1988 г., инцидент с столкновением на Черном море.
Дата | 12 февраля 1988 г. |
---|---|
Время | 10:02 ( МСК ) |
Расположение | Черное море |
Координаты | 44 ° 15' с.ш. 33 ° 35' в.д. / 44,25 ° с.ш. 33,59 ° в.д. |
Цель | Корабли ВМС США : |
Преступник | Корабли ВМФ СССР :
|
Исход | Принятие Совместного заявления США и СССР о единообразном принятии норм международного права, регулирующих мирный проход |
Инцидент с столкновением на Черном море произошел 12 февраля 1988 года, когда американский крейсер USS Yorktown пытался реализовать право мирного прохода через советские территориальные воды в Черном море во время холодной войны . Крейсер столкнулся с советским фрегатом «Беззаветный» с намерением оттеснить «Йорктаун» в международные воды . В этом инциденте также участвовал эсминец USS Caron , плававший в компании с USS Yorktown и претендовавший на право мирного прохода, который намеренно был взвален на плечи советского класса «Мирка» фрегата СКР-6 . Yorktown сообщил о незначительных повреждениях корпуса , без пробоин и риска затопления. [1] Кэрон не пострадал. [1]
В то время Советский Союз признавал право мирного прохода военных кораблей в своих территориальных водах исключительно по отведенным морским путям . [2] нет правовых оснований Соединенные Штаты считали, что у прибрежной страны ограничивать транзит военных кораблей только морскими путями. [3] Впоследствии Госдепартамент США установил, что русскоязычный текст Конвенции ООН по морскому праву , статья 22, пункт 1, позволяет прибрежному государству регулировать право мирного прохода в случае необходимости, тогда как англоязычный текст текст не сделал. [1] После инцидента Советский Союз согласился решить вопрос о мирном проходе в советских территориальных водах. [1]
Фон
[ редактировать ]В 1979 году Соединенные Штаты запустили неофициальную программу по продвижению «прав и свобод навигации и полетов, гарантированных всем странам международным правом ». [1] Правительство США заявило, что оно инициировало программу, потому что некоторые страны начали устанавливать границы юрисдикции, выходящие за рамки традиционных претензий. [1] Соединенные Штаты хотели остановить это, и, по их словам, дипломатические протесты оказались неэффективными. [1] Новое обычное международное право может возникнуть, если страны будут избегать использования своих кораблей и самолетов в спорных районах, а США считают это нежелательным. [1]
В 1980-е годы военные корабли США два-три раза в год проходили через проливы из Средиземного моря в Черное, чтобы «показать флаг» и заявить о праве мирного прохода в прибрежных государствах. [1] Помимо права свободного прохода, военно-морская деятельность США в Черном море служила цели защиты прав США в соответствии с Конвенцией Монтрё 1936 года о режиме проливов . По словам представителя правительства США, « Дарданеллы и Босфор образуют международный водный путь» в соответствии с этой конвенцией, и «если вы не будете периодически подтверждать свои права, вы обнаружите, что их трудно восстановить». [1]
Между тем, «Правила плавания и пребывания иностранных военных кораблей в территориальных водах, внутренних водах и портах СССР», принятые Советом Министров СССР в 1983 году, признавали право мирного прохода иностранных военных кораблей только в ограниченных районах акватории СССР. советские территориальные воды в Балтийском , Охотском и Японском морях ; [1] не были обозначены. морские пути для мирного прохода в Черном море [1] Советские корабли и самолеты регулярно отправлялись туда для наблюдения за военными кораблями США. [1]
После инцидента 1986 года в Черном море, в котором также участвовали авианосцы « Йорктаун» и « Карон» , в том же году состоялось заседание Совета обороны СССР. [4] На совещании главнокомандующий ВМФ СССР Владимир Чернавин предложил Михаилу Горбачеву , министру обороны Сергею Соколову , министру иностранных дел Эдуарду Шеварднадзе и другим высокопоставленным чиновникам, что вторгшиеся иностранные военные корабли можно изгнать из советских вод несколькими способами, в том числе натыкаясь. [4]
Инцидент
[ редактировать ]12 февраля 1988 года «Тикондерога» класса крейсер USS Yorktown и «Spruance» класса эсминец USS Caron провели учения по мирному переходу в Черное море. Кэрон прошел в 7,5 миль (12,1 км) от советского берега, а Йорктаун приблизился к 10,3 милям (16,6 км) от берега. Командующий Черноморским флотом Михаил Хронопуло получил приказ Чернавина пресечь проход военных кораблей США. [4] эсминцу «Красный Кавказ» Первоначально задание противостоять им было поручено » Беззаветный , но у него возникли технические проблемы, поэтому вместо него был отправлен фрегат типа «Кривак» « . [5] Однако, по словам Беззаветного командира капитана Владимира Богдашина , его корабль имел две крылатые ракеты вместо четырех, был вдвое меньше «Йорктауна» составлял лишь треть его размера и по водоизмещению . [5] Советский фрегат СКР-6 под командованием капитана Анатолия Петрова был примерно в четверть размера военного корабля США « Карон» . [5]
Сначала к Кэрону подошел фрегат СКР-6 , а через три минуты к Йорктауну подошел фрегат «Беззаветный» , [1] а бомбардировщики Ту-16 следили за движением судов. [6] Когда военные корабли США засекли угол советских территориальных вод, они столкнулись. В 10:02 по местному времени, в
44 ° 15,2' с.ш. , 33 ° 35,4' в.д. / 44,2533 ° с.ш., 33,5900 ° в.д. , в 10,5 морских милях (19,4 км; 12,1 миль) от берега, СКР-6 врезался в левый борт позади Карона в шпангоут примерно в 60 футах (18 м) от носа. [1] Кэрон получила поверхностное соскабливание краски, никаких травм у персонала не было. [1] Bezzavetnyy , having bumped Yorktown , was ordered [ кем? ] отойти и больше с ней не связываться. [5] [ нужен лучший источник ]Оба военных корабля США после инцидента остались на ровном курсе. Кэрон покинул советские территориальные воды в 11:50 по местному времени без дальнейших происшествий. [1]
Оба военных корабля США сообщили об инциденте главнокомандующему ВМС США в Европе адмиралу Джеймсу Б. Бьюзи . Кэрон сообщил на 16 канале УКВ сообщил, что в 13:20 по местному времени Беззаветный : « Советским кораблям приказано не допускать нарушения территориальных вод, крайняя мера — нанести удар по вашему кораблю одним из наших». [1] Ответ Кэрона был: «Я занимаюсь мирным проходом в соответствии с международным правом». [1] «Йорктаун » в своем отчете заявил, что в 9:56 по местному времени с ним связался Беззаветный по 16 каналу и приказал покинуть советские территориальные воды, иначе «наш корабль нанесет удар по вашему». [1] Затем, согласно сообщению, в 10:03 Беззаветный подошел к левому борту Йорктауна и врезался в него, свернув на корабль. [1]
Правый якорь « Беззаветного» оторвало. [1] Два с ракетами «Гарпун» контейнера на борту «Йорктауна» получили повреждения, когда . нос Беззаветного пролетел над левым кварталом Затем Беззаветный направился в левый порт и занял станцию в 300 ярдах (270 м) от левого траверза Йорктауна . [1] Bezzavetnyy required a minor repair. [5]
Ответ
[ редактировать ]Министерство обороны СССР выступило с заявлением, в котором обвинило военные корабли США в игнорировании «предупреждающих сигналов советских пограничных кораблей» и в «опасном маневрировании в советских водах». [3] Инцидент также вызвал дипломатический протест со стороны правительства США. [7]
Вскоре после того, как проблема мирного прохода была решена между двумя странами, было опубликовано Совместное заявление США и СССР о единообразном принятии норм международного права, регулирующих мирный проход, в котором признавалось право каждой страны на транзит через территориальные воды. [8]
См. также
[ редактировать ]- Инцидент на Черном море 1986 года.
- 2003 Конфликт на острове Тузла
- Инцидент в Керченском проливе, 2018 г.
- Инцидент на Черном море 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Уильям Дж. Асевес. «Дипломатия на море: операции США по свободе судоходства в Черном море». Исследования международного права . 68 .
- ^ Kraska & Pedrozo 2013 , pp. 255–256
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Kraska & Pedrozo 2013 , p. 256
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сергей Птичкин (10 April 2014). Атака "Беззаветного" . Российская газета (на русском языке). Архивировано из оригинала 8 сентября 2014 года . Проверено 8 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Алексей Овчинников (16 February 2012). Империя наносит последний удар . Комсомольская правда (на русском языке). Архивировано из оригинала 7 сентября 2014 года . Проверено 7 сентября 2014 г.
- ^ Марк Томпсон (13 февраля 1988 г.). «Советские и американские корабли столкнулись в Черном море» . Филадельфийская медиасеть . Архивировано из оригинала 7 сентября 2014 года . Проверено 6 сентября 2014 г.
- ^ Kraska & Pedrozo 2013 , p. 257
- ^ Ананд, РП (2013). Исследования в области международного права и истории: азиатская перспектива . Развитие международного права. Спрингер Нидерланды. п. 206. ИСБН 978-94-017-5600-6 . Архивировано из оригинала 19 сентября 2023 года . Проверено 13 июля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Краска, Джеймс; Педрозо, Рауль (2013). Международное право морской безопасности . Издательство Мартинуса Нийхоффа. ISBN 978-9004233577 .
- 1988 год в Советском Союзе
- Военная история Советского Союза в период Холодной войны.
- Военная история США времен Холодной войны
- Международные морские инциденты
- Военная история Черного моря
- Конфликты холодной войны
- Морские инциденты в 1988 году
- Морские инциденты в Советском Союзе
- 1988 г. в международных отношениях.
- Военные отношения СССР и США