СТАРТ I
Договор о сокращении стратегических вооружений Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений | |
---|---|
![]() Президенты Джордж Буш-старший и Михаил Горбачев подписывают договор СНВ, 31 июля 1991 г. | |
Тип | Стратегическое ядерное разоружение |
Составлено | 29 июня 1982 г. - июнь 1991 г. |
Подписано | 31 июля 1991 г. |
Расположение | Москва , Советский Союз |
Эффективный | 5 декабря 1994 г. |
Состояние | Ратификация обеих сторон |
Срок действия | 5 декабря 2009 г. |
Подписавшиеся | |
Вечеринки | |
Языки | русский, английский |
СНВ-1 ( Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений ) — двусторонний договор между Соединенными Штатами и Советским Союзом о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Договор был подписан 31 июля 1991 года и вступил в силу 5 декабря 1994 года. [1] Договор запрещал подписавшим его сторонам размещать более 6000 ядерных боеголовок и в общей сложности 1600 межконтинентальных баллистических ракет ( МБР ) и бомбардировщиков.
СНВ заключал самый крупный и сложный договор о контроле над вооружениями в истории, и его окончательная реализация в конце 2001 года привела к выводу около 80% всего существовавшего на тот момент стратегического ядерного оружия. Предложенный президентом США Рональдом Рейганом , он был переименован в СНВ-1 после начала переговоров по СНВ-2 .
Срок действия договора истек 5 декабря 2009 года.
8 апреля 2010 года новый договор по СНВ был подписан в Праге президентом США Бараком Обамой и президентом России Дмитрием Медведевым . После ратификации Сенатом США и Федеральным собранием России договор вступил в силу 5 февраля 2011 года, продлевая глубокие сокращения американских, советских или российских стратегических ядерных вооружений до февраля 2026 года. [2] [3]
Предложение
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2017 г. ) |


Предложение по СНВ было впервые озвучено президентом США Рональдом Рейганом в вступительной речи в его альма-матер, колледже Эврика , 9 мая 1982 года. [4] и представлен Рейганом в Женеве 29 июня 1982 года. Он предложил резкое сокращение стратегических сил в два этапа, которое он назвал ОСВ-3. [5]
На первом этапе общее количество боеголовок любого типа ракет сократится до 5000, а для межконтинентальных баллистических ракет будет установлен дополнительный лимит в 2500 единиц . Кроме того, будет разрешено в общей сложности 850 межконтинентальных баллистических ракет с ограничением в 110 «тяжелобросных» ракет, таких как SS-18 , и дополнительными ограничениями на общий «забрасываемый вес» ракет.
На втором этапе были введены аналогичные ограничения на тяжелые бомбардировщики и их боеголовки, а также на другие стратегические системы.
В то время США лидировали в стратегических бомбардировщиках. Стареющие В-52 представляли собой реальную стратегическую угрозу, но начиная с 1982 года они были оснащены только крылатыми ракетами AGM-86 из-за усовершенствований советской ПВО в начале 1980-х годов. начали внедрять новый квази-невидимый бомбардировщик B-1B Lancer США также и тайно разрабатывали проект бомбардировщика с передовыми технологиями (ATB), который в конечном итоге привел к созданию бомбардировщика-невидимки B-2 Spirit .
С другой стороны, советские войска представляли небольшую угрозу для США, поскольку им почти полностью было поручено атаковать американские конвои в Атлантике и наземные цели на евразийском континенте. Хотя у СССР было 1200 средних и тяжелых бомбардировщиков, только 150 из них ( Ту-95 и Мясищев М-4 ) смогли достичь Северной Америки (последние только путем дозаправки в воздухе). Они также столкнулись с трудностями при проникновении в воздушное пространство США, которое было меньше и менее защищено. Слишком малое количество бомбардировщиков по сравнению с количеством бомбардировщиков США было компенсировано необходимостью проникновения американских войск в советское воздушное пространство, которое намного больше и более защищено.
Ситуация изменилась в 1984 году, когда появились новые бомбардировщики Ту-95 МС и Ту-160 , оснащенные первыми советскими крылатыми ракетами АС-15 . Ограничивая поэтапное введение, предполагалось, что США на какое-то время останутся со стратегическим преимуществом.
Как выразился журнал Time : «Под потолком Рейгана США пришлось бы проводить значительно меньшую корректировку своих стратегических сил, чем Советскому Союзу. Эта особенность предложения почти наверняка побудит Советы обвинить его в несправедливости и Без сомнения, некоторые американские сторонники контроля над вооружениями согласятся с этим, обвиняя администрацию в том, что она сделала Кремлю предложение, которое она не может принять – обманчиво равноправное, намеренно не подлежащее обсуждению предложение, которое, как некоторые подозревают, является секретом сторонников жесткой линии. программа саботажа разоружения, чтобы США могли продолжить дело перевооружения». Тем не менее, Time отметил: «Чудовищные межконтинентальные баллистические ракеты Советов дали им преимущество почти 3 к 1 над США в «бросовом весе» - совокупной мощи, позволяющей «бросить» мегатонны смерти и разрушений в другую страну».
Затраты
[ редактировать ]Три института провели исследования относительно предполагаемых затрат, которые правительству США придется заплатить для реализации СНВ-1: Бюджетное управление Конгресса (CBO), Комитет Сената США по международным отношениям (SFRC) и Институт оборонного анализа (IDA). . По оценкам CBO, предполагалось, что стоимость полной реализации будет состоять из единовременных затрат в размере от 410 до 1830 миллионов долларов США, а продолжающиеся ежегодные затраты составят от 100 до 390 миллионов долларов США. [6]
По оценкам SFRC, единовременные расходы составят от 200 до 1000 миллионов долларов, а общие затраты на инспекцию за 15 лет действия договора составят от 1250 до 2050 миллионов долларов. [7] [ нужна страница ]
Наконец, IDA оценило только затраты на проверку, которые, по ее утверждению, составляют около 760 миллионов долларов. [8]
Помимо затрат на реализацию договора, США также помогли бывшим советским республикам с помощью Программы совместного уменьшения угрозы (Программа Нанна-Лугара) , которая добавила 591 миллион долларов к затратам на реализацию программы СНВ-1 в бывшем Советском Союзе. что почти удвоит стоимость программы для США. [9] [ нужна страница ]
После реализации договора запасы ядерного оружия бывшего Советского Союза сократились с 12 000 до 3 500 единиц. США также сэкономят деньги, поскольку им не придется беспокоиться о содержании и обновлении своих ядерных сил. По оценкам CBO, общая экономия составит 46 миллиардов долларов за первые пять лет действия договора и около 130 миллиардов долларов до 2010 года, что покроет затраты на реализацию договора примерно в двадцать раз больше. [7] [ нужна страница ]
Другим риском, связанным с СНВ, было несоблюдение договора со стороны России. Комитет по обороне Сената США выразил обеспокоенность тем, что Россия может тайно производить ракеты, предоставлять ложные данные о количестве боеголовок и контролировать крылатые ракеты.
Оценка этих ситуаций Объединенным комитетом начальников штабов определила риск существенного нарушения договора в приемлемых пределах. Еще одним риском может стать способность России осуществлять шпионаж во время инспекций баз и военных объектов США. По результатам оценки риск также был признан приемлемым фактором. [9] [ нужна страница ]
Учитывая потенциальную экономию от реализации СНВ-1 и его относительно низкий фактор риска, Рейган и правительство США сочли это разумным планом действий по достижению цели разоружения.
Переговоры
[ редактировать ]Переговоры по СНВ-1 начались в мае 1982 года, но продолжение переговоров по СНВ несколько раз откладывалось, поскольку условия соглашения США считались не подлежащими обсуждению советскими правителями догорбачевского периода. Введение Рейганом программы Стратегической оборонной инициативы (СОИ) в 1983 году было воспринято Советами как угроза, и они отказались от установления графика дальнейших переговоров. Однако в январе 1985 года госсекретарь США Джордж Шульц и министр иностранных дел СССР Андрей Громыко обсудили формулу трехчастной стратегии переговоров, которая включала силы средней дальности, стратегическую оборону и противоракетную оборону. Во время саммита Рейгана и Горбачева в Рейкьявике в октябре 1986 года переговоры по реализации программы СНВ были ускорены и направлены на сокращение стратегических вооружений после Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности . подписания в декабре 1987 года [10] [ нужна страница ]
Однако драматическая гонка ядерных вооружений в 1980-е годы продолжалась . Он завершился в 1991 году сохранением ядерного паритета при наличии у обеих сторон 10 000 стратегических боеголовок.
Инструменты проверки
[ редактировать ]Режимы проверки в договорах о контроле над вооружениями содержат множество инструментов, позволяющих привлечь стороны к ответственности за свои действия и нарушения договорных соглашений. [2] Положения о проверке Договора о СНВ были самыми сложными и требовательными из всех соглашений того времени, поскольку предусматривали двенадцать различных типов инспекций. Обмен данными и заявления между сторонами стали обязательными и включали точные количества, технические характеристики, местоположения, перемещения и статус всех наступательных ядерных угроз. Национальные технические средства проверки (НТС) защищали спутники и другие системы сбора информации, контролируемые проверяющей стороной, поскольку они помогали проверять соблюдение международных договоров. Положение о международных технических средствах проверки защищает многосторонние технические системы, указанные в других договорах. Совместные меры были приняты для облегчения проверки со стороны НТМ и включали выставление предметов на виду, а не сокрытие их от обнаружения. Новые положения об инспекциях на месте (OSI) и непрерывном мониторинге периметра и портала (PPCM) помогли сохранить целостность договора, обеспечив систему регулирования, которой постоянно управляет представитель проверяющей стороны. [11] Кроме того, доступ к телеметрии летных испытаний баллистических ракет, включая обмен пленками и запрет на шифрование и инкапсуляцию с обеих сторон. требовался [12] [ нужна страница ]
Подписание
[ редактировать ]Переговоры, приведшие к подписанию договора, начались в мае 1982 года. В ноябре 1983 года Советский Союз «прервал» связь с США, разместившими в Европе ракеты средней дальности. В январе 1985 года госсекретарь США Джордж Шульц и министр иностранных дел СССР Андрей Громыко согласовали план, состоящий из трех частей, включая стратегическое вооружение, ракеты среднего класса и противоракетную оборону. Это привлекло большое внимание на саммите в Рейкьявике между Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым и в конечном итоге привело к подписанию Договора о ядерных силах средней дальности в декабре 1987 года. [2] договор о СНВ был официально подписан президентом США Джорджем Бушем-старшим и генеральным секретарем СССР Горбачевым. Разговоры о всеобъемлющем сокращении стратегических вооружений продолжались, и 31 июля 1991 года [13]
Выполнение
[ редактировать ]
375 B-52 были доставлены в Центр аэрокосмического обслуживания и регенерации на базе ВВС Дэвис-Монтан в Аризоне. [ когда? ] Бомбардировщики были лишены всех годных к использованию частей и разрублены на пять частей стальным лезвием массой 13 000 фунтов, сброшенным с крана. Гильотина нанесла четыре разреза на каждый самолет, в результате чего крылья были разорваны , а фюзеляж остался на три части. Разобранные B-52 оставались на месте три месяца, чтобы российские спутники могли подтвердить уничтожение бомбардировщиков, а затем их продали на металлолом. [14]
После распада Советского Союза договорные обязательства были переданы двенадцати государствам-правопреемникам СССР. [15] Из них Туркменистан и Узбекистан ликвидировали по одному объекту, связанному с ядерной деятельностью, а инспекции на местах были прекращены. Проверки продолжались в Беларуси, Казахстане, Российской Федерации и Украине. [15] Беларусь, Казахстан и Украина стали государствами, не обладающими ядерным оружием, в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года и привержены ему в соответствии с Лиссабонским протоколом 1992 года (Протокол к Договору между Соединенными Штатами Америки и Союза Советских Социалистических Республик о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений). [16] [17]
Эффективность
[ редактировать ]Белоруссия , Казахстан и Украина избавились от всего своего ядерного оружия или передали его России. США и Россия сократили мощность носителей до 1600 каждая, имея не более 6000 боеголовок. [ нужна ссылка ]
В докладе Госдепартамента США «Приверженность и соблюдение соглашений и обязательств по контролю над вооружениями, нераспространению и разоружению», опубликованному 28 июля 2010 г., говорится, что Россия не полностью соблюдала договор на момент истечения срока его действия 5 декабря 2009 г. В докладе конкретно не указываются проблемы соблюдения Россией требований. [18]
Один инцидент, связанный с нарушением Россией Договора СНВ-1, произошел в 1994 году. Агентства по контролю над вооружениями и разоружению Директор Джон Холум заявил в Конгрессе, что Россия переоборудовала свою межконтинентальную баллистическую ракету SS-19 в космическую ракету-носитель, не уведомив соответствующие стороны. [19] Россия оправдала инцидент, заявив, что она не обязана следовать всем правилам отчетности СНВ в отношении ракет, которые были воссозданы в космических ракетах-носителях. Сообщается, что помимо СС-19 Россия использовала ракеты СС-25 для сборки ракет-носителей. Проблема, с которой столкнулись США, заключалась в том, что они не располагали точным количеством и местонахождением российских межконтинентальных баллистических ракет с этими нарушениями. Спор был разрешен в 1995 году. [9]
Срок действия и продление
[ редактировать ]
Срок действия договора СНВ-1 истек 5 декабря 2009 года, но обе стороны согласились продолжать соблюдать условия договора до тех пор, пока не будет достигнуто новое соглашение. [20] Есть предложения по продлению и расширению договора, поддержанные президентом США Бараком Обамой . Сергей Рогов , директор Института США и Канады, заявил: «Обама поддерживает резкое сокращение ядерных арсеналов, и я считаю, что Россия и США могут подписать летом или осенью 2009 года новый договор, который заменит СНВ-1. ." Он добавил, что новая сделка состоится только в том случае, если Вашингтон откажется от планов по размещению элементов противоракетного щита в Центральной Европе . Он выразил готовность "сделать новые шаги в сфере разоружения", но заявил, что ждет отказа США от попыток "окружить Россию кольцом ПРО", имея в виду размещение десяти ракет-перехватчиков в Польше и сопровождающих их радаров. в Чехии .
17 марта 2009 года Медведев дал понять, что Россия начнет «масштабное» перевооружение и обновление российского ядерного арсенала. Он обвинил НАТО в расширении вблизи российских границ и приказал начать перевооружение в 2011 году с увеличением армейского, военно-морского и ядерного потенциала. Кроме того, глава российских стратегических ракетных войск Николай Соловцов сообщил информационным агентствам, что Россия начнет развертывание своих ракет РС-24 следующего поколения после истечения 5 декабря срока действия Договора СНВ-1. Россия надеется заключить новый договор. Возросшая напряженность произошла, несмотря на потепление отношений между США и Россией за два года после вступления Обамы в должность. [21]
4 мая 2009 года США и Россия начали пересмотр договора СНВ и учитывали ядерные боеголовки и средства их доставки при заключении нового соглашения. Отложив в сторону проблемные вопросы между двумя странами, обе стороны договорились о дальнейшем сокращении количества развернутых боеголовок примерно до 1000–1500 каждая. США заявили, что открыты для предложения России использовать радар в Азербайджане, а не в Восточной Европе для предлагаемой ракетной системы. Администрация Джорджа Буша-младшего настаивала на том, что система обороны Восточной Европы была задумана как сдерживающий фактор для Ирана , но Россия опасалась, что она может быть использована против нее самой. Гибкость обеих сторон в достижении компромиссов сейчас приведет к новому этапу сокращения вооружений в будущем. [22]
«Совместное соглашение о последующем соглашении по СНВ-1» было подписано Обамой и Медведевым в Москве 6 июля 2009 года, предусматривающее сокращение количества развернутых боеголовок с каждой стороны до 1500–1675 на 500–1100 систем доставки. Новый договор должен был быть подписан до истечения срока действия Договора СНВ-1 в декабре 2009 года, при этом сокращения должны были быть достигнуты в течение семи лет. [23] После многих месяцев переговоров, [24] [25] Обама и Медведев подписали договор-преемник « Меры по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений» в Праге , Чешская Республика , 8 апреля 2010 года.
Новый договор СНВ
[ редактировать ]Новый Договор СНВ наложил еще больше ограничений на Соединенные Штаты и Россию, сократив их стратегические вооружения до значительно меньшего количества в течение семи лет после его вступления в полную силу. Новый договор, разбитый на три уровня, фокусируется на самом договоре, протоколе, содержащем дополнительные права и обязательства в отношении положений договора, а также технических приложениях. [26]
Ограничения были основаны на тщательном анализе, проведенном специалистами по планированию Министерства обороны в поддержку Обзора ядерной политики 2010 года. Эти совокупные ограничения включают 1550 ядерных боеголовок, включая боеголовки развернутых межконтинентальных баллистических ракет ( МБР ), боеголовки развернутых баллистических ракет подводных лодок ( БРПЛ ) и даже любого развернутого тяжелого бомбардировщика, оснащенного ядерным вооружением. Это на 74% меньше лимита, установленного Договором 1991 года, и на 30% меньше лимита Московского договора 2002 года . Обе стороны также будут ограничены 800 развернутыми и неразвернутыми пусковыми установками межконтинентальных баллистических ракет, пусковыми установками БРПЛ и тяжелыми бомбардировщиками, оснащенными ядерным вооружением. Существует также отдельный лимит в 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет, развернутых БРПЛ и развернутых тяжелых бомбардировщиков, оснащенных ядерным вооружением, что составляет менее половины соответствующего лимита стратегических средств доставки ядерного оружия, установленного в предыдущем договоре. Хотя были установлены новые ограничения, новый договор не содержит никаких ограничений в отношении испытаний, разработки или развертывания текущих или планируемых программ США по противоракетной обороне и средств обычного удара малой дальности. [26]
Срок действия нового договора составляет десять лет и может быть продлен не более чем на пять лет за один раз. Оно включает стандартное положение о выходе, как и большинство других соглашений по контролю над вооружениями. Последующие договоры заменили договор. [26]
Данные Меморандума о взаимопонимании
[ редактировать ]
Дата | Развернутые межконтинентальные баллистические ракеты и связанные с ними пусковые установки, развернутые БРПЛ и связанные с ними пусковые установки, а также развернутые тяжелые бомбардировщики | Боеголовки, приписываемые развернутым межконтинентальным баллистическим ракетам, развернутым БРПЛ и развернутым тяжелым бомбардировщикам | Боеголовки, приписываемые развернутым МБР и развернутым БРПЛ | Забрасываемый вес развернутых МБР и развернутых БРПЛ (Мт) |
---|---|---|---|---|
1 июля 2009 г. [27] | 809 | 3,897 | 3,289 | 2,297.0 |
1 января 2009 г. [28] | 814 | 3,909 | 3,239 | 2,301.8 |
1 января 2008 г. [29] | 952 | 4,147 | 3,515 | 2,373.5 |
1 сентября 1990 г. (СССР) [30] | 2,500 | 10,271 | 9,416 | 6,626.3 |
Дата | Развернутые межконтинентальные баллистические ракеты и связанные с ними пусковые установки, развернутые БРПЛ и связанные с ними пусковые установки, а также развернутые тяжелые бомбардировщики | Боеголовки, приписываемые развернутым межконтинентальным баллистическим ракетам, развернутым БРПЛ и развернутым тяжелым бомбардировщикам | Боеголовки, приписываемые развернутым МБР и развернутым БРПЛ | Забрасываемый вес развернутых МБР и развернутых БРПЛ (Мт) |
---|---|---|---|---|
1 июля 2009 г. [27] | 1,188 | 4268 | 3451 | 1,857.3 |
1 января 2009 г. [28] | 1,198 | 3989 | 3272 | 1,717.3 |
1 января 2008 г. [29] | 1,225 | 4468 | 3628 | 1,826.1 |
1 сентября 1990 г. [30] | 2,246 | 10,563 | 8,200 | 2,361.3 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ [ мертвая ссылка ] «Договор о сокращении стратегических вооружений (СНВ-1): краткое изложение» . Управление по соблюдению договоров. Архивировано из оригинала 6 января 2011 года . Проверено 5 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с «Договор между Соединенными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик о сокращении стратегических наступательных операций (СНВ-1) | Договоры и режимы | НТИ» .
- ^ «Новый договор СНВ» . Государственный департамент США . Проверено 17 августа 2021 г.
- ^ Речь в честь открытия колледжа Эврика, 1982 г.
- ^ «Время НАЧАТЬ, говорит Рейган – ВРЕМЯ» . 11 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2007 г.
- ^ Затраты США на проверку и соблюдение требований в соответствии с находящимися на рассмотрении договорами об оружии, Конгресс США, Бюджетное управление Конгресса, сентябрь 1990 г.
- ^ Jump up to: а б Договор о СНВ, Комитет Сената по международным отношениям, 18 сентября 1992 г.
- ^ Репортер по контролю над вооружениями, 1994, стр. 701.D.5-15.
- ^ Jump up to: а б с Аллан С. Красс, Соединенные Штаты и контроль над вооружениями: вызов лидерства, Praeger Publishers, Вестпорт, Коннектикут, 1997 г.
- ^ К.М. Картчнер, Переговоры по СНВ: переговоры о сокращении стратегических вооружений и поиски стратегической стабильности
- ^ Вульф, Эми Ф. «Мониторинг и проверка в контроле над вооружениями». Исследовательская служба Конгресса, 23 декабря 2011 г., fas.org/sgp/crs/nuke/R41201.pdf.
- ^ Иффт, Эдвард (2014). Проверка договоров РСМД и СНВ. Издательство Американского института физики.
- ^ Фридман, Лоуренс Д. «Переговоры о сокращении стратегических вооружений». Британника, www.britannica.com/event/Strategic-Arms-Reduction-Talks#ref261940.
- ^ «CNN. Специальный выпуск: ХОЛОДНАЯ ВОЙНА. «Свалка дяди Сэма: символ холодной войны направляется на свалку» Энди Уолтон, CNN Interactive» . CNN . Архивировано из оригинала 23 марта 2008 года.
- ^ Jump up to: а б Буджерин, Мариана; Штайнер, Стивен Э. (4 марта 2019 г.). «Забытые участники РСМД» . Центр Вильсона . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ↑ Лиссабонский протокол, подписанный пятью сторонами СНВ 23 мая 1992 г.
- ^ «Книга фактов ЦРУ» . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Герц, Билл , «Россия нарушала договор СНВ-91 до конца, говорится в отчете США», Washington Times , 28 июля 2010 г., стр. 1.
- ↑ Обновленная ACDA в мире после холодной войны, Комитет Палаты представителей по иностранным делам, 23 июня 1994 г.
- ^ «США отвергают обеспокоенность по поводу российского противоракетного щита» . Новости Би-би-си. 29 декабря 2009 г.
- ^ «Медведев заказал масштабное перевооружение России» . Архивировано из оригинала 23 марта 2009 года . Проверено 15 января 2017 г.
- ^ Барри, Эллен (5 мая 2009 г.). «Американский переговорщик сигнализирует о гибкости по отношению к Москве в новом раунде переговоров по вооружениям» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 апреля 2010 г.
- ^ «США и Россия договорились о сокращении ядерных вооружений» . 6 июля 2009 г. – через news.bbc.co.uk.
- ^ Бейкер, Питер; Барри, Эллен (24 марта 2010 г.). «Россия и США сообщают о прорыве в области вооружений» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 апреля 2010 г.
- ↑ В начале марта 2010 года президент Украины Виктор Янукович предложил России и США подписать договор в Киеве , столице Украины . Украина ожидает ответа на предложение Киева в качестве места для подписания соглашения о сокращении вооружений между Россией и США , Киев Пост (16 марта) 2010)
- ^ Jump up to: а б с Columbia International Relations Online, 2010 г., http://www.ciaonet.org/record/18773?search=1.
- ^ Jump up to: а б «Технические трудности» (PDF) . 2009-2017.state.gov .
- ^ Jump up to: а б «Технические трудности» (PDF) . 2009-2017.state.gov .
- ^ Jump up to: а б «Россия — Совокупное количество стратегических наступательных вооружений по СНВ — JRL 4-1-08» . 1 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 3 мая 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «СТАРТ I» . nuke.fas.org .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Полен, Стюарт. «СТАРТ I: Ретроспектива». Иллинойский журнал международной безопасности 3.1 (2017): 21–36 онлайн .
- Тачибана, Сейицу. «Политика администрации Буша в отношении ядерного оружия: новые препятствия на пути ядерного разоружения». Хиросима Наука Мира 24 (2002): 105–133.
- Вульф, Эми Ф. Контроль над ядерными вооружениями: Договор о сокращении стратегических наступательных операций (Diane Publishing, 2010). [ ISBN отсутствует ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текст договора СНВ-1 , предоставлен Государственным департаментом США.
- Мемуары инженера - генерал-лейтенант Эдвард Л. Роуни, посол переговоров по ограничению стратегических вооружений (СНВ)
- Словарь словаря ядерного оружия AZ по Договору СНВ-1
- 1991 год в Советском Союзе
- 1991 год в США
- Договоры о контроле над вооружениями
- Договоры холодной войны
- Военная история Советского Союза
- Договоры о ядерных технологиях
- Управление ядерным оружием
- Перестройка
- Президентство Джорджа Буша-старшего
- Михаил Горбачев
- Договоры СССР и США
- Договоры, заключенные в 1991 году
- Договоры вступили в силу в 1994 году.
- События июля 1991 года
- Договоры Беларуси
- Договоры Казахстана
- Договоры Туркменистана
- Договоры Украины
- Договоры Узбекистана