Бериев А-50
А-50 | |
---|---|
![]() | |
41 Таганрог, регистрационный номер РФ-94268, самолет Бериева А-50У | |
Роль | Воздушное раннее предупреждение и контроль |
Производитель | Бериев |
Первый полет | 19 декабря 1978 г. [ 1 ] |
Введение | 1985 [ 1 ] |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Воздушно-космические силы России Индийские ВВС |
Произведено | 1978–1992 [ нужны разъяснения ] |
Количество построенных | ~40 [ нужна ссылка ] |
Разработано на основе | Ильюшин Ил-76 |
Развитый в | Бериев А-100 |
Бериев А-50 ( название НАТО : Mainstay ) — самолет советский дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), созданный на базе транспортного самолета Ил-76 . Разработанный для замены Ту-126 «Мох» , А-50 впервые поднялся в воздух в 1978 году. О его существовании Западному блоку сообщил в 1978 году Адольф Толкачев . [ 2 ] Он поступил на вооружение в 1985 году, к 1992 году было произведено около 40 единиц. [ нужна ссылка ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]А-50
[ редактировать ]Персонал миссии, состоящий из 15 человек, получает данные от большого обзорного радара «Лиана» с антенной, расположенной над фюзеляжем ротодома диаметром 9 метров (30 футов). [ нужна ссылка ] Дальность обнаружения составляет 650 километров (400 миль; 350 миль) по воздушным целям и 300 километров (190 миль; 160 миль) по наземным целям. [ 3 ]
А-50 может управлять [ нужны разъяснения ] до десяти истребителей для выполнения задач перехвата воздух-воздух или атаки воздух-земля. А-50 может летать в течение четырех часов на дальность полета 1000 километров (620 миль; 540 морских миль) от своей базы при максимальной взлетной массе 190 метрических тонн (420 000 фунтов). Заправлять самолет можно на танкерах Ил-78 . [ нужна ссылка ]
РЛС «Вега-М» разработана МНИИП, г. Москва, и производится НПО «Вега» . «Вега-М» может отслеживать до 150 целей одновременно в радиусе 230 километров (140 миль; 120 морских миль). Большие цели, такие как надводные корабли, можно отслеживать на расстоянии 400 километров (250 миль; 220 морских миль). [ 4 ]
А-50У
[ редактировать ]Разработка модернизированной версии А-50У началась в 2003 году; Государственные испытания начались 10 сентября 2008 года с использованием в качестве прототипа самолета ВВС России А-50 «37 Красный». Он заменяет аналоговую авионику новым комплексом цифровой авионики производства НПО «Вега», который ускоряет обработку данных, улучшает отслеживание сигналов и обнаружение целей. В модернизацию также включены места для отдыха экипажа, туалет и камбуз. [ 5 ]
После завершения совместных государственных испытаний Бериев первый А-50У передал ВВС России . Самолет «47 Красный», RF-92957, был передан на заводе Бериева в Таганроге 31 октября 2011 года. [ 6 ] Его принял экипаж 2457-й авиационной базы боевой эксплуатации самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (Авиабаза Боевого применения Самолётов Дальнего радиолокационного обнаружения) в Иваново Северный , единственной базы, эксплуатирующей в оперативном порядке А-50 (в ней эксплуатируется 16 самолет). [ 5 ] Четвертый А-50У «41 Таганрог» был передан ВКС России 7 марта 2017 года. Пятый А-50У «45 Красный» был передан 6 декабря 2018 года. Восемь самолетов А-50У переданы в качестве сентября 2023 г. [update]. [ 7 ] [ 8 ]
Модернизация А-50У легла в основу концепции Бериева А-100 AEW&C. Его конфигурация будет аналогичной, но с новым Vega Premier радаром с активной антенной решеткой . [ 5 ]
В «Ростехе» заявили, что производство А-50У возобновится в 2024 году. Однако вполне вероятно, что возобновление производства будет отложено на несколько лет. [ 9 ]
Операционная история
[ редактировать ]В мирное время
[ редактировать ]Самолет поступил на вооружение 67-й отдельной авиационной эскадрильи дальнего воздушного наблюдения (67 ОАЭ ДРЛО) (в/ч 32457) в 1984 году в Шяуляе в Литве . [ 10 ] Подразделение было переименовано в 144-й отдельный полк ДРЛО (в/ч 89449), а затем в 1998 году перебазировано в Печору-Каменку (часто называемую «Березовка»).
Находился отряд (два А-50 и один Ил-76) в составе 192-го гвардейского Керченского Краснознамённого военно-транспортного авиационного полка (в/ч 26212), аэродром Укурей Читинской области в России с 1985 по 1995 год. Сформирован в аэродром Улан-Удэ (Восточный) в 1985 году, перелетел в Укурей в 1988 году. В 1995 году расформирован, а самолеты переданы в состав 144-го отдельного полка. создан 18-й отдельный авиационный отряд ДРЛО (два А-50 и 1 Ил-76). С 1985 года на аэродроме Витебск-Северный В 1993 году отряд расформирован.
Два самолета «круглосуточно действовали над Черным морем во время операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» во время войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.), наблюдая за действиями ВВС США из Турции и следя за «заблудшими» крылатыми ракетами. ." [ 10 ] : 351
Сирийская гражданская война
[ редактировать ]В конце декабря 2015 года А-50 начал операции над Сирией, летая из России, чтобы поддержать российское военное вмешательство в сирийскую гражданскую войну . [ 11 ]
Русско-украинская война
[ редактировать ]В декабре 2018 года он был переброшен в Крым. [ 12 ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
26 февраля 2023 года, во время вторжения России в Украину , партизанская группа Ассоциация сил безопасности Беларуси (BYPOL) сообщила, что она провела атаку беспилотника и повредила российский А-50 на авиабазе Мачулищи под Минском . Беларусь. [ 13 ] На атакованной базе также находятся истребители МиГ-31, которые использовались для нападения на Украину. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Однако спутниковые снимки авиабазы Мачулищи от 28 февраля не выявили существенных повреждений единственного находящегося там А-50. [ 16 ] 2 марта 2023 года операторы дронов разместили на YouTube видео тренировочного забега предполагаемого взрыва А-50У, на котором видно, как беспилотник беспрепятственно пролетает над Мачулищами, а затем приземляется на роторный купол А-50. 3 марта 2023 года операторы дронов опубликовали второе видео, на котором видно, как дрон приземлился на куполообразную часть фюзеляжа прямо перед крыльями, после чего произошла потеря видеосигнала, предположительно из-за самого взрыва.
17 ноября 2023 года министерство обороны Великобритании полагает, что «вероятно» российские войска обновляют свои самолеты дальнего обнаружения А-50 в ожидании поставок Западом современных истребителей, таких как F-16 . Самолет также может быть интегрирован с наземными ракетными комплексами С-400 . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Украинские силы заявили, что сбили А-50 над Азовским морем 14 января 2024 года, когда он находился на дежурстве в районе Кирилловки . Сообщается, что А-50 исчез с радаров и перестал отвечать на запросы тактической авиации. Позже несколько западных и украинских источников сообщили, что пилот самолета Су-30 ВВС России зафиксировал в этом районе возгорание и падение неопознанного самолета, предположительно А-50. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Forbes Журналист Дэвид Экс процитировал одного аналитика, который утверждал, что украинские ВВС сначала отключили российские радары в Крыму, в результате чего русские восстановили там радиолокационное покрытие, переместив свой А-50 на север, в район Бердянска, таким образом, в пределах досягаемости украинской батареи ЗРК. Далее утверждалось, что в результате сбития А-50 у российских ВВС осталось всего два исправных А-50. [ 24 ] По состоянию на 15 января 2024 г. [update]Кремль не подтвердил и не опроверг факт сбития А-50. [ 25 ] Аналитики открытых источников позднее установили, что потерянным самолетом был А-50У «37 красный» 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава военно-транспортной авиации (610-й ЦБП и ПЛС), базировавшегося в Иваново Северном . [ 26 ]
23 февраля 2024 года украинские официальные источники сообщили о сбитии второго самолета А-50У над Краснодарским краем в 18:44 по местному времени Украины. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ Сайт правительства Украины 1 ] Украинские вооруженные силы утверждают, что применили систему дальнего действия С-200 , чтобы сбить А-50 вечером 23 февраля над Азовским морем. По данным украинских источников, в самолете погибли 10 россиян, в том числе пятеро майоров. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Позднее самолет был идентифицирован как А-50У «42 красный» 610-го СБП и ПЛС. [ 33 ] Кирилл Буданов заявил, что по состоянию на февраль 2024 года в России имеется шесть действующих А-50. [ 34 ]
Также в ночь с 8 на 9 марта 2024 года, возможно, от удара украинского беспилотника пострадал Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева, где ремонтируются А-50. [ 35 ]
Варианты
[ редактировать ]
- А-50 - Оригинальный вариант
- А-50М — Обновленный [ когда? ] вариант А-50 с дозаправкой в воздухе [ нужна ссылка ]
- А-50У — Обновленный [ когда? ] вариант А-50М с современной электроникой и повышенным комфортом экипажа [ 36 ] [ 37 ]
- llyushin/Beriyev ‘Aircraft 676’ [ 38 ] : 302—305 – Единый временный самолет телеметрии и слежения
- llyushin/Beriyev ‘Aircraft 776 [ 38 ] : 302—305 – Единый временный самолет телеметрии и слежения
- Илюшин/Бериев 'Самолет 976' (СКИП) [ 38 ] : 302—305 - (Воздушный контрольно-измерительный центр) - Платформа управления дальностью и слежения за ракетами на базе Ил-76, изначально созданная для поддержки Радуга Х-55. испытаний крылатой ракеты
- Izdeliye 1076' [ 38 ] : 305—309 - Одиночный самолет специального назначения с неизвестными обязанностями.
- А-50ЭИ - экспортная версия 2000-х годов для ВВС Индии с двигателями «Авиадвигатель ПС-90А-76» и израильской EL/W-2090. РЛС [ 39 ]
Операторы
[ редактировать ]
- Воздушно-космические силы России [ 41 ]
- 2457-я авиационная база ( Иваново Северный )
- 144-й отдельный полк дальнего воздушного наблюдения
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Советские Силы ПВО (1984–1992)
- 144-й отдельный полк дальнего воздушного наблюдения
- Войска ПВО России (1992–1998 гг.)
- ВВС России , Войска воздушно-космической обороны и т. д. того времени.
Технические характеристики (А-50)
[ редактировать ]
Данные из [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Экипаж: 15 человек
- Длина: 49,59 м (162 фута 8 дюймов)
- Размах крыла: 50,5 м (165 футов 8 дюймов)
- Высота: 14,76 м (48 футов 5 дюймов)
- Площадь крыла: 300 м 2 (3200 кв. футов)
- Профиль профиля : коренной: ЦАГИ П-151 (13%); совет: ЦАГИ П-151 (10%) [ 42 ]
- Вес пустого: 75 000 кг (165 347 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 170 000 кг (374 786 фунтов)
- Силовая установка: 4 ТРДД Соловьева Д-30КП с тягой по 117,68 кН (26 460 фунт-сила) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 900 км/ч (560 миль в час, 490 узлов)
- Дальность: 7500 км (4700 миль, 4000 миль)
- Практический потолок: 12 000 м (39 000 футов)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Боинг E-3 Sentry (ДРЛОиУ)
- EL/W-2090
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б "А-50" . Уголок неба [ Уголок неба ] (на русском языке). nd Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 года . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ Хоффман, Дэвид Э. (май 2016 г.). «Эпилог | Заметка об интеллекте» . Шпион на миллиард долларов: правдивая история шпионажа и предательства времен холодной войны (первое изд.). Нью-Йорк : Даблдэй . стр. 525–532. ISBN 978-0-385-53760-5 . LCCN 2015003370 . OCLC 906798006 . OL 27183902M – через Интернет-архив . п. 530:
Еще одна неожиданная удача разведки: Толкачев первым предупредил Соединенные Штаты о том, что Советский Союз начинает разработку усовершенствованной бортовой системы предупреждения и управления, или АВАКС, летающей радиолокационной станции. Как только Толкачев указал на это, американские спутники-шпионы это подтвердили. Двадцатитонный радар, получивший название ШМЭЛ, или «Шмель», будет установлен на модифицированном военно-транспортном самолете Ил-76 с летающим диском в качестве купола радара, мало чем отличающимся от усовершенствованной американской системы E-3 Sentry, основанной на модифицированный Боинг 707, который уже летал.
- ^ "ВВС России получили четвертый модернизированный самолет ДРЛО А-50У" . Распознавание воздуха . Архивировано из оригинала 12 марта 2017 года . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ Видео новейшего "летающего радара" А-50У [Видео новейшего «летающего радара» А-50У]. Военно-промышленный курьер [ Военно-промышленный курьер ] (на русском языке). 29 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 31 марта 2017 года . Проверено 7 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Бериев передал первую модернизированную опору А-50У». Ежемесячник ВВС . № 286. Январь 2012. с. 28. ISSN 0955-7091 .
- ^ Олпорт, Дэйв (1 ноября 2011 г.). «Военно-воздушные силы России получили первый модернизированный самолет дальнего и дальнего радиолокационного обнаружения А-50У» . Ключ.Аэро . Ключевое издательство . Архивировано из оригинала 11 июня 2012 года . Проверено 9 сентября 2023 г.
ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ государственных совместных испытаний Бериев передал ВВС России первый модернизированный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У. Самолет был передан на базе Бериева в Таганроге 31 октября экипажу ВВС перед отправкой на оперативную базу.
- ^ Фадеичев Сергей (29 декабря 2021 г.). «Военный подрядчик поставил российским войскам модернизированную «летающую РЛС» дальнего действия А-50У . ТАСС . Архивировано из оригинала 22 марта 2023 года . Проверено 7 сентября 2023 г.
- ^ «Воздушно-космические силы России получили еще один самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У» .
- ^ «Ростех хочет возобновить производство комплексов ДРЛОиУ А-50У, но новые самолеты будут готовы нескоро, как показывает история» . Defense-ua.com . Оборонный экспресс . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Бериев А-50». Jane's All the World's Aircraft : 351. Февраль 2001 г. ISSN 0075-3017 .
- ^ Рипли, Тим (13 января 2016 г.). «Россия управляет «Основными» средствами ДРЛО над Сирией» . Еженедельник защиты Джейн . 53 (10). Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISSN 0265-3818 .
- ^ Рипли, Тим; Казале, Марк (12 декабря 2018 г.). «Россия усиливает Крым» . Еженедельник защиты Джейн . Лондон. ISSN 0265-3818 . OCLC 613908494 . Архивировано из оригинала 13 декабря 2018 года . Получено 8 сентября 2023 г. - через Jane's 360.
Россия начала кампанию по усилению своих воздушных и сухопутных сил, развернутых на оспариваемом полуострове Крым, согласно данным мониторинга из открытых источников и спутниковым снимкам. [...] Открытые источники также указывают на то, что ВКС перебросило на авиабазу Саки на западном побережье Крыма самолет радиолокационного обнаружения А-50. 7 декабря был зафиксирован самолет А-50 144-го воздушно-десантного авиационного полка дальнего радиолокационного обнаружения, единственного подразделения ВКС, эксплуатирующего этот самолет, со своей базы в Иваново в Саки.
- ^ Перейти обратно: а б Рот, Эндрю; Бомонт, Питер (27 февраля 2023 г.). "Белорусские партизаны заявляют, что взорвали российский самолет под Минском" . Хранитель . eISSN 1756-3224 . ISSN 0261-3077 . OCLC 60623878 . Архивировано из оригинала 21 августа 2023 года . Проверено 8 сентября 2023 г.
Что беспокоит Москву, так это то, что на авиабазе также находится по крайней мере один перехватчик МиГ-31, способный нести гиперзвуковую ракету, способную нести ядерное оружие, самолеты, запуски которых стали причиной ряда недавних воздушных тревог на Украине.
- ^ «Оппозиционная группа: Российский самолет поврежден взрывами в Белоруссии» . Киевская газета Independent . 26 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 10 июня 2023 года . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ Tyschenko, Kateryna (26 February 2023). "Belarusian partisans sabotaged in Machulishchy" . Ukrainska Pravda . OCLC 1066371688 . Archived from the original on 13 April 2023 . Retrieved 8 September 2023 .
- ^ Рогоуэй, Тайлер (28 февраля 2023 г.). «Российский радиолокационный самолет А-50 не поврежден после заявленной атаки беспилотника в Беларуси» . thedrive.com . Архивировано из оригинала 11 мая 2023 года . Проверено 9 сентября 2023 г.
На снимке, сделанном сегодня утром, 28 февраля 2023 года, виден самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления A-50 Mainstay, который предположительно подвергся нападению и все еще практически не поврежден на траектории полета на базе.
- ^ «Россия использует новые технологии для обнаружения самолетов противника» . Голос Америки . 17 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ: Россия использует самолеты ДРЛО А-50 для усовершенствованного наведения ракет С-400 SA-21 в Украине» . Армейское признание . 17 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «Военная разведка Великобритании: Россия, встревоженная размещением на Украине боевых самолетов, поставленных Западом, инициирует использование А-50 MAINSTAY D» . Оборонный экспресс . 17 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «Россия обеспокоена будущими поставками F-16 в Украину и уже готовится к этому – разведка Великобритании» . Украинская правда . Yahoo! Новости. 17 ноября 2023 г. Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ "ВСУ сбили над Азовским морем российский самолет-разведчик А-50" . Meduza (in Russian) . Retrieved 15 January 2024 .
- ^ Пичета, Роб (15 января 2024 г.). «Украина утверждает, что уничтожила российский самолет-разведчик при атаке над Азовским морем» . CNN . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ Лоу, Йоханнес; Холл, Рэйчел; Лоу (сейчас), Йоханнес; Холл (ранее), Рэйчел (15 января 2024 г.). «Российско-украинская война в прямом эфире: Украина заявляет, что сбила российский самолет-разведчик; Великобритания отправит 20 000 военнослужащих на военные учения НАТО» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 16 января 2024 г.
- ^ Акс, Дэвид (16 января 2024 г.). «Украинские экипажи устроили сложную ракетную ловушку лучшему российскому радиолокационному самолету» . Forbes.com . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Мелкозерова, Вероника (15 января 2024 г.). «Украина сбила российский самолет-разведчик А-50 и командирский самолет Ил-22» . politico.eu . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 349902» . www.aviationsafety.net . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ "В ВСУ утверждают, что сбили российский самолет А-50 над Азовским морем. Российские «военкоры» пишут, что причиной крушения стал дружественный огонь" . meduza.io . 23 February 2024 . Retrieved 23 February 2024 .
- ^ «ВВС: Украина сбила над Азовским морем еще один российский самолет А-50» . Киевская газета Independent . 23 февраля 2024 г. Проверено 23 февраля 2024 г.
- ^ Акс, Дэвид. «Невероятно, но ВВС России потеряли еще один редкий радиолокационный самолет А-50» . Форбс . Проверено 23 февраля 2024 г.
- ^ Роман Кравец; Алена Мазуренко (23 февраля 2024 г.). «Российский А-50 был сбит зенитной системой С-200» . Украинская правда .
- ^ "Еще один ракурс атаки и крушения российского самолета ДРЛО А-50. (К сожалению, с огромным водяным знаком.)" . 23 февраля 2024 г. Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ 10 россиян, в том числе 5 майоров, погибли в сбитом самолете А-50 - источники "Украинской правды"
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 351939» . www.aviationsafety.net . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Роман Петренко (25 февраля 2024 г.). "Россия будет вынуждена прекратить круглосуточное дежурство самолетов А-50, если потеряется еще один - начальник Главной разведки Министерства обороны Украины" . Украинская правда .
- ^ "На спутниковых снимках видны повреждения на таганрогском заводе после удара беспилотника по ремонтной площадке А-50" . Новый голос Украины (доступен на MSN.com) . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Брянский, Макс (март 2009 г.). "Авиафото #2000140 | Бериев А-50У - Россия - ВВС" . Авиалайнеры.нет . Архивировано из оригинала 16 октября 2022 года . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ Уолдрон, Грег (30 декабря 2018 г.). "В России продолжаются работы по модернизации ДРЛОиУ А-50" . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 1 января 2019 года . Проверено 1 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гордон, Ефим ; Комиссаров Дмитрий; Комиссаров, Сергей (10 марта 2005 г.). ОКБ Ильюшина: история ОКБ и его самолетов . Хинкли, Англия: Midland Publishing Ltd. ISBN 978-1-85780-187-3 . LCCN 2007531537 . OCLC 56539257 . OL 9001242M – через Интернет-архив .
- ^ «Бериев сдал третий А-50ЭИ» . Журнал «Взлет» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 8 сентября 2023 г.
Третий самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50ЭИ с серийным номером KW3553, построенный фирмой Бериева для ВВС Индии (IAF) по трехстороннему контракту, был переправлен из Таганрога в Израиль 8 октября 2010 года для компании ELTA для установки на него радиолокационной системы MSA.
- ^ «ВВС мира 2024» . 1 января 2024 года . Проверено 25 января 2024 г.
- ^ Мировые ВВС-2021 (pdf) (Отчет). FlightGlobal . 2021. Архивировано из оригинала 27 апреля 2023 года . Проверено 9 сентября 2023 г.
- ^ Леднисер, Дэвид (4 июня 2023 г.). «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . ООО «Аэромеханические решения» . Архивировано из оригинала 29 июля 2023 года . Проверено 9 сентября 2023 г.
Ильюшин Ил-76 | ЦАГИ П-151 (13%) | ЦАГИ П-151 (10%)
Ссылки украинского правительства
[ редактировать ]- ^ Official, N/A. "Сообщение Минус А-50У ― ГУР и Воздушные Силы сбили очередной самолет России" . Главное управление разведки Министерства обороны Украины (Message: Minus A-50U..) . Defense intelligence of Ukraine . Retrieved 23 февраля 2024 года . Russian language.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гордон, Ефим ; Коммисаров, Дмитрий (19 июля 2015 г.). Ильюшин/Бериев А-50: «Советский часовой» . ФлайтКрафт. Том. 6. Книги «Перо и меч» . ISBN 978-1-47382-391-4 . OCLC 925303234 . ОЛ 38289944М . Проверено 8 сентября 2023 г. - через Google Книги .
- Гордон, Ефим ; Комиссаров Дмитрий; Комиссаров, Сергей (10 марта 2005 г.). ОКБ Ильюшина: история ОКБ и его самолетов . Хинкли, Англия: ISBN Midland Publishing Ltd. 978-1-85780-187-3 . LCCN 2007531537 . OCLC 56539257 . ОЛ 9001242М .
Внешние ссылки
[ редактировать ]