СС.11
СС.11 | |
---|---|
Тип | MCLOS с проводным наведением Противотанковая ракета |
Место происхождения | Франция |
История производства | |
Дизайнер | Норд Авиация |
Разработанный | 1953 |
Произведено | 1956 – середина 1980-х гг. |
№ построено | 180,000 |
Технические характеристики | |
Масса | 30 кг (66 фунтов) |
Длина | 1190 мм (3 фута 11 дюймов) |
Диаметр | 165 мм (6,5 дюйма) |
Размах крыльев | 500 мм (1 фут 8 дюймов) |
Эффективная дальность стрельбы | 500–3000 м (1600–9800 футов) |
Боеголовка | Противоброневой тип 140АС |
Вес боеголовки | 6,8 кг (15 фунтов) |
Максимальная скорость | 190 м/с (620 футов/с) |
Руководство система | Ручная команда прямой видимости |
SS.11 производимая — французская с ручным управлением и наведением по проводам, противотанковая ракета компанией Nord Aviation . Он также доступен в версии «воздух-земля» AS.11 со стабилизированной прицельной системой. AS.11 также был известен на американской службе как AGM-22 . Это одна из первых управляемых противотанковых ракет, поступившая на вооружение французской армии в 1956 году и оставшаяся на вооружении до 1980-х годов. Он также лег в основу более крупной и дальнобойной серии SS.12/AS.12 .
Ракета управлялась вручную путем сравнения местоположения цели с сигнальными ракетами на задней части ракеты и использования небольшого джойстика для корректировки ее полета. Первоначальная система ручного наведения была заменена в 1967 году на версию Harpon , в которой использовалось SACLOS наведение с использованием инфракрасного датчика самонаведения , отслеживающего исходные ракеты. Это значительно облегчало работу системы, оператору оставалось просто держать прицел на цели, и ракета автоматически летела по линии визирования.
Производство ракет серии SS.11, а затем и SS.12/AS.12 прекратилось где-то в 1980-х годах, и к этому времени было продано более 170 000 штук. [1] Цена SS.11 в конце 1960-х годов была заявлена примерно в 1900 долларов США. [2]
История
[ редактировать ]Первое боевое применение SS.11 произошло в 1956 году ВВС Франции , выпущенного с лёгкого двухмоторного транспорта Dassault MD 311 , в качестве метода атаки укреплённых пещер, расположенных в крутых горных ущельях во время Алжирской войны . Боевой эксперимент оказался чрезвычайно успешным и стал стандартом для других самолетов MD 311 французских ВВС, дислоцированных на театре военных действий в Алжире. [3] Из этого раннего боевого опыта в Алжире с самолетами, стреляющими по SS.11, французская армия приняла к сведению и представила первый в мире специализированный боевой вертолет, стреляющий противотанковыми ракетами, на базе Aérospatiale Alouette II , а затем Aérospatiale Alouette III , который стрелял как более ранние модели SS.11 класса «земля-земля» и AS.11, разработанные для стрельбы класса «воздух-поверхность» с самолетов, оба из них участвовали в масштабных боевых действиях в этом конфликте с 1958 по 1962 год. [4]
После отмены SSM-A-23 Dart в 1958 году США начали оценку SS.11 и приняли его на вооружение в 1961 году как AGM-22A . Ракета была развернута с UH-1B Huey вертолетов с использованием подсистем вооружения XM11 или M22 . На службе в армии США SS.11 использовался в основном для разработки тактики применения противотанковых вертолетов и для обучения будущих экипажей вертолетов. прибыли 12 вертолетов UH-1B армии США, принадлежащих специальному подразделению, оснащенных стабилизированным прицелом XM-58 В сентябре 1965 года в Южный Вьетнам . Месяц спустя они выпустили в бой AGM-22. [5] В мае 1972 года в ответ на Северного Вьетнама использование бронетехники в Восточном наступлении шесть UH-1, оснащенных AGM-22, были переброшены в провинцию Куангчи . Система была оценена как умеренно эффективная против танков, но широко использовалась против бункеров и укрепленных сооружений. Все подразделения были выведены в США к 31 октября 1972 года. [6]
Во время арабо-израильской Шестидневной войны в 1967 году израильская армия была оснащена большим количеством SS.11, поставленных Францией. SS.11 использовались во время битвы при Абу-Агейле . [7]
В 1966 году ВМС Франции провели оценку SS.11(M) и SS.12(M) с быстроходного патрульного катера La Combattante . [2] В 1966 году ВМС Ливии заказали три быстроходных патрульных катера Vosper Thornycroft (« Себха» , «Сирт» и «Суза» ). Поставленные в 1968 году, это были первые военно-морские корабли, вооруженные SS.11(M) и AS.12(M), по четыре на каждой стороне мостика корабля; [8] Ливийские быстроходные патрульные катера доказали, что это очень дешевый способ обеспечить тяжелую огневую мощь на больших дистанциях для небольших военно-морских кораблей. Другие военно-морские силы вскоре последовали примеру Ливии и купили SS.12(M) и SS.11(M) для своих легких военно-морских кораблей; среди них Бруней, Эфиопия, Франция, Греция, Кот-д'Ивуар, Малайзия, Сенегал и Тунис. NORD также разработал обучаемую пусковую установку на десять ракет для SS.11(M) или SS.12(M), которая продавалась в больших количествах из-за ее чрезвычайно экономичной огневой мощи как для легких, так и для средних военно-морских кораблей. [2]
Во время Фолклендской войны и британская армия , и британская королевская морская пехота использовали вертолеты Westland Scout, вооруженные SS.11. [9] 14 июня 1982 года два армейских и два разведчика морской пехоты атаковали аргентинские позиции на юго-западной окраине Порт-Стэнли . Из десяти выпущенных ракет девять поразили цели, а одна была потеряна из-за обрыва командного провода. [9]
Разработка
[ редактировать ]Разработка улучшенной версии SS.10 ( Норд-5203) началась в 1953 году как Норд-5210. Ракета задумывалась как тяжелая версия переносного ПЗРК SS.10 для применения с транспортных средств, кораблей и вертолетов. Ракета поступила на вооружение французской армии под обозначением SS.11. Она использовалась как первая в мире противотанковая ракета, устанавливаемая на вертолет (на Alouette II ). [10]
С 1962 года [11] Была произведена модель ракеты «B», в которой часть оригинальной электроники была заменена твердотельными компонентами. Транзисторизация улучшила время отклика и управляемость, что уменьшило склонность к чрезмерной корректировке во время полета. [10] Это была версия, использованная для разработки пехотной версии, в которой оператор нес три боеголовки и имел «поясной ремень управления огнем», а трое других мужчин несли ракету без боеголовки. [2]
Одним из самых необычных применений SS.11 было применение, вероятно, самой маленькой противокорабельной ракеты в мире: шведская морская пехота использовала ее в качестве противодесантного корабля на протяжении десятилетий, пока она не была заменена специализированной версией. AGM -114 «Хеллфайр» . Он также использовался финской береговой артиллерией для прикрытия узких каналов на архипелаге, заменив в этой роли израильский SPIKE ER (Rannikko-Ohjus 06).
Описание
[ редактировать ]Для ракеты доступны различные боеголовки: [10]
- 140AC Кумулятивный заряд : 600 мм по сравнению с RHA
- 140АП02 осколочно-фугасная: стальная пластина толщиной 10 мм.
- 140АП59 противопехотный
- 140CCN против доставки
При запуске ракетный ускоритель SNPE с двумя выходами сбоку корпуса ракеты горит в течение 1,2 секунды, после чего горит маршевый двигатель «София» с одним выходом в задней части корпуса ракеты в течение 20 секунд. [2]
В отличие от более раннего SS.10, который управлялся аналогично самолету с небольшими органами управления полетом, называемыми «спойлерами», расположенными на крыльях ракеты, SS.11 управляется в полете с помощью уникальной системы, разработанной NORD для первого во Франции полета класса «воздух-воздух». Ракета AA.20 , называемая TVC (управление вектором тяги), в которой четыре небольших лопатки расположены вокруг выхлопа маршевого двигателя, которые под управлением на мгновение подталкивают маршевый двигатель к тяге, заставляя ракету двигаться в заданном направлении. Поскольку в полете ракета вращается медленно, поскольку четыре стреловидных крыла слегка смещены, необходим гироскоп для определения относительной ориентации ракеты относительно земли, то есть вверх, вниз и вправо, влево. В отличие от более раннего управления полетом спойлера, TVC представляет собой гораздо более точный метод управления ракетой в полете. TVC был скопирован другими ракетами, в том числе российскими с их 9М14 «Малютка» (название НАТО: AT-3 Sagger) и евроракетами HOT и MILAN, разработанными совместным предприятием Франции и Германии. [2]
Из-за ручного характера наведения, называемого MCLOS , когда оператору приходилось сначала получить контроль над ракетой и вывести ее на линию прямой видимости с целью, поражение целей на коротких дистанциях было плохим, но точность за пределами 500 метров была низкой. от хорошего до отличного для хорошо обученного оператора. В 1967 году (к тому времени NORD был объединен с Aerospatiale) была разработана версия SS.11 под названием Harpon с значительно улучшенной системой наведения SACLOS , в которой ракета автоматически отслеживается в полете и подводится к линии наводчика. зрения. Эта система наведения существенно повышает точность SS.11, особенно на дальностях поражения менее 500 метров. [2]
Модели
[ редактировать ]- SS.11 / AGM-22 : Противотанковая ракета класса «земля-земля» с проводным наведением.
- SS.11A1 XAGM-22A
- SS.11B1 XAGM-22B : значительно улучшено за счет транзисторов.
- SS.11B1 (учебный) XATM-22B
- AS.11 : Ракета класса «воздух-поверхность».
- SS.11M : Морская противокорабельная ракета класса «земля-земля» с проводным наведением.
- HARPON : версия SS.11 с руководством SACLOS, заменяющим MCLOS . Введен в производство в 1967 году.
Операторы
[ редактировать ]
|
См. также
[ редактировать ]- Aerospatiale SS.12/AS.12 , более поздняя версия Nord SS.11.
- Ракетный Jagdpanzer 1 , Германия ПТУР-носитель ББМ, 1961 г.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ракеты» . Рейс Интернешнл . 15 ноября 1980 г. с. 1888. Архивировано из оригинала 18 октября 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ганстон, Билл (1978). Ракеты и ракеты . Salamander Books Ltd., стр. 239–240.
- ^ «МОНЕТА: Французская противоповстанческая авиация, 1946-1965» . worldatwar.net .
- ^ Вентер, Эл Дж (1977). The Chopper Boys - Вертолетная война в Африке . Книги Гринхилла. п. 42.
- ^ Эверетт-Хит, полковник Э.Дж. (1983). «Развитие вертолетного вооружения воздух-земля». Обзор международной обороны (3): 323.
- ^ «Командование военной помощи США, Вьетнам, 1972–1973 гг., Приложение B по истории командования» (PDF) . Командование военной помощи США, Вьетнам. 15 июля 1973 г. с. Б-48 . Проверено 10 сентября 2020 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Гаврич, Г.В. Ключ от Синая, Битвы за Абу-Агейлу в арабо-израильских войнах 1956 и 1967 годов (PDF) . Институт боевых исследований, исследовательское обследование. п. 103. Архивировано из оригинала (PDF) 7 августа 2021 года . Проверено 27 апреля 2018 г.
- ^ Боевые корабли Джейн 1976-77, стр. 214
- ^ Перейти обратно: а б Бремя 1986, стр. 34-342.
- ^ Перейти обратно: а б с Вертолеты на войне - Блиц-издания, Страница, 63, ISBN 1-85605-345-8
- ^ РТ Красотка; ДХР Арчер. Системы оружия Джейн, 1969-70 гг .
- Парш, Андреас (9 августа 2003 г.). «СС.11» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 26 октября 2003 года.
- Грановский, Олег (20 января 2005 г.). «ПТУР первого поколения в АОИ». Архивировано из оригинала 15 декабря 2005 года.
- «Аэроспасьяль АГМ-22» . www.designation-systems.net .
- Тейлор, Майкл Дж. Х. (1980). Ракеты мира . Сыновья Чарльза Скрибнера. ISBN 0-684-16593-7 .
- Берден, Родни А; Дрейпер, Майкл I; Раф, Дуглас А; Смит, Колин Р.; Уилтон, Дэвид Л. (1986). Фолклендские острова: Воздушная война . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-842-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние изображения | |
---|---|
Северная SS.11 | |
SS.11 ведет огонь из танка АМХ-13 | |
SS.11 на наземном креплении | |
SS.11 Установлен на UH-1 армии США. | |
SS.11 кумулятивная боеголовка |