шокирован
Родное имя | Компания по производству туристических и деловых самолетов |
---|---|
Раньше |
|
Тип компании | Частный |
Промышленность | Аэрокосмическая промышленность |
Предшественник | Моран-Сольнье |
Основан | 1966 |
Несуществующий | Март 2015 г. |
Судьба | Поглощенный отсюда |
Преемник | Отсюда авиационная дивизия |
Штаб-квартира | Тарб , Франция |
Продукты | Самолеты и авиационные конструкции |
Родитель |
|
Веб-сайт | https://www.daher.com/en/aircraft-manufacturer/ |
SOCATA (позже EADS Socata и DAHER-SOCATA ) — французский производитель самолетов авиации общего назначения с поршневыми и турбовинтовыми двигателями , включая бизнес-самолеты, небольшие персональные или учебные самолеты, а также производивший авиационные конструкции для других производителей, таких как Airbus , Dassault , Embraer , Eurocopter и Lockheed Martin . Штаб-квартира компании и большая часть ее производственных мощностей располагались в Тарбе , Франция .
В 1966 году французский производитель самолетов Morane-Saulnier изменил свое название на SOCATA (что является аббревиатурой от Société de Construction d'Avions de Tourisme et d'Affaires , что по-французски означает «Компания по производству самолетов для туризма и бизнеса») после ее приобретение компанией Sud Aviation . В 2000 году SOCATA стала 100% дочерней компанией многонационального аэрокосмического конгломерата EADS ; вскоре после этого предприятие было переименовано в EADS SOCATA . 3 ноября 2008 года EADS и французская технологическая компания DAHER объявили, что достигли окончательного соглашения о приобретении DAHER 70% акций EADS SOCATA. В июне 2014 года DAHER объявила, что приобрела оставшиеся 30% EADS SOCATA у Airbus Group (ранее EADS). В марте 2015 года название SOCATA вышло из употребления, в это время название компании было изменено на Daher в рамках ребрендинга, чтобы привести подразделение в соответствие с материнской компанией.
История
[ редактировать ]Историю SOCATA можно проследить до основания французского производителя самолетов Morane-Saulnier в 1911 году. В 1966 году Morane-Saulnier сменила название на SOCATA (что является аббревиатурой Societe de Construction d'Avions de Tourisme et d' Affaires , по-французски «Компания по производству самолетов для туризма и бизнеса») после приобретения компании государственной аэрокосмической компанией Sud Aviation . В этот период владения SOCATA сосредоточила свою деятельность на авиации общего назначения , производя тысячи легких самолетов на протяжении второй половины 20-го века.
Одним из наиболее популярных продуктов компании было семейство самолетов общего назначения Rallye . В 1979 году SOCATA решила реорганизовать и провести ребрендинг большей части своих производственных программ, одним из результатов которого стало переименование различных моделей серии Rallye, каждая из которых получила индивидуальное, «более галльское» имя. [ 1 ] В 1980-х годах Rallye постепенно вытеснялся и прекращался с производства во Франции новой серией Socata TB . В декабре 1984 года состоялось последнее ралли примерно 3300 самолетов. [ 2 ] была доставлена вооруженная модель R235 Guerrier. [ 3 ] Однако решение SOCATA о прекращении производства во Франции не положило конец всей производственной деятельности. В 1970-х годах SOCATA продала лицензию на производство модели Rallye 100ST польской государственной авиационной компании PZL самолет был самостоятельно построен , в результате чего на ее предприятиях в Варшаве под названием PZL Koliber ( «Колибри» ). 18 апреля 1978 года первый самолет PZL совершил свой первый полет, а в следующем году началось серийное производство Koliber. [ 4 ]
В середине 1970-х годов SOCATA начала работу над тем, что впоследствии стало TB семейством самолетов общего назначения ; Ключевой целью этой новой линейки продуктов было полностью заменить существующую и весьма успешную серию Rallye. Как и предполагалось, в течение 1979 года производство семейства Rallye было сокращено, поскольку производство нового семейства увеличилось; первоначальные модели которого обозначались как TB-9 Tampico и TB-10 Tobago . [ 5 ] 18 декабря 1980 года улучшенная модель самолета, получившая обозначение TB20 , получила сертификат типа французских авиационных властей. В марте 1981 года была завершена первая поставка серийного TB20 немецкому заказчику. Впоследствии были разработаны различные улучшенные модели серии ТБ. [ 5 ]
SOCATA приняла простую философию сборки на своем предприятии окончательной сборки в Тарбе, решив комплектовать конкретный самолет только после получения на него заказа. [ 5 ] Базовые планеры будут производиться заранее и дорабатываться по заказу, что позволит устанавливать модификации и дополнительное оборудование по требованию заказчика. В то время как этот тип собирался на одной сборочной линии на предприятии, все модели, как бюджетные, так и топовые, собирались на одной и той же линии. [ 5 ] В начале 1993 года SOCATA производила около 12 самолетов серии TB в месяц, к середине года эта цифра упала примерно до 8 самолетов в месяц. [ 5 ]
В 1980-х годах SOCATA, определив вакантную позицию на рынке специально построенного оптимизированного одномоторного самолета, способного выполнять быстрые личные перевозки и легкие грузовые перевозки, заинтересовалась Mooney 301 легким самолетом с поршневым двигателем компании Mooney Airplane Company . [ 6 ] [ 7 ] Соответственно, между Муни и SOCATA начались переговоры о производстве турбовинтовой модификации модели 301. [ 6 ] Результатом этих обсуждений стала новая конструкция, получившая название TBM 700 , которая была значительно тяжелее оригинальной модели 301, но обладала более чем вдвое большей доступной мощностью. Префикс обозначения TBM произошел от инициалов «TB», которые обозначают Тарб , французский город, в котором расположена SOCATA, а буква «M» означает Муни. [ 6 ] На момент его создания, когда несколько авиационных компаний изучали или иным образом рассматривали возможность разработки такого самолета, предполагаемый TBM 700 был первым высокопроизводительным одномоторным пассажирско-грузовым самолетом, запущенным в производство. С самого начала были установлены ключевые критерии производительности, требующие высокого уровня надежности, а также способности обеспечивать непревзойденное сочетание скорости и высоты среди других одномоторных аналогов TBM 700. [ 7 ]
Следовательно, в июне 1987 года было создано совместное предприятие под названием TBM International с целью завершения разработки конструкции TBM 700 и производства нового самолета; Право собственности на совместное предприятие было разделено между Муни и тогдашней материнской компанией SOCATA, Aérospatiale . [ 6 ] [ 8 ] : 135 Была запланирована пара отдельных производственных линий для TBM 700: одна располагалась на заводе Муни в Керрвилле, штат Техас, и предназначалась для обслуживания американского рынка, а другая - на заводе SOCATA в Тарбе, который должен был производить самолеты для клиентов по всему остальному миру. [ 7 ] Однако в конце 1980-х и начале 1990-х годов Муни страдал от постоянного дефицита бюджета; следовательно, в мае 1991 года Муни решил выйти из участия в совместном предприятии, оставив SOCATA в качестве основной компании, участвующей в программе. [ 6 ]
14 июля 1988 года первый прототип TBM 700 совершил первый полет этого типа . [ 8 ] : 135 [ 7 ] Летные испытания показали, что практически все поставленные цели конструкции были достигнуты, что привело к быстрому переходу к производству. 31 января 1990 г. сертификат типа был получен от французских властей; за этим последовало получение сертификата Федерального управления гражданской авиации США (FAA) 28 августа 1990 года. [ 6 ] В начале 1990 года произошла первая поставка TBM 700; первая серийная партия из 50 самолетов была распродана практически мгновенно. Первые отзывы, полученные от операторов и пилотов, обычно были положительными в отношении возможностей нового самолета, часто хваля его скорость и большой запас мощности среди других характеристик. [ 7 ] По данным аэрокосмического издания Flying , хотя TBM 700 быстро оказался популярным и хорошим самолетом сам по себе, услуги и средства поддержки, предоставляемые SOCATA, были начальной точкой слабости. [ 7 ] SOCATA, осознавая решающую важность эффективной инфраструктуры поддержки, вложила значительные средства в улучшение всемирной поддержки этого типа; вместо того, чтобы полагаться исключительно на третьи стороны и партнерские соглашения с другими компаниями, фирма разработала собственные мощности. [ 7 ] SOCATA открыла собственный сервисный центр во Флориде , а также создала сеть дистрибьюторов , способных продавать и обслуживать TBM 700. Следовательно, в конце 1990-х годов продажи этого типа на рынке Северной Америки резко выросли. [ 7 ]
В 2000 году SOCATA стала 100% дочерней компанией многонационального аэрокосмического конгломерата EADS ; вскоре после этого предприятие было переименовано в EADS SOCATA . 27 июня 2008 года EADS объявила о своем намерении продать контрольный пакет акций EADS SOCATA французскому технологическому бизнесу DAHER , но сохранит миноритарную долю в компании. [ 9 ] 3 ноября 2008 года EADS и DAHER объявили, что достигли окончательного соглашения о приобретении DAHER 70% акций EADS SOCATA. [ 10 ] 7 января 2009 года DAHER подтвердила приобретение контрольного пакета акций SOCATA (70%). [ 11 ]
В конце 2009 года было объявлено, что EADS SOCATA заключила соглашение с частной компанией JetSet International Ltd о продаже сертификата типа , инструментов, компонентов, технических планов и чертежей для Morane-Saulnier MS.760 Paris , реактивный бизнес-джет, разработанный предшественником SOCATA. Фирма отдельно приобрела более 30 снятых с производства MS760 у правительств Франции и Аргентины; [ 12 ] Сообщается, что компания JetSet International Ltd намеревалась отремонтировать эти существующие планеры и установить реактивные двигатели и авионику текущего поколения с целью продажи их эксплуатантам примерно за 550 000 долларов. [ 13 ]
В июне 2014 года Daher объявила, что приобрела оставшиеся 30% EADS SOCATA у Airbus Group (ранее EADS), сделав ее 100% дочерней компанией компании. [ 14 ] В марте 2015 года использование названия SOCATA было официально прекращено, а подразделение было переименовано в Daher, чтобы более тесно сблизиться со своей новой материнской компанией. [ 15 ]
Продукты
[ редактировать ]- Шокированный горизонт
- Раллийная серия
- ST 10 Дипломат
- ТБ 30 Эпсилон
- ТБ 9 Тампико GT
- ТБ 10 Тобаго GT
- ТБ 200 Тобаго XL GT
- ТБ 20 Тринити GT
- ТБ 21 Тринидад TC GT
- ТБМ 700/850/900/910/930
- Самолеты, так и не пошедшие в производство
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ « История ралли ». Летайте на ралли . Проверено 3 августа 2008 г.
- ^ Дональд 1994, с. 804.
- ^ Тейлор 1988, с. 84.
- ^ Тейлор 1988, с. 193.
- ^ Jump up to: а б с д и Моксон, 20 июля 1993 г., с. 33.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Симпсон, Роб. «TBM 850: EADS Socata бросает вызов очень легким самолетам». Air International , февраль 2006 г., том 70, № 2, стр. 28–31. ISSN 0306-5634 /, с. 28-29.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Макклеллан, Дж. Мак (апрель 2003 г.). «ТБМ 700С2» . Летающий . Том. 130, нет. 4. С. 64–70. ISSN 0015-4806 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 г. Проверено 15 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 . Колсдон, Великобритания: Данные Jane's Defense, 1988. ISBN 0-7106-0867-5
- ^ «EADS завершит частичную продажу Socata компании Daher в течение нескольких дней» . Форбс / Thomson Financial News. Июнь 2008 г. Архивировано из оригинала 4 июня 2011 г. Проверено 2 июля 2008 г.
- ^ «Окончательное соглашение между EADS и группой Daher о том, что Daher получит контрольный пакет акций EADS Socata» . ЕАДС. Архивировано из оригинала 24 апреля 2009 года . Проверено 4 ноября 2008 г.
- ^ «Группа DAHER подтверждает подписание сделки о поглощении SOCATA с EADS» . Defense-Aerospace.com. Январь 2009 года.
- ^ «JetSet получает сертификат типа реактивного двигателя MS760». Журнал Wings , 23 октября 2009 г.
- ^ [1] AOPA Online , 20 октября 2009 г.
- ^ «Регистрационный документ» (PDF) . Группа компаний Эйрбас. 2014. с. 23.
- ^ Берторелли, Пол (23 марта 2015 г.). «Ребрендинг Daher и открытие нового предприятия во Флориде» . AVweb . Проверено 23 марта 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дональд, Дэвид (редактор). Энциклопедия мировых самолетов . Лестер, Великобритания: Блиц, 1997. ISBN 1-85605-375-X .
- Моксон, Джулиан. «Частные приготовления». Flight International , 20 июля 1993 г., стр. 32–35.
- Тейлор, Джон В.Р. (редактор). Самолет Jane's All the Worlds, 1988–89 . Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн, 1988. ISBN 0-7106-0867-5 .