Jump to content

Хвост-няня

Convair Pogo был разработан с использованием хвостового сиденья.

Tailsitter , , или Tailsitter , — это тип вертикального взлета и посадки самолета который взлетает и приземляется на хвост , а затем наклоняется горизонтально для полета вперед.

Созданный в 1920-х годах изобретателем Николой Теслой , первый самолет, принявший конфигурацию с хвостовым сиденьем, был разработан нацистской Германией во время Второй мировой войны . Развитие таких самолетов резко возросло в конце 1940-х и 1950-х годах, когда авиаконструкторы и военные планировщики осознали потенциальную ценность самолетов, которые могли выполнять как вертикальный взлет, так и вертикальную посадку, а также переходить в обычный полет и выходить из него. Неотъемлемыми проблемами самолетов с хвостовым сиденьем были плохая видимость пилота и трудности с управлением, особенно при вертикальном снижении и посадке. Программы по разработке пилотируемых хвостовых стабилизаторов обычно прекращались в форме более практичного подхода к управлению вектором тяги , который использовался на таких самолетах, как Hawker Siddeley Harrier и Яковлев Як-38 .

Описание

[ редактировать ]

Хвостовой пассажир садится вертикально на хвост при взлете и посадке, а затем наклоняет весь самолет вперед для горизонтального полета. Это сильно отличается от многих других технологий вертикального взлета и посадки , которые имеют горизонтально ориентированные фюзеляжи.

Хвостовые сидящие меняют ориентацию фюзеляжа после взлета. Они начинают с того, что задняя часть самолета обращена к земле (...вертикальная ориентация), а затем в полете переориентируются на горизонтальную ориентацию.

Некоторые пассажиры затем приземлились традиционно в горизонтальной конфигурации, в то время как у других была гораздо более амбициозная цель - приземлиться вертикально спиной к земле, что было очень опасной процедурой по многим причинам, главной из которых был повышенный расход топлива и ограниченные возможности пилота. видимость.

Ранние работы

[ редактировать ]

Идея самолета с хвостовым сиденьем принадлежит изобретателю Николе Тесле , который подал заявку на соответствующий патент в 1928 году. [1] Однако в течение почти двух десятилетий не было предпринято никаких немедленных попыток реализовать эту концепцию в функциональном самолете.

Во время войны Второй мировой нацистская Германия работала над истребителем «Фокке-Вульф Трибфлюгель» (крыльевой привод), в конструкцию которого была включена концепция хвостового сиденья. Он имел три крыла, которые были установлены радиально в виде несущего винта на вращающейся части фюзеляжа. Они приводились в движение небольшими реактивными двигателями, расположенными на законцовках крыла, чтобы приводить самолет в движение за счет этого вращения крыла. При взлете и посадке он будет летать вертикально (как вертолет ), а затем наклоняться горизонтально, чтобы летать как самоходное крыло, создающее как подъемную силу, так и тягу. Современный проект Heinkel Lerche имел кольцевое крыло, образующее короб вокруг обычного воздушного винта, и при переходе от вертикального полета к прямому полету подъемная сила переходила бы на крыло. [2] [3]

Эпоха холодной войны

[ редактировать ]

В 1950-е годы авиаконструкторы по всему миру участвовали в программах по разработке самолетов, которые могли бы не только выполнять как вертикальный взлет, так и вертикальную посадку, но также переходить в обычный полет и выходить из него. Как заметил писатель по авиации Фрэнсис К. Мейсон, боевой самолет, обладающий такими качествами, эффективно устранил бы традиционную зависимость от относительно уязвимых взлетно-посадочных полос, взлетая и приземляясь вертикально, в отличие от обычного горизонтального захода на посадку. [4] Соответственно, разработка жизнеспособных самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) была особенно привлекательной для военных планировщиков раннего послевоенного периода. [5] Поскольку тяговооруженность турбореактивных . двигателей увеличилась настолько, что один двигатель мог поднять самолет, конструкторы начали исследовать способы поддержания устойчивости во время полета самолета на этапе вертикального взлета и посадки [6]

Одной из компаний, которая решила участвовать в исследованиях вертикального взлета и посадки, был французский производитель двигателей SNECMA , который, начиная с 1956 года, построил серию бескрылых испытательных стендов под названием Atar Volant . Только первый из них был беспилотным, а второй летал свободно, оба стабилизировались газовыми форсунками на выносных трубах. Третий имел наклоняющееся сиденье, позволяющее пилоту сидеть вертикально, когда фюзеляж был ровным, и боковые воздухозаборники были запланированы для свободного полета. самолет, хотя он всегда работал с подвижной опорой. Пилотом этих экспериментов был Огюст Морель. Однако Атар Волант не был самоцелью; его долгосрочная цель заключалась в том, чтобы стать предшественником более крупного самолета. [7] Независимо от этой работы существенное влияние на направление разработок оказал австрийский инженер-конструктор Гельмут фон Зборовский пончикообразной формы , который спроектировал инновационное кольцевое крыло , которое могло функционировать «в качестве силовой установки, планера самолета с летающим крылом и снижающего лобовое сопротивление самолета». жилье». Было высказано предположение, что такое крыло может функционировать как прямоточный воздушно-реактивный двигатель и развивать самолет на сверхзвуковых скоростях, подходящих для самолета-перехватчика . [5]

Команда дизайнеров SNECMA решила интегрировать этот радикальный ежегодный дизайн крыла в свои проекты вертикального взлета и посадки. Соответственно, из этого решения возникла базовая конфигурация C.450 Coléoptère . [5] В декабре 1958 года «Колеоптер» впервые оторвался от земли своим ходом, хотя и был прикреплен к порталу. [6] Было замечено несколько сложных характеристик полета, таких как тенденция самолета медленно вращаться вокруг своей оси во время вертикального зависания; его пилот также отметил, что указатель вертикальной скорости был нереалистичным и что органы управления не могли точно управлять самолетом при выполнении критического этапа приземления. Приземление на мертвую палку считалось невозможным. [5] Один из полетов самолета включал публичную демонстрацию его характеристик зависания перед собравшейся публикой. [8] Привлекательный дизайн Coléoptère быстро произвел фурор в общественном сознании, даже на международном уровне; Автор Джереми Дэвис заметил, что этот самолет даже повлиял на международные усилия, якобы побудив ВМС США заключить контракт с американским производителем вертолетов Kaman Aircraft на разработку собственного аппарата с кольцевым крылом, получившего прозвище «Летающая бочка». [5]

Соответственно, Соединенные Штаты экспериментировали со своими собственными хвостовыми сиденьями, обычно используя винтовым конструкции с приводом и относительно традиционными неподвижными крыльями. Convair XFY Pogo был одним из таких самолетов с треугольным крылом и крестообразным хвостовым оперением; Первые испытательные полеты проводились в ангаре военно-морских дирижаблей на аэродроме Моффетт в Маунтин-Вью, Калифорния. [9] XFY успешно продемонстрировал полный переход между режимами полета 5 ноября 1954 года. [10] Несколько похожим самолетом был Lockheed XFV Salmon , у которого было прямое крыло и X-образное хвостовое оперение ; однако XFV так и не достиг решающего перехода в полет. [11] Однако в ходе летных испытаний стало очевидно, что на таких СВВП смогут управлять только самые опытные пилоты, даже если не принимать во внимание все технические проблемы; таким образом, было невозможно разместить истребители вертикального взлета и посадки, как предполагалось ранее, на каждом корабле. Кроме того, в то время как истребители с реактивными двигателями имели максимальную скорость, приближавшуюся к 2 Махам, турбовинтовой истребитель вертикального взлета и посадки находился в невыгодном положении из-за его максимальной скорости ниже 1 Маха. В результате этих обстоятельств работы над XFY были остановлены. [12] В 1955 году Соединенные Штаты начали летные испытания реактивного самолета Ryan X-13 Vertijet . Было построено два прототипа, оба из которых летали, успешно переходили в горизонтальный полет и обратно и приземлялись . Последний испытательный полет X-13 был проведен недалеко от Вашингтона в 1957 году. [13]

Неотъемлемой проблемой всех этих конструкций хвостового сиденья была плохая видимость пилота, особенно земли, во время вертикального снижения и посадки. В конечном итоге большая часть работ по применению этой концепции к пилотируемым самолетам была прекращена с появлением более практичной формы вертикального взлета и посадки в форме вектора тяги , которая использовалась на серийных самолетах, таких как Hawker Siddeley Harrier и Яковлев Як-38 . [14] [15] [16] Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) не страдает от проблем с отношением пилота. Dornier Aerodyne имеет конфигурацию с канальным вентилятором, аналогичную колеоптеру , а испытательный БПЛА успешно летал в режиме зависания в 1972 году, прежде чем разработка была прекращена. [17] Еще одним современным проектом БПЛА был NSRDC BQM-108 , разработанный ВМС США ; хотя работы были прекращены почти сразу после единственного успешного испытательного полета. [18]

В течение 1970-х годов было проведено несколько исследований и моделей в аэродинамической трубе хвостовой версии General Dynamics F-16 Fighting Falcon , которая предназначалась для использования на борту кораблей; однако было решено не продолжать дальнейшую разработку концепции из-за большой потребности в тяге, а также необходимости в обширном аппарате для взлета и посадки. [19]

В настоящее время

[ редактировать ]

В настоящее время большинство проектов или предложений хвостовых сидений подпадают под категорию беспилотных летательных аппаратов, таких как Bell Apt или Northrop Grumman Tern .

Список хвостатых

[ редактировать ]
Тип Страна Дата Роль Статус Описание
AeroVironment SkyTote олень 2010 БПЛА Прототип Никто
Бахем Ба 349 Германия 1944 Перехватчик Прототип Запустили вертикальную башню, приземлились на парашютах.
Белл Апт олень 2019 БПЛА Прототип Планируется к доставке [20]
Болков П 110.1 Западная Германия 1950-е годы СВВП истребитель Проект Никто [21]
Sukhoi Shkval СССР 1960 Перехватчик Разработка остановлена, частичный макет оснащен обычным шасси. Расположены двигатели на форсаже.
ЦДАДИ ВД200 Китай 2014 БПЛА Проект Никто
Convair XFY-1 Пого олень 1954 боец Прототип Никто
Дорнье Аэродин Германия 1972 БПЛА Прототип Никто
Ведущее крыло «Фокке-Вульфа» Германия 1944 Перехватчик Проект Крыло несущего винта вокруг середины фюзеляжа. Переход в полете так и не разрешился.
Фокке-Вульф Fw 860 Западная Германия 1950-е годы СВВП истребитель Проект Никто [21]
Хейнкель Лерхе Германия 1944 боец Проект Никто
Хейнкель Хе 231 Западная Германия 1950-е годы СВВП истребитель Проект Никто
Локхид Мартин Корморант олень 2008 БПЛА Прототип Никто
Локхид XFV-1 олень 1954 боец Прототип Никто
Мессершмитт Ме Х1-21 Западная Германия 1950-е годы СВВП истребитель Проект Никто [21]
НАСА Тупик олень 2010 Частный Проект Никто [22]
Нортроп Грумман Терн олень 2018 БПЛА Прототип Никто
НСРДЦ BQM-108 олень 1976 БПЛА Никто Никто
Роторный ракетный квадроцикл Ротон олень 1999 Экспериментальный Прототип Испытательная машина винтокрылого аппарата для предлагаемой космической ракеты-носителя SSO .
Райан X-13 Головокружение олень 1955 Экспериментальный Прототип Реактивный двигатель
SNECMA Жук Франция 1959 Экспериментальный Прототип Никогда не добивался перехода. Имел одно цилиндрическое крыло.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Патент США № 1655114 Николы Теслы — Устройство для воздушного транспорта» . 1 марта 2015 года . Проверено 7 июля 2016 г. , Вселенная Теслы.
  2. ^ Шарп, Дэн. Люфтваффе: Секретное оружие Третьего рейха. Мортонс, 2015. стр. 98–101.
  3. ^ Форд, Роджер (2013). Секретное оружие Германии во Второй мировой войне . Лондон, Великобритания: Янтарные книги. п. 224. ИСБН  9781909160569 .
  4. ^ Мейсон 1967, с. 3.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Дэвис, Джереми (июль 2012 г.). «Отменено: вертикальный флаер» . Журнал «Авиация и космос».
  6. ^ Jump up to: а б Гайяр 1990 , с. 200.
  7. ^ Гайяр 1990 , с. 180.
  8. ^ Хеймс, Брайан Дж. (15 ноября 2006 г.). «Колеоптер – революционный экспериментальный самолет» . Новый учёный.
  9. ^ Тейлор 1977, с. 63.
  10. ^ "Конвайр XFY." Рейс , 12 ноября 1954 г., с. 696.
  11. ^ Винчестер 2005, с. 135.
  12. ^ Аллен 2007, с. 20.
  13. ^ Дарлинг, Джефф (13 июня 2011 г.). «Райан Х-13 Вертиджет» . Дисено . Архивировано из оригинала 28 января 2014 года . Проверено 9 февраля 2014 г.
  14. ^ Уилсон 2000, с. 145.
  15. ^ "Як-36 Форгер - временный В/Стол." Рейс Интернэшнл , 2 мая 1981 года.
  16. ^ Браун 1970, с. 81.
  17. ^ «Документальный фильм об истории Дома Дорнье». Дорнье ГмбХ, 1983. с. 214.
  18. ^ Эйлертсон 1977.
  19. ^ Ньюсом, Уильям А.; Англин, Эрни Л. (сентябрь 1975 г.). «Исследование модели свободного полета вертикального вертикального истребителя» (PDF) . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства . Проверено 16 октября 2016 г.
  20. ^ «Белл АПТ» . Белл Рейс . Проверено 14 октября 2019 г.
  21. ^ Jump up to: а б с Хиршберг, Майк (1 ноября 2000 г.). «Программы истребителей V/STOL в Германии: 1956–1975» (PDF) . robertcmason.com.
  22. ^ Чой, Чарльз К. (19 января 2010 г.). «Электрический Икар: НАСА проектирует одноместный самолет-невидимку» . Научный американец . Проверено 27 февраля 2010 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аллен, Фрэнсис Дж. «Вертикальный болт: истребители вертикального взлета и посадки Convair и Lockheed». Air Enthusiast (Key Publishing), том 127, январь/февраль 2007 г., стр. 13–20. ISSN 0143-5450.
  • Браун, Кевин. «Самолет, который делает аэродромы устаревшими». Популярная механика , 133 (6), июнь 1970 г., стр. 80–83.
  • Эйлертсон, WH (1977). Машина вертикального взлета и посадки XBQM-108A . Вашингтон, округ Колумбия: Центр технической информации Министерства обороны. АСИН   B00073EVPK .
  • Гайяр, Пьер (1990). Французские самолеты с 1944 по 1964 год . Париж: Издания EPA. ISBN  2-85120-350-9 .
  • Тейлор, Карманный справочник Джона В. Р. и Майкла Дж. Х. Джейна по исследованиям и экспериментальным самолетам . Книги Коллиера: Нью-Йорк, 1977. ISBN   0-356-08405-1 .
  • Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: Aerospace Publications, 2000. ISBN   1-875671-50-1 .
  • Винчестер, Джим. «Локхид XFV-1 Салмон». Концептуальный самолет: прототипы, X-Planes и экспериментальные самолеты . Кент, Великобритания: Grange Books plc., 2005. ISBN   978-1-84013-809-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8feaf422079ae1bfe30c77192c1f9c44__1720387440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/44/8feaf422079ae1bfe30c77192c1f9c44.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tail-sitter - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)