Jump to content

ШОК ТБМ

ТБМ
ТБМ 900
Роль Исполнительный транспорт и коммунальное хозяйство
Национальное происхождение Франция
Производитель шокирован
Поэтому
Первый полет 14 июля 1988 г.
Введение 1990
Статус В производстве
Основные пользователи Французская армия
Французские воздушно-космические силы
Произведено 1988 – настоящее время
Количество построенных 1000 (по состоянию на октябрь 2020 г. ) [ 1 ]

SOCATA TBM (ныне Daher TBM ) — семейство высокопроизводительных одномоторных турбовинтовых коммерческого и общего назначения легких самолетов производства компании Daher . Первоначально он был разработан совместно американской компанией Mooney Airplane Company и французским производителем легких самолетов SOCATA .

Конструкция семейства TBM берет свое начало от Mooney 301 , сравнительно маломощного и меньшего прототипа Mooney, разработанного в начале 1980-х годов. После приобретения Mooney французскими владельцами Mooney и SOCATA основали совместное предприятие с целью разработки и производства новой, увеличенной турбовинтовой конструкции, получившей обозначение TBM 700. Особое внимание было уделено скорости, высоте и надежности конструкции. После выхода на рынок в 1990 году это был первый высокопроизводительный одномоторный пассажирско-грузовой самолет, запущенный в производство. [ 2 ]

Вскоре после запуска TBM 700 имел успех на рынке, что привело к производству множества вариантов и улучшенных моделей, часто с более мощными двигателями и новой авионикой. TBM 850 — это серийное название TBM 700N, улучшенной версии самолета, оснащенного одним двигателем Pratt & Whitney PT6A-66D . В марте 2014 года стала доступна аэродинамически усовершенствованная версия TBM 700N, продаваемая как TBM 900. [ 3 ]

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

В начале 1980-х годов компания Mooney Airplane Company из Керрвилля , штат Техас, разработала шестиместный герметичный легкий самолет, оснащенный одним поршневым двигателем мощностью 360 л.с. (268 кВт), который они назвали Mooney 301 . 7 апреля 1983 года прототип 301 совершил свой первый полет . [ 4 ]

В 1985 году Mooney Aircraft Company была приобретена новыми французскими владельцами, которые сразу же заинтересовались дальнейшим развитием молодого 301. [ 5 ] : 441  Одновременно с приобретением компании французский производитель легких самолетов SOCATA , который обнаружил вакантную рыночную позицию для специально построенного оптимизированного одномоторного самолета, способного выполнять быстрые личные перевозки и перевозку легких грузов, определил 301 с поршневым двигателем в качестве потенциальной отправной точки. чтобы удовлетворить эту нишу. [ 2 ]

Соответственно, вскоре между Муни и SOCATA начались переговоры о производстве турбовинтовой модификации модели 301. [ 4 ] Результатом этих обсуждений стал продукт новой конструкции, получивший название TBM 700 , который был значительно тяжелее оригинального 301, но обладал более чем вдвое большей доступной мощностью. Префикс обозначения TBM произошел от инициалов «TB», которые обозначают Тарб , французский город, в котором расположена SOCATA, а буква «M» означает Муни. [ 4 ] На момент его создания, когда несколько авиационных компаний изучали или иным образом рассматривали возможность разработки такого самолета, предполагаемый TBM 700 был первым высокопроизводительным одномоторным пассажирско-грузовым самолетом, запущенным в производство. С самого начала для конструкции были установлены ключевые критерии производительности, требующие высокого уровня надежности, а также способности обеспечивать непревзойденное сочетание скорости и высоты среди других одномоторных аналогов TBM 700. [ 2 ]

ТБМ 700

Следовательно, в июне 1987 года было создано совместное предприятие под названием TBM International с целью завершения разработки конструкции TBM 700 и производства нового самолета; Право собственности на совместное предприятие было разделено между Муни и материнской компанией SOCATA Aérospatiale . [ 4 ] [ 5 ] : 135  Была запланирована пара отдельных производственных линий для TBM 700: одна расположена на заводе Муни в Керрвилле, штат Техас, и предназначалась для обслуживания американского рынка, а другая - на заводе SOCATA в Тарбе, который должен был производить самолеты для клиентов по всему остальному миру. [ 2 ] Однако в конце 1980-х и начале 1990-х годов Муни страдал от постоянного дефицита бюджета; следовательно, в мае 1991 года Муни решил выйти из участия в совместном предприятии, оставив SOCATA в качестве основной компании, участвующей в программе. [ 4 ]

14 июля 1988 года первый прототип TBM 700 совершил свой первый полет . [ 5 ] : 135  [ 2 ] Летные испытания показали, что практически все поставленные цели конструкции были достигнуты, что привело к быстрому переходу к производству. 31 января 1990 г. сертификат типа был получен от французских властей; за этим последовало получение сертификата Федерального управления гражданской авиации США (FAA) 28 августа 1990 года. [ 4 ] В начале 1990 года произошла первая поставка TBM 700; первая серийная партия из 50 самолетов была распродана практически мгновенно. Первые отзывы, полученные от операторов и пилотов, обычно были положительными в отношении возможностей нового самолета, при этом, среди других характеристик, особо отмечались скорость и большой запас мощности. [ 2 ]

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]

По данным аэрокосмического издания Flying , хотя TBM 700 быстро завоевал популярность на рынке и стал хорошим самолетом сам по себе, услуги и средства поддержки, предоставляемые SOCATA для самолета, были начальной точкой слабости. [ 2 ] Вначале клиенты часто сталкивались с длительными задержками в приобретении запасных частей и других услуг; отрицательные отзывы о послепродажной поддержке TBM 700 были названы причиной спада продаж в 1990-е годы. SOCATA, осознавая исключительную важность эффективной инфраструктуры поддержки, решила вложить значительные средства в улучшение всемирной поддержки этого типа; вместо того, чтобы полагаться исключительно на третьи стороны и партнерские соглашения с другими компаниями, фирма разработала собственные мощности. [ 2 ] SOCATA открыла собственный сервисный центр во Флориде , а также создала сеть дистрибьюторов , способных продавать и обслуживать TBM 700. Следовательно, в конце 1990-х годов продажи этого типа на рынке Северной Америки резко выросли. [ 2 ]

Вначале TBM 700 был доступен в нескольких различных конфигурациях и моделях. Внедрение TBM 700C2, который увеличил максимальную взлетную массу с 6578 до 7394 фунтов (с 2984 до 3354 кг), позволило операторам летать как с полностью загруженными топливными баками, так и с максимальной вместимостью салона, вместо того, чтобы идти на компромисс между ними из-за ограничений по весу. Модификации, внесенные в эту модель, включали добавление багажного отсека за задней гермошпангоутом, усиление крыла и шасси сиденья , а также сертификацию ударопрочности до 20 G для обеспечения повышенной скорости сваливания при большем весе. Примерно в то же время SOCATA решила перепроектировать интерьер самолета, включая оборудование и отделку, а также внедрить новую интегрированную систему экологического контроля , чтобы повысить уровень комфорта пассажиров. [ 2 ]

ТБМ 850 с опущенной для посадки ходовой частью

TBM 850 — это серийное название TBM 700N, улучшенной версии самолета, оснащенного одним двигателем Pratt & Whitney PT6A-66D, мощность которого составляет 850 л.с. (634 кВт). Мощность TBM 850 ограничена 700 л.с. (522 кВт) на взлете и посадке; однако в крейсерском полете мощность двигателя может быть увеличена до 850 л.с. (634 кВт); эта дополнительная мощность обеспечивает самолету более высокую крейсерскую скорость, чем у моделей TBM 700, особенно на больших высотах (из-за плоской характеристики). Внешний вид TBM 850 остался таким же, как у стандартного TBM 700. Типичная дальность полета TBM 850 составляет 1520 морских миль (2820 км). Начиная с модели 2008 года, TBM 850 оснащается встроенной кабиной пилота Garmin G1000 в качестве стандартного оборудования. [ 6 ]

собственной разработки В 2014 году была представлена ​​улучшенная версия самолета, продаваемая как TBM 900, с 26 отдельными модификациями, включая использование законцовок крыла , измененной конструкции воздухозаборника и установку пятилопастного Hartzell производства воздушного винта . , с целью улучшения аэродинамики и производительности. [ 7 ] Использование острого стрейка , расположенного вперед и под передней кромкой левого крыла, также обеспечивает улучшение характеристик сваливания по сравнению с более ранними вариантами TBM. По данным авиационного издания Aviation Week , с целью уменьшения лобового сопротивления были внесены различные незначительные внешние изменения, включая добавление внутренних створок основных стоек шасси, изменение контура хвостового конуса и мотогондолы . [ 8 ]

По сравнению с TBM 850, TBM 900 примерно на 14 узлов (26 км/ч) быстрее в крейсерском полете, потребляет меньше топлива, требует меньшей длины взлетно-посадочной полосы, быстрее набирает высоту и производит заметно меньше внутреннего и внешнего шума. [ 8 ] Частично это связано с отменой ограничения на взлетную мощность в 700 л.с. (522 кВт), присутствовавшего на предыдущих моделях TBM; Обычно доступны все 850 л.с. (634 кВт) двигателя ПТ6А-66Д. В сочетании с более эффективным воздухозаборником, который увеличил крутящий момент и возврат поршня, а также измененной формой выхлопных труб, что увеличило мощность тяги, самолет стал быстрее. По данным Aviation Week , благодаря большей скорости TBM 900 может более эффективно конкурировать с легкими самолетами. Aviation Week отметил, что он быстрее преодолевает расстояние 600 миль (1100 км) и сжигает на 26% меньше топлива, чем Cessna Citation Mustang . [ 8 ]

На выставке Eurosatory , безопасности , медицинской эвакуации и в июне 2018 года была предложена конфигурация ISR с подкрыльевыми узлами подвески и электрическими соединениями для датчиков и аэрофотосъемки для задач обороны транспорта . Конкурируя с более тяжелыми самолетами и БПЛА MALE , он выигрывает от своих характеристик и скорости в малом поле действия, обеспечивает шесть часов наблюдения и может быть переконфигурирован для других задач. Он был проверен с использованием 110-фунтовой (50-килограммовой) камеры и выдвижной турели с мультисенсорной оптикой , радаром SAR /наземного MTI , системой перехвата связи и защищенной передачей с быстросменной консолью для мониторинга тактической ситуации . [ 9 ]

В марте 2019 года Daher представила TBM 940 стоимостью 4,13 миллиона долларов с автоматическим дросселем и автоматическим противообледенительным средством , который будет сертифицирован для апрельского AERO Friedrichshafen . [ 10 ]

Демонстратор ЭкоПульс

[ редактировать ]
Демонстратор EcoPulse с электрическими подруливающими устройствами

На Парижском авиасалоне в июне 2019 года компании Daher, Airbus и Safran объединились для разработки демонстратора EcoPulse на базе TBM для гибридного электрического самолета . Проект инициирован Французским исследовательским советом гражданской авиации (CORAC) при поддержке французского DGAC . Safran предоставит распределенную гибридную силовую установку: турбогенератор , систему управления электропитанием, электродвигатели и гребные винты. Airbus установит батареи и оптимизирует аэродинамику, а Daher установит компоненты и системы и будет отвечать за летные испытания и общий анализ. [ 11 ]

Поскольку половина демонстрационной суммы в 22 миллиона евро (25 миллионов долларов США) профинансирована DGAC, первый полет запланирован на лето 2022 года перед гипотетической сертификацией в 2025–2030 годах. Существующий двигатель самолета будет дополнен шестью электродвигателями Safran на крыльях, питаемыми от ВСУ мощностью 100 кВт (130 л.с.) или аккумуляторных батарей. Подобно NASA X-57 Maxwell , распределенная тяга уменьшает вихри на законцовках крыла и добавляет подъемную силу на низкой скорости за счет обдува крыла , что позволяет уменьшить лобовое сопротивление крыла. [ 12 ]

( Требуемые высокие напряжения более 500 В) представляют собой новую задачу в авиации, поэтому компания Safran разработала специальные кабели и средства защиты. следующий пригородный самолет . После года испытаний компания Daher может построить [ 13 ] Airbus Defence and Space разрабатывает литий-ионную батарею размером 230 на 75 на 20 см (91 на 30 на 8 дюймов) для установки на нижней части фюзеляжа, весом 350 кг (770 фунтов) и мощностью 350 кВт (470 л.с.). . [ 14 ] К маю 2022 года Дахер планировал совершить первый полет к концу года, начав программу испытаний из 100 полетов в течение 18–24 месяцев. [ 15 ] К маю 2023 года демонстратор налетал 15 часов с флюгированными электрическими винтами, а гибридно-электрическая трансмиссия должна была пройти летные испытания после июня 2023 года. [ 16 ] 29 ноября он совершил первый полет на электричестве продолжительностью 1 час 40 минут из Тарба с шестью электродвигателями мощностью 50 кВт (67 л.с.), работающими от 800-вольтовой аккумуляторной батареи Airbus и турбогенератора Safran. [ 17 ]

Приземление TBM 900, ноябрь 2015 г.

SOCATA TBM — одномоторный низкоплан с турбовинтовым двигателем , вмещающий до шести человек. [ 18 ] Он состоит в основном из алюминия и стали, но хвостовое оперение выполнено из сотового материала Nomex . Крыло имеет очень эффективный закрылок Фаулера , занимающий 80 процентов размаха задней кромки , с целью снижения скорости сваливания самолета. TBM 700 оснащен убирающимся трехопорным шасси , более новые модели оснащены более прочными колесами основного шасси и более жесткими шинами . [ 2 ] [ 4 ] [ 19 ] Модель TBM 900 оснащена автоматическим ограничением крутящего момента для управления мощностью по принципу «установил и забыл», что особенно полезно во время взлета; По данным Aviation Week , хотя эта функция действительно снижает высокую рабочую нагрузку, связанную с управлением двигателем PT6A, она не так эффективна, как полная система FADEC . [ 8 ]

Конструкция кабины TBM стремится быть максимально удобной для пользователя и максимально простой в эксплуатации. Для удобства пилота автоматический переключатель топлива периодически автоматически переключается между топливными баками, чтобы легко поддерживать баланс топлива на протяжении всего полета; Также возможен ручной выбор топливных баков, который по-прежнему контролируется системой предупреждения о низком уровне топлива. [ 2 ] Система защиты от обледенения максимально автоматизирована: лобовое стекло оснащено электрическим обогревом, воздухозаборник поддерживается теплым за счет выхлопа двигателя, а противообледенительные пыльники автоматически переключаются при активации. Закрылки с электроприводом контролируются сложной системой защиты с разделенными закрылками, предотвращающей асимметричное раскрытие. [ 2 ] Бортовой компьютер данных о воздухе рассчитывает различные значения для поддержки пилота, такие как истинная воздушная скорость самолета, ветер и консультативные уведомления о мощности, основанные на текущей внешней температуре и высоте. [ 2 ]

Двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-64 мощностью до 700 л.с. (522 кВт). [ 4 ] [ 19 ] По данным журнала Flying Magazine, двигатель PT6A-64 является «секретом производительности TBM 700». [ 2 ] На уровне моря двигатель способен развивать максимальную мощность 1583 л.с. (1180 кВт), которая на ранних моделях TBM намеренно ограничена до 700 л.с. (522 кВт); предел позволяет самолету поддерживать мощность 700 л.с. (522 кВт) на высоте до 25 000 футов (7620 м) в обычный день. Это ограничение также повышает надежность двигателя и ожидаемый срок службы. [ 2 ] Хотя типичный срок службы двигателя между капитальными ремонтами составляет 3000 летных часов, также может выполняться техническое обслуживание по состоянию, поскольку различные параметры двигателя автоматически регистрируются системой мониторинга тенденций двигателя (ETM). Данные ETM могут быть просмотрены производителем двигателя для определения уровня износа и, следовательно, необходимости проверки или капитального ремонта. ETM, который подключен к компьютеру воздушных данных самолета, также предоставляет информацию, позволяющую пилоту легко управлять питанием. [ 2 ]

Кабина TBM 850. Обратите внимание на наличие Garmin G1000 стеклянной кабины .

В кабине ТБМ размещается пара летного экипажа. По данным журнала Flying Magazine, даже в стандартной комплектации кабина оснащена щедрым набором авионики и оборудования. Он оснащен электронной системой пилотажа (EFIS), системой предотвращения дорожно-транспортных столкновений (TCAS), системой осведомленности о местности и предупреждения (TAWS), метеорологическим радаром , обнаружением молний системами Garmin GNS 530 , ​​двумя навигационными / коммуникационными , Bose гарнитурами , двойными транспондерами , двойными компасы и полное оборудование кабины для обоих должностей. Пилоты могут войти в кабину либо из основной кабины, либо через небольшую пилотскую дверь с левой стороны, перед крылом; в грузовой конфигурации дверь пилота избавляет от необходимости карабкаться по грузовому грузу. [ 2 ] Дверь пилота является дополнительной опцией и устанавливается не на все самолеты. Начиная с TBM 700B, была введена увеличенная входная дверь кабины, которая позже стала стандартной для последующих моделей. [ 2 ]

Модель TBM 900 отличается рядом улучшений эргономики кабины, повышающих как простоту, так и автоматизацию. [ 8 ] Новый единый рычаг управления объединяет рычаги управления мощностью, гребным винтом и состоянием. Различные переключатели и органы управления, например, те, что раньше присутствовали на верхней панели, были удалены. [ 8 ] Электрическая система питается от одного главного генератора , который дополняется генератором переменного тока с ременным приводом . [ 2 ] На TBM 900 изменения в распределении электрической нагрузки позволяют стеклянной кабине Garmin G1000 включаться синхронно с включением аккумулятора с небольшим разрядом аккумулятора. G1000 также имеет модернизированные дисплеи, включая индикацию отклонения температуры ISA, встроенный метеорологический радар и карту MFD, а также автоматические входные данные о высоте посадочной площадки для контроллера наддува. [ 8 ]

В пассажирской конфигурации герметичная кабина TBM обычно имеет высококлассную внутреннюю отделку, часто с использованием роскошных материалов, таких как высококачественная кожа и деревянный шпон . Сиденья сертифицированы на ударопрочность до G. 20 Начиная с TBM 850, комбинированная система кондиционирования и климат-контроля , которая была проще и требовала меньше настроек, чем предыдущая система. в кабину была интегрирована [ 2 ] На крейсерской высоте в кабине TBM 900 заметно тише, чем у его предшественников; Снижение связано с использованием нового пятилопастного воздушного винта и снижением уровня вибрации за счет большей изоляции между двигателем и планером. [ 8 ] Более поздние модели оснащены винглетами , которые были разработаны SOCATA в первую очередь для уменьшения лобового сопротивления при полете на больших углах атаки, например, при взлете, а также для улучшения эстетики самолета. [ 8 ] На TBM 900 был установлен новый пятилопастной винт, специально оптимизированный Hartzell на основе моделирования воздушного потока, проведенного в передней части TBM. По данным SOCATA, выбор Hartzell вместо аналогичного усовершенствованного аналога от MT-Propeller был сделан из-за того, что первый увеличил крейсерскую скорость примерно на 3–5 узлов (5,5–9 км/ч). [ 8 ]

Варианты

[ редактировать ]
Задняя дверца доступа TBM 850
Кабина ТБМ 850 в 6-местной конфигурации
ТБМ 700А
Первоначальная серийная версия с одним турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-64.
ТБМ 700Б
Вариант с широкой входной дверью, увеличенной максимальной нулевой массой топлива и другими улучшениями.
ТБМ 700C1
Улучшенная версия с задним негерметичным грузовым отсеком, усиленной конструкцией, новой системой кондиционирования и другими улучшениями.
ТБМ 700C2
С1 с увеличенной максимальной взлетной массой.
ТБМ 700Н
Первоначальное серийное название TBM 850.
ТБМ 850
Версия с более высокими характеристиками оснащена двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-66D мощностью 850 л.с. в полете (700 л.с. на взлете).
ТБМ 850 G1000
TBM 850 с интегрированной кабиной экипажа G1000 и модификацией удлинителя топливного бака.
ТБМ 850 Элит
Обновленная версия TBM 850, включающая четыре сиденья в кабине, обращенных вперед, что позволяет увеличить грузовое пространство в кормовой части кабины. [ 20 ]
ТБМ 900
ТБМ 900 с пятилопастным винтом
Усовершенствованная версия TBM 850 с различными аэродинамическими усовершенствованиями, включая законцовки крыла и переработанную систему впуска. [ 21 ] Максимальная крейсерская скорость увеличена до 330 узлов (611 км/ч) на эшелоне FL310. Дальность хода 1730 миль (3204 км) — со стандартным запасом хода по ППП — 45 минут — на скорости 252 узла (467 км/ч) и 37 галлонов в час (140 л/ч) или 1585 миль (2935,42 км) на скорости 290 узлов (537 км/ч). час). [ 7 ] Увеличение на 40 % воздухозаборника высвобождает воздушный поток, обеспечивая прирост в 80 л.с. (60 кВт) при том же расходе топлива и сокращая разбег на 20 %. [ 22 ] Ранее опциональный пятилопастной пропеллер Hartzell из углеродного волокна теперь входит в стандартную комплектацию, что повышает производительность и снижает уровень шума в салоне.
ТБМ 910
Новая версия, представленная в апреле 2017 года, с обновленным комплектом авионики Garmin G1000 NXi . [ 23 ] Модель 910 заменила модель 900 в линейке TBM и с июня 2022 года предлагается вместе с новой моделью 960. [ 24 ] В 2023 году его оборудованная цена составила 4,546 миллиона долларов. [ 25 ]
ТБМ 930
представлен в апреле 2016 года с модернизированным интерьером и авионикой, [ 26 ] включая комплект авионики с сенсорным экраном Garmin G3000 . TBM 930 не заменил, а дополнил модель 900 в линейке TBM. [ 27 ] [ 28 ]
ТБМ 940
представлен в марте 2019 года, с автоматом тяги и автоматическим противообледенительным средством . [ 10 ] Он был сертифицирован на выставке EBACE в мае. [ 29 ] В стандартный день TBM 940 набирает высоту до эшелона 280 за 17 с половиной минут, в пределах 64 морских миль (119 км), при высоте кабины 7600 футов и давлении 6,2 фунта на квадратный дюйм (0,43 бар), расход топлива составляет 59 галлонов США (223 литра) в час при максимальная крейсерская мощность, достигающая 304 узлов (563 км/ч) при температуре ISA +13°C вместо 326 узлов (604 км/ч) в стандартный день. [ 22 ] В 2021 году его оборудованная цена составила 4,575 миллиона долларов. [ 30 ] TBM 940 заменил в линейке модель 930.
ТБМ 960
представленный 5 апреля 2022 года на выставке Sun 'n Fun во Флориде, оснащенный двигателем PT6E-66XT, управляемым двухканальной системой полного цифрового управления двигателем (FADEC), которую Daher называет EPECS (электронная система управления двигателем и гребным винтом) - первая для линия ТБМ, [ 31 ] пятилопастной винт Hartzell Raptor, функция автоматической посадки , увеличение взлетной массы на 221 фунт (100 кг) до 7615 фунтов (3454 кг), цена 4,57 миллиона долларов США, 4,8 миллиона долларов США с дополнительной престижной кабиной весом 140 фунтов (64 кг). [ 32 ] TBM 960 заменил модель 940 в линейке TBM и с июня 2022 года предлагается вместе с базовой моделью TBM 910. [ 24 ] В 2023 году его цена составила $4,998 млн. [ 25 ]

Производство

[ редактировать ]

К июню 2018 года парк TBM налетал в общей сложности 1,6 миллиона часов. [ 9 ] К июлю 2018 года было поставлено 900 самолетов. [ 33 ] К октябрю 2019 года было построено 954 ТБМ с налетом 1,76 миллиона часов, из них 734 поставлены в Северную Америку и 158 в Европу. [ 34 ] К июлю 2023 года было выпущено 1155 самолетов серии ТБМ. [ 35 ]

Производство:

  • Общая серия ТБМ – 1155 (к июлю 2023 г.) [ 35 ]
    • ТБМ 700–324 постройки 1990–2005 гг.
    • ТБМ 850–338 постройки 2006–2013 гг.
    • ТБМ 900/910/930/960 – построено 488 штук (к июлю 2023 г.) [ 35 ]
      • ТБМ 900–114 построены в 2014–2016 гг.
      • ТБМ 910 – 29 построено с 2017 г.
      • ТБМ 930 – 74 выпускаются с 2016 года.
      • ТБМ 960–100 постройки по состоянию на январь 2024 г. [ 36 ]

Операторы

[ редактировать ]
TBM 700 ВВС Франции. Обратите внимание на небольшую дверь в кормовой части крыла.

С момента его появления около 30 из них работали в коммерческой авиации , а в октябре 2018 года 17 по-прежнему использовались в 10 компаниях, в основном в США, среди 900 мировых авиапарков. В 2017 году отгружено 57 единиц. Daher утверждает, что прямые эксплуатационные расходы составляют 2,48 доллара на морскую милю. [ 37 ] Владельцы-операторы эксплуатируют 90% всех TBM, в то время как на их долю приходится от 20% до 30% более крупных продаж Pilatus PC-12 . [ 22 ] Самолет используется как частными лицами, корпорациями, так и чартерными и арендными компаниями.

Военные операторы

[ редактировать ]
 Франция

Аварии и происшествия

[ редактировать ]

Викибаза Aviation Safety Network (добавленная пользователями) сообщает о 93 авиационных происшествиях и инцидентах в период с 15 ноября 1991 г. по 30 марта 2024 г. и в общей сложности о 79 погибших.

Серия TBM 700 - 60 происшествий, 64 погибших. [ 39 ]

Серия TBM 800 - 20 происшествий, 9 погибших [ 40 ]

Серия TBM 900 - 13 происшествий, 6 погибших. [ 41 ]

Технические характеристики (ТБМ 900)

[ редактировать ]
Схема салона TBM 850 в 6-местной комплектации
TBM 700 на статическом дисплее
Внутренний вид кабины ТБМ

Данные из ТБМ [ 42 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1 или 2
  • Вместимость: 4–6 человек (включая летный экипаж) / максимальная полезная нагрузка 636 кг (1402 фунта).
  • Длина: 10,72 м (35 футов 2 дюйма)
  • Размах крыльев: 12,83 м (42 фута 1 дюйм)
  • Высота: 4,355 м (14 футов 3 дюйма)
  • Площадь крыла: 18,0 м 2 (194 кв. футов) [ 43 ]
  • Соотношение сторон : 9,145
  • Профиль профиля : корневой: RA 16-43; совет: РА 13.3-43 [ 44 ]
  • Вес пустого: 2097 кг (4623 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 3354 кг (7394 фунта)
  • Запас топлива: 1100 л (290 галлонов США) полезный
  • Силовая установка: 1 Pratt & Whitney Canada PT6A-66D мощностью 630 кВт (850 л.с.) турбовинтовой двигатель
  • Гребные винты: 5-лопастной Hartzell. гребной винт постоянной скорости

Производительность

  • Крейсерская скорость: 467 км/ч (290 миль в час, 252 узла), дальний крейсерский режим, км/ч = максимальный крейсерский режим 611 на высоте 8534 м (28000 футов).
  • Дальность: 3304 км (2053 миль, 1784 морских миль) с максимальным запасом топлива в дальнем крейсерском режиме и 9449 м (31001 фут)
  • Практический потолок: 9449 м (31001 фут)
  • Время набора высоты: 9449 м (31 001 фут) за 18 минут 45 секунд.
  • Расход топлива: 208 л/ч (55 галлонов/ч; 46 имп гал/ч) / 164 кг/ч (362 фунта/ч) при 593 км/ч (368 миль в час; 320 узлов) TAS, FL310, нормальный крейсерский режим, при 2858 кг (6301 фунт) [ 45 ]
  • Разбег: 726 м (2382 фута)
  • Посадочная длина: 741 м (2431 фут)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ «Daher празднует тысячную ТБМ» . Эйр Интернешнл . Том. 99, нет. 5. Ноябрь 2020. с. 22. ISSN   0306-5634 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Макклеллан, Дж. Мак (апрель 2003 г.). «ТБМ 700С2» . Летающий . Том. 130, нет. 4. С. 64–70. ISSN   0015-4806 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
  3. ^ Дерден, Рик (12 марта 2014 г.). «DAHER-SOCATA представляет новый TBM 900» . AVweb . Архивировано из оригинала 16 марта 2014 года . Проверено 15 марта 2014 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Симпсон, Роб. «TBM 850: EADS Socata бросает вызов очень легким самолетам». Air International , февраль 2006 г., том 70, № 2, стр. 28–31. ISSN   0306-5634 /, с. 28-29.
  5. ^ Jump up to: а б с Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 . Колсдон, Великобритания: Данные Jane's Defense, 1988. ISBN   0-7106-0867-5
  6. ^ «EADS SOCATA представляет TBM 850 2008 года» (пресс-релиз). Тарб: Аэробус . 17 января 2008 г. Архивировано из оригинала 2 апреля 2016 г. Проверено 9 марта 2008 г.
  7. ^ Jump up to: а б «DAHER-SOCATA представляет очень быстрый турбовинтовой самолет TBM 900» (PDF) (пресс-релиз). Тарб: ДАЭР . 12 марта 2014 г. Архивировано из оригинала (PDF) 16 марта 2014 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Джордж, Фред. «Отчет пилота: Daher Socata TBM 900». Архивировано 25 августа 2017 г. на выставке Wayback Machine Aviation Week , 22 мая 2014 г.
  9. ^ Jump up to: а б «Daher объявляет о разработке новой конфигурации ТБМ для задач разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR)» (пресс-релиз). Дахер. 11 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года . Проверено 13 июня 2018 г.
  10. ^ Jump up to: а б Джерри Зибенмарк (7 марта 2019 г.). «Daher представляет новый TBM 940 на семинаре владельцев» . АЙН онлайн . Архивировано из оригинала 7 марта 2019 года . Проверено 8 марта 2019 г.
  11. ^ «Daher, Airbus и Safran объединяются для разработки EcoPulse, демонстратора самолета с распределенной гибридной силовой установкой» (PDF) (пресс-релиз). Daher, Airbus и Safran. 17 июня 2019 г.
  12. ^ Гай Норрис и Тьерри Дюбуа (24 июня 2019 г.). «Экологичная авиация и электротехника — главные темы Парижского авиасалона» . Неделя авиации и космических технологий .
  13. ^ Дэн Тисделл (26 июля 2019 г.). «Амбициозный проект EcoPulse должен преодолеть значительные препятствия» . Рейс международный .
  14. ^ Дэвид Камински-Морроу (11 марта 2022 г.). «Airbus исследует потенциал высоковольтных аккумуляторов для недвигательных целей» . FlightGlobal .
  15. ^ Марк Пиллинг (24 мая 2022 г.). «Daher готовится к первому полету демонстратора EcoPulse в 2022 году» . FlightGlobal .
  16. ^ Гай Норрис (22 мая 2023 г.). «Daher обдумывает следующий шаг в отношении гибридных вариантов в преддверии летных испытаний электрифицированных двигателей» . Неделя авиации и космических технологий .
  17. ^ Грэм Уорвик (5 декабря 2023 г.). «Демонстратор распределенной силовой установки Ecopulse летает на электроэнергии» . Неделя авиации и космических технологий .
  18. ^ TBM 910, Турбовинтовой самолет-DAHER TBM 960. «Daher, производитель турбовинтовых самолетов - TBM 960, TBM 910, Kodiak 100 серии III и поддержка всех предыдущих моделей» . www.tbm.aero . Проверено 22 сентября 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  19. ^ Jump up to: а б Джексон, Пол. Jane's All The World's Aircraft 2003–2004 . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн, 2003. ISBN   0-7106-2537-5 , с. 150
  20. ^ Сарсфилд, Кейт (23 апреля 2012 г.). «Daher-Socata делает TBM 850 элитным» . Флайтглобал . Лондон: Деловая информация Reed. Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 23 апреля 2012 г.
  21. ^ Дж. Мак Макклеллан (июнь 2014 г.). «ТБМ900». Спортивная авиация : 76.
  22. ^ Jump up to: а б с Майк Гержанич (15 октября 2019 г.). «ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ: Daher TBM 940» . Флайтглобал .
  23. ^ Берторелли, Пол (4 апреля 2016 г.). «Daher представляет TBM 910» . AVweb. Архивировано из оригинала 5 апреля 2017 года . Проверено 5 апреля 2017 г.
  24. ^ Jump up to: а б «Турбовинтовой деловой самолет» .
  25. ^ Jump up to: а б «Справочник по планированию закупок – таблица турбовинтовых двигателей» . Деловая и коммерческая авиация . Второй квартал 2023 года.
  26. ^ «Основное руководство по TBM 930» (PDF) . Дахер. Октябрь 2017 г. Архивировано (PDF) из оригинала 13 июня 2018 г. . Проверено 13 июня 2018 г.
  27. ^ Грейди, Мэри (6 апреля 2016 г.). «Daher добавляет TBM 930 в линейку турбовинтовых двигателей» . AVweb. Архивировано из оригинала 10 апреля 2016 года . Проверено 7 апреля 2016 г.
  28. ^ Грейди, Мэри (7 апреля 2016 г.). «Обновление: TBM 930 теперь выставлен на выставке Sun 'n Fun» . AVweb. Архивировано из оригинала 10 апреля 2016 года . Проверено 8 апреля 2016 г.
  29. ^ Кейт Сарсфилд (20 мая 2019 г.). «EASA присуждает сертификат TBM 940» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 20 мая 2019 года . Проверено 20 мая 2019 г.
  30. ^ «Справочник по планированию закупок – таблица турбовинтовых двигателей» . Деловые и коммерческие самолеты . Второй квартал 2021 года.
  31. ^ «ТБМ 960 взлетает» . www.aopa.org . 6 января 2022 г. Проверено 13 ноября 2022 г.
  32. ^ Траутветтер, Чад (5 апреля 2002 г.). «Daher представляет модернизированный TBM 960 на авиашоу во Флориде» . AINОнлайн . Архивировано из оригинала 5 апреля 2022 года.
  33. ^ «900 поставок и успех: новое достижение программы для семейства очень быстрых турбовинтовых самолетов Daher TBM» (пресс-релиз). Дахер. 23 июля 2018 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2018 г. Проверено 24 июля 2018 г.
  34. ^ «Дахер начинает обратный отсчет до первого «1 км» » . Сеть «Авиационная неделя» . 23 октября 2019 г.
  35. ^ Jump up to: а б с О'Коннор, Кейт (26 июля 2023 г.). «Daher поставляет 80-й ТБМ 960» . AVweb . Архивировано из оригинала 26 июля 2023 года . Проверено 26 июля 2023 г.
  36. ^ https://www.ainonline.com/aviation-news/business-aviation/2024-01-05/daher-delivers-milestone-100th-tbm-960-aircraft [ только URL ]
  37. ^ Кейт Сарсфилд (16 октября 2018 г.). «NBAA: Daher стремится развеять скептицизм в отношении одномоторных двигателей» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 17 октября 2018 года . Проверено 16 октября 2018 г.
  38. ^ Jump up to: а б Крейг Хойл (2016). «Справочник ВВС мира 2017» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 31 июля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
  39. ^ https://aviation-safety.net/asndb/type/TBM7 [ только URL ]
  40. ^ https://aviation-safety.net/asndb/type/TBM8 [ только URL ]
  41. ^ https://aviation-safety.net/asndb/type/TBM9 [ только URL ]
  42. ^ «Технические характеристики и прайс-лист TBM-900 2016» (PDF) . ТБМ. Март 2016 года . Проверено 28 октября 2019 г.
  43. ^ «Первоклассная Т-образная опора» (PDF) . Пилот АОПА . Ассоциация владельцев самолетов и пилотов. Январь 2012 года . Проверено 28 октября 2019 г.
  44. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
  45. ^ «Руководство пилота ТБМ 910» (PDF) . Дахер. 15 января 2017 года . Проверено 28 октября 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 30112f2bf8c0ef2627ddd3f6b094b94b__1722489300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/4b/30112f2bf8c0ef2627ddd3f6b094b94b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SOCATA TBM - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)