План Баруха
План Баруха был предложением, выдвинутым правительством США 14 июня 1946 года Комиссии ООН по атомной энергии (UNAEC) во время ее первого заседания. Бернард Барух написал большую часть предложения, основываясь на отчете Ачесона-Лилиенталя за март 1946 года . (Соединенные Штаты, Великобритания и Канада призвали международную организацию регулировать использование атомной энергии , и президент Трумэн в ответ попросил заместителя госсекретаря Дина Ачесона и Дэвида Э. Лилиенталя разработать план.) Советский Союз , опасаясь, что этот план сохранит американскую ядерную монополию , в декабре 1946 года отказался в Совете Безопасности ООН одобрить версию предложения Баруха, [1] и время холодной войны во последовала фаза гонки ядерных вооружений .
Описание [ править ]
В Плане США согласились вывести из эксплуатации все свое атомное оружие и передать ядерные технологии при условии, что все другие страны обязуются не производить атомное оружие и соглашаются на адекватную систему инспекций, включая мониторинг, охрану порядка и санкции. План также предлагал интернационализировать энергетику деления через Международное управление по атомному развитию, которое будет осуществлять монополию на добычу урана и тория , переработку руд, владение материалами, а также строительство и эксплуатацию атомных электростанций. Этот орган будет подчиняться Комиссии ООН по атомной энергии . [2] Вкратце, план предлагал: [3]
- расширить между всеми странами обмен основной научной информацией для мирных заключений;
- осуществлять контроль над ядерной энергетикой в объеме, необходимом для обеспечения ее использования только в мирных целях;
- исключить из национальных вооружений атомное оружие и все другие основные виды оружия, пригодные для массового уничтожения; и
- установить эффективные гарантии посредством инспекций и других средств для защиты соблюдающих государств от опасностей нарушений и уклонений.
Представляя свой план Организации Объединенных Наций , Барух заявил: [4]
Мы здесь для того, чтобы сделать выбор между живыми и мертвыми. Это наш бизнес. За черным предзнаменованием нового атомного века скрывается надежда, которая, если ухватиться за нее с верой, может привести к нашему спасению. Если мы потерпим неудачу, мы обрекаем каждого человека быть рабом страха. Давайте не будем обманывать себя; мы должны выбрать мир во всем мире или (избрать) разрушение мира.
Реакция [ править ]
Советы отвергли план Баруха и выдвинули встречное предложение на том основании, что в Организации Объединенных Наций доминировали Соединенные Штаты и их союзники в Западной Европе, и поэтому им нельзя доверять беспристрастное осуществление власти над атомным оружием. Националистический Китай , член Совета Безопасности ООН с правом вето был антикоммунистом и поддерживал США , в то время . В контрпредложении СССР настаивалось, чтобы Америка сначала ликвидировала свое собственное ядерное оружие, прежде чем рассматривать какие-либо предложения по системе контроля и инспекций. [5] [6] [2]
Хотя Советы проявляли дальнейший интерес к делу контроля над вооружениями после того, как в 1949 году они стали ядерной державой, и особенно после смерти Сталина в 1953 году, вопрос о подчинении Советского Союза международной инспекции всегда был щекотливым, и многие попытки контроля над ядерным вооружением зашли в тупик. Важно отметить, что план Баруха предполагал, что ни один из постоянных членов Совета Безопасности ООН не сможет наложить вето на решение о наказании виновных. Из-за трудностей с мониторингом и охраной правопорядка, а также амбиций Сталина по разработке атомного оружия, хотя переговоры по плану Баруха и советскому контрпредложению продолжались в UNAEC до 1948 года, план не получил серьезного продвижения позже конца 1947 года. В ходе переговоров СССР ускоренными темпами реализовал собственный проект создания атомной бомбы , а Соединенные Штаты продолжали разработку и производство собственного оружия. После провала плана обе страны приступили к ускоренным программам разработки, инноваций, производства и испытаний оружия в рамках общей программы. Гонка ядерных вооружений времён Холодной войны. [2]
Бертран Рассел призывал к контролю над ядерным оружием в 1940-х и начале 1950-х годов, чтобы избежать вероятности всеобщей ядерной войны , и поначалу почувствовал надежду, когда было сделано «Предложение Баруха». В конце 1948 года он предположил, что «средством решения могла бы стать угроза немедленной войны со стороны Соединенных Штатов против России с целью принуждения ее к ядерному разоружению». Позже он не так хорошо относился к предложению Баруха, поскольку «Конгресс настаивал на включении статей, которые, как было известно, русские не приняли». [7] В своей книге 1961 года « Есть ли у человека будущее?» Рассел описал план Баруха следующим образом:
Правительство Соединенных Штатов... действительно пыталось... воплотить в жизнь некоторые идеи, предложенные учеными-атомщиками. В 1946 году она представила миру то, что сейчас называется «Планом Баруха», имевшим весьма большие достоинства и проявившим немалую щедрость, если вспомнить, что Америка все еще обладала нерушимой ядерной монополией... К сожалению, имелись особенности Предложение Баруха, которое Россия сочла неприемлемым, как, впрочем, и следовало ожидать. Это была сталинская Россия, пылающая гордостью за победу над немцами, подозрительно (не без оснований) относящаяся к западным державам и осознающая, что в ООН она почти всегда может быть отвергнута. [8]
Историческое значение [ править ]
Такие ученые, как Дэвид С. Пейнтер , Мелвин Леффлер и Джеймс Кэрролл, задаются вопросом, был ли план Баруха законной попыткой добиться глобального сотрудничества в области контроля над ядерным оружием. [2] [9] [10] План Баруха часто упоминается как поворотный момент в истории в работах, продвигающих интернационализацию ядерной энергетики. [11] или пересмотр контроля над ядерным вооружением. [12] [6] В работе философа Ника Бострома » 2014 года «Суперинтеллект: пути, опасности, стратегии он процитировал план Баруха как часть аргумента в пользу того, что будущая держава, обладающая сверхразумом, получившая достаточное стратегическое преимущество, будет использовать его для создания безобидного «одиночного существа» или формы. глобального единства. [13] :89
См. также [ править ]
- Отчет Ачесона-Лилиенталя
- Атомы для мира
- Холодная война
- Международный термоядерный экспериментальный реактор (ИТЭР)
- Гонка ядерных вооружений
- Манифест Рассела-Эйнштейна
- Научная дипломатия
- Комиссия ООН по атомной энергии (UNAEC)
Ссылки [ править ]
- ^ Художник Дэвид С. (25 марта 2010 г.). «Нефть, ресурсы и холодная война». В Леффлере, Мелвин П .; Вестад, Одд Арне (ред.). Кембриджская история холодной войны . Том. 1: Происхождение (переиздание). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 487. ИСБН 9780521837194 . Проверено 9 мая 2023 г.
Осознавая последствия плана Баруха, Советы заблокировали его принятие Советом Безопасности ООН в декабре 1946 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Гербер, Ларри Г. (1982). «План Баруха и истоки холодной войны» . Дипломатическая история . 6 (4): 69–96. дои : 10.1111/j.1467-7709.1982.tb00792.x . ISSN 1467-7709 .
- ^ Рамбл, Гревилл (1985). Политика ядерной защиты – всестороннее введение (1-е изд.). Кембридж: Политическая пресса . стр. 285 (8–9, 219). ISBN 0-7456-0195-2 .
- ^ Уильямс, Джошуа. « Быстрый и мертвый ». Международная конференция Карнеги по нераспространению. 16 июня 2005 г.
- ^ «Вехи: 1945–1952 — Кабинет историка» . History.state.gov . Проверено 05 сентября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кирн, Дэвид В. (12 марта 2010 г.). «План Баруха и стремление к атомному разоружению». Дипломатия и государственное управление . 21 (1): 41–67. дои : 10.1080/09592290903577742 . ISSN 0959-2296 . S2CID 154515687 .
- ^ Рассел, Бертран (1969). Автобиография Бертрана Рассела: 1944–1967, Том III . Лондон: Джордж Аллен и Анвин . стр. 17, 18, 181. ISBN. 978-0-04-921010-3 .
- ^ Бертран Рассел, Есть ли у человека будущее? [Лондон: Аллен и Анвин, 1961], стр. 28–9.
- ^ Художник Дэвид С. (сентябрь 2007 г.). «От Трумэна до круглого стола Рузвельта» (PDF) . Х-Дипло .
- ^ Кэрролл, Джеймс (4 июня 2007 г.). Дом войны: Пентагон и катастрофический рост американской мощи . Хоутон Миффлин Харкорт. стр. 120–121. ISBN 9780547526454 .
- ^ Нильссон, Л. Дж. Верфассер (1991). Защита и интернационализация ядерной энергетики . OCLC 1068978033 .
{{cite book}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Макби, Дженифер (3 июля 2016 г.). «Все еще ищу, все еще борюсь». Обзор нераспространения . 23 (3–4): 261–286. дои : 10.1080/10736700.2016.1290026 . ISSN 1073-6700 . S2CID 151383304 .
- ^ Бостром, Ник, 1973 г. – автор книги «Суперинтеллект: пути, опасности, стратегии » , ISBN. 978-1-5012-2774-5 , OCLC 1061147095
{{citation}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
Дальнейшее чтение [ править ]
- Чейс, Джеймс. «Поделимся атомной бомбой». Иностранные дела (1996) 75 № 1, стр. 129–144. краткое содержание
- Хьюлетт, Ричард Г. и Оскар Э. Андерсон. История Комиссии по атомной энергии США: Новый Свет, 1939–1946, Том I. (Издательство Пенсильванского государственного университета, 1962).
- Майерс, Дэвид. «Устраненные разрушения и ожидаемые разрушения: Управление помощи и восстановления Организации Объединенных Наций (UNRRA), атомная бомба и политика США 1944–1946 годов». International History Review 38 № 5 (2016), стр. 961–83.