Jump to content

Valentin Bliznyuk

Valentin Bliznyuk
Рожденный
Valentin Ivanovich Bliznyuk

12 апреля 1928 г.
Умер 30 декабря 2019 г. (30 декабря 2019 г.) (91 год)
Национальность Советский Союз , Россия
Занятие Инженер
Инженерная карьера
Дисциплина Авиационная техника
Работодатель(и) Туполева . ОКБ
Значительный дизайн Ту-160
Награды Орден «За заслуги перед Отечеством» 4 степени.
Орден Трудового Красного Знамени
Орден «Знак Почета»
Государственная премия СССР.
Заслуженный авиастроитель [ ru ]

Валентин Иванович Близнюк ( русский : Валентин Иванович Близнюк ; 12 апреля 1928 - 30 декабря 2019) был советским и российским авиаконструктором , который Туполева на протяжении почти семидесяти лет работал в основном с конструкторским бюро .

Родившийся в 1928 году Близнюк поступил в Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе и во время учебы был принят на работу в ОКБ Туполева инженером-конструктором. Его ранние работы включали несколько военных проектов, в том числе турбовинтовой тактический ударный самолет Ту-91 , стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-98 , прототип Ту-105 для Ту-22 сверхзвукового дальнего бомбардировщика и Ту-107. . С конца 1950-х годов Близнюк работал над проектами беспилотных летательных аппаратов различного назначения, приложил руку к разработке беспилотных аппаратов Ту-121 , Ту-123 , Ту-141 и Ту-143 , а также еще некоторых нетрадиционных конструкций. , Ту-130 планер-разгонщик и предлагаемый орбитальный пилотируемый корабль Ту-136 . К 1960-м годам он работал под руководством начальника бюро Алексея Туполева над проектом сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 и имел должность заместителя главного конструктора.

Используя опыт, накопленный при производстве Ту-144, Близнюк работал над созданием Ту-160 , сверхзвукового бомбардировщика, который вобрал в себя ряд особенностей, разработанных и усовершенствованных на Ту-144. Близнюк был назначен главным конструктором и руководителем проекта Ту-160 в 1975 году и довел конструкцию до первого испытательного полета в 1981 году и принятия ее на вооружение ВВС СССР в 1987 году. Он продолжал совершенствовать и развивать конструкцию. до конца своей карьеры. За свою карьеру получил ряд наград, в том числе Государственную премию СССР , орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, орден Трудового Красного Знамени , орден «Знак Почёта» , а также Звание авиастроителя заслуженного Близнюк оставался в Туполеве до самой его смерти в 2019 году, работая консультантом в высшем совете компании. В 2006 году Военный совет 37-й воздушной армии назвал один из бомбардировщиков Ту-160 «Валентин Близнюк» в честь главного конструктора самолета.

Ранняя жизнь и дизайнерская работа

[ редактировать ]
Ту -95 в полете. Одна из первых разработок, над которой работал Близнюк.

Близнюк родился 12 апреля 1928 года в селе Малороссийское тогдашней Казахской АССР , в Советском Союзе поступил в Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе . . После окончания средней школы [1] [2] [3] Во время учебы в 1952 году он поступил на работу в ОКБ Туполева инженером-конструктором, а в 1953 году окончил Московский авиационный институт. [4] [5] Под руководством Сергея Егера [ ru ] Близнюк работал над несколькими проектами, разработанными бюро в 1950-е годы; в том числе Ту-91 турбовинтовой тактический ударный самолет , стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-98 , прототип Ту-22 сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-105 и прототип военно-транспортного самолета Ту-107 . [1] [4]

Беспилотные и экспериментальные автомобили

[ редактировать ]

В конце 1950-х годов Туполевское бюро сформировало новое подразделение под руководством Алексея Туполева, которое возглавило исследования в области беспилотных летательных аппаратов . С 1957 по 1972 год Близнюк непосредственно руководил разработкой нескольких новых беспилотных авиационных систем; включая Ту-121 сверхзвуковой стратегический ударный самолет , а также разведывательные беспилотники Ту-123 , Ту-141 и Ту-143 . [1] [5] Он также работал над Ту-130 -разгонщиком и предлагаемым - 136 Ту . планёром [4] [3] Технические прорывы, осуществленные в этой работе, позволили Туполеву спроектировать и построить Ту-144 , первый сверхзвуковой пассажирский самолет, который впервые поднялся в воздух в 1968 году. [1] [4]

Ту-144 и Ту-160

[ редактировать ]
Ту-160 РФ-94113 «Валентин Близнюк», назван в честь Близнюка в 2006 г.

Главным конструктором Ту-144 был указан Алексей Туполев, под его руководством Близнюк координировал разработку проекта. Близнюк начинал с должности начальника бригады, а затем стал начальником отдела общих видов в должности заместителя главного конструктора. [4] [3] В конце концов он стал главой конструкторского отдела, применив многие особенности конструкции и уроки, извлеченные из Ту-144, при разработке дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М и его многочисленных вариантов. [1] Они заложили основу для разработки сверхзвукового бомбардировщика Ту-160 . Близнюк принимал участие в предварительном проектировании Ту-160 в конце 1960-х - начале 1970-х годов, в результате чего была создана конструкция крыла изменяемой стреловидности , использованная на Ту-144. В 1975 году Близнюк был назначен главным конструктором и руководителем проекта Ту-160, заместителем генерального конструктора ОКБ. [2] [4] [5] Близнюк курировал координацию работы различных компаний и элементов, участвовавших в проектных и строительных работах, а также строительстве прототипов, их испытаниях и доводках. Первый полет прототипа Ту-160 состоялся 18 декабря 1981 года. После тщательных испытаний Ту-160 поступил на вооружение ВВС СССР в 1987 году. [5] Близнюк продолжал работать над дальнейшими усовершенствованиями и разработками конструкции до конца своей карьеры. [1] [4] Туполев назвал Близнюка конструктором, который «не только осуществлял общее руководство проектом, но и непосредственно руководил разработкой аэродинамической схемы самолета, его силовой установки, включая многие инновационные разработки». [4]

РФ-94113 «Валентин Близнюк» на МАКСе в 2012 году.

Близнюк также руководил разработкой Ту-330 , среднего грузового самолета, разработанного на базе коммерческих проектов Ту-204 и Ту-214 . [1] [3] [4] В дальнейшем Близнюк был консультантом высшего совета Туполева. [4] Близнюк умер 30 декабря 2019 года в возрасте 91 года. [2] [4] ОКБ Туполева объявило о его смерти и записало, что «он был выдающимся авиационным конструктором, талантливым организатором, отзывчивым и внимательным руководителем и другом. Валентин Иванович внес неоценимый вклад в развитие отечественного авиастроения. Он создавал проекты и претворил их в жизнь, вложив свою энергию, знания и силы, свою искреннюю любовь к авиации и веру в ее перспективы». [4]

Почести и награды

[ редактировать ]
Имя Близнюка красуется на бомбардировщике Ту-160, названном в его честь

свою карьеру Близнюк был удостоен премии СССР и звания авиастроителя Заслуженного За . Государственной [2] Также он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, орденами Трудового Красного Знамени и орденами «Знак Почёта» . [3] В 2006 году Военный совет 37-й воздушной армии присвоил одному из своих бомбардировщиков Ту-160 с идентификационным номером 19 «Валентин Близнюк». [1]

В 2006 году Военный совет 37-й воздушной армии присвоил одному из стоящих на вооружении ВВС России бомбардировщиков Ту-160 (бортовой номер 19) «Валентин Близнюк». [1]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я БЛИЗНЮК В.И. в Wayback Machine (архивировано 10 января 2011 г.)
  2. ^ Перейти обратно: а б с д "Умер создатель Ту-160 Валентин Близнюк, сообщил источник" (in Russian). RIA Novosti . 30 December 2019 . Retrieved 3 January 2020 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и "Чем известен Валентин Близнюк" (in Russian). Kommersant . 31 December 2019 . Retrieved 3 January 2020 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л "Умер главный конструктор бомбардировщика Ту-160 Валентин Близнюк" (in Russian). Interfax . 31 December 2019 . Retrieved 3 January 2020 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Yachmennikova, Nataliya (31 December 2019). "Умер главный конструктор ракетоносца Ту-160 Валентин Близнюк" (in Russian). Rossiyskaya Gazeta . Retrieved 3 January 2020 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a544045b930696b45a4e7a5c89d0ac92__1718351040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/92/a544045b930696b45a4e7a5c89d0ac92.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Valentin Bliznyuk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)