Рейс 772 ЮТА
![]() N54629, самолет, участвовавший в бомбардировке | |
Инцидент | |
---|---|
Дата | 19 сентября 1989 г. |
Краткое содержание | Разрыв в полете из за теракта - |
Сайт | Тенере , Нигер 16 ° 51'54 "N 11 ° 57'13" E / 16,86493 ° N 11,953712 ° E |
Самолет | |
Тип самолета | Макдоннелл Дуглас DC-10-30 |
Оператор | Союз воздушного транспорта (UTA) |
Номер рейса ИАТА. | УТ772 |
Регистрация | N54629 (США) |
Начало рейса | Майя-Майя Аэропорт , Браззавиль , Народная Республика Конго |
Остановка в пути | Международный аэропорт Нджамена. Аэропорт , Нджамена , Чад |
Место назначения | Аэропорт Шарль де Голль , Париж , Франция |
Жители | 170 |
Пассажиры | 156 |
Экипаж | 14 |
Погибшие | 170 |
Выжившие | 0 |
Рейс 772 UTA — регулярный международный пассажирский рейс французской авиакомпании Union de Transports Aériens (UTA), выполнявший рейс из Браззавиля в Народной Республике Конго через Нджамену в Чаде в аэропорт имени Шарля де Голля в Париже, Франция, который потерпел крушение. в пустыню Тенере недалеко от Билмы, Нигер , 19 сентября 1989 года, в результате чего погибли все 170 человек на борту после взрыва в полете, вызванного взрывом в чемодане. Это самый смертоносный авиационный инцидент, произошедший в Нигере.
Самолет и экипаж
[ редактировать ]Самолет McDonnell Douglas DC-10-30 с американской регистрацией N54629. [1] серийный номер 46852, был изготовлен в 1973 году, совершил первый полет 13 марта. Это был 125-й выпущенный DC-10, на момент потери корпуса он совершил 14 777 полетных циклов за 60 276 летных часов . Он был оснащен тремя двигателями General Electric CF6-50C2R . [2]
Капитан . , 40-летний Жорж Равено, был опытным пилотом, налет которого составил 11 039 часов, из них 2723 на DC-10 Пилот с левым сиденьем, 38-летний Жан-Пьер Эннекен, налетал в общей сложности 6442 часа, из них 28 на DC-10. Первый офицер , 41-летний Мишель Крезе, налетал в общей сложности 8357 часов, из них 754 на DC-10. Бортинженер . , 28-летний Ален Брику, налетал в общей сложности 597 часов, из них 180 на DC-10 [3]

Инцидент
[ редактировать ]
Во вторник, 19 сентября 1989 года, самолет McDonnell Douglas DC-10 вылетел из международного аэропорта Нджамены в 13:13. Сорок шесть минут спустя, на крейсерской высоте 35 100 футов (10 700 м), бомба в чемодане взорвалась в грузовом отсеке, в результате чего рейс 772 UTA разбился над Сахарой в 450 километрах (280 миль; 240 морских миль) к востоку от Агадеса в южный Тенере и к северу от Термитского массива в регионе Зиндер в Нигере . Взрыв разбросал обломки по пустыне на сотни квадратных миль. [4] Все 170 оккупантов были убиты. [5]
Жертвы
[ редактировать ]Среди жертв была Бонни Барнс Пью. [6] ( урожденная Коверли [7] ), жена Роберта Л. Пью , в то время американского посла в Чаде. [5]
Восемь из погибших были нефтяниками (из Esso , Parker и Schlumberger ), вернувшимися после завершения бурения скважины Коме-3 на юге Чада.
После того, как самолет взорвался, Леонардо Леонарди, представитель посольства Италии в Париже, заявил, что посольство считает, что на борту самолета находились шесть итальянцев. Представитель религиозного ордена капуцинов Младших братьев сообщил, что на борту самолета находились два члена ордена. Епископ Мунду находился в полете. [8]
Жертвы прибыли из 18 разных стран. [9] большинство из них являются гражданами Франции, Чада и Конго. [10] Другими странами с жертвами стали США, Италия, Камерун, Заир (ныне Демократическая Республика Конго), Канада, Центральноафриканская Республика, Мали, Швейцария, Алжир, Боливия, Бельгия, Греция, Марокко, Сенегал и Великобритания. . [9]
Национальность | Жертвы |
---|---|
Франция | 54 |
Народная Республика Конго | 48 |
Чад | 25 |
Италия | 9 |
Соединенные Штаты | 7 |
Камбоджа | 5 |
Великобритания | 4 |
Заир | 3 |
Канада | 3 |
Центральноафриканская Республика | 2 |
У них было | 2 |
Швейцария | 2 |
Алжир | 1 |
Бельгия | 1 |
Боливия | 1 |
Греция | 1 |
Марокко | 1 |
Сенегал | 1 |
Общий | 170 |
Расследование
[ редактировать ]Комиссия по расследованию Международной организации гражданской авиации установила, что бомба причиной разрушения самолета стала , заложенная в контейнер в позиции 13-R в носовом грузовом отсеке. Комиссия предположила, что наиболее правдоподобной гипотезой было то, что бомба находилась внутри багажа, загруженного в аэропорту Браззавиля. Первоначальные предположения о том, какие группы могли быть ответственны за уничтожение рейса 772 UTA, были сосредоточены на «Исламском джихаде» , который поспешил взять на себя ответственность за нападение, и повстанческой группе «Тайное сопротивление Чада», которая выступала против президента Хиссена Хабре . [2] Пять лет назад, 10 марта 1984 года, бомба уничтожила еще один самолет UTA из Браззавиля вскоре после того, как DC-8 приземлился в аэропорту Нджамены. Погибших в этом случае не было, и виновные так и не были установлены. [11]
судебное разбирательство Заочное
[ редактировать ]Следователи получили признание от одного из предполагаемых террористов, деятеля конголезской оппозиции, который помог завербовать своего товарища-диссидента для контрабанды бомбы на самолет. [12] Это признание привело к предъявлению обвинений шести ливийцам. Французский судья Жан-Луи Брюгьер определил их следующим образом:
- Абдулла Сенусси , зять Муаммара Каддафи и заместитель главы ливийской разведки;
- Абдулла Элазраг, советник посольства Ливии в Браззавиле;
- Ибрагим Наэли и Арбас Мусбах, эксперты по взрывчатым веществам ливийской секретной службы;
- Исса Шибани, секретный агент, купивший таймер, который предположительно привел в действие бомбу; и,
- Абдельсалам Хаммуда, правая рука Сенусси, который, как утверждается, координировал нападение.
В 1999 году шестеро ливийцев предстали перед судом присяжных Парижа за взрыв рейса 772 авиакомпании UTA. Поскольку Каддафи не позволил их экстрадиции во Францию, шестерых судили заочно и признали виновными.
5 сентября 2012 года Мавритания экстрадировала Абдуллу Сенусси ливийским властям. Сенусси должен был предстать перед судом в Ливии за преступления, которые он якобы совершил в то время, когда был близким помощником Каддафи. [13] Сенусси предстал перед ливийским судом на предварительном слушании 19 сентября 2013 года. 11 октября 2013 года Международный уголовный суд постановил, что его можно судить в Ливии, и отменил ордер. [14]
Предполагаемый мотив
[ редактировать ]Мотивом, который обычно приписывают Ливии за взрыв рейса 772 авиакомпании UTA, является месть французам за поддержку Чада против экспансионистских проектов Ливии в отношении Чада .
Чадско -ливийский конфликт (1978–1987) закончился для Ливии катастрофой после поражения в битве при Маатен-эс-Сарре в войне Тойоты 1987 года . Муаммар Каддафи был вынужден согласиться на прекращение огня , положив конец чадско-ливийскому конфликту и его мечтам об африканском и арабском господстве. Каддафи обвинил в поражении «агрессию против Ливии» Франции и США. [15] Результатом стала сохраняющаяся враждебность Каддафи по отношению к двум странам, что привело к поддержке Ливией взрывов рейсов 103 авиакомпании Pan Am и рейса 772 UTA. [2]
Ливийская компенсация
[ редактировать ]Парижский суд присудил семьям жертв АТА суммы от 3 000 до 30 000 евро в зависимости от их родства с погибшими. Не довольствуясь этой наградой, группа французских родственников "Les Famiilles du DC10 d'UTA" [16] подписал 9 января 2004 года соглашение с Международным фондом благотворительных ассоциаций Каддафи о принятии компенсационной выплаты в размере 170 миллионов долларов США, или по 1 миллиону долларов США за каждую из 170 жертв АТА. К маю 2007 года сообщалось, что 95% этой компенсации было распределено. [17] Однако семьи семи американских жертв отказались принять компенсацию в размере 1 миллиона долларов США и преследуют ливийское правительство через федеральный суд в Вашингтоне . 19 сентября 2006 года суду было предложено постановить, что ливийское правительство и шесть его агентов виновны в уничтожении рейса 772 авиакомпании UTA 19 сентября 1989 года. За гибель людей и гибель людей требовалось возмещение ущерба на сумму более 2 миллиардов долларов США. уничтожение самолета DC-10. [18]
В апреле 2007 года окружной судья округа Колумбия Генри Х. Кеннеди признал Ливию прямой ответственной за взрыв и председательствовал на трехдневном судебном заседании с 13 по 15 августа 2007 года. 15 января 2008 года судья Кеннеди издал приказ о присуждении 6 миллиардов долларов США. о возмещении ущерба семьям и владельцам авиалайнера. [5] [19] [20] [21] Ливия обжаловала это решение.
В октябре 2008 года Ливия выплатила 1,5 миллиарда долларов в фонд, который будет использован для выплаты компенсаций родственникам погибшего.
- Жертвы взрыва в Локерби ;
- Американские жертвы взрыва на дискотеке в Берлине в 1986 году ;
- Американские жертвы взрыва рейса 772 UTA в 1989 году; и,
- Ливийские жертвы бомбардировки США Триполи и Бенгази в 1986 году .
В результате президент США Джордж Буш подписал указ о восстановлении иммунитета ливийского правительства от судебных исков, связанных с терроризмом, и прекращении всех дел о компенсациях, находящихся на рассмотрении в США. [22]
Другие заявления
[ редактировать ]В книге «Manipulations Africaines» ( «Африканские манипуляции »), опубликованной в феврале 2001 года, Пьер Пеан расследовал саботаж рейса 772 UTA. Он утверждал, что доказательства указывают на Иран и Сирию (действующие через движение «Хезболла» ), но это связано с политическим контекстом (в частности, с Персидским заливом) . Война ), Франция и США пытались возложить вину на Ливию . Он обвиняет судью Жана-Луи Брюгьера в намеренном игнорировании доказательств участия Ливана, Сирии и Ирана в преследовании только ливийского следа. Он также обвинил Томаса Турмана , эксперта Федерального бюро расследований по взрывчатым веществам, в фабрикации ложных доказательств против Ливии в ходе диверсий как на рейсе 103 компании Pan Am , так и на рейсе 772 авиакомпании UTA. [23] [24]
18 июля 2011 года бывший министр иностранных дел Ливии Абдель Рахман Шалгам , который дезертировал из ливийского правительства в марте в начале того, что впоследствии стало гражданской войной в Ливии 2011 года , сказал Аль-Хайату , что ливийское правительство несет ответственность за взрыв УТА. Рейс 772. Он заявил: «Ливийские службы безопасности взорвали самолет. Они считали, что на борту находился лидер оппозиции Мохаммед аль-Мегриф , но после того, как самолет был взорван, выяснилось, что его на борту не было». Он также заявил, что « операция Локерби была более сложной... роль государств и организаций обсуждалась, и хотя в ней были замешаны ливийские службы, я не думаю, что это была чисто ливийская операция. [25] "
Мемориал
[ редактировать ]
В 2007 году ассоциация семей жертв Les Familles de l'Attenat du DC-10 d'UTA, Les Familles de l'Attenat du DC-10 d'UTA, создала в пустыне мемориал. Чтобы сохранить неприкосновенность места крушения, мемориал расположен на расстоянии примерно 10 километров (6,2 мили) от него, чтобы его можно было увидеть с самолетов, следующих по тому же маршруту, что и рейс 772. [26] [27] Мемориал, по адресу 16 ° 51'53,748 "N 11 ° 57'13,362" E / 16,86493000 ° N 11,95371167 ° E самолета, построен из черного камня по форме и размерам самолета DC-10 внутри компаса, с правой половиной горизонтального стабилизатора используемой в качестве точки компаса, и 170 разбитыми зеркалами для отражения. жертвы катастрофы. На стабилизаторе имеется табличка с именами находящихся на борту. [28] [29] Мемориал виден на аэрофотоснимках Google Maps . [30] [31] [32]

Организатором мемориала выступил француз Гийом Денуа де Сен-Марк, чей отец Жан-Анри погиб во время полета. [33]
По состоянию на 2020 год мемориал засыпан песком из-за опустынивания и больше не виден.
В популярной культуре
[ редактировать ]Rush Барабанщик Нил Пирт подробно упомянул об этом инциденте в своих путевых мемуарах « Всадник в маске: езда на велосипеде по Западной Африке» , поскольку он вылетел этим рейсом менее чем за год до инцидента из Нджамены в Париж, когда закончил работу со своим Камеруном. велосипедный тур.
Книга Стью Ньюбургера « Забытый рейс: терроризм, дипломатия и стремление к справедливости» посвящена катастрофе. [34]
Карты
[ редактировать ]Место происшествия и аэропорты | Место крушения в Нигере |
См. также
[ редактировать ]- Рейс 182 авиакомпании Air India
- Список происшествий и происшествий с участием коммерческих самолетов
- Рейс 73 компании Pan Am
- Рейс 103 компании Pan Am
- Пьер Пеан
- Ливия и государственный терроризм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Реестр ФАУ (N54629)» . Федеральное управление гражданской авиации .
- ^ Jump up to: а б с «Авиакатастрофа ASN McDonnell Douglas DC-10-30 N54629, пустыня Тенере» . Aviation-safety.net . Проверено 4 июня 2011 г.
- ^ «Окончательный отчет - По поводу аварии, произошедшей 19 сентября 1989 года в пустыне Тенере (Нигер) с DC-10-30, зарегистрированным N54629» . Министерство планирования, жилищного строительства и транспорта. Архивировано из оригинала 20 ноября 2000 года . Проверено 19 января 2024 г.
- ^ Уитни, Крейг Р. (8 мая 1997 г.). «Франция обвиняет шестерых ливийцев во взрыве самолета в Сахаре в 89 году» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с « Суд присудил жертвам из США более 6 миллиардов долларов за теракт в Ливии в 1989 году, в результате которого в африканской пустыне произошел теракт над французским авиалайнером, в результате которого погибло 170 человек ». Пиар-новости . 15 января 2008 г. Проверено 3 июня 2009 г.
- ^ «Дело 1:02-cv-02026-HHK» (PDF) . Govinfo.gov . п. 4/104 . Проверено 24 марта 2024 г.
- ^ «Дело 1:02-cv-02026-HHK» (PDF) . Govinfo.gov . п. 5/104 . Проверено 24 марта 2024 г.
[...] ее отец Харви Миллс Коверли (ныне покойный), [...]
- Мемориал Пер-Лашез идентифицирует ее девичью фамилию как «Коверли». - ^ « Самолет со 171 человеком на борту взорвался ». Новые времена проливов . Четверг, 21 сентября 1989 г. Получено из Новостей Google (1 из 24) 27 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Семьи участников атаки UTA DC10 — член AfVT] . www.dc10-uta.org (на французском языке) . Проверено 24 мая 2019 г.
- ^ «В КРУШЕНИИ ФРАНЦУЗСКОГО САМОЛЕТА ОБВИНЕНА БОМБА» . Новости Дезерета . 20 сентября 1989 года . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN McDonnell Douglas DC-8-63PF F-BOLL в аэропорту Нджамена (NDJ)» . Aviation-safety.net . Проверено 24 мая 2019 г.
- ^ Пеан, Пьер (1 марта 2001 г.). « Фальсифицированные доказательства ливийского терроризма». Le Monde Diplomatique (на французском языке) . Проверено 24 мая 2019 г.
- ^ «Мавритания экстрадирует бывшего главу разведки Ливии Абдуллу ас-Сенусси » . Новости Би-би-си. 5 сентября 2012 года . Проверено 5 сентября 2012 г.
- ^ «Глава разведки Каддафи Абдулла ас-Сенусси в суде» . Новости Би-би-си . Проверено 4 ноября 2013 г.
- ^ Гринвальд, Джон (21 сентября 1987 г.). «Споры о захватчиках вооруженных Тойот» . ВРЕМЯ . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года.
- ^ «Семьи участников UTA DC10 Attack — члена AfVT» . www.dc10-uta.org . Проверено 28 ноября 2019 г.
- ^ Выплачено более 160 миллионов долларов ливийской компенсации. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Требование о компенсации от американских родственников. Архивировано 23 марта 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ «Суд США обязал Ливию выплатить 6 миллиардов долларов за взрыв» . Рейтер. 16 января 2007 года . Проверено 18 января 2007 г.
- ^ «Меморандум, Роберт Пью и др. против Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии , Гражданский иск № 02-2026-HHK (DDC, 15 января 2007 г.)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 июля 2011 года . Проверено 16 января 2008 г.
- ^ « Судья США приказывает Ливии выплатить миллиарды жертвам самолетов », Houston Chronicle , 17 января 2008 г.
- ^ «Ливия компенсирует жертвам террора» . Новости Би-би-си . 31 октября 2008 года . Проверено 1 ноября 2008 г.
- ^ (на французском языке) Подделанные доказательства ливийского терроризма
- ^ Пьер Пеан (2001). «Африканские манипуляции: испорченные доказательства ливийского терроризма» . Проверено 24 января 2009 г.
- ^ «Экс-министр иностранных дел считает, что за нападением на авиалайнер в 1989 году стояла Ливия» . Аль Арабия. 18 июля 2011 года. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 18 июля 2011 г.
- ^ «Мемориал Сахары, вид из космоса» . Новости Би-би-си . 22 января 2014 года . Проверено 22 января 2014 г.
- ^ «Памятник посреди Сахары жертвам атаки DC10» . Крест (на французском языке). 9 июля 2007 г. ISSN 0242-6056 . Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ «Семьи участников бомбардировки DC-10 UTA» . Проверено 16 июня 2009 г.
- ^ «Мемориал рейсу 772 ЮТА» . Гугл Достопримечательности. 15 июня 2009 года . Проверено 16 июня 2009 г.
- ^ «Мемориал рейсу 772 UTA из Google Earth» . Цифровой Глобус . Проверено 17 мая 2013 г.
- ^ «Я заметил эту крошечную вещь на картах Google. Когда я увеличил масштаб… Ну, ничто не могло меня подготовить» . ViralNova.com. 2 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 г. . Проверено 4 ноября 2013 г.
- ^ «Мемориал рейса 772 UTA» . Сноупс. 4 ноября 2013 года . Проверено 2 января 2014 г.
- ^ Венема, Вибеке (22 января 2014 г.). «Мемориал Сахары, вид из космоса» . Би-би-си . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ «Новая книга о бомбардировке Ливией UTA 772 — Забытый рейс» . Радио Франс Интернэшнл . 10 июня 2017 г. Проверено 25 марта 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коди, Эдвард (21 сентября 1989 г.). «ФРАНЦУЗСКИЙ DC-10, ПРОПАВШИЙ 170 чел. ПОСЛЕ ОСТАНОВКИ В АФРИКЕ» . Вашингтон Пост .
- Коди, Эдвард (21 сентября 1989 г.). «АВИАКАТАШИЯ, ПРИЧИНЕННАЯ БОМБЕ» . Вашингтон Пост .
- Рейнольдс, Пол (19 августа 2003 г.). «UTA 772: Забытый рейс» . Би-би-си .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Итоговый отчет ( Архив ) (на французском языке)
- Английский перевод итогового отчета. Подготовлен Харро Рантером, Aviation Safety Network.
- Семьи участников атаки UTA DC10 на Wayback Machine (указатель архива) (на французском языке)
- Дополнительные фотографии мемориала и его строительства
- Авиационные происшествия и инциденты Союза воздушного транспорта
- Взрывы авиалайнеров
- Авиационные происшествия и происшествия в 1989 г.
- Террористические инциденты в Африке в 1989 году
- Авиационные происшествия и происшествия в Нигере
- История Организации Объединенных Наций
- 1989 год в Чаде
- 1989 год в Нигере
- Катастрофы 1989 года в Нигере
- 1989 год во Франции
- 1989 год в Ливии
- 1989 год в Республике Конго.
- Аварии и инциденты с участием McDonnell Douglas DC-10
- Чадско-ливийская война
- Массовое убийство в 1989 году.
- Отношения Франции и Ливии
- Преступления 1989 года
- События сентября 1989 г.
- Террористические инциденты в Нигере
- Терроризм, совершенный Ливией