Jump to content

Семейство SOCATA Ралли

(Перенаправлено с Ралли Соката )

Ралли
Socata Rallye Commodore MS.893A
Роль Туристический/учебный самолет
Национальное происхождение Франция
Производитель шокирован
Первый полет 10 июня 1959 г.
Введение 1961
Произведено 1961–1982
Количество построенных ~3,300 [ 1 ]

SOCATA Rallye (англ. Rally ) — лёгкий самолёт , выпускавшийся французской авиационной компанией SOCATA . Первоначально он был разработан в 1950-х годах французским производителем самолетов Morane-Saulnier как MS.880 .

10 июня 1959 года прототип Rallye совершил первый полет этого типа ; 21 ноября 1961 года был выдан сертификат типа на первые серийные версии самолета, получившие обозначение MS.880B и более мощный MS.885 . Были разработаны и изготовлены последующие модели Rallye; изменения обычно включали установку более мощных двигателей, усиление конструкции и расширение некоторых поверхностей управления полетом , кульминацией которых стала серия MS.890 Rallye Commodore с большей полной массой и четырехместными сиденьями. В рамках усилий по выходу на прибыльный Северной Америки рынок были заключены дистрибьюторские соглашения с несколькими американскими компаниями, такими как Waco Aircraft Company и BFA Aviation , для продвижения, продажи и обслуживания Rallye. Эти усилия, хотя и не были безоблачными, обеспечили хорошие продажи такого типа.

В 1979 году компания SOCATA (в которую ранее влилась Morane-Saulnier) решила переименовать все различные модели серии Rallye, присвоив каждой из них свои индивидуальные галльские имена. В начале 1980-х годов производство Rallye во Франции было прекращено в пользу более новой серии Socata TB . В декабре 1984 года был доставлен последний самолет, построенный SOCATA; Всего было выпущено около 3300 самолетов. Однако Rallye продолжала производиться по лицензии в Польше авиационной компанией PZL , которая продавала свои собственные модели под названием PZL Koliber (англ. Hummingbird ). 18 апреля 1978 года состоялся первый полет прототипа Колибера; В следующем году серийное производство этого типа началось в Польше.

Разработка

[ редактировать ]

В 1958 году, в ответ на объявление французским правительством конкурса на поиск такого самолета, французская авиационная компания Morane-Saulnier решила начать работу над проектом нового одномоторного легкого самолета, первоначально обозначенного как MS.880 Rallye Club . По данным авиационного журнала Flying , по сравнению с другими легкими самолетами той эпохи, был относительно тихоходным и дешевым самолетом; в частности, журнал хвалил Rallye как доступный «по цене, намного более низкой, чем любой настоящий STOL [короткий взлет и посадка]». четырехместный самолет [ 2 ] Он имел относительно упрощенную конструкцию, что позволяло предлагать его клиентам по очень доступной цене, что, наряду с характеристиками самолета в режиме взлета и посадки, рассматривалось как очень привлекательный аргумент для продажи, особенно для клиентов на рынке Северной Америки . [ 2 ]

10 июня 1959 года прототип Rallye с двигателем мощностью 90 л.с. (67 кВт) совершил свой первый полет . 21 ноября 1961 года первые серийные версии самолета, получившие обозначение MS.880B и более мощный MS.885 , получили сертификат типа , разрешающий им выполнять эксплуатационные полеты. [ 3 ] После этого в конструкцию постепенно вносился ряд улучшений и изменений по мере появления новых моделей Rallye; Типичные достижения включали использование более мощных двигателей, улучшенную грузоподъемность и усиленную конструкцию, добавление обтекателей колес, увеличенный дорожный просвет для винта, расширенные рули направления и элероны , а также изменения в конструкции фонаря кабины. [ 4 ] [ 5 ]

19 ноября 1962 года Morane-Saulnier подала заявление о банкротстве , а в январе 1963 года была передана под контроль Potez , которая учредила Société d'Exploitation des Etablissements Morane-Saulnier (SEEMS) для управления своими активами. 20 мая 1965 года Sud Aviation приобрела SEEMS у Potez, образовав Gérance des Etablissements Morane-Saulnier (GEMS). [ 6 ] В начале 1966 года Sud Aviation создала еще одну новую дочернюю компанию SOCATA , чтобы продолжить разработку и производство серии Rallye. [ 7 ] SOCATA продолжала производить Rallye в больших количествах до конца 1960-х и до 1970-х годов. [ 1 ] [ 8 ]

В конце 1960-х годов SOCATA занялась разработкой увеличенной 7-местной версии ST.60 Rallye 7 с двигателем Lycoming IO-540-K мощностью 300 л.с. (220 кВт). Было построено два прототипа: версия с убирающимся трехколесным велосипедом. шасси , первый полет которого состоялся 3 января 1969 года, и аналогичный самолет с фиксированным шасси. Однако SOCATA не была уверена в существовании достаточного рынка для этого самолета, и дальнейшего производства не последовало. [ 7 ] Впоследствии SOCATA представила расширенную серию MS.890 Rallye Commodore с более тяжелым планером и четырьмя сиденьями; производство и разработка серий MS.880 и MS.890 продолжались параллельно, а увеличенное и усиленное оперение MS.890 было адаптировано к вариантам MS.880, использующим более мощные двигатели и допущенные к штопору . [ 9 ]

Также в конце 1960-х годов американский авиационный предприниматель Александр Бергер, чья холдинговая компания Allied Aero Industries владела компаниями Franklin Engine Company и Jacobs Aircraft Engine Company , основал новое предприятие по выходу на рынок европейских легких самолетов под знаменем несуществующей Waco Aircraft Company . [ 2 ] [ 5 ] [ 10 ] Базируется в Поттстауне, штат Пенсильвания , [ 11 ] Waco приняла меры по маркетингу, продаже и обслуживанию Rallye на обширном и привлекательном рынке Северной Америки и представила лицензионную американскую версию Rallye Commodore под маркой Waco MS.294A Minerva , оснащенную двигателем мощностью 220 л.с. (160 кВт). ) Двигатель Франклина. [ 5 ] [ 12 ] Waco также продавала 150ST, 180CT и 235CT в США. [ 5 ] Однако у Rallye было мало времени, чтобы проявить себя до того, как Waco прекратила свою авиационную деятельность после смерти Бергера в 1971 году. В результате роспуска Waco сторонние авиационные компании приобрели различные оставшиеся активы и продолжили предоставлять запасные части и услуги американским компаниям. владельцы Ралли. [ 13 ]

Соката MS-893E Ралли 180GT

В начале 1970-х годов нью-йоркская компания BFA Aviation была назначена новым дистрибьютором этого типа в Северной Америке. [ 2 ] BFA через несколько дочерних компаний своей материнской компании Aerocon Inc выполнила окончательную сборку Rallye для тех, кто продавался американским клиентам. Использование американских поставщиков в цепочке поставок самолетов, таких как двигатель Franklin 6A-350-C1 , пропеллеры, колеса, тормоза и некоторые приборы кабины производства Hartzell или McCauley , было сделано на некоторых моделях Rallye, таких как как Минерва. [ 4 ] Согласно первоначальному соглашению, компоненты, произведенные в США, будут доставляться через Атлантический океан на предприятия Sud Aviation и ее дочерних компаний во Франции для интеграции в построенный во Франции планер, который после завершения и первых испытательных полетов будет разобран на секции и переданы в BFA Aviation в США для окончательной сборки и продажи; были изучены усилия по сокращению ненужной доставки и, следовательно, затрат. [ 4 ]

В 1979 году SOCATA решила приступить к новой производственной программе, одним из результатов которой стало переименование различных моделей серии Rallye, каждая из которых получила индивидуальное, «более галльское» имя. [ 14 ] В 1980-х годах этот тип был постепенно заменен и снят с производства во Франции новой серией Socata TB . В декабре 1984 года состоялось последнее ралли примерно 3300 самолетов. [ 1 ] была доставлена ​​вооруженная модель R235 Guerrier. [ 15 ]

PZL Koliber, 2014 г. Обратите внимание на большой хвостовой плавник.

Однако решение SOCATA о прекращении производства во Франции не положило конец всей производственной деятельности этого типа. В 1970-х годах SOCATA продала лицензию на производство модели Rallye 100ST польской государственной авиационной компании PZL самолет был самостоятельно построен , в результате чего на ее предприятиях в Варшаве под названием PZL Koliber ( «Колибри» ). 18 апреля 1978 года первый самолет PZL совершил свой первый полет. В 1979 году началось серийное производство Koliber; В том же году была произведена первая партия из десяти самолетов. [ 16 ]

США предоставило сертификат типа Koliber В феврале 1994 года Федеральное управление гражданской авиации , разрешив продажу и эксплуатацию польских производных на рынке Северной Америки. [ 17 ] было заключено дистрибьюторское соглашение Вскоре после этого с Cadmus Corporation о сбыте и обслуживании Koliber в Америке. В плане применения самолет оказался хорошим учебно-тренировочным средством, отчасти благодаря хорошему обзору из кабины и щадящим летным характеристикам. [ 18 ]

Раллийный клуб MS.880B

SOCATA Rallye — это одномоторный легкий самолет -моноплан с низкорасположенным крылом , способный выполнять взлет и посадку (короткий взлет и посадку). Rallye считается надежным и функциональным самолетом; На самолетах более поздней постройки были предприняты усилия по улучшению внешней привлекательности этого типа и очистке внешнего вида. [ 19 ] Состоящий из цельнометаллической конструкции, он обычно оснащен фиксированным трехопорным шасси со смещенным носовым колесом свободного наклона и относительно близко расположенными основными стойками; [ 20 ] [ 4 ] однако на модели 235 C используется альтернативная конфигурация шасси, которая вместо этого была оснащена шасси с фиксированным хвостовым колесом. Необычно то, что шасси Rallye шарнирно сочленено , чтобы лучше выдерживать резкие нагрузки, возникающие во время взлета и посадки. [ 4 ] Журнал Flying Magazine отметил, что Rallye - « самолет с очень хорошей посадкой». [ 21 ]

Rallye оснащен свободнонесущим крылом, включающим соединенные между собой полноразмахные автоматические предкрылки с щелями с широкой хордой , элероны и Фаулера с широким размахом по типу задние закрылки . Сочетание полноразмахных предкрылков и больших закрылков Фаулера обеспечило самолету летные характеристики на малых скоростях. [ 2 ] Топливо также размещается внутри крыльев. [ 22 ] По данным журнала Flying Magazine, Rallye обладал высокой степенью управляемости и был относительно щадящим в полете, поскольку с ним чрезвычайно трудно было неправильно обращаться до такой степени, что эффективный контроль над самолетом был потерян. [ 4 ] Самолет безопасен в полете практически при любом уровне пилотирования. Несмотря на то, что Rallye обладает хорошей маневренностью, например, при выполнении петель и кренов , выполнение фигур высшего пилотажа официально не одобрено производителем. [ 23 ]

Силовая установка самолета обеспечивалась одним из ряда все более мощных двигателей воздушного охлаждения; например, ранняя модель Rallye Cub, оснащенная двигателем Continental O-200-A мощностью 100 л.с. (75 кВт) , а более новый вариант Rallye 235 был оснащен двигателем Lycoming O-540 мощностью 235 л.с. (175 кВт) . [ 21 ]

Вид из кабины ралли, 2011 г.

Rallye был оснащен выпуклой кабиной, в которой могли разместиться два-три человека в базовых маломощных вариантах и ​​до четырех человек в более мощных моделях самолета, некоторые из которых были предназначены для использования в качестве буксиров-планеров и буксиров-планеров. знаменосцы . [ 24 ] Фонарь сдвигается назад, обеспечивая доступ в кабину и обратно, чему способствует ступенька, расположенная сразу под задней кромкой крыла; на земле. На земле купол должен оставаться слегка открытым, когда он занят, чтобы обеспечить достаточный приток воздуха; в полете фонарь можно оставлять открытым на скорости максимум до 94 узлов. [ 21 ] [ 22 ]

Кабину описывают как относительно шумную, но ее также часто хвалят за отличный внешний обзор; Журнал Flight Magazine заявил, что «это почти как находиться в четырехместном самолете с открытой кабиной». [ нужна ссылка ] Как правило, Rallye оснащался двумя органами управления полетом, каждый из которых имел собственную ручку управления органы управления внутренней связью . , на которой часто устанавливались [ 21 ] [ 22 ] Хотя на Rallye можно было установить полнофункциональную приборную панель кабины, дополнительный вес этого оборудования заметно повлиял бы на летно-технические характеристики самолета; таким образом, клиентам придется взвесить преимущества превосходных летных характеристик или возможности использовать большее количество функций кабины. [ 25 ]

Варианты

[ редактировать ]

Французское производство

[ редактировать ]

Легкий планер (серия MS.880)

[ редактировать ]
МС.880
Двухместный прототип с двигателем Continental C90-14F мощностью 90 л.с. (67 кВт) , обычным шасси , построен 1 экземпляр. [ 9 ]
МС.880А
Трехместный прототип с увеличенной кабиной и стреловидным вертикальным килем, построен 1 экземпляр. [ 9 ]
MS.880B Ралли-клуб
Серийная версия MS.880B мощностью 100 л.с. (75 кВт) Continental O-200-A , построено 1100 экземпляров. [ 9 ]
МС.881
Двигатель Potez мощностью 105 л.с. (78 кВт). 12 построено. [ 3 ] Двухместный самолет.
МС.883
Двигатель Lycoming мощностью 115 л.с. (86 кВт). построено 77. [ 3 ] Двухместный самолет.
MS.885 Супер Ралли
Двух/трехместная версия; первый полет 1 января 1961 года. [ 26 ] мощностью 145 л.с. (108 кВт) Двигатель Continental O-300 . построено 212. [ 3 ]
МС.886
Двигатель Lycoming мощностью 150 л.с. (110 кВт). Три построено. [ 3 ]
Ралли 100S Спорт
Двухместный учебно-тренировочный самолет с двигателем Rolls-Royce Continental O-200-A мощностью 100 л.с. (75 кВт) , построено 55 экземпляров. [ 9 ]
MS.880B Ралли 100Т
MS.880B с небольшими изменениями, построено 3 штуки. [ 9 ]
Ралли 100СТ
100T с тремя или четырьмя сиденьями, увеличение полной массы на 45 фунтов (20 кг), построено 45 штук. [ 9 ]
Ралли 125
Четырехместная версия 100-T с двигателем Lycoming O-235 мощностью 125 л.с. (93 кВт) . [ нужна ссылка ]
Ралли 150Т
Четырехместный Rallye 100ST, увеличенная полная масса, увеличенное хвостовое оперение, 150 л.с. (110 кВт) Lycoming 0-320-E2A , построено 25 экземпляров. [ 9 ]
Ралли 150СТ
150T, рассчитанный на вращения , построено 66, [ 9 ] продается компанией Waco в США. [ 5 ]
SOCATA 110ST Галопин
Улучшенный Rallye 100ST с двигателем Lycoming O-235-L2A мощностью 110 л.с. (82 кВт) , [ 27 ] построено 76. [ 9 ] Может эксплуатироваться как трех- или четырехместный самолет, если штопор запрещен. [ 27 ]
SOCATA 150SV Гарнитура
Улучшенная версия Rallye 150ST мощностью 155 л.с. (116 кВт) Lycoming O-320-D2A , построено 5 штук. [ 9 ]
В галерее SOCATA 180T
Улучшенная версия Rallye 150T мощностью 180 л.с. (130 кВт) Lycoming O-360-A3A , построено 5 штук, [ 9 ] продается компанией Waco в США. [ 5 ]

Тяжелый планер (серия MS.890)

[ редактировать ]

Все варианты, начиная с MS.890, являются полноценными четырехместными самолетами. [ 28 ]

MS.890 Раллийный коммодор
Первая версия с четырехместным сиденьем. [ 26 ] Двигатель Continental мощностью 145 л.с. (108 кВт). Восемь построено. [ 3 ]
MS.892 Commodore 150 Ралли
Аналогичен MS.890, но с двигателем Lycoming 0-320 мощностью 150 л.с. (110 кВт) . Позже получил обозначение Rallye 150 .
MS.893 Ралли Коммодор 180
мощностью 180 л.с. (130 кВт) Двигатель Lycoming O-360 . Позже получил обозначение Rallye 180 . Дальнейшее переименование в SOCATA Gaillard или SOCATA Galérien (версия для буксировки планера).
MS.894 Ралли Минерва
мощностью 220 л.с. (160 кВт) Двигатель Франклин 6А-350 . Позже получил обозначение Rallye 220 . Некоторые собираются и продаются в США под названием Waco Minerva . [ 5 ] построено 211. [ 12 ]
Ралли 235
Оснащен двигателем Lycoming O-540 мощностью 235 л.с. (175 кВт) . Переименован в SOCATA Gabier .
SOCATA 235CA Гаучо
235, модифицированный для применения в воздухе, с шасси с хвостовым колесом и бункером для химикатов в зоне заднего сиденья; 9 построено. [ 12 ]
Соката R235 Воин
Военная версия Gabier/Rallye 235.
СОКАТА Гайяр
Ралли 180 переименовано
Галерея СОКАТА
Планер-буксир или баннерная версия Rallye 180.
ШОКИРОВАН Габье
переименован в Ралли 235
SOCATA ST.60 Ралли 7
Увеличенная 7-местная версия, двигатель Lycoming IO-540-K мощностью 300 л.с. (220 кВт) , построено два прототипа. [ 7 ]
Вако Минерва
Продажи Rallye Minerva в США

Польское производство

[ редактировать ]
ПЗЛ-110 Колибер
ПЗЛ-110 Колибер
Первоначальная лицензионная серийная версия с лицензированным PZL двигателем Franklin 4A-235 мощностью 116 л.с. (87 кВт) на базе Rallye 100 ST. [ 16 ] Производство 32 самолетов. [ 29 ]
ПЗЛ-110 Колибер 150
Двигатель Lycoming O-320 мощностью 150 л.с. (110 кВт). [ 29 ]
ПЗЛ-110 Колибер 160
Двигатель Lycoming O-320 мощностью 160 л.с. (120 кВт). [ 29 ]
ПЗЛ-111 Колибер 235
Двигатель Lycoming O-520 мощностью 235 л.с. (175 кВт). [ 29 ]

Операторы

[ редактировать ]

Военные операторы

[ редактировать ]
 Буркина-Фасо
 Центральноафриканская Республика
 Джибути
 Доминиканская Республика
 Сальвадор
 Франция
 Израиль
 Ливия
 Мадагаскар
 Мавритания
 Марокко
 Руанда
 Сенегал
 Сейшельские острова

Государственные гражданские операторы

[ редактировать ]
 Франция

Самолет на выставке

[ редактировать ]

Технические характеристики (180 GT)

[ редактировать ]
Моран Солнье Ралли 893

Данные Jane's All the World's Aircraft, 1976–77 гг. [ 42 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: один
  • Вместимость: три пассажира
  • Длина: 7,24 м (23 фута 9 дюймов)
  • Размах крыльев: 9,74 м (31 фут 11 дюймов)
  • Высота: 2,8 м (9 футов 2 дюйма)
  • Площадь крыла: 12,3 м 2 (132 кв. фута)
  • Профиль крыла : NACA 63A416. [ 43 ]
  • Вес пустого: 570 кг (1257 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 1050 кг (2315 фунтов)
  • Силовая установка: × Lycoming O-360-A3A 4-цилиндровый горизонтально-оппозитный двигатель воздушного охлаждения, мощностью 134 кВт (180 л.с.)
  • Гребные винты: 2-лопастной винт изменяемого шага.

Производительность

  • Максимальная скорость: 240 км/ч (150 миль в час, 130 узлов)
  • Крейсерская скорость: 225 км/ч (140 миль в час, 121 узел)
  • Скорость сваливания: 92 км/ч (57 миль в час, 50 ​​узлов)
  • Дальность: 1300 км (810 миль, 700 миль)
  • Практический потолок: 3600 м (11 800 футов)
  • Скорость набора высоты: 3,85 м/с (758 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 85,4 кг/м 2 (17,5 фунтов/кв. футов)
  • Мощность/масса : 0,13 кВт/кг (0 л.с./фунт)
  1. ^ Jump up to: а б с Дональд 1994, с. 804.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Траммелл 1971, с. 35.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Тейлор 1976, с. 64.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Траммелл 1971, с. 37.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г «СОКАТА «Ралье»/Скажи «Минерва» » . Самолет и пилот . 28 января 2016 года . Проверено 17 апреля 2020 г.
  6. ^ Симпсон 1991 , с. 215.
  7. ^ Jump up to: а б с Симпсон 1991 , с. 16.
  8. ^ Симпсон 1991 , стр. 16–17.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Симпсон 1991 , с. 17.
  10. ^ Симпсон 1991 , с. 296.
  11. ^ Хеллман, Джуди (сентябрь 1968 г.). «Пилотный отчет: ВАКО ВЕЛА» . Летающий . Чикаго, Иллинойс. п. 60 . Проверено 17 апреля 2020 г.
  12. ^ Jump up to: а б с Симпсон 1991 , с. 18.
  13. ^ Траммелл 1971, стр. 35, 37.
  14. ^ « История ралли ». Летайте на ралли . Проверено 3 августа 2008 г.
  15. ^ Тейлор 1988, с. 84.
  16. ^ Jump up to: а б Тейлор 1988, с. 193.
  17. ^ Бененсон 1995, стр. 67.
  18. ^ Бененсон 1995, стр. 67–68.
  19. ^ Траммелл 1971, с. 35, 39–40.
  20. ^ Брехнер, Берл. «Ралли 235 GT». AOPA Pilot , октябрь 1977 г., стр. 38–42.
  21. ^ Jump up to: а б с д Траммелл 1971, с. 40.
  22. ^ Jump up to: а б с Бененсон 1995, стр. 68.
  23. ^ Траммелл 1971, стр. 39–40.
  24. ^ Траммелл 1971, с. 39.
  25. ^ Бененсон 1995, стр. 69.
  26. ^ Jump up to: а б Pilotfriend.com, ралли Aerospatiale-Socata , получено 27 января 2014 г.
  27. ^ Jump up to: а б Тейлор 1980, с. 74
  28. ^ понедельник
  29. ^ Jump up to: а б с д Тейлор, MJH 1999, с. 453.
  30. ^ Купер и др. 2011 , с. 219
  31. ^ Gaines Flight International , 6 ноября 1982 г., с. 1360.
  32. ^ Gaines Flight International , 6 ноября 1982 г., с. 1366.
  33. ^ Wheeler Flight International , 6 августа 1983 г., с. 336.
  34. ^ Gaines Flight International , 6 ноября 1982 г., с. 1387.
  35. ^ Gaines Flight International , 6 ноября 1982 г., с. 1330.
  36. ^ Hatch Flight International , 5–11 декабря 1990 г., с. 60.
  37. ^ Купер и др. 2011 , с. 226
  38. ^ Hatch Flight International , 5–11 декабря 1990 г., с. 61.
  39. ^ Jump up to: а б Hatch Flight International , 5–11 декабря 1990 г., с. 68.
  40. ^ Wheeler Flight International , 6 августа 1983 г., с. 367.
  41. ^ «CNAM – Ралли G-ASAT» . www.cnam.org.uk. ​Архивировано из оригинала 20 августа 2017 года . Проверено 4 июня 2017 г.
  42. ^ Тейлор 1976, стр. 65–66.
  43. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бененсон, Том. «Колиберы PLZ присоединяются к флоту». Полет , май 1995 г. Том. 122, № 5. ISSN 0015-4806. стр. 67–69.
  • Купер, Том; Вайнерт, Питер; Хинц, Фабиан; Лепко, Марк (2011). Африканские МиГи, Том 2: от Мадагаскара до Зимбабве . Хьюстон: Издательство Harpia. ISBN  978-0-9825539-8-5 .
  • Дональд, Дэвид (редактор). Энциклопедия мировых самолетов . Лестер, Великобритания: Блиц, 1997. ISBN   1-85605-375-X .
  • Гейнс, Майк. «ВВС мира 1982» . Flight International , 6 ноября 1982 г. Vol. 122, № 3835. С. 1327–1388.
  • Хэтч, Пол. «ВВС мира 1990» . Flight International , 5–11 декабря 1990 г. Том. 138, № 4245. С. 35–81.
  • Монди, Дэвид. Энциклопедия мировых коммерческих и частных самолетов . Нью-Йорк: Crescent Books, 1981. ISBN   0-5173-6285-6 .
  • Симпсон, RW (1991). Авиация общего назначения компании Airlife . Шрусбери, Англия: Издательство Airlife. ISBN  1-85310-194-Х .
  • Тейлор, Джон В.Р. (редактор). Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1976. ISBN   0-354-00538-3 .
  • Тейлор, Джон В.Р. (редактор). Самолеты всего мира Джейн, 1980–81 . Лондон: Издательство Джейн, 1980. ISBN   0-7106-0705-9 .
  • Тейлор, Джон В.Р. (редактор). Самолет Jane's All the Worlds, 1988–89 . Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн, 1988. ISBN   0-7106-0867-5 .
  • Тейлор, Майкл Дж. Х. (редактор). Всемирный каталог самолетов и систем Брасси, издание 1999/2000 гг . Лондон: Брасси, 1999. ISBN   1-85753-245-7 .
  • Траммелл, Арчи. «Пилотный отчет: Минерва». Полет , август 1971 г. Том. 89, № 2. ISSN 0015-4806. стр. 34–40.
  • Уиллер, Майк. «ВВС мира 1983» . Flight International , 6 августа 1983 г. Том. 124, № 3874. С. 313–380.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лаказ, Анри и Лерберт, Клод (2013). Моран Солнье: его самолеты, его проекты [ Моран Солнье: Их самолеты и проекты ] (на французском языке). Оутро, Франция: Лела Пресс. ISBN  978-2-914017-70-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9946fe71b56854a11a9105cddfddbe33__1714776480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/33/9946fe71b56854a11a9105cddfddbe33.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SOCATA Rallye family - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)