Jump to content

Рейс 772 ЮТА

Координаты : 16 ° 51'54 "N 11 ° 57'13" E  /  16,86493 ° N 11,953712 ° E  / 16,86493; 11.953712

Рейс 772 ЮТА
N54629, самолет, участвовавший в бомбардировке
Инцидент
Дата 19 сентября 1989 г.
Краткое содержание Разрыв в полете из за теракта -
Сайт Тенере , Нигер
16 ° 51'54 "N 11 ° 57'13" E  /  16,86493 ° N 11,953712 ° E  / 16,86493; 11.953712
Самолет
Тип самолета Макдоннелл Дуглас DC-10-30
Оператор Союз воздушного транспорта (UTA)
Номер рейса ИАТА. УТ772
Регистрация N54629 (США)
Начало рейса Майя-Майя Аэропорт ,
Браззавиль , Народная Республика Конго
Остановка в пути Международный аэропорт Нджамена. Аэропорт ,
Нджамена , Чад
Место назначения Аэропорт Шарль де Голль ,
Париж , Франция
Жители 170
Пассажиры 156
Экипаж 14
Погибшие 170
Выжившие 0

Рейс 772 UTA — регулярный международный пассажирский рейс французской авиакомпании Union de Transports Aériens (UTA), выполнявший рейс из Браззавиля в Народной Республике Конго через Нджамену в Чаде в аэропорт имени Шарля де Голля в Париже, Франция, который потерпел крушение. в пустыню Тенере недалеко от Билмы, Нигер , 19 сентября 1989 года, в результате чего погибли все 170 человек на борту после взрыва в полете, вызванного взрывом в чемодане. Это самый смертоносный авиационный инцидент, произошедший в Нигере.

Самолет и экипаж

[ редактировать ]

Самолет McDonnell Douglas DC-10-30 с американской регистрацией N54629. [1] серийный номер 46852, был изготовлен в 1973 году, совершил первый полет 13 марта. Это был 125-й выпущенный DC-10, на момент потери корпуса он совершил 14 777 полетных циклов за 60 276 летных часов . Он был оснащен тремя двигателями General Electric CF6-50C2R . [2]

Капитан . , 40-летний Жорж Равено, был опытным пилотом, налет которого составил 11 039 часов, из них 2723 на DC-10 Пилот с левым сиденьем, 38-летний Жан-Пьер Эннекен, налетал в общей сложности 6442 часа, из них 28 на DC-10. Первый офицер , 41-летний Мишель Крезе, налетал в общей сложности 8357 часов, из них 754 на DC-10. Бортинженер . , 28-летний Ален Брику, налетал в общей сложности 597 часов, из них 180 на DC-10 [3]

Маршрут рейса 772 UTA.

Инцидент

[ редактировать ]
Вид на южную пустыню Тенере с МКС . Примерно к северо-востоку от Термитского массива (в центре) находится место крушения и мемориал.

Во вторник, 19 сентября 1989 года, самолет McDonnell Douglas DC-10 вылетел из международного аэропорта Нджамены в 13:13. Сорок шесть минут спустя, на крейсерской высоте 35 100 футов (10 700 м), бомба в чемодане взорвалась в грузовом отсеке, в результате чего рейс 772 UTA разбился над Сахарой ​​в 450 километрах (280 миль; 240 морских миль) к востоку от Агадеса в южный Тенере и к северу от Термитского массива в регионе Зиндер в Нигере . Взрыв разбросал обломки по пустыне на сотни квадратных миль. [4] Все 170 оккупантов были убиты. [5]

Среди жертв была Бонни Барнс Пью. [6] ( урожденная Коверли [7] ), жена Роберта Л. Пью , в то время американского посла в Чаде. [5]

Восемь из погибших были нефтяниками (из Esso , Parker и Schlumberger ), вернувшимися после завершения бурения скважины Коме-3 на юге Чада.

После того, как самолет взорвался, Леонардо Леонарди, представитель посольства Италии в Париже, заявил, что посольство считает, что на борту самолета находились шесть итальянцев. Представитель религиозного ордена капуцинов Младших братьев сообщил, что на борту самолета находились два члена ордена. Епископ Мунду находился в полете. [8]

Жертвы прибыли из 18 разных стран. [9] большинство из них являются гражданами Франции, Чада и Конго. [10] Другими странами с жертвами стали США, Италия, Камерун, Заир (ныне Демократическая Республика Конго), Канада, Центральноафриканская Республика, Мали, Швейцария, Алжир, Боливия, Бельгия, Греция, Марокко, Сенегал и Великобритания. . [9]

Национальность Жертвы
Франция 54
Народная Республика Конго 48
Чад 25
Италия 9
Соединенные Штаты 7
Камбоджа 5
Великобритания 4
Заир 3
Канада 3
Центральноафриканская Республика 2
У них было 2
Швейцария 2
Алжир 1
Бельгия 1
Боливия 1
Греция 1
Марокко 1
Сенегал 1
Общий 170

Расследование

[ редактировать ]

Комиссия по расследованию Международной организации гражданской авиации установила, что бомба причиной разрушения самолета стала , заложенная в контейнер в позиции 13-R в носовом грузовом отсеке. Комиссия предположила, что наиболее правдоподобной гипотезой было то, что бомба находилась внутри багажа, загруженного в аэропорту Браззавиля. Первоначальные предположения о том, какие группы могли быть ответственны за уничтожение рейса 772 UTA, были сосредоточены на «Исламском джихаде» , который поспешил взять на себя ответственность за нападение, и повстанческой группе «Тайное сопротивление Чада», которая выступала против президента Хиссена Хабре . [2] Пять лет назад, 10 марта 1984 года, бомба уничтожила еще один самолет UTA из Браззавиля вскоре после того, как DC-8 приземлился в аэропорту Нджамены. Погибших в этом случае не было, и виновные так и не были установлены. [11]

судебное разбирательство Заочное

[ редактировать ]

Следователи получили признание от одного из предполагаемых террористов, деятеля конголезской оппозиции, который помог завербовать своего товарища-диссидента для контрабанды бомбы на самолет. [12] Это признание привело к предъявлению обвинений шести ливийцам. Французский судья Жан-Луи Брюгьер определил их следующим образом:

  • Абдулла Сенусси , зять Муаммара Каддафи и заместитель главы ливийской разведки;
  • Абдулла Элазраг, советник посольства Ливии в Браззавиле;
  • Ибрагим Наэли и Арбас Мусбах, эксперты по взрывчатым веществам ливийской секретной службы;
  • Исса Шибани, секретный агент, купивший таймер, который предположительно привел в действие бомбу; и,
  • Абдельсалам Хаммуда, правая рука Сенусси, который, как утверждается, координировал нападение.

В 1999 году шестеро ливийцев предстали перед судом присяжных Парижа за взрыв рейса 772 авиакомпании UTA. Поскольку Каддафи не позволил их экстрадиции во Францию, шестерых судили заочно и признали виновными.

5 сентября 2012 года Мавритания экстрадировала Абдуллу Сенусси ливийским властям. Сенусси должен был предстать перед судом в Ливии за преступления, которые он якобы совершил в то время, когда был близким помощником Каддафи. [13] Сенусси предстал перед ливийским судом на предварительном слушании 19 сентября 2013 года. 11 октября 2013 года Международный уголовный суд постановил, что его можно судить в Ливии, и отменил ордер. [14]

Предполагаемый мотив

[ редактировать ]

Мотивом, который обычно приписывают Ливии за взрыв рейса 772 авиакомпании UTA, является месть французам за поддержку Чада против экспансионистских проектов Ливии в отношении Чада .

Чадско -ливийский конфликт (1978–1987) закончился для Ливии катастрофой после поражения в битве при Маатен-эс-Сарре в войне Тойоты 1987 года . Муаммар Каддафи был вынужден согласиться на прекращение огня , положив конец чадско-ливийскому конфликту и его мечтам об африканском и арабском господстве. Каддафи обвинил в поражении «агрессию против Ливии» Франции и США. [15] Результатом стала сохраняющаяся враждебность Каддафи по отношению к двум странам, что привело к поддержке Ливией взрывов рейсов 103 авиакомпании Pan Am и рейса 772 UTA. [2]

Ливийская компенсация

[ редактировать ]

Парижский суд присудил семьям жертв АТА суммы от 3 000 до 30 000 евро в зависимости от их родства с погибшими. Не довольствуясь этой наградой, группа французских родственников "Les Famiilles du DC10 d'UTA" [16] подписал 9 января 2004 года соглашение с Международным фондом благотворительных ассоциаций Каддафи о принятии компенсационной выплаты в размере 170 миллионов долларов США, или по 1 миллиону долларов США за каждую из 170 жертв АТА. К маю 2007 года сообщалось, что 95% этой компенсации было распределено. [17] Однако семьи семи американских жертв отказались принять компенсацию в размере 1 миллиона долларов США и преследуют ливийское правительство через федеральный суд в Вашингтоне . 19 сентября 2006 года суду было предложено постановить, что ливийское правительство и шесть его агентов виновны в уничтожении рейса 772 авиакомпании UTA 19 сентября 1989 года. За гибель людей и гибель людей требовалось возмещение ущерба на сумму более 2 миллиардов долларов США. уничтожение самолета DC-10. [18]

В апреле 2007 года окружной судья округа Колумбия Генри Х. Кеннеди признал Ливию прямой ответственной за взрыв и председательствовал на трехдневном судебном заседании с 13 по 15 августа 2007 года. 15 января 2008 года судья Кеннеди издал приказ о присуждении 6 миллиардов долларов США. о возмещении ущерба семьям и владельцам авиалайнера. [5] [19] [20] [21] Ливия обжаловала это решение.

В октябре 2008 года Ливия выплатила 1,5 миллиарда долларов в фонд, который будет использован для выплаты компенсаций родственникам погибшего.

  1. Жертвы взрыва в Локерби ;
  2. Американские жертвы взрыва на дискотеке в Берлине в 1986 году ;
  3. Американские жертвы взрыва рейса 772 UTA в 1989 году; и,
  4. Ливийские жертвы бомбардировки США Триполи и Бенгази в 1986 году .

В результате президент США Джордж Буш подписал указ о восстановлении иммунитета ливийского правительства от судебных исков, связанных с терроризмом, и прекращении всех дел о компенсациях, находящихся на рассмотрении в США. [22]

Другие заявления

[ редактировать ]

В книге «Manipulations Africaines» ( «Африканские манипуляции »), опубликованной в феврале 2001 года, Пьер Пеан расследовал саботаж рейса 772 UTA. Он утверждал, что доказательства указывают на Иран и Сирию (действующие через движение «Хезболла» ), но это связано с политическим контекстом (в частности, с Персидским заливом) . Война ), Франция и США пытались возложить вину на Ливию . Он обвиняет судью Жана-Луи Брюгьера в намеренном игнорировании доказательств участия Ливана, Сирии и Ирана в преследовании только ливийского следа. Он также обвинил Томаса Турмана , эксперта Федерального бюро расследований по взрывчатым веществам, в фабрикации ложных доказательств против Ливии в ходе диверсий как на рейсе 103 компании Pan Am , так и на рейсе 772 авиакомпании UTA. [23] [24]

18 июля 2011 года бывший министр иностранных дел Ливии Абдель Рахман Шалгам , который дезертировал из ливийского правительства в марте в начале того, что впоследствии стало гражданской войной в Ливии 2011 года , сказал Аль-Хайату , что ливийское правительство несет ответственность за взрыв УТА. Рейс 772. Он заявил: «Ливийские службы безопасности взорвали самолет. Они считали, что на борту находился лидер оппозиции Мохаммед аль-Мегриф , но после того, как самолет был взорван, выяснилось, что его на борту не было». Он также заявил, что « операция Локерби была более сложной... роль государств и организаций обсуждалась, и хотя в ней были замешаны ливийские службы, я не думаю, что это была чисто ливийская операция. [25] "

Мемориал

[ редактировать ]
Мемориал рейса 772 UTA

В 2007 году ассоциация семей жертв Les Familles de l'Attenat du DC-10 d'UTA, Les Familles de l'Attenat du DC-10 d'UTA, создала в пустыне мемориал. Чтобы сохранить неприкосновенность места крушения, мемориал расположен на расстоянии примерно 10 километров (6,2 мили) от него, чтобы его можно было увидеть с самолетов, следующих по тому же маршруту, что и рейс 772. [26] [27] Мемориал, по адресу 16 ° 51'53,748 "N 11 ° 57'13,362" E  /  16,86493000 ° N 11,95371167 ° E  / 16,86493000; 11,95371167  ( Мемориал рейсу 772 UTA ) самолета, построен из черного камня по форме и размерам самолета DC-10 внутри компаса, с правой половиной горизонтального стабилизатора используемой в качестве точки компаса, и 170 разбитыми зеркалами для отражения. жертвы катастрофы. На стабилизаторе имеется табличка с именами находящихся на борту. [28] [29] Мемориал виден на аэрофотоснимках Google Maps . [30] [31] [32]

Мемориал на кладбище Пер-Лашез , Париж, Франция.

Организатором мемориала выступил француз Гийом Денуа де Сен-Марк, чей отец Жан-Анри погиб во время полета. [33]

По состоянию на 2020 год мемориал засыпан песком из-за опустынивания и больше не виден.

[ редактировать ]

Rush Барабанщик Нил Пирт подробно упомянул об этом инциденте в своих путевых мемуарах « Всадник в маске: езда на велосипеде по Западной Африке» , поскольку он вылетел этим рейсом менее чем за год до инцидента из Нджамены в Париж, когда закончил работу со своим Камеруном. велосипедный тур.

Книга Стью Ньюбургера « Забытый рейс: терроризм, дипломатия и стремление к справедливости» посвящена катастрофе. [34]

Места катастроф и аэропорты
Браззавиль
Браззавиль
Нджамена
Нджамена
Место крушения
Место крушения
Париж
Париж
Место происшествия и аэропорты
Место крушения находится в Нигере.
Место крушения
Место крушения
Место крушения в Нигере

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Реестр ФАУ (N54629)» . Федеральное управление гражданской авиации .
  2. ^ Jump up to: а б с «Авиакатастрофа ASN McDonnell Douglas DC-10-30 N54629, пустыня Тенере» . Aviation-safety.net . Проверено 4 июня 2011 г.
  3. ^ «Окончательный отчет - По поводу аварии, произошедшей 19 сентября 1989 года в пустыне Тенере (Нигер) с DC-10-30, зарегистрированным N54629» . Министерство планирования, жилищного строительства и транспорта. Архивировано из оригинала 20 ноября 2000 года . Проверено 19 января 2024 г.
  4. ^ Уитни, Крейг Р. (8 мая 1997 г.). «Франция обвиняет шестерых ливийцев во взрыве самолета в Сахаре в 89 году» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 марта 2018 г.
  5. ^ Jump up to: а б с « Суд присудил жертвам из США более 6 миллиардов долларов за теракт в Ливии в 1989 году, в результате которого в африканской пустыне произошел теракт над французским авиалайнером, в результате которого погибло 170 человек ». Пиар-новости . 15 января 2008 г. Проверено 3 июня 2009 г.
  6. ^ «Дело 1:02-cv-02026-HHK» (PDF) . Govinfo.gov . п. 4/104 . Проверено 24 марта 2024 г.
  7. ^ «Дело 1:02-cv-02026-HHK» (PDF) . Govinfo.gov . п. 5/104 . Проверено 24 марта 2024 г. [...] ее отец Харви Миллс Коверли (ныне покойный), [...] - Мемориал Пер-Лашез идентифицирует ее девичью фамилию как «Коверли».
  8. ^ « Самолет со 171 человеком на борту взорвался ». Новые времена проливов . Четверг, 21 сентября 1989 г. Получено из Новостей Google (1 из 24) 27 апреля 2011 г.
  9. ^ Jump up to: а б «Семьи участников атаки UTA DC10 — член AfVT] . www.dc10-uta.org (на французском языке) . Проверено 24 мая 2019 г.
  10. ^ «В КРУШЕНИИ ФРАНЦУЗСКОГО САМОЛЕТА ОБВИНЕНА БОМБА» . Новости Дезерета . 20 сентября 1989 года . Проверено 3 мая 2018 г.
  11. ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN McDonnell Douglas DC-8-63PF F-BOLL в аэропорту Нджамена (NDJ)» . Aviation-safety.net . Проверено 24 мая 2019 г.
  12. ^ Пеан, Пьер (1 марта 2001 г.). « Фальсифицированные доказательства ливийского терроризма». Le Monde Diplomatique (на французском языке) . Проверено 24 мая 2019 г.
  13. ^ «Мавритания экстрадирует бывшего главу разведки Ливии Абдуллу ас-Сенусси » . Новости Би-би-си. 5 сентября 2012 года . Проверено 5 сентября 2012 г.
  14. ^ «Глава разведки Каддафи Абдулла ас-Сенусси в суде» . Новости Би-би-си . Проверено 4 ноября 2013 г.
  15. ^ Гринвальд, Джон (21 сентября 1987 г.). «Споры о захватчиках вооруженных Тойот» . ВРЕМЯ . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года.
  16. ^ «Семьи участников UTA DC10 Attack — члена AfVT» . www.dc10-uta.org . Проверено 28 ноября 2019 г.
  17. ^ Выплачено более 160 миллионов долларов ливийской компенсации. [ постоянная мертвая ссылка ]
  18. Требование о компенсации от американских родственников. Архивировано 23 марта 2006 г. в Wayback Machine.
  19. ^ «Суд США обязал Ливию выплатить 6 миллиардов долларов за взрыв» . Рейтер. 16 января 2007 года . Проверено 18 января 2007 г.
  20. ^ «Меморандум, Роберт Пью и др. против Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии , Гражданский иск № 02-2026-HHK (DDC, 15 января 2007 г.)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 июля 2011 года . Проверено 16 января 2008 г.
  21. ^ « Судья США приказывает Ливии выплатить миллиарды жертвам самолетов », Houston Chronicle , 17 января 2008 г.
  22. ^ «Ливия компенсирует жертвам террора» . Новости Би-би-си . 31 октября 2008 года . Проверено 1 ноября 2008 г.
  23. ^ (на французском языке) Подделанные доказательства ливийского терроризма
  24. ^ Пьер Пеан (2001). «Африканские манипуляции: испорченные доказательства ливийского терроризма» . Проверено 24 января 2009 г.
  25. ^ «Экс-министр иностранных дел считает, что за нападением на авиалайнер в 1989 году стояла Ливия» . Аль Арабия. 18 июля 2011 года. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 18 июля 2011 г.
  26. ^ «Мемориал Сахары, вид из космоса» . Новости Би-би-си . 22 января 2014 года . Проверено 22 января 2014 г.
  27. ^ «Памятник посреди Сахары жертвам атаки DC10» . Крест (на французском языке). 9 июля 2007 г. ISSN   0242-6056 . Проверено 2 февраля 2024 г.
  28. ^ «Семьи участников бомбардировки DC-10 UTA» . Проверено 16 июня 2009 г.
  29. ^ «Мемориал рейсу 772 ЮТА» . Гугл Достопримечательности. 15 июня 2009 года . Проверено 16 июня 2009 г.
  30. ^ «Мемориал рейсу 772 UTA из Google Earth» . Цифровой Глобус . Проверено 17 мая 2013 г.
  31. ^ «Я заметил эту крошечную вещь на картах Google. Когда я увеличил масштаб… Ну, ничто не могло меня подготовить» . ViralNova.com. 2 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 г. . Проверено 4 ноября 2013 г.
  32. ^ «Мемориал рейса 772 UTA» . Сноупс. 4 ноября 2013 года . Проверено 2 января 2014 г.
  33. ^ Венема, Вибеке (22 января 2014 г.). «Мемориал Сахары, вид из космоса» . Би-би-си . Проверено 3 мая 2018 г.
  34. ^ «Новая книга о бомбардировке Ливией UTA 772 — Забытый рейс» . Радио Франс Интернэшнл . 10 июня 2017 г. Проверено 25 марта 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a7bc9deeddd2007ff8d56652cf53fdc9__1721955060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/c9/a7bc9deeddd2007ff8d56652cf53fdc9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
UTA Flight 772 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)