Jump to content

Дуглас А-3 Скайвоин

(Перенаправлено из A-3 SkyWarrior )
А-3 (A3D) Небесный Воин
EA-3B Skywarrior из VQ-1 над Южно-Китайским морем в 1974 году.
Роль Стратегический бомбардировщик
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Дуглас Эйркрафт Компани
Первый полет 28 октября 1952 г.
Введение 1956
Ушедший на пенсию 27 сентября 1991 г.
Статус Ушедший на пенсию
Основной пользователь ВМС США
Произведено 1956–1961
Количество построенных 282
Развитый в Эсминец Дуглас Б-66

Douglas A-3 Skywarrior с реактивным двигателем стратегический бомбардировщик , разработанный и производимый компанией Douglas Aircraft Company . Он был разработан Дугласом по поручению ВМС США , которым нужен был стратегический бомбардировщик с возможностью авианосца . В июле 1949 года Дуглас получил контракт на производство своей конструкции, опередив заявки восьми других авиастроительных компаний. В отличие от конкурирующих проектов, которые были нацелены на максимальную взлетную массу 100 000 фунтов (45 000 кг), Skywarrior был разработан для взлетной массы 68 000 фунтов (31 000 кг), что облегчало его использование с существующих военно-морских сил Midway авианосцев класса . . Большая часть самолетов была произведена компанией Westinghouse Electric Corporation , включая ее ранние двигатели Westinghouse J40 турбореактивные , которые не оправдали обещаний и Pratt & Whitney J57 к середине 1953 года были заменены конкурирующим двигателем . 28 октября 1952 года прототип XA3D-1 этого типа совершил первый полет .

31 марта 1956 года Skywarrior поступил на вооружение эскадрильи ВМФ. Первоначально использовавшиеся в роли стратегического бомбардировщика с ядерным вооружением , появление эффективных баллистических ракет привело к тому, что к началу 1960-х годов эта задача была утрачена. На протяжении большей части своего дальнейшего срока службы Skywarrior выполнял различные второстепенные задачи, включая использование в качестве платформы радиоэлектронной борьбы, тактического разведывательного самолета и высокопроизводительного воздушного заправщика. [ 1 ] Это был один из самых старых палубных самолетов в истории: он поступил на вооружение в середине 1950-х годов и был выведен из эксплуатации в 1991 году. На протяжении всей службы Skywarrior был самым тяжелым боевым самолетом, летавшим с авианосца . [ 2 ] что способствовало его прозвищу « Кит ».

Skywarrior — один из трех штурмовиков ВМС США, поступивших на вооружение в качестве стратегического бомбардировщика. Первым был его предшественник, североамериканский AJ Savage . Его преемник, сверхзвуковой North American A-5 Vigilante, первоначально заменил A-3 в роли стратегического бомбардировщика (1961-1963 гг.), но затем был преобразован в роль тактического ударного разведчика.

Модифицированная версия Skywarrior, B-66 Destroyer , служила в ВВС США , где эксплуатировалась в качестве тактического бомбардировщика, самолета радиоэлектронной борьбы и платформы воздушной разведки вплоть до своего вывода из вооружения в 1970-х годах.

Разработка

[ редактировать ]
A3D-1 на авиабазе ВМС Джексонвилл , Флорида, 1950-е годы.

Во время Второй мировой войны ВМС США (USN) начали изучать концепцию эксплуатации самолетов с реактивными двигателями со своих авианосцев . Успех способствовал дальнейшему развитию концепции; В начале послевоенных лет официальные лица ВМС США начали исследовать использование реактивных двигателей в качестве потенциального средства управления более крупными палубными самолетами, которые были бы способны выполнять задачи стратегической бомбардировки . В ВМС США росло осознание того, что они могут выполнять более широкую роль, чем это было возможно ранее, и что флот стратегических бомбардировщиков, управляемый ВВС США (USAF), не может достичь больших частей мира, что является меньшим ограничением для передовое развертывание авианосных групп ВМС США и их авиакрыльев. [ 3 ]

В январе 1948 года командующий военно-морскими операциями издал требование о разработке палубного штурмовика дальнего действия, который мог бы доставить либо бомбовую нагрузку в 10 000 фунтов (4500 кг), либо ядерное оружие . [ 4 ] Предполагаемый самолет предназначался для эксплуатации на запланированных » американского « суперавианосцах класса , которые были значительно больше, чем существующие авианосцы ВМС США, поэтому в спецификации была установлена ​​целевая загруженная масса 100 000 фунтов (45 000 кг). Кроме того, ВМС США стремились к тому, чтобы этот бомбардировщик обладал большей скоростью и дальностью полета, чем существующий у него североамериканский флот AJ Savage. [ 3 ] В общей сложности восемь производителей самолетов предоставили ответы на спецификацию, но все, за исключением Douglas Aircraft Company и Curtiss-Wright , отказались от нее, заявив, что нет никаких средств, позволяющих удовлетворить требования в пределах ограничения веса в 100 000 фунтов. [ 5 ] Неопределенность в отношении характеристик и требований к двигателям и бомбам была основным фактором, способствующим созданию этой атмосферы негатива. [ 5 ]

Эд Хайнеманн , главный конструктор Дугласа, позже получивший известность благодаря А-4 Skyhawk , опасаясь, что этот класс в США может быть отменен, предложил значительно меньший по размеру самолет с полной массой 68 000 фунтов (31 000 кг), способный летать с Существующие перевозчики USN. [ 6 ] [ 7 ] Хайнеманн рассуждал (правильно), что по мере развития технологий размер и вес ядерного оружия будут существенно уменьшаться, что увеличивало необходимость разработки более компактного бомбардировщика. [ 8 ] Однако такие деятели, как генерал ВВС США Хойт Ванденберг, высмеяли предложение Хайнемана как «безответственные заявления». [ 5 ] В этот период ВМС США и ВВС США были энергичными соперниками, каждый из которых стремился сохранить финансирование своих проектов за счет другого в период, отмеченный резким сокращением оборонных бюджетов; в частности, официальные лица ВВС США часто выражали открытое несогласие со строительством авианосцев американского класса. [ 3 ]

В конце 1948 года Дуглас и Кертисс-Райт получили контракты на предварительное проектирование для дальнейшей разработки и уточнения своих предложений. [ 5 ] В то время как Дугласу удалось сохранить взлетную массу на уровне 68 000 фунтов, Кертисс не смог достичь более щедрой цели в 100 000 фунтов на этом этапе и поэтому был исключен из рассмотрения. В апреле 1949 года критикам USN удалось добиться отмены авианосцев класса «Соединенные Штаты» ; Этот результат подтвердил решение Хайнемана сосредоточиться на конструкции, которая могла бы работать с небольших Midway авианосцев класса . [ 5 ] контракт на производство двух летных прототипов и одного статического планера. В июле 1949 года ВМС США, признав пригодность конструкции Дугласа, заключили с компанией [ 5 ]

Дуглас получил значительные части самолета, включая ответственность за турбореактивные двигатели, радар , хвостовую турель , электрические генераторы и различные другие вспомогательные системы, от Westinghouse Electric Corporation ; эта сильная зависимость от Вестингауза якобы причиняла Дугласу некоторый дискомфорт. [ 5 ] В частности, разработка двигателя Westinghouse J40 оказалась неспособной соответствовать графикам разработки или обещанным характеристикам; Позже Хайнеманн прокомментировал: «Первое, что мы узнали, это то, что J40 недостаточно мощный». [ 9 ] Еще до совершения первого полета Дуглас рассматривал возможность перехода на Pratt & Whitney конкурирующего производителя двигатель J57 , который был тяжелее, но позволял сделать самолет в целом легче, поскольку он потреблял меньше топлива. [ 10 ]

28 октября 1952 года прототип XA3D-1 этого типа совершил первый полет ; Этот первый испытательный полет, пилотируемый Джорджем Янсеном , был выполнен с высокой степенью секретности. Вначале было обнаружено, что самолет особенно хорошо управляется в полете, отчасти благодаря вниманию, которое Хайнеманн и команда конструкторов уделили рулевым поверхностям с гидравлическим усилителем. [ 9 ] 16 октября 1953 года первый YA3D-1 , оснащенный конкурирующим двигателем J57, совершил свой первый полет. [ 11 ]

Значительные проблемы разработки, в основном связанные с оригинальными двигателями J40, задержали выпуск Skywarrior до 31 марта 1956 года. [ 11 ] А-3 был, безусловно, самым большим и тяжелым самолетом, когда-либо созданным для повседневного использования на авианосце, хотя, по иронии судьбы, это было самое маленькое предложение среди других предложений, которые могли быть развернуты только на еще более крупных авианосцах, еще не находящихся в эксплуатации. [ 4 ] Как изначально предсказывал Хайнеманн, SkyWarrior был спроектирован для перевозки более крупных и громоздких бомб, чем когда-либо на вооружении, из-за быстрых усовершенствований в технологиях вооружения. [ 11 ] Несмотря на это, по настоянию ВМФ самолет был квалифицирован на «перегрузочную» грузоподъемность в 84 000 фунтов (38 000 кг), испытания которой установили бы рекорд по весу для операций авианосца. [ 11 ] Из-за громоздких размеров и не очень тонкого профиля его прозвали «Кит». [ 12 ]

К концу 1950-х годов стало ясно, что ядерная миссия Skywarrior будет передана баллистическим ракетам ; однако его большой вес и размер означали, что самолет будет полезен и в различных других целях. [ 13 ] Соответственно, большое количество Skywarriors было переоборудовано в воздушные заправщики или платформы радиоэлектронной борьбы ; в частности, модель EKA-3B могла легко переключаться между выполнением ударов, дозаправкой и радиоэлектронной борьбой по мере необходимости. Было разработано множество других моделей этого типа, в результате чего этот тип использовался для воздушной разведки , а в качестве учебно-тренировочного самолета . также [ 14 ] Производство этого типа прекратилось в 1961 году.

Skywarrior имел крыло со стреловидностью 36° и два турбореактивных двигателя Pratt & Whitney J57. Ранние прототипы использовали предполагаемый Westinghouse J40, силовую установку, которая оказалась катастрофической и впоследствии была отменена. Турбореактивные двигатели могли быть дополнены двенадцатью с тягой 4500 фунтов силы (20 кН ) баллонами JATO . Самолет имел в основном традиционный полумонококовый фюзеляж с двигателями в подкрыльевых гондолах. Органы управления полетом были гидравлическими, а для хранения под палубой крылья А-3 складывались за пределы двигателей и лежали почти ровно, а его вертикальный стабилизатор был шарнирно прикреплен к правому борту. [ 4 ] Вместительные внутренние топливные баки обеспечивали большую дальность полета.

Расположение камеры замаскированного RA-3B 61-й тяжелой фотографической эскадрильи

Ранние варианты А-3 имели экипаж из трех человек: пилот, бомбардир/штурман (БН) и член экипажа/штурман (также известный как третий член экипажа). Была использована необычная конфигурация кабины: три члена экипажа сидели под каркасным навесом. В приподнятом отсеке пилот и бомбардир-штурман сидели бок о бок, при этом пост пилота на левом борту имел полный контроль над полетом. В первоначальных вариантах за пилотом сидел третий член экипажа, который также выполнял функции наводчика спаренной хвостовой 20-мм пушки , которой некоторое время оснащалась первоначальная бомбардировочная версия A3D/A-3A (снятая и замененная оборудованием ECM). на сиденье, обращенном назад. Третий пост экипажа имел секстант для астронавигации и аппаратуру оборонительного радиоэлектронного противодействия. Более поздние варианты электронной разведки могли вместить экипаж из семи человек, причем летный состав состоял из пилота, второго пилота и штурмана, а также четырех операторов электронных систем, занимающих посты в бывшем бомбовом отсеке просторного фюзеляжа. [ 4 ]

Попытки снизить вес, чтобы сделать самолет пригодным для авианосных операций, привели к исключению катапультных кресел в процессе проектирования Skywarrior, исходя из предположения, что большинство полетов будет выполняться на большой высоте. Подобная конструкция с аварийным туннелем использовалась на F3D Skyknight . [ 15 ] Экипажи начали болезненно шутить, что «A3D» означает «Все три мертвых». [ 16 ] (В 1973 году вдова члена экипажа Skywarrior, погибшего над Вьетнамом, подала в суд на компанию McDonnell Douglas Aircraft Company за то, что она не предоставила катапультные кресла в А-3. [ 15 ] ) Напротив, эсминец В-66 ВВС США, не подпадающий под требования по весу для авианосных операций, на протяжении всего срока службы оснащался катапультными креслами.

Задокументированная история механических неисправностей A3D/A-3 показала, что частота их значительно выше среднего. Первоначально бомбардировщики Skywarrior были закреплены за всеми ударными авианосцами, включая Essex класс , появившийся сразу после войны времен Второй мировой войны и класс Midway . [ 17 ]

Skywarrior мог нести до 12 000 фунтов (5 400 кг) вооружения в бомбовом отсеке фюзеляжа , который в более поздних версиях использовался для сенсорного и видеооборудования или дополнительных топливных баков. Первоначально была установлена ​​система бомбо-направителя AN /ASB-1A , позже замененная доработанной AN/ASB-7 с несколько измененной формой носовой части. Оборонительное вооружение представляло собой две 20-мм пушки в хвостовой башне с радиолокационным управлением, разработанной Westinghouse, которая вскоре была заменена оборудованием электронного противодействия. Хотя некоторые бомбардировки будут выполняться в начале войны во Вьетнаме , большая часть бомбардировок будет выполняться более маневренными самолетами, а Skywarrior будет служить в основном в качестве самолета-заправщика и самолета поддержки радиоэлектронной борьбы.

Операционная история

[ редактировать ]

Ядерный бомбардировщик

[ редактировать ]
У самолета A3D-2 с самолета VAH-9 сломалось носовое колесо при приземлении на авианосец Саратога , ок. 1959 год

До того, как подводные лодки с баллистическими ракетами ВМС США, вооруженные «Поларис», начали действовать на начальном этапе , А-3 был критическим элементом ВМС США в системе ядерного сдерживания. Эскадрильи были созданы в двух тяжелых ударных крыльях (HATWING), одно крыло первоначально было создано на авиабазе ВМС Северный остров , Калифорния, а затем перебазировано на авиабазу ВМФ Уидби-Айленд , Вашингтон, в декабре 1957 года, а другое крыло первоначально было создано на авиабазе ВМС Джексонвилл. , Флорида, перед переездом на военно-морскую авиабазу Сэнфорд , Флорида. Крыло на острове Уидби распалось бы в 1959 году, но эскадрильи, составлявшие это крыло, позже перешли на вариант EKA-3B, в конечном итоге сформировав ядро ​​военно-морского сообщества Grumman EA-6B Prowler , в то время как крыло на NAS Sanford будет преобразовать в A3J Vigilante (позже A-5A) для выполнения тяжелых ядерных атак с последующим преобразованием в RA-5C и переходом к разведывательным атакам. Крыло Vigilante также продолжит сохранять небольшое количество самолетов TA-3B для обучения. Летные офицеры ВМФ в радарах и навигационных системах Vigilante. Роль стратегического бомбардировщика Skywarrior сошла на нет после 1964 года, и его ненадолго дополнил A3J Vigilante. Вскоре после этого ВМС отказались от концепции палубного стратегического ядерного оружия в пользу успешной программы подводных лодок с баллистическими ракетами «Поларис», и все А-5А были переоборудованы в разведывательный вариант RA-5C Vigilante. Многие А-3Б были переоборудованы в комбинированные самолеты-заправщики и радиоэлектронной борьбы.

эпоха войны во Вьетнаме

[ редактировать ]
Самолет VAH-4 A-3B авианосца Орискани сбрасывает бомбу Mk 83 , 1965 год.
Черный RA-3B из VAP-61 на борту USS Constellation , 1967 год.

Skywarriors нашли некоторое применение в роли обычных бомбардировщиков и минников (A-3B) во время войны во Вьетнаме с 1964 по 1967 год, часто для доставки бомб Mk84 массой 2000 фунтов (910 кг). В дальнейшем А-3 использовался в качестве танкера (КА-3Б), фотографической разведки (РА-3Б), радиоэлектронной разведки (ЭА-3Б) и радиоэлектронной борьбы (ЭРА-3Б, ЭКА-3Б).

На протяжении большей части войны во Вьетнаме самолеты EA-3B 1-й эскадрильи воздушной разведки флота (VQ-1) летали с авиабазы ​​Дананг в Южном Вьетнаме, обеспечивая непрерывную электронную разведку территории, включая тропу Хо Ши Мина и всю дорогу. на север до гавани Хайфона . Он был известен как VQ-1 Det.B. Летный экипаж и наземный вспомогательный персонал были временно направлены со своей базы на военно-морской авиабазе Ацуги , Япония, а после 1970 года — с военно-морской авиабазы ​​Агана , Гуам. После того, как Det B был расформирован, VQ-1 предоставил отряды из двух самолетов EA-3B, которые дислоцировались в боевых группах авианосцев Западной части Тихого океана и Индийского океана (WESTPAC / IO) вплоть до конца 1980-х годов, когда его заменил Lockheed ES-3A. Тень .

Кроме того, вариант А-3В был модифицирован в RA-3B и использовался во Вьетнаме в качестве самолета фоторазведчика. [ 18 ] 61-я тяжелая фотографическая эскадрилья (VAP-61) на военно-морской авиабазе Агана, Гуам, и дочерняя эскадрилья VAP-62 на военно-морской авиабазе Джексонвилл, Флорида, предоставили экипажи и вылетели из авиабазы ​​Дананга, выполняя полеты по картографированию и сбору разведданных над районом Юго-Восточной Азии. Имея 12 камер, RA-3B был хорошо оборудован для картографического картографирования территорий, где не существовало подробных карт. С установленным ИК-оборудованием RA-3B использовался в ночное время для наблюдения за передвижением войск по дорогам и тропам в Лаосе. Другие места включали Det Tango на базе Королевских ВВС Таиланда Дон Муанг в Бангкоке, Таиланд, Det Southpaw на базе RAAF в Таунсвилле , Австралия, а также работу на авиабазе Осан в Южной Корее.

EKA-3B из состава VAQ-135 заправляет самолет VF-211 F-8J у берегов Вьетнама, 1972 год.

Во время войны во Вьетнаме штурмовики А-3 были модифицированы в танкеры-заправщики КА-3Б, а некоторые были модифицированы в вариант многоцелевого танкера-заправщика ЕКА-3В, который был настоящей рабочей лошадкой для авиакрыла авианосца. Оборудование электронного подавления было добавлено без удаления возможности танкера, чтобы EKA-3B мог блокировать радары противника в ожидании дозаправки тактических самолетов. [ 19 ] В конце концов, EKA-3B был заменен меньшим специализированным танкером-заправщиком Grumman KA-6D Intrumer , который, хотя и имел меньшую вместимость и выносливость, был развернут в большем количестве в авиакрыле авианосца. Два дополнительных подразделения военно-морского резерва были созданы в начале 1970-х годов в качестве эскадрилий дозаправки в воздухе, VAQ-208 и VAQ-308 , на военно-морской авиабазе Аламеда , Калифорния. Оба подразделения эксплуатировали самолеты со снятыми средствами радиоэлектронной борьбы и были переименованы в КА-3Б. ВАК-208 и ВАК-308 были сняты с вооружения в начале 1990-х годов.

Холодная война

[ редактировать ]
EA-3B второй эскадрильи воздушной разведки флота (VQ-2) приземляется на авианосец Китти Хок в 1987 году.

Вариант EA-3 использовался для выполнения задач критической электронной разведки (ELINT), действуя с палуб авианосцев и на берегу, дополняя более крупный Lockheed EP-3 . Его последняя служба была платформой ELINT во время «Бури в пустыне».

Разведка

[ редактировать ]

Вариант EA-3B был модифицирован для радиотехнической разведки против стран Варшавского договора . ВВС США EB-47 Stratojet Миссии совершались по всему миру, начиная с 1956 года, аналогичную миссию выполнял . EA-3B имел экипаж из семи человек, из которых три человека находились в кабине, офицер радиоэлектронной борьбы и три оператора/оценщика электронных систем в переоборудованном оружейном отсеке. Он предлагал уникальные возможности электронной разведки во время многочисленных конфликтов эпохи холодной войны и войны во Вьетнаме. [ 20 ]

Выход на пенсию

[ редактировать ]
Дуглас EA-3B на выставке со сложенными крыльями на борту корабля-музея USS Yorktown в парке Патриотс-Пойнт в Чарльстоне, Южная Каролина

Несколько EA-3B оставались на вооружении достаточно долго, чтобы принять участие в первой войне в Персидском заливе в 1991 году . [ 21 ] Skywarrior был выведен из эксплуатации ВМС США в сентябре 1991 года, а последние экземпляры этого типа были выведены из эксплуатации 27 сентября 1991 года. Подразделения RDT&E ВМС США, в частности, командование военно-морских воздушных систем ( NAVAIR ) на военно-морской авиабазе Пойнт-Мугу и NAWS China Lake , предприняли попытку сохранить свои испытательные стенды А-3. Эти амбиции в конечном итоге не увенчались успехом, когда вице-адмирал Ричард Данливи , будучи заместителем начальника военно-морских операций по воздушной войне и сам бывшим бомбардиром/штурманом А-3, принял окончательное решение вывести этот тип из эксплуатации.

  • 9 февраля 1957 года, Мейпорт, Флорида, США. Самолет погиб после столкновения с землей из-за нехватки топлива. LCDR Льюис Поллок был убит, а AD2 Паскуале Дель Вилладжо, а также ENS Генри Демерс получили ранения средней степени тяжести.
  • 14 мая 1957 года, к западу от побережья Калифорнии, США (36,30 с.ш., 122,35 з.д.). Рамп был поражен из-за высокого настроения после сигнала об отключении волны. Фюзеляж сломался в хвостовом оперении, а основной топливный элемент был разорван, что привело к распространению огня, когда самолет упал с угловой палубы. В результате погибли CDR Томас Бултон, LT JG Ральф Гордон и адъютант Джозеф Хоскинг.
  • 19 июня 1957 года, в 2 морских милях к востоку от Мейпорта, Флорида, США. Невозможность опустить левое шасси после запуска авианосца. Экипаж самолета смог успешно катапультироваться и быть спасенным. AQ1 Паскаль Мазук, CDR Кларенс Фроссар и ENS Генри Демерс получили ранения средней степени тяжести, причем CDR Кларенс Фроссар получил более серьезные ранения, чем два других члена экипажа.
  • 6 июля 1967 года, в 1 миле к югу от авиабазы ​​Сэнфорд, Флорида, США. Самолет был потерян после столкновения с землей, в результате чего погибли лейтенант Генри Уайт, AQ1 Джозеф Монако, AT2 Юджин Симэн и CDR Чарльз Карман. Официального описания отчета об инциденте не было. В газетной статье, отправленной дочерью моряка AT2 1 марта 2012 года, говорилось, что самолет участвовал в ночных тренировочных посадках и примерно во время инцидента отрабатывал зеркальную посадку на авианосцы.
  • 22 июля 1957 года, Средиземное море. ADJ 1 Сэмюэл Холландер был раздавлен и убит, закрыв двери бомбового отсека в кабине экипажа.
  • 12 августа 1957 года, к западу от побережья Калифорнии, США (37,27 с.ш., 122,49 з.д.). Аварийное устройство и крюк вышли из строя, самолет ударился о воду и затерялся в море. CPO Э. Бускалья и CDR Джозеф Гарретт были спасены охранником вертолета и получили легкие травмы.
  • 19 августа 1957 года, недалеко от Порт-Льоти. Самолет пролетел через баррикаду и затерялся в море. AD1 Фрэнк Мори и LT JG Джон Куинн были убиты, а AQ1 Джеймс Бабба и LCDR Томас Макленаган получили ранения средней степени тяжести.
  • 26 сентября 1957 г., Норвежское море (66,44 с.ш., 05,16 в.д.). Самолет столкнулся с ударом по рампе, при этом основные опоры А-3 сломались. LTJG Джозеф Юричич, CDR Пол Уилсон-младший и адъютант Перси Шафер были убиты.
  • 6 января 1958 г., Западно-Филиппинское море (14,15 с.ш., 114,3 в.д.). Самолету не удалось успешно взлететь после запуска авианосца. AMC Даррел Уикли, LT JG Клайд Ромерсон и LCDR Джек Лопер были убиты.
  • 28 января 1958 г., авиабаза Эдвардс. Самолет столкнулся с землей в 10 милях к западу от Барстоу, штат Калифорния, США, причина которого осталась неизвестной. Самолет был полностью потерян. Дейл Бенетум и Томас Килгарифф, оба мирные жители, погибли в результате аварии.
  • 7 февраля 1958 г., Северная часть Атлантического океана (31,10 с.ш., 40,27 з.д.). Самолет столкнулся с водой и затерялся в море, вероятной причиной было загрязнение топлива. ENS Роберт Мартин, лейтенант Джеймс Чаффи и AD3 Ричард Фраво были убиты.
  • 2 июня 1958 года, Севилья, Флорида, США. - После того, как пожар в полете вызвал механические проблемы, из-за которых самолет резко и на высокой скорости пикировал с высоты 42 000 футов (12 801 метр), LCDR Роберт Рэми приказал экипажу покинуть самолет через верхний аварийный люк. Один член экипажа столкнулся с трудностями при выходе из самолета через аварийный парашют, в результате чего Рэми помог этому человеку и в результате остался в самолете, погиб в результате последующего взрыва в воздухе и разбился после маневрирования самолета в направлении открытой площадки. . AO1 Рэймонд Хайт и AT1 Дэниел Гербис получили легкие ранения, а LCDR Роберт Рэми скончался. [ 22 ]
  • 2 августа 1958 года, западная часть Тихого океана. Самолет пролетел над кабиной экипажа. аэрофиниш был настроен на А-10. Самолет упал в воду перевернутым, самолет был поднят и нанесен удар по авиабазе DM. Фонарь разлетелся, и при ударе сиденья пилота и БН могли унести. LCDR Альфред Макмиллиан и лейтенант Гордон Гилмор оба погибли в результате аварии, а AQ1 получил серьезные травмы.
  • 1 октября 1958 года, авиабаза ВМС Ливард-Пойнт, Гуантанамо, Куба. При посадке шасси было убрано, и самолету удалось безопасно остановиться на кабине экипажа. Самолет подлежал ремонту, и лейтенант Хорас Грэм, а также AD3 Сэмюэл Кроу получили травмы легкой или средней степени тяжести.
  • 4 декабря 1958 г. Вылетел из ВМС Сэнфорда в Рузвельт. Самолет был потерян над Карибским морем. Пилоту отмахнулись при первом заходе, а при втором заходе его застрелили. Третий проход привел к удару левого крыла о кабину экипажа и разрыву подвески поперечины (обрыв страховочной проволоки). Все трое членов экипажа были спасены вертолетами. AD1 Клайд Сэвидж, LCDR Ричард Андрус и AD2 Юджин Кронджегер получили травмы средней степени тяжести.
  • 26 августа 1959 года. Из-за остановки компрессора во время грозы самолет разбился на расстоянии 1 морской мили к восточно-юго-востоку от Э. Монобо, Северная Каролина, США. AE2 Митчелл, PH1 DE Уилсон оба получили травмы средней степени тяжести, а LCDR Джон Сэндстер погиб. VAH 1 CO рекомендовал установить катапультные сиденья в A3. [ 23 ]
  • 7 июня 1960 года. Самолет А-3 вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы во время взлета на авиабазе ВМС Уидби-Айленд/ Олт-Филд и разбился. 5 + 1 фута воды. Одним из убитых был LTJG Ричард Норт, первый муж Хелен Бердсли, известной как « Твоя , моя и наша» . [ 24 ] [ 25 ]
  • 25 января 1987 года, Средиземное море. EA-3B с низким уровнем топлива во время ночной посадки врезался в верхнюю часть баррикады военного корабля США «Нимиц» и ушел в воду. Погибли: лейтенант Стивен Х. Батчелдер (оценщик разведки), LCDR Рональд Р. Калландер (навигатор), AT2 Ричард А. Херцинг, лейтенант Алан А. Левин (пилот), CTI3 Патрик Р. Прайс, лейтенант Джеймс Д. Ричардс (младший оценщик). ) и CTI3 Крейг Х. Рудольф. [ 26 ]
  • 26 июня 1987 года, авианосец Мирамар, Калифорния. EA-3B разбился во время тренировки по посадке авианосца. Все трое находившихся на борту погибли. [ 26 ]
  • 13 января 1988 года, озеро Пирамид к северо-востоку от Рино, штат Невада. Ка-3Б врезался в озеро во время полета ближе к вечеру на малой высоте. Все три члена экипажа на борту погибли. [ 26 ]

Будучи самым тяжелым самолетом, взлетавшим с авианосца, Skywarrior часто попадал в аварии. [ 27 ] «В конечном итоге из 283 построенных Skywarriors различных моделей около 120 (42%) были уничтожены или искалечены в результате аварий и боевых действий. В 67% аварий погиб как минимум один член экипажа». [ 28 ] Из этих потерь 7 пришлось на Вьетнам, из них 2 — в результате боевых действий. [ 26 ]

Карьера после выхода на пенсию

[ редактировать ]

А-3 использовался в качестве гражданского испытательного стенда в течение многих лет до вывода этого типа из состава ВМС США, а компания Hughes Aircraft использовала этот тип в качестве испытательного стенда для разработки системы вооружения для General Dynamics – Grumman F-111B и Grumman F. -14 Tomcat , а Westinghouse и Raytheon также использовали A-3 в качестве испытательного стенда. [ 29 ] После вывода этого типа из эксплуатации ВМС США в 1991 году ВМС США решили прекратить логистическую поддержку гражданских испытательных полигонов. Вместо того, чтобы отказаться от А-3, Хьюз, Westinghouse и Raytheon согласились приобрести оставшиеся А-3 и запасные части у ВМФ, что позволит их испытательному флоту продолжать работу и сэкономит ВМС США затраты на хранение и утилизацию. По мере того, как план созревал, два других подрядчика, Thunderbird Aviation и CTAS, также решили участвовать в аналогичных соглашениях, при этом одиннадцать самолетов А-3 были распределены между пятью операторами. [ 30 ] Запасные части от ASO (Aviation Supply Office) были распределены между подрядчиками равномерно, а склады опустели по всей территории США. Из-за недоразумений и реорганизаций внутри ВМС США всемирные активы АСО были списаны, так и не дойдя до подрядчиков. В начале 1993 года CTAS решила, что их самолеты больше не нужны, и у Хьюза было несколько программ, требующих дополнительных активов.

НРА-3Б Тихоокеанского ракетного испытательного центра в 1982 году.

В начале 1994 года в рамках программы ВВС США было решено модифицировать А-3 для радиолокационных испытаний F-15, и единственный доступный планер хранился на авиабазе ВМС Аламеда с момента закрытия флота. Хьюз положил этот самолет на хранение и переправил его в Ван Найс для доработки. Вся носовая часть была удалена из подбитого F-15B на авиабазе AMARC на авиабазе Дэвис-Монтан , штат Аризона, и пересажена на переднюю часть самолета. В кабине были установлены стойки и оборудование, а самолет использовался Хьюзом и ВВС США для разработки программного обеспечения F-15.

В 1994 году Westinghouse решила расторгнуть соглашение с ВМС, и Thunderbird передала свои самолеты под залог Thunderbird. В 1996 году Thunderbird Aviation перешла в управление, и Хьюз, за ​​счет взаимной экономии средств правительства, добавил к контракту активы Thunderbird, подготовив их к переправе в аэропорт Дир-Вэлли и переведя их в Мохаве, Калифорния , и Тусон, Аризона. на долгое время -срок хранения.

В декабре 1996 года Raytheon купила аэрокосмические подразделения Hughes Aircraft Company. Hughes Aeronautical Operations, теперь являющаяся частью Raytheon Systems, продолжала эксплуатировать А-3 со своей базы в аэропорту Ван Найс в Калифорнии. [ 31 ] Эти самолеты участвовали в нескольких военных авиасалонах, рассказывая посетителям, что самолет по-прежнему ценен своей грузоподъемностью по сравнению с корпоративными самолетами и своими характеристиками по сравнению с небольшими авиалайнерами.

30 июня 2011 г. состоялся последний полет EA-3B, BuNo 144865 / регистрация FAA N875RS, [ 32 ] Самолет Raytheon прибыл на авиабазу ВМС Пенсакола, Флорида, для выхода на пенсию и выставления в Национальном музее военно-морской авиации .

Варианты

[ редактировать ]
A3D-1 из 3-й тяжелой ударной эскадрильи (VAH-3) на авианосце США Франклин Д. Рузвельт в 1957 году. VAH-3 стал эскадрильей сменной авиагруппы A3D/A-3 (RAG) Атлантического флота в 1958 году.

Примечание: согласно первоначальной схеме обозначения ВМФ, Skywarrior имел обозначение A3D (третий штурмовик от Douglas Aircraft). В сентябре 1962 года была введена новая система обозначения Tri-Services и самолет получил новое обозначение А-3 . Там, где это применимо, обозначения до 1962 года перечислены первыми, обозначения после 1962 года указаны в скобках.

  • XA3D-1 : два прототипа с турбореактивными двигателями Westinghouse J40 , без пушки в хвостовой башне.
  • YA3D-1 ( YA-3A ): один предсерийный прототип с двигателями Pratt & Whitney J57 . Позже использовался для испытаний в Тихоокеанском ракетном испытательном центре .
  • A3D-1 ( A-3A ): 49 первоначальных серийных версий, выполняющих в основном роль разработчиков в сфере обслуживания авианосцев.
  • A3D-1P ( RA-3A ): один A3D-1, переоборудованный в прототип A3D-2P с фотокамерой в оружейном отсеке.
  • A3D-1Q ( EA-3A ): пять A3D-1, переоборудованных для выполнения функций электронной разведки (ELINT), с оборудованием ECM и четырьмя операторами в оружейном отсеке.
  • A3D-2 ( A-3B ): окончательная версия серийного бомбардировщика с более прочным планером, более мощными двигателями, немного большей площадью крыла (812 футов). 2 /75 м 2 против 779 футов 2 /72 м 2 ), предусмотрена возможность установки катушки дозаправки в воздухе для роли заправщика . Последний из 21 построенных самолетов имел новую бомбардировочную систему AN/ASB-7 и измененную форму носовой части; удалена хвостовая турель в пользу установки радиоэлектронной борьбы.
  • A3D-2P ( RA-3B ): 30 самолетов фоторазведки с комплектом оружейного отсека, вмещающим до 12 камер плюс фотовспышки. Повышенное давление позволило оператору камеры войти в отсек для проверки камер. Некоторые сохранили хвостовые орудия, но большинство из них позже были переоборудованы в хвостовые оперения РЭБ поздних А-3В.
  • A3D-2Q ( EA-3B ): 24 варианта РЭБ с гермоотсеком в бывшем оружейном отсеке для одного офицера РЭБ и трех операторов РЭБ, различными датчиками. Некоторые ранние модели имели хвостовые пушки, но они были заменены хвостовыми пушками ECM. Он был приписан к разведывательным эскадрильям флота VQ-1 (Япония, а затем Гуам) и VQ-2 (Рота. Испания), где они летали вместе с Lockheed EC-121 Warning Star , а также EP-3B и EP-3E . Он прослужил почти 40 лет, являясь самым продолжительным вариантом, и был заменен на ES-3A Shadow, на котором летали две эскадрильи воздушной разведки флота (VQ): VQ-5 на военно-морской авиабазе Северный остров , Калифорния и VQ-6 на военно-морской базе. Аэродром Сесил Филд , Флорида. Они были выведены из эксплуатации из-за бюджетных ограничений менее чем через 10 лет после ввода в эксплуатацию.
  • А3Д-2Т ( ТА-3Б ): 12 учебно- бомбардировочных версий. Пять позже переоборудованы в VIP-транспорты (два переименованы в УТА-3Б ).
  • КА-3Б : 85 бомбардировщиков А-3Б, переоборудованных в 1967 году в танкеры с системой зондирования и тормоза вместо бомбардировочного оборудования.
  • ЕКА-3Б : 34 танкера КА-3Б, переоборудованных для двойного радиоэлектронного противодействия (РЭБ) / роли танкера, с оборудованием радиоэлектронной борьбы и хвостовым обтекателем вместо задней башни. Большинство из них были переоборудованы обратно в конфигурацию КА-3Б (без электронного управления двигателем) после 1975 года.
  • ERA-3B : восемь RA-3B, переоборудованных в самолеты электронного агрессора (в основном для военных учений на море) с оборудованием РЭБ в удлиненном хвостовом обтекателе и обтекателях, а также двумя съемными блоками противодействия ALQ-76 с набегающими турбинами (один под на каждом крыле), разбрасыватели соломы (на хвостовом обтекателе и хвостовой части фюзеляжа) и четыре напорных турбины (по две на борт) для питания оборудования, расположенного в бывшем бомбоотсеке. Экипаж увеличен до четырех человек: пилот, штурман, командир экипажа и офицер электронного противодействия (ECMO) с одним практически неиспользуемым «откидным сиденьем» в кормовом отсеке экипажа (бывший оружейный отсек), в котором не было места для оборудования для второго офицера электронного противодействия или рядового офицера. член экипажа. «Откидное кресло» использовалось инструкторами ЭКМО, обучающими новых ЭКМО, а также приглашенными наблюдателями и пассажирами во время боевых полетов. Хотя ERA-3B мог выдержать приземление с тросом, оборудование ALT-40 и ALR-75 не было рассчитано на то, чтобы выдержать запуск катапульты, поэтому оно никогда не размещалось на борту авианосцев. ERA-3B использовался с VAQ-33, а затем с VAQ-34.
  • NRA-3B : шесть RA-3B, переоборудованных для различных небоевых испытаний.
ВА-3B, используемый начальником военно-морских операций на авиабазе Неллис.
  • ВА-3Б : Два EA-3B переоборудованы в VIP-транспорт. Оба самолета были переданы начальнику управления военно-морских операций и летели с авиабазы ​​​​Эндрюс в Вашингтоне, округ Колумбия. [ нужна ссылка ]
  • NTA-3B : Один самолет, переоборудованный Hughes / Raytheon, использовался для испытаний радара для F-14D Tomcat .

Эсминец Б-66

[ редактировать ]

ВВС США заказали 294 экземпляра модифицированного эсминца B-66, большинство из которых использовались в разведке и радиоэлектронной борьбе . Эсминец был оснащен катапультируемыми креслами.

Операторы

[ редактировать ]
A3D-2 из 6-й тяжелой ударной эскадрильи (VAH-6) приземляется на авианосец USS Ranger в 1958 году.
 Соединенные Штаты
  • ВМС США
    • VAH-1 базируется на авиабазе ВМС Сэнфорд (позже RVAH-1, сейчас выведен из эксплуатации)
    • VAH-2 базируется на авиабазе ВМС Уидби-Айленд (ныне VAQ-132 )
    • VAH-3, базирующийся на авиабазе ВМФ (позже RVAH-3, сейчас выведен из эксплуатации); Запасная авиагруппа / Запасная эскадрилья флота
    • VAH-4 базируется на авиабазе ВМС Уидби-Айленд (ныне VAQ-131 )
    • VAH-5 базируется на авиабазе ВМС Сэнфорд (позже RVAH-5, сейчас выведен из эксплуатации)
    • VAH-6 первоначально базировался на авиабазе ВМС Северный остров,
      переехал на военно-морскую авиабазу Уидби-Айленд в 1958 году, затем переехал на военно-морскую авиабазу.
      (позже РВАХ-6, сейчас списан)
    • VAH-7 базируется на авиабазе ВМС Сэнфорд (позже RVAH-7, сейчас выведен из эксплуатации)
    • VAH-8 базируется на авиабазе ВМС Уидби-Айленд (сейчас выведен из эксплуатации)
    • VAH-9 базируется на военно-морской авиабазе Сэнфорд (позже RVAH-9, сейчас выведен из эксплуатации)
    • VAH-10 базируется на авиабазе ВМС Уидби-Айленд (ныне VAQ-129 )
    • VAH-11 базируется на авиабазе ВМФ (позже RVAH-11, сейчас выведен из эксплуатации)
    • VAH-13 введен в эксплуатацию на авиабазе ВМФ, переведен на авиабазу ВМФ Уидби-Айленд, 1961 г.
      (позже РВАХ-13, сейчас списан)
    • VAH-123 базируется на авиабазе ВМС Уидби-Айленд (сейчас выведен из эксплуатации)
    • VAQ-129, базирующийся на авиабазе ВМС Уидби-Айленд (позже летал на EA-6B , теперь летает на EA-18G ); Запасная эскадрилья флота
    • VAW-13 / VAQ-130 базируются на авиабазе ВМФ Аламеда. Позже переехал на авиабазу ВМС Уидби-Айленд на самолете EA-6B (теперь VAQ-130 на самолете EA-18G ).
    • VAQ-131 базируется на авиабазе ВМС Аламеда. Позже переехал на авиабазу ВМС Уидби-Айленд на самолете EA-6B (теперь VAQ-131 на самолете EA-18G ).
    • VAQ-132 базируется на авиабазе ВМС Аламеда. Позже переехал на авиабазу ВМС Уидби-Айленд на самолете EA-6B (теперь VAQ-132 на самолете EA-18G ).
    • VAQ-133 базируется на авиабазе ВМС Аламеда. Позже переехал на авиабазу ВМС Уидби-Айленд на самолете EA-6B (теперь VAQ-133 на самолете EA-18G ).
    • VAQ-134 базируется на авиабазе ВМС Аламеда. Позже переехал на авиабазу ВМС Уидби-Айленд на самолете EA-6B (теперь VAQ-134 на самолете EA-18G ).
    • VAQ-135 базируется на авиабазе ВМС Аламеда. Позже переехал на авиабазу ВМС Уидби-Айленд на самолете EA-6B (теперь VAQ-135 на самолете EA-18G ).
    • VAQ-33 базируется на авиабазе ВМС Ки-Уэст (сейчас выведен из эксплуатации)
    • VAQ-34 базируется на авиабазе ВМС Пойнт-Мугу (сейчас выведен из эксплуатации)
    • ВАК-208 базируется на авиабазе ВМФ Аламеда (ныне выведена из эксплуатации) (резерв ВМФ)
    • ВАК-308 базируется на авиабазе ВМФ Аламеда (сейчас выведен из эксплуатации) (ВВС ВМФ)
    • ВАП-61 базируется на авиабазе ВМС Агана-Гуам (сейчас выведена из эксплуатации).
    • ВАП-62 базируется на авиабазе ВМФ Джексонвилл (сейчас выведен из эксплуатации)
    • VCP-63 , позже VFP-63, базировался на военно-морской авиабазе Мирамар, летал на пяти A3D-2P Skywarriors и двадцати F8U-1P Crusaders.
    • VQ-1 базируется на военно-морской авиабазе Агана (сейчас базируется на военно-морской авиабазе Уидби-Айленд, летает только на EP-3E)
    • VQ-2 базировался на военно-морской базе Рота, Испания (позже базировался на военно-морской авиабазе Уидби-Айленд, летал только на EP-3E; сейчас выведен из эксплуатации)
    • VR-1 базируется на военно-морской авиабазе Патаксент-Ривер и базе ВВС Эндрюс / военно-морской авиабазе в Вашингтоне.
    • VX-5 базируется на авиабазе NAWS China Lake с отделением на авиабазе ВМС Сэнфорд.
    • Национальный полигон для испытаний парашютов на базе военно-морской авиабазы ​​​​Эль-Сентро.
    • Центр развития военно-морской авиации, базирующийся в NADC Джонсвилле / NADC Уорминстере (деятельность и установка в настоящее время выведены из эксплуатации)
    • Центр военно-морских авиационных испытаний на военно-морской авиабазе Патаксент-Ривер
    • Тихоокеанский ракетный испытательный центр на военно-морской авиабазе Пойнт-Мугу

Выживший самолет

[ редактировать ]
На дисплее
XA3D-1
А-3А
НА-3А
ДА-3А
А-3Б
ЕА-3Б
КА-3Б
НА-3Б
ЭКА-3Б
EA-3B Skywarrior на борту корабля-музея USS Yorktown в парке Патриотс-Пойнт в Чарльстоне, Южная Каролина
АСЭ-3Б
НРА-3Б
  • 144825 - Мемориальный фонд A-3 Skywarrior Whidbey, военно-морская авиабаза Уидби-Айленд, Вашингтон. [ 48 ]
На реставрации
ЕА-3Б
A3D-2Q (EA-3B Bu#146453) на выставке в Музее старинных летательных аппаратов, Мичем Филд, Форт-Уэрт, Техас.
КА-3Б
ЭРА-3Б
НТА-3Б

Технические характеристики (A3D-2/A-3B Skywarrior)

[ редактировать ]

Данные самолетов McDonnell Douglas с 1920 года: Том I. [ 53 ]

Общие характеристики

12 400 фунтов силы (55 кН) с впрыском воды [ 55 ]

Производительность

  • Максимальная скорость: 530 узлов (610 миль в час, 980 км/ч) на высоте 10 000 футов (3 000 м)
  • Крейсерская скорость: 520 узлов (600 миль в час, 960 км/ч)
  • Диапазон: 1825 миль (2100 миль, 3380 км)
  • Перегоночная дальность: 2520 миль (2900 миль, 4670 км)
  • Практический потолок: 41 000 футов (12 000 м)
  • пределы г: +3,4
  • Нагрузка на крыло: 86,2 фунта/кв. футов (421 кг/м). 2 )
  • Тяга/вес : 0,357

Вооружение

  • Орудия: 2 × 20-мм пушки М3Л в хвостовой башне. [ 56 ]
  • Бомбы: 12 800 фунтов (5 800 кг) свободнопадающих бомб или мин, [ 56 ] включая любую комбинацию [ 16 ]
    • 12 бомб по 500 фунтов (230 кг) Mark 82 или
    • 6 бомб Mark 83 по 1000 фунтов (450 кг) или
    • 8 бронебойных бомб массой 1600 фунтов (730 кг) или
    • 4 бомбы по 2000 фунтов (910 кг)
    • свободного падения 1 × ядерное оружие

Авионика

  • AN/ASB-1A (ранний радар)
  • бомба-наводчик АН/АСБ-7
  • Оборонительные средства электронного противодействия

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Винчестер 2006, с. 74.
  2. ^ самым тяжелым самолетом, эксплуатируемым с авианосца, был USMC KC-130F, использованный в испытаниях с авианосца Форрестол без ареста и взлета без посторонней помощи в 1963 году.
  3. ^ Jump up to: а б с Ганстон и Гилкрист 1993, с. 128.
  4. ^ Jump up to: а б с д Винчестер 2006, с. 75.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ганстон и Гилкрист 1993, с. 129.
  6. ^ Полмар 1988, стр. 50–51.
  7. ^ Франсильон 1979, стр. 493–494.
  8. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 128-129.
  9. ^ Jump up to: а б Ганстон и Гилкрист 1993, с. 130.
  10. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 130-131.
  11. ^ Jump up to: а б с д Ганстон и Гилкрист 1993, с. 131.
  12. ^ О'Рурк, Г.Г., КАПИТАН США. «О хосенозах, копытах и ​​леворуких лопатах». Труды Военно-морского института США , июль 1968 г.
  13. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 132-133.
  14. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 131-133.
  15. ^ Jump up to: а б Франсильон 1979, с. 494.
  16. ^ Jump up to: а б Полмар 1988, с. 53.
  17. ^ «Расположение А-3, отчеты об авариях». Архивировано 1 февраля 2011 года в комнате готовности Wayback Machine Click. Проверено: 28 июля 2012 г.
  18. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 132.
  19. ^ Лейк, Джулиан С., RADM USN и Хартман, Ричард В., LCDR USN «Air Electronic Warfare», Труды Военно-морского института США, октябрь 1976 г., с. 49
  20. ^ «Парк национальной бдительности — группа военно-морской безопасности» . www.silent-warriors.com . Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 г. Проверено 10 августа 2006 г.
  21. ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 133.
  22. ^ «Роберт Рэми — Получатель —» . valor.militarytimes.com . Проверено 21 марта 2024 г.
  23. ^ «Ассоциация Небесных Воинов А-3 — Ассоциация Небесных Воинов А-3 — ОТЧЕТЫ О АВАРИЯХ А-3» . www.a3skywarrior.com . Проверено 21 марта 2024 г.
  24. ^ « Твой, Мой и Наш…» — Происхождение оригинальной смешанной американской семьи» . Check-Six.com .
  25. ^ «Сообщения об аварии А-3» . A-3 Ассоциация Небесных Воинов . 01.05.2023. Архивировано из оригинала 29 апреля 2023 г. Проверено 1 мая 2023 г.
  26. ^ Jump up to: а б с д «Печальная история крушения EA-3B Ranger 12 на авианосце «Нимиц» и конца кита на службе ВМС США» .
  27. В 1958 году Skywarrior установил рекорд по взлёту самой тяжелой катапульты весом 42 тонны с Саратоги.
  28. ^ A-3 Skywarrior: забытый бомбардировщик, который сделал все
  29. ^ Мюнцель 2001, стр. 73–75.
  30. ^ Пайлз 2001, с. 75.
  31. ^ «Изображение модифицированного А-3, который в настоящее время (2011 г.) базируется в Ван-Найс». air-and-space.com. Проверено: 29 июня 2011 г.
  32. ^ «Самолет N875RS (1960 Douglas EA-3B Skywarrior C/N 12111). Фото Сергея Рябцева (ID фотографии: AC955931)» . www.airport-data.com .
  33. ^ "A-3 SkyWarrior/125413." aerialvisuals.ca Дата обращения: 24 июня 2015 г.
  34. ^ "A-3 SkyWarrior/135434." Архивировано 2 января 2017 г. на Wayback Machine aerialvisuals.ca Проверено: 24 июня 2015 г.
  35. ^ "A-3 SkyWarrior/135418." Архивировано 25 июня 2015 г. в Национальном музее военно-морской авиации Wayback Machine . Проверено: 24 июня 2015 г.
  36. ^ "A-3 Skywarrior/130361." Архивировано 25 июня 2015 г. в Wayback Machine Музее авиации и космонавтики Pima. Проверено: 24 июня 2015 г.
  37. ^ "A-3 SkyWarrior/142246." Музей авиации Новой Англии. Проверено: 24 марта 2013 г.
  38. ^ "A-3 SkyWarrior/146448." Национальный криптологический музей. Проверено: 25 марта 2013 г.
  39. ^ "A-3 Skywarrior/146457." Музей Патриотс-Пойнт. Проверено: 25 марта 2013 г.
  40. ^ Хиллз, Уоринг. «Кит» прибудет на кабину экипажа Йорктауна в пятницу!» Патриот-Пойнт , 1 июля 2010 г.
  41. ^ «Предмет – Национальный музей морской авиации» . navalaviationmuseum.org . Архивировано из оригинала 05 сентября 2015 г. Проверено 24 июня 2015 г.
  42. ^ "A-3 SkyWarrior/138944." Музей военного корабля США Лексингтон. Проверено: 25 марта 2013 г.
  43. ^ "A-3 SkyWarrior/147648." aerialvisuals.ca Дата обращения: 24 июня 2015 г.
  44. ^ "A-3 SkyWarrior/147666." Оклендский музей авиации. Проверено: 25 марта 2013 г.
  45. ^ "A-3 SkyWarrior/142630." aerialvisuals.ca Дата обращения: 24 июня 2015 г.
  46. ^ "A-3 Skywarrior/142251." Архивировано 25 марта 2013 г. в музее Wayback Machine USS Midway. Проверено: 25 марта 2013 г.
  47. ^ "A-3 SkyWarrior/144865." Архивировано 5 сентября 2015 г. в Национальном музее военно-морской авиации Wayback Machine . Проверено: 24 июня 2015 г.
  48. ^ "A-3 SkyWarrior/144825." , Мемориальное посвящение A-3 Skywarrior , 26 октября 2017 г. Архивировано 28 октября 2017 г. в Wayback Machine , Дата обращения: 28 октября 2017 г.
  49. ^ "A-3 SkyWarrior/146453." Архивировано 27 июня 2015 г. в Музее старинных летательных аппаратов Wayback Machine . Проверено: 24 июня 2015 г.
  50. ^ "A-3 Skywarrior/138965." Архивировано 7 сентября 2015 г. в Музее авиации Wayback Machine Yanks. Проверено: 25 марта 2013 г.
  51. ^ "A-3 Skywarrior/144843." Архивировано 7 апреля 2013 года в Музее авиации Wayback Machine Castle. Проверено: 25 марта 2013 г.
  52. ^ "A-3 SkyWarrior/144867." Архивировано 15 апреля 2012 г. в Тихоокеанском музее авиации Wayback Machine в Перл-Харборе. 13 марта 2012 г. Дата обращения: 15 марта 2012 г.
  53. ^ Франсильон, Рене Дж. (1988). Самолеты McDonnell Douglas с 1920 года: Том I. Лондон: Издательство Военно-морского института. стр. 455–467. ISBN  0870214284 .
  54. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
  55. ^ Франсильон 1979, с. 496.
  56. ^ Jump up to: а б Полмар 1988, с. 57.

Библиография

[ редактировать ]
  • Чампалья, Джузеппе. Стратегические атомные бомбардировщики ВМС США (на итальянском языке). Рим: Морской журнал, 2006.
  • Дональд, Дэвид и Джон Лейк, ред. Энциклопедия мировой военной авиации . Вестпорт, Коннектикут: AIRtime Publishing, 1996. ISBN   1-880588-24-2 .
  • Франсильон, Рене Дж. МакДоннелл Дуглас Самолеты с 1920 года . Лондон: Патнэм, 1979. ISBN   0-370-00050-1 .
  • Ганстон, Билл и Питер Гилкрист. Реактивные бомбардировщики: от Мессершмитта Me 262 до Стелса B-2 . Оспрей, 1993 год. ISBN   1-85532-258-7 .
  • Хайнеманн, Эд. «Кит-самолет». Новости морской авиации , ноябрь/декабрь 1987 г., стр. 18–21.
  • Мюнцель, Марк. «Последний из великих« китов »: гражданские испытательные самолеты Douglas A-3». Air Enthusiast , № 93, май/июнь 2001 г., стр. 72–77. ISSN 0143-5450.
  • Полмар, Норман. «Skywarrior... «Совершенный» ядерный бомбардировщик ВМС США». Air Enthusiast , Тридцать пять лет, январь – апрель 1988 г., стр. 48–63. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. ISSN 0143-5450.
  • Винчестер, Джим, изд. «Дуглас А-3 Скайвоин». Военные самолеты холодной войны (Факты об авиации). Лондон: Grange Books plc, 2006. ISBN   1-84013-929-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b7d7665771cdb2dc2b4008b47fced5ad__1721665740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/ad/b7d7665771cdb2dc2b4008b47fced5ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Douglas A-3 Skywarrior - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)