Стратегический бомбардировщик

— Стратегический бомбардировщик средней и большой дальности проникновения это бомбардировщик , предназначенный для сбрасывания большого количества вооружения класса «воздух-земля» на удаленную цель с целью ослабить способность противника вести войну. В отличие от тактических бомбардировщиков , пенетраторов , истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков , которые используются в операциях по воздушному пресечению для нападения на комбатантов и военную технику противника, стратегические бомбардировщики предназначены для полетов на территорию противника для уничтожения стратегических целей (например, инфраструктуры , логистики , военной техники). установки , заводы и т. д.). Помимо стратегических бомбардировок , стратегические бомбардировщики могут использоваться для выполнения тактических задач . В настоящее время только три страны имеют стратегические бомбардировщики: США , Россия. [1] и Китай .
Роль современного стратегического бомбардировщика появилась после того, как стратегические бомбардировки получили широкое распространение , а атомные бомбы были впервые использованы в бою во время Второй мировой войны . Ядерные ударные миссии (т.е. доставка с ядерными боеголовками ракет или бомб ) потенциально могут быть выполнены большинством современных истребителей-бомбардировщиков и ударных истребителей , даже на межконтинентальной дальности, с использованием дозаправки в воздухе , поэтому любая страна, обладающая такой комбинацией оборудования и техника теоретически имеет такую возможность. Самолет основной доставки для современных стратегических бомбардировок не обязательно должен быть тяжелым бомбардировщиком , и любой современный самолет, способный наносить ядерные удары на большие расстояния, в равной степени способен выполнять тактические задачи с использованием обычного оружия . Примером может служить французский Mirage IV , небольшой стратегический бомбардировщик, замененный на вооружении истребителем ASMP, , оборудованным Mirage 2000N -бомбардировщиком и Rafale многоцелевым истребителем .
История
[ редактировать ]Первая и Вторая мировые войны
[ редактировать ]
Первые попытки стратегических бомбардировок были предприняты во время Первой мировой войны (1914–1918 гг.) Русскими на бомбардировщике Сикорский «Илья Муромец» (первый тяжелый четырехмоторный самолет), а также немцами, использовавшими цеппелины или дальние многомоторные бомбардировщики «Гота». самолет . Цеппелины достигли Англии во время бомбардировок к 1916 году, что вынудило британцев создать обширные системы защиты, включая некоторые из первых зенитных орудий , которые часто использовались с прожекторами для освещения вражеских машин над головой. В конце войны американские летчики под командованием бриг. Генерал Билли Митчелл разрабатывал «массовые» бомбардировки тыла Германии с использованием нескольких самолетов, хотя перемирие положило конец полной реализации того, что планировалось.
Изучение стратегических бомбардировок продолжалось и в межвоенные годы. Многие книги и статьи предсказывали устрашающую перспективу любой будущей войны, сопровождаемую политическими опасениями, такими как те, которые выразил премьер-министр Великобритании Стэнли Болдуин , который заявил Палате общин в начале 1930-х годов, что « бомбардировщик всегда пробьется », независимо от того, какую оборону системы были предприняты. В конце 1930-х годов широко распространено мнение, что стратегические «террористические» бомбардировки городов в любой войне быстро приведут к огромным потерям и могут решить конфликт в считанные дни или недели. Но теория намного превосходила то, что большинство военно-воздушных сил фактически могли поднять в воздух. Германия сосредоточилась на тактических бомбардировщиках ближнего действия. Британские Королевские ВВС приступили к разработке четырехмоторных дальних бомбардировщиков только в конце 1930-х годов. Воздушный корпус армии США ( армейские ВВС по состоянию на середину 1941 года) в конце 1930-х годов был сильно ограничен из-за небольшого бюджета и лишь с трудом спас бомбардировщик B-17 , который вскоре стал жизненно важным. Не менее важный B-24 впервые поднялся в воздух в 1939 году. Оба самолета составят основную часть бомбардировочной авиации США. Стратегические бомбардировки USAAF в Европе и подразделения союзников дневные бомбардировочные в целом.
В начале Второй мировой войны так называемые «стратегические» бомбардировки первоначально проводились средними бомбардировщиками , которые обычно были двухмоторными, вооруженными несколькими оборонительными орудиями, но обладали лишь ограниченной бомбовой грузоподъемностью и дальностью полета . И Великобритания , и США разрабатывали более крупные двух- и четырехмоторные конструкции, которые начали заменять или дополнять меньшие самолеты к 1941–42 годам. После вступления Америки в войну в декабре 1941 года 8-я воздушная армия США начала развивать возможности дневных бомбардировок, используя улучшенные B-17 и B-24 четырехмоторные самолеты . Для формирования соединений для проведения этих бомбардировочных операций сборные корабли использовались для быстрого формирования оборонительных боевых коробок . Королевские ВВС сосредоточили свои усилия на ночных бомбардировках . Но ни одна из сил не смогла разработать адекватные бомбовые прицелы или тактику, обеспечивающую «точную» точность, о которой часто хвастались. Послевоенные исследования «Обзора стратегических бомбардировок США » подтвердили общее представление о стратегических бомбардировках, но также подчеркнули многие из их недостатков. Попытки создать новаторские примеры « « умные бомбы » привели к появлению боеприпасов Azon , развернутых в Европейском театре военных действий и театре CBI с самолетов B-24.

После безвременной кончины в начале июня 1936 года ведущего немецкого защитника стратегических бомбардировок генерала Вальтера Вевера , ставшего центром бомбардировочных сил Люфтваффе нацистской Германии , так называемые Kampfgeschwader (бомбардировочные крылья) стали боевой поддержкой немецкой армии как часть общая форма ведения войны «блицкриг» , осуществляемая как с использованием средних бомбардировщиков, таких как Heinkel He 111 , так и бомбардировщиков Schnellbombers, таких как Junkers Ju 88 A. Поддержка проекта бомбардировщика «Урал» перед началом Второй мировой войны сократилась после смерти Вевера, и единственным конструкция самолета, которая могла бы близко соответствовать самолетам бомбардировочных сил союзников - Heinkel He 177 A, созданный в начале ноября 1937 года, развернутый в своем первоначальном виде в 1941–42 годах, чему мешало требование RLM, под средним углом согласно которому он также мог выполнять бомбардировку с пикирования , не был отменен до сентября 1942 года - не мог правильно выполнять ни одну из функций, из-за выбора силовой установки и особенностей конструкции силовой установки на 30-метровом размахе крыла Greif , что приводило к бесконечным проблемам с возгораниями двигателей. Трансатлантический ареал Программа «Америка Бомбардировщик», стартовавшая в марте 1942 года, была направлена на решение проблемы нехватки дальних бомбардировщиков для Люфтваффе , но привела к тому, что только три прототипа «Мессершмитта » и два «Юнкерса» когда-либо летали, и ни одного оперативного «тяжелого бомбардировщика» для стратегического использования в авиации. Третий рейх превысил примерно тысячу построенных He 177.
К концу Второй мировой войны в 1945 году «тяжелые» бомбардировщики, воплощением которых были британский Avro Lancaster и американский Boeing B-29 Superfortress, использовавшиеся на Тихоокеанском театре военных действий , показали, чего можно достичь путем бомбардировки японских городов и зачастую внутри них небольшие и разбросанные фабрики. Под командованием генерал-майора Кертиса Лемэя США 20-я воздушная армия , базирующаяся на Марианских островах на малой высоте , предприняла миссии по зажигательным бомбардировкам , результаты которых вскоре были измерены в количестве уничтоженных квадратных миль. Воздушные налеты на Японию лишили страну возможности продолжать боевые действия, хотя японское правительство откладывало капитуляцию до тех пор, пока не были сброшены атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки в августе 1945 года .
Холодная война и ее последствия
[ редактировать ]Во время Холодной войны Соединенные Штаты и Великобритания с одной стороны и Советский Союз с другой держали стратегические бомбардировщики готовыми к взлету в кратчайшие сроки в рамках сдерживания стратегии гарантированного взаимного уничтожения (MAD). Большинство стратегических бомбардировщиков двух сверхдержав были предназначены для доставки ядерного оружия . Какое-то время некоторые эскадрильи бомбардировщиков Boeing B-52 Stratofortress круглосуточно находились в воздухе, вращаясь на некотором расстоянии от своих безопасных точек вблизи советской границы.
Британцы произвели три различных бомбардировщика «V » для Королевских ВВС , которые были спроектированы и предназначены для доставки ядерных бомб британского производства к целям в европейской части России. Эти бомбардировщики смогли бы достичь и уничтожить такие города, как Киев или Москва, раньше, чем американские стратегические бомбардировщики. Хотя они никогда не использовались против Советского Союза или его союзников, два типа бомбардировщиков V, Avro Vulcan и Handley Page Victor , использовались в Фолклендской войне ближе к концу своего боевого срока службы.
Советский Союз произвел сотни нелицензионных копий американского Boeing B-29 Superfortress , который в советских ВВС называли Ту-4 . Позже Советский Союз разработал реактивный Ту -16 «Барсук».
Китайская Народная Республика произвела версию Туполева Ту-16 по лицензии Советского Союза в 1960-х годах, которую они назвали Xian H-6 .
В 1960-х годах Франция производила свой Dassault Mirage IV бомбардировщик с ядерным вооружением для ВВС Франции в составе своих независимых ядерных ударных сил Force de Frappe , используя бомбардировщики французского производства и БРСД французского производства для доставки ядерного оружия . Mirage IV служили до середины 1996 года в роли бомбардировщика, а до 2005 года — в качестве самолета-разведчика .
Французская Республика ограничила свои стратегические вооружения эскадрой из четырех атомных подводных лодок с баллистическими ракетами , по 16 аппаратов БРПЛ каждая. Франция также имеет активные силы сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков , несущих ASMP противостоящие ядерные ракеты со скоростью 3 Маха и дальностью 500 километров. Эти ракеты могут доставляться Dassault Mirage 2000N и Rafale истребителями-бомбардировщиками ; Rafale также способен дозаправлять других в полете с помощью напарной дозаправочной капсулы .

Новые стратегические бомбардировщики, такие как Rockwell B-1 Lancer , Туполев Ту-160 и Northrop Grumman B-2 Spirit , включают в себя различные уровни скрытности, чтобы избежать обнаружения, особенно радиолокационными сетями. Несмотря на эти достижения, более ранние стратегические бомбардировщики, например, B-52, последний раз выпущенный в 1962 году, и Ту-95 , остаются на вооружении и могут также использовать новейшие крылатые ракеты воздушного базирования и другое « противостоящее » или высокоточное оружие, такое как как JASSM и JDAM .
будут поставляться ВВС России Ожидается, что новые стратегические бомбардировщики Ту-160М2 на регулярной основе в течение 10–20 лет. [ когда? ] . Бомбардировщики Ту-95 и Ту-160 будут периодически обновляться, как это делалось в 1990-е годы с бомбардировщиками Ту-22М .
Стратегические бомбардировщики времен холодной войны были вооружены преимущественно ядерным оружием. после 1940-х годов Индокитае , а также после окончания Холодной войны современные бомбардировщики, первоначально предназначенные для стратегического использования, использовались исключительно с использованием неядерного фугасного Во время войн в оружия. Во время войны во Вьетнаме , операции «Меню» , операции «Сделка по свободе» , войны в Персидском заливе , военных действий в Афганистане и вторжения в Ирак в 2003 году американские B-52 и B-1 в основном использовались в тактических целях. В ходе советско-афганской войны 1979–88 годов Ту-22М советских ВВС совершили несколько массовых авианалетов в различных районах Афганистана .
Известные стратегические бомбардировщики
[ редактировать ]Номенклатура
[ редактировать ]Перечисленные ниже бомбардировщики использовались в основном или представляли собой изменение в конструкции дальних бомбардировщиков (максимальная бомбовая нагрузка). На практике переносимая бомбовая нагрузка зависит от таких факторов, как расстояние до цели и индивидуальный тип, размер или вес используемых бомб.
Номенклатура размерной классификации типов самолетов, используемых в стратегических бомбардировках, различается, особенно со времен Второй мировой войны, из-за последовательного технического прогресса и изменений в стратегии и тактике воздушной войны . B -29 , например, был эталонным самолетом типа тяжелого бомбардировщика в конце Второй мировой войны из-за его размера, дальности полета и грузоподъемности; с началом холодной войны он стал стратегическим бомбардировщиком межконтинентальной дальности с разработкой новых технологий, таких как дозаправка в воздухе (что также значительно расширило дальность действия других бомбардировщиков средней и дальней дальности , истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков ).
США В 1950-х годах Стратегическое авиационное командование также ненадолго вернуло устаревший термин « средний бомбардировщик », чтобы отличить свои самолеты Boeing B-47 Stratojets от несколько более крупных современных » Boeing B-52 Stratofortress « тяжелых бомбардировщиков с бомбардировочными крыльями; старые B-29 и B-50 тяжелые бомбардировщики в этот период также были переименованы в «средние». [2] [3] [4] здесь Номенклатура SAC была чисто смысловой и бюрократической, однако стратегические бомбардировщики B-47 и B-52 были намного крупнее и имели гораздо лучшие характеристики и грузоподъемность, чем любой из тяжелых или средних бомбардировщиков времен Второй мировой войны. .
Другие самолеты, такие как двухреактивный американский FB -111 , Douglas A-3 Skywarrior Dassault Mirage и французский IV, имели номинальную боевую нагрузку менее 20 000 фунтов (9 100 кг) и были значительно меньшими по размеру и полной массе по сравнению со своими самолетами. современники стратегических бомбардировщиков, на основании чего их можно было бы отнести к средним бомбардировщикам . В роли ядерного удара Франция заменит свои Mirage IV, начиная с конца 1980-х годов, на еще меньший по размеру одномоторный Mirage 2000N истребитель-бомбардировщик , что станет еще одним примером развития технологий и изменения тактики в военной авиации и конструкции самолетов . Новый французский двухмоторный Dassault Rafale многоцелевой истребитель также способен нанести ядерный удар.
Первая мировая война
[ редактировать ]- Капрони ок.1
- Капрони Ca.3 (1700 фунтов (770 кг))
- Гота G.IV (1100 фунтов (500 кг))
- Цеппелин Стаакен R.VI (4400 фунтов (2000 кг))
- Цеппелин (около 5000 фунтов (2300 кг))
- Handley Page Type O (2000 фунтов (910 кг))
- Хэндли Пейдж V / 1500 (7500 фунтов (3400 кг))
- Сикорский Илья Муромец (1100 фунтов (500 кг))

Межвоенный/Вторая мировая война
[ редактировать ]- Boeing YB-9 (прототип стратегического бомбардировщика, вдохновитель B-17)
- Мартин B-10 (преемники B-17 и B-24, следовательно, теоретически первый стратегический бомбардировщик ВВС США в то время, несмотря на то, что он был средним бомбардировщиком).
- Boeing B-17 Flying Fortress (8000 фунтов (3600 кг)) (теоретический максимум: 17 410 фунтов (7900 кг))
- Consolidated B-24 Liberator (8000 фунтов (3600 кг))
- Boeing B-29 Superfortress (20 000 фунтов (9 100 кг)) (максимум 44 000 фунтов (20 000 кг) (2 турнира Большого шлема по 22 000 фунтов (10 000 кг)))
- Консолидированный B-32 Dominator (20 000 фунтов (9 100 кг))
- Хэндли Пейдж Галифакс (13 000 фунтов (5 900 кг)) [5]
- Авро Ланкастер (22 000 фунтов (10 000 кг))
- Короткий Стирлинг (18 000 фунтов (8 200 кг))
- Фарман F.220 (9240 фунтов (4190 кг))
- Heinkel He 177 (15 870 фунтов (7200 кг))
- Petlyakov Pe-8 (11,000 lb (5,000 kg))
- Piaggio P.108 (7700 фунтов (3500 кг))
Холодная война
[ редактировать ]Боевые нагрузки могут включать с ядерными боеголовками ракеты , а также авиационные бомбы.

- Поршневой / турбинный двигатель
- Североамериканский Эй Джей Сэвидж (12 000 фунтов (5 400 кг))
- Lockheed P-2 Neptune - небольшое количество переоборудовано в авианосные бомбардировщики с ядерным вооружением, которые придется бросать / восстанавливать на наземных базах.
- Boeing B-50 Superfortress (28 000 фунтов (13 000 кг))
- Convair B-36 Peacemaker (72 000 фунтов (33 000 кг))
- Туполев Ту-4 - реконструированная версия B-29 Superfortress.
- Tupolev Tu-95 (55,000 lb (25,000 kg))
- Авро Линкольн (22 000 фунтов (10 000 кг))
- Реактивный двигатель
- Североамериканский B-45 Tornado (22 000 фунтов (10 000 кг))
- Боинг B-47 Stratojet (25 000 фунтов (11 000 кг))
- Douglas A-3 Skywarrior с ядерным вооружением - палубное базирование
- Boeing B-52 Stratofortress (70 000 фунтов (32 000 кг))
- Myasishchev M-4 (52,910 lb (24,000 kg))
- Tupolev Tu-16 (20,000 lb (9,100 kg))
- Викерс Валиант (21000 фунтов (9500 кг))
- Авро Вулкан (21000 фунтов (9500 кг))
- Суд Авиация Вотур
- Хэндли Пейдж Виктор (35 000 фунтов (16 000 кг))
- Сиань H-6 (26 400 фунтов (12 000 кг))
- сверхзвуковой
ВВС России Ту-160 Ту-160 - Convair B-58 Hustler (19 450 фунтов (8820 кг))
- General Dynamics FB-111A - стратегический бомбардировщик вариант F-111 с поворотным крылом . ударного самолета
- North American A-5 Vigilante - с ядерным вооружением, палубного базирования (только на короткий период использовался в роли стратегического ядерного удара, для которого он изначально был разработан, прежде чем перейти к разведывательной роли)
- Rockwell B-1 Lancer (75 000 фунтов (34 000 кг) - использование внешних узлов подвески ограничено СНВ-1 )
- Dassault Mirage IV (16 000 фунтов (7300 кг))
- Туполев Ту-22М Backfire (46 300 фунтов (21 000 кг))
- Туполев Ту-160 Блэкджек (88 200 фунтов (40 000 кг))
- Tupolev Tu-22 Blinder (20,000 lb (9,100 kg))
- другие спроектированы и построены, но не поступили в эксплуатацию:
- Североамериканский XB-70 Валькирия
- Myasishchev M-50 Bounder
- Сухой Т-4 Сотка
- БАК ТСР-2

После холодной войны
[ редактировать ]- Boeing B-52 Stratofortress (70 000 фунтов (32 000 кг))
- Northrop Grumman B-2 Spirit (40 000 фунтов (18 000 кг))
- Rockwell B-1 Lancer (75 000 фунтов (34 000 кг))
- Туполев Ту-22М (46 300 фунтов (21 000 кг))
- Tupolev Tu-95 (55,000 lb (25,000 kg))
- Tupolev Tu-160 (88,200 lb (40,000 kg))
- Сиань H-6 (26 400 фунтов (12 000 кг))
Будущее
[ редактировать ]- Сиань Н-20 . Бомбардировщик-невидимка, находящийся в стадии разработки в Китае. Планируется к развертыванию в 2025 году.
- Нортроп Грумман B-21 Рейдер . Бомбардировщик-невидимка, находящийся в стадии разработки в Соединенных Штатах, призванный заменить нынешние Rockwell B-1 Lancer и Northrop Grumman B-2 Spirit.
- Туполев ПАК ДА . Российский бомбардировщик-невидимка, находящийся в стадии разработки, с целью заменить часть или весь нынешний Ту-95. Планируется к развертыванию в 2027 году.
См. также
[ редактировать ]- Ковровая бомбардировка
- Бомбардировка на высоком уровне
- Программа дальнего ударного бомбардировщика
- Бомбардировщик следующего поколения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пол, ТВ; Вирц, Джеймс Дж.; Фортманн, Майкл. Баланс сил: теория и практика в 21 веке , Stanford University Press, 2004, с. 332. ISBN 0-8047-5017-3
- ^ «Информационные бюллетени: Boeing RB-47H Stratojet» . 12 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2014 г. . Проверено 31 марта 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Восьмая история ВВС: информационный бюллетень ВВС США» . аф.мил . Архивировано из оригинала 21 февраля 2013 года . Проверено 31 марта 2018 г.
- ^ Strategic-Air-Command.com, 509-я составная группа, 509-е бомбардировочное крыло
- ^ для Марка III
- Браун, Майкл Э. Летающий вслепую: политика программы стратегических бомбардировщиков США. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1992.
- Кросс, Робин. Бомбардировщики: иллюстрированная история наступательной стратегии и тактики в двадцатом веке. Нью-Йорк: Макмиллан, 1987.
- Грин, Уильям. Знаменитые бомбардировщики Второй мировой войны. Нью-Йорк: Doubleday, 1959, 1960 (два тома).
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Третьего Рейха. Нью-Йорк: Даблдей, 1970.
- Хэддоу, Г.В., и Питер М. Гросс «Немецкие гиганты: немецкие R-самолеты 1914–1918». Лондон: Патнэм, 1969 (2-е изд.)
- Гастингс, Макс. Бомбардировочное командование. Нью-Йорк: Dial Press, 1979.
- Джонс, Ллойд Бомбардировщики SUS с 1926 по 1980-е годы. Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers, 1980 (3-е изд.)
- Нилландс, Робин. Бомбардировочная война: наступление союзников против нацистской Германии. Вудсток, Нью-Йорк: Оверлук, 2001.
- Робинсон, Дуглас Х. Цеппелин в бою: история дивизии дирижаблей ВМС Германии, 1912–1918 гг. Атглен, Пенсильвания: Шиффер, 1994.
- Обзор стратегических бомбардировок США. Общий отчет (Европейская война). Вашингтон: Государственная типография, 30 сентября 1945 г.