проверено 18 мая 2017 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N1156V]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 18 мая 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б «Связь/наблюдение CAF» . Памятник ВВС . Проверено 11 февраля 2020 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N5138B]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 18 мая 2017 г.
- ^ «Стинсон Л-5» . Крыло DFW . Архивировано из оригинала 13 марта 2017 года . Проверено 18 мая 2017 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N57789]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 18 мая 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N63777]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 18 мая 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Стинсон Л-5 Сентинел» . Мемориальное крыло ВВС Миннесоты . Проверено 17 декабря 2016 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N68591]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 18 мая 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ "Стинсон L-5 Sentinel/44-17543." aerialvisuals.ca Дата обращения: 13 февраля 2020 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N3706C». [ постоянная мертвая ссылка ] faa.gov Дата обращения: 13 февраля 2020 г.
- ^ "Стинсон L-5 Sentinel/44-17588". Музей военной авиации. Проверено: 13 февраля 2020 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N57WT». [ постоянная мертвая ссылка ] faa.gov Дата обращения: 13 февраля 2020 г.
- ^ «Самолет» . Эскадрилья долины Центральной Калифорнии . Проверено 18 мая 2017 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N5625V]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 18 мая 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Стинсон Л-5Э Сентинел» . Музей боевых птиц Эстрелла . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ «Реестр ФАУ [N45CV]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ «Внутренние экспозиции – Гуманитарные миссии» . Центр наследия базы ВВС Трэвис . Центр наследия Трэвиса. Архивировано из оригинала 13 февраля 2020 года . Проверено 13 февраля 2020 г.
- ^ «Л-5Э «Сентинел» » . Музей авиации . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ «Стинсон Л-5 Сентинел» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ «Список самолетов». Летающие кожаные шеи .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ «Л-5 Сентинел» . Марч Филдский музей авиации . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ «ОЙ-1 СТРАЖ» . Национальный музей морской авиации . Фонд Музея морской авиации . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Stinson OY-1 Sentinel, серийный номер 60465 USMC, регистрационный номер 76-0385, регистрационный номер N57598» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ «Стинсон Л-5 Сентинел» . Национальный музей ВВС США . 17 апреля 2015 года . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ «Наша коллекция» . Музей старинных летательных аппаратов . Архивировано из оригинала 16 ноября 2016 года . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Stinson L-5E Sentinel, серийный номер 44-17925 USAAF, серийный номер 76-3199, серийный номер N1135V» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ «1944 Stinson L-5B-1VW Sentinel – PH-PBB» . ЕАА . Проверено 6 декабря 2016 г.
- ^ «Музей авиации и космонавтики Южной Дакоты» . www.sdairandspacemuseum.com . Проверено 22 июня 2019 г.
- ^ «Стинсон Л-5 Сентинел 1943 года» . Первая авиагруппа . Первая авиагруппа CAF . Проверено 18 мая 2017 г.
- ^ «СТИНСОН СЕНТИНЕЛЬ» (PDF) . 27 июня 2013 года . Проверено 18 мая 2017 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ [N59AF]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 18 мая 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «1944 Stinson L-5B-VW Sentinel – N9658H» . ДДА . Архивировано из оригинала 10 декабря 2017 года . Проверено 9 декабря 2017 г.
- ^ «Стинсон Л-5 Сентинел» . Марч Филдский музей авиации . Архивировано из оригинала 15 сентября 2000 года . Проверено 19 ноября 2020 г. .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бавусетт, Гленн Б. Самолеты времен Второй мировой войны в бою . Нью-Йорк: Паб Arco. Ко, 1976 год.
- Бриджмен, Леонард . Самолеты всего мира Джейн, 1951–52 . Лондон: Самсон Лоу, Marston & Company, Ltd., 1951.
- Эллиот, Брин (март – апрель 1997 г.). «Медведи в воздухе: перспектива воздушной полиции США». Любитель воздуха . № 68. С. 46–51. ISSN 0143-5450 .
- Грей, Джеймс Х. «История и конструкция Stinson L-5» ; Веб-сайт и информационный бюллетень Ассоциации владельцев и пилотов Sentinel, 2001–2022 гг. www.sentinelclub.org [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ]
- С любовью, Терри М. Л. Птицы: американские боевые самолеты связи времен Второй мировой войны . Нью-Брайтон, Миннесота: Flying Books International, 2001. ISBN 978-0-911139-31-0 .
- Моргала, Анджей. Бывшие самолеты ВВС США, 1945 год: Piper L-4 Grasshopper, Douglas C-47 Skytrain/Dakota, Cessna UC-78 Bobcat, Stinson L-5 Sentinel, Taylorcraft L-2A Grasshopper . Сандомир: СТРАТУС, 2011.
- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN 0143-5450 .
- Янг, Эдвард (весна 1994 г.). «Противовоздушная борьба: 2-я группа воздушных коммандос в Бирме и Таиланде». Любитель воздуха . № 53. С. 10–19. ISSN 0143-5450 .