Семейство SOCATA Ралли
Ралли | |
---|---|
Socata Rallye Commodore MS.893A | |
Роль | Туристический/учебный самолет |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | шокирован |
Первый полет | 10 июня 1959 г. |
Введение | 1961 |
Произведено | 1961–1982 |
Количество построенных | ~3,300 [ 1 ] |
SOCATA Rallye (англ. Rally ) — лёгкий самолёт , выпускавшийся французской авиационной компанией SOCATA . Первоначально он был разработан в 1950-х годах французским производителем самолетов Morane-Saulnier как MS.880 .
10 июня 1959 года прототип Rallye совершил первый полет этого типа ; 21 ноября 1961 года был выдан сертификат типа на первые серийные версии самолета, получившие обозначение MS.880B и более мощный MS.885 . Были разработаны и изготовлены последующие модели Rallye; изменения обычно включали установку более мощных двигателей, усиление конструкции и расширение некоторых поверхностей управления полетом , кульминацией которых стала серия MS.890 Rallye Commodore с большей полной массой и четырехместными сиденьями. В рамках усилий по выходу на прибыльный Северной Америки рынок были заключены дистрибьюторские соглашения с несколькими американскими компаниями, такими как Waco Aircraft Company и BFA Aviation , для продвижения, продажи и обслуживания Rallye. Эти усилия, хотя и не были безоблачными, обеспечили хорошие продажи такого типа.
В 1979 году компания SOCATA (в которую ранее влилась Morane-Saulnier) решила переименовать все различные модели серии Rallye, присвоив каждой из них свои индивидуальные галльские имена. В начале 1980-х годов производство Rallye во Франции было прекращено в пользу более новой серии Socata TB . В декабре 1984 года был доставлен последний самолет, построенный SOCATA; Всего было выпущено около 3300 самолетов. Однако Rallye продолжала производиться по лицензии в Польше авиационной компанией PZL , которая продавала свои собственные модели под названием PZL Koliber (англ. Hummingbird ). 18 апреля 1978 года состоялся первый полет прототипа Колибера; В следующем году серийное производство этого типа началось в Польше.
Разработка
[ редактировать ]В 1958 году, в ответ на объявление французским правительством конкурса на поиск такого самолета, французская авиационная компания Morane-Saulnier решила начать работу над проектом нового одномоторного легкого самолета, первоначально обозначенного как MS.880 Rallye Club . По данным авиационного журнала Flying , по сравнению с другими легкими самолетами той эпохи, был относительно тихоходным и дешевым самолетом; в частности, журнал хвалил Rallye как доступный «по цене, намного более низкой, чем любой настоящий STOL [короткий взлет и посадка]». четырехместный самолет [ 2 ] Он имел относительно упрощенную конструкцию, что позволяло предлагать его клиентам по очень доступной цене, что, наряду с характеристиками самолета в режиме взлета и посадки, рассматривалось как очень привлекательный аргумент для продажи, особенно для клиентов на рынке Северной Америки . [ 2 ]
10 июня 1959 года прототип Rallye с двигателем мощностью 90 л.с. (67 кВт) совершил свой первый полет . 21 ноября 1961 года первые серийные версии самолета, получившие обозначение MS.880B и более мощный MS.885 , получили сертификат типа , разрешающий им выполнять эксплуатационные полеты. [ 3 ] После этого в конструкцию постепенно вносился ряд улучшений и изменений по мере появления новых моделей Rallye; Типичные достижения включали использование более мощных двигателей, улучшенную грузоподъемность и усиленную конструкцию, добавление обтекателей колес, увеличенный дорожный просвет для винта, расширенные рули направления и элероны , а также изменения в конструкции фонаря кабины. [ 4 ] [ 5 ]
19 ноября 1962 года Morane-Saulnier подала заявление о банкротстве , а в январе 1963 года была передана под контроль Potez , которая учредила Société d'Exploitation des Etablissements Morane-Saulnier (SEEMS) для управления своими активами. 20 мая 1965 года Sud Aviation приобрела SEEMS у Potez, образовав Gérance des Etablissements Morane-Saulnier (GEMS). [ 6 ] В начале 1966 года Sud Aviation создала еще одну новую дочернюю компанию SOCATA , чтобы продолжить разработку и производство серии Rallye. [ 7 ] SOCATA продолжала производить Rallye в больших количествах до конца 1960-х и до 1970-х годов. [ 1 ] [ 8 ]
В конце 1960-х годов SOCATA занялась разработкой увеличенной 7-местной версии ST.60 Rallye 7 с двигателем Lycoming IO-540-K мощностью 300 л.с. (220 кВт). Было построено два прототипа: версия с убирающимся трехколесным велосипедом. шасси , первый полет которого состоялся 3 января 1969 года, и аналогичный самолет с фиксированным шасси. Однако SOCATA не была уверена в существовании достаточного рынка для этого самолета, и дальнейшего производства не последовало. [ 7 ] Впоследствии SOCATA представила расширенную серию MS.890 Rallye Commodore с более тяжелым планером и четырьмя сиденьями; производство и разработка серий MS.880 и MS.890 продолжались параллельно, а увеличенное и усиленное оперение MS.890 было адаптировано к вариантам MS.880, использующим более мощные двигатели и допущенные к штопору . [ 9 ]
Также в конце 1960-х годов американский авиационный предприниматель Александр Бергер, чья холдинговая компания Allied Aero Industries владела компаниями Franklin Engine Company и Jacobs Aircraft Engine Company , основал новое предприятие по выходу на рынок европейских легких самолетов под знаменем несуществующей Waco Aircraft Company . [ 2 ] [ 5 ] [ 10 ] Базируется в Поттстауне, штат Пенсильвания , [ 11 ] Waco приняла меры по маркетингу, продаже и обслуживанию Rallye на обширном и привлекательном рынке Северной Америки и представила лицензионную американскую версию Rallye Commodore под маркой Waco MS.294A Minerva , оснащенную двигателем мощностью 220 л.с. (160 кВт). ) Двигатель Франклина. [ 5 ] [ 12 ] Waco также продавала 150ST, 180CT и 235CT в США. [ 5 ] Однако у Rallye было мало времени, чтобы проявить себя до того, как Waco прекратила свою авиационную деятельность после смерти Бергера в 1971 году. В результате роспуска Waco сторонние авиационные компании приобрели различные оставшиеся активы и продолжили предоставлять запасные части и услуги американским компаниям. владельцы Ралли. [ 13 ]
В начале 1970-х годов нью-йоркская компания BFA Aviation была назначена новым дистрибьютором этого типа в Северной Америке. [ 2 ] BFA через несколько дочерних компаний своей материнской компании Aerocon Inc выполнила окончательную сборку Rallye для тех, кто продавался американским клиентам. Использование американских поставщиков в цепочке поставок самолетов, таких как двигатель Franklin 6A-350-C1 , пропеллеры, колеса, тормоза и некоторые приборы кабины производства Hartzell или McCauley , было сделано на некоторых моделях Rallye, таких как как Минерва. [ 4 ] Согласно первоначальному соглашению, компоненты, произведенные в США, будут доставляться через Атлантический океан на предприятия Sud Aviation и ее дочерних компаний во Франции для интеграции в построенный во Франции планер, который после завершения и первых испытательных полетов будет разобран на секции и переданы в BFA Aviation в США для окончательной сборки и продажи; были изучены усилия по сокращению ненужной доставки и, следовательно, затрат. [ 4 ]
В 1979 году SOCATA решила приступить к новой производственной программе, одним из результатов которой стало переименование различных моделей серии Rallye, каждая из которых получила индивидуальное, «более галльское» имя. [ 14 ] В 1980-х годах этот тип был постепенно заменен и снят с производства во Франции новой серией Socata TB . В декабре 1984 года состоялось последнее ралли примерно 3300 самолетов. [ 1 ] была доставлена вооруженная модель R235 Guerrier. [ 15 ]
Однако решение SOCATA о прекращении производства во Франции не положило конец всей производственной деятельности этого типа. В 1970-х годах SOCATA продала лицензию на производство модели Rallye 100ST польской государственной авиационной компании PZL самолет был самостоятельно построен , в результате чего на ее предприятиях в Варшаве под названием PZL Koliber ( «Колибри» ). 18 апреля 1978 года первый самолет PZL совершил свой первый полет. В 1979 году началось серийное производство Koliber; В том же году была произведена первая партия из десяти самолетов. [ 16 ]
США предоставило сертификат типа Koliber В феврале 1994 года Федеральное управление гражданской авиации , разрешив продажу и эксплуатацию польских производных на рынке Северной Америки. [ 17 ] было заключено дистрибьюторское соглашение Вскоре после этого с Cadmus Corporation о сбыте и обслуживании Koliber в Америке. В плане применения самолет оказался хорошим учебно-тренировочным средством, отчасти благодаря хорошему обзору из кабины и щадящим летным характеристикам. [ 18 ]
Дизайн
[ редактировать ]SOCATA Rallye — это одномоторный легкий самолет -моноплан с низкорасположенным крылом , способный выполнять взлет и посадку (короткий взлет и посадку). Rallye считается надежным и функциональным самолетом; На самолетах более поздней постройки были предприняты усилия по улучшению внешней привлекательности этого типа и очистке внешнего вида. [ 19 ] Состоящий из цельнометаллической конструкции, он обычно оснащен фиксированным трехопорным шасси со смещенным носовым колесом свободного наклона и относительно близко расположенными основными стойками; [ 20 ] [ 4 ] однако на модели 235 C используется альтернативная конфигурация шасси, которая вместо этого была оснащена шасси с фиксированным хвостовым колесом. Необычно то, что шасси Rallye шарнирно сочленено , чтобы лучше выдерживать резкие нагрузки, возникающие во время взлета и посадки. [ 4 ] Журнал Flying Magazine отметил, что Rallye - « самолет с очень хорошей посадкой». [ 21 ]
Rallye оснащен свободнонесущим крылом, включающим соединенные между собой полноразмахные автоматические предкрылки с щелями с широкой хордой , элероны и Фаулера с широким размахом по типу задние закрылки . Сочетание полноразмахных предкрылков и больших закрылков Фаулера обеспечило самолету летные характеристики на малых скоростях. [ 2 ] Топливо также размещается внутри крыльев. [ 22 ] По данным журнала Flying Magazine, Rallye обладал высокой степенью управляемости и был относительно щадящим в полете, поскольку с ним чрезвычайно трудно было неправильно обращаться до такой степени, что эффективный контроль над самолетом был потерян. [ 4 ] Самолет безопасен в полете практически при любом уровне пилотирования. Несмотря на то, что Rallye обладает хорошей маневренностью, например, при выполнении петель и кренов , выполнение фигур высшего пилотажа официально не одобрено производителем. [ 23 ]
Силовая установка самолета обеспечивалась одним из ряда все более мощных двигателей воздушного охлаждения; например, ранняя модель Rallye Cub, оснащенная двигателем Continental O-200-A мощностью 100 л.с. (75 кВт) , а более новый вариант Rallye 235 был оснащен двигателем Lycoming O-540 мощностью 235 л.с. (175 кВт) . [ 21 ]
Rallye был оснащен выпуклой кабиной, в которой могли разместиться два-три человека в базовых маломощных вариантах и до четырех человек в более мощных моделях самолета, некоторые из которых были предназначены для использования в качестве буксиров-планеров и буксиров-планеров. знаменосцы . [ 24 ] Фонарь сдвигается назад, обеспечивая доступ в кабину и обратно, чему способствует ступенька, расположенная сразу под задней кромкой крыла; на земле. На земле купол должен оставаться слегка открытым, когда он занят, чтобы обеспечить достаточный приток воздуха; в полете фонарь можно оставлять открытым на скорости максимум до 94 узлов. [ 21 ] [ 22 ]
Кабину описывают как относительно шумную, но ее также часто хвалят за отличный внешний обзор; Журнал Flight Magazine заявил, что «это почти как находиться в четырехместном самолете с открытой кабиной». [ нужна ссылка ] Как правило, Rallye оснащался двумя органами управления полетом, каждый из которых имел собственную ручку управления органы управления внутренней связью . , на которой часто устанавливались [ 21 ] [ 22 ] Хотя на Rallye можно было установить полнофункциональную приборную панель кабины, дополнительный вес этого оборудования заметно повлиял бы на летно-технические характеристики самолета; таким образом, клиентам придется взвесить преимущества превосходных летных характеристик или возможности использовать большее количество функций кабины. [ 25 ]
Варианты
[ редактировать ]Французское производство
[ редактировать ]Легкий планер (серия MS.880)
[ редактировать ]- МС.880
- Двухместный прототип с двигателем Continental C90-14F мощностью 90 л.с. (67 кВт) , обычным шасси , построен 1 экземпляр. [ 9 ]
- МС.880А
- Трехместный прототип с увеличенной кабиной и стреловидным вертикальным килем, построен 1 экземпляр. [ 9 ]
- MS.880B Ралли-клуб
- Серийная версия MS.880B мощностью 100 л.с. (75 кВт) Continental O-200-A , построено 1100 экземпляров. [ 9 ]
- МС.881
- Двигатель Potez мощностью 105 л.с. (78 кВт). 12 построено. [ 3 ] Двухместный самолет.
- МС.883
- Двигатель Lycoming мощностью 115 л.с. (86 кВт). построено 77. [ 3 ] Двухместный самолет.
- MS.885 Супер Ралли
- Двух/трехместная версия; первый полет 1 января 1961 года. [ 26 ] мощностью 145 л.с. (108 кВт) Двигатель Continental O-300 . построено 212. [ 3 ]
- МС.886
- Двигатель Lycoming мощностью 150 л.с. (110 кВт). Три построено. [ 3 ]
- Ралли 100S Спорт
- Двухместный учебно-тренировочный самолет с двигателем Rolls-Royce Continental O-200-A мощностью 100 л.с. (75 кВт) , построено 55 экземпляров. [ 9 ]
- MS.880B Ралли 100Т
- MS.880B с небольшими изменениями, построено 3 штуки. [ 9 ]
- Ралли 100СТ
- 100T с тремя или четырьмя сиденьями, увеличение полной массы на 45 фунтов (20 кг), построено 45 штук. [ 9 ]
- Ралли 125
- Четырехместная версия 100-T с двигателем Lycoming O-235 мощностью 125 л.с. (93 кВт) . [ нужна ссылка ]
- Ралли 150Т
- Четырехместный Rallye 100ST, увеличенная полная масса, увеличенное хвостовое оперение, 150 л.с. (110 кВт) Lycoming 0-320-E2A , построено 25 экземпляров. [ 9 ]
- Ралли 150СТ
- 150T, рассчитанный на вращения , построено 66, [ 9 ] продается компанией Waco в США. [ 5 ]
- SOCATA 110ST Галопин
- Улучшенный Rallye 100ST с двигателем Lycoming O-235-L2A мощностью 110 л.с. (82 кВт) , [ 27 ] построено 76. [ 9 ] Может эксплуатироваться как трех- или четырехместный самолет, если штопор запрещен. [ 27 ]
- SOCATA 150SV Гарнитура
- Улучшенная версия Rallye 150ST мощностью 155 л.с. (116 кВт) Lycoming O-320-D2A , построено 5 штук. [ 9 ]
- В галерее SOCATA 180T
- Улучшенная версия Rallye 150T мощностью 180 л.с. (130 кВт) Lycoming O-360-A3A , построено 5 штук, [ 9 ] продается компанией Waco в США. [ 5 ]
Тяжелый планер (серия MS.890)
[ редактировать ]Все варианты, начиная с MS.890, являются полноценными четырехместными самолетами. [ 28 ]
- MS.890 Раллийный коммодор
- Первая версия с четырехместным сиденьем. [ 26 ] Двигатель Continental мощностью 145 л.с. (108 кВт). Восемь построено. [ 3 ]
- MS.892 Commodore 150 Ралли
- Аналогичен MS.890, но с двигателем Lycoming 0-320 мощностью 150 л.с. (110 кВт) . Позже получил обозначение Rallye 150 .
- MS.893 Ралли Коммодор 180
- мощностью 180 л.с. (130 кВт) Двигатель Lycoming O-360 . Позже получил обозначение Rallye 180 . Дальнейшее переименование в SOCATA Gaillard или SOCATA Galérien (версия для буксировки планера).
- MS.894 Ралли Минерва
- мощностью 220 л.с. (160 кВт) Двигатель Франклин 6А-350 . Позже получил обозначение Rallye 220 . Некоторые собираются и продаются в США под названием Waco Minerva . [ 5 ] построено 211. [ 12 ]
- Ралли 235
- Оснащен двигателем Lycoming O-540 мощностью 235 л.с. (175 кВт) . Переименован в SOCATA Gabier .
- SOCATA 235CA Гаучо
- 235, модифицированный для применения в воздухе, с шасси с хвостовым колесом и бункером для химикатов в зоне заднего сиденья; 9 построено. [ 12 ]
- Соката R235 Воин
- Военная версия Gabier/Rallye 235.
- СОКАТА Гайяр
- Ралли 180 переименовано
- Галерея СОКАТА
- Планер-буксир или баннерная версия Rallye 180.
- ШОКИРОВАН Габье
- переименован в Ралли 235
- SOCATA ST.60 Ралли 7
- Увеличенная 7-местная версия, двигатель Lycoming IO-540-K мощностью 300 л.с. (220 кВт) , построено два прототипа. [ 7 ]
- Вако Минерва
- Продажи Rallye Minerva в США
Польское производство
[ редактировать ]- ПЗЛ-110 Колибер
- Первоначальная лицензионная серийная версия с лицензированным PZL двигателем Franklin 4A-235 мощностью 116 л.с. (87 кВт) на базе Rallye 100 ST. [ 16 ] Производство 32 самолетов. [ 29 ]
- ПЗЛ-110 Колибер 150
- Двигатель Lycoming O-320 мощностью 150 л.с. (110 кВт). [ 29 ]
- ПЗЛ-110 Колибер 160
- Двигатель Lycoming O-320 мощностью 160 л.с. (120 кВт). [ 29 ]
- ПЗЛ-111 Колибер 235
- Двигатель Lycoming O-520 мощностью 235 л.с. (175 кВт). [ 29 ]
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]Государственные гражданские операторы
[ редактировать ]Самолет на выставке
[ редактировать ]- Музей авиации города Норидж — Раллийный клуб Morane-Saulnier 880B [ 41 ]
Технические характеристики (180 GT)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1976–77 гг. [ 42 ]
Общие характеристики
- Экипаж: один
- Вместимость: три пассажира
- Длина: 7,24 м (23 фута 9 дюймов)
- Размах крыльев: 9,74 м (31 фут 11 дюймов)
- Высота: 2,8 м (9 футов 2 дюйма)
- Площадь крыла: 12,3 м 2 (132 кв. фута)
- Профиль крыла : NACA 63A416. [ 43 ]
- Вес пустого: 570 кг (1257 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 1050 кг (2315 фунтов)
- Силовая установка: × Lycoming O-360-A3A 4-цилиндровый горизонтально-оппозитный двигатель воздушного охлаждения, мощностью 134 кВт (180 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной винт изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 240 км/ч (150 миль в час, 130 узлов)
- Крейсерская скорость: 225 км/ч (140 миль в час, 121 узел)
- Скорость сваливания: 92 км/ч (57 миль в час, 50 узлов)
- Дальность: 1300 км (810 миль, 700 миль)
- Практический потолок: 3600 м (11 800 футов)
- Скорость набора высоты: 3,85 м/с (758 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 85,4 кг/м 2 (17,5 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,13 кВт/кг (0 л.с./фунт)
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дональд 1994, с. 804.
- ^ Jump up to: а б с д и Траммелл 1971, с. 35.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тейлор 1976, с. 64.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Траммелл 1971, с. 37.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «СОКАТА «Ралье»/Скажи «Минерва» » . Самолет и пилот . 28 января 2016 года . Проверено 17 апреля 2020 г.
- ^ Симпсон 1991 , с. 215.
- ^ Jump up to: а б с Симпсон 1991 , с. 16.
- ^ Симпсон 1991 , стр. 16–17.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Симпсон 1991 , с. 17.
- ^ Симпсон 1991 , с. 296.
- ^ Хеллман, Джуди (сентябрь 1968 г.). «Пилотный отчет: ВАКО ВЕЛА» . Летающий . Чикаго, Иллинойс. п. 60 . Проверено 17 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Симпсон 1991 , с. 18.
- ^ Траммелл 1971, стр. 35, 37.
- ^ « История ралли ». Летайте на ралли . Проверено 3 августа 2008 г.
- ^ Тейлор 1988, с. 84.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1988, с. 193.
- ^ Бененсон 1995, стр. 67.
- ^ Бененсон 1995, стр. 67–68.
- ^ Траммелл 1971, с. 35, 39–40.
- ^ Брехнер, Берл. «Ралли 235 GT». AOPA Pilot , октябрь 1977 г., стр. 38–42.
- ^ Jump up to: а б с д Траммелл 1971, с. 40.
- ^ Jump up to: а б с Бененсон 1995, стр. 68.
- ^ Траммелл 1971, стр. 39–40.
- ^ Траммелл 1971, с. 39.
- ^ Бененсон 1995, стр. 69.
- ^ Jump up to: а б Pilotfriend.com, ралли Aerospatiale-Socata , получено 27 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1980, с. 74
- ^ понедельник
- ^ Jump up to: а б с д Тейлор, MJH 1999, с. 453.
- ^ Купер и др. 2011 , с. 219
- ^ Gaines Flight International , 6 ноября 1982 г., с. 1360.
- ^ Gaines Flight International , 6 ноября 1982 г., с. 1366.
- ^ Wheeler Flight International , 6 августа 1983 г., с. 336.
- ^ Gaines Flight International , 6 ноября 1982 г., с. 1387.
- ^ Gaines Flight International , 6 ноября 1982 г., с. 1330.
- ^ Hatch Flight International , 5–11 декабря 1990 г., с. 60.
- ^ Купер и др. 2011 , с. 226
- ^ Hatch Flight International , 5–11 декабря 1990 г., с. 61.
- ^ Jump up to: а б Hatch Flight International , 5–11 декабря 1990 г., с. 68.
- ^ Wheeler Flight International , 6 августа 1983 г., с. 367.
- ^ «CNAM – Ралли G-ASAT» . www.cnam.org.uk. Архивировано из оригинала 20 августа 2017 года . Проверено 4 июня 2017 г.
- ^ Тейлор 1976, стр. 65–66.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бененсон, Том. «Колиберы PLZ присоединяются к флоту». Полет , май 1995 г. Том. 122, № 5. ISSN 0015-4806. стр. 67–69.
- Купер, Том; Вайнерт, Питер; Хинц, Фабиан; Лепко, Марк (2011). Африканские МиГи, Том 2: от Мадагаскара до Зимбабве . Хьюстон: Издательство Harpia. ISBN 978-0-9825539-8-5 .
- Дональд, Дэвид (редактор). Энциклопедия мировых самолетов . Лестер, Великобритания: Блиц, 1997. ISBN 1-85605-375-X .
- Гейнс, Майк. «ВВС мира 1982» . Flight International , 6 ноября 1982 г. Vol. 122, № 3835. С. 1327–1388.
- Хэтч, Пол. «ВВС мира 1990» . Flight International , 5–11 декабря 1990 г. Том. 138, № 4245. С. 35–81.
- Монди, Дэвид. Энциклопедия мировых коммерческих и частных самолетов . Нью-Йорк: Crescent Books, 1981. ISBN 0-5173-6285-6 .
- Симпсон, RW (1991). Авиация общего назначения компании Airlife . Шрусбери, Англия: Издательство Airlife. ISBN 1-85310-194-Х .
- Тейлор, Джон В.Р. (редактор). Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1976. ISBN 0-354-00538-3 .
- Тейлор, Джон В.Р. (редактор). Самолеты всего мира Джейн, 1980–81 . Лондон: Издательство Джейн, 1980. ISBN 0-7106-0705-9 .
- Тейлор, Джон В.Р. (редактор). Самолет Jane's All the Worlds, 1988–89 . Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн, 1988. ISBN 0-7106-0867-5 .
- Тейлор, Майкл Дж. Х. (редактор). Всемирный каталог самолетов и систем Брасси, издание 1999/2000 гг . Лондон: Брасси, 1999. ISBN 1-85753-245-7 .
- Траммелл, Арчи. «Пилотный отчет: Минерва». Полет , август 1971 г. Том. 89, № 2. ISSN 0015-4806. стр. 34–40.
- Уиллер, Майк. «ВВС мира 1983» . Flight International , 6 августа 1983 г. Том. 124, № 3874. С. 313–380.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лаказ, Анри и Лерберт, Клод (2013). Моран Солнье: его самолеты, его проекты [ Моран Солнье: Их самолеты и проекты ] (на французском языке). Оутро, Франция: Лела Пресс. ISBN 978-2-914017-70-1 .