Вестлендский разведчик
Скаут | |
---|---|
Разведчик пролетает над РИАТом в 2005 году. | |
Роль | Вертолет |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Вестленд Вертолеты |
Первый полет | 29 августа 1960 г. |
Статус | Уволен с действительной службы в 1994 г. |
Основные пользователи | Британская армия Королевский флот Австралии Королевские ВВС Иордании Южноафриканские ВВС |
Произведено | 1960–1968 |
Количество построенных | Около 150 |
Разработано на основе | Саро P.531 |
Варианты | Вестлендская оса |
Westland Scout — легкий вертолет, разработанный компанией Westland Helicopters . Разработанный на базе Saro P.531 , он служил военным вертолетом общего назначения наземного базирования, имея общего предка и многочисленные компоненты с вертолетом Westland Wasp военно-морского назначения . Основным оператором этого типа был армейский авиационный корпус британской армии , который эксплуатировал его в нескольких зонах конфликтов, включая Северную Ирландию и Фолклендскую войну .
Разработка
[ редактировать ]И Scout, и Wasp были разработаны на базе Saunders-Roe P.531 , который сам по себе является развитием Saunders-Roe Skeeter . С приобретением Saunders Roe компания Westland взяла на себя проект P.531, который стал прототипом для Scout (первоначально называвшегося Sprite) и Wasp. Первоначальный контракт Министерства обороны Великобритании (МО) на разработку пяти-шестиместного вертолета общего назначения. [1]
Первая версия, отвечавшая требованиям как RN, так и армии, P.531-2, поднялась в воздух 9 августа 1959 года с двигателем Bristol Siddeley Nimbus . Версия , оснащенная двигателем de Havilland Gnome , также прошла испытания, начиная с 3 мая 1960 года. Серийный Scout AH.1 использовал двигатель Rolls-Royce Nimbus (к тому времени RR приобрела Bristol Siddeley). Мощность двигателя составляла 1050 л.с. (780 кВт), но крутящий момент был ограничен 685 л.с. (511 кВт). Было проведено обширное теоретическое проектирование и практические испытания, чтобы создать ходовую часть, устойчивую к резонансу земли . Первый Army Scout AH Mk 1 поднялся в воздух 4 августа 1960 года, версия с механическим управлением последовала в марте 1961 года, а поставки начались в начале 1963 года. После испытаний от Канады до Найроби планер был выпущен для эксплуатации при температуре от -26 ° C до ISA. +30 °С. [2] [3]
Дизайн
[ редактировать ]За двумя передними сиденьями располагалось трехместное сиденье, хотя при установке модифицированных задних дверей его можно было заменить четырехместным. [ нужна ссылка ] Он использовался для выполнения общих легких работ, включая наблюдение, связь, обучение, поиск и спасение. [ нужна ссылка ] В качестве легкого ударного вертолета он нес либо два пулемета, установленных на раме, стреляющих вперед ( L8A1 General Purpose Machine Gun ), либо один пулемет, установленный на оси в задней кабине. [4] Крепление оси было доступно как для левого, так и для правого борта. [5] Орудийные ранцы, нацеленные на заданный угол схождения, несли боезапас по 200 выстрелов и устанавливались на трубчатом лонжероне, закрепленном между передней и задней стойками ходовой части. [6] В противотанковой роли он мог нести четыре управляемые ракеты ( Nord SS.11 ). [7] Прицельный блок AF.120, результат совместного предприятия Avimo и Ferranti, имел увеличение x2,5 и x10. [8] Прицел APX Bezu также прошел оценку, но был отклонен, хотя он был принят для использования на Westland Wasp. [ нужна ссылка ]
Дополнительные испытания и испытания были проведены с Swingfire . противотанковой управляемой ракетой [9] Первые стрельбы были проведены в начале 1972 года для проверки системы Hawkswing для Westland Lynx , связанного с ней гиростабилизированного прицела AF.530. [10] впоследствии были испытаны в 1974 году. Система Hawkswing была отменена. [11] в 1975 году из-за ручного управления прямой видимостью (MCLOS) по сравнению с полуавтоматической системой (SACLOS), используемой в ракете MILAN . В роли эвакуации раненых (CASEVAC) Scout мог нести две носилки внутри или две на внешних капсулах, сиденье второго пилота также можно было перевернуть, чтобы позволить сопровождающему лицом к раненым. [ нужна ссылка ]
Хотя общая конструкция самолета была прочной (усталостный ресурс планера составлял 7200 часов), эргономика кабины была далеко не идеальной. Примером этого был переключатель обогревателя кабины, установленный рядом с топливным краном; это привело к потере как минимум четырех самолетов, когда пилот случайно закрыл топливный кран вместо того, чтобы выключить обогреватель кабины, что привело к остановке двигателя. Некоторые пилоты также охарактеризовали авторотационные качества Scout как «поразительные». [12] Эксплуатационные испытания и испытания проводились отделом разработки AAC в Миддл-Уоллопе, Хэмпшир. Были оценены самые разнообразные виды вооружения и техники, хотя многие из них так и не были приняты на вооружение. Среди них были 7,62-мм миниган General Electric и двухдюймовая ракетная установка. [13] [14] Ракетные блоки были установлены по обе стороны от центральной секции фюзеляжа на многолонжеронных стрелах вооружения, и были испытаны ракеты как с гладкой трубой, так и с оперением, хотя точность была описана как «безразличная». Также были проведены исследования по цапфовому пулемету M2 Browning вместо стандартного 7,62 GPMG и французской 20-мм пушке AME.621. [15] Другим вариантом стала установка легкого метеорологического и картографического радара Bendix R.100 с дальностью действия 8 и 40 миль. [ нужны разъяснения ] [15] Он был установлен за носовой панелью доступа из стекловолокна вместе с небольшим смотровым экраном в кабине. Позже в ходе разработки антенна радара была перемещена дальше вперед, чтобы улучшить сканирование вниз. [15]
Во время разработки WG.13 Westland Lynx два Scout использовались в качестве испытательных стендов и были оснащены полноразмерными полужесткими головками несущего винта Lynx композитной конструкции, поскольку у Scout был винт ближайшего размера. [16] Первый испытательный полет был совершен 31 августа 1970 года. Первый прототип MBB BO 105 испытал планер с головкой и лопастями несущего винта Scout, но он был разрушен из-за земного резонанса во время первоначальных испытаний. [17]
Около 150 Scouts было построено до 1968 года, в основном на заводе Fairey Aviation Division в Хейсе . [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]Scout составлял основу армейской авиации на протяжении 1960-х и вплоть до 1970-х годов; первый Scout поднялся в воздух 29 августа 1960 года, а первоначальный заказ на 66 самолетов последовал через месяц после его первого полета. Проблемы с двигателем задержали внедрение Scout до 1963 года, и в качестве временной меры армейский авиационный корпус получил небольшое количество вертолетов Alouette II . Хотя ввод самолета в эксплуатацию был отложен, у Scout все еще был ряд проблем, когда он был введен в эксплуатацию. Одной из первых потерь стал XR596, который разбился в джунглях возле аэродрома Клуанг на юге Малайи 16 июля 1964 года из-за отказа топливного насоса. В результате инцидента погибли два члена экипажа. Из-за отказов двигателей было потеряно как минимум 11 зарегистрированных военных и гражданских самолетов. Ресурс двигателя «Нимбуса» на начальном этапе его эксплуатации был заведомо низким: нормой было от четырех до шести часов налета. Как утверждается, был проведен конкурс, в котором приз был вручен первому агрегату, двигатель которого сможет налетать 25 часов. Опыт эксплуатации и опытно-конструкторские работы постоянно повышали надежность Nimbus, и к 1964 году срок службы двигателя увеличился до двух или трех замен двигателя на 1000 летных часов. [ нужна ссылка ]
Scout AH Mk 1 использовался армейской авиацией для выполнения обычных легких работ, включая наблюдение и связь. Как и Wasp, Scout мог быть оснащен различным ролевым оборудованием, включая плавсредство и пневматический подъемник Lucas, грузоподъемность которого составляла 600 фунтов (270 кг). В роли легкого штурмовика он был способен нести два 7,62-мм пулемета общего назначения L7 (GPMG), стреляющие вперед, закрепленные на полозьях ходовой части, и один стационарный или гибкий пулемет на левом или правом борту задней кабины (это в кабине можно перевозить два GPMG, установленных на шкворнях, хотя это, что неудивительно, будет несколько тесновато). [18] Эти комбинации GPMG иногда использовались в унисон с большим эффектом. [ нужна ссылка ]
GPMG, стреляющие вперед, имели электрическое управление, стреляли пилотом и наводились с помощью элементарной системы рисования небольшого креста на лобовом стекле фарфоровым карандашом . В песчаных условиях это оружие могло заклинить, что требовало, чтобы один из свободных членов экипажа высунулся из двери кабины и «загрузил» нарушившее оружие в надежде его обезвредить. Эта процедура не совсем соответствовала полетным справочным картам. Орудие L7A1, установленное на цапфе, управлялось наводчиком. [ нужна ссылка ]
В противотанковых целях четыре ПТРК SS.11 несли по два с каждой стороны; их можно было носить вместе с установленным на оси GPMG. Во время Фолклендской кампании SS.11 добился определенных успехов, использовавшись для атаки аргентинских позиций 14 июня 1982 года. Для ночной разведки Scout мог нести четыре 4,5-дюймовые (110-мм) парашютные ракеты, установленные на специальных носителях. Кроме того, можно было нести две парашютные ракеты меньшего размера, чтобы обеспечить возможность аварийной посадки в ночное время. Они крепились на задней части правого борта в специальной точке крепления. Около 150 вертолетов Scout было приобретено для армейской авиации, которая эксплуатировала их до 1994 года. [ нужна ссылка ]
Способ создания британской военной авиации привел к тому, что королевская морская пехота никогда фактически не «владела» собственными самолетами. Более крупные Westland Whirlwind , Westland Wessex и Westland Sea Kings были вертолетами ВВС флота , и, как и Westland Lynx AH Mk 7 , Scout AH Mk 1, эксплуатируемые 3-й авиационной эскадрильей коммандос (3 CBAS), были вертолетами британской армии, взятыми в аренду. 3 CBAS летал на Scout с 1971 по 1982 год, когда его заменил Westland Lynx, а нумерация эскадрильи в конечном итоге была переименована в 847-ю военно-морскую авиационную эскадрилью . [19]
Разведчик проходил боевую службу на Борнео во время конфронтации между Индонезией и Малайзией , чрезвычайной ситуации в Адене , Омане ( война Джебель-Ахдар ), Родезии, Северной Ирландии , а затем в Южной Атлантике. [ нужна ссылка ]
В конце 1980-х годов Территориальная армия (AAC) сформировала 666-ю эскадрилью с несколькими скаутами. [ нужна ссылка ]
Борнео
[ редактировать ]Тайна до сих пор окружает разведчика, пропавшего без вести 20 сентября 1965 года. [20] XR599 отправился в ночной перелет длиной 40 морских миль (74 км) из Лунду в Кучинг, миссия которого заключалась в доставке местного подозреваемого коммуниста в столицу Саравака для допроса. В 23:00 самолет был объявлен пропавшим без вести, и была организована поисково-спасательная операция. Хотя самолет и останки пилота, стрелка сопровождения и подозреваемого так и не были найдены, позже рыбак выкопал небольшие части обломков самолета. 23 сентября сингапурская газета The Straits Times напечатала статью, в которой предполагалось, что «Скаут» был угнан пленником, которому каким-то образом удалось захватить оружие своего эскорта, а затем приказал пилоту лететь либо в море, либо через джунгли в сторону острова. Индонезийская граница, пока у них не кончилось топливо. Трагедия случилась во второй раз 25 сентября, когда самолет RAF Westland Whirlwind HAR.10 из 225-й эскадрильи, искавший над джунглями XR599 , разбился, в результате чего погибли пять членов экипажа. [21]
Аден и Радфан
[ редактировать ]В Адене и Радфане было сбито несколько «Скаутов», хотя обычно это приводило к вынужденной посадке, после чего самолеты восстанавливались, ремонтировались и возвращались в строй. Пример этого произошел 26 мая 1964 года, когда командир 3-го батальона парашютного полка подполковник Энтони Фаррар- Хокли [22] использовал разведчик для разведки района Вади Дубсан, Радфан. Самолет попал под огонь противника [23] и пилот совершил вынужденную посадку в тылу противника. Впоследствии самолет был восстановлен; Фаррар-Хокли вернулся в отряд и был награжден орденом « За выдающиеся заслуги» за свое руководство. Три разведчика были списаны во время кампании, первый, XR634 , произошел из-за ошибки пилота при приземлении 16 мая 1966 года. Хотя изначально этот самолет подлежал ремонту, впоследствии он был поврежден и не подлежал экономическому ремонту, когда его сбросили британские ВВС Вестленд Уэссекс, посланные для его восстановления. . Второй самолет, XT635 , врезался в склон холма во время ночного патрулирования в Джебале 5 мая 1967 года, в результате чего погибли два члена экипажа и два пассажира. Третий самолет, XT641 , был уничтожен на земле в результате инцидента, когда пилот и пассажир его офицера разведки Министерства иностранных дел были схвачены и застрелены Фронтом национального освобождения после приземления в русле вади во время полета из Атака в Майфаа. 3 сентября 1967 года. Затем НФО подожгли и уничтожили самолет. 1 августа 1968 года Вестленд Сиу. XT123 разбился в Шардже, Оман, и впоследствии был списан, когда его сбросил Westland Scout, пытавшийся восстановить. [ нужна ссылка ]
Лейтенант Дэвид Джон Раллс, Королевский транспортный корпус , был награжден DFC. [24] за контратаку большой группы противника, которая ранее атаковала армейскую дорожно-ремонтную группу по дороге на Хабилайн. В атаке лейтенанта Ралла 30 мая 1967 года использовалось как оружие, стреляющее вперед, так и установленное на цапфе, что вынудило противника отступить. Несмотря на то, что его самолет несколько раз был подбит, затем он нанес три Hawker Hunter . авиаудара по цели [ нужна ссылка ]
Фолклендская война
[ редактировать ]В начале операции «Корпоративная» шесть разведчиков из 3-х CBAS действовали вместе с тремя машинами из 656-й эскадрильи AAC . Когда 5-я пехотная бригада высадилась, к ней присоединились еще три разведчика из 656-й эскадрильи. Во время Фолклендского конфликта разведчик занимался эвакуацией раненых , пополнением запасов и доставкой спецназа. Один самолет, XT629 , был одним из двух разведчиков полета B, 3 CBAS, которые были атакованы двумя FMA IA 58 Pucarás (единственная аргентинская победа в воздухе в войне) группы 3 возле дома Камиллы Крик, к северу от Гуса. Зеленый . XT629 был поражен артиллерийским огнем и разбился, в результате чего погиб пилот и отрубил ногу члену экипажа, который при ударе отлетел от обломков. Второй разведчик уклонился от Пукараса и позже вернулся на место, чтобы эвакуировать выжившего. У другого разведчика, XR628 , из 656-й эскадрильи AAC, вышел из строя редуктор несущего винта во время зависания на малой высоте над прудом Макфи 8 июня 1982 года. XR628 укрылся под двумя парами Douglas A-4 Skyhawks из Grupo. 5 подошли; эти самолеты позже атаковали десантные корабли RFA «Сэр Галахад» и «Сэр Тристрам» в бухте Блафф . Как только угроза миновала и пилот начал подниматься, у главного привода отказал главный редуктор, и самолет совершил вынужденную посадку на берегу озера на глубине около четырех футов. Позже в тот же день оба экипажа были подобраны еще одним разведчиком 656-й эскадрильи, пилотируемым капитаном Дж. Г. Гринхолом. В конечном итоге самолет был восстановлен и доставлен в Фицрой компанией Sea King 11 июня, но впоследствии был списан по возвращении в Великобританию. XR628 также был самолетом, сбитым 26 мая 1964 года, на борту которого находился командир 3-го парашютного полка подполковник Фаррар-Хокли. [ нужна ссылка ]
Разведчики, вооруженные противотанковыми ракетами SS.11, с большим успехом использовались во время Фолклендской кампании. 14 июня 1982 года аргентинская батарея 105-мм ранцевых гаубиц, окопавшаяся к западу от ипподрома Стэнли, вела огонь по шотландской гвардии , когда они приближались к горе Тамблдаун. Поскольку орудия находились вне досягаемости миланских ПТРК близлежащего 2-го батальона парашютного полка , их заместитель майор Крис Кибл связался по радио с капитаном Дж. Г. Гринхалгом из 656-й эскадрильи AAC и запросил «HELARM» с использованием ракет SS.11. атаковать их. Поскольку он занимался пополнением боезапаса, его «Скаут» не был оснащен ракетными стрелами – это было сделано для снижения веса и увеличения грузоподъемности самолета. Затем капитан Гринхал вернулся в Эстансия-Хаус, где его самолет был дозаправлен, оснащен и вооружен четырьмя ракетами за 20 минут, при этом несущие винты все еще вращались. Затем была сформирована группа «О» с экипажами двух разведчиков из 3-го CBAS, и капитан Гринхал вылетел на разведку, в то время как остальные самолеты были оснащены и готовы. В течение 20 минут он обнаружил цель и провел детальную разведку местности. Он выпустил две ракеты по позициям противника, а затем вернулся в заранее подготовленный фургон, чтобы встретиться и направить двух других разведчиков. Три самолета, находившиеся на расстоянии 100 метров друг от друга, затем выпустили в общей сложности 10 ракет (девять ракет попало, одна вышла из строя) с гребня, возвышающегося над аргентинскими позициями на расстоянии 3000 метров, и сумели поразить гаубицы, близлежащие бункеры, склад боеприпасов и командный пункт. почта. Аргентинские войска открыли ответный минометный огонь, снаряд приземлился прямо перед разведчиком капитана Гринхала. [ нужна ссылка ]
Северная Ирландия
[ редактировать ]В Северной Ирландии компания Scout стала пионером в использовании Heli-Tele. [25] система воздушного наблюдения с гиростабилизированным блоком Маркони, вмонтированным в заднюю кабину. Установка Heli-Tele весила около 700 фунтов (320 кг), хотя более поздние разработки значительно уменьшили этот вес. Самолет также использовался для организации патрулей Eagle. В этом случае задние двери и сиденья кабины были сняты, и четыре военнослужащих сидели в задней кабине, положив ноги на полозья. Работая с двумя самолетами в унисон, это позволило патрулю из восьми человек быстро въехать в район и при необходимости установить контрольно-пропускные пункты для транспортных средств (VCP). Вплоть до 1973 года стандартной цветовой схемой рулевого винта Scout были красные и белые полосы. 14 сентября 1973 года солдат погиб во время тренировки в замке Госфорд, Арма, после контакта с лопастями рулевого винта, когда самолет находился на земле. После этой аварии цветовая схема лопастей рулевого винта была изменена на характерные черно-белые полосы. [ нужна ссылка ]
Из-за специализированного характера операций в Северной Ирландии было представлено особенно важное вспомогательное оборудование в виде прожектора Nightsun мощностью 3,5 миллиона свечей. Операции в ночное время были значительно улучшены с появлением очков ночного видения , хотя эти миссии все еще могли быть опасными. Это стало очевидным в ночь на 2 декабря 1978 года, когда пилот XW614 659-й эскадрильи потерял ориентацию во время вылета и врезался в Лох-Росс , в результате чего погибли два члена экипажа. [26] XW614 был последним из пяти скаутов, списанных во время операций в провинции. [ нужна ссылка ]
Экспорт
[ редактировать ]В отличие от своего военно-морского аналога, Scout не добился такого же успеха в экспорте, как Wasp: Королевские ВВС Иордании приобрели три вертолета, два эксплуатировались в Уганде, а в Бахрейне было два вертолета, которые эксплуатировались Силами общественной безопасности Бахрейна в функции полицейской службы. Scout так и не получил сертификат гражданской летной годности, что препятствовало его продаже гражданским эксплуатантам и означало, что эта конструкция с самого начала использовалась исключительно армией. Всем нынешним операторам для полетов требуется сертификат «Экспериментальный». [ нужна ссылка ]
Два вертолета Scout были приобретены Королевским военно-морским флотом Австралии (RAN) в апреле 1963 года и эксплуатировались 723-й военно-морской авиационной эскадрильей , при этом самолеты перемещались на борт гидрографического исследовательского корабля HMAS Moresby . Разведчики РАН доказали практичность использования вертолетов с небольших кораблей для РАН, и РАН эксплуатировало эти вертолеты вплоть до 1973 года, когда их заменили Bell 206B-1 Kiowas . Опыт RAN с разведчиками на борту HMAS Moresby продемонстрировал необходимость режима технического обслуживания более высокого уровня в результате эксплуатации вертолетов в районах с высокой концентрацией абразивного кораллового песка, встречающегося вокруг австралийского побережья, и пагубного воздействия, которое он оказывает на несущий винт. лопасти, планер и компоненты двигателя. Несмотря на дополнительные усилия по обслуживанию вертолетов, «Скауты» считались превосходящими гидросамолеты и летающие лодки, которые ранее использовались в этой роли. Один из разведчиков затонул в гавани Вевак при взлете с HMAS. Морсби в апреле 1967 года; Впоследствии он был возвращен, но самолет был признан списанным. [ нужна ссылка ]
Выжившие
[ редактировать ]Хотя ни один из них не участвует в боевых действиях, разведчики все еще находятся в воздухе; главным образом в Великобритании; По состоянию на 2014 год в реестре актов гражданского состояния Великобритании оставалось 10 скаутов, включая Historic Flight Корпуса армейской авиации . самолеты [ нужна ссылка ]
За пределами Великобритании последний из шести разведчиков, экспортированных в Новую Зеландию, был выведен из эксплуатации, в результате чего в Южной Африке летал только ZS-HAS. [ нужна ссылка ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- XR638, 3 января 1966 г.: во время службы в 21-м полку Великобритании. [27] столкнулась с проблемами двигателя, вызванными непреднамеренным закрытием топливного крана по ошибке управления обогревателем во время доставки из Ротона в Миддл-Уоллоп. Впоследствии самолет потерял высоту и разбился хвостом в Мальборо, Уилтшир. Затем он загорелся и сгорел, в результате чего погибли два члена экипажа.
- XV120, 6 июня 1967 г.: во время службы в 10-м звене самолет [28] незадолго до 9 часов утра врезался в землю на углу жилого комплекса Лонг-Кросс в Фелтоне недалеко от аэропорта Бристоля, в результате чего погибли пилот и двое других пассажиров.
- XT625, 30 января 1968 г.: во время службы в 11-м авиакрыле Малайзии самолет [29] у него отказал двигатель, и самолет приземлился в джунглях недалеко от Герика, в 10 милях (16 км) от Баттерворта, Малайзия, в результате чего один солдат погиб, а двое других пассажиров были ранены.
- XR640, 14 мая 1969 г.: во время службы в составе 6-го звена самолет столкнулся в воздухе с вертолетом сиу над казармами Чаттендон, Рочестер, Кент. «Скаут» взлетел, а «Сиу» зашел на посадку. Пилот «Скаута» и двое пассажиров «Сиу», XT802 из 3-го Королевского танкового полка , погибли. [30] Л-капл Синдалл и сапер Педли Королевские инженеры были награждены наградой BEM за храбрость в попытке спасти «с полным пренебрежением к [их] личной безопасности» вместе с гражданским лицом и пассажирами. [31]
- XR636, 12 апреля 1974 г.: Во время службы в 664-й эскадрилье в Северной Ирландии самолет врезался в возвышенность в Рич-Хилле недалеко от Портадауна, графство Арма, в результате чего погиб пилот. [32]
- XV133, 9 января 1976 г.: во время службы в 662-й эскадрилье в Северной Ирландии самолет разбился недалеко от Кроссмаглена, Арма, после того, как пилот потерял ориентацию, летая ночью в низкую облачность. И пилот, и пассажир погибли.
- XV132, 10 апреля 1978 г.: во время службы в 658-й эскадрилье в Северной Ирландии самолет врезался в Лох-Ней примерно в четырех милях от взлета после полета в снежную бурю. [33] Пилот и пассажир, 17-летний курсант, погибли.
Популярная культура
[ редактировать ]- Разведчик был показан в кинофильме 1982 года « Кто смеет побеждать» британской армии , демонстрируя их использование полком специальной воздушной службы . В съемках фильма участвовали самолеты из 656-й эскадрильи AAC .
- «Потерпевший крушение» разведчик показан на пляже в фильме о вербовке Королевской морской пехоты 2008 года. 45-секундный рекламный ролик был снят в Брунее, и в нем участвовали малайские актеры, изображающие террористов. Фильм, стоимость которого составила 1 миллион фунтов стерлингов, позже был снят с производства из-за предположения, что малайзийцы могут быть причастны к терроризму. [34]
Варианты
[ редактировать ]- Сондерс-Роу P.531
- Прототип.
- Сондерс-Роу P.531-2 Mk.1
- Предсерийный самолет.
- Разведчик АН.1
- Пяти-шестиместный легкий многоцелевой вертолет для британской армии.
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]- британской армии Воздушный корпус [38]
- Имперская школа летчиков-испытателей [39]
- Королевская морская пехота [38]
Государственные операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (Скаут)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1965–66 гг. [43]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 или 2
- Вместимость: 4 или 5 пассажиров [44] / 1500 фунтов (680 кг) подвешенная нагрузка
- Длина: 30 футов 4 дюйма (9,25 м)
- Рост: 8 футов 11 дюймов (2,72 м)
- Профиль крыла : NACA 0012. [45]
- Пустой вес: 3232 фунта (1466 кг)
- Максимальный взлетный вес: 5300 фунтов (2404 кг)
- Силовая установка: 1 двигатель Rolls-Royce Nimbus 101 или 102 турбовальный , мощность 685 л.с. (511 кВт) снижена с 1050 л.с. [46]
- Диаметр несущего винта: 32 фута 3 дюйма (9,83 м)
- Площадь несущего винта: 816,9 кв. футов (75,89 м ). 2 )
Производительность
- Максимальная скорость: 131 миль в час (211 км/ч, 114 узлов)
- Крейсерская скорость: 122 миль в час (196 км/ч, 106 узлов)
- Никогда не превышайте скорость : 132 миль в час (212 км/ч, 115 узлов).
- Диапазон: 315 миль (507 км, 274 миль)
- Практический потолок: 17 700 футов (5 400 м)
- Потолок зависания IGE: 12 500 футов (3810 м)
- Скорость набора высоты: 1670 футов/мин (8,5 м/с).
- Нагрузка на диск: 6,48 фунтов/кв. футов (31,6 кг/м) 2 )
- Мощность/масса : 0,13 л.с./фунт (0,21 кВт/кг)
Вооружение
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Flight International 1960 , с. 349.
- ^ Flight International 1963 , с. 232.
- ^ Стивенс 1964 , стр. 183–186, 189.
- ^ Родвелл 1972 , с. 33.
- ^ Родвелл 1972 , стр. 34–35.
- ^ Родвелл 1972 , стр. 33–35.
- ^ Фергюсон 1982 .
- ^ Бентли, Джон (4 февраля 1971 г.). «Через стакан, устойчиво» . Рейс Интернешнл . стр. 176–177. Архивировано из оригинала 30 июня 2015 года.
- ^ «подпись к фотографии» . Рейс Интернешнл . 23 ноября 1972 г. с. 734. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года.
- ^ «Оборона: доставлен прицел Hawkswing» . Рейс Интернешнл . 21 марта 1974 г. с. 363.
- ^ «Ракетные снаряды потеряны» . Рейс Интернешнл . Том. 108, нет. 3473. IPC Transport Press. 2 октября 1975 года. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года.
- ^ «Алан Стритер» , Flymarines.com , заархивировано из оригинала 28 октября 2010 г.
- ^ «Армейская авиация набирает зубы» , Flight International , с. 171, 1 февраля 1968 г.
- ^ Родвелл 1968 , стр. 190–191.
- ^ Jump up to: а б с Родвелл 1968 , с. 190.
- ^ «Мировые новости: полеты на испытательном стенде WG.13» . Рейс Интернешнл . 10 сентября 1970 г., стр. 384–385. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года.
- ^ «Bo105 Болкова» . Рейс Интернешнл . 18 мая 1967 г. с. 794. Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года.
- ^ Джеймс 1991 , стр. 367–368.
- ^ 847 филиалов НАН
- ^ Гелдард, Джеффри (23 сентября 1965 г.). «Пропавший вертолет был угнан?» . «Стрейтс Таймс» . п. 1. Архивировано из оригинала 20 марта 2012 года.
- ^ Гелдард, Джеффри (27 сентября 1965 г.). «Пять человек погибли в результате крушения вертолета в Сараваке» . «Стрейтс Таймс» . п. 1. Архивировано из оригинала 3 апреля 2012 года.
- ^ «№43641» . Лондонская газета (Приложение). 30 апреля 1965 г. с. 4347.
- ^ «№43641» . Лондонская газета (Приложение). 30 апреля 1965 г. с. 4348.
- ^ «№44508» . Лондонская газета (Приложение). 19 января 1968 г. с. 875.
- ^ «Глаз в небе» . Рейс Интернешнл . 13 ноября 1976 г. с. 1429. Архивировано из оригинала 29 декабря 2018 года.
- ^ Мемориал капитана Стирлинга и капрала Адкока
- ↑ The Marlborough Times , 7 января 1966 г., стр. 1.
- ^ «Трое погибли в пылающем вертолете» . Таймс . 7 июня 1967 г. с. 3 . Проверено 16 декабря 2023 г. - из цифрового архива Times.
- ↑ The Straits Times , 2 февраля 1968 г., стр.9.
- ^ Наш корреспондент (15 мая 1969 г.). «Трое погибли при столкновении вертолетов» . Таймс . п. 2 . Проверено 16 декабря 2023 г. - из цифрового архива Times.
- ^ «№44949» . Лондонская газета (Приложение). 3 октября 1969 г. с. 10212.
- ^ WO2 Мемориал Ровата
- ^ «Крушение вертолета поднимает вопросы безопасности» . Рейс Интернешнл . 22 апреля 1978 г. с. 1094. Архивировано из оригинала 20 мая 2013 года.
- ↑ Белл, Томас, реклама Royal Marines «изображает малазийцев террористами», 30 мая 2008 г., telegraph.co.uk:
- ^ «Мировой рынок вертолетов 1968 г.» . Рейс Интернешнл . 11 июля 1968 г. с. 48. Архивировано из оригинала 28 июля 2013 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ «Вестленд-Скаут ВМС Австралии» . Спрос на СМИ . Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ «Разведчик ВВС ЮАР» . Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Локации БАОР» . baor-locations.org . Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ «Музей вертолетов» . Вертолетный музей. 2018.
- ^ «Летающее крыло общественной безопасности Бахрейна» . aeroflight.co.uk . Проверено 12 февраля 2013 г.
- ^ «Мировой рынок вертолетов 1967 г.» . Рейс Интернешнл . 13 июля 1967 г. с. 65. Архивировано из оригинала 14 сентября 2009 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ «Полицейский разведчик Уганды» . flickr.com. 28 августа 2012 года . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ Тейлор 1965, стр. 170–171.
- ^ Джеймс 1991 , с. 367.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Джеймс 1991 , стр. 369–370.
Библиография
[ редактировать ]- Бентли, Джон. «Сквозь стекло, устойчиво», Flight International , 4 февраля 1971 г., стр. 176–177.
- Биллиндж, Дэйв. «Разведчик и Оса: всебританский успех», Aviation News, том 71, № 2, февраль 2009 г.
- Эллиотт, Брин (май – июнь 1999 г.). «В такт: первые 60 лет британской воздушной полиции, часть вторая». Энтузиаст авиации (81): 64–69. ISSN 0143-5450 .
- Фергюсон, Джеймс (6 февраля 1982 г.). «Коммандос-авиация» . Рейс Интернешнл . Проверено 16 ноября 2014 г.
- «Дивизия Сондерс-Роу» . Полет . 2 сентября 1960 г. с. 349. Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- «Вестленд Вертолеты» . Рейс Интернешнл . 14 февраля 1963 года. Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- Джеймс, Дерек Н. (1991). Westland Aircraft с 1915 года . Лондон: Брасси. ISBN 0-85177-847-Х .
- Родвелл, Роберт Р. (8 февраля 1968 г.). «Армейские летчики» . Рейс Интернешнл . стр. 183–191. Архивировано из оригинала 9 декабря 2014 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- Родвелл, Роберт Р. (6 января 1972 г.). «Ирландия – пограничник» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- Стивенс, Джеймс Хэй (30 июля 1964 г.). «Разведчик и Оса: Всебританские вертолеты Вестленда» . Рейс Интернешнл . Проверено 15 ноября 2014 г.
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1965–66 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1965.
- Винн, Хамфри. «Новая роль армейской авиации: противотанковое ракетное вооружение», Flight International , 24 июля 1969 г., стр. 143–147.