Свобода навигации
Свобода судоходства ( FON ) — это принцип морского права , согласно которому суда, плавающие под флагом любого суверенного государства , не должны подвергаться вмешательству со стороны других государств, за исключением исключений, предусмотренных международным правом. [ 1 ] В сфере международного права это определяется как «свобода передвижения судов, свобода заходить в порты и пользоваться заводами и доками, погружать и разгружать товары, а также перевозить товары и пассажиров». [ 2 ] Это право теперь также закреплено в статье 87(1)a Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года .
История
[ редактировать ]Развитие как правовая концепция
[ редактировать ]Свобода судоходства как правовая и нормативная концепция получила развитие лишь относительно недавно. До начала современного периода международное морское право регулировалось обычаями, которые различались в правовых системах стран и лишь иногда кодифицировались, как, например, в Морском консульстве Короны Арагона 14-го века ( испанский : Consulado del mar ; итальянский : Consolato del mare ; также известный на английском языке как « Морская таможня» ). Эти обычаи были разработаны и использованы в местной юриспруденции, часто в делах призовых судов по поводу захвата товаров в открытом море каперами . Согласно таможне Консолато (и другим современным кодексам), «вражеские товары могут быть захвачены на нейтральных кораблях, а нейтральные товары свободно находятся на борту вражеских кораблей». Это установило рамки, согласно которым нейтральное судоходство не было неприкосновенным во время войны, а это означало, что военно-морские силы могли свободно атаковать корабли любой страны в открытом море, однако товары, принадлежащие нейтральным странам на этих кораблях, даже если это были вражеские корабли, были не брать. Этот правовой обычай, который в дальнейшем будет именоваться правило consolato , долгое время соблюдалось Англией (позже Великобританией ), Францией и Испанией как крупными военно-морскими державами. [ 3 ]
Однако с течением времени начали появляться новые теории о том, как управлять морским миром, а морская торговля, путешествия и завоевания великих европейских военно-морских сил начали выходить за пределы европейских водных путей. В 17-м веке возникли две основные школы мысли. век. Первый, наиболее широко отстаиваемый Джоном Селденом, продвигал концепцию mare clausum , которая гласила, что государства могут ограничивать или даже закрывать моря или морские территории для доступа любых или всех иностранных кораблей, точно так же, как участки суши могут принадлежать государство, ограничив там иностранную деятельность. [ 4 ] Среди других известных сторонников этой идеи был Джон Берроуз. [ 5 ] и Уильям Велвод. [ 6 ] В более широком геополитическом контексте mare clausum поддержали крупнейшие военно-морские и колониальные державы того времени, включая Испанию и Португалию. Поскольку эти державы расширили свое влияние на Новый Свет, а также на всю Африку и Азию, они хотели укрепить контроль над своими новыми империями и доступом к торговле и ресурсам там, лишая других стран доступа к морским путям, ведущим в эти районы. [ 7 ] Буквально перекрыв доступ к морям с помощью своей военно-морской мощи, эти государства получили бы щедрую выгоду от растущих морских торговых путей и иностранных колоний.
Между тем, Голландская Республика , доминирующий европейский торговый перевозчик, отстаивала другое правило, известное как mare liberum (свободное море) , которое можно кратко описать как «свободное судно [производит] бесплатные товары». Это означало, что даже вражеские товары, за исключением контрабанды , были неприкосновенны в нейтральном днище (т.е. в корпусах). [1] запретить нейтральным кораблям атаковать в открытом море. Для Голландской Республики это было важно для обеспечения безопасности и жизнеспособности своей обширной торговой сети. Эту концепцию придумал Хьюго Гротиус , голландский юрист и отец-основатель международного права. [ 8 ] Гроций выступал за изменение морских норм, которое сделало бы открытое море свободным для транспорта и судоходства, независимо от страны происхождения корабля. Это будет означать не только изменение законодательства, но и фундаментальный сдвиг в восприятии морской сферы как чего-то, чем нельзя владеть, как земля, а скорее как общего ресурса. За этой концепцией стоит либеральный взгляд на суверенное равенство, согласно которому все государства имеют равный доступ к открытому морю, а также взгляд на взаимозависимый мир, соединенный морем. [ 9 ]
По мере ослабления доминирующих военно-морских держав Испании и Португалии и роста международной торговли концепция mare liberum Гроция стала общепринятым обычаем, регулирующим суверенитет на море. [ 10 ]
От концепции к обычаям и закону
[ редактировать ]Свобода судоходства была воплощена в двусторонних договорах и стала частью того, что сегодня называется международным правом. Самым ранним примером такого договора является договор, заключенный между королем Франции Генрихом IV и Османской Портой в 1609 году, за которым в 1612 году последовал договор между Портой и Голландской республикой. После окончания Восьмидесятилетней войны между Испанией и Голландской Республикой, в ходе которой Испания защищала свои притязания на суверенитет над океанами против притязаний Голландии на «свободу открытого моря», как это развито в « Гуго Гроция » Mare Liberum , они пришли к выводу, что торговый договор, в котором было закреплено «свободное судно, свободные товары». Впоследствии Голландская Республика заключила двусторонние договоры с большинством других европейских стран, содержащие принцип «свободное судно, свободные товары», иногда прибегая к применению силы для получения этой уступки, в отличие от Англии в Бредском договоре (1667 г.) и снова в ) Вестминстерский мирный договор (1674 г. . Англия, однако, также твердо придерживалась consolato. правила в отношениях с другими странами, как это делала Франция, пока в 1744 году она не уступила и не распространила эту привилегию на нейтральных голландцев. [ 11 ]
В конечном итоге голландцы заключили сеть двусторонних договоров, которые распространяли на их корабли привилегию «свободы судоходства» через большую часть Европы. Во время многих европейских войн XVIII века они оставались нейтральными, обслуживая все воюющие стороны своими транспортными услугами. Великобритания, в частности, была недовольна этим соглашением, поскольку она была доминирующей военно-морской державой в 18 веке, а голландские привилегии подорвали эффективность ее военно-морских блокад. Ситуация достигла апогея во время войны за американскую революцию , когда голландцы, прикрытые англо-голландским договором 1674 года, снабжали как американцев, так и французов. Британцы широко использовали свое « право на обыск » голландских кораблей, что привело к делу Филдинга и Биландта, в ходе которого британская военно-морская эскадра в мирное время арестовала голландский конвой, несмотря на возражения его голландского военно-морского эскорта.
Вскоре после этого британцы аннулировали договор 1674 года, что могло означать конец доктрины «свободный корабль, свободные товары», но российская императрица Екатерина II примерно в то же время эстафету подхватила . В марте 1780 года она опубликовала манифест, в котором (среди прочего) провозгласила принцип «свободного корабля, свободных товаров» основным правом нейтральных государств . Чтобы защитить этот принцип, она сформировала Первую лигу вооруженного нейтралитета , к которой в конце года присоединились голландцы (что спровоцировало Четвертую англо-голландскую войну ). Принципы ее манифеста вскоре присоединились к членам Лиги, а также к Франции, Испании и новой Американской республике (даже если, будучи воюющими сторонами, они не могли стать членами Лиги). [ 12 ]
Тем не менее, как принцип международного права (помимо договорного права) «свободное судно, свободные товары» вскоре снова был отменен практикой обеих сторон во французских революционных войнах на рубеже XIX века. Например, в судебной практике американских судов начала XIX века принцип consolato повсеместно применялся в делах, не предусмотренных договорами. С другой стороны, правительство США взяло за правило закреплять принцип «свободные корабли, свободные товары» в договорах о дружбе и торговле, которые оно заключало с другими странами (начиная с договора 1778 года с Францией и договора 1782 года с Францией). Голландская республика).
Другими словами, американская точка зрения (следуя британской практике) заключалась в том, что в то время consolato представляло собой обычное международное право, которое, однако, могло быть заменено договорным правом на двусторонней основе. США, однако, искренне стремились к замене consolato «свободным кораблем» и в обычном праве. [ 13 ]
Такое положение дел сложилось, когда Британия наконец отказалась от сопротивления принципам, впервые сформулированным императрицей Екатериной в 1780 году и поддержанным в Парижской декларации 1856 года о морском праве , которая закрепляла «свободное судно производит бесплатные товары» и отвергала «вражеское судно». производит вражеские товары». Декларация была подписана ведущими державами (кроме США), и вскоре к ней присоединилось большинство других держав. Новое правило (комбинация «лучших» частей Консолато и «свободного корабля») заключалось в том, что «нейтральный флаг покрывает товары противника (кроме контрабанды); нейтральные товары не подлежат конфискации под флагом противника». [ 14 ]
Хотя концепция в целом стала общепринятой международной практикой и правом, практика и реализация свободы судоходства в эти годы будут развиваться посредством местной юриспруденции и принятия политических решений. [ 15 ] Хотя местная юриспруденция различалась, обычно со временем возникал консенсус. Ключевым примером является проблема территориальных вод. Хотя существовало соглашение о том, что определенная часть моря от береговой линии государства будет находиться под более строгим контролем государства, чем открытое море, обсуждалось точное расстояние, на котором этот контроль будет простираться от береговой линии. Однако со временем благодаря местному управлению и судебной практике появилось общее соглашение о том, что территориальные воды будут простираться на три лиги или три мили от береговой линии. Это формирование норм и обычаев продолжалось на протяжении веков в рамках mare liberum . [ 16 ]
ЮНКЛОС и современное понимание свободы судоходства в международном праве
[ редактировать ]Кульминацией этого стал 1982 год, когда свобода судоходства стала частью более широкого свода морских законов, воплощенных в настоящее время в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС). Статья 87 этой конвенции прямо кодифицирует эту концепцию, заявляя, что «Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю», и называет «свободу судоходства» первым из нескольких прав для всех государств в открытом море. [ 17 ] Разработка ЮНКЛОС явно соответствовала идеям Гроция о суверенном равенстве и международной взаимозависимости. Всем штатам было предоставлено право голоса при разработке конвенции, и конвенция вступила в силу только с согласия и ратификации государств-участников. Реализация UNCLOS объединяет государства-участники через общее пространство открытого моря. [ 18 ]
Свобода судоходства, сформулированная в ЮНКЛОС, была компромиссом между развитым и развивающимся миром. [ 19 ] В то время как развитый мир был заинтересован в максимизации своей свободы плавания и исследования морей, развивающийся мир хотел защитить свои морские ресурсы и свою независимость. Другими словами, это был конфликт между пониманием морей через принцип mare liberum , утверждающий, что океаны открыты для всех наций, и принцип mare clausum, утверждающий, что моря должны находиться под суверенитетом государства. UNCLOS поддержала свободу судоходства в открытом море, но также ввела различные зоны суверенитета, которые ограничивали правила иностранных судов в этих водах такими понятиями, как внутренние воды и исключительные экономические зоны (ИЭЗ). [ 20 ] Кроме того, военным кораблям гарантировались права плавания в открытом море с полным иммунитетом от юрисдикции любого государства, кроме государства флага.
ЮНКЛОС ввела ряд правовых концепций, которые допускали свободу судоходства внутри и за пределами морских юрисдикций стран. Это право мирного прохода, право транзитного прохода, право архипелажного прохода по морским коммуникациям и свобода открытого моря. Право мирного прохода позволяет судам путешествовать в территориальных водах других стран, если это не наносит ущерба миру, доброму порядку или безопасности прибрежного государства. Однако некоторые страны, такие как Китай, требуют, чтобы военные корабли получили предварительное разрешение, прежде чем они войдут в национальные воды Китая. [ 20 ] Транзитный проход означает проход через проливы, используемые для международного судоходства, между одной частью открытого моря или ИЭЗ и другой с более мягкими критериями прохода. Переход должен быть непрерывным и оперативным транзитом через пролив. При архипелажном проходе по морским путям государства-архипелаги могут обеспечивать проход по морским и воздушным путям через свои воды, где суда могут пользоваться свободой судоходства. [ 21 ]
Американская приверженность свободе судоходства
[ редактировать ]Как отмечалось ранее, американская защита свободы судоходства началась еще в договоре 1778 года с Францией, закрепляющем свободу судоходства как правовой обычай на двустороннем уровне. В 20 веке Вудро Вильсон выступал за свободу судоходства, сделав ее пунктом 2 из своих четырнадцати пунктов (см. Свобода морей ). США не ратифицировали договор ЮНКЛОС 1982 года. [ 22 ] но он является участником предыдущей Конвенции 1958 года об открытом море . Несмотря на свою неспособность официально ратифицировать Конвенцию ООН по морскому праву, США теперь считают Конвенцию ООН по морскому праву частью обычного международного права и обязались соблюдать этот закон и обеспечивать его соблюдение. [ 23 ]
Свобода навигационных операций (FONOP)
[ редактировать ]Операции по свободе судоходства (FONOP) тесно связаны с концепцией свободы судоходства и, в частности, с соблюдением соответствующих международных законов и обычаев, касающихся свободы судоходства. [ 24 ] Разработка ЮНКЛОС отчасти была вызвана опасениями государств, что сильные национальные морские интересы могут привести к чрезмерным притязаниям на прибрежные моря, что может поставить под угрозу свободу судоходства. [ 25 ] FONOP — это метод обеспечения соблюдения UNCLOS и предотвращения этих негативных последствий путем укрепления свободы судоходства на практике, использования судов для плавания через все районы моря, разрешенные UNCLOS, и в частности те районы, которые государства пытались закрыть для свободного судоходства, поскольку определены в ЮНКЛОС и международном праве и обычаях. [ 26 ]
FONOP — это современное оперативное подкрепление нормы, которая укреплялась на протяжении почти четырехсот лет. Свобода судоходства была тщательно реализована и усовершенствована, а в конечном итоге кодифицирована и принята в качестве международного права согласно ЮНКЛОС в рамках юридического процесса, который был инклюзивным и основанным на согласии. [ 25 ] ФОНОП являются результатом такого развития международного права, основанного на суверенном равенстве и международной взаимозависимости.
Программа США по свободе судоходства
[ редактировать ]Министерство обороны США определяет FONOP как «оперативные проблемы против чрезмерных морских претензий», посредством которых «Соединенные Штаты демонстрируют свое сопротивление чрезмерным морским претензиям». [ 27 ] В Соединенных Штатах существует институциональная программа FONOP под названием «Программа свободы навигации», в рамках которой ежегодно проводится множество FONOP по всему миру. Программа публикует годовые отчеты с хроникой FONOP за каждый год. [ 28 ] и перечень соответствующих иностранных морских претензий. [ 29 ]
Программа США свободы судоходства (FON) была официально учреждена при президенте Джимми Картере в 1979 году. Программа была подтверждена администрацией Рональда Рейгана в 1983 году в Заявлении о океанской политике. С тех пор программа продолжалась при всех последующих администрациях. [ 30 ]
Программа FON бросает вызов тому, что США считают чрезмерными территориальными претензиями на мировые океаны и воздушное пространство. Позиция Соединенных Штатов заключается в том, что все страны должны соблюдать международное морское право, закрепленное в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву . [ 31 ] [ 32 ] пишет Госдепартамент США :
Политика США с 1983 года предусматривает, что Соединенные Штаты будут осуществлять и отстаивать свои права и свободы в навигации и полете во всем мире таким образом, который соответствует балансу интересов, отраженному в Конвенции по морскому праву (LOS). Однако Соединенные Штаты не будут молча соглашаться с односторонними действиями других государств, направленными на ограничение прав и свобод международного сообщества в навигации и полете, а также других связанных с этим использованиях в открытом море. Программа FON с 1979 года подчеркивает навигационные положения Конвенции LOS, способствуя признанию жизненно важной национальной потребности в защите морских прав во всем мире. Программа FON действует по тройному принципу, включая не только дипломатические представительства и оперативные заявления военных подразделений США, но также двусторонние и многосторонние консультации с правительствами других стран в целях содействия морской стабильности и соответствия международному праву, подчеркивая необходимость и обязательства всех государств соблюдать нормы и практику обычного международного права, отраженные в Конвенции ЛОС. [ 33 ]
Вооруженные силы США проводили FONOP в районах, на которые претендуют другие страны, но которые США считают международными водами, например, военно-морские операции в заливе Сидра в 1980-х годах; [ 34 ] а также в стратегически важных проливах (таких как Гибралтар , Ормуз и Малакка ). [ 35 ]
Одну из примечательных операций, проведенных в качестве мирного прохода в рамках программы «Свобода судоходства», провел авианосец « Йорктаун» , во время которого 12 февраля 1988 года его «подтолкнул» советский фрегат «Беззаветный» в попытке отвлечь судно от Советские территориальные воды. [ 36 ] [ 37 ]
Свобода судоходства и военные корабли
[ редактировать ]Особенностью многих FONOP, в частности американских FONOP, является то, что они проводятся судами национального флота. Это выдвигает на передний план горячие споры о том, распространяется ли свобода судоходства на военные суда. [ 38 ] В частности, китайские ученые-правоведы и правительственные политики утверждают, что право на свободу судоходства, предоставленное гражданским судам в иностранных водах, не распространяется на военные суда. [ 39 ] [ 40 ] По этой причине некоторые страны, включая Китай, требуют, чтобы военные корабли получили предварительное разрешение, прежде чем они войдут в свои национальные воды. [ 20 ] Учитывая такое понимание свободы судоходства, FONOP США и других стран, проводимые с использованием военных кораблей, могут рассматриваться как провокационные или даже воинственные. [ 41 ] Другие ученые отмечают, что в ЮНКЛОС конкретно не упоминается свобода судоходства военных кораблей за пределами открытого моря, но что между государствами существует практика принятия военной деятельности, по крайней мере, в пределах ИЭЗ. [ 42 ]
Невинный переход по отношению к ФОНОПам
[ редактировать ]Концепция мирного прохода в международном праве и в ЮНКЛОС относится, как отмечалось ранее, к праву судна проходить через территориальные воды иностранного государства при определенных условиях. [ 43 ] Хотя они связаны с FONOP тем, что как мирные проходы, так и FONOP касаются судов, пересекающих моря, на которые претендует иностранное государство, они отличаются тем, что, если судно утверждает, что оно пересекает условия мирного прохода, это подразумевает уступку в том, что судно фактически проходит через территориальные территории. воды другого государства. [ 44 ] И мирный проход, и FONOP оспаривают наложенные государством ограничения на свободу судоходства в морской зоне, но мирный проход признает, что этот район находится в пределах вод государства, в то время как FONOP может использоваться для оспаривания территориальных претензий государства на этот район. [ 45 ]
Критика
[ редактировать ]Есть много критиков FONOP, с самой разной критикой в отношении эффективности, воинственности и законности FONOP. Одна группа критиков утверждает, что FONOP неоправданно рискованны и приводят к эскалации конфликта. [ 46 ] [ 47 ] Реакция китайского правительства на американские FONOP в Южно-Китайском море подпадает под эту категорию критики. [ 48 ] [ 49 ] Вторая группа критиков утверждает, что FONOP не нужны и что государствам следует сосредоточиться на защите своих собственных судов, а не использовать операции судов для проверки морских претензий других государств. [ 50 ] Другие критики утверждают, что FONOP неэффективны в достижении своей цели ограничения морских притязаний других государств. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]
ФОНОПы в Южно-Китайском море
[ редактировать ]
По мнению корреспондентов BBC, острова Спратли в Южно-Китайском море потенциально могут стать крупной геополитической горячей точкой. Китай использовал мелиорацию земель для расширения спорных островов и построил на них взлетно-посадочные полосы. [ 56 ]
ФОНОПС США в Южно-Китайском море
[ редактировать ]В 2013 и 2014 годах США проводили FONOP на территориях, на которые претендуют Китай, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Вьетнам. [ 56 ] Во время президентства администрации Обамы возросло внимание к Китаю и Азии в целом, что привело к повороту в сторону Азии с 2012 года. Это также отразилось в увеличении количества FONOP в Южно-Китайском море. В 2015 году администрация Обамы санкционировала два FONOP, а в 2016 году были санкционированы три FONOP. [ 57 ] Среди FONOP, получивших наибольшее освещение в СМИ, были миссии, проведенные эсминцами управляемых ракет USS Lassen в 2015 году; и военный корабль США Кертис Уилбур и Военный корабль США Уильям П. Лоуренс в 2016 году.
В мае 2015 года газета Wall Street Journal сообщила, что «ВМС США регулярно осуществляют свободные судоходные транзиты в регионе… [но] еще не получили явного разрешения от администрации на это в пределах 12 морских миль от искусственных островов». . [ 58 ] 13 мая 2015 года сенатор Боб Коркер упомянул статью в Wall Street Journal, допрашивая помощника министра обороны по вопросам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе Дэвида Б. Шира о пилотировании лодки в пределах 12 морских миль от одного из искусственных островов, и напрямую спросил Шира: « Мы действительно собираемся это сделать?» [ 59 ] В начале октября 2015 года Министерство обороны США ясно дало понять, что FONOP в пределах 12 морских миль от одного из искусственных островов Китая будет «вопросом не «если», а «когда». [ 60 ] а к середине октября 2015 года официальные лица США заявили, что FONOP ожидается «в ближайшие дни». [ 61 ] 27 октября 2015 года американский эсминец USS Lassen прошел в пределах 12 морских миль от освоенной земли на рифе Суби , став первым в серии «Операций по свободе навигации». [ 62 ] [ 63 ]
С октября 2015 года в рамках программы FON Operations (FONOP) США корабли ВМС США патрулируют вблизи искусственных островов, созданных Китаем на спорных архипелагах Спратли и Парасель, чтобы подчеркнуть позицию США, согласно которой искусственные острова, построенные Китаем, расположены в международные воды. [ 64 ] [ 65 ] Лассен В октябре 2015 года военный корабль США « » прошел в пределах 12 морских миль от освоенных островов (так называемой « Великой песчаной стены »). [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ] В январе 2016 года военный корабль США «Кёртис Уилбур» прошёл в пределах 12 морских миль (22 км; 14 миль) от острова Тритон на Парасельских островах , а военный корабль США «Уильям П. Лоуренс» находился в пределах 12 морских миль от рифа Файери-Кросс на островах Спратли в мае 2016 года. . [ 65 ] [ 69 ]
Весной 2017 года администрация Трампа прекратила проведение FONOP в Южно-Китайском море, надеясь, что Китай может усилить давление на Северную Корею из-за ее испытаний по запуску ракет . [ 70 ] Летом 2017 года он возобновил работу FONOP. [ 71 ] После перезапуска FONOP в Южно-Китайском море администрация Трампа увеличила количество разрешенных FONOP. Трамп санкционировал шесть FONOP в 2017 году и пять операций в 2018 году. [ 57 ] В 2019 году было зафиксировано рекордное количество операций FONOP США в Южно-Китайском море: всего было проведено девять операций. [ 72 ]
В мае 2018 года также состоялся первый FONOP с участием двух военных кораблей США. 27 мая 2018 года «Арли Бёрк» эсминец ВМС США класса USS Higgins и крейсер «Тикондерога» класса в прошли USS Antietam пределах 12 морских миль от Парасельских островов, которые контролируются Китаем. [ 73 ] FONOP появился вскоре после того, как Пентагон объявил, что «Рим Тихого океана» ( RIMPAC ) у Гавайских островов, которые являются флагманскими военно-морскими учениями США. тем же летом он отзовет приглашение китайского военно-морского флота на учения [ 74 ] Министерство обороны Китая назвало FONOP «серьезным посягательством на суверенитет Китая». [ 73 ]
30 сентября 2018 года военный корабль США «Декейтер» проводил FONOP возле рифов Гавен и Джонсон на островах Спратли , когда китайский эсминец «Ланьчжоу на расстояние 45 ярдов (41 м) » приблизился к «Декейтеру» , что ВМС США назвали « серия все более агрессивных маневров» [ 75 ] Это заставило «Декейтер» маневрировать, чтобы избежать столкновения.
В декабре 2018 года Китай развернул военно-морские силы, чтобы предупредить военный корабль США « Чанселлорсвилль» , когда он совершил FONOP вокруг Парасельских островов без одобрения китайского правительства. « Командование Южного театра военных действий организовало военно-морские и военно-воздушные силы для наблюдения за американским судном и предупредило его о выходе», - говорится в заявлении командования Южного театра военных действий в ответ на FONOP США. В заявлении также содержится призыв к США правильно управлять своим военно-морским и воздушным флотом, чтобы избежать просчетов. [ 76 ]
FONOP США продолжались и в 2020 году. ВМС США провели свой первый FONOP в 2020 году 25 января, отправив прибрежный боевой корабль USS Montgomery мимо претензий Китая на острова Спратли. [ 57 ] По данным китайских государственных СМИ, во время FONOP Китай направил два истребителя-бомбардировщика в воздух, чтобы запугать Монтгомери . Патруль 25 января официально был нацелен на Китай, Тайвань и Вьетнам. В частности, ВМС оспорили идею о том, что мирный проход через заявленные территориальные воды требует предварительного уведомления. [ 77 ]
28 апреля 2020 года базирующийся в Японии эсминец управляемых ракет USS Barry провел операцию по обеспечению свободы судоходства в районе острова Парасель у побережья Вьетнама. [ 78 ] Командование Южного театра военных действий НОАК заявило, что его силы вытеснили военный корабль США « Барри» из спорных вод острова Спратли; Представитель ВМС США опроверг факт того, что Барри был изгнан НОАК, и заявил, что «все произошедшие взаимодействия соответствовали морским нормам». [ 79 ] Операция была проведена во время пандемии COVID-19, которая вызвала обвинения как со стороны Пекина, так и со стороны Вашингтона, обвиняющих друг друга в попытках установить больший военный контроль над Южно-Китайским морем во время пандемии. За операцией, проведенной военным кораблем « Барри» , на следующий день, 29 апреля, последовал FONOP вокруг островов Спратли, проведенный военным кораблем « Банкер Хилл» . Это был первый случай, когда США провели два FONOP в течение двух дней. [ 80 ] [ 81 ] Некоторые считают, что проведение миссий подряд друг за другом — это новая стратегия США под лозунгом Пентагона «стратегическая предсказуемость, непредсказуемость операций». После FONOP военного корабля США «Банкер Хилл» представитель Седьмого флота США, ответственный за проведение операций, заявил: «Соединенные Штаты будут летать, плавать и действовать везде, где это позволяет международное право, — независимо от места чрезмерных морских претензий и независимо от текущие события». [ 81 ]
FONOP, проведенные неамериканскими субъектами в Южно-Китайском море
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2020 г. ) |
В 2015 году Австралия подтвердила, что выполняла «обычные» полеты FONOP над спорной территорией в Южно-Китайском море. [ 56 ]
В мае 2017 года Япония отправила «Идзумо» вертолетный эсминец класса и два эсминца в трехмесячное турне по Южно-Китайскому морю, где они провели учения с «Оясио» подводной лодкой класса . Это было крупнейшее вторжение Японии в регион со времен Второй мировой войны . [ 82 ]
В апреле 2018 года три австралийских военно-морских корабля прошли транзитом через Южно-Китайское море в сторону Вьетнама и по пути встретили «серьёзный» вызов со стороны китайского военно-морского флота.
На Диалоге Шангри-Ла в июне 2018 года министры Франции и Великобритании совместно [ 83 ] объявили, что их корабли будут проходить через Южно-Китайское море, чтобы продолжать защищать коллективное право на свободу судоходства. [ 82 ] Заявление было сделано после того, как Великобритания и Франция отдельно объявили в июле 2017 года и мае 2018 года соответственно о том, что они расширят свое участие в Южно-Китайском море. [ 82 ]
В конце августа 2018 года Королевский флот также провел то, что, как предполагается, является FONOP с HMS Albion , десантным транспортным доком водоизмещением 22 000 тонн, в водах возле Парасельских островов. FONOP, проводимый Альбионом, в отличие от многих FONOP США, представлял собой традиционное утверждение свободы судоходства в открытом море. [ 84 ] [ 85 ] Пекин осудил миссию Альбиона , поскольку она плавала в своих территориальных водах вокруг Парасельских островов без предварительного одобрения. Представитель Королевского флота заявил, что «HMS Albion воспользовалась своим правом на свободу судоходства в полном соответствии с международным правом и нормами». [ 86 ] Британский ФОНОП увидели комментаторы [ ВОЗ? ] как сигнал о том, что Королевский флот, вероятно, будет регулярно патрулировать Южно-Китайское море.
Китайский взгляд на FONOP в Южно-Китайском море
[ редактировать ]Китай рассматривает операции FONOP в Южно-Китайском море, особенно те, которые проводятся с использованием военных кораблей, как провокационные. [ 87 ] поскольку они утверждают, что свобода судоходства не распространяется на военные суда в иностранных ИЭЗ и территориальных водах. [ 88 ] Китай также утверждает, что FONOPs нарушают китайское законодательство, в том числе « Закон Китайской Народной Республики о территориальном море и прилежащей зоне » и « Декларацию правительства Китайской Народной Республики об исходных линиях территориального моря ». [ 89 ] Китайский флот и береговая охрана часто следят за иностранными судами на FONOP. [ 90 ]
См. также
[ редактировать ]- Невинный проход
- Кодекс незапланированных встреч на море
- Дунайская конференция 1948 года.
- FONOP во время администрации Обамы
- Свободы воздуха
- Операция Prosperity Guardian возглавляемой США многонациональной коалиции в ответ на нападения на судоходство в Красном море
Примечания
[ редактировать ]- 1. ^ Исключение контрабанды подразумевает, что неприкосновенность нейтральных кораблей никогда не была абсолютной, поскольку этот принцип по-прежнему допускал право посещения и обыска воюющими сторонами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дюпюи и Винь (1991) , с. 836.
- ^ «Дело Оскара Чинна» . Постоянная палата международного правосудия. 12 декабря 1934 года. |
- ^ Атерли-Джонс и Белло (1907) , стр. 284–285.
- ^ Селден, Джон (1663). Маре Клаузум; Право и господство на море в двух книгах . Лондон: Эндрю Кембе и Эдвард Томас.
- ^ Боро, сэр Джон (1720). Исторический отчет о королевском рыболовстве Великобритании: или суверенитет британских морей, подтвержденный записями, историей и муниципальными законами королевства . Э. Керлл.
- ^ Велвуд, Уильям (1636). Сокращение всех морских законов: собрано все писания и памятники, которые можно найти среди любого народа или нации . Лондон: Иоанн Ман и Бенджамин Фишер.
- ^ О'Коннелл, ДП (июнь 1976 г.). «Морское право». Журнал Королевского общества искусств . 124 (5239): 367–379. JSTOR 41372335 .
- ^ Гротиус, Хью (2009). Роберт Финстра (ред.). Хьюго Гроций Mare Liberum 1609–2009: оригинальный латинский текст и английский перевод Блестящий. ISBN 978-90-474-3045-2 .
- ^ Вольфрум, Рюдигер (2015). «Свобода судоходства: современные вызовы с исторической точки зрения» . В Лилиан дель Кастильо (ред.). Морское право, от Гроция Международному трибуналу по морскому праву: судья Liber Amicorum Уго Каминос . БРИЛЛ Найхофф. стр. 89–103. ISBN 978-90-04-28378-7 .
- ^ Сковацци, Туллио (2015). «Происхождение теории суверенитета на море» . В Лилиан дель Кастильо (ред.). Морское право, от Гроция Международному трибуналу по морскому праву: судья Liber Amicorum Уго Каминос . БРИЛЛ Найхофф. стр. 48–63. ISBN 978-90-04-28378-7 .
- ^ Атерли-Джонс и Белло (1907) , стр. 286–287.
- ^ Атерли-Джонс и Белло (1907) , стр. 288–289.
- ^ Атерли-Джонс и Белло (1907) , стр. 283–284.
- ^ Атерли-Джонс и Беллот (1907) , с. 298.
- ^ Шоу, Малкольм Н., изд. (2017). «Морское право» . Международное право (восьмое изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 410–412. ISBN 9781107188471 .
- ^ Пинто, MCW (2015). «Гуго Гроций и морское право» . В Лилиан дель Кастильо (ред.). Морское право, от Гроция Международному трибуналу по морскому праву: судья Liber Amicorum Уго Каминос . БРИЛЛ Найхофф. стр. 18–47. ISBN 978-90-04-28378-7 .
- ↑ Генеральная Ассамблея ООН, Конвенция по морскому праву , 10 декабря 1982 г.
- ^ Пардо, Арвид (1 июня 1983 г.). «Конвенция по морскому праву: предварительная оценка» . Обзор права Сан-Диего . 20 (3): 489.
- ^ Вирт, Кристиан (4 июля 2019 г.). «Чья «свобода судоходства»? Австралия, Китай, США и наведение порядка в «Индо-Тихоокеанском регионе» » . Тихоокеанский обзор . 32 (4): 475–504. дои : 10.1080/09512748.2018.1515788 . S2CID 158173751 .
- ^ Jump up to: а б с Гилл, Мунрадж. «Проблема свободы судоходства в Азиатско-Тихоокеанском регионе: права и интересы прибрежных государств и практика». Журнал обороны и безопасности 7.1 (2016): 66–III.
- ^ Фройнд, Элеонора (июнь 2017 г.). «Свобода судоходства в Южно-Китайском море: Практическое руководство» . Белферовский центр науки и международных отношений .
- ^ Робертсон, Гораций Б. младший «Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года: исторический взгляд на перспективы присоединения США» в Карстен, Майкл Д., изд. Международное право и военные операции . Ньюпорт, Род-Айленд: Военно-морской колледж, 2008.
- ^ Клинган, Томас А. «Свобода судоходства в среде после ЮНКЛОС III». Право и современные проблемы 46, вып. 2 (1983): 107–23.
- ^ Галдориси, Джордж (1996). «Программа Соединенных Штатов по свободе судоходства: мост для международного соблюдения Конвенции Организации Объединенных Наций 1982 года по морскому праву?». Освоение океана и международное право . 27 (4): 399–408. дои : 10.1080/00908329609546091 .
- ^ Jump up to: а б Краска, Джеймс; Педрозо, Рауль (2013). Международное право морской безопасности . Мартинус Нийхофф. ISBN 978-90-04-23357-7 .
- ^ Асевес, Уильям Джозеф (1990). Программа «Свобода судоходства: исследование взаимосвязи между правом и стратегией» (Диссертация). ПроКвест 1643255666 .
- ^ Отчет Министерства обороны Конгрессу. Предыстория ежегодного отчета о свободе судоходства (PDF) (Отчет). Министерство обороны США. 31 декабря 2018 г.
- ^ «Ежегодные отчеты Министерства обороны США о свободе навигации (FON)» . Заместитель министра обороны по политике. Архивировано из оригинала 31 мая 2019 года.
- ^ «Справочное руководство по морским претензиям» . JAG корпус ВМС США . Архивировано из оригинала 31 мая 2019 года . Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ Оделл, Рэйчел Эсплин (31 августа 2019 г.). «Как формирование стратегических норм поддерживает американское командование общинами» (PDF) . Рабочий документ для презентации на ежегодной конференции Американской ассоциации политических наук (APSA) 31 августа 2019 г. Массачусетский технологический институт : 1.
- ^ «Заявление президента о продвижении интересов США в Мировом океане» . Архив Белого дома Джорджа Буша-младшего (пресс-релиз). 15 мая 2007 г. Архивировано из оригинала 14 августа 2011 г.
- ^ «Совместное заявление специального саммита лидеров США и АСЕАН: Декларация Саннилендса» . Архивы Белого дома Обамы (пресс-релиз). 16 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 21 января 2017 г.
Общая приверженность ... обеспечению охраны и безопасности на море, включая права на свободу судоходства и пролета, а также другие законные виды использования морей, а также беспрепятственную законную морскую торговлю как описано в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (ЮНКЛОС)...
- ^ «В архиве: Морская безопасность и судоходство» . Государственный департамент США . 20 января 2009 г.
- ^ Герстренцанг, Джеймс (28 марта 1986 г.). «ВМС США завершают маневры в заливе Сидра» . Время Лос-Анджелеса . Архивировано из оригинала 5 октября 2016 года.
- ^ Орал, Нилуфер (3 мая 2012 г.). «Права на транзитный проход через Ормузский пролив и угрозы Ирана заблокировать проход нефтяных танкеров» . Анализ ASIL . 16 (16). Американское общество международного права . Архивировано из оригинала 5 октября 2016 года.
- ^ Асевес, Уильям Дж. (весна 1993 г.). «Дипломатия на море: операции США по свободе судоходства в Черном море» . Обзор военно-морского колледжа . 46 (2): 59–79. JSTOR 44642450 .
- ^ Кэмпбелл (12 июня 1988 г.). «Происшествие военного корабля США « Карон » на Черном море способствовало международному праву и национальным интересам». The Virginian-Pilot и The Ledger Star . п. С3, кол. 1.
- ^ Колен, Себастьян (2016). «Китай, США и морское право» . Перспективы Китая . 2016 (2): 57–62. doi : 10.4000/chinaperspectives.6994 . S2CID 114852513 . ПроКвест 1802729539 .
- ^ Гэн, Цзин (26 февраля 2012 г.). «Законность иностранной военной деятельности в исключительной экономической зоне согласно ЮНКЛОС» . Меркуриос: Утрехтский журнал международного и европейского права . 28 (74): 22–30. дои : 10.5334/ujiel.ax . hdl : 1874/237575 .
- ^ Сяо, Энн Сю-Ань (июнь 2016 г.). «Китай и «законность» Южно-Китайского моря ». Проблемы и исследования . 52 (2): 1650008. doi : 10.1142/S1013251116500089 .
- ^ «Нетипичный ответ Китая на FONOPS ВМС США может стать посланием для администрации Трампа» . Новости USNI . Военно-морской институт США. 3 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 31 мая 2019 г.
- ^ Хоук, Джеймс; Андерсон, Николь (1 января 2014 г.). «США, Китай и свобода судоходства в Южно-Китайском море» . Обзор права глобальных исследований . 13 (3). Вашингтонский университет: 441–452.
- ^ Ротвелл, Дональд Р. (2000). «Мирный проход в территориальном море: режим UNCLOS и практика государств Азиатско-Тихоокеанского региона» . У Дональда Р. Ротвелла; Сэм Бейтман (ред.). Судоходные права и свободы и Новое морское право . Мартинус Нийхофф. стр. 74–93. ISBN 90-411-1499-8 .
- ^ Боско, Джозеф А. (27 февраля 2016 г.). «Действительно ли свобода судоходства и безопасный проход — одно и то же?» . Дипломат . Архивировано из оригинала 31 мая 2019 года.
- ^ Одом, Джонатан Г. (25 февраля 2016 г.). «ФОНОПы за сохранение права мирного прохода?» . Дипломат . Архивировано из оригинала 31 мая 2019 года.
- ^ Валенсия, Марк Дж. (5 февраля 2018 г.). «Южно-Китайское море: в некоторых недавних анализах отсутствует баланс» . Национальный институт исследований Южно-Китайского моря . Архивировано из оригинала 31 мая 2019 года.
- ^ Пантер, Джонатан Г. (6 апреля 2021 г.). «Умрут ли американцы за свободу навигации?» . Внешняя политика .
- ^ Суэйн, Майкл Д. (15 ноября 2010 г.). «Напористое поведение Китая — Часть первая: О «основных интересах» » . Фонд Карнеги за международный мир .
- ^ Бодин, Кристофер (7 января 2019 г.). «После последнего FONOP Китай предъявил США «строгие претензии»» . «ВМС Таймс» . Ассошиэйтед Пресс .
- ^ Хокинс, Уильям Р. (лето 1988 г.). «Стратегия и свобода навигации» . Национальный интерес . 12 (12): 48–56. JSTOR 42894566 .
- ^ Купер, Зак; Полинг, Грегори (8 января 2019 г.). «Свобода судоходства Америки потеряна в море» . Внешняя политика . Архивировано из оригинала 31 мая 2019 года.
- ^ Холмс, Джеймс (23 февраля 2019 г.). «Достаточно ли свободы судоходства в Восточной Азии?» . Национальный интерес . Архивировано из оригинала 31 мая 2019 года.
- ^ Валенсия, Марк Дж. (11 июля 2017 г.). «ФОНОП США в Южно-Китайском море: намерение, эффективность и необходимость» . Дипломат . Архивировано из оригинала 31 мая 2019 года.
- ^ Ку, Джулиан (11 мая 2016 г.). «Мы уже видели этот фильм раньше: последняя американская операция по свободе судоходства «Невинный проход» в Южно-Китайском море» . Законность . Архивировано из оригинала 13 января 2024 года.
- ^ «Карта Южно-Китайского моря» .
- ^ Jump up to: а б с «Австралия проводит полеты по принципу свободы судоходства в Южно-Китайском море» . Новости Би-би-си . 15 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Лартер, Дэвид Б. (5 февраля 2020 г.). «Оспорив притязания Китая в Южно-Китайском море, ВМС США становятся все более напористыми» . Новости обороны .
- ^ Энтус, А.; Люболд, Г.; Барнс, Дж. Э. «Военные США предлагают бросить вызов притязаниям Китая на море» . ВСЖ . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ Комитет Сената США по международным отношениям. «Защита американских интересов в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях» . Комитет Сената США по международным отношениям . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Де Люс, Д.; Маклири, П. (2 октября 2015 г.). «В Южно-Китайском море более жесткая позиция США» . Внешняя политика .
- ^ Фейт, Д. (13 октября 2015 г.). «Что скрывается в Южно-Китайском море» . Уолл Стрит Джорнал .
- ^ «После нескольких месяцев ожидания США наконец начали патрулирование свободы судоходства вблизи искусственных островов Китая» . Дипломат. 27 октября 2015. Архивировано из оригинала 17 ноября 2015 года . Проверено 13 ноября 2015 г.
- ^ Вагнер, Бенджамин К. (2016). «Уроки Лассена: прокладывание правильного курса для свободы судоходства в Южно-Китайском море» . ХейнОнлайн . JE Asia & Int'l L. Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Грин, Майкл; Глейзер, Бонни; Полинг, Грегори (27 октября 2015 г.). «США отстаивают свободу судоходства в Южно-Китайском море» . Азиатская инициатива по обеспечению прозрачности морских перевозок . Центр стратегических и международных исследований . Архивировано из оригинала 5 октября 2016 года.
- ^ Jump up to: а б Грэм, Юан (10 мая 2016 г.). «ВМС США проводят третий FONOP в Южно-Китайском море» . Переводчик . Институт международной политики Лоуи . Архивировано из оригинала 11 мая 2016 года.
- ^ Шалал, Андреа; Бруннстрем, Дэвид (26 октября 2015 г.). «Эсминец ВМС США приблизился к островам, построенным Китаем в Южно-Китайском море» . Рейтер . Архивировано из оригинала 3 июля 2017 года.
- ^ Бланшар, Бен; Шалал, Андреа (28 октября 2015 г.). «Разгневанный Китай преследует военный корабль США возле искусственных островов» . Рейтер. Архивировано из оригинала 29 мая 2017 года.
- ^ «Китай заявляет, что проход американского военного корабля к островам Спратли «незаконен»]» . Новости Би-би-си . 27 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 19 февраля 2019 г.
- ^ Бисли, Ник (4 февраля 2016 г.). «Нам следует тщательно подумать об австралийском FONOP в Южно-Китайском море» . Переводчик . Институт международной политики Лоуи . Архивировано из оригинала 5 октября 2016 года.
- ^ Фендерс, Тилль (11 августа 2017 г.). «Разрушитель в деликатном путешествии». Frankfurter Allgemeine Zeitung (на немецком языке).
- ^ «Официальный представитель ВМФ заявил, что военный корабль США провел операцию по обеспечению свободы судоходства вблизи контролируемого Китаем острова в Южно-Китайском море» . Сиэтл Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 10 августа 2017 г. Архивировано из оригинала 12 августа 2017 г.
- ^ Пауэр, Джон (5 февраля 2020 г.). «Патрули США по вопросам свободы судоходства в Южно-Китайском море достигли рекордного уровня в 2019 году» . Южно-Китайская Морнинг Пост .
- ^ Экстайн, Меган (23 мая 2018 г.). «Китай отстранен от участия в учениях RIMPAC 2018 года» . Новости USNI . Военно-морской институт США .
- ^ Вернер, Бен (1 октября 2018 г.). «Эсминец USS Decatur близко столкнулся с китайским военным кораблем» . Новости USNI . Военно-морской институт США. Архивировано из оригинала 31 мая 2019 года.
- ^ Нг, Тедди (1 декабря 2018 г.). «Китайский флот отправлен противостоять авианосцу США Чанселлорсвилль в последнем противостоянии в Южно-Китайском море» . Южно-Китайская Морнинг Пост .
- ^ Зизулевич, Джефф; Шон, Сноу (28 января 2020 г.). «Военно-морской флот проводит первый в году FONOP в Южно-Китайском море» . «ВМС Таймс» .
- ^ ЛаГрон, Сэм (28 апреля 2020 г.). «Китай заявляет, что НОАК подняла в воздух самолеты и корабли, чтобы «изгнать» военные корабли США из цепи островов в Южно-Китайском море» . Новости USNI . Военно-морской институт США.
- ^ Чжао, Кристина (29 апреля 2020 г.). «Военно-морской флот отправляет второй корабль в спорные воды после того, как Китай утверждает, что поднял самолеты в воздух, чтобы вытеснить американский эсминец» . Newsweek . Архивировано из оригинала 30 апреля 2020 года.
- ^ Лендон, Брэд (30 апреля 2020 г.). «ВМС США последовательно бросают вызов претензиям Пекина на Южно-Китайское море» . CNN .
- ^ Jump up to: а б ЛаГрон, Сэм (29 апреля 2020 г.). «Военный корабль США «Банкер Хилл» на этой неделе проводит вторую операцию по свободе судоходства в Южно-Китайском море» . Новости USNI .
- ^ Jump up to: а б с Чунг, Уильям. «Южно-Китайское море: использование силы» . МИСИ . Архивировано из оригинала 25 июня 2018 года . Проверено 5 июня 2018 г.
- ^ «Франция и Великобритания объявляют о свободе судоходства в Южно-Китайском море» . Военно-Морской Сегодня. Военно-Морской Сегодня. 6 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 25 июня 2018 года . Проверено 25 июня 2018 г.
- ^ Люк, Туан Ань. «Франция и Великобритания останутся в Южно-Китайском море?». Дипломат. (2018): https://thediplomat.com/2018/09/are-france-and-the-uk-here-to-stay-in-the-south-china-sea/
- ^ Хеммингс, Джон. «План действий Великобритании в Южно-Китайском море». РУСИ.орг. (2019): https://rusi.org/commentary/charting-britain's-moves-south-china-sea. Архивировано 6 августа 2020 г., в Wayback Machine.
- ^ «Китай жалуется на британский военный корабль, проходящий через спорное Южно-Китайское море» . Хранитель . Рейтер. 6 сентября 2018 г. ISSN 0261-3077 . Проверено 13 марта 2024 г.
- ^ Кэйюань, Цзоу (14 июня 2017 г.). «Навигация в Южно-Китайском море: почему все еще проблема?» (PDF) . Международный журнал морского и прибрежного права . 32 (2): 243–267. дои : 10.1163/15718085-12322038 .
- ^ «Территориальные и морские споры Китая в Южно- и Восточно-Китайском морях:: Какова роль международного права?» В книге «Глобальное участие Китая: сотрудничество, конкуренция и влияние в 21 веке», 235. Вашингтон, округ Колумбия: Brookings Institution Press, 2017.
- ^ «Как Китай может решить тупиковую ситуацию с FONOP в Южно-Китайском море» . Инициатива прозрачности морского судоходства в Азии . 1 марта 2019 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2019 года . Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ «Китайский флот столкнулся с военным кораблем США в Южно-Китайском море» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 1 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 31 мая 2019 года . Проверено 31 мая 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Атерли-Джонс, Ллевеллин Арчер; Белло, Хью Хейл Ли (1907). Торговля на войне . Метуэн и компания.
- Дюпюи, Рене Жан; Виньес, Дэниел (1991). Справочник по новому морскому праву . Том. 1. Издательство Мартинуса Нийхоффа. ISBN 0-7923-0924-3 .