Convair XFY Пого
XFY Пого | |
---|---|
Роль | Экспериментальный вертикального взлета и посадки истребитель |
Производитель | Конвэйр |
Первый полет | 19 апреля 1954 г. (на привязи) 1 августа 1954 г. (свободный полет) |
Основной пользователь | ВМС США |
Произведено | 1954 |
Количество построенных | 1 |
Convair XFY-1 Pogo — экспериментальный самолет V/STOL (вертикальный/короткий взлет и посадка), разработанный в первые годы Холодной войны . [1] Он задумывался как высокопроизводительный истребитель, способный действовать с небольших военных кораблей . Lockheed и Convair получили контракты на постройку экспериментальных истребителей вертикального взлета и посадки, а Convair производила XFY-1, также известный как «Pogo». Он был разработан как попытка создать практичный самолет с возможностью вертикального взлета и посадки. [1]
XFY-1 отличался уникальной конструкцией с треугольным крылом и трехлопастными винтами противоположного вращения, приводившимися в действие турбовинтовым двигателем. Испытательные полеты начались в 1954 году, и возможности самолета были доведены до предела. Проблемы включали трудности с замедлением и посадкой на высоких скоростях, а также необходимость в высококвалифицированных пилотах из-за сложных характеристик управляемости. Посадка XFY-1 была трудной, так как пилоту приходилось оглядываться через плечо, осторожно работая дросселем, чтобы приземлиться.
В конечном итоге технические и эксплуатационные проблемы, а также превосходство истребителей с реактивными двигателями привели к приостановке проекта в 1955 году. Сейчас XFY-1 Pogo хранится в Национальном музее авиации и космонавтики .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]После Второй мировой войны холодная война побудила США армию и флот изучить операции вертикального взлета и посадки. Для защиты оперативных групп, конвоев или любого флота, даже без авианосцев, предусматривалось размещение СВВП на любом корабле. Эти истребители будут размещены в коническом защитном корпусе, что позволит сэкономить ограниченное пространство на палубе корабля. Они обеспечат первую линию воздушной обороны и разведки, прежде чем на помощь будет поднято больше самолетов, с летными характеристиками, которые вертолеты не смогут обеспечить. [2]
В мае 1951 года компании Lockheed и Convair заключили контракты на попытку спроектировать, построить и испытать два экспериментальных истребителя вертикального взлета и посадки, которые будут пригодны для использования в вооруженных силах. Хотя в условиях контракта говорилось, что у каждого производителя есть два истребителя, каждый мог построить только один: Lockheed производил XFV , а Convair производил XFY, получивший прозвище «Pogo» в честь Pogo Stick . [3] Первый прототип XFY-1 использовался для испытаний двигателя, третий — для статических испытаний, и только второй прототип с серийным номером 138649 летал. [4]
XFY-1 был разработан для турбовинтового двигателя Allison XT40 -A-14, мощность которого должна была составлять 7100 л.с. (5295 кВт). Серийный самолет должен был использовать еще более мощный Allison T54 , который так и не был построен. [5] Это был один из немногих винтовых самолетов с треугольным крылом , стреловидностью 52 градуса, и размахом киля 21 фут 8 дюймов (6,5 м). Кресло пилота устанавливалось на подвесах, позволяющих поворачивать его от 45 градусов в вертикальном полете до 90 градусов в горизонтальном полете. Curtiss -Wright Турбоэлектрические трехлопастные винты встречного вращения имели диаметр 16 футов (4,88 м). [6]
Операционная история
[ редактировать ]Тестирование и оценка
[ редактировать ]19 апреля 1954 года летчик-испытатель компании Convair и резервист морской пехоты подполковник Джеймс Ф. «Скитс» Коулман совершил первый привязной полет на Пого. XFY-1 не был похож ни на один другой винтовой самолет до него. Ни один предыдущий самолет с таким же весом, мощностью двигателя или размером никогда не пытался взлетать и приземляться вертикально. В целях безопасности корабля и его пилота крышка ступицы винта была снята и заменена страховочными тросами для первого полета на случай, если Коулман потеряет контроль над кораблем и его придется привязать, чтобы предотвратить падение корабля на землю. . На другом конце провода находился еще один инженер, Боб МакГрири. Если Коулман когда-либо терял управление, МакГрири управлял лебедкой, которую можно было повернуть, чтобы поднять тросы и предотвратить падение корабля на землю. Для дополнительных мер безопасности к каждому крылу были прикреплены четыре страховочных троса на случай потери управления по какой-либо оси. Испытания проводились в ангаре для дирижаблей ВМФ. на Моффетт-Филд в Маунтин-Вью, Калифорния. [7]
В течение следующих нескольких недель Коулман провел почти 60 часов в испытательных полетах в Пого, а к августу испытания были перенесены в открытые условия. 1 августа 1954 года Коулман совершил два испытательных полета на открытом воздухе, второй - на высоте 150 футов (50 м) в воздух, а вскоре после этого он совершил 70 учений по взлету и посадке на вспомогательной авиабазе ВМС в Браун-Филд , Калифорния. [8] Первый перевод в горизонтальный полет состоялся 5 ноября 1954 года. [9] [Н 1]
При более поздних полетах большей продолжительности были обнаружены недостатки в конструкции. Из-за легкой конструкции Pogo, а также отсутствия спойлеров и воздушных тормозов у самолета не было возможности эффективно замедляться и останавливаться после движения на высоких скоростях. Приземление также было проблемой, поскольку пилоту во время приземления приходилось оглядываться назад, чтобы правильно стабилизировать корабль.
Стало очевидно, что даже если технические проблемы удастся преодолеть, на таких самолетах вертикального взлета и посадки смогут управлять только самые опытные пилоты. Таким образом, разместить истребители вертикального взлета и посадки (как надеялись ранее) на каждом корабле было невозможно. Кроме того, в то время как истребители с реактивными двигателями имели максимальную скорость, приближающуюся к 2 Махам, турбовинтовые истребители с вертикальным взлетом и посадкой находились в невыгодном положении: максимальная скорость была ниже 1 Маха. Из-за этих проблем проект XFY был приостановлен. [12]
Позднее тестирование
[ редактировать ]Хотя испытательный полет был произведен 19 мая 1955 года, он снова закончился неудачей, и 1 августа 1955 года проект был официально завершен. Последний полет XFY-1 Pogo состоялся в ноябре 1956 года.
Самолет на выставке
[ редактировать ]После нескольких лет статической экспозиции на военно-морской авиабазе Норфолк , штат Вирджиния, Pogo был перенесен в Национальный музей авиации и космонавтики в Суитленде, штат Мэриленд , где он и находится в настоящее время. [13]
Технические характеристики (XFY-1)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Профиль крыла : NACA 63-009 мод. [14]
- Гребные винты: 6-лопастной Curtiss Electric с постоянной скоростью вращения. гребной винт противоположного вращения
Производительность
- Мощность/масса : 0,34 л.с./фунт (0,56 кВт/кг)
Вооружение
- Орудия: 4 × 20-мм (0,79 дюйма) пушки .
- Ракеты: 48 × 2,75 дюйма (70 мм) воздушных ракет Mk 4 со складным оперением.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список экспериментальных самолетов
- Список истребителей
- Список обозначений самолетов ВМС США (до 1962 г.)
- Список военных самолетов США
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Convair XFY-1 Pogo | Национальный музей авиации и космонавтики» . airandspace.si.edu . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Аллен 2007, с. 14.
- ^ Йенн 2009, с. 103.
- ^ «Информационный бюллетень к столетию ВМС США, осень 2009 г., стр. 12» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 июля 2018 г. Проверено 8 октября 2013 г.
- ^ Йенн 2009, с. 103.
- ^ Тейлор 1977, с. 63
- ^ Тейлор 1977, с. 63.
- ^ Тейлор 1977, с. 63.
- ^ "Конвайр XFY." Рейс , 12 ноября 1954 г., с. 696.
- ^ Аллен 2007, с. 13.
- ^ Йенн 2009, с. 105.
- ^ Аллен 2007, с. 20.
- ^ Йенн 2009, с. 105.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Фрэнсис Дж. «Болт в вертикальном положении: истребители вертикального взлета и посадки Convair и Lockheed». Air Enthusiast (Key Publishing), том 127, январь/февраль 2007 г., стр. 13–20. ISSN 0143-5450.
- Роджерс, Майк. СВВП: Военный исследовательский самолет . Нью-Йорк: Книги Ориона, 1989. ISBN 0-517-57684-8 .
- Тейлор, Майкл. Самый странный самолет в мире . Лондон: Grange Books plc, 1999. ISBN 1-85627-869-7 .
- Тейлор, Карманный справочник Джона В. Р. и Майкла Дж. Х. Джейна по исследованиям и экспериментальным самолетам . Книги Коллиера: Нью-Йорк, 1977. ISBN 0-356-08405-1 .
- Винчестер, Джим. «Convair XFY1 'Пого'». Концептуальный самолет: прототипы, X-Planes и экспериментальные самолеты . Кент, Великобритания: Grange Books, 2007 [2005]. ISBN 978-1-84013-809-2 .
- Йенн, Билл. Convair Deltas от SeaDart до Hustler . Специализированная пресса: Северное отделение, Миннесота, 2009. ISBN 978-1-58007-118-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-страница Национального музея авиации и космонавтики Pogo.
- В этом коротком ролике на YouTube показаны взлет, переход и посадка XFY-1.
- В этом более длинном (девятиминутном) ролике показаны испытания XFY-1 в ангаре дирижабля, а также расширенные последовательности взлета, полета и приземления.
- «Бойцы в хедз-ап». Популярная механика , май 1954 г., стр. 96–97.