Jump to content

СТАРТ I

НАЧИНАТЬ
Договор о сокращении стратегических вооружений
Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений
Президенты Джордж Буш-старший и Михаил Горбачев подписывают договор СНВ, 31 июля 1991 г.
Тип Стратегическое ядерное разоружение
Составлено 29 июня 1982 г. - июнь 1991 г.
Подписано 31 июля 1991 г.
Расположение Москва , Советский Союз
Эффективный 5 декабря 1994 г.
Состояние Ратификация обеих сторон
Срок действия 5 декабря 2009 г.
Подписавшиеся
Вечеринки
Языки русский, английский

СНВ-1 ( Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений ) — двусторонний договор между Соединенными Штатами и Советским Союзом о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Договор был подписан 31 июля 1991 года и вступил в силу 5 декабря 1994 года. [1] Договор запрещал подписавшим его сторонам размещать более 6000 ядерных боеголовок и в общей сложности 1600 межконтинентальных баллистических ракет ( МБР ) и бомбардировщиков.

СНВ заключал самый крупный и сложный договор о контроле над вооружениями в истории, и его окончательная реализация в конце 2001 года привела к выводу около 80% всего существовавшего на тот момент стратегического ядерного оружия. Предложенный президентом США Рональдом Рейганом , он был переименован в СНВ-1 после начала переговоров по СНВ-2 .

Срок действия договора истек 5 декабря 2009 года.

8 апреля 2010 года новый договор по СНВ был подписан в Праге президентом США Бараком Обамой и президентом России Дмитрием Медведевым . После ратификации Сенатом США и Федеральным собранием России договор вступил в силу 5 февраля 2011 года, продлевая глубокие сокращения американских, советских или российских стратегических ядерных вооружений до февраля 2026 года. [2] [3]

Предложение

[ редактировать ]
Советская СС-18. межконтинентальная баллистическая ракета
Американская LGM-118 Peacekeeper межконтинентальная баллистическая ракета

Предложение по СНВ было впервые озвучено президентом США Рональдом Рейганом в вступительной речи в его альма-матер, колледже Эврика , 9 мая 1982 года. [4] и представлен Рейганом в Женеве 29 июня 1982 года. Он предложил резкое сокращение стратегических сил в два этапа, которое он назвал ОСВ-3. [5]

На первом этапе общее количество боеголовок любого типа ракет сократится до 5000, а для межконтинентальных баллистических ракет будет установлен дополнительный лимит в 2500 единиц . Кроме того, будет разрешено в общей сложности 850 межконтинентальных баллистических ракет с ограничением в 110 «тяжелобросных» ракет, таких как SS-18 , и дополнительными ограничениями на общий «забрасываемый вес» ракет.

На втором этапе были введены аналогичные ограничения на тяжелые бомбардировщики и их боеголовки, а также на другие стратегические системы.

В то время США лидировали в стратегических бомбардировщиках. Стареющие В-52 представляли собой реальную стратегическую угрозу, но начиная с 1982 года они были оснащены только крылатыми ракетами AGM-86 из-за усовершенствований советской ПВО в начале 1980-х годов. начали внедрять новый квази-невидимый бомбардировщик B-1B Lancer США также и тайно разрабатывали проект бомбардировщика с передовыми технологиями (ATB), который в конечном итоге привел к созданию бомбардировщика-невидимки B-2 Spirit .

С другой стороны, советские войска представляли небольшую угрозу для США, поскольку им почти полностью было поручено атаковать американские конвои в Атлантике и наземные цели на евразийском континенте. Хотя у СССР было 1200 средних и тяжелых бомбардировщиков, только 150 из них ( Ту-95 и Мясищев М-4 ) смогли достичь Северной Америки (последние только путем дозаправки в воздухе). Они также столкнулись с трудностями при проникновении в воздушное пространство США, которое было меньше и менее защищено. Слишком малое количество бомбардировщиков по сравнению с количеством бомбардировщиков США было компенсировано необходимостью проникновения американских войск в советское воздушное пространство, которое намного больше и более защищено.

Ситуация изменилась в 1984 году, когда появились новые бомбардировщики Ту-95 МС и Ту-160 , оснащенные первыми советскими крылатыми ракетами АС-15 . Ограничивая поэтапное введение, предполагалось, что США на какое-то время останутся со стратегическим преимуществом.

Как выразился журнал Time : «Под потолком Рейгана США пришлось бы проводить значительно меньшую корректировку своих стратегических сил, чем Советскому Союзу. Эта особенность предложения почти наверняка побудит Советы обвинить его в несправедливости и Без сомнения, некоторые американские сторонники контроля над вооружениями согласятся с этим, обвиняя администрацию в том, что она сделала Кремлю предложение, которое она не может принять – обманчиво равноправное, намеренно не подлежащее обсуждению предложение, которое, как некоторые подозревают, является секретом сторонников жесткой линии. программа саботажа разоружения, чтобы США могли продолжить дело перевооружения». Тем не менее, Time отметил: «Чудовищные межконтинентальные баллистические ракеты Советов дали им преимущество почти 3 к 1 над США в «бросовом весе» - совокупной мощи, позволяющей «бросить» мегатонны смерти и разрушений в другую страну».

Три института провели исследования относительно предполагаемых затрат, которые правительству США придется заплатить для реализации СНВ-1: Бюджетное управление Конгресса (CBO), Комитет Сената США по международным отношениям (SFRC) и Институт оборонного анализа (IDA). . По оценкам CBO, предполагалось, что стоимость полной реализации будет состоять из единовременных затрат в размере от 410 до 1830 миллионов долларов США, а продолжающиеся ежегодные затраты составят от 100 до 390 миллионов долларов США. [6]

По оценкам SFRC, единовременные расходы составят от 200 до 1000 миллионов долларов, а общие затраты на инспекцию за 15 лет действия договора составят от 1250 до 2050 миллионов долларов. [7] [ нужна страница ]

Наконец, IDA оценило только затраты на проверку, которые, по ее утверждению, составляют около 760 миллионов долларов. [8]

Помимо затрат на реализацию договора, США также помогли бывшим советским республикам с помощью Программы совместного уменьшения угрозы (Программа Нанна-Лугара) , которая добавила 591 миллион долларов к затратам на реализацию программы СНВ-1 в бывшем Советском Союзе. что почти удвоит стоимость программы для США. [9] [ нужна страница ]

После реализации договора запасы ядерного оружия бывшего Советского Союза сократились с 12 000 до 3 500 единиц. США также сэкономят деньги, поскольку им не придется беспокоиться о содержании и обновлении своих ядерных сил. По оценкам CBO, общая экономия составит 46 миллиардов долларов за первые пять лет действия договора и около 130 миллиардов долларов до 2010 года, что покроет затраты на реализацию договора примерно в двадцать раз больше. [7] [ нужна страница ]

Другим риском, связанным с СНВ, было несоблюдение договора со стороны России. Комитет по обороне Сената США выразил обеспокоенность тем, что Россия может тайно производить ракеты, предоставлять ложные данные о количестве боеголовок и контролировать крылатые ракеты.

Оценка этих ситуаций Объединенным комитетом начальников штабов определила риск существенного нарушения договора в приемлемых пределах. Еще одним риском может стать способность России осуществлять шпионаж во время инспекций баз и военных объектов США. По результатам оценки риск также был признан приемлемым фактором. [9] [ нужна страница ]

Учитывая потенциальную экономию от реализации СНВ-1 и его относительно низкий фактор риска, Рейган и правительство США сочли это разумным планом действий по достижению цели разоружения.

Переговоры

[ редактировать ]

Переговоры по СНВ-1 начались в мае 1982 года, но продолжение переговоров по СНВ несколько раз откладывалось, поскольку условия соглашения США считались не подлежащими обсуждению советскими правителями догорбачевского периода. Введение Рейганом программы Стратегической оборонной инициативы (СОИ) в 1983 году было воспринято Советами как угроза, и они отказались от установления графика дальнейших переговоров. Однако в январе 1985 года госсекретарь США Джордж Шульц и министр иностранных дел СССР Андрей Громыко обсудили формулу трехчастной стратегии переговоров, которая включала силы средней дальности, стратегическую оборону и противоракетную оборону. Во время саммита Рейгана и Горбачева в Рейкьявике в октябре 1986 года переговоры по реализации программы СНВ были ускорены и направлены на сокращение стратегических вооружений после Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности . подписания в декабре 1987 года [10] [ нужна страница ]

Однако драматическая гонка ядерных вооружений в 1980-е годы продолжалась . Он завершился в 1991 году сохранением ядерного паритета при наличии у обеих сторон 10 000 стратегических боеголовок.

Инструменты проверки

[ редактировать ]

Режимы проверки в договорах о контроле над вооружениями содержат множество инструментов, позволяющих привлечь стороны к ответственности за свои действия и нарушения договорных соглашений. [2] Положения о проверке Договора о СНВ были самыми сложными и требовательными из всех соглашений того времени, поскольку предусматривали двенадцать различных типов инспекций. Обмен данными и заявления между сторонами стали обязательными и включали точные количества, технические характеристики, местоположения, перемещения и статус всех наступательных ядерных угроз. Национальные технические средства проверки (НТС) защищали спутники и другие системы сбора информации, контролируемые проверяющей стороной, поскольку они помогали проверять соблюдение международных договоров. Положение о международных технических средствах проверки защищает многосторонние технические системы, указанные в других договорах. Совместные меры были приняты для облегчения проверки со стороны НТМ и включали выставление предметов на виду, а не сокрытие их от обнаружения. Новые положения об инспекциях на месте (OSI) и непрерывном мониторинге периметра и портала (PPCM) помогли сохранить целостность договора, обеспечив систему регулирования, которой постоянно управляет представитель проверяющей стороны. [11] Кроме того, доступ к телеметрии летных испытаний баллистических ракет, включая обмен пленками и запрет на шифрование и инкапсуляцию с обеих сторон. требовался [12] [ нужна страница ]

Подписание

[ редактировать ]

Переговоры, приведшие к подписанию договора, начались в мае 1982 года. В ноябре 1983 года Советский Союз «прервал» связь с США, разместившими в Европе ракеты средней дальности. В январе 1985 года госсекретарь США Джордж Шульц и министр иностранных дел СССР Андрей Громыко согласовали план, состоящий из трех частей, включая стратегическое вооружение, ракеты среднего класса и противоракетную оборону. Это привлекло большое внимание на саммите в Рейкьявике между Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым и в конечном итоге привело к подписанию Договора о ядерных силах средней дальности в декабре 1987 года. [2] договор о СНВ был официально подписан президентом США Джорджем Бушем-старшим и генеральным секретарем СССР Горбачевым. Разговоры о всеобъемлющем сокращении стратегических вооружений продолжались, и 31 июля 1991 года [13]

Выполнение

[ редактировать ]
B-52G Stratofortresss, разрезанные на пять частей в Центре аэрокосмического обслуживания и регенерации

375 B-52 были доставлены в Центр аэрокосмического обслуживания и регенерации на базе ВВС Дэвис-Монтан в Аризоне. [ когда? ] Бомбардировщики были лишены всех годных к использованию частей и разрублены на пять частей стальным лезвием массой 13 000 фунтов, сброшенным с крана. Гильотина нанесла четыре разреза на каждый самолет, в результате чего крылья были разорваны , а фюзеляж остался на три части. Разобранные B-52 оставались на месте три месяца, чтобы российские спутники могли подтвердить уничтожение бомбардировщиков, а затем их продали на металлолом. [14]

После распада Советского Союза договорные обязательства были переданы двенадцати государствам-правопреемникам СССР. [15] Из них Туркменистан и Узбекистан ликвидировали по одному объекту, связанному с ядерной деятельностью, а инспекции на местах были прекращены. Проверки продолжались в Беларуси, Казахстане, Российской Федерации и Украине. [15] Беларусь, Казахстан и Украина стали государствами, не обладающими ядерным оружием, в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года и привержены ему в соответствии с Лиссабонским протоколом 1992 года (Протокол к Договору между Соединенными Штатами Америки и Союза Советских Социалистических Республик о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений). [16] [17]

Эффективность

[ редактировать ]

Белоруссия , Казахстан и Украина избавились от всего своего ядерного оружия или передали его России. США и Россия сократили мощность носителей до 1600 каждая, имея не более 6000 боеголовок. [ нужна ссылка ]

В докладе Госдепартамента США «Приверженность и соблюдение соглашений и обязательств по контролю над вооружениями, нераспространению и разоружению», опубликованному 28 июля 2010 г., говорится, что Россия не полностью соблюдала договор на момент истечения срока его действия 5 декабря 2009 г. В докладе конкретно не указываются проблемы соблюдения Россией требований. [18]

Один инцидент, связанный с нарушением Россией Договора СНВ-1, произошел в 1994 году. Агентства по контролю над вооружениями и разоружению Директор Джон Холум заявил в Конгрессе, что Россия переоборудовала свою межконтинентальную баллистическую ракету SS-19 в космическую ракету-носитель, не уведомив соответствующие стороны. [19] Россия оправдала инцидент, заявив, что она не обязана следовать всем правилам отчетности СНВ в отношении ракет, которые были воссозданы в космических ракетах-носителях. Сообщается, что помимо СС-19 Россия использовала ракеты СС-25 для сборки ракет-носителей. Проблема, с которой столкнулись США, заключалась в том, что они не располагали точным количеством и местонахождением российских межконтинентальных баллистических ракет с этими нарушениями. Спор был разрешен в 1995 году. [9]

Срок действия и продление

[ редактировать ]
Советский SS-18 осмотрел сенатор США Ричард Лугар перед его уничтожением

Срок действия договора СНВ-1 истек 5 декабря 2009 года, но обе стороны согласились продолжать соблюдать условия договора до тех пор, пока не будет достигнуто новое соглашение. [20] Есть предложения по продлению и расширению договора, поддержанные президентом США Бараком Обамой . Сергей Рогов , директор Института США и Канады, заявил: «Обама поддерживает резкое сокращение ядерных арсеналов, и я считаю, что Россия и США могут подписать летом или осенью 2009 года новый договор, который заменит СНВ-1. ." Он добавил, что новая сделка состоится только в том случае, если Вашингтон откажется от планов по размещению элементов противоракетного щита в Центральной Европе . Он выразил готовность "сделать новые шаги в сфере разоружения", но заявил, что ждет отказа США от попыток "окружить Россию кольцом ПРО", имея в виду размещение десяти ракет-перехватчиков в Польше и сопровождающих их радаров. в Чехии .

17 марта 2009 года Медведев дал понять, что Россия начнет «масштабное» перевооружение и обновление российского ядерного арсенала. Он обвинил НАТО в расширении вблизи российских границ и приказал начать перевооружение в 2011 году с увеличением армейского, военно-морского и ядерного потенциала. Кроме того, глава российских стратегических ракетных войск Николай Соловцов сообщил информационным агентствам, что Россия начнет развертывание своих ракет РС-24 следующего поколения после истечения 5 декабря срока действия Договора СНВ-1. Россия надеется заключить новый договор. Возросшая напряженность произошла, несмотря на потепление отношений между США и Россией за два года после вступления Обамы в должность. [21]

4 мая 2009 года США и Россия начали пересмотр договора СНВ и учитывали ядерные боеголовки и средства их доставки при заключении нового соглашения. Отложив в сторону проблемные вопросы между двумя странами, обе стороны договорились о дальнейшем сокращении количества развернутых боеголовок примерно до 1000–1500 каждая. США заявили, что открыты для предложения России использовать радар в Азербайджане, а не в Восточной Европе для предлагаемой ракетной системы. Администрация Джорджа Буша-младшего настаивала на том, что система обороны Восточной Европы была задумана как сдерживающий фактор для Ирана , но Россия опасалась, что она может быть использована против нее самой. Гибкость обеих сторон в достижении компромиссов сейчас приведет к новому этапу сокращения вооружений в будущем. [22]

«Совместное соглашение о последующем соглашении по СНВ-1» было подписано Обамой и Медведевым в Москве 6 июля 2009 года, предусматривающее сокращение количества развернутых боеголовок с каждой стороны до 1500–1675 на 500–1100 систем доставки. Новый договор должен был быть подписан до истечения срока действия Договора СНВ-1 в декабре 2009 года, при этом сокращения должны были быть достигнуты в течение семи лет. [23] После многих месяцев переговоров, [24] [25] Обама и Медведев подписали договор-преемник « Меры по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений» в Праге , Чешская Республика , 8 апреля 2010 года.

Новый договор СНВ

[ редактировать ]

Новый Договор СНВ наложил еще больше ограничений на Соединенные Штаты и Россию, сократив их стратегические вооружения до значительно меньшего количества в течение семи лет после его вступления в полную силу. Новый договор, разбитый на три уровня, фокусируется на самом договоре, протоколе, содержащем дополнительные права и обязательства в отношении положений договора, а также технических приложениях. [26]

Ограничения были основаны на тщательном анализе, проведенном специалистами по планированию Министерства обороны в поддержку Обзора ядерной политики 2010 года. Эти совокупные ограничения включают 1550 ядерных боеголовок, включая боеголовки развернутых межконтинентальных баллистических ракет ( МБР ), боеголовки развернутых баллистических ракет подводных лодок ( БРПЛ ) и даже любого развернутого тяжелого бомбардировщика, оснащенного ядерным вооружением. Это на 74% меньше лимита, установленного Договором 1991 года, и на 30% меньше лимита Московского договора 2002 года . Обе стороны также будут ограничены 800 развернутыми и неразвернутыми пусковыми установками межконтинентальных баллистических ракет, пусковыми установками БРПЛ и тяжелыми бомбардировщиками, оснащенными ядерным вооружением. Существует также отдельный лимит в 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет, развернутых БРПЛ и развернутых тяжелых бомбардировщиков, оснащенных ядерным вооружением, что составляет менее половины соответствующего лимита стратегических средств доставки ядерного оружия, установленного в предыдущем договоре. Хотя были установлены новые ограничения, новый договор не содержит никаких ограничений в отношении испытаний, разработки или развертывания текущих или планируемых программ США по противоракетной обороне и средств обычного удара малой дальности. [26]

Срок действия нового договора составляет десять лет и может быть продлен не более чем на пять лет за один раз. Оно включает стандартное положение о выходе, как и большинство других соглашений по контролю над вооружениями. Последующие договоры заменили договор. [26]

Данные Меморандума о взаимопонимании

[ редактировать ]
Джимми Картер и Леонид Брежнев подписывают договор ОСВ-2 , 18 июня 1979 года, в Вене .
Российская Федерация
Дата Развернутые межконтинентальные баллистические ракеты и связанные с ними пусковые установки, развернутые БРПЛ и связанные с ними пусковые установки, а также развернутые тяжелые бомбардировщики Боеголовки, приписываемые развернутым межконтинентальным баллистическим ракетам, развернутым БРПЛ и развернутым тяжелым бомбардировщикам Боеголовки, приписываемые развернутым МБР и развернутым БРПЛ Забрасываемый вес развернутых МБР и развернутых БРПЛ (Мт)
1 июля 2009 г. [27] 809 3,897 3,289 2,297.0
1 января 2009 г. [28] 814 3,909 3,239 2,301.8
1 января 2008 г. [29] 952 4,147 3,515 2,373.5
1 сентября 1990 г. (СССР) [30] 2,500 10,271 9,416 6,626.3
Соединенные Штаты Америки
Дата Развернутые межконтинентальные баллистические ракеты и связанные с ними пусковые установки, развернутые БРПЛ и связанные с ними пусковые установки, а также развернутые тяжелые бомбардировщики Боеголовки, приписываемые развернутым межконтинентальным баллистическим ракетам, развернутым БРПЛ и развернутым тяжелым бомбардировщикам Боеголовки, приписываемые развернутым МБР и развернутым БРПЛ Забрасываемый вес развернутых МБР и развернутых БРПЛ (Мт)
1 июля 2009 г. [27] 1,188 4268 3451 1,857.3
1 января 2009 г. [28] 1,198 3989 3272 1,717.3
1 января 2008 г. [29] 1,225 4468 3628 1,826.1
1 сентября 1990 г. [30] 2,246 10,563 8,200 2,361.3

См. также

[ редактировать ]

Ссылки и примечания

[ редактировать ]
  1. ^ [ мертвая ссылка ] «Договор о сокращении стратегических вооружений (СНВ-1): краткое изложение» . Управление по соблюдению договоров. Архивировано из оригинала 6 января 2011 года . Проверено 5 декабря 2009 г.
  2. ^ Jump up to: а б с «Договор между Соединенными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик о сокращении стратегических наступательных операций (СНВ-1) | Договоры и режимы | НТИ» .
  3. ^ «Новый договор СНВ» . Государственный департамент США . Проверено 17 августа 2021 г.
  4. ^ Речь в честь открытия колледжа Эврика, 1982 г.
  5. ^ «Время НАЧАТЬ, говорит Рейган – ВРЕМЯ» . 11 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2007 г.
  6. ^ Затраты США на проверку и соблюдение требований в соответствии с находящимися на рассмотрении договорами об оружии, Конгресс США, Бюджетное управление Конгресса, сентябрь 1990 г.
  7. ^ Jump up to: а б Договор о СНВ, Комитет Сената по международным отношениям, 18 сентября 1992 г.
  8. ^ Репортер по контролю над вооружениями, 1994, стр. 701.D.5-15.
  9. ^ Jump up to: а б с Аллан С. Красс, Соединенные Штаты и контроль над вооружениями: вызов лидерства, Praeger Publishers, Вестпорт, Коннектикут, 1997 г.
  10. ^ К.М. Картчнер, Переговоры по СНВ: переговоры о сокращении стратегических вооружений и поиски стратегической стабильности
  11. ^ Вульф, Эми Ф. «Мониторинг и проверка в контроле над вооружениями». Исследовательская служба Конгресса, 23 декабря 2011 г., fas.org/sgp/crs/nuke/R41201.pdf.
  12. ^ Иффт, Эдвард (2014). Проверка договоров РСМД и СНВ. Издательство Американского института физики.
  13. ^ Фридман, Лоуренс Д. «Переговоры о сокращении стратегических вооружений». Британника, www.britannica.com/event/Strategic-Arms-Reduction-Talks#ref261940.
  14. ^ «CNN. Специальный выпуск: ХОЛОДНАЯ ВОЙНА. «Свалка дяди Сэма: символ холодной войны направляется на свалку» Энди Уолтон, CNN Interactive» . CNN . Архивировано из оригинала 23 марта 2008 года.
  15. ^ Jump up to: а б Буджерин, Мариана; Штайнер, Стивен Э. (4 марта 2019 г.). «Забытые участники РСМД» . Центр Вильсона . Проверено 28 апреля 2021 г.
  16. Лиссабонский протокол, подписанный пятью сторонами СНВ 23 мая 1992 г.
  17. ^ «Книга фактов ЦРУ» . [ постоянная мертвая ссылка ]
  18. ^ Герц, Билл , «Россия нарушала договор СНВ-91 до конца, говорится в отчете США», Washington Times , 28 июля 2010 г., стр. 1.
  19. Обновленная ACDA в мире после холодной войны, Комитет Палаты представителей по иностранным делам, 23 июня 1994 г.
  20. ^ «США отвергают обеспокоенность по поводу российского противоракетного щита» . Новости Би-би-си. 29 декабря 2009 г.
  21. ^ «Медведев заказал масштабное перевооружение России» . Архивировано из оригинала 23 марта 2009 года . Проверено 15 января 2017 г.
  22. ^ Барри, Эллен (5 мая 2009 г.). «Американский переговорщик сигнализирует о гибкости по отношению к Москве в новом раунде переговоров по вооружениям» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 апреля 2010 г.
  23. ^ «США и Россия договорились о сокращении ядерных вооружений» . 6 июля 2009 г. – через news.bbc.co.uk.
  24. ^ Бейкер, Питер; Барри, Эллен (24 марта 2010 г.). «Россия и США сообщают о прорыве в области вооружений» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 апреля 2010 г.
  25. В начале марта 2010 года президент Украины Виктор Янукович предложил России и США подписать договор в Киеве , столице Украины . Украина ожидает ответа на предложение Киева в качестве места для подписания соглашения о сокращении вооружений между Россией и США , Киев Пост (16 марта) 2010)
  26. ^ Jump up to: а б с Columbia International Relations Online, 2010 г., http://www.ciaonet.org/record/18773?search=1.
  27. ^ Jump up to: а б «Технические трудности» (PDF) . 2009-2017.state.gov .
  28. ^ Jump up to: а б «Технические трудности» (PDF) . 2009-2017.state.gov .
  29. ^ Jump up to: а б «Россия — Совокупное количество стратегических наступательных вооружений по СНВ — JRL 4-1-08» . 1 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 3 мая 2012 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  30. ^ Jump up to: а б «СТАРТ I» . nuke.fas.org .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Полен, Стюарт. «СТАРТ I: Ретроспектива». Иллинойский журнал международной безопасности 3.1 (2017): 21–36 онлайн .
  • Тачибана, Сейицу. «Политика администрации Буша в отношении ядерного оружия: новые препятствия на пути ядерного разоружения». Хиросима Наука Мира 24 (2002): 105–133.
  • Вульф, Эми Ф. Контроль над ядерными вооружениями: Договор о сокращении стратегических наступательных операций (Diane Publishing, 2010). [ ISBN отсутствует ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 43a968e3bfe921b900444092e6a33a2d__1722439200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/2d/43a968e3bfe921b900444092e6a33a2d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
START I - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)