Jump to content

Tupolev Tu-160

(Перенаправлено с Ту-160 )

Ту-160
Ту-160 в полете над Россией, август 2005 г.
Роль Сверхзвуковой стратегический тяжелый бомбардировщик
Национальное происхождение Советский Союз / Россия
Дизайнерская группа Туполев
Построено Казанское авиационное производственное объединение
Первый полет 18 декабря 1981 г.
Введение апрель 1987 г.
Статус В эксплуатации
Основные пользователи Воздушно-космические силы России
Советские ВВС (исторический)
ВВС Украины (исторический)
Произведено 1984–1992, 2002, 2008, 2017, 2021 – настоящее время.
Количество построенных 41 (9 испытательных и 32 серийных) [ нужна ссылка ]

The Tupolev Tu-160 ( Russian : Туполев Ту-160 Белый лебедь , romanized Bely Lebed , lit. ' White Swan '; [1] Обозначение НАТО : Блэкджек ) — сверхзвуковой тяжелый с изменяемой стреловидностью крыла способный нести ядерное оружие , стратегический бомбардировщик , и авиационная ракетная платформа, разработанный Туполева ОКБ в Советском Союзе в 1970-х годах. Это самый большой и тяжелый сверхзвуковой военный самолет со скоростью 2+ Маха, когда-либо построенный, и второй после экспериментального XB-70 Valkyrie по общей длине и максимальной скорости. По состоянию на 2024 год это самый большой и тяжелый боевой самолет, самый быстрый из используемых бомбардировщиков и самый большой и тяжелый самолет с крылом изменяемой стреловидности, когда-либо летавший. Ту-160 находится на вооружении Дальней авиации ВКС России . [2]

Поступивший на вооружение в 1987 году Ту-160 был последним стратегическим бомбардировщиком, разработанным для советских ВВС и предназначенным для использования в качестве ударного самолета с обычными и ядерными боеголовками. После распада Советского Союза в 1991 году новая независимая Украина унаследовала парк из 19 Ту-160, более половины всех Ту-160, существовавших на тот момент. Они дислоцировались там с конца 1980-х годов в составе местных подразделений советских ВВС и вскоре после этого были переданы недавно сформированным ВВС Украины. После длительных переговоров 11 украинских Ту-160 были закуплены Российской Федерацией, а остальные были списаны в конце 1990-х годов в соответствии с соглашением Нанна-Лугара о совместном уменьшении угрозы . В результате этих действий единственным эксплуатантом этого типа стал России ВКС филиал Дальней авиации , имеющий на вооружении по состоянию на 2016 год 16 Ту-160. [3] Боевой дебют этого типа состоялся в ноябре 2015 года во время российского военного вмешательства в сирийскую гражданскую войну , нанеся многочисленные авиаудары с использованием Х-101 крылатых ракет воздушного базирования . Были проведены различные зарубежные развертывания, в том числе в отдаленных странах, таких как Венесуэла и Южная Африка .

С начала 2000-х годов активный парк подвергся нескольким модернизациям, в основном с упором на различные электронные системы. Программа модернизации существующих моделей Ту-160М началась с поставки первого обновленного самолета в декабре 2014 года. В планах, объявленных в 2015 году, предусматривалась поставка 50 новых Ту-160М, а также модернизация 16 существующих самолетов. [4] [ нужна полная цитата ] В январе 2022 года новейший Ту-160М совершил испытательный полет. [5] первый из возобновленного серийного производства, поставка двух запланирована на 2022 год. [6] от 10 под заказ. [7] [4]

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Первый конкурс на сверхзвуковой стратегический тяжелый бомбардировщик был объявлен в Советском Союзе в 1967 году. В 1972 году Советский Союз объявил новый конкурс многоцелевых бомбардировщиков по созданию нового сверхзвукового тяжелого бомбардировщика с изменяемой геометрией («поворотное крыло»). с максимальной скоростью 2,3 Маха, как ответ на ВВС США проект бомбардировщика В-1 . Проект Туполева, получивший название «Самолет 160М» , с удлиненным крылом смешанной компоновки и включающий некоторые элементы Ту-144 , конкурировал с проектами Мясищева М-18 и Сухого Т-4 . [8] Работа над новым советским бомбардировщиком продолжалась, несмотря на прекращение производства B-1A, и в том же году проект был принят правительственной комиссией. Прототип был сфотографирован пассажиром авиалинии на аэродроме Жуковский в ноябре 1981 года, примерно за месяц до первого полета самолета 18 декабря 1981 года. Производство было разрешено в 1984 году и началось на Казанском авиационном производственном объединении (КАПО). [9]

Модернизация

[ редактировать ]

В 2002 году Минобороны России и КАПО договорились о модернизации 15 Ту-160. [10] В июле 2006 года первый отремонтированный и частично модернизированный самолет после испытаний был принят на вооружение России; Сообщается, что он получил возможность использовать обычное вооружение, но не был модернизирован новой авионикой, как планировалось ранее. [11] Первый модернизированный самолет, способный нести новую обычную крылатую ракету большой дальности Х-555 , был поставлен ВВС России в апреле 2008 года; [12] [13] Стоимость последующего контракта на модернизацию еще трех самолетов оценивается в 3,4 миллиарда рублей (103 миллиона долларов США). [14]

Tu-160 Aleksandr Novikov in flight over Russia

Модернизация, похоже, была разделена на два этапа: сначала основное внимание уделялось продлению срока службы с помощью некоторых первоначальных обновлений связи и навигации, а затем после 2016 года были модернизированы двигатели. [15] В ноябре 2014 года Ту-160, оснащенный новой РЛС и авионикой, совершил свой первый полет. [12] Самолет поступил в ВВС России как модель Ту-160М в декабре 2014 года. [16] [17] Обновление фазы I должно было быть завершено к 2016 году, но промышленные ограничения могут отложить его до 2019 года. [ нужно обновить ] или за его пределами. [18] Хотя Кузнецов разработал двигатель НК-32М с повышенной надежностью по сравнению с двигателями НК-32, его компания-преемник с трудом поставляла рабочие агрегаты. АО «Металлист-Самара» не производило новые двигатели в течение десяти лет, когда в 2011 году получило контракт на капитальный ремонт 26 существующих двигателей; два года спустя было завершено только четыре. [18] Проблемы владения и финансовые проблемы мешают перспективам новой производственной линии; Фирма настаивает, что ей необходимо заказывать минимум 20 двигателей в год, но правительство готово платить только за 4–6 двигателей в год. [18] [19] Еще более усовершенствованный двигатель прошел стендовые испытания в 2012 году и, как ожидается, будет запущен в производство уже в 2016 году. [15] [ нужно обновить ]

2 февраля 2020 года модернизированный Ту-160М совершил первый испытательный полет на аэродроме Казанского авиационного завода имени И. Горбунова. [20] Поставки начались позже в том же году, к августу 2022 года пять самолетов были оснащены новыми двигателями. [21] По словам Владимира Путина , в 2023 году поставлено 4 Ту-160М. [22]

Возобновлено производство

[ редактировать ]
Туполев Ту-160 на параде Победы в Москве в 2013 году.

В 2008 году Россия объявила о планах поставлять один новый Ту-160 каждые один-два года с целью увеличения активного парка до 30 и более самолетов к 2025–2030 годам. [23] 29 апреля 2015 года министр обороны России Сергей Шойгу по поручению президента Путина [24] объявили о возобновлении производства Ту-160. [25] В мае 2015 года ТАСС сообщило, что ВВС России закупят не менее 50 Ту-160 постройки КАПО. [26] Генерал Виктор Бондарев заявил, что разработка ПАК ДА будет идти параллельно с производством Ту-160. [26]

16 ноября 2017 года недавно собранный Ту-160, построенный на основе недостроенного планера, был представлен во время церемонии выкатки на КАПО, что означает восстановление некоторых производственных технологий, таких как электронно-лучевая сварка или работы с титаном, которые, как сообщается, были утрачены после прекращения производства. серийного производства - в 1992 году. По словам Дмитрия Рогозина , серийное производство принципиально новых планеров для модернизированного Ту-160М2 должно начаться в 2019 году с поставками в ВКС России в 2023 году. [27] [28] Самолет, названный Петром Дейнекиным в честь первого командующего ВВС России , совершил свой первый полет в январе 2018 года и в том же месяце приступил к летным испытаниям. [29] Свой первый общественный полет он совершил 25 января 2018 года во время президента Владимира Путина на завод КАПО. визита [30] В тот же день был подписан контракт на десять модернизированных Ту-160М2. [31] [32] [33] 12 января 2022 года новостройка [34] Ту-160М совершил первый базовый испытательный полет на малой высоте. [35] В 2022 году планируется поставить два Ту-160М новой постройки. [6] производство будет увеличиваться до тех пор, пока не будут поставлены все 50 новых заказанных самолетов. [ нужна ссылка ] В декабре 2022 года Объединенная авиастроительная корпорация сообщила, что второй новострой Ту-160М и четвертый модернизированный Ту-160М приступают к летным испытаниям. [36] Также сообщалось, что первый новый Ту-160 завершил заводские испытания. [37] 4 самолета поставлены 21 февраля 2024 года. [38] [39]

Другие предлагаемые варианты

[ редактировать ]

Демилитаризованная коммерческая версия Ту-160, получившая название Ту-160СК , была представлена ​​на выставке Asian Aerospace в Сингапуре в 1994 году вместе с моделью небольшого космического корабля «Бурлак». [40] крепится под фюзеляжем.

В январе 2018 года Владимир Путин во время посещения завода КАПО выдвинул идею создания гражданской пассажирской сверхзвуковой транспортной версии Ту-160. [41] Эксперты, цитируемые средствами массовой информации, скептически отнеслись к коммерческой и технологической целесообразности такого гражданского переоборудования. [31] [42]

Вид из кабины Ту-160.

Ту-160 — самолет с крылом изменяемой геометрии. На самолете применена электродистанционная система управления со скругленным профилем крыла , на передней кромке использованы полноразмахные предкрылки двухщелевые закрылки , на задних - , крестообразное хвостовое оперение . [43] Титан составляет около 30% пустой массы самолета массой 110 т (242 508 фунтов), а самый крупный компонент (шарнир поворотного крыла) весит шесть тонн (13 230 фунтов). [35] Экипаж Ту-160 состоит из четырех человек (пилот, второй пилот, бомбардир и оператор оборонительных систем) в К-36ЛМ катапультных креслах . [44] [45]

Смешанный профиль крыла

Ту-160 оснащен четырьмя двигателями Кузнецова НК-32 с форсажной камерой турбовентиляторными , самыми мощными из когда-либо устанавливаемых на боевые самолеты. В отличие от американского B-1B Lancer , который снизил первоначальные требования к скорости 2+ Маха для B-1A, чтобы добиться меньшего радиолокационного сечения , Ту-160 сохраняет переменные рампы впуска и способен достигать скорости 2,05 Маха на высоте. [46] Ту-160 оснащен системой дозаправки в воздухе для выполнения задач увеличенной дальности, хотя она используется редко. Ту-160 имеет внутренний запас топлива 130 тонн (286 600 фунтов). [47] В феврале 2008 года бомбардировщики Ту-160 и самолеты-заправщики Ил-78 отработали дозаправку в воздухе в ходе воздушных боевых учений, а также МиГ-31 , А-50 и другие российские боевые самолеты. [48]

На самолете установлен ЦНПО «Ленинец Обзор-К» (Обзор, НАТО: Clam Pipe). [49] РЛС сопровождения наземных и воздушных целей и отдельная «Сопка» РЛС слежения за местностью . [50] Хотя Ту-160 был спроектирован с учетом снижения заметности как по радиолокационной, так и по инфракрасной заметности , [51] это не самолет-невидимка .

Оружие размещается в двух внутренних отсеках, каждый из которых вмещает 22 500 кг (49 600 фунтов) свободнопадающего оружия или вращающуюся пусковую установку для ракет, способных нести обычные или ядерные боеголовки. Общая грузоподъемность самолета составляет 45 000 кг (99 208 фунтов). [52] Никакого защитного вооружения не предусмотрено; Ту-160 — первый советский бомбардировщик после Второй мировой войны, лишенный такой защиты. В 2020 году официальные лица заявили, что ВКС России планируют вооружить Ту-160 новыми гиперзвуковыми ракетами, в частности Х-47М2 «Кинжал» , способной нести ядерное оружие. гиперзвуковой баллистической ракетой воздушного базирования [53]

Ту-160 внешне похож на американский B-1 Lancer, но представляет собой боевой самолет другого класса; его основная роль - противостоящая ракетная платформа (стратегический ракетоносец). [35] Ту-160 также больше и быстрее, чем B-1B, и имеет немного большую боевую дальность, хотя B-1B имеет большую комбинированную полезную нагрузку с внешней полезной нагрузкой. [54] Еще одно заметное отличие состоит в том, что цветовая гамма B-1 обычно темно-серая, чтобы уменьшить видимость; Ту-160 окрашен в белый цвет с защитой от бликов , что дало ему прозвище среди российских летчиков «Белый лебедь». [55] [35] 16 сентября 2023 года командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Сергей Кобылаш сообщил, что российские Ту-160 оснащены новейшей крылатой ракетой Х-БД с дальностью 6500 км. Каждый бомбардировщик может нести 12 ракет, разделенных на две роторные пусковые установки. [56]

Операционная история

[ редактировать ]
Ту-160 с советскими офицерами впереди, сентябрь 1989 г.

В апреле 1987 года Ту-160 поступил на вооружение 184-го гвардейского тяжелобомбардировочного полка, дислоцированного в Украинской Прилуках ССР . [57] Полк, ранее располагавший стратегическими бомбардировщиками Ту-16 и Ту-22М3 , первым получил Ту-160. развертывание эскадрилий дальней авиации В том же месяце началось . Первое публичное выступление Ту-160 на параде состоялось в 1989 году. В 1989 и 1990 годах было установлено 44 мировых рекорда скорости полета в своей весовой категории. В январе 1992 года Борис Ельцин принял решение о прекращении серийного производства Ту-160; К этому времени было построено 35 самолетов. Россия также в одностороннем порядке приостановила полеты стратегической авиации над отдаленными регионами. [10]

В общей сложности 19 Ту-160 базировались на территории новой независимой Украины во время распада Советского Союза . 25 августа 1991 года украинский парламент постановил, что новое государство возьмет под свой контроль все воинские части на своей территории; В тот же день было создано Министерство обороны. К середине 1990-х годов Прилуцкий полк потерял свою ценность как боевая единица; 19 Ту-160 были фактически остановлены из-за отсутствия технического обеспечения и запасных частей. Украина считала Ту-160 разменной монетой в экономических переговорах с Россией и имела ограниченную военную ценность. Если российские эксперты, осматривавшие самолеты на авиабазе Прилуки в 1993 и 1996 годах, оценили их техническое состояние как хорошее, то цена в 3 миллиарда долларов, предложенная Украиной, была сочтена Россией неприемлемой. В апреле 1998 года, на фоне зашедших в тупик переговоров, Украина решила начать утилизацию флота в соответствии с соглашением Нанна-Лугара о совместном уменьшении угрозы . В ноябре в Прилуках разобрали первый Ту-160. [58]

В апреле 1999 года Россия возобновила переговоры с Украиной, предложив закупить восемь бомбардировщиков Ту-160 и три бомбардировщика Ту-95МС 1991 года выпуска (в лучшем техническом состоянии), а также 575 крылатых ракет Х-55СМ . Было достигнуто соглашение и подписан контракт на сумму 285 миллионов долларов США, стоимость которого была вычтена из долга Украины за природный газ . 20 октября 1999 года группа российских военных специалистов отправилась в Украину для подготовки самолета к перелету на Энгельс-2 авиабазу . 5 ноября из Прилуков вылетели первые два самолета — Ту-160 и Ту-95МС. В последующие месяцы остаток был переправлен в Энгельс-2. [58]

Президент России Владимир Путин в кабине Ту-160 в августе 2005 года.

Помимо покупки украинских Ту-160, Россия использовала и другие способы расширения своего парка. В июне 1999 года Минобороны России и КАПО подписали контракт на поставку одного практически укомплектованного бомбардировщика. Названный «Александр Молодчий» , это был второй самолет восьмой серийной партии. Он прибыл в Энгельс-2 10 сентября и вступил в строй 5 мая 2000 года. [58] Подразделением, обслуживающим флот из Энгельса-2, был 121-й гвардейский тяжелый бомбардировочный полк, который был сформирован в начале 1992 года и к 1994 году получил шесть самолетов. К концу февраля 2001 года парк насчитывал 15 человек с добавлением восьми украинских Ту. -160 и новостройки. [58] [59] Парк сократился до 14 из-за крушения «Михаила Громова» во время летных испытаний запасного двигателя 18 сентября 2003 года. [60] [59] 5 июля 2006 года Ту-160 имени Валентина Близнюка , названного в честь главного конструктора Ту-160 , поступил на вооружение ВВС России после завершения капитального ремонта, в результате чего общее количество самолетов снова достигло 15. [11] Построенный в 1986 году, ранее он использовался Туполевым в качестве испытательного самолета. [10]

22 апреля 2006 года командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант Игорь Хворов сообщил, что пара Ту-160 незамеченными пролетела через сектор, контролируемый США, во время военных учений в Арктике. [10] [61]

17 августа 2007 года президент России Владимир Путин объявил о возобновлении полетов стратегической авиации, прекращенных в 1991 году. [62] [63] 14 сентября 2007 года британские и норвежские истребители перехватили два Ту-160 в международном воздушном пространстве вблизи Великобритании и Финляндии, когда они патрулировали Северную Атлантику. [64] [65] [10] ВВС Дании 25 декабря 2007 года два F-16 поднялись в воздух для перехвата двух Ту-160 вблизи воздушного пространства Дании. [ нужна ссылка ]

11 сентября 2007 года, согласно источникам в российском правительстве, Ту-160 применил массивное топливовоздушное взрывное устройство под названием « Отец всех бомб » для своего первого полевого испытания . [66] Некоторые американские военные аналитики выразили скептицизм по поводу того, что оружие действительно было доставлено Ту-160. [67]

29 апреля 2008 года новый Ту-160 имени Виталия Копылова , в результате чего общее количество самолетов на вооружении увеличилось до 16. в состав ВВС России поступил [10] [68] [69] В начале 2008 года Ту-160 приняли участие в учениях ВМФ России в Атлантическом океане. [10]

10 сентября 2008 года два Ту-160 совершили беспрецедентное переброску к союзнику России Венесуэле в рамках военных маневров на фоне все более напряженных отношений между Россией и Соединенными Штатами. В Минобороны России заявили, что Василий Сенько и Александр Молодчий проведут тренировочные полеты над нейтральными водами, прежде чем вернуться в Россию. Их сопровождали истребители НАТО при пересечении Атлантического океана. [70]

Ту-160 перехватывается самолетом RAF Tornado F3 в марте 2010 года.

12 октября 2008 года Ту-160 участвовали в крупнейших российских учениях стратегических бомбардировщиков с 1984 года. Всего 12 бомбардировщиков, включая самолеты Ту-160 и Ту-95, провели серию пусков своих крылатых ракет. Некоторые бомбардировщики выпустили полный комплект ракет; это был первый случай, когда Ту-160 выпустил полный комплект ракет. [71]

10 июня 2010 года два Ту-160 совершили рекордное 23-часовое патрулирование с плановой дальностью полета 18 000 км (9700 морских миль), пролетев вдоль границ России и над нейтральными водами Северного Ледовитого и Тихого океанов. [ нужна ссылка ]

В августе 2011 года российские СМИ заявили, что только четыре из шестнадцати Ту-160 годны к полету. [18] Flight International сообщила, что к середине 2012 года одиннадцать самолетов были готовы к бою; [15] в период с 2011 по 2013 год в полете было замечено одиннадцать самолетов. [72]

1 ноября 2013 года Александр Голованов и Александр Новиков дважды вторглись в воздушное пространство Колумбии во время полета из Венесуэлы в Никарагуа. Отметив отсутствие разрешения, правительство Колумбии направило письмо протеста российскому правительству после первого нарушения. [73] В ходе второго нарушения два ВВС Колумбии, самолета IAI Kfir дислоцированные в Барранкилье, перехватили и вывели два Ту-160 из воздушного пространства Колумбии. [74] [75]

Ту-160 запускает крылатую ракету Х-101 по целям в Сирии, ноябрь 2015 г. [76]

17 ноября 2015 года в рамках российского военного вмешательства в сирийскую гражданскую войну несколько стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС ВКС России нанесли авиаудары по Идлиб и Алеппо провинциям Х-101. с использованием крылатого воздушного базирования ракеты, выпущенные из Средиземного моря. Всего от 34 до 83 [77] были выпущены крылатые ракеты, уничтожившие 14 целей. Кроме того, стратегические бомбардировщики Ту-22М3 поразили многочисленные заявленные цели ИГ неуправляемыми боеприпасами. Это также стало боевым дебютом Ту-160 и Ту-95МС. [78] [79]

В августе 2018 года ряд российских военных самолетов, в том числе два стратегических бомбардировщика Ту-160, Ту-95МС и воздушные заправщики Ил-78, были впервые переброшены на Дальний Восток России в рамках дальних тактических летных учений. Беспосадочный перелет длиной 7000 км от места базирования в Саратовской области до Чукотки . В ходе учений экипажи отработали боевое применение крылатых ракет на Коми полигоне и произвели дозаправку в воздухе. [80] [81]

В ноябре 2018 года модернизированный Ту-160М провел испытания полного комплекта из 12 крылатых ракет Х-101 на полигоне Пембой в северо-восточном регионе Республики Коми . [82]

10 декабря 2018 года два Ту-160 в сопровождении грузового самолета Ан-124 и пассажирского самолета Ил-62 приземлились в аэропорту Майкетия в Венесуэле. [83] 23 октября 2019 года два Ту-160 в сопровождении Ан-124 и Ил-62 посетили Южную Африку в рамках укрепления связей между двумя странами; Самолет совершил 13-часовой беспосадочный полет над Каспийским морем , Аравийским морем и Индийским океаном, преодолев 11 000 км (6800 миль) с дозаправкой в ​​воздухе, и приземлился на базе ВВС Уотерклуф в Южной Африке. Это был первый визит Ту-160 на африканский континент. [84]

11 ноября 2021 года Министерство обороны Беларуси объявило, что два российских Ту-160 совершили тренировочный полет над Беларусью вместе с ВВС Беларуси Су-30 . [85]

Этот тип участвовал в российском вторжении на Украину в 2022 году . По данным украинских источников, 6 марта 2022 года Ту-160 вместе со стратегическим бомбардировщиком Ту-95МС произвели пуск восьми крылатых ракет, предположительно Х-101, по международному аэропорту "Гавришевка Винница" из акватории Черного моря . [86] 26 июня 2022 года официальный представитель ВВС Украины Юрий Игнат сообщил, что от четырех до шести крылатых ракет Х-101 были запущены бомбардировщиками Ту-160 и Ту-95МС по Киеву из района Каспийского моря . [87]

Потенциальные операторы

[ редактировать ]

В 2022 году главный маршал авиации в отставке Ануп Раха заявил, что Индия заинтересована в закупке Ту-160. [88] Появились сообщения о том, что Индия ведет переговоры с Россией о приобретении шести Ту-160, что сделает Индию единственной страной, помимо США, России и Китая, которая имеет действующие стратегические бомбардировщики. [89] [90]

Варианты

[ редактировать ]
Ту-160 Василия Решетникова на Энгельс-2 авиабазе
Ту-160 с ракетой-носителем «Бурлак».
Ту-160
Производственная версия.
Ту-160С
Обозначение использовалось для серийных Ту-160 при необходимости отделить их от всех предсерийных и опытных самолетов. [91]
Ту-160В
Предлагаемая жидком водороде версия, работающая на (см. Также Ту-155 ). [91]
Ту-160 НК-74
Предлагался модернизированный (увеличенной дальности) вариант с двигателями НК-74. [91]
Ту-160М
Модернизированная версия с новым вооружением, улучшенной электроникой и авионикой. [36]
Ту-160П (Ту-161)
Предлагаемая версия истребителя/перехватчика сопровождения очень дальнего действия.
Ту-160ПП
Proposed electronic warfare version carrying stand-off jamming and ECM gear (Russian: ПП – п остановщик п омех "jamming" ).
Ту-160Р
Предлагаемая версия стратегической разведки .
Ту-160СК
Предлагается коммерческая версия, предназначенная для запуска спутников с помощью . системы запуска «Бурлак» [91]
Ту-160М2
Сильно обновленная версия, включающая: [92] [93] [94] новая авионика, электроника, стеклянная кабина, системы связи и управления, а также ряд нового вооружения, а также новые, более мощные и эффективные двигатели, увеличивающие дальность действия. Он также будет иметь новую защитную систему, защищающую его от приближающихся ракет. [95] [96] Первый самолет должен был быть готов к концу 2021 года. [97]

Операторы

[ редактировать ]

Текущие операторы

[ редактировать ]
 Россия

Бывшие операторы

[ редактировать ]
Ту-160 ВВС Украины, 1997 г.
 Советский Союз
 Украина

Технические характеристики (Ту-160)

[ редактировать ]
Ортографическая проекция Ту-160.

Данные Jane's All the World's Aircraft за 2003–2004 гг. [104]

Общие характеристики

  • Экипаж: 4 человека (пилот, второй пилот, бомбардир, офицер оборонительных систем)
  • Длина: 54,1 м (177 футов 6 дюймов)
  • Размах крыльев: 55,7 м (182 фута 9 дюймов), размах крыльев (20°).
Крылья стреловидности 35,6 м (117 футов) (65°)
  • Высота: 13,1 м (43 фута 0 дюймов)
  • Площадь крыла: 400 м 2 (4300 кв. футов) раздвинутые крылья
360 м 2 (3875 кв. футов), крылья стреловидные
  • Вес пустого: 110 000 кг (242 508 фунтов)
  • Полная масса: 267 600 кг (589 957 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 275 000 кг (606 271 фунт)
  • Силовая установка: 4 самарских ТРДД НК-321 с форсажной камерой , тяга 137,3 кН (30 900 фунтов силы) каждый всухую, 245 кН (55 000 фунтов силы) с форсажной камерой.

Производительность

  • Максимальная скорость: 2220 км/ч (1380 миль в час, 1200 узлов) на высоте 12 200 м (40 000 футов).
  • Максимальная скорость: 2,05 Маха.
  • Крейсерская скорость: 960 км/ч (600 миль в час, 520 узлов) / M0,9
  • Дальность: 12300 км (7600 миль, 6600 морских миль) практическая дальность без дозаправки в воздухе, 0,77 Маха и с 6 Х-55СМ, сброшенными на средней дальности и с запасом топлива 5%. [105]
  • Боевая дальность: 2000 км (1200 миль, 1100 миль) при скорости 1,5 Маха; или 7300 км (4536 миль) на дозвуковой скорости [106]
  • Практический потолок: 16 000 м (52 000 футов)
  • Скорость набора высоты: 70 м/с (14 000 футов/мин)
  • Аэродинамическое сопротивление: 18,5–19, на сверхзвуке — выше 6. [107]
  • Нагрузка на крыло: 742 кг/м 2 (152 фунта/кв. фут) с полностью стреловидными крыльями
  • Тяга/вес : 0,37

Вооружение

  • Два внутренних оружейных отсека на 45 000 кг (99 208 фунтов) боеприпасов. [108]

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Модернизированный Ту-160 совершил первый полет» . Российская авиация . 27 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года . Проверено 20 ноября 2015 г.
  2. ^ «Самый большой по весу военный самолет, действующий бомбардировщик» . Книги рекордов Гиннесса. Архивировано из оригинала 6 октября 2018 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б "Все бомбардировщики Ту-160 модернизируют" . Rossiyskaya Gazeta . 28 April 2017. Archived from the original on 18 June 2017 . Retrieved 1 May 2017 .
  4. ^ Перейти обратно: а б «Россия запускает новый бомбардировщик Ту-160М» . Архивировано из оригинала 31 августа 2022 года . Проверено 21 января 2022 г.
  5. ^ "Первый вновь построенный ракетоносец Ту-160М совершил дебютный полет" . 12 January 2022. Archived from the original on 9 May 2022 . Retrieved 12 January 2022 .
  6. ^ Перейти обратно: а б "Два Ту-160М пополнят дальнюю авиацию РФ в 2022 году" . 4 January 2022. Archived from the original on 20 January 2023 . Retrieved 12 January 2022 .
  7. ^ "Построенный "с нуля" стратегический бомбардировщик Ту-160М совершил первый полёт - "Ростех" -" . Archived from the original on 20 January 2023 . Retrieved 12 January 2022 .
  8. ^ Sergeyev, Pavel (30 April 2008). Белый лебедь [Белый лебедь]. Лента.ру (на русском языке). Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 5 августа 2009 г.
  9. ^ Гебель, Грег. «Сухой Т-4 и Ту-160» . AirVectors.net . v1.0.4 — 1 марта 15 — Грег Гебель — общественное достояние. Архивировано из оригинала 18 марта 2015 года . Проверено 3 марта 2015 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г "Померяемся дальней авиацией?" . lenta.ru . 25 July 2008. Archived from the original on 21 January 2023 . Retrieved 8 December 2019 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Подвиг, Павел (5 июля 2006 г.). «Ту-160 возвращается с капитального ремонта» . Стратегические ядерные силы России . Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года.
  12. ^ Перейти обратно: а б Дженнингс, Гарет (20 ноября 2014 г.). «Россия запускает первый бомбардировщик Ту-160 с модернизированной радиолокационной станцией и авионикой» . Еженедельник защиты Джейн IHS . Архивировано из оригинала 10 марта 2015 года.
  13. ^ Джон Пайк. «Ту-160 БЛЭКДЖЕК (ТУПОЛЕВ)» . GlobalSecurity.org . Архивировано из оригинала 17 июня 2009 года . Проверено 11 июля 2009 г.
  14. ^ Дженнингс, Гарет (28 июля 2013 г.). «Россия продолжает работу по модернизации бомбардировщика Ту-160 «Блэкджек»» . Еженедельник защиты Джейн IHS . Архивировано из оригинала 22 ноября 2013 года . Проверено 21 ноября 2013 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Карнозов, Владимир (15 октября 2012 г.). «В ФОКУСЕ: Российский бомбардировщик нового поколения обретает форму» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года.
  16. ^ Перри, Доминик (19 декабря 2014 г.). «Российские ВВС принимают первые модернизированные бомбардировщики Туполев» . FlightGlobal . Reed Business Information, RELX Group. Архивировано из оригинала 27 сентября 2015 года . Проверено 2 мая 2015 г.
  17. ^ «Модернизированный Ту-160 совершил первый полет» . Российская авиация . 27 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 3 мая 2015 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Джонсон, Рубен Ф. (11 ноября 2013 г.). «Дальнейшие задержки модернизации бомбардировщиков Ту-160 ВВС России» . Еженедельник защиты Джейн IHS . Архивировано из оригинала 16 ноября 2013 года.
  19. ^ Крамник, Илья (16 сентября 2011 г.). Бомбардировщики Ту-160 могут остаться без двигателей [Бомбардировщики Ту-160 могут остаться без двигателей]. Известия (на русском языке). Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года . Проверено 20 ноября 2015 г.
  20. ^ "Модернизированный Ту-160М выполнил первый полет" . TASS.ru. Archived from the original on 21 January 2023 . Retrieved 13 November 2020 .
  21. ^ "ЦАМТО / / ОДК поставила двигатели для пятого борта Ту-160М" . Armstrade.org. Archived from the original on 21 January 2023 . Retrieved 21 August 2022 .
  22. ^ "ЦАМТО / / Владимир Путин выступил на расширенном заседании коллегии Министерства обороны" . armstrade.org (in Russian). 19 December 2023. Archived from the original on 4 January 2024 . Retrieved 4 January 2024 .
  23. ^ "На КАПО им.Горбунова испытали новый серийный Ту-160" (in Russian) . Archived 24 January 2008 at the Wayback Machine Tatar-Inform Information Agency, Kazan , 6 January 2008.
  24. ^ "Построенный с нуля стратегический ракетоносец Ту-160М совершил первый полет" . Archived from the original on 21 January 2023 . Retrieved 12 January 2022 .
  25. ^ Стивенсон, Бет (30 апреля 2015 г.). «Россия восстановит производство сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-160» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 17 декабря 2015 года.
  26. ^ Перейти обратно: а б "Путин принял решение возобновить производство стратегического бомбардировщика Ту-160М - главком ВВС" . ТАСС. 28 мая 2015 года. Архивировано из оригинала 23 июня 2015 года . Проверено 20 ноября 2015 г.
  27. ^ "Путин поздравил авиастроителей с новым стратегическим бомбардировщиком Ту-160М2" . Zvezda . 16 November 2017. Archived from the original on 7 February 2018.
  28. ^ "Рогозин доложил Путину о постройке новых ракетоносцев Ту-160М2" . regnum.ru . 16 November 2017. Archived from the original on 7 February 2018.
  29. ^ "Новый Ту-160 начал летные испытания" . bmpd . 25 January 2018. Archived from the original on 21 January 2023 . Retrieved 27 January 2018 .
  30. ^ "Кадры демонстрационного полета Ту-160М "Петр Дейнекин" " . Zvezda . 25 January 2018. Archived from the original on 27 January 2018 . Retrieved 27 January 2018 .
  31. ^ Перейти обратно: а б с "Дальняя авиация получит 10 Ту-160М2 за 160 млрд рублей" . Vedomosti . 25 January 2018. Archived from the original on 2 February 2018.
  32. ^ "Посещение Казанского авиационного завода имени С.П.Горбунова" . kremlin.ru . 28 January 2018. Archived from the original on 19 February 2018 . Retrieved 17 February 2018 .
  33. ^ Подвиг, Павел (26 января 2018 г.). "Первый Ту-160М2 совершил полет, подписан контракт на производство десяти самолетов" . Стратегические ядерные силы России . Архивировано из оригинала 2 февраля 2018 года . Проверено 17 февраля 2018 г.
  34. ^ "Вновь изготовленный Ту-160М совершил первый полет" . Archived from the original on 21 January 2023 . Retrieved 12 January 2022 .
  35. ^ Перейти обратно: а б с д Даллёккен, Пер Эрлиен (13 января 2022 г.). « Белые лебеди»: Россия совершила испытательный полет первого вновь построенного Ту-160М . Ту.но (на норвежском языке). Технический еженедельник . Архивировано из оригинала 14 января 2022 года.
  36. ^ Перейти обратно: а б «ПАО «ОАК» . Телеграмма . Архивировано из оригинала 1 февраля 2023 года . Проверено 31 декабря 2022 г.
  37. ^ «ПАО «ОАК» . Телеграмма . Архивировано из оригинала 31 декабря 2022 года . Проверено 31 декабря 2022 г.
  38. ^ Николов, Бойко (21 февраля 2024 г.). «Путин приедет в Казань, чтобы представить четыре глубоко модернизированных бомбардировщика Ту-160М» . Обзор военной промышленности Болгарии . Архивировано из оригинала 24 февраля 2024 года . Проверено 8 марта 2024 г.
  39. ^ «Доля современных вооружений в российских ядерных силах достигла 95%» . ТАСС . 22 февраля 2024 года. Архивировано из оригинала 8 марта 2024 года . Проверено 8 марта 2024 г.
  40. ^ «Бурлак» . Архивировано из оригинала 28 марта 2010 года.
  41. ^ Путин предложил сделать на базе Ту-160 гражданский авиалайнер Archived 7 February 2018 at the Wayback Machine Zvezda TV, 25 January 2018.
  42. ^ Гражданский авиалайнер на базе ракетоносца Ту-160. Реально ли? Archived 14 February 2018 at the Wayback Machine BBC, 25 January 2018.
  43. ^ Бергманс, Вернер (1996–2011). «Туполев Ту-160 Блэкджек» . Fighter-Planes.com . Вернер Бергманс, Эйндховен, Нидерланды. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 2 марта 2015 г.
  44. ^ Даффи, Пол; Кандалов, Андрей Иванович (1996). Туполев: Человек и его самолет (иллюстрированное ред.). Уоррендейл, Пенсильвания: SAE International, 1996. с. 170. ИСБН  1-56091-899-3 . Проверено 2 марта 2015 г.
  45. ^ «ODIN — Сеть интеграции данных OE» .
  46. ^ «Российский стратегический бомбардировщик Ту-160 Блэкджек» . РИА Новости. 2013. Архивировано из оригинала 2 ноября 2013 года . Проверено 21 ноября 2013 г.
  47. ^ «Музей авиации – Ту-160 «Блэкджек».» Архивировано 14 октября 2007 г. на сайте Wayback Machine Aerospaceweb.org, 16 августа 2008 г. Проверено 19 июля 2009 г.
  48. ^ «Бомбардировщики Ту-160 отрабатывают дозаправку в воздухе на учениях в феврале 2008 года». Архивировано 2 октября 2011 года на сайте Wayback Machine AirForceWorld.com. Проверено 3 сентября 2011 г.
  49. ^ «Путеводитель Overscan по российской военной авионике» . Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года.
  50. ^ «Туполев Ту-160 «Блэкджек» » . МИЛАВИЯ . Архивировано из оригинала 28 февраля 2015 года . Проверено 22 января 2015 г.
  51. ^ Лейк, Джон (2002). Великая книга бомбардировщиков: самые важные бомбардировщики мира от Первой мировой войны до наших дней . Ст, Пол. Миннесота: Издательская компания MBI. п. 481. ИСБН  978-0-7603-1347-3 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  52. ^ «Ту-160 (Блэкджек) Российский стратегический бомбардировщик» . ODIN-OE Сеть интеграции данных . Проверено 7 августа 2024 г.
  53. ^ «Гиперзвуковые ракеты делают российские бомбардировщики Ту-160 смертоноснее, чем когда-либо» . Nationalinterest.org . 6 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 21 января 2023 года . Проверено 26 мая 2021 г.
  54. ^ Справочник мирового оружия 1996, с. 140.
  55. ^ « Белый лебедь» — российский сверхзвуковой самолет» . Главные новости Москвы . 2009. Архивировано из оригинала 2 июня 2009 года . Проверено 19 июля 2009 г.
  56. ^ «Бомбардировщики Ту-160 с новейшими крылатыми ракетами — верхушка» . ТАСС . 16 сентября 2023 года. Архивировано из оригинала 17 сентября 2023 года . Проверено 18 сентября 2023 г.
  57. ^ Миллер, Дэвид (1998). Холодная война: военная история (изд. Пимлико, 2001 г.). Лондон: Джон Мюррей, Random House. п. 162. ИСБН  1-4481-3793-4 .
  58. ^ Перейти обратно: а б с д Бутовский, Петр. «Стратегические бомбардировочные силы России». Боевой самолет . 4 (6): 552–565.
  59. ^ Перейти обратно: а б "Ту-160 принят на вооружение" . take-off.ru . December 2005. Archived from the original on 15 March 2008 . Retrieved 8 December 2019 .
  60. ^ «Русский сверхзвуковой бомбардировщик потерпел крушение» . Ананова . Ассошиэйтед Пресс. 18 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2003 г.
  61. ^ «Русские утверждают, что полеты бомбардировщиков над территорией США остались незамеченными» . FlightGlobal . 24 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 21 января 2023 г. Проверено 9 декабря 2019 г.
  62. ^ «Россия заказала патрулирование бомбардировщиков дальнего действия» . США сегодня . 17 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 г. . Проверено 12 января 2020 г.
  63. ^ «Россия возобновляет патрулирование ядерными бомбардировщиками» . Нью-Йорк Таймс . 17 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 29 августа 2019 г.
  64. ^ Саттер, Рафаэль Г. «Самолеты НАТО перехватывают российские военные самолеты». Архивировано 5 декабря 2008 года в Wayback Machine USA Today , 14 сентября 2007 года. Проверено 19 июля 2009 года.
  65. ^ Бугайский, Януш (2008). Расширяющаяся Евразия: европейские амбиции России (иллюстрированное ред.). Вашингтон, округ Колумбия: CSIS Press. п. 143. ИСБН  978-0-89206-545-5 .
  66. ^ "Россия испытывает гигантскую топливно-воздушную бомбу". Архивировано 29 марта 2017 года в Wayback Machine BBC News, 12 сентября 2007 года. Проверено 3 августа 2009 года.
  67. ^ Акс, Дэвид и Дарья Соловьевы. «Россия инсценировала мистификацию отца всех бомб?» Архивировано 15 апреля 2017 года в Wayback Machine Wired , 4 октября 2007 года. Проверено 15 ноября 2014 года.
  68. ^ "Модернизированный Ту-160 передали в состав ВВС России" . oreanda.ru . 29 April 2008. Archived from the original on 21 January 2023 . Retrieved 8 December 2019 .
  69. ^ "ВВС России получили новый самолет" . ntv.ru . 29 April 2008. Archived from the original on 21 January 2023 . Retrieved 9 December 2019 .
  70. ^ "Российские бомбардировщики приземляются в Венесуэле". Архивировано 27 марта 2010 года в Wayback Machine BBC News, 11 сентября 2008 года.
  71. ^ "Россия планирует крупнейшее испытание ракеты за 24 года". Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine, The Daily Telegraph , 7 октября 2008 года.
  72. ^ Акс, Дэвид (13 ноября 2013 г.). «Мы только что выследили все российские дальние бомбардировщики» . Война – это скучно . Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года.
  73. ^ «Колумбия направит России ноту протеста за нарушение воздушного пространства » . Зритель (на испанском языке). 5 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г.
  74. ^ «Колумбия заявляет, что российские бомбардировщики нарушили ее воздушное пространство» . Рейтер . 5 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 21 ноября 2015 г.
  75. ^ «Колумбия протестует против нарушения воздушного пространства российскими бомбардировщиками» . «Москва Таймс» . 7 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 21 ноября 2015 г.
  76. ^ «Российские бомбардировщики летают вокруг Европы, чтобы нанести удар по Сирии, продемонстрировав силу на расстоянии 8000 миль» . «Дейли телеграф» . 20 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 21 апреля 2019 г. . Проверено 18 апреля 2020 г.
  77. ^ Военная интервенция России в Сирию – предыстория, реализация и последствия (PDF) (на норвежском языке) (изд. FFI-RAPPORT 16/00500). Норвежский институт оборонных исследований . 15 марта 2016 г. ISBN  978-82-464-2723-2 . Архивировано (PDF) из оригинала 21 января 2023 года . Проверено 15 января 2022 г.
  78. ^ Ченчиотти, Дэвид (17 ноября 2015 г.). «25 российских стратегических бомбардировщиков дальнего действия впервые в бою над Сирией» . Авиационист . Архивировано из оригинала 20 ноября 2015 года . Проверено 20 ноября 2015 г.
  79. ^ Олифант, Роланд; Аккоч, Разие; Стифел, Элеонора (17 ноября 2015 г.). «Атаки в Париже: Кэмерон обосноват необходимость военных действий в Сирии, поскольку войска ЕС могут быть отправлены во Францию» . «Дейли телеграф» . Онлайн. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 17 ноября 2015 г.
  80. ^ "Экипажи Ту-160 впервые в истории выполнили посадку на аэродром Анадырь в ходе учения дальней авиации" . function.mil.ru . 16 August 2018. Archived from the original on 18 December 2018 . Retrieved 17 December 2018 .
  81. ^ «Российские сверхзвуковые бомбардировщики развернулись возле Аляски «впервые в истории» » . themoscowtimes.com . 17 августа 2018 г. Архивировано из оригинала 29 декабря 2018 г. Проверено 17 декабря 2018 г.
  82. ^ «Российский стратегический бомбардировщик Ту-160 испытал 12 ракет» . ТАСС . 18 декабря 2018 г. Архивировано из оригинала 20 декабря 2018 г. Проверено 20 декабря 2018 г.
  83. ^ Владимир Исаченков (10 декабря 2018 г.). «Россия только что отправила в Венесуэлу два бомбардировщика, способных нести ядерное оружие» . Время . Архивировано из оригинала 11 декабря 2018 года . Проверено 11 декабря 2018 г. Развертывание бомбардировщиков последовало за визитом президента Венесуэлы Николаса Мадуро в Москву на прошлой неделе с целью поддержать политическую и экономическую помощь, хотя его страна изо всех сил пытается выплатить миллиарды долларов, задолженность перед Россией.
  84. ^ "На аэродроме в ЮАР приземлились два российских ракетоносца Ту-160" . RIA Novosti. 23 October 2019. Archived from the original on 21 January 2023 . Retrieved 25 October 2019 .
  85. ^ «Почему российские бомбардировщики над Беларусью?» . Национальный интерес. 12 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 21 января 2023 года . Проверено 13 ноября 2021 г.
  86. ^ «Ракетные удары по винницкому аэродрому, нанесённые со стороны Чёрного моря» . Укринформ.нет . 6 марта 2022 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2022 года . Проверено 26 июня 2022 г.
  87. ^ «Российские ракеты по Киеву запущены с бомбардировщиков Ту-95, Ту-160 – командование ВВС» . Укринформ.нет . 26 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 10 декабря 2022 года . Проверено 26 июня 2022 г.
  88. ^ Гаур, Мадхави (20 августа 2022 г.). «Индия закупит у России шесть дальних бомбардировщиков Ту-160» . Адда 247 . Архивировано из оригинала 3 ноября 2022 года . Проверено 20 сентября 2022 г.
  89. ^ «Ту-160 «Белый лебедь» для ВВС Индии? Факты о самом большом в мире бомбардировщике» . Ежедневные новости и анализ (ДНК) . 11 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2022 года . Проверено 7 декабря 2022 г.
  90. ^ Подполковник Дж. С. Содхи (23 августа 2022 г.). «Туполев Ту-160: ас воздушной войны» . Финансовый экспресс . Архивировано из оригинала 22 сентября 2022 года . Проверено 7 декабря 2022 г.
  91. ^ Перейти обратно: а б с д Журнал «Авиация и космонавтика» , 5.2006, стр. 10–11. ОСЛК   24440468 .
  92. ^ «Россия выкатывает новый Ту-160М2, но реалистичны ли амбиции Москвы по производству бомбардировщиков? – Драйв» . 17 ноября 2017 г. Архивировано из оригинала 7 февраля 2019 г.
  93. ^ Франц-Стефан Гади, Дипломат. «К 2030 году Россия получит целый флот модернизированных сверхзвуковых бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие» . Дипломат. Архивировано из оригинала 6 декабря 2018 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
  94. ^ Маджумдар, Дэйв (23 марта 2018 г.). «Вот почему «новый» российский Ту-160М2 может стать худшим кошмаром НАТО» . Национальный интерес . Архивировано из оригинала 6 декабря 2018 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
  95. ^ «Россия запустит серийное производство модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М2» . DefenceTalk.com . 14 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 26 октября 2017 года . Проверено 29 октября 2017 г.
  96. ^ «Россия заявляет, что ее будущие бомбардировщики будут иметь защиту от «всех ракет» – Драйв» . 16 июня 2017 г. Архивировано из оригинала 7 февраля 2019 г.
  97. ^ «Первый новопостроенный Ту-160М совершит первый полет в четвертом квартале 2021 года» . Архивировано из оригинала 22 января 2023 года . Проверено 4 января 2021 г.
  98. ^ Дальняя авиация получила четыре модернизированных самолета Ту-95МС и один самолет Ту-160. (рус) Архивировано 9 августа 2020 года в Wayback Machine . tvzvezda.ru, 23 декабря 2018 г.
  99. ^ "ЦАМТО / / Сергей Шойгу подвел итоги деятельности ВС РФ в 2022 году и определил задачи на очередной период" . Archived from the original on 21 December 2022 . Retrieved 31 December 2022 .
  100. ^ «Хронология вывода из эксплуатации и передачи украинских бомбардировщиков» (PDF) . Инициатива по ядерной угрозе . Апрель 2005 г. Архивировано (PDF) из оригинала 13 августа 2018 г. Проверено 3 марта 2015 г.
  101. ^ «Как американцы уничтожили лучшую военную технику Украины — бомбардировщик Ту-160» . 24 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 20 ноября 2015 г. - через YouTube.
  102. ^ «Музей дальней авиации» . Туризм.Полтава.ua . Совместный проект Fox Web Workshop и управления культуры и туризма горисполкома. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 3 марта 2015 г.
  103. ^ Музей дальней авиации, Полтава [Музей дальней авиации, Полтава] (на русском языке). Архивировано из оригинала 18 августа 2012 года . Проверено 17 ноября 2012 г.
  104. ^ Джексон 2003, стр. 425–426.
  105. ^ Тейлор 1996, с. 103.
  106. ^ «Ту-160 БЛЭКДЖЕК (ТУПОЛЕВ)» . GlobalSecurity.org . Архивировано из оригинала 17 июня 2009 года . Проверено 16 августа 2019 г.
  107. ^ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОМБАРДИРОВЩИКА Ту-160 [Характеристики бомбардировщика Ту-160] (на русском языке). airforce.ru. Архивировано из оригинала 25 апреля 2009 года . Проверено 3 августа 2009 г.
  108. ^ "В Минобороны доказали превосходство Ту-160 над американским B-1B" . RIA Novosti. 23 December 2018. Archived from the original on 25 December 2018 . Retrieved 25 December 2018 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Справочник мирового оружия. Лестер, Великобритания: Blitz Editions, 1996. ISBN   978-1-85605-348-8 .
  • Иден, Пол, изд. (июль 2006 г.). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Amber Books, 2004. ISBN.  1-904687-84-9 .
  • Джексон, Пол. Jane's All The World's Aircraft 2003–2004 . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн, 2003. ISBN   0-7106-2537-5 .
  • Николау, Стефан (июль – август 2020 г.). «Туполев Ту-160: L'arme absolue (2)» [Туполев Ту-160: Абсолютное оружие, Часть 2]. Авионс (на французском языке) (235): 86–95. ISSN   1243-8650 .
  • Тейлор, Мировой справочник самолетов и систем Майкла Дж. Х. Брасси . Лондон: Брасси, 1996. ISBN   1-85753-198-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 774e85f0f837b8fed8fa31cf71c5b22a__1723109220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/2a/774e85f0f837b8fed8fa31cf71c5b22a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tupolev Tu-160 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)