Райан X-13 Вертиджет
X-13 Головокружение | |
---|---|
![]() | |
X-13 в полете на базе ВВС Эдвардс | |
Роль | Экспериментальный вертикального взлета и посадки реактивный самолет |
Производитель | Райан Аэронаутикал |
Первый полет | 10 декабря 1955 г. |
Ушедший на пенсию | 30 сентября 1957 г. |
Статус | на дисплее (2) |
Основной пользователь | ВВС США |
Количество построенных | 2 |
Ryan X-13 Vertijet (обозначение компании Model 69 ) — экспериментальный реактивный самолет с вертикальным взлетом и посадкой (VTOL), построенный компанией Ryan Aeronautical и летавший в Соединенных Штатах в 1950-х годах. Основная цель проекта заключалась в демонстрации способности чисто реактивного самолета вертикально взлетать, зависать, переходить в горизонтальный поступательный полет и вертикально приземляться.
Разработка
[ редактировать ]Сразу после Второй мировой войны Райана/ВМС США инженеры Райана задавались вопросом, сможет ли FR-1 Fireball , у которого тяговооруженность составляла 1 при небольшом количестве топлива, взлетать вертикально. США в ВМС Бюро аэронавтики 1947 году заключило с Райаном контракт, первоначально под обозначением F3R . [1] исследовать разработку реактивного истребителя вертикального запуска. Это было частью программы по оценке возможности создания самолетов подводного базирования. Райан провел испытания привязной установки вертикального взлета и посадки с дистанционным управлением с 1947 по 1950 год, а также летающей установки в 1951 году. В 1953 году Райан получил контракт с ВВС на разработку настоящего летающего самолета вертикального взлета и посадки с реактивным двигателем, которому было присвоено обозначение X-13. Самолет был спроектирован с использованием расчетов REAC 100 , и в конечном итоге было построено два прототипа. [2]
Ryan X-13 Vertijet имел длину 23 фута 5 дюймов (7,14 м). Он был достаточно большим, чтобы вместить одноместную кабину с откидным сиденьем и турбореактивный двигатель Rolls-Royce Avon с тягой 10 000 фунтов силы (44 кН) . Высоко расположенное треугольное крыло самолета имело размах всего 21 фут (6,4 м) и имело плоские концевые пластины . В носовой части самолета снизу имелся крюк и короткая рейка для измерения расстояния до прицепа. Крюк использовался для подвешивания Vertijet к вертикальной посадочной платформе платформы трейлера. После закрепления самолета в вертикальном положении прицеп опускали в горизонтальное положение и затем использовали для перевозки самолета по земле. Управление по тангажу и рысканью при висении обеспечивалось векторной тягой двигателей . Управление по крену обеспечивалось с помощью «фуговых» жиклеров (также известных как «управление реактивной реакцией»), установленных за концевыми пластинами законцовок крыла.
Первый прототип (№ 54-1619) был оснащен временным шасси и совершил свой первый горизонтальный полет 10 декабря 1955 года. Позже он совершил полный переход из горизонтального положения в вертикальное и обратно на высоте. Затем у первого прототипа шасси заменили на хвостовую раму, которая удерживала его в вертикальном положении на земле. С использованием этой оснастки проводилась практика подсечки. Второй прототип (№54-1620) 11 апреля 1957 года совершил вертикальный взлет с вертикально поднятого прицепа, перешел в горизонтальный полет и обратно. Затем он вернулся в вертикальный трейлер и приземлился, зацепившись за посадочный трос. Летные испытания проводились двумя летчиками-испытателями: главным летчиком-испытателем Райана Питером Ф. «Питом» Жираром и летчиком-испытателем Райана У.Л. «Лу» Эвереттом .
28–29 июля 1957 года X-13 был продемонстрирован в Вашингтоне, округ Колумбия. Он пересек реку Потомак и приземлился в Пентагоне.
ВВС решили не продолжать разработку Ryan X-13 Vertijet из-за отсутствия эксплуатационных требований.
Операционная история
[ редактировать ]
X-13 был разработан для исследования вертикального взлета, перехода в горизонтальный полет и возврата в вертикальный полет для приземления. Первый прототип Х-13 был оснащен временным трехопорным шасси. X-13 совершил традиционный полет 10 декабря 1955 года для проверки его аэродинамических характеристик. Затем Vertijet был оснащен временной установкой для «сидения хвостом». 28 мая 1956 года его подняли с земли в вертикальном положении для проверки его способности к зависанию. X-13 VertiJet совершил свой первый полет полного цикла на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии 11 апреля 1957 года, когда он взлетел вертикально со своего мобильного прицепа, перевернулся в горизонтальное положение и пролетел несколько минут. Затем X-13 перешел в вертикальный полет, медленно опустился обратно на трейлер и приземлился.
Выживший самолет
[ редактировать ]
Всего было построено два самолета Х-13, и оба выставлены на всеобщее обозрение:
- Серийный номер 54-1619 выставлен в Гиллеспи Филд пристройке Музея авиации и космонавтики Сан-Диего . Он предоставлен Смитсоновским национальным музеем авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия.
- Серийный номер 54-1620 , которым был самолет Vertijet, совершивший полет полного цикла 11 апреля 1957 года, был передан в Национальный музей ВВС США в Дейтоне, штат Огайо , в мае 1959 года. [3] Он выставлен в ангаре исследований и разработок музея.
Технические характеристики (Х-13)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: один пилот
- Длина: 23 фута 5 дюймов (7,14 м)
- Размах крыльев: 21 фут 0 дюймов (6,40 м)
- Высота: 15 футов 2 дюйма (4,62 м)
- Площадь крыла: 191 кв. фут (17,8 м 2 )
- Пустой вес: 5334 фунта (2424 кг)
- Полная масса: 6730 фунтов (3059 кг)
- Максимальный взлетный вес: 7200 фунтов (3272 кг)
- Силовая установка: 1 Rolls-Royce Avon RA.28 турбореактивный двигатель , тяга 10 000 фунтов силы (44 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 350 миль в час (560 км/ч, 300 узлов)
- Диапазон: 192 миль (307 км, 167 миль)
- Практический потолок: 20 000 футов (6 100 м)
- Нагрузка на крыло: 35,2 фунта/кв. футов (172 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 1,48
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Самолет , Том 87, 1954.
- ^ Альтернативные компьютеры . Время жизни . 1989. с. 24. ISBN 9780809457465 . Проверено 16 августа 2021 г.
- ^ Музей ВВС США 1975, с. 72.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Фрэнсис (июль – август 2002 г.). «Мобильность вверх: X-13 Vertijet Райана». Любитель воздуха . № 100. С. 28–39. ISSN 0143-5450 .
- Музей ВВС США . Авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо: Фонд Музея ВВС. 1975.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Книги Google - Райан Икс-13
- Фотографии Райана X-13 в архиве Музея авиации и космонавтики Сан-Диего