Jump to content

Райан X-13 Вертиджет

X-13 Головокружение
X-13 в полете на базе ВВС Эдвардс
Роль Экспериментальный вертикального взлета и посадки реактивный самолет
Производитель Райан Аэронаутикал
Первый полет 10 декабря 1955 г.
Ушедший на пенсию 30 сентября 1957 г.
Статус на дисплее (2)
Основной пользователь ВВС США
Количество построенных 2

Ryan X-13 Vertijet (обозначение компании Model 69 ) — экспериментальный реактивный самолет с вертикальным взлетом и посадкой (VTOL), построенный компанией Ryan Aeronautical и летавший в Соединенных Штатах в 1950-х годах. Основная цель проекта заключалась в демонстрации способности чисто реактивного самолета вертикально взлетать, зависать, переходить в горизонтальный поступательный полет и вертикально приземляться.

Разработка

[ редактировать ]

Сразу после Второй мировой войны Райана/ВМС США инженеры Райана задавались вопросом, сможет ли FR-1 Fireball , у которого тяговооруженность составляла 1 при небольшом количестве топлива, взлетать вертикально. США в ВМС Бюро аэронавтики 1947 году заключило с Райаном контракт, первоначально под обозначением F3R . [1] исследовать разработку реактивного истребителя вертикального запуска. Это было частью программы по оценке возможности создания самолетов подводного базирования. Райан провел испытания привязной установки вертикального взлета и посадки с дистанционным управлением с 1947 по 1950 год, а также летающей установки в 1951 году. В 1953 году Райан получил контракт с ВВС на разработку настоящего летающего самолета вертикального взлета и посадки с реактивным двигателем, которому было присвоено обозначение X-13. Самолет был спроектирован с использованием расчетов REAC 100 , и в конечном итоге было построено два прототипа. [2]

Ryan X-13 Vertijet имел длину 23 фута 5 дюймов (7,14 м). Он был достаточно большим, чтобы вместить одноместную кабину с откидным сиденьем и турбореактивный двигатель Rolls-Royce Avon с тягой 10 000 фунтов силы (44 кН) . Высоко расположенное треугольное крыло самолета имело размах всего 21 фут (6,4 м) и имело плоские концевые пластины . В носовой части самолета снизу имелся крюк и короткая рейка для измерения расстояния до прицепа. Крюк использовался для подвешивания Vertijet к вертикальной посадочной платформе платформы трейлера. После закрепления самолета в вертикальном положении прицеп опускали в горизонтальное положение и затем использовали для перевозки самолета по земле. Управление по тангажу и рысканью при висении обеспечивалось векторной тягой двигателей . Управление по крену обеспечивалось с помощью «фуговых» жиклеров (также известных как «управление реактивной реакцией»), установленных за концевыми пластинами законцовок крыла.

Первый прототип (№ 54-1619) был оснащен временным шасси и совершил свой первый горизонтальный полет 10 декабря 1955 года. Позже он совершил полный переход из горизонтального положения в вертикальное и обратно на высоте. Затем у первого прототипа шасси заменили на хвостовую раму, которая удерживала его в вертикальном положении на земле. С использованием этой оснастки проводилась практика подсечки. Второй прототип (№54-1620) 11 апреля 1957 года совершил вертикальный взлет с вертикально поднятого прицепа, перешел в горизонтальный полет и обратно. Затем он вернулся в вертикальный трейлер и приземлился, зацепившись за посадочный трос. Летные испытания проводились двумя летчиками-испытателями: главным летчиком-испытателем Райана Питером Ф. «Питом» Жираром и летчиком-испытателем Райана У.Л. «Лу» Эвереттом .

28–29 июля 1957 года X-13 был продемонстрирован в Вашингтоне, округ Колумбия. Он пересек реку Потомак и приземлился в Пентагоне.

ВВС решили не продолжать разработку Ryan X-13 Vertijet из-за отсутствия эксплуатационных требований.

Операционная история

[ редактировать ]
Летные испытания 1957 г.

X-13 был разработан для исследования вертикального взлета, перехода в горизонтальный полет и возврата в вертикальный полет для приземления. Первый прототип Х-13 был оснащен временным трехопорным шасси. X-13 совершил традиционный полет 10 декабря 1955 года для проверки его аэродинамических характеристик. Затем Vertijet был оснащен временной установкой для «сидения хвостом». 28 мая 1956 года его подняли с земли в вертикальном положении для проверки его способности к зависанию. X-13 VertiJet совершил свой первый полет полного цикла на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии 11 апреля 1957 года, когда он взлетел вертикально со своего мобильного прицепа, перевернулся в горизонтальное положение и пролетел несколько минут. Затем X-13 перешел в вертикальный полет, медленно опустился обратно на трейлер и приземлился.

Выживший самолет

[ редактировать ]
Райан X-13 Vertijet в Национальном музее ВВС США (2023 г.)

Всего было построено два самолета Х-13, и оба выставлены на всеобщее обозрение:

Технические характеристики (Х-13)

[ редактировать ]

Общие характеристики

  • Экипаж: один пилот
  • Длина: 23 фута 5 дюймов (7,14 м)
  • Размах крыльев: 21 фут 0 дюймов (6,40 м)
  • Высота: 15 футов 2 дюйма (4,62 м)
  • Площадь крыла: 191 кв. фут (17,8 м 2 )
  • Пустой вес: 5334 фунта (2424 кг)
  • Полная масса: 6730 фунтов (3059 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 7200 фунтов (3272 кг)
  • Силовая установка: 1 Rolls-Royce Avon RA.28 турбореактивный двигатель , тяга 10 000 фунтов силы (44 кН).

Производительность

  • Максимальная скорость: 350 миль в час (560 км/ч, 300 узлов)
  • Диапазон: 192 миль (307 км, 167 миль)
  • Практический потолок: 20 000 футов (6 100 м)
  • Нагрузка на крыло: 35,2 фунта/кв. футов (172 кг/м). 2 )
  • Тяга/вес : 1,48

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Самолет , Том 87, 1954.
  2. ^ Альтернативные компьютеры . Время жизни . 1989. с. 24. ISBN  9780809457465 . Проверено 16 августа 2021 г.
  3. ^ Музей ВВС США 1975, с. 72.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аллен, Фрэнсис (июль – август 2002 г.). «Мобильность вверх: X-13 Vertijet Райана». Любитель воздуха . № 100. С. 28–39. ISSN   0143-5450 .
  • Музей ВВС США . Авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо: Фонд Музея ВВС. 1975.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d962cc31be6b15afc2c162e03c04113d__1713037500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/3d/d962cc31be6b15afc2c162e03c04113d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ryan X-13 Vertijet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)