СОКАТА Семейство туберкулеза
Серия Соката ТБ | |
---|---|
TB20 Авиационная академия Эворы | |
Роль | Легкий одномоторный поршневой самолет |
Производитель | шокирован |
Введение | 1975 |
Статус | Снято с производства, в действующей эксплуатации |
Произведено | 1975-2012 |
Количество построенных | 2,150 (2007) [ 1 ] |
Socata TB — серия легких одномоторных поршневых самолетов, разработанных и производимых французской авиастроительной компанией SOCATA . Буквы TB в обозначении означают Тарб , французский город, где производится данная серия самолетов. Самолеты серии TB стали известны как «Карибские самолеты» из-за соглашения об именах островов, принятого для различных моделей, хотя их не часто можно увидеть в этом регионе.
Все самолеты (за исключением ТБ9) имеют винт постоянной скорости . Серия TB получила широкое распространение в учебных и туристических самолетах и часто используется для обучения по приборам . Они отличаются современным дизайном и отделкой, а также внутренними размерами; [ нужна ссылка ] по сравнению с другими четырехместными одномоторными самолетами они относительно просторны - примерно 49 дюймов (124 см) в плечах. Частично это связано с тем, что фюзеляж имеет ярко выраженное «закругление» над крылом. Боковые окна, доходящие до линии крыши, добавляют простора, придавая Socata ощущение воздушности. [ 2 ] Из-за большего фюзеляжа и относительно большого веса самолеты серии TB имеют более низкие характеристики, чем самолеты аналогичного размера и мощности, но более узкие, а владельцы TB часто ссылаются на компромисс между скоростью и комфортом. [ 3 ]
В 2000-х годах продажи семейства TB пострадали из-за мирового авиационного спада , что побудило Socata попытаться реструктурировать маркетинговые и производственные аспекты программы. Основываясь на нескольких мерах по сокращению затрат, таких как реорганизация персонала, переговоры с поставщиками и аутсорсинг , в период с 2004 по 2008 год компания стремилась перенести все производство серии TB из Франции, выбрав Румынию для производства этого типа. Однако продажи этого типа не смогли восстановиться, что привело к прекращению серийного производства в пользу производства на заказ и, в конечном итоге, к прекращению всей маркетинговой и производственной деятельности к 2012 году. Поддержка остается для существующих клиентов, а также для новых. Для этих самолетов были введены модернизации, такие как возможность модернизации стеклянной кабины .
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В середине 1970-х годов французская авиастроительная компания SOCATA начала проектные работы над тем, что впоследствии стало семейством самолетов общего назначения TB ; Ключевой целью этой новой линейки продуктов было полностью заменить существующую и весьма успешную Rallye серию самолетов . Первый прототип, оснащенный двигателем Avco Lycoming O-320 мощностью 119 кВт (160 л.с.) , поднялся в воздух 23 сентября 1977 года, но был потерян во время испытаний на вращение 15 декабря того же года. Второй прототип был оснащен двигателем мощностью 134 кВт (180 л.с.). Как и предполагалось, в течение 1979 года производство семейства Rallye начало сокращаться по мере производства нового семейства; Первоначально модели этих самолетов обозначались как TB-9 Tampico и TB-10 Tobago , получившие сертификат типа Франции Генерального управления гражданской авиации 26 апреля 1979 года. [ 4 ] [ 5 ] 18 декабря 1980 года улучшенная модель самолета, получившая обозначение TB20 , получила сертификат типа французских авиационных властей. В марте 1981 года была завершена первая поставка серийного TB20 немецкому заказчику. Впоследствии были разработаны различные улучшенные модели серии ТБ. [ 4 ]
SOCATA приняла простую философию сборки на своем предприятии окончательной сборки в Тарбе, решив комплектовать конкретный самолет только после получения на него заказа. [ 4 ] Базовые планеры будут производиться заранее и дорабатываться по заказу, что позволит устанавливать модификации и дополнительное оборудование по требованию заказчика. В то время как этот тип собирался на одной сборочной линии на предприятии, все модели, как бюджетные, так и топовые, собирались на одной и той же линии. [ 4 ] В начале 1993 года SOCATA производила около 12 самолетов серии TB в месяц, к середине года эта цифра упала примерно до 8 самолетов в месяц. [ 4 ]
В 1990-х годах была разработана улучшенная модель семейства TB, получившая обозначение TB20 Trinidad . Примерно в 2000 году все самолеты серии ТБ прошли модернизацию; Чтобы отразить это обновление, к соответствующим моделям были применены буквы GT (что означает « второе поколение »). Версии GT отличаются увеличенной кабиной и различными аэродинамическими улучшениями; Наиболее заметными различиями между моделями первого и второго поколения являются измененные законцовки крыла, которые на старых моделях стали заметно более круглыми, а также форма вертикального стабилизатора , изогнутая в нижней передней части моделей GT. Стиль задних окон также изменился: на моделях GT они стали больше сочетаться с фюзеляжем; Также был доступен дополнительный трехлопастной Hartzell , который снижал шум в кабине и увеличивал дорожный просвет. В феврале 2000 года SOCATA официально запустила линейку самолетов второго поколения, получив крупный заказ в США на 79 самолетов от дистрибьютора Западного побережья New Avex . [ 6 ] [ 7 ]
Реструктуризация и прекращение производства
[ редактировать ]В начале 2000-х годов крупный мировой спад в авиационной отрасли, вызванный террористическими атаками 11 сентября 2001 года в США, серьезно повлиял на продажи препаратов семейства TB. [ 8 ] В 2003 году было принято решение приостановить серийное производство этого типа, и были предприняты значительные усилия по созданию новых механизмов аутсорсинга , особенно ориентированных на компании внутри восточноевропейских компаний. К середине 2004 года SOCATA планировала произвести в этом году максимум 30 самолетов, что значительно ниже имеющихся мощностей. [ 8 ] Помимо усилий по экономии средств, направленных на сокращение затрат как минимум на 30 процентов; Также было проведено детальное исследование будущего семейства TB, включая изучение проектируемой цельнокомпозитной модификации существующего самолета. [ 8 ] перевела все свои операции по продажам и маркетингу из своего офиса в Париже на производственную площадку в Тарбе. В марте 2004 года SOCATA в целях экономии средств [ 9 ]
В середине 2004 года компания объявила, что рассматривает возможные варианты перемещения частей производственной цепочки семейства TB за границу. Этот шаг был объяснен связанной с этим экономией затрат на рабочую силу, к которой приведет такой шаг. [ 8 ] В июне 2005 года выяснилось, что SOCATA проводила оценку между двумя перспективными новыми производственными площадками в Канаде и Румынии , исключив соглашение с EADS PZL Warszawa-Okęcie SA в Польше после провала переговоров между двумя сторонами. [ 10 ] В 2007 году было объявлено, что SOCATA занимается организацией перевода линии окончательной сборки моделей TB20 и TB21, а также предварительной модели, известной в основном как TB2X , на новую производственную площадку в Бакэу , Румыния. и управляется Aerostar в рамках соглашения о промышленной компенсации . [ 1 ] TB2X было рабочим обозначением новой модели серии TB; этот самолет, скорее всего, был бы похож на TB20 Trinidad, за исключением того, что вместо него использовался дизельный двигатель . Еще в 2007 году SOCATA сообщала, что на новом заводе в Бакэу ожидается производительность до 100 самолетов в год. [ 1 ]
В 2006 году голландский новостной сайт заявил, что вся деятельность по производству сериала «ТБ» вскоре будет прекращена. [ 11 ] На данный момент, хотя такого официального объявления компания не сделала, было очевидно, что в книге заказов на семейство TB в настоящее время нет ни одного самолета этого типа; последние три заказанных самолета ТБ уже были поставлены двумя годами ранее. [ 12 ] В 2008 году SOCATA объявила, что с этого момента серия TB GT будет производиться только на заказ. К 2012 году серия TB GT вообще исчезла из числа вариантов заказа. Однако существующие самолеты этого типа продолжали обслуживаться компанией; возможность дооснащения построенной . Garmin стеклянной кабиной, совсем недавно клиентам стала доступна [ 13 ]
Дизайн
[ редактировать ]Семейство SOCATA TB представляет собой серию одномоторных легких самолетов, разработанных для авиации общего назначения и учебных целей. Некоторые версии, такие как модель ТБ-200, были специально созданы для удовлетворения различных требований учебно-тренировочных самолетов. [ 14 ] Этот тип часто известен своими благоприятными и простыми в управлении летными характеристиками, такими как соответствующее управление и чувствительность управления, отсутствие пороков в полете, а также легкость извлечения из типичного сваливания , что подходит для менее опытных пилотов. Из-за отсутствия агрессивного поведения на низкой скорости наличие индикатора сваливания является необходимым и предусмотренным. [ 15 ]
Дизайн салона включает в себя просторный и комфортабельный салон, намеренно напоминающий роскошные дорожные автомобили. [ 14 ] Доступ к нему можно получить с любой стороны самолета; Во время нахождения на земле дверь следует оставлять приоткрытой, чтобы кабина лучше проветривалась. Большой фонарь обеспечивает пилотам прекрасный обзор снаружи; элементы приборов и органов управления кабины, такие как панель сигнализатора , центральный постамент, а также отдельные элементы, такие как и автоматические навигационная система выключатели , также расположены так, чтобы обеспечить легкий обзор. [ 16 ] Чтобы помочь в достижении топливной эффективности, на большинстве моделей имеется простая система выбора топливного бака, дополненная цифровыми датчиками. [ 15 ]
Все самолеты серии TB имеют одинаковую базовую конфигурацию фюзеляжа и салона. Основные различия между моделями обычно заключаются в таких областях, как шасси, двигатель и пропеллер.
- ТБ-9, ТБ-10 и ТБ-200 имеют фиксированное шасси и дополнительные обтекатели шасси.
- ТБ-20 и ТБ-21 оснащены убирающимся шасси.
- ТБ-9 предлагался с атмосферным двигателем мощностью 160 лошадиных сил (119 кВт) и либо двухлопастным винтом фиксированного шага, либо двухлопастным винтом постоянной скорости («Tampico CS»).
- ТБ-10 предлагался с атмосферным двигателем мощностью 180 л.с. (134 кВт) и двухлопастным винтом постоянной скорости.
- ТБ-200 предлагался с атмосферным двигателем мощностью 200 лошадиных сил (149 кВт) и двухлопастным винтом постоянной скорости.
- ТБ-20 предлагался с атмосферным двигателем мощностью 250 лошадиных сил (186 кВт) и двух- или трехлопастным винтом постоянной скорости.
- ТБ-21 предлагался с двигателем с турбонаддувом мощностью 250 л.с. (186 кВт) и трехлопастным винтом постоянной скорости.
Операционная история
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2017 г. ) |
Семейство SOCATA TB широко использовалось в авиации общего назначения, для которой оно изначально было разработано. Хотя обычно им управляют частные лица, он пользуется относительной популярностью как в гражданских, так и в военных учебных заведениях в разных странах. [ 17 ] [ 18 ] По данным аэрокосмического издания Flight International , примерно к 1993 году на летные школы приходилось подавляющее большинство заказов на этот тип, и к этому моменту 520 самолетов семейства TB было продано в общей сложности 24 школам по всему миру. [ 4 ]
Рынок Северной Америки оказался жизненно важным для серии TB; к 1993 году SOCATA получила заказы на более чем 1500 самолетов от различных клиентов в регионе. [ 4 ] Flight International отчасти объяснила этот успех тем, что законодательство об ответственности за качество продукции оказало серьезное влияние на американских конкурентов, но оно не затронуло его. [ 4 ]
Основным заказчиком самолетов семейства TB было Управление гражданской авиации Китая (CAAC), которое использовало этот тип самолетов в качестве учебно-тренировочных самолетов. Сообщается, что в конце 1980-х годов Китай изучал возможность создания собственной независимой производственной линии для производства модели TB-20 Trinidad по лицензии . [ 19 ] В декабре 1993 года CAAC подтвердило свой заказ у SOCATA на 43 самолета, в том числе 38 TB-200 Tobago XL и 5 TB20 Trinidads; на тот момент это был самый крупный заказ на серию TB, когда-либо полученный. [ 20 ]
Варианты
[ редактировать ]- SOCATA TB-9 Тампико
- Четырехместный самолет с легкой кабиной, оснащенный поршневым двигателем Lycoming O-320-D2A мощностью 119 киловатт (160 л.с.), оснащенным винтом фиксированного шага и фиксированным трехопорным шасси. [ 5 ]
- SOCATA TB-9 Тампико Клуб
- Четырехместный учебный вариант.
- SOCATA TB-9C Тампико Клуб
- Соката ТБ-9 Спринт
- Оснащен клеванной ходовой частью .
- SOCATA TB-9 Спринт GT
- Улучшенная версия ТБ-9 Спринт.
- SOCATA TB-10 Тобаго
- Четырех- или пятиместный самолет с легкой кабиной, оснащенный поршневым двигателем Lycoming O-360-A1AD мощностью 134 киловатт (180 л.с.), оснащенный несъемным развернутым шасси. [ 5 ]
- SOCATA SB-10 Привилегия Тобаго
- Модель ограниченного выпуска.
- СОКАТА СБ-10 ГТ
- Улучшенная версия TB.10 Tobago.
- РОЗЕТКА ТБ-11
- Оснащен поршневым двигателем мощностью 134 кВт (180 л.с.).
- РОЗЕТКА ТБ-15
- Предлагаемая версия. Не построен.
- РОЗЕТКА ТБ-16
- Предлагаемая версия. Не построен.
- SOCATA TB-20 Тринидад
- Четырех- или пятиместный самолет с легкой кабиной, оснащенный поршневым двигателем мощностью 250 лошадиных сил (186 кВт) и убирающимся трехопорным шасси.
- SOCATA TB-20 Тринидад Превосходство
- Модель ограниченного выпуска, оснащенная усовершенствованной авионикой.
- SOCATA TB-20 C Тринити
- Версия для санитарной авиации и грузового транспорта.
- РОЗЕТКА TB-20 GT
- Усовершенствованная версия ТБ-20 Тринидад.
- SOCATA TB-21 Тринидад
- 250 лошадиных сил (186 кВт)
- SOCATA TB-21 Тринидад TC
- Вариант с турбонаддувом Lycoming TIO-540 B1AD мощностью 250 л.с. (186 кВт) . [ 21 ]
- SOCATA TB-21 Тринити GT
- Усовершенствованная версия TB-21 Trinidad TC, оснащенная турбокомпрессором с цифровым управлением.
- СОКАТА ТБ-30 Эпсилон
- Военно-учебный самолет, не имеющий отношения к другим самолетам серии TB.
- Соката ТБ-31 Омега
- Предлагаемая версия ТБ-30 «Эпсилон» с турбовинтовым двигателем. Построен только один самолет.
- SOCATA TB-200 Тобаго XL
- Пятиместный самолет с легкой кабиной, оснащенный поршневым двигателем Lycoming IO-360 A1B6 мощностью 200 лошадиных сил (149 кВт) и фиксированным трехопорным шасси. [ 22 ]
- SOCATA TB-200 Тобаго XL GT
- Улучшенная версия TB-200 Tobago XL.
- SOCATA TB-360 Тангара
- Несвязанный предлагаемый самолет на базе американского самолета Gulfstream GA-7 Cougar . Никогда не поступал в производство.
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]- Береговая охрана Греции - получила два TB.20 в 1988 году. [ 23 ]
- ВМС Турции 7 ТБ-20
Гражданские операторы
[ редактировать ]- Главное управление таможни и косвенных налогов - TB.20 Тринидад [ нужна ссылка ]
- Национальная школа гражданской авиации - 33 TB20 Тринидад и 10 TB20 GT [ нужна ссылка ]
- Индонезийский институт гражданской авиации (ICAI) [ 24 ]
Нигерийский колледж авиационных технологий [ 25 ]
- Филиппинский государственный колледж аэронавтики (PHILSCA) [ нужна ссылка ]
- TAFE Южная Австралия — 19 ТБ10
Технические характеристики (ТБ 21 ТРИНИДАД ТС)
[ редактировать ]Данные www.socata.org группы пользователей SOCATA TB и POH TB21.
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 4 пассажира
- Длина: 7,75 м (25 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев: 9,85 м (32 фута 4 дюйма)
- Высота: 2,85 м (9 футов 4 дюйма)
- Профиль крыла : RA 16 3C3
- Вес пустого: 911 кг (2008 фунтов) с пропеллером EFIS и MTV 9.
- Максимальный взлетный вес: 1400 кг (3086 фунтов)
- Запас топлива: 336 литров (88,8 галлонов США)
- Силовая установка: 1 × LYCOMING TIO-540-AB1AD Шестицилиндровый, горизонтально-оппозитный, с прямым приводом, воздушного охлаждения, оснащенный автоматически регулируемым турбонагнетателем, мощностью 190 кВт (250 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастные Hartzell (опция для 3-лопастного гребного винта MT)
Производительность
- Крейсерская скорость: 280 км/ч (170 миль в час, 150 узлов)
- Скорость сваливания: 109 км/ч (68 миль/ч, 59 узлов) Полные закрылки
- Никогда не превышайте скорость : 350 км/ч (217 миль в час, 189 узлов).
- Дальность: 2060 км (1280 миль, 1110 миль) При мощности 65% на высоте 25000 футов, с запасом
- Практический потолок: 7600 м (25000 футов)
- Скорость набора высоты: 5,6 м/с (1100 футов/мин)
Авионика
Опция для полной EFIS
Технические характеристики (ТБ 10)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1982–83 гг. [ 26 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 3-4
- Длина: 7,63 м (25 футов 0 дюймов)
- Размах крыльев: 9,76 м (32 фута 0 дюймов)
- Высота: 3,2 м (10 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 11,9 м 2 (128 кв. футов)
- Профиль крыла : RA 16.3C3 [ 27 ]
- Вес пустого: 670 кг (1477 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 1150 кг (2535 фунтов)
- Запас топлива: 210 л (55 галлонов США; 46 имп галлонов) в двух баках на передней кромке крыла; 7,5 л (2,0 галлона США; 1,6 имп галлона) Масло
- Силовая установка: 1 × Lycoming O-360-A1AD 4-цилиндровый горизонтально-оппозитный двигатель воздушного охлаждения мощностью 134 кВт (180 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной гребной винт Hartzell с постоянной скоростью вращения, диаметром 1,88 м (6 футов 2 дюйма).
Производительность
- Максимальная скорость: 247 км/ч (153 миль в час, 133 узла)
- Крейсерская скорость: 235 км/ч (146 миль в час, 127 узлов) макс.
- 217 км / ч (135 миль в час; 117 узлов) в эконом.
- Скорость сваливания: 112 км/ч (70 миль в час, 60 узлов) с поднятыми закрылками.
- 97 км/ч (60 миль в час; 52 узла) закрылки опущены
- Дальность полета: 1210 км (750 миль, 650 миль) с максимальным стандартным запасом топлива, набор высоты, спуск, запас хода 45 минут.
- Практический потолок: 3960 м (12 990 футов)
- Скорость набора высоты: 4 м/с (790 футов/мин) на уровне моря.
Авионика
по спецификации заказчика
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Сарсфилд, Кейт. «Производство TB20 будет отправлено в Румынию». Flight International , 6 февраля 2007 г.
- ^ "Соката ТБ-10". Aviation Consumer , декабрь 2006 г.
- ^ «Соката ТБ9» . www.aopa.org . 24 сентября 2009 г. Проверено 18 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Моксон, 20 июля 1993 г., с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с Тейлор 1980, с. 75.
- ^ Моксон, Джулиан. «Американский дистрибьютор первым заказал Socata TB GT». Flight International , 8 февраля 2000 г.
- ^ "Хартцелл реквизит." Flight International , 6 июня 2000 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вастнейдж, Джастин. «Socata намерена перенести работу по борьбе с туберкулезом, чтобы сократить затраты на рабочую силу». Flight International , 17 августа 2004 г.
- ^ Маккензи, Кристина. «EADS Socata намерена перенести операции продаж, чтобы сократить расходы». Flight International , 3 февраля 2004 г.
- ^ «EADS Socata сужает список сайтов». Flight International , 21 июня 2005 г.
- ^ «Luchtvaartnieuws.nl» . Архивировано из оригинала 6 октября 2007 г. Проверено 26 декабря 2006 г.
- ^ Socata.eads.net. Архивировано 26 июня 2007 г. на archive.today , данные за 2006 г.
- ^ «DAHER-SOCATA поставляет первый TB 20, модернизированный G500» (пресс-релиз). ДАХЕР-СОКАТА. Архивировано из оригинала 9 июня 2012 года . Проверено 24 июня 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Моксон, 20 июля 1993 г., с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б Моксон, 20 июля 1993 г., с. 35.
- ^ Моксон, 20 июля 1993 г., стр. 34-35.
- ^ «Aerospatiale получает австралийский контракт». Flight International , 14 ноября 1989 г. с. 15.
- ^ Бэйли, Джон. «Socata предлагает TBM.700». Flight International , 29 октября 1991 г. с. 6.
- ^ «Китай обдумывает производство в Тринидаде». Flight International , 20 февраля 1988 г. с. 16.
- ^ «Китайский порядок способствует развитию SOCATA». Flight International , 4 января 1994 г. с. 16.
- ^ Молл Флайтинг , август 1991 г., стр. 85, 90.
- ^ Джеррам, Майк. «Европейская переписка». Полет , Том 118, № 9, сентябрь 1991 г. с. 22.
- ^ «Воздушная сцена: Самолеты и промышленность: Греция» . Air International , июль 1988 г., Vol. 35, № 1. с. 4. ISSN 0306-5634
- ^ «Fasilitas dan Layanan –» . Stpicurug.ac.id. Архивировано из оригинала 13 августа 2012 г. Проверено 16 января 2019 г.
- ^ «Нигерийский колледж авиационных технологий, Зария .:: Приветственное сообщение» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 17 марта 2016 г.
- ^ Тейлор 1982, стр. 80–81.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Беннетт, Уильям В. Полет на SOCATA Тринидад, Тобаго и Тампико , 2012 г. ISBN 1477407766 .
- Молл, Найджел. «Турбо Тринидад удовлетворит ваши высшие стремления». Полет , том 118, № 8, август 1991 г., стр. 82–90.
- Моксон, Джулиан. «Частные приготовления». Flight International , 20 июля 1993 г., стр. 32–35.
- Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всех стран мира Джейн, 1980–81 . Лондон: Издательство Джейн, 1980. ISBN 0-7106-0705-9 .
- Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2 .