Jump to content

1988 г., инцидент с столкновением на Черном море.

Координаты : 44 ° 15' с.ш. 33 ° 35' в.д.  /  44,25 ° с.ш. 33,59 ° в.д.  / 44,25; 33,59

1988 г., инцидент с столкновением на Черном море.
Дата 12 февраля 1988 г. ( 12 февраля 1988 г. )
Время 10:02 ( МСК )
Расположение Черное море
Координаты 44 ° 15' с.ш. 33 ° 35' в.д.  /  44,25 ° с.ш. 33,59 ° в.д.  / 44,25; 33,59
Цель Корабли ВМС США :
Преступник Корабли ВМФ СССР :
Исход Принятие Совместного заявления США и СССР о единообразном принятии норм международного права, регулирующих мирный проход
Soviet frigate Bezzavetny (right) bumping USS Yorktown
Советский фрегат СКР-6 столкнулся с авианосцем USS Caron

Инцидент с столкновением на Черном море произошел 12 февраля 1988 года, когда американский крейсер USS Yorktown пытался реализовать право мирного прохода через советские территориальные воды в Черном море во время холодной войны . Крейсер столкнулся с советским фрегатом «Беззаветный» с намерением оттеснить «Йорктаун» в международные воды . В этом инциденте также участвовал эсминец USS Caron , плававший в компании с USS Yorktown и претендовавший на право мирного прохода, который намеренно был взвален на плечи советского класса «Мирка» фрегата СКР-6 . Yorktown сообщил о незначительных повреждениях корпуса , без пробоин и риска затопления. [1] Кэрон не пострадал. [1]

В то время Советский Союз признавал право мирного прохода военных кораблей в своих территориальных водах исключительно по отведенным морским путям . [2] нет правовых оснований Соединенные Штаты считали, что у прибрежной страны ограничивать транзит военных кораблей только морскими путями. [3] Впоследствии Госдепартамент США установил, что русскоязычный текст Конвенции ООН по морскому праву , статья 22, пункт 1, позволяет прибрежному государству регулировать право мирного прохода в случае необходимости, тогда как англоязычный текст текст не сделал. [1] После инцидента Советский Союз согласился решить вопрос о мирном проходе в советских территориальных водах. [1]

В 1979 году Соединенные Штаты запустили неофициальную программу по продвижению «прав и свобод навигации и полетов, гарантированных всем странам международным правом ». [1] Правительство США заявило, что оно инициировало программу, потому что некоторые страны начали устанавливать границы юрисдикции, выходящие за рамки традиционных претензий. [1] Соединенные Штаты хотели остановить это, и, по их словам, дипломатические протесты оказались неэффективными. [1] Новое обычное международное право может возникнуть, если страны будут избегать использования своих кораблей и самолетов в спорных районах, а США считают это нежелательным. [1]

В 1980-е годы военные корабли США два-три раза в год проходили через проливы из Средиземного моря в Черное, чтобы «показать флаг» и заявить о праве мирного прохода в прибрежных государствах. [1] Помимо права свободного прохода, военно-морская деятельность США в Черном море служила цели защиты прав США в соответствии с Конвенцией Монтрё 1936 года о режиме проливов . По словам представителя правительства США, « Дарданеллы и Босфор образуют международный водный путь» в соответствии с этой конвенцией, и «если вы не будете периодически подтверждать свои права, вы обнаружите, что их трудно восстановить». [1]

Между тем, «Правила плавания и пребывания иностранных военных кораблей в территориальных водах, внутренних водах и портах СССР», принятые Советом Министров СССР в 1983 году, признавали право мирного прохода иностранных военных кораблей только в ограниченных районах акватории СССР. советские территориальные воды в Балтийском , Охотском и Японском морях ; [1] не были обозначены. морские пути для мирного прохода в Черном море [1] Советские корабли и самолеты регулярно отправлялись туда для наблюдения за военными кораблями США. [1]

После инцидента 1986 года в Черном море, в котором также участвовали авианосцы « Йорктаун» и « Карон» , в том же году состоялось заседание Совета обороны СССР. [4] На совещании главнокомандующий ВМФ СССР Владимир Чернавин предложил Михаилу Горбачеву , министру обороны Сергею Соколову , министру иностранных дел Эдуарду Шеварднадзе и другим высокопоставленным чиновникам, что вторгшиеся иностранные военные корабли можно изгнать из советских вод несколькими способами, в том числе натыкаясь. [4]

Инцидент

[ редактировать ]
Инцидент с столкновением в Черном море в 1988 году произошел в Черном море.
1988 г., инцидент с столкновением на Черном море.
Место происшествия в Черном море в 1988 году.

12 февраля 1988 года «Тикондерога» класса крейсер USS Yorktown и «Spruance» класса эсминец USS Caron провели учения по мирному переходу в Черное море. Кэрон прошел в 7,5 миль (12,1 км) от советского берега, а Йорктаун приблизился к 10,3 милям (16,6 км) от берега. Командующий Черноморским флотом Михаил Хронопуло получил приказ Чернавина пресечь проход военных кораблей США. [4] эсминцу «Красный Кавказ» Первоначально задание противостоять им было поручено » Беззаветный , но у него возникли технические проблемы, поэтому вместо него был отправлен фрегат типа «Кривак» « . [5] Однако, по словам Беззаветного командира капитана Владимира Богдашина , его корабль имел две крылатые ракеты вместо четырех, был вдвое меньше «Йорктауна» составлял лишь треть его размера и по водоизмещению . [5] Советский фрегат СКР-6 под командованием капитана Анатолия Петрова был примерно в четверть размера военного корабля США « Карон» . [5]

Сначала к Кэрону подошел фрегат СКР-6 , а через три минуты к Йорктауну подошел фрегат «Беззаветный» , [1] а бомбардировщики Ту-16 следили за движением судов. [6] Когда военные корабли США засекли угол советских территориальных вод, они столкнулись. В 10:02 по местному времени, в

 WikiMiniAtlas
44 ° 15,2' с.ш. , 33 ° 35,4' в.д.  /  44,2533 ° с.ш., 33,5900 ° в.д.  / 44,2533; На высоте 33,5900 м , в 10,5 морских милях (19,4 км; 12,1 миль) от берега, СКР-6 врезался в левый борт позади Карона в шпангоут примерно в 60 футах (18 м) от носа. [1] Кэрон получила поверхностное соскабливание краски, никаких травм у персонала не было. [1] Bezzavetnyy , having bumped Yorktown , was ordered [ кем? ] отойти и больше с ней не связываться. [5] [ нужен лучший источник ]

Оба военных корабля США после инцидента остались на ровном курсе. Кэрон покинул советские территориальные воды в 11:50 по местному времени без дальнейших происшествий. [1]

Оба военных корабля США сообщили об инциденте главнокомандующему ВМС США в Европе адмиралу Джеймсу Б. Бьюзи . Кэрон сообщил на 16 канале УКВ сообщил, что в 13:20 по местному времени Беззаветный : « Советским кораблям приказано не допускать нарушения территориальных вод, крайняя мера — нанести удар по вашему кораблю одним из наших». [1] Ответ Кэрона был: «Я занимаюсь мирным проходом в соответствии с международным правом». [1] «Йорктаун » в своем отчете заявил, что в 9:56 по местному времени с ним связался Беззаветный по 16 каналу и приказал покинуть советские территориальные воды, иначе «наш корабль нанесет удар по вашему». [1] Затем, согласно сообщению, в 10:03 Беззаветный подошел к левому борту Йорктауна и врезался в него, свернув на корабль. [1]

Правый якорь « Беззаветного» оторвало. [1] Два с ракетами «Гарпун» контейнера на борту «Йорктауна» получили повреждения, когда . нос Беззаветного пролетел над левым кварталом Затем Беззаветный направился в левый порт и занял станцию ​​в 300 ярдах (270 м) от левого траверза Йорктауна . [1] Bezzavetnyy required a minor repair. [5]

Министерство обороны СССР выступило с заявлением, в котором обвинило военные корабли США в игнорировании «предупреждающих сигналов советских пограничных кораблей» и в «опасном маневрировании в советских водах». [3] Инцидент также вызвал дипломатический протест со стороны правительства США. [7]

Вскоре после того, как проблема мирного прохода была решена между двумя странами, было опубликовано Совместное заявление США и СССР о единообразном принятии норм международного права, регулирующих мирный проход, в котором признавалось право каждой страны на транзит через территориальные воды. [8]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Уильям Дж. Асевес. «Дипломатия на море: операции США по свободе судоходства в Черном море». Исследования международного права . 68 .
  2. ^ Kraska & Pedrozo 2013 , pp. 255–256
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Kraska & Pedrozo 2013 , p. 256
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сергей Птичкин (10 April 2014). Атака "Беззаветного" . Российская газета (на русском языке). Архивировано из оригинала 8 сентября 2014 года . Проверено 8 сентября 2014 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Алексей Овчинников (16 February 2012). Империя наносит последний удар . Комсомольская правда (на русском языке). Архивировано из оригинала 7 сентября 2014 года . Проверено 7 сентября 2014 г.
  6. ^ Марк Томпсон (13 февраля 1988 г.). «Советские и американские корабли столкнулись в Черном море» . Филадельфийская медиасеть . Архивировано из оригинала 7 сентября 2014 года . Проверено 6 сентября 2014 г.
  7. ^ Kraska & Pedrozo 2013 , p. 257
  8. ^ Ананд, РП (2013). Исследования в области международного права и истории: азиатская перспектива . Развитие международного права. Спрингер Нидерланды. п. 206. ИСБН  978-94-017-5600-6 . Архивировано из оригинала 19 сентября 2023 года . Проверено 13 июля 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Краска, Джеймс; Педрозо, Рауль (2013). Международное право морской безопасности . Издательство Мартинуса Нийхоффа. ISBN  978-9004233577 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 82507b20c3618ca1810d1f8019308e13__1707864240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/13/82507b20c3618ca1810d1f8019308e13.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1988 Black Sea bumping incident - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)